Научная статья на тему 'ЕДИНСТВО РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ИСТОРИИ'

ЕДИНСТВО РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
В.В. ПУТИН / ЕДИНЫЙ НАРОД / РУССКИЕ / УКРАИНЦЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АРЕАЛ / ВЫЗОВЫ ИСТОРИИ / ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / ОБЩИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА УКРАИНЫ / ПРОЕКТ «АНТИ-РОССИЯ»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рожковский Виталий Борисович

В статье в контексте современных вызовов истории рассматривается основное содержание и концептуальные выводы статьи Президента Российской Федерации В.В. Путина. Анализируются исторические основания в пользу главного тезиса В.В. Путина о русских и украинцах как едином народе и их современное значение для противодействия политическому проекту «анти-Россия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNITY OF RUSSIANS AND UKRAINIANS IN THE CONTEXT OF HISTORICAL CHALLENGES

The article in the context of modern challenges to history considers the main content and conceptual conclusions of the article of the President of the Russian Federation V.V. Putin. Historical grounds are analyzed in favor of V.V. Putin’s main thesis about Russians and Ukrainians as a single people and their modern significance to counter the anti-Russia political project.

Текст научной работы на тему «ЕДИНСТВО РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ИСТОРИИ»

УДК 327:1 ББК 66.4

Рожковский Виталий Борисович Rozhkovsky Vitaly Borisovich

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России, доктор философских наук, доцент. E-mail: v-rozkovskiy@mail.ru

Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy, Associate Professor.

ЕДИНСТВО РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ИСТОРИИ

Unity of russians and Ukrainians in the context of historical challenges

В статье в контексте современных вызовов истории рассматривается основное содержание и концептуальные выводы статьи Президента Российской Федерации В.В. Путина. Анализируются исторические основания в пользу главного тезиса В.В. Путина о русских и украинцах как едином народе и их современное значение для противодействия политическому проекту «анти-Россия».

Ключевые слова: В.В. Путин, единый народ, русские, украинцы, исторический ареал, вызовы истории, православная вера, общий язык, культурные традиции, политическая элита Украины, проект «анти-Россия».

Современная историческая ситуация формирует, используя терминологию А. Тойнби, новые «вызовы», касающиеся не только настоящего и будущего отдельных народов и государств, но и всего мира, придавая любым значимым локальным действиям глобальную проблематику. События прошлого также выступают в новом качестве, высвечивается «работа» самой истории, в результате которой отчетливее виден генезис современных проблем и конфликтов. Вместе с тем для массового сознания внешняя «обертка» событий зачастую скрывает их подлинный масштаб и исторические основания, и потому им воспринимается, в частности, лишь сиюминутная политическая конъюнктура или потребности момента. Подобное сознание находится во многом в плену эмоционально-психологических ассоциаций и образов, настойчиво внедряемых в информационной среде (СМИ, интернет-ресурсах и др.) в доступном для обывателя формате. Между тем «работа» истории в полной мере открывается только в соотнесении с работой разума, на уровне самосознания, для выражения которого требуются усилия на-

The article in the context of modern challenges to history considers the main content and conceptual conclusions of the article of the President of the Russian Federation V.V. Putin. Historical grounds are analyzed in favor of V.V. Putin's main thesis about Russians and Ukrainians as a single people and their modern significance to counter the anti-Russia political project.

Keywords: V.V. Putin, united people, Russians, Ukrainians, historical area, challenges of history, Orthodox faith, common language, cultural traditions, political elite of Ukraine, anti-Russia project.

учного и политического сообществ, в том числе их выдающихся представителей, а наиболее адекватным жанром будет именно традиционная научная статья.

В этом плане поистине знаковым событием является статья Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованная 12 июля 2021 года. Идеи и оценки, высказанные в обстоятельной статье, касаются, вопреки некоторым популярным и эмоционально-поверхностным суждениям, не только сегодняшней геополитической ситуации на Юге и Востоке Украины, но и составляют направления осмысления прошлого, настоящего и будущего России.

При всей научной проработанности затрагиваемых в ней сложных исторических и современных вопросов (что признал даже Президент Украины В.А. Зеленский) адресатами статьи В.В. Путина являются как российские граждане (в том числе жители Крыма), так и украинцы (статья переведена и опубликована на украинском языке), население ДНР и ЛНР и даже враждебные политики западных

государств (или «спонсоры» политического руководства Украины, по выражению российского Президента).

Тема и концептуальное содержание статьи Президента Российской Федерации не являются чем-то принципиально новым для его убеждений, хотя и представляются в современной ситуации особенно актуальными. По словам В.В. Путина, они выражают его убеждения, высказанные неоднократно и в различных обстоятельствах. Действительно, можно сослаться на целый ряд его публичных выступлений и интервью российским и зарубежным СМИ на протяжении последних двух десятилетий, где звучит один и тот же основной тезис о том, что русские и украинцы (а также белорусы) являются одним целым, одним народом, имеющим общую историческую судьбу, духовное и культурное родство, несмотря на различные культурные и политические трансформации и случающиеся исторические недоразумения и конфликты. При этом в обсуждаемой статье этот тезис получает свое развернутое объяснение и подробную аргументацию.

Поводом для данной статьи послужило то обстоятельство, что в последние годы между Россией и Украиной возникло разделение внутри «одного исторического и духовного пространства» [1], которое президентом нашей страны оценивается как «общая беда» и «трагедия», произошедшие вследствие совершенных в прошлом как собственных ошибок, так и разрушительного и именно целенаправленного внешнего воздействия со стороны недружелюбно настроенных стран. «Сверхзадачей» этих государств является разделение на части единого народа и сталкивание их между собой. Следует продолжить, используя терминологию А. Тойнби, что такая «сверхзадача» может быть достигнута посредством цивили-зационного (социально-политического и ценностно-культурного) давления и ущемления (у А. Тойнби «давление» и «ущемление» являются «стимулами» «вызова»), и лишь достойный, творческий «ответ» общества в лице его элиты способен противостоять данной опасности и даже привести к новому витку развития. Современные обстоятельства цивилизаци-онного «вызова» заключены в политических и социальных потрясениях на Украине, вылившихся в продолжающийся вооруженный конфликт на Юге-Востоке этого государства, обо-

стрение отношений между западными странами и Россией и целый ряд других разрушительных последствий, однако предпосылки данного «вызова» следует искать в более раннем периоде истории. В концептуальном выражении речь в статье идет о понимании положительного, творческого значения единого культурно-исторического пространства, или исторического ареала, где формировался единый русский народ, который не должен использоваться внешними силами для реализации деструктивного политического (антицивилизационно-го) проекта «анти-Россия».

Большая часть статьи Президента России В.В. Путина посвящена аргументу в пользу основного заявленного тезиса «от истории». В этом плане статья призвана продемонстрировать наличие глубочайших исторических и духовных связей между русскими, украинцами и белорусами, что актуально в современной ситуации забвения частью общества истории, сокращения исторической памяти народа на постсоветском пространстве, а также мощного деструктивного воздействия на общественное сознание за счет фальсификации важных исторических событий.

По убеждению Президента России, со времени Древней Руси - государства, объединявшего многие славянские народы, русских, украинцев и белорусов роднили между собой, помимо общего политического пространства, общий язык, культурные традиции, экономические связи и единая православная вера. И по каждому основанию «родства» президент приводит аргументы, доказывая его историческую жизнеспособность. По сути, он раскрывает важнейшую свою идею, которая в другом его выступлении звучала следующим образом: у России с Украиной «одна днепровская, киевская купель, у нас, безусловно, общие исторические корни и общие судьбы, у нас общая религия, общая вера, у нас очень схожая культура, языки, традиции и менталитет» [2]. Указанные основания в общем соответствуют выделенным и отстаиваемым в русской социально-политической мысли еще славянофилами (И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым и др.) в XIX веке, которые, как известно, рассматривали духовно-историческую целостность России именно как религиозно-духовную (на основе русского православия, единой Русской православной церкви), а также языковую,

культурную и социально-экономическую. При этом Президент России рассматривает данные основания в более сложном историческом контексте и в свете новых «вызовов» времени.

Принципиальным дополнением в статье (по сравнению с взглядами славянофилов) стала формулировка концепта «единый народ» (русские, украинцы, белорусы) в критическом противопоставлении существовавшей в период Советского государства идеологеме «братские народы». Последняя вкупе с идеей раннего большевизма о «праве народов на самоопределение вплоть до отделения» и искусственном приписывании («нарезкой») территорий (в том числе и для Украинской ССР) на практике привела к тому, что с распадом Советского Союза и отделением союзных республик возникли тяжелые межэтнические конфликты и территориальные претензии, а Россия (бывшая РСФСР) фактически была территориально ограблена. Президент В.В. Путин прямо высказывает обвинение политическим вождям Советского государства: «Большевики относились к русскому народу как к нескончаемому материалу для социальных экспериментов» [1]. Вообще отстаивание Президентом России идеологемы «единый народ» взамен советской идеологемы некоторыми политологами оценивается как своего рода «копер-никанский переворот» [3], поскольку олицетворяет собой возврат к акцентуации духовных корней единого русского народа.

В ходе подробного исторического очерка о формировании единого народа глава Российского государства отстаивает представление о том, что общие основания идентичности русских и украинцев всегда превалировали над моментами исторических расхождений и противостояний. Трудно, практически невозможно оспорить общее происхождение и существование единого народа в период до монголо-татарского нашествия, единство веры и языка, общность самого народного самосознания. Но и дальнейшая история русской государственности не позволяет согласиться с представлениями (упомянутыми в статье президента), в частности, украинского историка М. Грушевского, который создал концепцию особого происхождения украинцев вне непосредственной связи с великороссами. По его мнению, южная Русь после татар «ушла» в направлении союза с Польшей и Литвой, в то время как на

северо-востоке появилась Московия, а позднее и Россия имперского периода. Однако, по убеждению директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова, в развитии данных представлений положена неверная посылка, поскольку и в XV, XVI, XVII веках сохранялась «фундаментальная общность» православной веры и языка [4], поэтому, даже находясь под властью Польши, жители Украины осознавали себя именно русскими и православными людьми. Между тем из концепции М. Грушевского «исходит не только современная украинская историография, но и общественное мнение политических верхов» [4].

Как отмечает Президент России, даже тогда, когда «южные и западные русские земли в основном вошли в состав Великого Княжества Литовского, которое... в исторических документах называлось Великим Княжеством Литовским и Русским» [1], в различных областях Древней Руси продолжали общаться на одном языке и сохранялась единая православная вера, в том числе и единое церковное управление (вплоть до середины XV века). Впоследствии же центром воссоединения, продолжившим традицию древнерусской государственности, стала Москва. При этом на Западе Руси возникло сильное влияние европейских стран, что выражалось в постепенном вытеснении православия и усилении влияния католической церкви и польской католической знати, латинизации и «ополячивании» населения. Однако как ответ на эти процессы в XVT-XVI[ веках формировались освободительные движения православного населения Поднепровья. В 1654 году, как известно, произошло присоединение Украины к России, явившееся, как отмечает В.В. Путин, следствием свободного волеизъявления народа, который осознавал себя русским православным народом, т. е. народом, единым с людьми, жившими на Северо-Востоке Руси. Сам факт ухода под власть московского царя в XVIII веке (благодаря выбору гетмана Богдана Хмельницкого) выражал стремление сохранить прежде всего собственную православную идентичность. Жители Украины лишь воссоединились с основной частью русского православного народа. При этом та часть Украины, которая осталась под влиянием Речи Посполитой, испытывала социальное и религиозное угнетение, в то время как земли Левобережья, взятые под защиту родного им государства, активно

развивались. Дальнейшая интеграция западнорусских земель в государственное пространство России была не столько следствием политических усилий, сколько проявлением творческой силы общих культурных и религиозных традиций. Большое значение имела и языковая близость. Хотя при этом существовали и особенности культурных обычаев, но они носили характер региональных и не претендовали на роль фактора конфронтации с общими историческими и духовными корнями.

Как подчеркивает Президент нашей страны, невозможно разделить и противопоставить общее достояние литературы, культуры, искусства, созданное как на русском, так и на украинском языках. Указанные общие моменты родства не противоречили мирному и благополучному сосуществованию в юго-западных землях Российской империи представителей различных национальностей и религиозных верований, которые при нахождении под общей государственной юрисдикцией не испытывали притеснений и сохраняли свои традиции.

В другом своем выступлении Президент нашей страны подчеркивал, что «в России, на которую пытались в свое время навесить ярлык "тюрьмы народов", за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство... Эта поликультурность, полиэтничность живет в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность. Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России» [5].

Согласно Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный

на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивили-зационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру» [6].

Президент нашей страны признает, что общая история единого народа была далека от идеала. Об этом свидетельствуют и попытки, осуществляемые частью польской элиты и малороссийской интеллигенции, в различное время провести идею отделения от русского украинского народа. Однако эти попытки не имели под собой достаточных исторических, культурных, духовных оснований и были лишь политическим средством для европейских стран настраивания в своих корыстных целях различных частей единого народа друг против друга. Так, «с конца XIX века австро-венгерские власти подхватили эту тему - в противовес как польскому национальному движению, так и москвофильским настроениям в Галиции» [1]. Дальнейшие политические потрясения начала XX века, связанные с революциями 1917 года, вызвали к жизни деструктивные националистические тенденции на Украине, которые быстро сменились ее попаданием под внешнее управление (а также тайной сдачей в обмен на военную поддержку части земель Польше), ставшее роковым для правящего в 1918 году в Киеве режима, что вызывает аналогии с современными политическими решениями на Украине (начиная с 2014 года). «На примере УНР видно, - пишет Президент Российской Федерации, - насколько неустойчивыми были разного рода квазигосударственные образования, возникавшие на пространстве бывшей Российской империи в ходе Гражданской войны и смуты. Националисты стремились к созданию своих отдельных государств, лидеры Белого движения выступали за неделимую Россию» [1].

По мнению В.В. Путина, в советский период истории государства проявились не только объединяющие государственнические (Украина и Белоруссия сделались республиками в составе СССР), но и разрушительные тенденции. «Именно советская национальная политика -вместо большой русской нации, триединого

народа, состоявшего из великороссов, малороссов и белорусов, - закрепила на государственном уровне положение о трех отдельных славянских народах: русском, украинском и белорусском» [1]. Как видно, в этом суждении присутствует серьезный упрек советской власти за реализуемые ею приоритеты национальной политики. Эти особенности политики выразились, в частности, в том, что «в 1954 году в состав УССР была передана Крымская область РСФСР - с грубым нарушением действовавших на тот момент правовых норм» [1].

Далее Президент нашей страны делает важный вывод. По его убеждению, «современная Украина - целиком и полностью детище советской эпохи. Мы знаем и помним, что в значительной степени она создавалась за счет исторической России» [1]. Произвольная, «волюнтаристская», без учета мнения населения переделка границ и территорий, социальные эксперименты над населением, ошибки в национальной политики - все это привело к тому, что «Россия фактически была ограблена» [1] за счет отторжения от нее исторических территорий. Все это делалось во имя неких идеалов мировой революции, которая отменит национальные государства, или произошло в результате конъюнктурных просчетов. Между тем в 1991 году жители на всем постсоветском пространстве оказались искусственно разделены и лишены общей исторической Родины, оторваны от нее.

Говоря о постсоветском периоде истории, В.В. Путин подчеркивает, что Россия оказывала и оказывает значительную экономическую поддержку Украине, что усиливает потенциал обеих стран и отвечает историческим традициям их глубокой экономической кооперации. Серьезной была и поддержка в обеспечении политической безопасности, в решении социальных и экологических задач. Вместе с тем современные волюнтаристские решения властей Украины привели эту страну к глубокому кризису. Однако культурные, духовные, эмоциональные связи между многими людьми России и Украины все еще остаются достаточно сильными. А обвинения России в том, что она является страной-агрессором, противоречат сохраняющимся связям и общности народа. Отрицание общего исторического прошлого выглядит искусственным, мифологизированным. Совершенно ошибочной представляется поддержка властями Украины

националистических движений. Очевидным выступает слабость государственных институтов и коррумпированность. Со стороны внешних сил - недружественных западных государств продолжается втягивание Украины в геополитическую игру для создания при помощи нее барьера между Россией и Европой, некоего плацдарма в противостоянии с Россией. «Заказчики этого проекта, - пишет президент нашей страны, - взяли за основу еще старые наработки польско-австрийских идеологов создания "антимосковской Руси"» [1]. В итоге все основания или факторы, объединяющие русских и украинцев в единый народ, - общий язык, образование, церковное единство - попали под удар новой украинской политики. В Раду внесен законопроект о «коренных народах», согласно которому таковыми признаются лишь те, кто составляет этническое меньшинство и не имеет собственного государственного образования за пределами Украины. Политические власти Украины искусственно вмешиваются в церковную жизнь, проводя не только смену церковной юрисдикции Украинской православной церкви (подчинение Константинопольскому патриархату), но и прямо применяя репрессии и рейдерские захваты в отношении священства, лояльного Московскому патриархату. Проект «анти-Россия» связан с откровенно антигуманными ценностями, такими как героизация нацизма и т.п., что не приведет, по мнению В.В. Путина, ни к становлению сильной суверенной Украины, ни к развитию украинского общества. Фактически, по убеждению Президента Российской Федерации, в современной Украине идет процесс «принудительной смены идентичности», сопровождаемый обретением «не просто полной зависимости», но и «прямого внешнего управления» украинской властью и страной западными государствами. При этом формирование «этнически чистого украинского государства, агрессивно настроенного к России» [1], несет высокий уровень опасности для нашего государства и сравним с угрозами применения оружия массового поражения.

Сознание украинской элиты - своего рода маятник, являющий на протяжении некоторых периодов истории (в том числе на современном этапе), псевдовыбор - колебание между ценностями и путями развития Востока (в лице России) и Запада (в лице соседних западноев-

ропейских государств), а на деле - попытку подменить или заретушировать общий циви-лизационный путь развития единого народа за счет принимаемых политических и социально-экономических конъюнктурных решений и лозунгов. Ключевая проблема, о которой в связи с этим говорит Президент Российской Федерации, состоит в том, что на современном этапе истории между украинцами и политической элитой Украины возник глубочайший разрыв. Именно неспособность украинской властной элиты ответить на цивилизационные «вызовы» может ввергнуть Украину в кризис в различных областях жизни, а стратегически угрожает не только политическим отторжением от России, но и культурной и социально-политической ассимиляцией Западом огромной общности, являющейся частью единого русского народа.

Иной вариант развития - это «Русская Реконкиста» (собирание Русских земель), но она по-настоящему возможна только вследствие свободного отклика народа, который вместе с тем не получает возможности заявить о своем единстве с Россией, годами находясь под русофобским информационным давлением и воспитанием в духе забвения общего исторического прошлого и единых ценностей. И все же только в единстве с Россией возможно не только процветание Украины, но и родственное культурное и духовное развитие и экономическое благополучие.

Статья Президента России носит характер не только научно-исторической аргументации заявленного основного тезиса, но и очевидного исторического предупреждения о возможных тяжких негативных последствиях политических и социально-экономических конъюнктурных решений, принимаемых правящей элитой Украины. Выводы статьи выходят за рамки исторического «спора славян между собою» (А.С. Пушкин), которого не в силах понять западные (и прозападные) политики, не учитывающие общие духовно-исторические корни России и Украины. На наш взгляд, вы-

Литература

1. Путин В.В. Об историческом единстве русских и украинцев [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 66181 (дата обращения: 23.01.2022).

воды статьи являются фактически тезисами о целостности восточно-христианской (православной) цивилизации, отстаивающей в контексте «вызовов» истории собственные, консервативные ценности и перспективу развития. Заявленная позиция направлена не на обоснование новых вооруженных противостояний, а на межцивилизационный диалог в ситуации многополярного мира, в котором Россия выступает в качестве самобытного и сильного геополитического субъекта, способного дать ответ на вызовы цивилизационной идентичности, частью которой являются и жители Украины. И следует признать свершившимся тот факт, что жители Крыма и Донбасса присоединились к историческому ответу России, отвергнув западный проект «анти-Россия».

К сожалению, прозвучавший в статье, по сути, призыв к дискуссии украинских ученых и политиков пока остается практически без полноценного ответа (несмотря на обещание такого ответа в скором будущем со стороны Президента Украины), если не считать высказываемых в массовом социально-информационном пространстве кратких эмоциональных сентенций - подозрений в политической ангажированности содержания статьи. Можно отметить и наличие отдельных исторических комментариев некоторых украинских ученых (таких, например, как Александр Палий), имеющих вместе с тем мало общего с обстоятельными историческими исследованиями. В качестве исключения можно указать на высказывания депутата Верховной Рады Украины Евгения Шевченко, который не только оценил статью В.В. Путина как «сильную» и «смысловую», но и отметил ее актуальную проблематику, состоящую в том, что Украина на современном этапе развития должна возвратить себе «субъектность» [7], освободившись от идеологической и политической диктатуры Запада, вообще изменить свой политический курс, отказавшись от «антирусской идеологии», в противном случае ее ожидает «разрыв» на части Западом.

Bibliography

1. Putin V.V. About the historical unity of Russians and Ukrainians [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 66181 (date of access: 23.01.2022).

2. Текст интервью В.В. Путина Первому каналу и агентству Ассошиэйтед Пресс 3 сентября 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/19143 (дата обращения: 23.01.2022).

3. Тюренков М.А. Многое скрыто между строк: что на самом деле написал Путин [Электронный ресурс]. URL: https://rusdozor.ru/ 2021/07/13/mnogoe-skryto-mezhdu-strok-chto-na-samom-dele-napisal-putin_1088462 (дата обращения: 23.01.2022).

4. Директор Института российской истории РАН Юрий Петров: Мы готовы к дискуссии с украинскими коллегами (Комментарий к статье Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованной 12 июля на сайте российского Президента) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/ 2021/08/01 /kommentarij -k-state-vladimira-puti-na-ob-istoricheskom-edinstve-russkih-i-ukrain-cev.html (дата обращения: 23.01.2022).

5. Путин В.В. Выступление на Заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сент. 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/19243 (дата обращения: 23.01.2022).

6. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://graph.document.kremlin.ru/documents/ 1644521?items=1&page=3 (дата обращения: 23.01.2022).

7. Депутат Рады назвал статью Путина «сильной» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gazeta.ru/politics/news/2021/07/13/ n_16237904.shtml (дата обращения: 23.01.2022).

2. The text of Vladimir Putin's interview with Channel One and the Associated Press on September 3, 2013 [Electronic resource]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/19143 (date of access: 23.01.2022).

3. Tyurenkov M.A. Much is hidden between the lines: what Putin actually wrote [Electronic resource]. URL: https://rusdozor.ru/2021/07/13/ mnogoe-skryto-mezhdu-strok-chto-na-samom-dele-napisal-putin_1088462 (date of access: 23.01.2022).

4. Director of the Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences Yuri Petrov: We are ready for a discussion with our Ukrainian colleagues (Comment to Vladimir Putin's article «On the Historical Unity of Russians and Ukrainians», published on July 12 on the website of the Russian President) [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2021 /0 8/01 /kommentarij -k-state-vladimira-putina-ob-istoricheskom-edin-stve-russkih-i-ukraincev.html (date of access: 23.01.2022).

5. Putin V.V. Speech at the Meeting of the international discussion club «Valdai» 19.09.2013 [Electronic resource]. URL: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/19243 (date of access: 23.01.2022).

6. On the strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 // Official website of the President of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://graph. document.kremlin.ru/documents/1644521? items=1&page=3 (date of access: 23.01.2022).

7. The deputy of the Rada called Putin's article «strong» [Electronic resource]. URL: https:// www.gazeta.ru/politics/news/2021/07/13/ n_16237904.shtml (date of access: 23.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.