Образование
ЕДИНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭКЗАМЕН И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ
Т. Л. КЛЯЧКО Е. А. СЕМИОНОВА Г. С. ТОКАРЕВА
Опросы, проведенные Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС, свидетельствуют о том, что родители и учителя полагают: пандемия не оказала существенного влияния на эффективность работы школы по подготовке учащихся к выпускным экзаменам. Тем не менее наиболее уязвимыми в условиях вынужденных ограничений и перехода на дистанционный режим обучения оказались дети из малообеспеченных семей и семей, проживающих в сельской местности. Это обстоятельство может способствовать росту неравенства образовательных возможностей молодежи, в том числе в сфере среднего профессионального образования.
Ключевые слова: общее образование, качество образования, ОГЭ, ЕГЭ, пандемия. JEL 121, 124, 126.
Несмотря на то что государственная итоговая аттестация учащихся в формате ОГЭ и ЕГЭ проводится уже более десяти лет, дискуссии о целесообразности и эффективности такой формы экзаменов продолжаются до сих пор среди родительской общественности и в профессиональном педагогическом сообществе.
Учителя по-разному оценивали влияние введения ОГЭ и ЕГЭ на уровень подготовки учащихся и динамику их образовательных достижений. В последние годы около четверти учителей ежегодно отмечали снижение образовательных результатов школьников. Так, по результатам опроса 2020 г., проведенного до пандемии коронавируса1, 25,9% педагогов заявляли о том, что с введением ОГЭ и ЕГЭ уровень подготовки учащихся не повысился, но даже снизился (25,2% в 2019 г.). Большинство опрошенных учителей (68,6%) были уверены в том, что повышение уровня знаний уча-
щихся относится только к тем учебным предметам, по которым школьники планировали сдавать экзамены (70% в 2019 г.). Лишь 5,6% педагогов высказывали мнение, что уровень знаний учащихся повысился по всем предметам (4,8% в 2019 г.).
Особую актуальность тема подготовки учащихся к экзаменам приобрела в текущем году, когда в условиях вынужденных ограничений образовательный процесс периодически переводился в дистанционный режим, и это могло негативно сказаться на качестве образования. Такое предположение подтверждается результатами исследования 2021 г.2: 51,1% учителей отметили незначительное, а 34,2% - существенное снижение качества образования в течение прошедшего календарного года.
Несмотря на негативные оценки учителей, родители и педагоги не отметили снижения эффективности работы школ по подготовке
Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор (Москва), е-таИ: [email protected]; Семионова Елена Александровна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таИ: [email protected]; Токарева Галина Световна, научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-тшУ: [email protected]
1 Опрос ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.
2 Основной информационный массив социологического исследования, проведенного ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС: в 2020 г., — Нижегородская, Новгородская, Тульская области, объем выборки — 2236 представителей домохозяйств, 2126 учителей;
в 2021 г. — Псковская, Ярославская, Самарская области, объем выборки — 2132 представителя домохозяйств, 2056 учителей.
ОБРАЗОВАНИЕ
учащихся к ОГЭ или ЕГЭ в 2021 г. по сравнению с предыдущими годами наблюдений. По мнению 40,3% учителей, большинство школ готовы к тому, чтобы обеспечить успешную сдачу учащимися ОГЭ с высокими результатами без дополнительных занятий, вместе с тем 28,4% респондентов отметили, что это могут обеспечить лишь лучшие школы.
В 2021 г. в том, что в большинстве школ обеспечивается подготовка учащихся к ЕГЭ на высокие баллы без дополнительных занятий, уверены 30,2% учителей. При этом 31,3% педагогов склонны считать, что такая подготовка обеспечивается только сильными школами.
41,1% родителей считают, что школа, в которой обучается их ребенок, способна обеспечить подготовку к сдаче ОГЭ на высокие баллы без дополнительных занятий. Вместе с тем 11,9% родителей полагают, что без дополнительных занятий школа не обеспечивает такой подготовки, а 47% респондентов не смогли однозначно ответить на этот вопрос.
Проблема подготовки к ЕГЭ сохраняет свою актуальность, поскольку в 2021 г. 66,9% родителей считают необходимым получение их ребенком высшего образования. Чуть более четверти родителей (28,3%) полагают, что школа, в которой обучается их ребенок, способна обеспечить подготовку к сдаче ЕГЭ на высокие баллы без дополнительных занятий. И среди них 31,5% - это родители выпускников 11-х классов. Вместе с тем 19,2% опрошенных родителей отметили, что без дополнительных занятий школа не обеспечивает такую подготовку. У 52,5% родителей этот вопрос вызвал затруднение.
Мнение учителей и родителей о готовности школ к подготовке учащихся к экзаменам за последний учебный год не претерпело существенных изменений по сравнению с предыдущими годами ни в сторону ухудшения, ни в сторону улучшения. И в предыдущие годы оценка работы школ по данному вопросу была
не слишком высокой. Многие родители не ограничивались подготовкой ребенка к ЕГЭ в школе, а организовывали дополнительные занятия, в частности с репетиторами. В 2021 г. треть родителей школьников (34%) сообщили, что нанимали репетиторов и до пандемии, и в настоящее время; 9,8% семей отметили, что ребенок начал заниматься с репетиторами только в период перехода на дистанционное обучение, а 3,2% - что он занимался с репетиторами только до пандемии. Семьи с учащимися 9-11-х класса составляют наибольшую долю от общего числа домохозяйств, где занятия детей с репетиторами были организованы на постоянной основе, а также начало которых совпало с пандемией.
Полученные данные свидетельствуют о росте в последние годы неравенства образовательных возможностей школьников: более половины родителей (52,9%) сообщили, что никогда не прибегали к услугам репетиторов. И большая их доля - из числа тех, кто оценил уровень своего материального положения как низкий (59,3%), а также из числа семей, проживающих в сельской местности (60,7%).
Стоит обратить внимание на оценку учителями влияния пандемии на качество обучения учащихся разных классов. Почти половина из них (48,7%) считают, что пандемией было затронуто качество обучения всех учащихся. При этом 29,3% учителей отметили, что в наибольшей степени снижение качества образования коснулось учащихся 5-8-х классов, 13,4% педагогов - учащихся начальной школы и только 4% учителей высказали мнение, что наиболее существенным снижение качества обучения за год пандемии оказалось у учащихся 9, 10 и 11-х классов. Отдельно стоит отметить, что, по мнению учителей, наиболее сильно снижение качества образования отразилось на учениках, которые и ранее испытывали сложности в освоении школьной программы. ■
66 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 28 • № 7 • ИЮЛЬ 2021
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Unified State Exam (USE) and the Quality of Secondary School Education: Consequences of the Pandemic
Tatyana L. Klyachko — Director of Center of the Economics for Continuing Education of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Elena A. Semionova — Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected] Galina S. Tokareva — Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
The surveys conducted by the RANEPA's Center for Lifelong Learning Economics have shown that parents and secondary school teachers alike believe that the pandemic has not significantly affected the school system's performance in preparing students for their final exams. Nevertheless, children from low-income families and those living in rural areas were found to be the most vulnerable to the effects of containment measures and the switchover to online learning. This circumstance may contribute to the increasing inequality in educational opportunities for young people, including in the field of secondary vocational education.
Key words: general education, quality of education, OGE, USE, pandemic. JEL-codes: I21, I24, I26.