Научная статья на тему 'Единая информационная система вуза'

Единая информационная система вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1104
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Спектор В., Силу Янов А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая информационная система вуза»

ры народного хозяйства, для которых осуществляют подготовку специалистов.

Специалисты гуманитарного, социального и экономического профиля не привязаны к какой-либо отрасли и тем более к предприятию. Они «работают» в организациях, относящихся ко всем видам и уровням бизнеса (малого, среднего, крупного). При этом предприятия малого и крупного бизнеса чаще всего нуждаются в кадрах с различной подготовкой. Небольшим организациям нужен специалист, обладающий универсальными познаниями, крупным -специалист с узкими и четко реализуемыми профессиональными обязанностями.

Поэтому готовить специалистов по этим специальностям на самом деле крайне трудно. В этой связи на первый план выдвигается задача налаживания отношений между представителями сферы бизнеса и той частью образовательного сообщества, которая сосредоточена на факультетах государственных вузов, которые готовят специалистов гуманитарных и социально-экономического профиля. Очевидно, что сегодня реше-

ние этой задачи зависит преимущественно от воли и потребностей заинтересованных сторон. Необходимо налаживание интенсивных и конструктивных отношений вузов с потребителями своей «продукции», выработка каналов и технологий продвижения выпускников на рынке труда.

Многие социологи отмечают, что XXI век - век экспансии «социального», когда происходит «социологизация» ряда смежных с социологией отраслей знания, возникновение новых пограничных с ней разделов: социальный маркетинг, социальная педагогика, социальное управление, социальная биология, социальная экология, социальные технологии и т.п. Не все они закрепились в системе современного социального знания, но их активная роль, отражающая реальные социальные потребности, заметно возрастает. Это не может не отражаться на структуре и содержании преподаваемых в вузе гуманитарных предметов. Они становятся все более междисциплинарными, что предъявляет специфические требования к их преподаванию.

В. СПЕКТОР, проректор А. СИЛУЯнОв, доцент, начальник управления

Повышение самостоятельности вузов при принятии управленческих решений привело к росту объемов и видов собираемой и обрабатываемой информации. В таких условиях образовательные учреждения начали широко применять средства автоматизации для учета и анализа своей деятельности. При этом, как правило, различные подразделения вуза автоматизируют свои процессы по отдельности, разрабатывая для каждого из них индивидуальные системы или закупая уже готовое программное обеспечение. Данный подход получил название локальной автоматизации.

Ее положительной чертой является со-

Единая информационная система вуза

кращение трудоемкости процессов внутри отдельных подразделений. В этом варианте сотрудники отделов и служб четко формулируют профессиональные требования к конкретным программным продуктам, зная специфику процессов. Однако у данного подхода имеются и отрицательные стороны. К примеру, одна и та же информация дублируется в различных системах, из-за чего возникают проблемы, связанные с рассогласованностью данных и, как следствие, нарушением целостности информации. В то же время бумажный документооборот, посредством которого осуществляется актуализация информации, не обеспечивает дол-

Из жизни вуза

93

жной оперативности. Документы из подразделения в подразделение идут 2-3 дня, а в случае распределенной организации этот срок растягивается до недели. При этом постоянно тратится время на параллельный ввод информации в собственные базы данных подразделений.

Задержки при движении документов приводят к различным проблемам. Например, данные по контингенту учащихся могут отличаться в библиотеке, отделе кадров, бухгалтерии и деканатах. В бухгалтерии возникают проблемы с начислением и выдачей стипендии студентам, переведенным в другие группы. Если вуз в экономическом аспекте построен по схеме холдинга, то возможен ряд проблем, связанных с распределением средств, поступивших от оказания платных образовательных услуг, между кафедрами и учебными центрами.

Очевидным решением является унификация программной платформыи создание единого хранилища данных образовательного учреждения. Только объединение

всех информационных потоков в единую информационную систему (ЕИС) позволяет обеспечить целостность, непротиворечивость и безопасность информации (рис.).

ЕИС образовательного учреждения

- Учебные программы и планы

- Приказы (документооборот)

- Приемная комиссия

- Кондуит

- Расписание

Студенты

- Аспиранты

- Абитуриенты

- Преподаватели

- Сотрудники

- Читатели

- Арендаторы

- Гости

- Слушатели подготовительных курсов

- фискальный учет

- внутренний корпоративный учет

(автоматизированное / Система

распределение 'у бухгалтерского учета

средств внутри холдинга)

- расчет 3/П

- расчет стипендии

- штаты

- система разработки и редактирования электронного контента

- система представления электронного контента

-система автоматизированного контроля знаний

- Электронный ключ (Читательский билет, пропуск, зачетка)

- Единый «логин/пароль» в систему

Компонент распределения доступа «Паспорт»

- система контроля доступа - система охранной сигнализации - система пожарной сигнализации - система пожаротушения - система экстренной эвакуации - заказ пропусков - система видеонаблюдения

система учета книжного фонда

- удаленный заказ книг - электронная памятка (КПК, полки) система хранения знаний система управления знаниями

В основу разработанной в МАТИ ЕИС положены следующие принципы.

ЕИС вуза - это логически единая база данных и набор подсистем, управляющих определенными процессами деятельности учебного заведения. Основным ее отличием от других систем управления вузом является глубокая интеграция всех направлений деятельности на базе единого информационного пространства.

ЕИС включает в себя ряд подсистем, автоматизирующих деятельность учебного заведения. Все они связаны между собой и функционируют на базе единого информационного пространства.

Подсистема управления учебным процессом позволяет автоматизировать работу приемной комиссии, учебного управления, деканатов, кафедр, диспетчерской и связанных с ними подразделений.

Компонент учебные программы и планы автоматизирует работу Учебного управления. Учебный план загружается в ЕИС из системы ОсвТтр Информационно-методического центра по аттестации образовательных организаций. Специальный модуль выполняет распределение нагрузки по кафедрам и составляет рабочие учебные планы.

Это дополнительно позволяет на основании рабочего учебного плана распределять финансовые средства между кафедрами в соответствии с выполняемой учебной нагрузкой.

Компонент расписание автоматизирует работу диспетчерской. Расписание учебных занятий составляется на основании рабочих учебных планов, имеющегося аудиторного фонда, информации, поступающей от кафедр о преподавателях, данных о контингенте учащихся и с учетом возможностей книгообеспечения. Исключение дублирующего ввода исходной информации, необходимой для функционирования диспетчерской, сокращает трудоемкость процесса и гарантирует оперативность составления расписаний.

Компонент приказы позволяет автоматизировать документооборот, относящийся к контингенту студентов. Набор типовых приказов позволяет работникам дека-

ната оперативно выполнять действия, связанные с изменениями в студенческом контингенте. Связь с системой учета контингента и бухгалтерским учетом гарантирует высокую скорость исполнения приказов.

Компонент электронный кондуит позволяет автоматизировать работу деканатов и Учебного управления по контролю за успеваемостью студентов. На основании рабочего учебного плана в автоматическом режиме составляются ведомости по всем видам контроля, в том числе и межсессионного. Оценки вводятся работниками деканата или преподавателями через систему удаленного доступа. Автоматически составляются журналы успеваемости и отчеты по успеваемости, в том числе форма 3НК.

Компонент автоматизированная приемная комиссия позволяет сократить трудоемкость работы приемной комиссии, уменьшить время на заполнение анкет абитуриентами, упростить подготовку внутренней документации и отчетов о работе приемной комиссии вуза. Данные, введенные в ЕИС на этапе приема, затем используются деканатами, отделом кадров, диспетчерской, учебным управлением и другими подразделениями, что предотвращает дублирование ввода информации.

Бумажные версии документов готовятся автоматически с использованием специальных модулей заполнения анкет и подготовки отчетности. Компонент гибко настраивается под любое изменение условий приема в вуз. Ряд дополнительных функ-

Из жизни вуза

95

ций, таких как использование Интернета при заполнении анкет, удаленный доступ и публикация результатов конкурса, позволяют сократить трудоемкость рабочих процессов приемной комиссии и привлечь дополнительные потоки абитуриентов.

Подсистема учета контингента полностью автоматизирует работу отделов кадров студентов и сотрудников, за исключением юридически необходимого хранения бумажных версий документов. Система автоматизирует ведение личных дел, ускоряет про-цесспоиска необходимой информации, позволяет формировать отчеты любой сложности по контингентам студентов и сотрудников.

Работники отдела кадров студентов используют уже готовую базу личных дел, которая первично формируется в период работы приемной комиссии, а впоследствии дополняется деканатами. Связь с другими системами ЕИС позволяет оперативно управлять контингентом студентов с учетом актуальных требований деканатов, кафедр, бухгалтерии и библиотеки.

Подсистема комплексной безопасности осуществляет контроль доступа граждан на территорию и в помещения университета. Каждому студенту, аспиранту, преподавателю, сотруднику выдается электронный пропуск, который предоставляет доступ к тем или иным ресурсам университета. Жесткая привязка к системе учета контингента позволяет оперативно предоставлять доступ на территорию студентам, преподавателям, сотрудникам, гостям, слушателям подготовительных курсов и другим группам лиц.

Гибкость системы позволяет регулировать доступ студентов и преподавателей в аудитории вуза по времени. Использование данной системы при необходимости может обеспечивать возможность учета рабочего времени преподавателей и сотрудников.

Также автоматизируется работа бюро пропусков, которое оперативно получает информацию от отделов кадров, подготовительных курсов, кафедр, других подразделений и служб университета.

На базе данной системы специальные компоненты обеспечивают работу систем

охранной и пожарной сигнализации, а также системы пожаротушения. Осуществляется автоматическое управление экстренной эвакуацией и видеонаблюдением.

Подсистема автоматизации бухгалтерского учета интегрирована с системой 1С, выполняющей все функции фискального учета, расчета заработной платы сотрудников и учета штатов. ЕИС ведет внутренний корпоративный учет, позволяет автоматически распределять средства внутри вуза, включает в себя модуль визуализации счетов подразделений.

Модуль расчета стипендий с учетом результатов успеваемости позволяет устанавливать именные стипендии и различные надбавки к базовой академической стипендии.

Единая система авторизации предполагает единоличную идентификацию гражданина (персоны). Электронный ключ, выдаваемый всем группам контингента университета, является одновременно читательским билетом, зачеткой, пропуском на территорию и предоставляет доступ к внутренним сервисам ЕИС. Специальный модуль «Паспорт» позволяет регулировать доступ ко всем ресурсам ЕИС.

Для поддержки систем электронного обучения имеется компонент, позволяющий разрабатывать и редактировать электронный контент. Для обучающихся разработана система предоставления электронного контента и модуль автоматизированного контроля знаний. Таким образом, в ЕИС имеются еще и модули управления процессом обучения и управления контентом.

Система электронного обучения интегрирована с библиотечной информационной системой, что позволяет более эффективно использовать уже имеющиеся образовательные ресурсы, в том числе и в рамках единого библиотечного пространства.

Библиотечная информационная система.. ЕИС реализована на распространенной программной платформе и использует работу серверов известных реляционных баз данных. Поэтому в ЕИС может быть интегрировано большое количество распространяемых сегодня программных продуктов. В частности, в качестве приложения библио-

течной информационной системы может быть применен пакет MARC-SQL. Интеграция осуществляется на уровне данных о контингенте. Система MARC-SQL выполняет функции каталогизации, учета читателей и поиска литературы. ЕИС расширяет функции автоматизированной библиотечной системы MARC-SQL и позволяет читателям производить удаленный заказ книг через Интернет, внутреннюю сеть, терминалы читального зала или специальные антивандальные терминалы, установленные в зданиях МАТИ.

Модуль ЕИС связывает контингент обучающихся и сотрудников с каталогом читателей, что позволяет осуществлять доступ к ресурсам библиотеки по электронному ключу. При этом ЕИС информационно поддерживает несколько филиалов библиотеки, обеспечивая единство данных о статусе, заказах читателей и выданной литературе.

В рамках ЕИС осуществлено взаимодействие библиотеки с кафедрами, бухгалтерией и учебным управлением. У кафедр имеется возможность вводить и редактировать электронную библиотеку кафедры, которая, в свою очередь, интегрируется в единый каталог библиотеки. Кафедры формируют заказ библиотеке на приобретение необходимой литературы, используя для этого специальный сервис ЕИС.

Разработанная Единая система управления автоматизирует практически все процессы, связанные с деятельностью МАТИ.

В ряде ее подсистем применяются интегрированные решения с использованием широко известных программных продуктов. Данная система может быть внедрена любым вузом в полном объеме либо в рамках отдельных (изолированных) подсистем.

Опыт внедрения ЕИС показал ее эффективность, удобство использования и высокую устойчивость к сбоям. Несложный и дружественный интерфейс автоматизированных рабочих мест не требует значительных затрат на переподготовку персонала, что делает ее привлекательной для управленцев и пользователей.

Л. ШАЛАМОВА, доцент

Становление гражданского общества в нашей стране объективно требует от высшей школы воспитания молодого специалиста с высоким уровнем социальной активности. Именно в нем воплощается единство предметного и духовного измерений деятельности, которое выражается в стрем-

Социальная активность молодежи: принципы управления

лении молодых людей творчески реализовывать себя, раскрывать свои возможности, проектировать и созидать новую реальность, одновременно изживая стереотипы и устаревшие социально-психологические виды поведения.

Однако следует также учитывать, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.