Научная статья на тему 'Единая цифровая платформа «Работа в России» как государственный сервис на рынке труда'

Единая цифровая платформа «Работа в России» как государственный сервис на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
рынок труда / государство / цифровая платформа / «Работа в России» / работник / работодатель / вакансия / labor market / government / digital platform / «Rabota v Rossii» / employee / employer / vacancy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниил Константинович Чугунов, Валентина Андреевна Марушина

В статье рассматриваются особенности функционирования государственной цифровой платформы «Работа в России», в том числе перечень предоставляемых ею услуг, перспективы ее дальнейшего развития, а также взаимодействие платформы с частными цифровыми сервисами по подбору персонала. В рамках данного исследования был проанализирован ряд предложений по усовершенствованию «Работы в России», в частности, были изучены проекты постановлений Правительства Российской Федерации. В заключение отмечены основные тенденции развития единой цифровой платформы на рынке труда с учетом внедрения новых механизмов, способствующих содействию в трудоустройстве населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The unified digital platform «Rabota v Rossii» as a public service in the labor market

The article examines the features of the functioning of the state digital platform «Rabota v Rossii», including the list of services provided by it, the prospects for its further development, as well as the interaction of the platform with private digital recruitment services. Within the framework of this study, a number of proposals for improving «Rabota v Rossii» were analyzed, in particular, draft Resolutions of the Government of the Russian Federation were studied. In conclusion, the main trends in the development of a single digital platform in the labor market are noted, taking into account the introduction of new mechanisms that facilitate the employment of people.

Текст научной работы на тему «Единая цифровая платформа «Работа в России» как государственный сервис на рынке труда»

Закон и право. 2024. № 5. С. 139-144. Law and legislation. 2024;(5):139-144.

Научная статья УДК 349.2

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-139-144 EDN: https://elibrary.ru/CQQXQX

NIION: 1997-0063-5/24-259 MOSURED: 77/27-001-2024-5-459

Единая цифровая платформа «Работа в России» как государственный сервис на рынке труда

Даниил Константинович Чугунов1, Валентина Андреевна Марушина2

1 2 Юридический институт Российского университета дружбы народов

имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия

1 daniilchugunov@icloud.com

2 1 132237007@pfur.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования государственной цифровой платформы «Работа в России», в том числе перечень предоставляемых ею услуг, перспективы ее дальнейшего развития, а также взаимодействие платформы с частными цифровыми сервисами по подбору персонала. В рамках данного исследования был проанализирован ряд предложений по усовершенствованию «Работы в России», в частности, были изучены проекты постановлений Правительства Российской Федерации. В заключение отмечены основные тенденции развития единой цифровой платформы на рынке труда с учетом внедрения новых механизмов, способствующих содействию в трудоустройстве населения.

Ключевые слова: рынок труда, государство, цифровая платформа, «Работа в России», работник, работодатель, вакансия.

Для цитирования: Чугунов Д.К., Марушина В.А. Единая цифровая платформа «Работа в России» как государственный сервис на рынке труда // Закон и право. 2024. № 5. С. 139—144. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-5-139-144 ББЫ: https://elibrary.ru/CQQXQX

Original article

The unified digital platform «Rabota v Rossii»1 as a public service in the labor market

Daniel K. Chugunov1, Valentina A. Marushina2

1 2 Law Institute of the Peoples' friendship University of Russia

named after Patrice Lumumba, Moscow, Russia

1 chugunov-dk@rudn.ru

2 1 132237007@pfur.ru

Abstract. The article examines the features of the functioning of the state digital platform «Rabota v Rossii», including the list of services provided by it, the prospects for its further development, as well as the interaction of the platform with private digital recruitment services. Within the framework of this study, a number of proposals for improving «Rabota v Rossii» were analyzed, in particular, draft Resolutions of the Government of the Russian Federation were studied. In conclusion, the main trends in the development of a single digital platform in the labor market are noted, taking into account the introduction of new mechanisms that facilitate the employment of people.

Keywords: labor market, government, digital platform, «Rabota v Rossii», employee, employer, vacancy.

For citation: Chugunov D.K., Marushina V.A. The unified digital platform «Rabota v Rossii» as a public service in the labor market // Law and legislation. 2024;(5):139—144. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-139-144 EDN: https://elibrary.ru/CQQXQX

© Чугунов Д.К., Марушина В.А. М., 2024.

1 Название единой цифровой платформы «Работа в России» может переводиться как «Work in Russia».

LAW & LEGISLATION • 05-2024

Ввиду наличия на рынке труда таких проблем, как кадровый голод и нелегальная занятость, вопросы, связанные с выработкой новых механизмов для содействия в трудоустройстве населения, являются достаточно важными для государства. Наряду с мерами государственной поддержки на рынке труда функционируют также частные компании, предоставляющие на своих цифровых платформах возможность бизнес-сектору найти работников, а заинтересованным в поиске работы лицам — подходящую вакансию. Среди таких крупных компаний можно выделить «Хэдхантер», «Авито Работа», «Работа.ру» и др.

В настоящее время активно развивается еще одна платформа, схожая по функционалу с вышеперечисленными, однако принадлежащая не частной компании, а государству. Несмотря на то что данная платформа была создана еще в 2015 г., качественно модернизировать ее начали относительно недавно, и за последнее время перечень возможностей, предоставляемых на сервисе, значительно расширился.

Так, Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2022 г. № 867 был определен новый порядок функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее — ЕЦП «Работа в России»). Оператором данной платформы является Федеральная служба по труду и занятости населения (далее — Роструд).

Стоит отметить, что в Постановлении Правительства РФ установлен достаточно широкий перечень участников ЕЦП «Работа в России», среди которых можно выделить федеральные органы власти, органы службы занятости, образовательные организации и т.д. Кроме того, учреждения уголовно-исполнительной системы РФ, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, могут также размещать резюме граждан из числа лиц, осужденных к принудительным работам или лишению свободы.

Безусловно, рынок труда нуждается в квалифицированных кадрах, поэтому развитие новых цифровых платформ в определенной степени упрощает процесс поиска работодателями сотрудников. При этом существование ЕЦП «Работа в России» как государственной платформы оказывает непосредственное влияние на частные компании, которыми созданы собственные сервисы для поиска работы или работников. Однако Роструд отмечал, что сравнение единой цифровой платформы с коммерческими проектами

не представляется целесообразным, поскольку в данном случае речь идет о государственном сервисе, создание и развитие которого не направлено на получение прибыли.

В соответствии с п. 4 Правил функционирования ЕЦП «Работа в России» информация на платформе размещается на безвозмездной основе, что отличает ее от подобных частных сервисов.

В процессе совершенствования функционала ЕЦП «Работа в России» для более качественного урегулирования отдельных вопросов на рынке труда в статье отмечаются некоторые направления, которые предлагается развивать или которые уже реализуются на государственной платформе.

Так, Министерство науки и высшего образования РФ (далее — Минобрнауки РФ) подготовило проект постановления Правительства РФ, в соответствии с которым «в целях обеспечения заключения договоров о целевом обучении» [6] всем заказчикам целевого обучения, начиная с приемной кампании 2024/25 учебного года, необходимо будет размещать предложения о целевом обучении на ЕЦП «Работа в России». Реализация данной инициативы, по мнению главы Минобрнауки РФ, «сделает механизм целевого обучения более прозрачным, обеспечит доступ к нему максимально широкого круга абитуриентов и повысит конкуренцию и качество отбора целевиков» [10]. В проекте постановления регламентирован порядок осуществления целевого набора, процедура отклика на размещенную компанией вакансию (через образовательную организацию или же напрямую к заказчику), а также подписания договора.

На данный момент ЕЦП «Работа в России» формально закладывает механизмы для защиты прав трудящихся-мигрантов на территории РФ, предусматривает взаимодействие с государственной информационной системой миграционного учета, а также государственными органами. В рамках исполнения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 5 апреля 2017 г. [4] (далее — Соглашение) ЕЦП «Работа в России» предоставляет работодателю техническую возможность для участия в организованном наборе иностранных граждан и последующего размещения вакансий в рамках такого набора. В настоящее время реализуется схожий механизм по трудоустройству граждан из Таджикистана.

Теоретически использование такого функционала в определенной степени упрощает процедуру поиска работников в рамках организован-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

ного набора, однако на данный момент отсутствует официальная статистика по уровню востребованности описываемого механизма. При этом государство заинтересовано в усовершенствовании процедуры организованного набора и подробной ее регламентации в рамках национального законодательства.

Правительством РФ подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в котором предлагается закрепить понятия целевого организованного набора, а также оператора такого набора. Кроме того, оператором такого набора станет одноименная с платформой государственная компания «Работа в России» (далее — госкомпания), четкий порядок ее деятельности законодателем пока не определен. Предполагается, что она станет неким «государственным кадровым агентством для российских компаний» [9], должна будет заключать соглашения с работодателями, которые участвуют в организованном наборе, адресно проводить подбор сотрудников. Более того, на госкомпанию будет возложена обязанность по ведению реестров участников такого набора (работодателей и мигрантов), а также проведению мониторинга занятости работника непосредственно у работодателя, под потребности которого иностранный гражданин переехал в РФ.

Таким образом, посредством развития указанных механизмов по содействию в трудоустройстве иностранных граждан, ЕЦП «Работа в России» будет, во-первых, предоставлять такие услуги, которые недоступны на частных сервисах, во-вторых, как следствие, может стать более востребованной платформой среди заинтересованных в оргнаборе компаний и иностранных работников.

В продолжение темы содействия ЕЦП «Работа в России» в трудоустройстве иностранных граждан стоит обратить внимание и на подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ проект постановления Правительства РФ [7], в котором предлагается расширить возможности иностранных граждан в поиске работы посредством передачи информации между ЕЦП «Работа в России» и Национальным сегментом мобильного приложения «Работа в ЕАЭС». В частности, в документе закреплены процедуры отклика иностранца на вакансию и подписания трудового договора. Однако в случае принятия Правительством РФ такого постановления спрос на созданный механизм, реали-

зуемый через ЕЦП «Работа в России», можно будет оценить спустя определенное время.

На ЕЦП «Работа в России» предоставляются профориентационные услуги для будущих соискателей, однако они не являются новшеством для цифровых платформ на рынке труда. Например, «Хэдхантер», помимо тестирования, предлагает пользователям пройти карьерные консультации с экспертами, которые помогут им в выборе будущей профессии. Отличает государственную платформу иной функционал, связанный с оформлением стажировок и практик для студентов. На «Работе в России» студенты могут выбрать организацию, в которой хотят пройти практику, оперативно заключить договор в электронном виде, а после ее прохождения — оформить соответствующие документы, необходимые для предоставления в вуз.

Предполагается, что предоставление таких услуг на платформе упростит процесс поиска и прохождения практики для студентов, а также облегчит работу учебных заведений и работодателей. При этом в личном кабинете на ЕЦП размещена только подобная инструкция по оформлению практик, вероятнее всего, процедура оформления стажировок будет во многом схожа, но четкая ее регламентация на сайте не указана.

В рамках развития государственной цифровой платформы вырабатываются механизмы взаимодействия данного сервиса с платформами, созданными частными компаниями, такими, как «Хэдхантер», «Авито Работа» и др.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. № 675 устанавливается обязанность информационных ресурсов, на которых размещается информация о потребностях в работниках, обеспечивать передачу такой информации на ЕЦП «Работа в России», при этом отмечается, что передача данных другими цифровыми платформами происходит не в принудительном порядке, а в рамках заключенного между оператором государственной платформой и владельцем частного сервиса договора.

С учетом того, что в соответствии с ч. 2 ст. 53 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ на работодателей, вне зависимости от формы собственности и численности сотрудников, возложена обязанность по информированию государственной службы занятости о наличии свободных рабочих мест посредством размещения такой информации на ЕЦП «Работа в России» «или на иных информационных ресур-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 05-2024

сах» [1], целесообразность такого механизма по синхронизации данных считается обоснованной.

Выстроенная система взаимодействия между работодателями, частными цифровыми платформами и ЕЦП «Работа в России» позволит проводить качественную оценку рынка труда посредством учета аналитических и статистических данных, а также увеличить востребованность государственной платформы. Размещая информацию о вакантных должностях на такой частной платформе, как «Хэдхантер», работодатели, во-первых, стремятся к решению своей проблемы, связанной с оперативным поиском сотрудников, во- вторых, исполняют обязанность по предоставлению сведений на государственную платформу, так как у данного частного сервиса заключено с ЕЦП «Работа в России» соглашение о сотрудничестве.

Таким образом, поскольку частные сервисы передают данные о размещенных на них вакансиях государственной платформе, она уже, в свою очередь, будет предоставлять пользователям такой интегрированный список, в котором, ввиду большого количества различных предложений, соискатели смогут с большей вероятностью найти себе подходящую работу. При этом необходимо учитывать, что государственная платформа будет стремиться стать универсальной системой с широким функционалом, что может поставить под угрозу владельцев успешных крупных сервисов и развитие бизнеса в сфере оказания услуг по подбору кадров и поиску вакансий.

Также важно отметить, что вход на ЕЦП «Работа в России» осуществляется только через портал «Госуслуги», что, с одной стороны, позволяет пользователям обеспечить большую безопасность их персональных данных, а государству проводить мониторинг состояния рынка труда с учетом наличия официальной информации о лицах, размещенной на «Госуслугах», а с другой — ограничивает посещаемость сайта ввиду того, что граждане не всегда хотят авторизоваться в системе через «Госуслуги», в то время как на других частных платформах можно зайти через электронную почту или посредством регистрации на сайте.

Весной 2023 г. Счетная палата РФ предоставила статистику, исходя из данных которой ЕЦП «Работа в России» по-прежнему остается менее популярной по сравнению с частными онлайн-сервисами. Число посетителей платформы за месяц составило в среднем 2,6 млн человек, в то время как портал по поиску вакансий «Хэдхан-тер» насчитывает около 20 млн человек за тот же

период. При этом, несмотря на представленную статистику, ЕЦП «Работа в России» продолжают активно развиваться.

Так, 5 марта 2024 г. анонсировали возможность «интеграции электронного документооборота на «Работе России» с системами работодателей» [8] посредством подключения работодателя к API ЭКДО на «Работе России». Такое нововведение упростит процесс электронного документооборота и уменьшит финансовые издержки работодателя, которые связаны с покупкой или созданием сертификата электронной подписи для сотрудников. Обычно работодателям, даже при ведении документооборота в своей информационной системе, приходится покупать сертификат электронной подписи для работников, а при таком подключении работодатели смогут передавать документы из своей системы в систему ЭКДО, в которой работник сможет подписать их «при помощи простой электронной подписи ЕСИА и направить их обратно работодателю в его систему» [8].

Подводя итог вышесказанному, можно обозначить некоторые тенденции развития ЕЦП «Работа в России»:

а) Роструд, являясь оператором «Работы в России», посредством использования административного ресурса стремится сократить отрывы от частных цифровых платформ в данной сфере, однако пока значимых результатов в развитии данной платформы не наблюдается;

б) платформа расширяет свой функционал, предоставляя дополнительные возможности и гарантии для отдельных групп населения, которых нет на частных сервисах, однако некоторые вопросы, связанные с детальным урегулированием порядка предоставления таких услуг, остаются открытыми;

в) платформа позволяет работодателям все больше сокращать свои финансовые издержки, в частности, на размещение информации о вакансиях на платформе, что со временем может повлиять на уровень ее востребованности;

г) разрабатываются новые варианты взаимодействия между платформой и частными сервисами, что на данный момент помогает предотвратить конфликт публичных и частных интересов в этой сфере, однако не отрицается нарастание уровня конкуренции между государственной платформой и частными на рынке труда;

д) синхронизация информации с другими цифровыми сервисами способствует получению большего количества данных для составления официальных аналитических и статистических

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

отчетов, позволяющих проводить мониторинг рынка труда.

Таким образом, идея создания и расширения возможностей такой платформы представляется перспективной для улучшения ситуации на рынке труда, однако разделить вместе с подобными частными компаниями лидирующие позиции в данной сфере новому сервису достаточно сложно, при этом со временем его популяризация не отрицается, что потенциально может вызвать дополнительные проблемы, связанные с конкуренцией на рынке представляемых услуг по содействию в трудоустройстве.

Список источников

1. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.12.2023 № 565-ФЗ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 04.03.2024)

2. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 675 «Об утверждении требований к информационным ресурсам, на которых может размещаться информация о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов» // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.03.2024)

3. Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.03.2024)

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ от 05.04.2017 // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 04.03.2024)

5. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // URL: https://regulation.gov.ru/ (Дата обращения: 18.04.2024)

6. Проект постановления Правительства РФ «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» // URL: https://regulation.gov.ru/ (Дата обращения: 04.03.2024)

7. Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере

занятости и трудовых отношений «Работа в России» // URL: https://regulation.gov.ru/ (Дата обращения: 04.03.2024)

8. В Роструде сообщили о возможности интеграции электронного документооборота на «Работе России» с системами работодателей // Федеральная служба по труду и занятости. 2024: URL: https://rostrud.gov.ru/ (Дата обращения: 08.03.2024)

9. Госкомпания «Работа в России» станет оператором оргнабора мигрантов // ТАСС. 2024: URL: https://tass.ru/ (дата обращения: 18.04.2024).

10. Инициатива Минобрнауки России урегулирует взаимодействие заказчика и кандидата целевого обучения на единой цифровой платформе «Работа в России» // Министерство науки и высшего образования РФ. 2023: URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (Дата обращения: 05.03.2024)

11. На портале «Работа России» стал доступен сервис стажировок для студентов // URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news~2023/09/ 05/254207?ysclid=luecsygo45482837886 (Дата обращения: 18.04.2024)

12. Роструд и HeadHunter заключили соглашение о сотрудничестве // Федеральная служба по труду и занятости. 2021: URL: https:// rostrud.gov.ru/ (Дата обращения: 08.03.2024)

13. У Счетной палаты возникли вопросы к популярности «Работы России» // РБК. 2023: URL: https://www.rbc.ru (Дата обращения: 04.03.2024)

References

1. Federal Law № 565-FZ dated 12.12.2023 «On Employment of the Population in the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/ (Accessed: 04.03.2024)

2. Decree of the Government of the Russian Federation № 675 dated 16.04.2022 «On Approval of requirements for information resources on which information about the needs of employees and about the conditions of their involvement, the availability of vacant jobs and vacant positions, special workplaces equipped (equipped) for the work of people with disabilities» // http://www.con-sultant.ru/ (Accessed: 10.03.2024)

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 13, 2022 № 867 «On the unified digital platform in the field of employment and labor relations «Rabota v Rossii» // http:// www.consultant.ru/ (Accessed: 03.01.2024)

LAW & LEGISLATION • 05-2024

4. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Uzbekistan on the organized recruitment and involvement of citizens of the Republic of Uzbekistan for temporary employment in the territory of the Russian Federation dated April 5, 2017 // http://www.consultant.ru/ (Accessed: 04.03.2024)

5. Draft Federal Law «On Amendments to the Federal Law on the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» // URL: https:// regulation.gov.ru / (Accessed: 18.04.2024)

6. Draft Decree of the Government of the Russian Federation «On targeted training in educational programs of secondary vocational and higher education» // URL: https://regulation.gov.ru / (Accessed: 04.03.2024)

7. Draft Decree of the Government of the Russian Federation «On amendments to the Rules of operation of the unified digital platform in the field of employment and labor relations «Rabota v Rossii» // URL: https://regulation.gov.ru/ (Accessed: 04.03.2024)

8. Rostrud reported on the possibility of integrating electronic document management at «Rabota v Rossii» with employers' systems / / Federal

Service for Labor and Employment. 2024: URL: https://rostrud.gov.ru/ (Accessed: 08.03.2024)

9. The state-owned company «Rabota v Rossii» will become the operator of the migrant recruitment // TASS. 2024: URL: https://tass.ru/ (Accessed: 18.04.2024)

10. The initiative of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation regulates the interaction of the customer and the candidate of targeted training on the unified digital platform «Rabota v Rossii» // Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. 2023: URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (Accessed: 05.03.2024)

11. The internship service for students has become available on the portal «Rabota v Rossii» // URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news-2023/ 09/05/254207?ysclid=luecsygo45482837886 (Accessed: 18.04.2024)

12. Rostud and HeadHunter have signed a cooperation agreement // Federal Service for Labor and Employment. 2021: URL: https://rostrud.gov.ru / (date of appeal: 08.03.2024)

13. The Accounting Chamber has questions about the popularity of the «Rabota v Rossii» // RBC. 2023: URL: https://www.rbc.ru (Accessed: 04.03.2024)

Информация об авторах

Чугунов Д.К. — кандидат юридических наук, заместитель директора по работе с государственными органами ООО «Хэдхантер», ассистент кафедры теории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Марушина В.А. — магистрант

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 06.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chugunov D.K. — candidate of legal sciences, deputy director for work with government agencies of HeadHunter LLC, assistant at the department of theory of law and state of the Law Institute of the Peoples' friendship University of Russia named after Patrice Lumumba Marushina V.A. — master's student

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 06.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.