Научная статья на тему 'Единое: от онтологии к гносеологии'

Единое: от онтологии к гносеологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
496
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ЕДИНОЕ / МНОГОЕ / ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ / АКТУАЛЬНОЕ / ВЕЧНОЕ / ДУХ / МАТЕМАТИКА / ФОРМА / ЯЗЫК / KNOWLEDGE / UNITY / PLURALITY / POTENTIAL / ACTUAL / ETERNAL / SPIRIT / MATHEMATICS / FORM / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Войцехович Вячеслав Эмерикович

Поставлена проблема возможности Единого Знания как максимально возможного обобщения всех известных знаний в науке, философии, религии (теологии). Предложен путь решения проблемы: восхождение по уровням метаязыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNITY: FROM ONTOLOGY TO EPISTEMOLOGY

The author sets a problem of United Knowledge as a highest possible generalization of all considerable information in sciences, philosophy, religion (theology). The paper presents a solution of the problem that is the ascent at metalanguage levels.

Текст научной работы на тему «Единое: от онтологии к гносеологии»

УДК 1/14 : 21 : 811.9

Войцехович Вячеслав Эмерикович

Voytsekhovich Vyacheslav Emerikovich

доктор философских наук, профессор кафедры философии и теории культуры

Тверского государственного университета dom-hors@mail.ru

D. Phil.,

Professor of the Philosophy and Theory of Cultures Department, Tver State University dom-hors@mail.ru

ЕДИНОЕ: ОТ ОНТОЛОГИИ К ГНОСЕОЛОГИИ

THE UNITY: FROM ONTOLOGY TO EPISTEMOLOGY

Аннотация:

Summary:

Поставлена проблема возможности Единого Знания как максимально возможного обобщения всех известных знаний в науке, философии, религии (теологии). Предложен путь решения проблемы: восхождение по уровням метаязыков.

The author sets a problem of United Knowledge as a highest possible generalization of all considerable information in sciences, philosophy, religion (theology). The paper presents a solution of the problem that is the ascent at metalanguage levels.

Ключевые слова:

знание, Единое, многое, потенциальное, актуальное, вечное, дух, математика, форма, язык.

Keywords:

knowledge, Unity, plurality, potential, actual, eternal, spirit, mathematics, form, language.

Постановка проблемы. Проблема Единого, Всеединства, Много-единого, Едино-многого и т.п. волновала мыслителей с самых ранних этапов развития философии, теологии, эзотеризма.

Для Лао Цзы, Парменида, Платона, Плотина, Фомы Аквинского, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, В.С. Соловьева Единое существует: есть онтология Единого. А возможна ли гносеология Единого как основание для познания Единого? И возможно ли Единое Знание? И более того, возможна ли аксиология Единого, то есть рассмотрение его как ценности и идеала? Особенно это важно в постиндустриальной цивилизации с ее хаотическим постмодернистским мировоззрением, в котором человек потерял ориентиры и смысл жизни.

Трудность гносеологической проблемы в том, что познание предполагает раздвоенность бытия, его разделение на субъект и объект. Знание субъекта об объекте есть гомоморфный образ объекта в сознании субъекта. Поэтому знание возможно только в множественной реальности. Возникает парадокс: с одной стороны, единое можно выразить только через единое, а с другой -как возможно знание о Едином, корректно ли рассуждать о едином через множественное?

Однако теория - не практика. Антиномии, открытые в теории, часто не имеют значения в практике познания. История науки, философии, религии подтверждает это наблюдение. Познание шло как по пути дифференциации, так и интеграции знаний, но фундаментальные открытия происходят на пути обобщения, объединения предыдущих образов и теорий.

Наука. Прогресс основан на обобщении. В математике понятие числа прошло следующие все более общие стадии: 1) натуральное число п, 2) затем рациональное число как отношение натуральных чисел, 3) к п добавляется 0, 4) мнимое и комплексное число, 5) иррациональное, 6) трансцендентное и т.д. Все это называют обобщенно: порядковая структура. А содержание математики в целом сводится всего лишь к 3 фундаментальным структурам: порядковой, топологической и алгебраической [1].

Аналогично за последние 4 столетия ученым удалось выйти на предельно общее «единое» основание математики - понятие формы. Д. Гильберт, А.Н. Колмогоров, С. Маклейн сформулировали общее определение математики: «теория всех возможных форм».

Развитие эмпирических наук также шло по пути максимального обобщения и восхождения к Единому. Так, физика свелась к поискам теории общего поля. Лингвистика - к порождающим грамматикам Хомского, дающим общую структуру для всех языков.

Искусство. Более трудно идет обобщение в искусстве, так как 1) оно основано на эмоциях, многие из которых являются весьма частными психоформами, 2) оно минимально рационально.

Религия. Еще труднее обобщить религии. Под религией будем понимать постулирование Высшего начала, потустороннего источника бытия (идей, вещей, всего существующего). Термин «геНдю» (лат.) означает связь. Термин «йудж, йога» (санскрит) - связь. Связь человека с Высшим, с потусторонним источником бытия.

Мировых религий 3 - буддизм, христианство, ислам. Западные религии формально -монотеизм. Поэтому для философа различия между христианством и исламом есть, но не на уровне сущности, а явления, то есть 1) ощущений и эмоциональных переживаний, 2) традиций и истории.

Поднимаясь выше по уровню общности знания, мы приходим к идее бесконечности Бога-Аллаха, к невозможности выразить бесконечное через конечное, Божественное через человеческое. Признание этой простой идеи ведет к фундаментальной духовной процедуре молчания, которая есть во всех религиозных практиках. Молчание «сверхсловесно», проходит за пределами форм. На этом уровне бытия «все одно», поэтому там нет различий, нельзя ввести информацию, нет и знания. Сущее может обрести форму, опускаясь с уровня «все одно» в более плотные слои бытия - слои двойственности и затем множественности.

Молчание соединяет аврамистские религии и буддизм. Хотя в буддизме (как и даосизме) отвергается мыслимое и называемое начало (Бог, Аллах), но ряд фундаментальных обрядов, практика молчания и сам религиозный дух общий у буддизма и аврамистских религий - это понимание Высшего как Единого, что явно выражено в одном из ответвлений буддизма - в Адвайте, учении о Недвойственном [2].

Таким образом, в сущности, на «сверхмыслимом» уровне молчания христианство, ислам и буддизм могут пониматься как одна религия, в которой принимается Высшее начало (Нена-зываемое), используется ряд общих процедур в духовной практике и организации духовной жизни (молитвы, обряды, высоконравственное поведение и т.п.).

Конечно, догматизм религиозных учений и особенно конфессий как социальных институтов препятствует их сближению. Однако ряд выдающихся мыслителей многократно выражал уверенность в будущем объединении религий в «конце времен». К ним относятся Л.Н. Толстой, которого называли «православным буддистом», создатель «универсальной» религии Бахаи, некоторые из русских космистов, Н.К. Рерих. Сходные идеи высказывал В.С. Соловьев.

Философия. Прогресс в философии также шел путем предельного обобщения. Онтология начиналась с поисков «архэ» - первоначала всех вещей. Затем возникает онтология и гносеология Единого, в частности, учение о познании как восхождении к Единому.

Пути приближения к Единому Знанию.

Приближение возможно через развитие любой из составляющих современного знания: как через мировоззренческое, всеобщее, так и частное, ограниченное знание, то есть как через философию, теологию, так и науку, искусство, мистическое знание и т.п.

Однако, на наш взгляд, прямой путь приближения - интегративный, через восхождение по ступенькам языков все более общего уровня.

Что такое язык? Под языком (в широком смысле) будем понимать ментальную форму выражения информации, необходимую субъекту для моделирования фрагмента реальности. Это естественные, обыденные языки - русский, китайский, папуасский - и искусственные -математические, информационные, виртуальные, также художественные, языки жестов, запахов, цветов и т.п.

Границ между естественными и искусственными языками нет, всегда можно соединить, интерпретировать (с потерей информации) 2 разнородных языка через третий. Например, язык жестов и язык психоанализа, или язык русского мата и язык молитвы, или язык запахов и язык философии Платона.

«Язык - дом нашего бытия», - писал М. Хайдеггер. Хотел ли он сказать, что все наше бытие погружено в мир языка, а вне языка нет бытия? Конечно, нет. Жить вне дома трудно, но возможно. Поэтому бытие есть не только вне языка, но даже вне информации, вне мира форм, в мире Единого, «где все одно, слито, неразличимо, но существует».

Сегодня известны тенденции в религии, искусстве, науке, которые говорят о возможности миров без форм. Так в православии с 4-го века признается исихия, безмолвная молитва [3].

При исихии человек не произносит слов (даже мысленно), но достигается синергия - высшая степень слияния с Богом [4]. Монахи, овладевшие безмолвной молитвой, почитаются особо.

Сходные поиски «миров как бы без форм» проявились в логике и математике ХХ в. Это теории без элементов (Л-исчисление Черча, также теория категорий, являющаяся основанием всей современной математики). Это как бы «чистые формы», без элементов, без актуального содержания (но с предельно богатым потенциальным содержанием). Такие теории - ступени на пути к Единому Знанию.

При приближении к Единому возникают все большие трудности для выражения и понимания все более общего знания. Языки становятся все обширнее, универсальнее, теряют конечность, становятся необозримыми. Их мощность, то есть количество битов информации растет «комбинарными» темпами подобно степеням ы в теории трансфинитных чисел Г. Кантора.

Основания и модели языков Единого Знания.

Для наглядности используем модель человека, веденную в Евангелии: человек - единство тела, души и духа. Тогда основания Единого Знания - это телесные (наиболее узкие), психические (более широкие) и духовные (максимально общие, бесконечные).

Телесные основания Единого Знания.

Общее для 7 миллиардов людей основание взаимопонимания, для языков Единого Знания дает телесная структура человека, записанная в генетическом фонде человечества (геном как единая формула, выражающая алгоритм развертывания тела и его структуру). Это 25 тысяч генов с хромосомами X и Y для 2 полов и вариациями для разных рас и наций. Тело обладает примитивной «душой», обладающей кратковременной памятью, рефлексами, стремлениями, оценками. Поэтому эмпирические знания имеют телесное выражение и являются понятными и едиными для всех представителей вида homo sapiens.

Психические основания Единого Знания.

Психика людей «вмещает» знаний гораздо больше, чем тело, но также конечное число битов. Ее составляют память, воля, эмоции, интеллект, внимание и т.п.

Особую роль играет память. С информационной точки зрения это база данных и база знаний. Помимо памяти индивидов существует более долговременная память человечества, в которой сохраняются тысячелетиями знания о событиях и процессах прошлого, а главное - о культуре. Именно социальная память - фундамент для построения башни языков, ведущих к Единому. В ней есть уровни подсознания (неявного знания), сознания и даже сверхсознания.

Структура психики плохо исследована, но, ряд психологов предполагает, что существует и будет открыт аналог генома тела - «психогеном», то есть то, что передается от родителей детям, а также то, что несет информацию о предыдущих воплощениях. Одной из составляющих психогенома являются архетипы, описанные К. Юнгом, и априорные формы познания, о которых писал И. Кант.

Телесная и психическая структуры дают возможность построения внеличностного, объективного основания для Единого Знания. Но они (в силу собственной конечности) же и препятствуют его достижению, так как конечны - несут следы эволюции homo sapiens.

О духовных основаниях Единого Знания.

Свойства человека, выходящие за рамки тела и души, - это свобода, творчество, любовь, понимание Высшего, бесконечного, вечного - того, что называют духом.

Часть мыслителей (материалисты) отвергают дух как самостоятельную сущность и сводят его к телу. Например, Эпикур и Маркс. Однако абсолютное большинство великих признают «самость» духа и считают его основанием и причиной тела: Пифагор, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Лейбниц, Кант, Гегель, Соловьев и многие другие.

Именно на границе между конечным (телом, психикой) и бесконечным (духом) и возникает вопрос о возможности Единого Знания.

Трудность вопроса состоит в том, что любое знание, с одной стороны, требует двойственности бытия, а с другой - Единое Знание - «единости».

Существует ли то, что и едино, и множественно сразу, одновременно?

Возможный ответ: это бытие (и субъект, в нем пребывающий) есть едино-многое. В одном отношении, при взгляде «снизу», оно едино. В другом отношении, «сверху» - множественно. Пример. На научном уровне существуют аналоги Единого - как «снизу», так и «сверху». В математике это пустое множество и «множество всех множеств», пустая категория и «категория всех категорий». В физике - вакуум. Это и отсутствие частиц (актуально), и максимум частиц (потенциально). Отсюда следует, что максимальной потенциальной энергией должен обладать вакуум, что и подтверждает ряд физиков. Согласно Л.В. Лескову, энергия вакуума Е максимальна: в 1 см3 Е в 10 0 больше, чем E=mc2 (личное сообщение и соответствующий расчет).

Восхождение по ступенькам метаязыков - путь приближения к Единому Знанию. Язык уровня n описывается и объясняется языком уровня (n+1), или метаязыком уровня (n+1).

Рассмотрим в качестве примера восхождение мышления к уровню Единого Знания, подразумевая под восхождением переход от ступеньки n к ступеньке (n+1).

0-й уровень (объектный язык, или 0-язык). Ключевые термины: этот стул, моя мама, эта сосна. Это сенсуально-эмпирический язык.

1-й уровень (1-язык). Ключевые термины: вещь вообще, отношение, время, пространство, движение, человек вообще. Это теоретический язык, объясняющий сенсуально -эмпирический язык.

2-й уровень (2-язык, метаязык по отношению к 1 -языку). Ключевые термины: множество вещей, множество отношений между вещами, мир как множество. Это метатеоретический язык, объясняющий 1 -язык.

3-й уровень (3-язык). Ключевые термины: категория всех категорий, Бог (как Творец всех вещей и людей) и т.п. Уже 3-язык - трудно назвать языком вообще. Отсутствует отрицание. На 3-м уровне мы выходим за пределы логики. Возникают антиномии.

4-й уровень (4-«язык»). Это уровень общий для 1 и 0, для ЧТО и НИЧТО, для Запада и Востока, для западных, аврамистских религий (христианства, ислама) и восточных учений (буддизма, даосизма), где Первоначало = «Неназываемое, немыслимое». Здесь по мере восхождения духа от 3-го уровня к 4-му и далее к Высшему-Немыслимому уже нет слов, но еще есть сверхязыковые мыслеформы [2]. Затем и они тают в Великом Молчании.

Но разум продолжается. Философское мышление объясняет предыдущие уровни. Действуют аналогии, метафоры, интерпретации, рефлексия, интроспекция, даже внутренний духовный опыт. Высший уровень открывается человеку, преодолевающему отрицание, понимающему Высшую ценность - духовную Любовь как стремление к ТОЖДЕСТВУ (Гегель. «Философии религии»). Всеобщее тождество есть Единое.

Итоги. Гносеология Единого возможна. Для понимания Единого Знания человек должен развиваться, поднимаясь по ступенькам метаязыков, руководствуясь любовью, стремлением к всеобщему слиянию. Эволюционировать - значит сбрасывать плотные оболочки, в которые облечен дух, и осваивать тонкие, прозрачные тела, восходя к Единому.

Ссылки:

1. Бурбаки Н. Архитектура математики // Очерки по истории математики. М., 1964.

2. Нисаргадатта, Махарадж. Я есть То. М., 2008.

3. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М., 2005.

4. Войцехович В.Э. Исихия как творящий хаос // I Российский философский конгресс. Т. V. Философия в мире знания, техники, веры. СПб., 1997. С. 328-331.

References (transliterated):

1. Burbaki N. Arkhitektura matematiki // Ocherki po istorii matematiki. M., 1964.

2. Nisargadatta, Makharadzh. Ya est' To. M., 2008.

3. Khoruzhiy S.S. Ocherki sinergiynoy antropologii. M., 2005.

4. Voytsekhovich V.E. Isikhiya kak tvoryashchiy khaos // I Rossiyskiy filosofskiy kongress. Vol. V. Filosofiya v mire znaniya, tekhniki, very. SPb., 1997. P. 328-331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.