Например, достаточно успешной была программа внедрения систем менеджмента качества в производящих отраслях, когда предприятиям предоставлялись льготы, в том числе по оплате. Среди заведений питания, прошедших ISO, есть заведения, входящие в мировые системы. Малому и среднему бизнесу это не по силам, хотя уже проявляется активный интерес к возможностям менеджмента качества. Государство в партнерстве с неправительственными организациями и фондами могло бы осуществить программу субсидирования стандартизации в сфере услуг.
Развития требует престиж профессий сферы услуг. Необходимо осознание того, что довольный гость высоко оценивает не только заведение, но регион и страну. Популяризация рабочих профессий в республике более чем необходима. В настоящее время нет ни одной программы, направленной на развитие сферы услуг и массового питания. На региональных уровнях реализуется ряд частных инициатив силами неправительственных организаций и за средства участников и бизнес-партнеров.
При всей масштабности этой работы, требующей отдельного изучения и обсуждения, необходимо еще раз отметить, что туристический кластер, в который вкладываются немалые средства, не сможет эффективно функционировать при сегодняшнем отставании сектора массового питания. Для повышения конкурентоспособности регионов и страны необходимы комплексные скоординированные меры со стороны государства в партнерстве с организациями гражданского общества.
Список литературы
1. Андреев, С.Н. Маркетинг коммерческих субъектов / С.Н. Андреев. - М., 2002.
2. Бутов, В.И. Основы региональной экономики: учеб. пособие / В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.Л. Кетова. - М.; Ростов-на-Дону, 2000.
3. В Казахстане будут строить кластеры и «классические отношения» бизнеса и власти. - URL: www. transsys-tem.kz - новости 03.02.2005.
4. Глобальный этический кодекс туризма // Вестник РАТА. - 1999. - № 9.
5. Голубков, Е.П. Маркетинг: словарь справочник / Е.П. Голубков. - М.: Дело, 2001.
6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1990.
7. Лавров, А.М. Реформирование экономики: региональный маркетинг и его развитие / А.М. Лавров, В.С. Сурнин. - Кемерово, 1994.
8. Маркетинг мест. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге / Ф. Котлер, К. Апслунд, И. Рейх и др. -СПб., 2005.
9. Мастер-план развития кластера «Туризм» в Карагандинской области. - Караганда, 2007.
10. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: учеб. пособие / А.П. Панкрухин. - М., 2002.
11. Портер, М. Международная конкуренция: учеб. пособие / М. Портер. - М., 2001.
12. Туристический кластер в Казахстане: проблемы и перспективы развития. - URL: www.southkazakhstan.com
13. Туристический кластер должен сделать Казахстан туристической державой. - URL: www.zakon.kz
УДК 33S.2
А.Ю. Пома, Д.В. Ковряков
ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА: ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению мультифункциональности управленческого учета. Для устранения противоречия между научной трактовкой «управленческий учет» и его практическим содержанием предлагается интеграция концепций управленческого учета и контроллинга.
Управленческий учет, контроллинг, управленческие решения, информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений, структура управления предприятием.
The paper considers multifunctionality of the management accounting. To remove contradiction between scientific understanding of the management accounting and its practical content, the integration of the concepts of the management accounting and controlling is suggesred.
Management accounting, controlling, managerial decisions, information support of decision-making, business management structure.
Развитие стоимостного мышления в рамках управления частными и государственными компаниями является актуальной проблемой становления инновационной траектории развития российской экономики. Подобный взгляд на организацию позволяет существенно повысить ее конкурентоспособность в современных сложных условиях. Часто ус-
пешность, по мнению многих авторов, определяется системой качественной и достаточной информации, необходимой для принятия управленческих решений, - системой управленческого учета.
В последние годы проблемы управленческого учета находятся в центре внимания ученых и практиков. Среди теоретиков учета до сих пор не сложи-
лось общего мнения по поводу концепции управленческого учета как научной дисциплины или практической деятельности [2]. При этом наблюдается широкий разброс мнений об управленческом учете - от полного отрицания до расширительного его толкования как конгломерата целого ряда управленческих функций: планирования, учета, контроля, анализа хозяйственной деятельности организации, обоснования инвестиционных и других управленческих решений (см. таблицу).
Иногда для простоты управленческий учет ограничивают только задачами сбора, группировки информации и формирования управленческой отчетности, т.е. формированием информационной среды для менеджеров, принимающих управленческие решения. Некоторые рассматривают его как систему управления прибылью предприятия через управление затратами.
Ученые, трактующие управленческий учет расширительно, включают в его сферу не только формирование необходимой для управления организацией плановой, нормативной, учетной, отчетной, маркетинговой, финансовой и другой информации, но и сами функции планирования, учета и контроля, анализа, обоснования управленческих решений. Нельзя игнорировать мультифункциональность наполнения управленческого учета.
Каждая из существующих точек зрения на реализацию управленческого учета дойстойна внимания с целью выявления и использования аргументированных и разумных предложений для дальнейшего развития экономики России.
На схеме 1 представлена авторская точка зрения на место управленческого учета в учетной системе предприятия. Оно, по нашему мнению, шире, чем реализация информационной функции, обычно приписываемой управленческому учету.
Входящая учетная информация поступает из многообразных источников, которые формируются в различных подсистемах организации, а также во внешней бизнес-среде. Процесс реализации управленческого учета осуществляется специалистами посредством информационных технологий. При этом учитываются установленные принципы управленческого учета, а также последовательность принятия управленческих решений. На выходе системы управленческого учета - предложения специалистов в результате использования научно обоснованных методов анализа в конкретных функциональных областях деятельности предприятия. Все это помогает принимать обоснованные решения в рамках функциональных подсистем предприятия.
При поддержке принятия управленческих решений специалисты-аналитики сталкиваются со следующей двойственностью. С одной стороны, они должны знать методологию принятия решений в функциональных областях, с другой стороны, они сами формируют подобную методологию. Иначе говоря, возникает дихотомия процесса и объекта управления.
Включенность управленческого учета в управлении предприятием, характерная для российских предприятий, представлена на схеме 2. Здесь «УУ» обозначает реализацию в разных подразделениях функций управленческого учета.
Трудно не заметить очевидное несоответствие между пониманием дисциплины «Управленческий учет» и его содержанием на практике. Данный методологический вопрос приводит к ряду негативных явлений. Практика реализации управленческого учета только подтверждает наши выводы.
Автор концепции
Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер
А.Д. Шеремет
К. Друри
С.А. Николаева
Г.Ю. Касьянова
О.В. Волкова
Т.П. Карпова
О.Д. Каверина
Таблица
Функции управленческого учета в отражении разных авторов
Основные реализуемые управленческие функции
Идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, разложение, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами
Обеспечение информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации; выявление, измерение, сбор, анализ, подготовка, интерпретация, передача и прием информации управленческим аппаратом для выполнения его функций
Предоставление информации, на основе которой принимаются обоснованные решения
Сбор, планирование, контроль, анализ данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности для оперативного принятия управленческих решений
Сбор и анализ информации об издержках предприятия, управление бюджетами (т.е. планирование) и оценка деятельности подразделений
Информационный обмен в организации, предназначенный для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей всей организации
Учет затрат и доходов, нормирование, планирование, контроль и анализ, систематизация информации для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия
Сбор, измерение, систематизация, анализ и передача данных, необходимых для управления подразделениями предприятий и оперативных, тактических и стратегических управленческих решений
Схема 1
Процессный подход к реализации управленческого учета
Схема 2
Типичное место управленческого учета в структуре управления предприятием
Управление предприятием
Сбыт продукции
Главная проблема заключается в том, что вся ответственность за осуществление управленческих функций, объединяемых понятием «управленческий учет», ложится на учетных работников, которым не под силу качественное их выполнение, поскольку от участия в практической реализации управленческого учета отсекаются специалисты по планированию, ценообразованию, маркетингу, экономическому анализу и другим управленческим процессам [3]. К тому же при двойственной трактовке управленческого учета, с одной стороны, как комплекса управленческих функций, а с другой - как подсистемы бухгалтерского учета [2] границы самого учета размываются, различные его объекты противопоставляются друг другу, что не соответствует историческим традициям развития учета в России.
Также к второстепенным последствиям подобно-
го отношения к управленческому учету можно отнести то, что:
- управленческие отчеты не всегда содержат необходимую информацию в удобной форме;
- решение только одной какой-либо проблемы бизнеса (локальной задачи) не дает существенного управленческого эффекта в целом для компании;
- на каждом этапе жизненного цикла бизнеса перед ним встают разные задачи управления;
- в системе управленческого учета и отчетности задействована масса специалистов разных сфер деятельности одного предприятия, поэтому часто происходит дублирование работы разными сотрудниками.
Для избегания вышеуказанных недостатков необходимо применить единую концепцию формирования управленческого учета. Большую пользу в реше-
нии этой задачи может принести изучение и осмысление системы контроллинга.
Под контроллингом следует понимать такую концепцию управления организацией, которая опирается на комплексное соединение процессов планирования, учета, контроля и экономического анализа, на координацию мер по достижению целей организации [1]. Такое определение контроллинга имеет много общего с широким толкованием управленческого учета как деятельности, связанной с принятием решений.
Контроллинг возник на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. В России интерес к контроллингу начал проявляться в начале 90-х гг. ХХ в., когда в экономике страны стали внедряться рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - особенно динамично развивающегося на тот момент сектора экономики нашей страны. Управленческий учет на большинстве отечественных предприятий до сих пор не ведется или развит очень слабо. Это объясняется многими причинами. Однако развитие рыночных отношений в России способствует возрастанию роли управленческого учета в оперативном, тактическом и стратегическом управлении предприятием. Управленческий учет выступает составной частью информационной системы, от которой зависит эффективность управления производственной деятельностью предприятия.
Таким образом, в период рыночных отношений актуальным является процесс интеграции управленческого учета и контроллинга, которые образуют взаимодействие двух концепций:
- управленческого учета как информационной системы, призванной решать вопросы формирования затрат и эффективности использования имеющихся ресурсов;
- контроллинга как системы управления прибылью и затратами на основе широкого использования информационных ресурсов.
При сопоставлении сущности управленческого учета в широком смысле слова и концепции контроллинга выявлены преимущества контроллинга перед управленческим учетом. Именно их необходимо учитывать и заимствовать при реализации концепции управленческого учета на практике.
Главное преимущество контроллинга состоит в системной коммуникации управленческих функций, во взаимосвязи между ними, в формировании единой информационной базы, координации мер по достижению целей, которые организация ставит перед собой. В то же время управленческий учет в его современном виде представляет собой конгломерат, т. е. механическое соединение разрозненных, слабо связанных друг с другом управленческих функций. Многие авторы работ по управленческому учету даже не ставят перед собой цели интегрировать в единое целое функции планирования (бюджетирования), учета, контроля, анализа, обоснования управленческих решений и т.д. [3].
Контроллинг, в отличие от управленческого учета, отдает предпочтение предварительному, а не по-
следующему анализу и контролю. При этом рассматриваются и оцениваются различные варианты достижения намеченной цели, разрабатываются прогнозные балансы и отчеты, ориентированные на стратегические и тактические цели организации, создается система информационного обеспечения всех управленческих служб организации.
Деятельность организации ориентируется на определенную рыночную нишу, на запросы потребителей и клиентов, на систему сбыта, рекламы, стимулирования спроса и в то же время - на получение прибыли. Поэтому в основе контроллинга лежит ориентация всей деятельности организации на требования рынка, на запросы потребителей, а поэтому значительное внимание в системе контроллинга уделяется изучению потребительского спроса, уровня конкуренции, цен и других маркетинговых показателей. Планирование объемов выпуска и продажи продукции, товаров и услуг, доходов, расходов и финансовых результатов основывается не только на маркетинговом анализе, но и на исследовании безубыточности бизнеса, поиске на стадии планирования внутрипроизводственных резервов снижения постоянных и переменных затрат, возможностей оптимизации уровня отпускных цен, более полной загрузки мощностей и т. п.
В системе контроллинга анализ безубыточности увязывается с изучением рынка, оценкой потенциальных возможностей продажи того объема продукции, товаров и услуг, который обеспечит безубыточную работу организации, а управленческий учет не ориентирует специалистов на выработку мер по обеспечению безубыточности бизнеса.
В системе контроллинга, как и в управленческом учете, значительная роль принадлежит учету по местам возникновения затрат, по центрам ответственности, носителям издержек, элементам и статьям затрат и т. д. Однако, в отличие от управленческого учета, в системе контроллинга больше внимания уделяется оценке обоснованности затрат, поиску причинно-следственных связей между затратами и результатами, разграничению уровня ответственности за расходы и доходы.
Логика рассуждений приводит к выводу о целесообразности создания на предприятиях специальных аналитических отделов или штатных должностей, что позволит наиболее эффективно организовать практическую реализацию принятия управленческих решений.
Полномочия специалистов-аналитиков должны задаваться исходя из предопределяемых задач. Определение полномочий совершенно очевидно вызывает необходимость решения вопроса об организационном положении подразделения управленческого учета/контроллинга.
Прежде всего, необходимо отметить, что данная структурная единица наряду с бухгалтерией, финансовым и плановым отделом входит в состав финансово-экономических служб предприятий. Специалисты-аналитики должны иметь возможность получать всю необходимую им информацию и трансформировать её в рекомендации для принятия управленческих решений высшими менеджерами предприятия,
и при этом отдел управленческого учета/контроллинга должен быть независимым от финансово-экономической службы, например, как штаб при высшем органе управления, вынесенный за рамки функциональных служб предприятия (схема 3).
Схема 3
Штабная организация управленческого учета/контроллинга
Управление предприятием
Управленческий учет/контроллинг
1 1
... Финансы сбыт-
Главный контроллер подотчетен непосредственно топ-менеджеру предприятия. Это делает контроллеров максимально независимыми по отношению к иным финансово-экономическим службам предприятия, позволяя лучше осуществлять координацию и информационное обеспечение заинтересованных менеджеров. Служба управленческого учета/контроллинга в таком случае наделяется правом отслеживать выполнение остальными структурными подразделениями поставленных перед ними аналитических задач. В ряде случаев контроль этот может иметь исключительно рекомендательный характер [1].
В случае штабной организации управленческий учет/контроллинг наделяется правами давать консультации, готовить выводы для линейных отделов предприятия. Это должно снизить нагрузку с линейных отделов и повысить эффект от их работы.
Органически встроенная в систему управления экономикой предприятия служба управленческого учета/контроллинга позволит оптимизировать деятельность всех финансово-экономических служб:
- оперативно информируется руководство предприятия, так как информация концентрируется в одном специализированном отделе;
- вводятся единые правила планирования, учета, контроля и применяются унифицированные формы предоставления информации во всех подразделениях;
- координация различных планов и процесса их выполнения направлены на единую конечную цель предприятия, что позволяет предварительно проверить их реальность и гарантировать рациональность достижения цели.
Список литературы
1. Лаута, Ю.С. Создание системы контроллинга на промышленном предприятии / Ю.С. Лаута, Б.И. Герасимов. - Тамбов, 2005.
2. Управленческий учет и анализ с практическими примерами / Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Масло-ва, Е.Ю. Степанова. - М.: Дело и Сервис, 2008.
3. Юдина, Л.Н. Управленческий учет и контроллинг / Л.Н. Юдина // Финансовый менеджмент. - 2005. - № 1.
УДК 330.341.1:338.45(470.12)
Р.Ю. Селименков
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассмотрен методический инструментарий определения параметров инновационного развития лесопромышленного комплекса на основе критерия устойчивости, который апробирован на материалах лесопромышленного комплекса Вологодской области. Предложены пути активизации инновационной деятельности в лесопромышленном комплексе региона.
Вологодская область, лесопромышленный комплекс, инвестиции, устойчивое развитие, инновации.
The paper presents different methodological tools for determining the parameters of innovational development of the Vologda region timber industry based on the criterion of sustainability. The ways to enhance innovational process in the regional timber industry are suggested.
The Vologda region, timber industry, investments, sustainable development, innovations.
Ускоренное формирование технологически-мо-дернизированной и товарно-диверсифицированной структуры производства составляет целевое содержание инновационного развития российской экономики на долгосрочный период. Однако существен-
ный шаг в модернизации производственной базы непременно должен быть сделан уже в краткосрочном периоде. Это осуществимо только на основе развития высокотехнологичных конкурентоспособных производств, обеспечивающих устойчивое раз-