Научная статья на тему 'ЕДИНОЛИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТЫХ ЖЕН В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ XIV-XVI ВВ.'

ЕДИНОЛИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТЫХ ЖЕН В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ XIV-XVI ВВ. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНА / СВЯТЫЕ ЖЕНЫ / ЕДИНОЛИЧНЫЙ ОБРАЗ / ВАРВАРА / ПАРАСКЕВА / АНАСТАСИЯ / ИКОНОГРАФИЯ / АТРИБУТЫ / ОБРАЗ / ЖЕНСКАЯ СВЯТОСТЬ / ICON / FEMALE SAINTS / SINGLE IMAGE / BARBARA / PARASKEVI / ANASTASIA / ICONOGRAPHY / ATTRIBUTES / IMAGE / FEMININE HOLINESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пшеничный Петр Владимирович

Среди произведений древнерусского искусства XIV-XVI столетий изображения святых жен представляют отдельный интерес с точки зрения специфических черт их иконографии. В искусстве православных стран образы рассматриваемых нами святых как правило не отходят от строгих иконографических норм, что свидетельствует о устойчивом семантическом значении, которым наделяются эти фигуры. Однако в древнерусском искусстве мы обнаруживаем заметные расхождения с данным принципом, что привносит особые коннотации в художественный строй таких памятников. Предметом исследования в работе является своеобразие иконографических вариаций икон с единоличным образом святых жен в древнерусском искусстве XIV-XVI столетий. Цель данной статьи заключается в том, чтобы определить специфику восприятия образов святых жен в искусстве Древней Руси в интересующее нас время. Для этого мы прибегнем к иконографическому методу исследования, а также к методам типологического, сравнительного и сопоставительного анализа. Таким образом, методологию данной работы можно охарактеризовать как комплексную. Проведенный всесторонний анализ позволил прийти к заключению, что нередкая в древнерусском искусстве иконографическая путаница в изображениях святых жен свидетельствует о ярко выраженной тенденции к объединению этих фигур в единый синкретический образ. Мы полагаем, что слияние их атрибутов указывает на более значительный статус образов женской святости в искусстве Древней Руси по сравнению с широким византийским миром. В памятниках византийского искусства иконографические черты изображений интересующих нас святых выражаются с большей последовательностью. В древнерусском искусстве специфика восприятия единоличных изображений святых жен связана не только с мотивами стойкости в отстаивании истинной веры, но и с выражением упования православных христиан на заступничество их образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пшеничный Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL IMAGES OF HOLY WIVES IN ANCIENT RUSSIAN ICONOGRAPHY OF THE XIV-XVI CENTURIES

Among the works of ancient Russian art of the XIV-XVI centuries, the images of holy wives are of particular interest in terms of the specific features of their iconography. In the art of Orthodox countries, the images of the saints we are considering, as a rule, do not deviate from strict iconographic norms, which indicates the stable semantic meaning that these figures are endowed with. However, in ancient Russian art we find noticeable discrepancies with this principle, which brings special connotations to the artistic structure of such monuments. The subject of the research in the work is the originality of iconographic variations of icons with the sole image of holy women in ancient Russian art of the XIV-XVI centuries. The purpose of this article is to determine the specifics of the perception of images of holy women in the art of Ancient Russia at the time we are interested in. To do this, we will resort to the iconographic method of research, as well as to the methods of typological and comparative analysis. The comprehensive analysis made it possible to conclude that the iconographic confusion in the images of holy women, which is not uncommon in ancient Russian art, indicates a pronounced tendency to combine these figures into a single syncretic image. We believe that the fusion of their attributes indicates a more significant status of images of female holiness in the art of Ancient Russia compared to the wider Byzantine world. In the monuments of Byzantine art, the iconographic features of the images of the saints we are interested in are expressed with greater consistency. In ancient Russian art, the specificity of the perception of individual images of holy women is associated not only with the motives of steadfastness in defending the true faith, but also with the expression of the hope of Orthodox Christians for the intercession of their images.

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЛИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТЫХ ЖЕН В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ XIV-XVI ВВ.»

Философия и культура

Правильная ссылка на статью:

Пшеничный П.В. Единоличные изображения святых жен в древнерусской иконописи XIV—XVI вв. // Философия и культура. 2024. № 8. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.8.71418 EDN: PKFCKS URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=71418

Единоличные изображения святых жен в древнерусской иконописи XIV-XVI вв.

Пшеничный Петр Владимирович

СКСЮ: 0009-0004-3704-0046

аспирант; кафедра истории отечественного искусства; Московский Государственный Университет

имени МВ. Ломоносова

119192, Россия, г. Москва, уп. Ленинские Горы, д.1, ауд. Г-420 И [email protected]

Статья из рубрики "Философия и искусство"

DOI:

10.7256/2454-0757.2024.8.71418

EDN:

Р^С^

Дата направления статьи в редакцию:

05-08-2024

Дата публикации:

12-08-2024

Аннотация: Среди произведений древнерусского искусства Х1У-ХУ1 столетий изображения святых жен представляют отдельный интерес с точки зрения специфических черт их иконографии. В искусстве православных стран образы рассматриваемых нами святых как правило не отходят от строгих иконографических норм, что свидетельствует о устойчивом семантическом значении, которым наделяются эти фигуры. Однако в древнерусском искусстве мы обнаруживаем заметные расхождения с данным принципом, что привносит особые коннотации в художественный строй таких памятников. Предметом исследования в работе является своеобразие иконографических вариаций икон с единоличным образом святых жен в древнерусском искусстве Х1У-ХУ1 столетий. Цель данной статьи заключается в том, чтобы определить специфику восприятия образов святых жен в искусстве Древней Руси в интересующее

нас время. Для этого мы прибегнем к иконографическому методу исследования, а также к методам типологического, сравнительного и сопоставительного анализа. Таким образом, методологию данной работы можно охарактеризовать как комплексную. Проведенный всесторонний анализ позволил прийти к заключению, что нередкая в древнерусском искусстве иконографическая путаница в изображениях святых жен свидетельствует о ярко выраженной тенденции к объединению этих фигур в единый синкретический образ. Мы полагаем, что слияние их атрибутов указывает на более значительный статус образов женской святости в искусстве Древней Руси по сравнению с широким византийским миром. В памятниках византийского искусства иконографические черты изображений интересующих нас святых выражаются с большей последовательностью. В древнерусском искусстве специфика восприятия единоличных изображений святых жен связана не только с мотивами стойкости в отстаивании истинной веры, но и с выражением упования православных христиан на заступничество их образов.

Ключевые слова:

икона, святые жены, единоличный образ, Варвара, Параскева, Анастасия, иконография, атрибуты, образ, женская святость

От Х1У-ХУ1 вв. до наших дней дошло немало икон с единоличными образами святых жен. Речь идет о наиболее распространенных в интересующее нас время изображениях свв. Параскевы, Анастасии, Екатерины, Варвары, Ульяны и Марины. Иконография перечислен ных святых мучениц, как правило, не отступает от традиционных норм своего времени, о которых мы можем судить, опираясь на энциклопедическую по своему характеру афонску

ю Книгу образцов, конца XV столетия (РНБ, QЛ.58)[1' с 133]. Примечательно, что в этом документе первыми представлены свв. Марина, Екатерина и Варвара, но отсутствует изо

бражение св. Параскевы кат1 61~631, почитание которой, судя по всему, было особенно широко распространено в славянских странах (в том числе на Руси), по сравнению с дру

гими регионами православного мира с- 1861.

На некоторые особенности в изображении атрибутов в иконах со св. Параскевой, свидет ельствующие о формировании самобытной традиции поклонения ее образу в древнерусс

кой культуре, обратил внимание В.В. Филатов с- 1851. Он также указал на то, что культ

святой мученицы был куда более разветвленным и сложным, чем ее иконография с- 18

3~1851. Тем не менее, специфика восприятия данных изображений не была в достаточной мере исследована. Вне поля зрения ученых остались и специфические особенности икон ографии других святых жен.

Предметом данной статьи является своеобразие иконографических вариаций икон с един оличным образом святых жен в древнерусском искусстве XIV-XVI столетий. Цель работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа памятников с интересующей нас иконографией определить специфику этих изображений в искусстве Древней Руси. Д ля этого мы прибегаем к иконографическому методу исследования. С помощью метода ти пологического анализа нами дана классификация интересующего нас материала, а мето д сравнительного анализа позволил выявить специфику именно древнерусских памятник ов. В статье применяется также метод сопоставительного анализа письменных и визуаль ных источников, что необходимо для раскрытия содержательных особенностей иконогра фии интересующих нас произведений.

Рассматриваемые нами образы представлены в различных изводах, наиболее распростра ненным среди которых является поясной образ мученицы. Этот иконографический тип су ществовал в нескольких вариантах: фронтальное изображение с застывшей в молитвенн ом жесте дланью, образ мученицы с сосудом и крестом в правой руке, а также образ свя той с развернутым свитком, на котором помещен текст Символа веры. Встречаются и рост овые образы святых мучениц с такой иконографией.

Один из самых ярких памятников первого варианта - это происходящая из Углича икона «Св. Варвара», второй половины XIV в. (ГТГ)[3, кат' 49]. Святая представлена в традицио нном иконографическом типе, который в искусстве Древней Руси сложился относительно рано [3, с. 1221. Перечислим характерные иконографические черты св. Варвары: белый пл ат, длинные до плеч волосы, диадема, наплечные украшения и драгоценные поручи [1, к ат- 61]. В такой иконографии св. Варвара изображена на иконе конца XIV-начала XV в., с поновлениями XVI в. (Псковский музей) [4, кат.141. Древняя живопись исполнена в характ ерной для искусства XIV столетия манере, где исследователи обнаруживают черты новго

родского стиля [4, с- 681. Подчеркнуто округлая форма лика также является характерным иконографическим признаком, указывающим, согласно житийным текстам, на необычайн

ую красоту святой [5, p- 281.

Рисунок 1 - Св. Варвара. Вторая половина XIV в. (ГТГ)

Figure 1 - St. Barbara. Second half of the 14th century (The Tretyakov Gallery)

Иконография св. Варвары устойчива, она сохраняетс я с незначительными вариациями и в более позднее время, в чем можно убедиться на п римере иконы с образом мученицы конца XV в., которая происходит из Покровской церкв

и в Волоколамске (Сергиево-Посадский музей)[6, кат1 46]. В данном иконографическом в арианте отсутствует плат, исчезает молитвенный жест святой, по-другому акцентирован к ре с т, но ос но в о по ла г а ющие ч е р ты о бра з а о с та ютс я не из ме нными.

Упомянутые нами черты иконографии присутствуют и в псковской иконе «Св. Параскева» (Псковский музей) [4, кат1 3]. Напомним, что данное изображение святой мученицы ранее определяли как св. УльянуЗдесь святая представлена с иконографическими признак

ами двух других святых жен: св. Варвары (наплечные украшения и инкрустированные ка меньями поручи) и св. Анастасии (зеленый цвет мафория). Известно, что, согласно пред

аниям, Ульяна Илиопольская пострадала в один день со св. Варварой [8, с- 558~5601, поэт ому можно предположить, что в художественном сознании древних псковичей и новгоро дцев вполне могла иметь место ситуация, когда атрибуты святых жен заимствовались дру г у друга. Таким образом, следует констатировать, что иконография тех или иных святых мучениц нередко совпадает, смешивается, а точное имя той или иной святой при отсутст вии надписи не всегда удается определить. В этих случаях мы сталкиваемся с использов анием иконографических признаков одной святой мученицы в изображении другой свято й.

Видимо, это обстоятельство не затрудняло идентификацию изображений: мы можем пред положить, что имело место бытование некоего синкретического образа. Наше наблюдени е имеет отношение не только к иконописи Пскова, но и к соответствующим памятникам в искусстве других древнерусских центров.

Византийская икона рубежа XIV - начала XV в. «Св. Марина» (Византийский и христианс

кий музей, Афины) с- 2901 является характерным примером искусства своего времени, как в плане духовного содержания образа, так и относительно иконографии, где главна я особенность - интенсивный, глубокий красный цвет одеяний. Именно в такого цвета ма фории св. Марина изображается в афонской Книге образцов кат- 611. В христианской с имволике он ассоциируется с идеалами жертвенности [10, с 755~7581. Еще одна примечате льная черта иконографии святой мученицы - изображение четырехконечных крестов на мафории, покрывающем голову святой, а также на плечах, что встречается только в бого

родичных изображениях [9, с- 3911. По всей видимости, эта деталь призвана акцентироват ь общие мотивы почитания святых жен и Богоматери как защитных образов, связанных с

темой Божественной Премудрости [11, р- 601. Например, в собрании монастыря Св. Иоанна Богослова на острове Патмос хранится написанная Ангелосом Акотантосом икона «Богом

атерь Кириотисса и св. Екатерина», первой половины XV в. [12, са{-- 351, где богородичный образ соотносится с представленной фронтально на одном уровне фигурой св. Екатерин ы.

Защитный аспект почитания образов святых жен ярко выражен в созданном неизвестным

рязанским мастером образе св. Параскевы Пятницы, середины XV в. (ГТГ)[13, илл- 11,1. Н а правом боковом поле иконы сохранилась надпись, сообщающая о перенесенном рязан цами бедствии (полагают, что речь идет о нашествии ордынцев под предводительством М устафы в 1443 г.) [2, с- 188~1891. Данное обстоятельство говорит о несомненной востребов анности образа и его высоком статусе. Отметим и белый плат святой, из~под которого на плечи спускаются пряди волос, что напоминает подобную деталь в изображениях св. Вар вары.

В традиционной для византийского искусства иконографии св. Параскева представлена на иконе из Покровского собор Рогожского кладбища [14, кат1 41, где образ мученицы дан фронтально, в красном мафории, с крестом в руках, а левая рука, по традиции, застыла в жесте приятия благодати, как на иконе «Св. Параскева», середины XVI в. (монастырь

Св. Иоанна Богослова на острове Патмос)[15, са<-- 481. В новгородском искусстве укажем похожую по иконографическому замыслу икону из собрания А.И. Анисимова «Параскева Пятница, с Николой и Власием», конца XV века (ГТГ)[16, кат1 111. Однако в византийской иконе образ святой Параскевы еще более акцентирован и возвеличен тем, что, подобно

образам со святым Николаем Мирликийским, Параскева представлена вместе с Христом и Богоматерью, фланкирующими основное изображение.

Среди икон с изображением святых жен, наделенных атрибутами целительства, следует н азвать византийское произведение конца XIV - начала XV в. «Св. Анастасия» (ГЭ)[17, ка

т. в~1261. Отметим контраст между объемно исполненным ликом и плоскостно трактованны ми одеждами. Св. Анастасия, как самим своим обликом, так и фронтальностью образа, в ыражает идею несокрушимости веры: «Образ святой Анастасии на редкость классичен и одухотворен, все размеры, пропорции, колористические сочетания сбалансированы в ед иную гармонию цвета и линии <...>; внешняя красота подчеркивает внутреннюю духовну ю силу, монументальность и кажущаяся простота построения объемов символизирует душ евную стойкость и непоколебимость христианской веры» [17, с- 2441.

Рисунок 2 - Св. Анастасия. Начало XV в. (ГЭ)

Figure 2 - St. Anastasia. Beginning of the 15th century (The State Hermitage Museum)

Иконография произведения содержит наиболее часто встречающиеся признаки изображ ения этой святой: св. Анастасия представлена с крестом, сосудом с целебными мазями и в традиционном зеленом мафории. Такие особенности ее иконографии зафиксированы в Книге образцов афонского монастыря кат1 61]. В древнерусском искусстве иконографи ческие атрибуты св. Анастасии часто смешивались с атрибутами св. Параскевы. Цвета их одеяний также взаимозаменялись, что свидетельствует о значительности синкретическог о образа святой мученицы.

Существует несколько изображений св. Параскевы с иконографическими чертами св. Ан астасии: это памятники второй половины XV в. «Св. Параскева, с Николой и Власием» (Г ТГ) и «Св. Параскева» из Вологодского музея[18, кат- 11], а также икона XV в. «Св. Пара

скева» из собрания К.В. Воронина [19, кат1 3], каждое из которых отмечено своими иконог рафическими особенностями. В этих произведениях святая мученица, помимо традицион ного креста, держит еще и сосуд с целебными мазями, что характерно для иконографии св. Анастасии.

ш

Рисунок 3 - Св. Параскева, XV в. (собрание К. Воронина)

Figure 3 - St. Paraskevi. The 15th century (private collection of K. Voronin)

В первом случае (то есть в уже упомянутой нами иконе «Параскева Пятница, с Николой и Власием», конца XV в.) по сторонам от центральной фигуры, в небольших зелено-голубы х медальонах помещены поясные изображения двух особо почитавшихся в Новгороде св ятых епископов, что указывает, несомненно, на особый статус этой мученицы в местной к ультуре. Сочетание изображений этих популярных святых мы часто встречаем в новгород ском искусстве, но они всегда даются в одном масштабе; здесь же эти святые, по отноше нию к которым образы святых жен стоят ниже в иерархии святости, наоборот, возвышают и подчеркивают значимость образа св. Параскевы. Уникальность иконы заключается в то м, что, несмотря на традиционность центрального образа (фронтальная поясная фигура, красный цвет мафория), святая представлена с атрибутом, заимствованным у св. Анастас ии. Мы можем предположить, что в сознании людей того времени наиболее почитаемые с вятые жены - Параскева и Анастасия - соединились в единый образ, совмещая свои фун кции.

Так, на второй иконе представлено изображение св. Параскевы Пятницы (из села Хотено во близ Каргополя; Вологодский музей). Икона содержит те же самые черты, что и в тол ько что рассмотренном произведении.

Изображение на третьем памятнике отмечено важной иконографической чертой - дополн ительным украшением поверх традиционного красного мафория, а именно венцом мучен ицы, которое встречается также в изображении св. Параскевы XVI в. (ГРМ)[20, кат- 391],

в образе св. Анастасии XVI в. (с антикварной реставрацией XIX в.; ГТГ) [21, кат- 50] и на к аргопольской иконе второй половины XVI в. с оплечным образом св. Параскевы Пятницы

из собрания Р.Г. Хасанова [21, кат1 31] - что также указывает на слияние иконографическ их черт.

В XVI столетии на Руси получает распространение иконографический тип святых жен с р азвернутым свитком в руках, содержащим текст Символа веры. В качестве примера след ует привести одну из икон, первой четверти XVI в. - «Св. Параскева» (собрание фонда а п. Андрея Первозванного) [22, кат1 64], а также две вологодские иконы: «Св. Параскева»,

середины XVI в. (Череповецкий музей)[23, кат' 29] и «Св. Анастасия», последней четверт

и XVI в. (ЦМиАР) [24, кат' 91]. На данных произведениях поднятая и отведенная в сторону рука мученицы, держащая крест, напоминает ростовые образы этого типа, как, например , на иконах «Св. Варвара, со святцами по месяцам и святыми женами», конца XV в., с по новлениями XVIII в. (Пермская художественная галерея) и «Св. Параскева», первой пол

овины XVI в. (ГИ М)[25, кат- 59]. На греческой иконе, конца XV-начала XVI в. «Св. Анаста сия» (ГЭ) [26, илл' 224] мученица представлена в рост, в зеленом мафории и с атрибутами целительницы, что характерно для ее иконографии. В соответствии с традицией того вре мени, поверх мафория у святой изображен белый плат. Не меньшее распространение им еют образы святых мучениц с крестом в руке на уровне груди, как, например, на иконах «Св. Параскева», третьей четверти XVI в. (ЦМиАР [27, кат- 92] и «Св. Параскева», послед ней трети XVI в. (частное собрание в Москве) [28, кат- 19]. Перечисленные выше черты их иконографии вторят общей идее синкретического образа мученицы; они выражают суще ственные мотивы почитания святых жен, связанные как с со стойкостью в исповедании в

еры, так и с темой чистоты и безбрачия [22, с~ 3161.

Подведем итоги. Образы святых жен отмечены ярко выраженной тенденцией к смыслово му слиянию их фигур в единый синкретический образ, отражающий чаяния эпохи, будь т о защитные мотивы или тема христианской стойкости. В интересующих нас изображениях мы обнаруживаем некую иконографическую путаницу: часто атрибуты св. Анастасии мож но встретить в иконах, содержащих образ св. Параскевы. Цвета мафориев двух святых м учениц иногда взаимозаменяются, как и отдельные элементы иконографии свв. Варвары и Ульяны. В искусстве Византии образы святых жен, как правило, следуют строго устано вленным иконографическим нормам, зафиксированным в Книге образцов Афонского мон астыря. Таким образом, иконографические черты исследуемых нами памятников указыва ют на то, что образы святых жен обладали более значительным статусом в древнерусско й культуре, по сравнению со столичным византийским искусством.

Библиография

1. Евсеева Л. М. Афонская книга образцов. XV в. М.: Индрик, 1998.

2. Филатов В. В. Рязанская икона «Параскева Пятница» // Советская археология: сб. статей. Вып. 1 / Глав. ред. А. В. Арциховский. М.: Наука, 1971. С. 173-190.

3. Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство X— начала XV века / Отв. ред. Я. В. Брук. М.: Красная площадь, 1995.

4. Васильева О.А. Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2012.

5. Maguier H. The icons of their bodies. Saints and their Images in Byzantium. New Jersey: Princeton University, 1996.

6. Дионисий «Живописец Пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря / Отв. ред. Е. В. Гладышева. М.: Северный паломник, 2002.

7. Преображенский А. С. О сюжете и происхождении одной псковской иконы // Искусство христианского мира: сб. статей. Вып. 13 / Отв. ред. А. А. Воронова. М.: ПСТГУ, 2016. С. 220-231.

8. Бугаевский А. В. Варвара // Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. М.: Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2003. Т. VI. С. 558-560.

9. Византия сквозь века / Отв. ред. М. Б. Пиотровский. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2017.

10. Попова О. С. Образы святых жен в византийском искусстве конца XIV-начала

ХУвека // Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы / Глав. ред. Л. В. Нерсесян. М.: Северный паломник, 2006. С. 753-784.

11. Walsh E. M. Wisdom as It Manifested in the Theotokos and the Women Saints of the Byzantine Era. Washington: American University, 1980.

12. The Hand of Angelos: an icon painter in Venetian Crete / Ed. M. Vassilaki. Athens: Benaki Museum, 2010.

13. Вагнер Г. К. Рязань. М.: Искусство, 1971.

14. Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства / Отв. ред. Е. М. Юхименко. М.: Интербук-бизнес, 2005.

15. Chatzidakis M. Icons of Patmos. Athens: National Bank of Greece, 1985.

16. Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-XX веков / Науч. ред. Л. В. Нерсесян. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022.

17. Синай, Византия, Русь. Православное искусство с 6 до 20 века / Глав. ред. О. Баддлей СПб.: Фонд Св. Екатерины, 2000.

18. Иконы Вологды XIV-XVI веков / Глав. ред. Л. В. Нерсесян. М.: Северный паломник, 2007.

19. Собрание Константина Воронина. Иконы. Художественный металл. XIII-XVI века / Отв. ред. Л. М. Евсеева. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 2017.

20. Из коллекций академика Н. П. Лихачева / Авт.-сост. А. О. Большаков, А. Я. Каковкин. СПб.: Седа-С, 1993.

21. Святые жены / Авт.-сост. Н. В. Герасименко. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, 2023.

22. Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний / Науч. ред. И. А. Шалина. М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 2009.

23. Куликова О. В. Лики русского Севера. М.: Магма, 2009.

24. Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве / Авт.-сост. Н. В. Герасименко. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, 2022.

25. Хотеенкова И. А. Иконы XIV-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. Том I. М.: Северный паломник, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Чахотин П. С. Святая великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе с VI по XXI век. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010.

27. Иконы XIII-XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева / Отв. ред. Г. В. Попов. М.: Северный паломник, 2007.

28. Русские иконы в собрании Михаила Де Буара (Елизаветина)/ Отв. ред. Э. С. Смирнова. М.: ПриПрессИнтернэшнл, 2009.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Философия и культура» статье, как автор условно отразил в заголовке («Единоличные изображения святых жен в древнерусской иконописи XIV-XVI вв.»), а за там разъяснил во введении является «своеобразие иконографических вариаций икон с единоличным образом святых жен в древнерусском искусстве XIV-XVI столетий». Как следует из целеполагания работы в качестве объекта исследования автора интересует такой

сегмент повседневной культуры Древней Руси Х1У-ХУ1 вв. как специфика бытования в средневековом искусстве изображений святых жен.

В авторскую репрезентативную выборку иконического эмпирического материала включены иконы: «Св. Варвара», второй половины XIV в. из Углича (ГТГ), новгородская икона св. Варвары конца Х^-начала XV в., с поновлениями XVI в. (Псковский музей), икона с образом мученицы конца XV в., которая происходит из Покровской церкви в Волоколамске (Сергиево-Посадский музей), «Св.Параскева» (Псковский музей), Византийская икона рубежа XIV - начала XV в. «Св. Марина» (Византийский и Христианский музей, Афины), «Богоматерь Кириотисса и св. Екатерина», Ангелос Акотантос, первая половина XV в. (собрание монастыря Св. Иоанна Богослова, о. Патмос), св. Параскевы Пятницы, середина XV в. (ГТГ), икона из Покровского собор Рогожского кладбища, «Св. Параскева», середина XVI в. (монастырь Св. Иоанна Богослова, о. Патмос), «Параскева Пятница, с Николой и Власием», конец XV века из собрания А.И. Анисимова (ГТГ), «Св. Анастасия Узорешительница», конец XIV - начало

XV в. (ГЭ), «Св. Параскева, с Николой и Власием» (ГТГ) и «Св. Параскева» вторая половина XV в. (Вологодский музей), «Св. Параскева» XV в. из собрания К.В. Воронина, св. Параскевы Пятницы (село Хотеново близ Каргополя; Вологодский музей), св. Параскевы XVI в. (ГРМ), образ св. Анастасии XVI в. (с антикварной реставрацией XIX в.; ГТГ), каргопольская икона второй половины XVI в. с оплечным образом св. Параскевы Пятницы из собрания Р.Г. Хасанова, «Св. Параскева» первой четверти XVI в. (собрание фонда ап. Андрея Первозванного), вологодские иконы: «Св. Параскева», середины XVI в. (Череповецкий музей) и «Св. Анастасия», последней четверти XVI в. (ЦМиАР), «Св. Варвара, со святцами по месяцам и святыми женами», конца XV в., с поновлениями XVIII в. (Пермская художественная галерея), «Св. Параскева», первой половины XVI в. (ГИМ), «Св. Анастасия» конца XV-начала XVI в. (ГЭ), «Св. Параскева» третьей четверти

XVI в. (ЦМиАР), «Св. Параскева», последней трети XVI в. (частное собрание в Москве). Материал детально проанализирован, выделены основные типологические признаки презентации образов святых жен (наиболее распространенные изводы, длань в молитвенном жесте, с сосудом и крестом в правой руке, «с развернутым свитком, на котором помещен текст Символа веры», а также такие детали, как цвет плата, прическа, символические украшения и драгоценные поручи). С опорой на перекрестный сравнительный анализ иконических и эпистолярных источников автор приходит к заключению, что «образы святых жен отмечены ярко выраженной тенденцией к слиянию этих фигур в единый синкретический образ, выражающий чаяния эпохи, будь то защитные мотивы или тема христианской стойкости». Автор отмечает также, что в отличии от образов святых жен в искусстве Византии, которые, как правило, следуют строго установленным иконографическим нормам, зафиксированным в Книге образцов Афонского монастыря, в древнерусских иконах обнаруживается своего рода «иконографическая путаница» в отдельных атрибутах и цветах мафориев, свидетельствующая об отмеченной тенденции, из чего, по мысли автора, следует, «что образы святых жен обладали более значительным статусом в древнерусской культуре по сравнению со столичным византийским искусством».

Таким образом, предмет исследования раскрыт автором на высоком теоретическом уровне.

Методология исследования основана на авторизованном комплексе методов исторического искусствоведения, усиленных элементами компаративного анализа письменных и визуальных источников. Иконографический метод позволил автору представить интерпретацию основных особенностей иконописных изображений. В статье применяется также метод сопоставительного анализа письменных и визуальных источников, необходимый для раскрытия особенностей иконографии интересующих нас

произведений. С помощью метода типологического анализа разработана классификация эмпирического материала (репрезентативной выборки икон XIV-XVI вв.), метод сравнительного анализа позволил выявить специфику отдельных древнерусских памятников. Авторский методический комплекс релевантен решаемым в исследовании научно-познавательным задачам.

Актуальность выбранной темы автор дополнительно не поясняет, обозначив лишь обнаруженные им расхождения в иконографии святых мучениц афонской Книги образцов конца XV в. с почитаемыми образами на Древней Руси XIV-XVI вв. Рецензент отмечает, что такого рода особенности говорят о формировании собственных самобытных поместных традиций иконописи, поэтому их изучение в достаточной мере актуально и своевременно.

Научная новизна, отраженная в логике хорошо обоснованных выводов автора, заслуживает теоретического внимания.

Стиль текста выдержан научный, хотя нуждается дополнительной литературной вычитке и корректуре, встречаются отдельные описки (например, «На правом боковом поле иконы сохранилось надпись.», «... следуют строго установленным иконографическим нормам, зафиксированной в Книге образцов. »).

Структура статьи отражает логику изложения результатов научного поиска. Библиография в достаточной мере отражает проблемное поле исследования. Апелляция к оппонентам минимальна (автор не акцентирует внимания на острых теоретических дискуссиях).

Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Философия и культура» и после небольшой корректировки случайных описок может быть рекомендована к публикации.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Единоличные изображения святых жен в древнерусской иконописи XIV-XVI вв.», в которой проведено исследование феномена древнерусской иконописи и присущих ей характерных признаков.

Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что до наших дней дошло немало икон с единоличными образами святых жен. В поле научного исследования автора попали изображения святых Параскевы, Анастасии, Екатерины, Варвары, Ульяны и Марины. Автором выдвигается тезис, что иконография перечисленных святых мучениц, как правило, не отступает от традиционных норм своего времени.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью иконографического исследования произведений древнерусского религиозного искусства. Методику исследования составил комплексный подход, включивший в себя иконографический, сравнительный, сопоставительный и типологический анализа. Теоретической основой исследования выступают труды таких искусствоведов как Филатов В.В., Преображенский А.С. Попова О.С., Уолш Е.М. и др. Эмпирической базой служат образцы древнерусской иконописи периода XIV-XVI веков.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа памятников древнерусского религиозного искусства определить специфику женских изображений в искусстве Древней Руси. Предметом данной статьи является своеобразие иконографических вариаций икон с единоличным образом святых жен в древнерусском

искусстве XIV-XVI столетий.

На основе анализа научной обоснованности проблематики автор приходит к заключению, что, несмотря на определенный интерес к проблеме интерпретации образов женской святости в древнерусских и византийских иконах, специфика восприятия изображений святых жен не была в достаточной мере исследована. Детальное изучение автором данной тематики и составляет научную новизну исследования.

Автором проделан детальный художественный иконографический и композиционный анализ икон Св. Варвара (вторая половина XIV в.), Св. Анастасия (начало XV в.), Св. Параскева (XV в.).

Рассматриваемые образы представлены в различных изводах: поясной и ростовой образ мученицы, с атрибутами целительства и защитные образы. Автором описано несколько вариантов иконографических типов: фронтальное изображение с застывшей в молитвенном жесте дланью, образ мученицы с сосудом и крестом в правой руке, а также образ святой с развернутым свитком, на котором помещен текст Символа веры. Автор делает вывод, что что иконография тех или иных святых мучениц нередко совпадает, смешивается, а точное имя той или иной святой при отсутствии надписи не всегда удается определить. В этих случаях автор наблюдает использование иконографических признаков одной святой мученицы в изображении другой святой. Автором также отмечена тенденция к смысловому слиянию их фигур в единый синкретический образ, отражающий чаяния эпохи, будь то защитные мотивы или тема христианской стойкости.

В завершении автором представлены выводы по проведенному исследованию, включающие все ключевые положения изложенного материала.

Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.

Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение иконографии определенного периода, особенностей формирования ее аутентичности представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.

Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 28 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Текст статьи выдержан в научном стиле.

Автор выполнил поставленную цель, показал глубокие знания изучаемой проблематики, получил научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.