мание изучению пластики нимбов, т.к. они могут оказаться элементами более поздними, чем сами рельефные лики, о чем говорят предварительные натурные обследования.
Список цитируемой литературы:
1. Архив ГНИМА им. А.В. Щусева. Ф. 14. Оп. 11. Д. 82. Л. 25 об.
2. Архив ГНИМА им. А.В. Щусева. Ф. 14. Оп. 11. Д. 85. ЛЛ. 33, 50, 51.
3. Бобринский А.А. Резной камень в России. Выпуск I / А.А. Бо-бринский - Москва, 1916.
4. Вагнер Г.К. К изучению рельефов Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском / Г.К. Вагнер // Советская археология. -1960. - №1. - С. 102-110.
5. Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры: Рельефы Юрьева-Польского / Г.К. Вагнер - Москва: Искусство, 1966.
6. Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси: Юрьев-Польской / Г.К. Вагнер - Москва: Наука, 1964. - С. 94-98.
7. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т. 2 / Н.Н. Воронин. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1962.
8. Дыба Ю.Р. О булгарском происхождении мастера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском / Ю.Р. Дыба // Известия КГАСУ - 2013. - №2 (24) - С. 19-31.
9. Карташов С.А. Исследования Георгиевского собора в Юрьев-Польском 2010-х гг. как основа для получения представлений о композиционной структуре и генезисе памятника / С.А. Карташов, М.Р. Морозов, В.Н. Титов // Наука, образование и экспериментальное проектирование-2018. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 9-13 апреля 2018 г., Московский архитектурный институт - Москва: МАРХИ, 2018. - С. 70-73.
10. Кутковой В.С. Духовные константы древнерусской художественной культуры: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Кутковой Виктор
Семенович; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - 22 с.
11. Кутковой В.С. О нимбах / В.С. Кутковой. - Текст: электронный // Православие.ш: [официальный сайт]. - Опубликовано 23 декабря 2004 г. - URL: http://pravoslavie.ru/252.html (дата обращения: 25.04.2020).
12. Лифшиц Л.И. О программе резного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском / Л.И. Лифшиц // Искусствознание -2019. - №3. - С. 80-99.
13. Медынцева А.А. Имя мастера на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском / А.А. Медынцева // Российская археология - 2012. - №2 - С. 149-155.
14. Овчинников А.Н. О символике нимба / А.Н. Овчинников // Московский эзотерический сборник. - Москва: Терра, 1997. -С. 327-356.
15. Орлова М.А. Наружные росписи средневековых храмов = External paintings of medieval churches: Византия. Балканы. Древняя Русь / М.А. Орлова. - Изд. 2-е, дораб. - Москва: Северный паломник, 2002. - 281 с.: ил. - ISBN 5-94431-011-1.
16. Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI - начало XVI века / А.С. Преображенский; Московский ун-т им. М.В. Ломоносова, Российская акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. - Москва: Северный паломник, 2012. - 541 с.: ил. -ISBN 978-5-94431-321-8.
17. Русския древности в памятниках искусства, издаваемыя графом И. Толстым и Н. Кондаковым. / Вып. VI - Санкт-Петербург: Тип. А. Бенке, 1899.
18. Филимонов Г.Д. Иконные портреты русских царей / Г.Д. Филимонов // Вестник Общества древне-русского искусства при Московском Публичном музее. - 1875. - № 6-10. - С. 35-66.
19. Щербов С.Г. Белокаменные рельефы Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском (XIII век): диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Щербов Сергей Георгиевич; Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Кафедра всеобщей истории искусств. - Москва, 1955.
М.Э. Венгерова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10015
M.E. Vengerova
Единство использования символических геометрических задач в росписях, узорах, мозаиках и размерениях основных пропорций в христианских храмах (VI-XVI вв.) Unity of the use of symbolic geometric problems in paintings, patterns, mosaics and dimensions of basic proportions in Christian churches (6th-16th centuries)
Ключевые слова: геометрия, архитектура, мозаика, роспись, православный храм, философия. Keywords: geometric, architecture, mosaic, fresco, orthodox, church, Christianity, Philosophy.
Аннотация: Найденные ранее геометрические решения символических задач в христианских храмах Руси X-XV веков были также обнаружены в ходе дальнейших исследований в мозаиках базилик Палестины и Иордании VI в., книжной графике XI в., росписях нач. XV в. в Древней Руси и анализах мер длины, использовавшихся в храмостроении, что говорит о единстве образов, применявшихся в архитектуре и декорировании. Три основные схемы вытекают из главного догмата христианства о Единосущной и Нераздельной Св. Троице и храма как места встречи в Богом, что визуализировалось в центральном подкупольном пространстве и называлось Животворящим столпом. Таким образом, подтверждается правота ранее выдвигавшихся гипотез о построении пропорций храмов геометрическими решениями задач «квадратура круга» в нашей работе «Геометрическое пропорциони-рование древнерусских храмов X-XV веков». Список описываемых в ней приемов дополнен реконструированным символическим вычислением длины окружности при построении апсид.
Abstract: Previously found geometric solutions to symbolic problems in Christian churches of Russia in the X-XV centuries, were also found during further research in mosaics of basilicas of Palestine and Jordan in the VI century, book graphics in the XI century, paintings of the beginning XV century in Ancient Russia and analyses of length measures used in church's construction, which indicates the unity of images used in the architect and decoration. Three main schemes follow from
the main dogma of Christianity about a Single Saint. The Trinity, and the church as a meeting place in God, which was visualized in the Central dome space, and was called the "Life-giving pillar". Thus confirmed the correctness of the earlier hypotheses about the construction of churches proportions of the geometric solution to "squaring the circle" in our work "Geometric proportioning of Russian churches in X-XV centuries" list described in her techniques complemented by reconstructed symbolic calculation of the circumference of a circle when you build the apse.
В богословских трудах и описаниях богослужебных правил были выявлены три геометрические схемы, имеющие философский смысл для христианской традиции (рис. 1). Записи и решения этих задач использовались в архитектурно-художественном творчестве, что говорит о единстве художественного языка в рамках одной культурной традиции. Такой разговор образами, проникающими как в ритуал, так и материальную культуру, создавал единое информационное поле, понятное для причастных.
Первая схема - это богословский образ Святой Троицы, описанный святителем Григорием Богословом в IV веке. Разъясняя в своих трудах понятие Единой Троицы, имеющей три ипостаси (лица): Отца, Сына и Святого Духа, он обратился к образу реки, разделяющейся на два равных рукава, которые по сути одно, и в то же время имеют три разных названия. Именно такой образ реки - «Животворящего столпа», визуализированного на клейме «Перенесение мощей» иконы XIV века «Свв. Борис и Глеб с житием» (ГТГ) Божественного Света, льющегося с небес и раздваивающегося, стали обстраивать архитектурными формами, и появились сначала триконхиальные алтари, а затем и крестово-купольные конструкции в пересечении центрального нефа и трансепта. Если словесное описание Григория Богослова понятия Троицы изобразить языком геометрии, к которому он обращался, сравнивая понятие Бога с кругом, то увидим три равных круга, сплетенных между собой так, что два из них касаются друг друга, третий накладывается на них посередине (рис. 1а). Три круга - это образы ипостасей Бога (Отца, Сына и Святого Духа), центральный из которых есть горизонтальная проекция реки, ниспадающей с небес, а два боковых круга - образы рукавов. Собственно, именно так, по описаниям XV века святителя Симеона, архиепископа Солунского, и облачают архиерея перед освящением жертвенника и храма, завязывая по три пояса, связанных в кольцо, вокруг тела священнослужителя, одетого в белую рубаху во образ плащаницы Иисуса Христа во Гробе, и вокруг каждой из его рук. В сумме получается 9 сплетенных поясов и 9 узлов, образующих «девять чинов ангельских, троически проповедующих Троицу».
Таким образом, мы подходим ко второй символической геометрической схеме (рис. 1б), использующейся в храмостроении и декоре - вычислении длины окружности, состоящей из связанных поясов. Поэтому вторая схема - это геометрическое символическое разделение окружности на три равные части. Для этого опять-таки нужны вышеописанные равные круги. Отрезок, соединяющий нижние точки пересечения кругов [ВС], есть основание равнобедренного треугольника, а его вершина (А) будет лежать на самом верху центрального круга.
Третья же символическая геометрическая задача вытекает опять из первой схемы, являющейся в христианской догматике образом Св. Троицы - началом и концом всего, который и включает в себя всё (это решение
Рис. 1. Три символические геометрические схемы, использующиеся в христианском зодчестве, изображенные в росписях собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова
монастыря (1502 г.): а) богословский геометрический образ св. Троицы, как проекции реки с двумя рукавами (по свт. Григорию Богослову) - «Животворящий столп» в медальоне восточной грани северо-западного столба; б) символическое изображение трех сплетенных поясов Иисуса Христа, славящих Троицу, изображенных во втором медальоне к западу от дверей на северной стене; в) соотношение мер тела Иисуса Христа, выявляющее единство Троицы, проиллюстрированное на третьем медальоне к востоку от дверей под окном на южной стене
Рис. 2. Геометрические символические схемы сплетенных кругов, выявляющих богословскую основу построения пропорций в христианском искусстве: а) мозаика в базилике в Рихаб (530 г.); б) медальон западной стены, первый к северу от дверей росписей Дионисия в с. Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502 г.); в) фрагмент миниатюры Изборника Святослава, л. 128 (1073 г.); г) геометрический анализ построения пропорций плана собора св. Софии в Киеве (1037 г.)
задачи «квадратура круга» (рис. 1в), как символическое изображение слов молитвы, сказанной самим Иисусом Христом в обращении к Отцу Нашему Небесному: «Да будет Воля Твоя, яко на небеси и на земли», и цитаты из Божественной литургии Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (1У-У вв.): «.. .Полны небо и земля Твоей славы!» Чтобы найти сторону квадрата, равного по площади одному из кругов, надо провести отрезок [ВС] или [МЫ] из точек пересечения двух накладывающихся друг на друга окружностей.
То есть, видится единство смыслов - как богословское, так и геометрическое, в основе которых - Святая Троица.
1) Поэтому первая схема обнаруживается нами в построении пропорций центрального подкупольного пространства («Животворящий столп»), размеряемого в начале, о чем писал византийский автор XII века Родий. Относительно этого столпа размерялась внутренняя ширина трех центральных нефов (как раз той же символической схемой, состоящей из трех кругов), таким образом, внутренняя ширина древнерусских соборов кратна диаметру горизонтального сечения столпа (рис. 2г). Собственно такой «ковер», состоящий из плотно сплетенных кругов, встречается в напольных мозаиках базилик, например, в Иордании и Палестине VI века (рис. 2а); в книжных иллюстрациях Изборника Святослава (1073 г.) (рис. 2в); в медальонах росписей нижнего регистра в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.) Дионисия (рис. 1, 2б). Подтверждает наши предположения о важности именно этой схемы то, что она изображается в символически значимых местах: пред алтарным возвышением, под окном в центральной апсиде, при входах и выходах из храма, рядом с подкупольным пространством. В геометрическом анализе византийской меры оргия (2,1-2,17 м), состоящей из двух Поясов Иисуса Христа (1,05-1,08 м), и девяти спитам, также проявляется символический образ Святой Троицы, визуализирующийся и в вышеупомянутых облачениях священнослужителей.
2) С исчислением длины окружности, о чем нам повествует вторая схема, связано построение кругов апсид, в периметре которых обязательно «сплетение» целого количества Поясов Иисуса Христа (1,05-1,1 м), практически такие задачи решались размерением в радиусе целого количества ладоней (17,5 см) с плотно сжатыми пальцами в образ земли, из которой была сделана пещера Гроба Господня. Поэтому встречаются апсиды трех видов: диаметр которых равен нефу, который они венчают, или диаметр апсиды приходилось делать больше или меньше ширины нефа, если его ширина не кратна ладоням (17,5 см). Например, в церкви Ризположения в Московском Кремле (XV в.) длина окружности, выстраивающей центральную апсиду в интерьере, равна 9 Поясам Иисуса Христа (1,05-1,1 м), а боковые апсиды четырем таким Поясам (рис. 3).
3) Выравненные по площади круг и квадрат, из третьей, упомянутой в начале геометрической схемы, встречаются в размерении подкупольного квадрата
в 2/3 древнерусских храмов Х-ХУ веков и размерении пропорционального отношения ширины к длине в интерьерах храмов и в девятиячеистых структурных ядрах. В древних системах мер длины эта символическая задача - «квадратура круга» - выявляет также символическое взаимоотношение мер тела Спасителя (рис. 1в). Если взять круг, радиус которого равен стопе (подобно образу стоящего Иисуса Христа), то диаметр этого круга будет равен трем пядям (21 см), в виде широко распахнутых ладоней с максимальным количеством возДуха между пальцев (подобно пальмовым листьям, с которыми принято изображать Христа, входящего в Иерусалим на Пасху), длина же этой пяди равна высоте лица от подбородка до корней волос. Таким образом, это соотношение мер являет собой богословский смысл Троицы. При этом сторона квадрата будет равна локтю, равному половине меры Пояс Иисуса Христа (1,05-1,08 м), а диагональ квадрата - аршину (шагу). Так практическое построение решения задачи «квадратура круга» также наполнено философским смыслом, ясным для христиан.
Подводя итоги, можно утверждать, что богословскими понятиями проникнуты все процессы художественного творчества христианских зодчих, как в архитектуре, так и в декоративном убранстве храмов, и книжной графике. Сквозное проникновение образов обусловлено философским пониманием мироустройства, в основе которого находится Святая Троица. Данный подход можно использовать как в дальнейших исследованиях культурного наследия, так и в новаторских решениях творческого созидания в современном православном храмовом зодчестве.
Рис. 3. Анализ построения длины окружностей, выстраивающих внутренний абрис апсид в церкви Ризположения Московского Кремля (XV в.)
Список цитируемой литературы:
1. Венгерова М.Э. «Животворящий столп» как основа пропорци-онирования древнерусских храмов X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Infrma-tion Technologies. - 2018. - №1(42). - С. 24-46. - URL: http:// marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/01_vengerova/ index.php (дата обращения: 20.03.2019).
2. Венгерова М.Э. Богословские понятия, записанные архитектурными формами на «языке» геометрии в христианских храмах Святой Земли и Руси (IV-XV вв.) / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2019 г. - Москва: МАРХИ, 2019. - С. 389-391.
3. Венгерова М.Э. К выяснению сущности пропорций структурных ядер в древнерусских христианских храмах X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Infrmation Technologies. - 2018. - №3(44). - С. 331-345. -
URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/20_vengerova/index. php (дата обращения: 20.03.2019).
4. Венгерова М.Э. Решение задачи «квадратуры круга» в геометрическом пропорционировании древнерусских храмов X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Infrmation Technologies. - 2017. - №1(38). -С. 137-148. - URL:http://marhi.ru/AMIT/2017/1 kvart 17/vengero-va/index.php (дата обращения: 20.03.2018).
5. Венгерова М.Э. Философско-богословские споры и понятия в геометрическом построении пропорций христианских храмов IV-XV веков / М.Э. Венгерова // Социально-Гуманитарное обозрение. - 2018. - № 3. - С. 55-62.
6. Венгерова М.Э. Философско-геометрические системы мер длины храмостроения Древней Руси X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №3(48). - С. 23-37. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/02_vengerova.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
Имэн Чжан, М.Ю. Ананьин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10016
YimengZhang, M.Yu. Ananin
Традиционная этическая мысль «Ли» и структура столичного города в феодальном Китае после династии Хан (III - нач. XIX веков) Traditional ethical thought «Li» and the structure of the capital city in feudal China after the Han dynasty (III - early XIX centuries)
Ключевые слова: градостроительство Китая, структура столичного города, этика, Древний Китай, китайская философия, история градостроительства.
Keywords: urban planning of China, the structure of the capital city, ethics, ancient China, Chinese philosophy, history of urban planning.
Аннотация: В статье исследуются изменения структур столичного города в феодальном Китае до и после правления династии Хань. Рассмотрены нормы градостроительства и этической мысли «Ли», изложенные в древнем пособии «Чжоу Ли-Као гун цзи», и влияние этого пособия на формирование структур столичного города в период после династии Хань.
Abstract: The article examines changes in the structures of the capital city in feudal China before and after the Han dynasty. The article deals with the norms of urban planning and ethical thought "Li", set out in the ancient manual «Zhou Li-Kao Gong JI» and its influence on the formation of the structures of the capital city after the Han dynasty.
С тех пор как на территории Китая произошло становление в 2070 году до н.э. первой рабовладельческой династии Ся, за четыре тысячи лет до окончания последней феодальной династии в 1840 году н.э., сформировалось 217 древних столичных городов, каждый из которых был политическим, военным и культурным центром.
Например, Эрлитоу - урбанистический археологический памятник раннего бронзового века, существовавший в период 2100-1800 гг. до. н.э., - находится на территории современной провинции Хэнань и является столицей первой династии Ся. В этом поселении возникла устойчивая тенденция строить дворцовые и храмовые здания. Позднее, во время династии Шан (1600-1046 до н.э.), дворцовые здания стали более величественны, а структура столичного города была более нормализована. По мере того, как столичные города становились более функциональными, формы и структуры сооружений непрерывно развивались. А с правления
Цинь Шихуан начиналось построение города Сяньян династии Цинь (221-206 до н.э.). Его появление означало, что градостроительство достигло своего первого пика в Древнем Китае.
Границы исследования в данной статье не включают структуры планировки столиц в течение почти двух тысячелетий в период правления династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.) и ее предыдущих династий, по той причине, что на этом этапе древняя столица представляла собой идею «большой столицы негорода» 1. Термин «негород» означает, что область города не ограничена городской стеной. Большинство древних столиц имеют структуры типа внутренний город «Чэнь» + внешний город «Го», но стены внешнего города были установлены только в правление военных династий. Для планировки городов мирных династий характерен не внешний
1 Сюй Хун. Большие столицы негорода: интерпретация древней столицы Китая. Шанхай: Саньлянь, 2016. - С. 23.