Научная статья на тему 'Единоверческий священник Иоанн Верховский в изгнании: деятельность и взгляды'

Единоверческий священник Иоанн Верховский в изгнании: деятельность и взгляды Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единоверческий священник Иоанн Верховский в изгнании: деятельность и взгляды»

ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК ИОАНН ВЕРХОВСКИЙ В ИЗГНАНИИ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ

Р.А. Майоров

Сегодня имя петербургского священника Иоанна Тимофеевича Верховского (1818-1891) основательно подзабыто. А между тем о. Иоанн является не только наиболее яркой фигурой среди единоверческих авторов второй половины XIX века, но и одним из крупных церковных мыслителей этого периода в целом. Известный общественный деятель Т.И. Филиппов писал славянофилу И.С. Аксакову, что Верховский - «это, между прочим, решительное литературное дарование... писатель и, по моему мнению, замечательный. О мужестве его и говорить нечего; ничего подобного между духовными лицами мне не случалось ни видеть, ни даже слышать» [1]. Это мужество, нежелание молчать при виде антиканонического состояния Русской Церкви вынудили о. Иоанна под конец жизни покинуть родину. Дореволюционная литература чрезвычайно скупо и с массой ошибок освещает заграничный период жизни священника. Где проживал о. Иоанн? Чем занимался за границей? Каковы были его взгляды в этот период? В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, основываясь преимущественно на ранее не опубликованных архивных источниках.

Под единоверием мы понимаем старообрядческие приходы, находившиеся в подчинении синодальной церкви на основе «Правил» митр. Пла-

тона (Левшина) 1800 года. Власти пытались использовать единоверие в качестве канала для присоединения старообрядцев к господствующей церкви. В то же время сами единоверцы (за исключением миссионерского направления) рассматривали себя как одно из старообрядческих согласий. Единоверие не являлось единым религиозным течением Православной Российской Церкви. Можно выделить три вида единоверческих приходов: миссионерские, соединенческие и насильственно присоединенные. Отец Иоанн Верховский являлся крупнейшим идеологом соединенческого направления единоверия второй половины XIX века.

Во взглядах о. Иоанна не было ничего неправославного. Гонения церковных властей на священника носили политический характер, обусловлен- ^57 ный превращением церкви в Синодальный период в государственный институт. Осенью 1884 года Верхов-ский нарушил свое обещание молчать, данное обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву, и отослал Собору епископов, собиравшемуся в Киеве, Обращение, в котором призывал архиереев к возрождению соборности и выборности в Церкви. Раздосадованный композитор М.А. Балакирев, поручавшийся за священника, писал, что это «может привести. (о. Иоанна. - Р. М.) к единственному концу - к погибели» [2]. Впрочем, Верховский отнюдь не сожалел о содеянном, он был твердо

3 / 2007

Преподаватель.!!

ЕК

уверен в правоте своей миссии и готов к любому повороту событий.

25 января 1885 года о. Иоанн получил секретное сообщение, что в ближайшее время он будет арестован. Ни-коло-Миловской общиной срочно было проведено три совещания, где был составлен план защиты о. Иоанна и указан надежный адвокат. По воспоминаниям о. Иоанна, «предметом протеста должен был быть административный произвол; решено требовать открытого суда при депутатах от Единоверия» [3]. Однако вечером того же дня дочь и зять убедили священника в необходимости бежать за границу, и 30 января он отбыл вечерним поездом из Санкт-Петербурга. Прибыв в Москву, о. Иоанн посетил старообрядческого архиепископа Савватия и объявил ему о своем желании выехать за границу. В спешном порядке из Владимира был вызван новопоставленный священ-ноинок Арсений (Швецов), будущий старообрядческий епископ Уральский, в сопровождении которого о. Иоанн покинул Россию.

О. Иоанн и священноинок Арсений 158 поселились в Мануйловском старообрядческом скиту в Румынии. Здесь о. Иоанн участвовал в составлении знаменитой «Истинности старообрядству-ющей иерархии» [4]. Вопреки утверждению белокриницких изданий, в Румынии Верховский провел менее года. Летом 1885 года о. Иоанн посетил своего духовного сына В.И. Сафонова в Пильницах под Дрезденом, где тот с семьей жил на даче. Дрезден понравился священнику, и с 28 октября он перебирается в Пильницы на постоянное место жительства [5].

В Петербурге в защиту Верховско-го выступили Т. И. Филиппов, казаки, приславшие депутацию, и их генерал

И.И. Сафонов [6]. С семейством Сафоновых о. Иоанн обсуждал и проект своего прошения к императору [7]. Впрочем, скоро протестная деятельность священника отошла на второй план, и он сосредоточился на подготовке к печати своих многочисленных сочинений. Наиболее показательным итогом стало издание трехтомного собрания сочинений о. Иоанна [8].

Из Мануйловского скита о. Иоанн и Арсений совершили поездку в Белую Криницу к старообрядческому митрополиту Афанасию, у которого Верхов-ский испросил благословения на совместную молитву с христианами, приемлющими белокриницкую иерархию. «Я объяснил митрополиту, - писал о. Иоанн, - что признаю благодать Бе-локриницкой иерархии и единомыслие ее во всем со святою кафолическою церковию и не вижу никакого различия между нею и "единоверием", или, что то же, с православною церко-вию в России; но что не могу согласиться на присоединение к ней по чи-ноприему с отречением от церкви отечественной» [9]. Незадолго до этого Верховский писал в Петербург Т.И. Филиппову: «Теперь я... и казенно-православный, и единоверец, и старообрядец, не тройственен по убеждениям, а, как и прежде, единственен, давно согласив и примирив в своем разумении и своей совести все эти три разновидности одного и того же всецерковного исполнения отечественного Православия» [10]. Как видим, о. Иоанн считал, что единоверцы, белокриницкие христиане и даже новообрядцы пребывают в Церкви Христовой, и был чрезвычайно рад, когда митрополит Афанасий благословил его на общение в молитве (без участия в таинствах): «Вот мой подвиг и вместе подвиг Бе-

локриницкого архипастыря, доселе беспримерный в истории старообрядчества. Суть этого подвига та, что я предложил, а Белокриницкий владыка установил еще не практиковавшийся способ миросожития между последователями последнего и сынами греко-российской церкви: без присоединения молиться вместе» [11].

Признавая истинность белокри-ницкой иерархии и пользуясь помощью ее представителей, о. Иоанн писал, что не намерен оставлять нынешнего архипастыря, если только тот сам его не отвергнет [12]. В письме к митрополиту Исидору священник объяснял, что «вынужден был оставить отечество, но не с тем, чтобы отделиться от Священноначалия отечественной Церкви и Вашего Высокопреосвященства, а для того, чтобы сохранить свободу православных убеждений и слова» [13]. О. Иоанн просил писать его в кли-ровых ведомостях Николо-Миловской церкви «находящимся в отлучке» и выслать ему билет на «бессрочное жительство за границей». Однако митрополит Исидор не только не поспособствовал осуществлению утопической просьбы священника, но и на запрос Санкт-Петербургской Духовной Консистории выдал негативную характеристику священнику.

В середине лета 1885 года Св. Синод слушал присланный из Санкт-Петербургской Духовной Консистории подписанный императором Указ об извержении Верховского из сана. Через Министерство иностранных дел копия Указа была отправлена для ознакомления Верховскому за границу. К ней прилагалась форма с требованием от о. Иоанна священником более себя не именовать, священнических одеяний не носить, не благословлять и не совер-

шать церковных треб. Св. Синод угрожал, что если Верховский «и в состоянии мирянина не придет в послушание церкви раскаянием в своих заблуждениях, а дерзнет как-либо укорять постигший его суд, то подвергнется конечному отсечению от церкви, как зараженный и непотребный ее член». Вызванный в Российскую миссию в Дрездене, о. Иоанн, выслушав присланную форму, не только отказался ее подписать, но и приписал к документу следующее заключение: «Оценка служения моего в сане единоверческого священника и напраслина на мое якобы уклонение в раскол, произвольно, и определение от 19 июля противозаконно. Определению не подчиняюсь и в свое время имею ходатайствовать всеподданнейше об отмене его пред Государем Императором. Священник Иоанн Верховский» [14].

Для самого о. Иоанна его отказ принять извержение имел тяжелые духовные последствия, так как в течение шести лет он не мог причаститься Святых Христовых Таин: совершить литургию самостоятельно у него не было возможности, принять же причастие jgQ по мирянскому чину значило автоматически признать решение Св. Синода. При этом обращает на себя внимание, что о. Иоанн не гнушался исповедаться новообрядческому священнику [15].

В последний год жизни о. Иоанна сильно занимала проблема диалога со старокатоликами. Еще в России много сил посвятивший борьбе с «папизмом», Верховский считал, что может «показать старокатоликам Христову Церковь» куда лучше, чем официальные представители Российской Церкви [16], которые также активно пытались работать в этом направлении. В конце августа - начале сентября

1890 года он посетил конференцию старокатоликов в Кельне, где раздал 40 экземпляров переведенного на немецкий язык (в несколько смягченной редакции) «Голоса православного против папизма на Западе и Востоке» -своего фундаментального труда, написанного еще в России в качестве полемики с лидером русских католиков кн. И.С. Гагариным.

Тяжелая болезнь вынудила Верхов-ского принести раскаяние, чтобы получить возможность вернуться в Россию. Письма о. Иоанна, написанные меньше чем за месяц до смерти (наступившей 17 января 1891 года), дают понять, что покаяние было вынужденной мерой, благодаря которой он смог умереть на родине в мире со своей Церковью.

Вынужденный отъезд Верховского из России открыл перед ним возможность свободного издания своих произведений. Оставаясь последовательным сторонником единства Церкви при существовании двух обрядов, о. Иоанн в изгнании сделал попытку реализации на практике своей широ-160 кой эклезиологии, вступив в молитвенное общение с белокриницкими старообрядцами без прохождения чинопри-ема. Единоверцы, старообрядцы других согласий и новообрядцы являлись для него частями единой истинной церкви. Признавая благодатность бе-локриницкой иерархии, Верховский всю жизнь оставался единоверцем. Продолжая разрабатывать старообрядческую проблематику, Верховский в это время все больше внимания уделяет общецерковным проблемам, итогом изучения которых становится работа «Идеал Христовой Церкви». На творчество о. Иоанна серьезное влияние оказали святоотеческое богословие и

взгляды славянофилов (в первую очередь А.С. Хомякова). Вместе с тем его труды носили самостоятельный характер, не были похожи на работы других авторов, а его богословие отличает творческий подход. В сферу его интересов также входит возможность присоединения старокатоликов к Православной Церкви. Многие вопросы, поставленные о. Иоанном, до сих пор остаются нерешенными, однако очевидно, что творчество Верховского оказало влияние на взгляды крупнейших деятелей православного старообрядчества XX века - епископа Симона (Шлеева), архиепископа Андрея (Ухтомского) и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. ИРЛИ Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 649. Л. 4.

2. ОР РНБ Ф. 41. Оп. 1. Ед. хр. 600. Л. 42.

3. ГАРФ Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1552. Л. 50.

4. Арсений Уральский, еп. Истинность старообрядствующей иерархии про-тиву взводимых на нее обвинений. -Уральск, б.г. - С.[1].

5. ГАРФ Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1552. Л.151.

6. Субботин Н.И. Еще пятнадцать лет служения Церкви борьбою с расколом (Моя переписка с архимандритом Павлом за 1879-1895 годы). - М.,1902. - Вып. 1. - С. 341.

7. ОР РНБ Ф. 41. Оп. 1. Ед. хр.1919. Л. 9.

8. Сочинения Иоанна Верховского. Кн. 1-3. - Лейпциг; Черновцы, 1886-1888.

9. Нечто о заграничных раскольниках и наших к ним выходцах / / Братское слово. - 1885. - Т. 2. - С. 145-146.

10. ГАРФ Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1552. Л. 51.

11. Нечто о заграничных раскольниках и наших к ним выходцах // Братское слово. - 1885. - Т. 2. - С. 147-148.

12. Там же. Л. 53.

13. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 78. Ед. хр. 909. Л. 9; ГАРФ Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1552. Л. 51 об.

14. Там же. Л.11.

15. ОР РНБ Ф. 41. Оп. 1. Ед. хр. 1919. Л.13об.

16. ГАРФ Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1552. Л.154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.