Научная статья на тему 'Единая валюта и греческий долговой кризис'

Единая валюта и греческий долговой кризис Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОВОЙ КРИЗИС ГРЕЦИИ / СИСТЕМА С ЕДИНОЙ ВАЛЮТОЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / МНОГОВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / МЕРЫ ПО ВЫХОДУ ИЗ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА / ВОЗМОЖНОСТИ / DEBT CRISIS OF GREECE / ECONOMIC INTERESTS OF THE EUROPEAN UNION / SINGLE CURRENCY SYSTEM / MULTICURRENCY SYSTEM / MEASURES FOR AN EXIT FROM DEBT CRISIS / OPPORTUNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищулов Виктор Михайлович

Статья посвящена анализу долгового кризиса Греции. Автор анализирует причины возникновения данного кризиса. На основе проведенного анализа В.М. Пищулов предлагает план мероприятий по преодолению кризисного состояния. По мнению автора, реализация этого плана будет в экономических интересах как Греции, так и Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая валюта и греческий долговой кризис»

ЕДИНАЯ ВАЛЮТА

И ГРЕЧЕСКИЙ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС

Пищулов Виктор Михайлович

доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»,

кафедра экономической теории, заведующий

г. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: dr.haust@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу долгового кризиса Греции. Автор анализирует причины возникновения данного кризиса. На основе проведенного анализа В.М. Пищулов предлагает план мероприятий по преодолению кризисного состояния. По мнению автора, реализация этого плана будет в экономических интересах как Греции, так и Европейского Союза.

Ключевые слова: долговой кризис Греции; экономические интересы Европейского Союза; система с единой валютой; многовалютная система; меры по выходу из долгового кризиса; возможности

Код УДК: 336.743

Annotation. Article is devoted to the analysis of debt crisis in Greece. The author analyzes the reasons of emergence of this crisis. On the basis of analysis made V.M. Pishchulov offers the plan of measures for overcoming the crisis. According to the author, implementation of this plan will be in the best economic interests of both Greece and European Union.

Keywords: debt crisis of Greece; economic interests of the European Union; single currency system; multicurrency system; measures for an exit from debt crisis; opportunity

«Неладно что-то в Датском королевстве». СМИ сообщили: «Канцлер ФРГ Ангела Меркель и министр финансов страны Вольфганг Шойбле допускают выход Греции из еврозоны ...» [1]. Долговой кризис в еврозонепродолжает развиваться и усугубляться. В период, предшествующий введению единой валюты (первый период 1996-2001 гг.), т.е. в те последние годы, в еврозоне существовала мультивалютная система. Национальные валюты обеспечивали товарное обращение внутри своих стран, внутри региональное обращение обеспечивал безналичный евро, а мировой международной валютой выступал доллар.

Наиболее высокие средние за указанный период (1996-2001 гг.) темпы роста экономики демонстрируют следующие страны в порядке убывания. Первая - Ирландия - 8,9% - невиданно высокие для современной европейской экономики темпы роста. Вторая по темпам роста - Испания - 4,1%. Третьей выступает Португалия, где 3,8% (близки к этим темпам роста Нидерланды - 3,7%). Затем следует Греция - 3,4% [2]. В последние годы 2008 - 2014 гг. - наблюдается прямо противоположная тенденция. Страны, показывавшие изначально наиболее высокие темпы экономического роста, затем вошли в продолжительную рецессию, отмеченную наиболее значимым падением ВВП, беспрецедентным ростом безработицы и долговым кризисом.

Введение в обращение наличного евро и замена им национальных валют в еврозоне сопровождалось очевидным ухудшением состояния и динамики развития стран Южной Европы и Ирландии, так называемых стран Р1Ю8. Следует заметить, что период, предшествовавший

введению евро, характеризовался существованием многоуровневой, мультивалютной системы в еврозоне.

Нужно попытаться отыскать причины сложившегося положения. Страны еврозоны в значительной степени различаются: в отраслевой структуре экономик; в доле сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса в ВВП; в уровнях концентрации компаний, размерах компаний; эффективности финансовых систем; в уровнях образования и квалификации населения стран и т.д. Различия между странами еврозоны обусловливают относительную неравномерность распределения денежной массы в евро по территориям внутри стран, отраслям и, как следствие, между странами.

Главная особенность денег состоит в способности быстро перемещаться. Деньги способны необыкновенно быстро перемещаться между территориями. При этом денежные потоки обусловливают определенную форму распределения денежной массы между этими территориями. Так, территории с производствами, финансовыми структурами, приносящими высокую доходность, привлекают к себе денежные потоки из иных территорий.

Недостаток средств обращения (или обмена) на определенной территории, в частности, в пределах национальных границ, вызывает так называемый «кризис нехватки денег». Это ведет к сокращению объемов производства, к рецессии, безработице. Противоположная ситуация предполагает избыток денег или денежной массы на территории. Это ведет к инфляции, нестабильности цен, а также к снижению объемов инвестиций. Вследствие последнего снижаются объемы производства. В этом случае возможна стагнация или «стагфляция».

Проблема регулирования денежной массы в отдельных территориях значительно усложняется вследствие перехода на единую валюту. В этом случае требуется раздельно рассматривать замкнутые и открытые воспроизводственные процессы территории. Замкнутые товарные на некоторой территории товарные потоки предполагают, что покупатель и продавец находятся в рамках этой территории. Открытые для некоторой территории товарные и денежные потоки предполагают, что покупатель или продавец находятся в разных территориях.

Денежная масса в территориях различных уровней может быть представлена многообразными валютами. Именно таким образом обстояло дело в европейских странах до введения единой валюты. В качестве территорий первого уровня выступали отдельные страны в своих национальных границах. Каждая страна, регулировала объем денежной массы, выраженной в единицах национальной валюты, внутри страны, исходя, в первую очередь, из величины товарного оборота, замкнутого на территории этой страны. Внешний оборот, в зависимости от того, какой мировой (доллар) или региональной (евро) валютой он обслуживался, обусловливал в определенной своей части необходимый объем или денежную массу такой наднациональной валюты. Объем наднациональной валюты в регионе, где она обслуживала внешний для входящих в региональное объединение стран оборот, регулировался наднациональными органами, например, такими, как Европейский центральный банк.

После введения наличного евронациональные правительства и центральные банки стран еврозоны утратили значительную часть полномочий по регулированию объема денежной массы в своей стране. Представляется, что причиной проявившегося неблагополучия товарного обращения внутри стран, является утрата прежних возможностей национальных денежных регуляторов влиять на объем денежной массы внутри своей страны. Результатом явилось нынешнее положение, при котором очевидно проявляется неравномерность распределения денежной массы по территориям внутри еврозоны.

Основные функции регулирования количества денег в еврозоне в целом сосредоточены в Европейском центральном банке (ЕЦБ). Нужно признать, что ЕЦБ не в состоянии осуществлять

регулирование количества денег в отдельных странах еврозоны, таким образом, как это делалось национальными центральными банками в условиях обращения национальных валют.

Краткосрочное перераспределение денежной массы между странами еврозоны в настоящее время возможно посредством выпуска правительствами этих стран государственных ценных бумаг, предлагаемых на долговом рынке. Однако, как мы можем далее увидеть, эта мера способна в какой-то мере решить проблему наполнения государственных бюджетов и перераспределения денежной массы между странами в краткосрочных периодах. А в достаточно длительных периодах, сравнимых со сроками заимствования, эта мера лишь усугубляет проблему наполнения территории страны достаточным объемом денежной массы.

Механизмы рыночного саморегулирования не обеспечивают оптимального распределения денежной массы в странах еврозоны. Одной из форм проявления относительного недостатка денежной массы в стране или территории выступают проявления дефляции. В тех случаях, когда традиционные методы увеличения объема денежной массы оказываются недостаточно действенными, денежные регуляторы обращаются к мерам количественного смягчения (ОБ). Однако увеличение денежной массы во всей еврозоне не означает пропорционального или равномерного растекания дополнительных денег по всем странам и территориям. Дополнительные деньги притягиваются крупными промышленными и финансовыми центрами, концентрируются в государственных бюджетах наиболее экономически развитых стран. Страны, страдающие вследствие относительного недостатка денежной массы, могут попасть в еще более сложное положение.

Значительная часть дополнительных денег поглощается финансовой сферой. Общей тенденцией последних десятилетий является значительное возрастание роли и значения финансовой сферы в экономиках наиболее развитых стран и регионов. Финансовая сфера в определенной мере отделяется от сферы производства и начинает вести собственную, самостоятельную, в определенной степени автономную, жизнь. Деньги, обращающиеся в финансовой сфере, совершая в ней замкнутое движение, могут приносить доходы, не будучи непосредственно связанными с производством и потреблением продукта.

Источником наполнения неблагополучных территорий денежной массой могут быть банковские кредиты. Как известно, базельские документы ориентируют на увеличение, наращивание собственных капиталов банками, а, следовательно, на укрупнение самих банков. Эти рекомендации оставляют не много места для работы небольших и средних банков, традиционной нишей которых именнои являлось кредитование сельскохозяйственных производителей, малого бизнеса и населения. Этот источник денежных потоков, которые могли бы направляться в указанные территории, становится все менее действенным.

Нужно искать выход из создавшейся ситуации. Исключение отдельных стран из еврозоны может повлечь за собой ее распад в целом, что видится нежелательным. Для того, чтобы исправить положение, нужно попытаться устранить изначальные причины, повлекшие за собой снижение темпов роста ВВП, состояние длительной стагнации и рецессии в некоторых странах еврозоны.

Кажущееся простым решение проблемы, состоящее в понижении степени межтерриториальной ликвидности денег, может быть достигнуто посредством возврата к прежней системе национальных валют. Однако в этом случае утрачиваются многие преимущества, приобретенные благодаря функционированию единой валюты. Эти преимущества состоят в упрощении и ускорении внешнегоили открытого для стран и территорий оборота товаров, перемещения ресурсов и капиталов.

Параллельное хождение внутри страны национальной валюты и евро. Самым простым и наиболее легко реализуемым решением видится восстановление для определенной страны еврозоны

национальной валюты без исключения этой страны из еврозоны. Национальная валюта в этих условиях способна обслуживать внутренний товарный оборот, замкнутые внутри страны воспроизводственные процессы. Отличие от прежней ситуации (до введения наличного евро) состоит в том, что как национальная валюта, так и евро имеют одинаковые возможности обращения внутри страны.

Возврат к национальным валютам и их параллельное хождение с евро не есть лучшее решение. Тому можно найти достаточно обоснованные причины. Одной из таких причин выступает то обстоятельство, что во внутреннем обороте достаточно крупных стран национальные валюты несут в себе тот же недостаток, что и единая европейская валюта.

Введение местных валют видится реальной мерой. Местная валюта может быть введена для внутренней территории, в заметной степени подверженной кризисным явлениям. Требуется ограничить межтерриториальную ликвидность тех местных денег, которые будут обращаться внутри определенной территории. Местных валют внутри одной страны может быть несколько. В качествепримера можно вспомнить, что «В Германиинаравне с евро ходят 15 местных валют. Bundesbank не возражает ...» [3].

Структура территориальных рынков стран еврозоны, определяющая функционирование мультивалютной системы, может быть представлена в форме иерархии.

Смысл построения столь сложной иерархической системы денежного обращения состоит в том, чтобы обеспечить наиболее приемлемое наполнение экономики еврозоны денежной массой. Территориальная иерархия подразумевает и иерархию валют.

В заключение требуется сделать положительные предложения. Представляется возможным и обоснованным, исходя из всего предшествующего изложения, хотя бы в самом общем видеуказать те меры, которые могли бы привести к исправлению положения. Необходим возврат к некоторым образом модифицированной мультивалютной системе.

Валютные проблемы Греции. Возвращение Греции к бывшей национальной валюте драхме есть крайне нежелательный вариант действий. В настоящее время этот шаг расценивается как выход из еврозоны, что предполагается непозволительным. Использование в обращении внутри страны местных валют, вероятно, не встретит серьезных возражений.

Другая проблема, требующая решения, - это чрезмерная расходная нагрузка на бюджет. Требуется существенное сокращение бюджетных расходов. Наиболее крупными бюджетными обязательствами выступают обязательства по выплате пенсий. Для обеспечения сбалансированности бюджета требуется проведение пенсионной реформы. Смысл такой реформы состоит в том, чтобы вывести значительную часть пенсионных обязательств за пределыбюджета. Пенсионный фонд предполагается строить в форме своеобразного банка со счетами плательщиков и получателей пенсионных средств. Счета плательщиков необходимо связать со счетами получателей таким образом, чтобы было понятно и известно, от кого получают свои деньги пенсионеры. Например, от плательщиков детей деньги направляются получателям - родителям-пенсионерам [4].

К этой краткой статье прилагается своеобразная «дорожная карта» или перечень неотложных мер, которые могут обеспечить исправление долговой ситуации в Греции.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ ГРЕЦИИ

Для разрешения долговой проблемы Греции необходимо:

I. Запуск в обращение нескольких местных валют.

1) Согласовать эту меру с ЕЦБ (с тем, чтобы это не послужило причиной вывода страны из зоны евро).

2) Определить ограниченные территории, в которых будут обращаться местные валюты (названия валют, например, «euros Greece-1», «euros Greece-2», «euros Greece-3», и т.д.).

3) Установить банки, эмитирующие местные валюты.

4) Установить банки, совершающие операции с местными валютами.

5) Определить первоначальные курсы местных валют в евро.

6) Определить объем эмиссии для каждой местной валюты.

7) Подготовить - отпечатать достаточный объем наличных местных валют.

8) Установить первоначальные объемы эмиссии местных валют.

9) Принять законодательные акты, определяющие особенности обращения местных валют:

- обязательность приема местной валюты в качестве средства обмена и платежного средства в рамках определенной территории параллельно с евро;

- обязательность приема местной валюты для уплаты налогов в местные, региональные бюджеты (возможно в бюджет страны);

10) Внести изменения в программные средства банков, позволяющие совершать операции с местными валютами параллельно с евро и иными иностранными валютами.

11) Обязать продавцов представлять двойные ценники в евро и в местной валюте.

12) Определенная часть освободившейся из обращения денежной массы в евро может быть собрана в бюджет через поступление налогов.

13) Часть денежной массы в евро, освобождаемой из обращения, может быть сконцентрирована в бюджете посредством выпуска облигаций внутреннего займа, номинированного в евро.

14) Наполнение государственного бюджета дополнительными средствами в евро позволит использовать эти средства для выплаты и обслуживания внешних долгов Греции.

15) Наполнение денежной массой в форме местных валют территорий страны обеспечит выход страны из состояния рецессии, стимулирует рост ВВП, рост занятости и наполнение бюджетов, разрешение долгового кризиса.

II. Построение системы управления денежной массой в стране.

1) Создание объединенной системы банковских учреждений, осуществляющих функции управления денежной массой, представленной местными валютами в территориях страны.

2) Формирование системы мониторинга денежных потоков в местных валютах и денежной массой в территориях страны.

3) Создание и законодательное утверждение финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать рост и сжатие денежной массы местных валют в территориях страны.

III. Проведение пенсионной реформы, обеспечивающей вывод значительной части пенсионных обязательств за пределы бюджетов.

1) Создание пенсионных фондов в форме пенсионных банков. В таких банках открываются счета плательщиков в эти фонды и получателей пенсионных выплат.

2) Между счетами плательщиков и получателей устанавливаются прямые связи. Средства каждого плательщика непосредственно перечисляются конкретному получателю. В простейшем

случае со счета плательщика производятся перечисления на счета его родителей. Возможны связи между счетами других родственников и не родственников. Главное условие - это прямые связи между счетами плательщиков и получателей.

3) Бюджет остается плательщиком только для пенсионеров - бывших госслужащих, счета, которых также открываются в фонде, который выступает в форме пенсионного банка.

IV. Проведение налоговой реформы.

1) Предельно упростить исчисление сумм налогов и контроль их своевременной уплаты.

2) Снизить налоговую нагрузку на субъекты налогообложения.

3) Исчисление налогов возложить на налоговые органы1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Меркель согласна на выход Греции из еврозоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politobzor.net/show-40994-merkel-soglasna-na-vyhod-grecii-iz-evrozony.html

2. Пищулов В.М. Единая валютаи проблемы Евро / В.М. Пищулов // Финансы и кредит. - 2010. -№45 - С. 6-16.

3. В Германии наравне с евро ходят 15 местных валют. Bundesbank не возражает [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bayern-ticket.spb.ru/blog/v-germanii-naravne-s-evro-khodyat-15-mestnykh-valyut-bundesbank-ne-vozrazhaet

4. Пищулов В. М. Форма построения пенсионной системы способна оказывать воздействие на ее функционирование / В.М. Пищулов // Финансы и кредит. - 2014. - №32 - С. 49-56.

5. Пищулов В.М. Европейский долговой кризис и единая валюта / В.М. Пищулов // Финансы и кредит. - 2012. - №43 - С. 2-13.

6. Пищулов В. М. Проблема изыскания источников средств для наполнения пенсионных фондов / В.М. Пищулов // Финансы и кредит. - 2014. - №30 - С. 53-64.

1 Обоснование предлагаемых мер изложено в ряде статей [4; 5; 6]. Журнал «Теоретическая экономика» №5, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.