Научная статья на тему 'ЕАЭС: противоречия интеграционного взаимодействия'

ЕАЭС: противоречия интеграционного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1863
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ECONOMIC INTEGRATION / ECONOMIC DEVELOPMENT / THE EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / DECISION MAKING MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Борис Иванович

Статья посвящена процессу Евразийской экономической интеграции в условиях экономической турбулентности в глобальной экономике. Рассматриваются положительные тенденции и ограничения интеграции стран-участниц, а также перспективы долгосрочного взаимодействия. Акцентируется внимание на необходимости оптимизации системы управления и разработки механизмов согласования хозяйственных процессов при бюрократических процедурах принятия решений. Оценивается экономический эффект от интеграционного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EEU: the contradictions of integration and interaction

The article is devoted to the European economic integration under economic turbulence conditions in the global economy. The positive trends and constraints of integration of the participating countries, and long-term interaction prospects are discussed in the article. The article also focuses on needs to streamline management system and develop mechanisms of business process coordination in bureaucratic decision-making procedures. Economic effect of integration interaction is also estimated in the article.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС: противоречия интеграционного взаимодействия»

Б.И. Шевченко

ЕАЭС: противоречия интеграционного взаимодействия

Статья посвящена процессу Евразийской экономической интеграции в условиях экономической турбулентности в глобальной экономике. Рассматриваются положительные тенденции и ограничения интеграции стран-участниц, а также перспективы долгосрочного взаимодействия. Акцентируется внимание на необходимости оптимизации системы управления и разработки механизмов согласования хозяйственных процессов при бюрократических процедурах принятия решений. Оценивается экономический эффект от интеграционного взаимодействия.

Ключевые слова: ЕАЭС, экономическая интеграция, экономическое развитие, Евразийская экономическая комиссия, механизм принятия решений.

Процесс интеграции ЕАЭС в своем развитии достиг определенного положительного уровня межгосударственного взаимодействия при наличии имеющихся противоречий в модели формирования Евразийского экономического союза: 1) реализация принципа свободной торговли; 2) формирование Таможенного союза (2010); 3) создание единого экономического пространства (2012); 4) формирование Экономического союза (2015). Единое экономическое пространство государств: России, Казахстана и Беларуси реализует экономические интересы заинтересованных стран на основе 17 базовых соглашений и 52 нормативных правовых актов, вступивших в силу 1 января 2012 г. Принятые документы способствуют:

- реализации «четырех свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- гармонизации и унификации норм хозяйственного регулирования в ключевых сферах (в области конкуренции, субсидирования, госзакупок, технического регулирования деятельности субъектов естественных монополий, защиты интеллектуальной собственности и др.);

© Шевченко Б.И., 2017

- проведению согласованной макроэкономической и валютной политики;

- формированию интегрированных отраслевых рынков.

Присоединение к ЕАЭС Армении и Кыргыстана в 2015 г. потребовало внесения уточнений в компетенции наднациональных органов Союза, связанных с процессами антимонопольного регулирования, налогообложения, защиты прав потребителей, интеллектуальной собственности и др. При этом обе страны пока испытывают серьезные трудности во взаимодействии с интеграционным объединением, обусловленные недоработками как самого Бишкека и Еревана, так и действиями других стран - участниц союза, которые стремятся защитить свои рынки.

Единым наднациональным органом ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия, постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза, созданны в 2011 г. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.

В настоящее время ЕЭК выработала соглашения о требованиях, направленных на упорядочивание торговли услугами и инвестициями, создание условий для обеспечения свободного движения капитала, а также предусмотрены направления, порядок и сроки гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. Основными целями ЕЭК являются: формирование единого финансового рынка; взаимное признание лицензий; обеспечение недискриминационного доступа на финансовые рынки; совершенствование контроля и надзора на финансовом рынке. Завершение процесса гармонизации к 1 января 2025 г.

При всех очевидных положительных результатах работы ЕЭК, механизм принятия решений утяжеляет систему управления и усложняет бюрократические процедуры принятия решений, а это, в свою очередь, требует регулярного мониторинга норм управляемости и ревизии стандартов и процедур. Причем процесс формирования ЕЭК, до сих пор, не в полной мере учитывает национальные интересы всех участвующих сторон, так, например, есть определенное доминирование российской стороны в наднациональных органах управления. Кроме того, механизм формирования Коллегии Комиссии недостаточно прозрачен и усугубляется недостаточной проработкой остальных факторов: несовершенством институциональной инфраструктуры, огромным количеством выработанных различных урегулирований (проблема бюрократизации), неоправданным увеличением количественного состава Комиссии, отсутс-

твием юридически закрепленной ответственности должностных лиц за принятие неэффективных решений и др. ЕЭК за период своей работы, с одной стороны, обеспечила высокий уровень интеграционного взаимодействия, а с другой - не преодолела тех указанных ограничений для выработки эффективных механизмов обеспечения баланса национальных и наднациональных интересов.

Согласование механизмов регулирования интеграционными процессами в ЕАЭС и, прежде всего, пересмотра институциональных механизмов Союза, касающихся ключевых факторов улучшения эффективности ЕЭК, при максимальной открытости и прозрачности всех процессов, имеет все основания на получение положительного результата.

В этой связи, экономический эффект от интеграционного взаимодействия, на наш взгляд, характеризуется следующими положительными тенденциями:

- широким использованием потенциала внешней торговли, реализуемого при устойчивых взаимовыгодных контактах между странами Союза;

- процессом диверсификации внешней торговли, в частности в направлении Греции и Вьетнама;

- сокращением административных расходов, связанных с осуществлением торговых операций, и улучшением условий торговли с третьими странами;

- углублением международного разделением труда, открывающего новые возможности для промышленной кооперации и специализации производства;

- концентрацией и централизацией производства и капитала, характеризуемого реализацией эффекта масштаба и экономией издержек производства;

- мобильностью факторов производства в условиях общего рынка, что ведет к росту национальных экономик внутри интеграционного объединения;

- расширением взаимного доступа к технологиям и ресурсам, увеличением инвестиций в перспективные отрасли, определяющих научно-технический прогресс и научные исследования и разработки;

- увеличением притока иностранных инвестиций;

- усилением конкуренции, что стимулирует внедрение новых технологий, повышением качества продукции, разработкой новых ее видов, снижением издержек производства и цен;

- развитием инфраструктуры (транспорт, телекоммуникации, поставки энергии и др.);

- снижением рисков предпринимательской деятельности;

- расширением возможностей совместного решения социально-экономических проблем и др.

Основными проблемами и ограничениями ЕАЭС на современном этапе экономического развития являются следующие:

- опережающий экономический рост в сопредельной стране, обусловленный доминирующим положением партнера по интеграции;

- приобретение более затратных товаров у партнера по интеграции в силу изменения таможенной политики у традиционного внешнего торгового партнера;

- усиление экономического неравенства стран-участниц, вследствие привилегированного положения одного из партнеров и неравномерного распределения выгод и издержек экономической интеграции;

- увеличение зависимости воспроизводственного цикла страны-участницы интеграционного процесса, уменьшение свободы принятия хозяйственных решений и присвоения их результатов;

- рост издержек, связанных с гармонизацией и унификацией экономической политики;

- неравные условия конкуренции по определенным категориям товаров, в частности, товаров пищевой промышленности России, Казахстана и Кыргызстана;

- системные и структурные противоречия в ЕАЭС, в частности разное концептуальное видение цели объединения привели к активизации альтернативных направлений: повороту Казахстана на юг и восток, Беларуси - на запад;

- влияние конфликтов геоэкономического и протекционистского характера на ведение «торговых» и «валютных» войн между партнерами по интеграции и др.

О степени эффективности и успешности ЕАЭС можно судить по макроэкономическим показателям интеграционных процессов.

Так, начиная с 2013 г., взаимная торговля между государствами - членами ЕАЭС демонстрировала отрицательную динамику. Наиболее сложная ситуация была отмечена по итогам 2015 г. Объем взаимной торговли в стоимостном выражении по сравнению с 2014 г. сократился на 25,5 %. В 2016 г. падение объемов взаимных поставок существенно замедлилось и по итогам 2016 г. сокращение составило 6,7 %1.

В 2017 г. взаимная и внешняя торговля Евразийского экономического союза демонстрирует рост на протяжении первой половины года. По сравнению с первым полугодием 2016 г. торговля внутри и снаружи ЕАЭС выросла на 27,8 %. В денежном отношении рост торговли составил 63,5 млрд долларов. В ЕЭК отмечают,

что такая тенденция говорит об устойчивом экономическом росте в странах объединения. Торговый оборот государств ЕАЭС с третьими странами в первом полугодии 2017 г. достиг 292,2 млрд долл., в том числе экспорт - 182 млрд долл., импорт - 110,2 млрд долл. Объем взаимной торговли Евразийского экономического союза за январь - июнь 2017 г. составил 25,1 млрд долларов2.

Как показывает практика интеграционного взаимодействия стран-участниц ЕАЭС, имеющиеся сложности в развитии Союза, во-первых, обусловлены особенностями внутреннего развития государств-членов, несовпадением их экономических интересов, стремлением защитить внутренний рынок и отечественных производителей. Аналогичные сложности можно наблюдать и в условиях интеграционного ЕС. Во-вторых, они связаны с особенностями экономической турбулентности в глобальной экономике, большой волатильностью финансовых и энергетических рынков, сложной внешнеполитической конъюнктуры, что в условиях высокой взаимозависимости особенно болезненно отражается на развивающихся экономиках3.

Ожидается, что наряду с достижением главной цели интеграции ЕАЭС - создание условий для развития собственных экономик и повышение их конкурентоспособности в мировой и региональной экономической системе, - участие государств-членов в интеграционных процессах в долгосрочном периоде будет также осуществляться в целях либерализации доступа их продукции на мировые рынки, а также улучшения предпринимательского климата для привлечения инвестиций. В 2015 г. Высшим Евразийским экономическим советом были определены основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г., среди которых были обозначены следующие4:

1. Обеспечение макроэкономической устойчивости.

2. Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности, что необходимо в связи с дальнейшим усилением международной конкуренции и ограничением доступа на рынки.

3. Инновационное развитие и модернизация экономики должны достигаться повышением уровня научно-технического потенциала и развитием наукоемких отраслей, увеличением доли высокотехнологичного экспорта.

4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза.

5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала критичны для успешного функционирования единого рынка и обеспечения четырех свобод.

6. Развитие кадрового потенциала вызвано необходимостью перехода к инновационной экономике, развитию высокотехнологичных секторов в условиях дефицита высококвалифицированных трудовых ресурсов.

7. Сотрудничество в целях ресурсосбережения и повышения энергоэффективности связано с повышением требований к качеству выпускаемой продукции и необходимостью конкурентного доступа на внутренний рынок и рынки третьих стран, а также задачей снижения нагрузки на окружающую среду.

8. Региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество).

9. Реализация внешнеторгового потенциала диктуется необходимостью диверсификации торговых потоков в условиях нарастающей конкуренции, необходимости сокращения транзакци-онных издержек и минимизации влияния внешнеполитической конъюнктуры на экономическое развитие стран.

По оценкам экспертов в перспективе до 2025 г. в рамках ЕАЭС запланировано создание нескольких общих рынков и пространств:

- создание общих рынков энергоресурсов, в частности общего рынка газа, общего рынка нефти и нефтепродуктов, а также формирование общего электроэнергетического рынка Союза5;

- единого транспортного пространства6;

- скоординированной агропромышленной политики7;

- устранение имеющихся преград в движении товаров и рабочей силы;

- формирование единого финансового рынка ЕАЭС8.

Таким образом, достижение долгосрочных положительных эффектов интеграционного взаимодействия в ЕАЭС определяется возможностью формирования и реализации потенциала полноценного общего рынка, стабильность которого позволит обеспечить положительную экономическую динамику в долгосрочном периоде на основе увеличения масштабов производства, модернизации структуры хозяйства, развитием экономической деятельности, посредством перспективных и глубоких форм производственной кооперации.

Примечания

1 Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2015-2016 гг.» // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ mtegr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/Report_2015-2016.pdf (дата обращения: 11.11.2017).

2 Статистика внешней и взаимной торговли товарами. Департамент статистики ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ tradestat/Pages/default.aspx (дата обращения: 11.11.2017).

3 Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 г. (РСМД). М., 2017.

4 Решение высшего Евразийского экономического совета № 28 «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г.» от 16 октября 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15vr0028/ (дата обращения: 11.11.2017).

5 Мансуров Т. Создание общих рынков энергоресурсов Евразийского экономического союза. Общий электроэнергетический рынок союза] // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Documents/Статья%20Т%20А%20Мансурова%20в%20Энер-горынок.pdf (дата обращения: 11.11.2017).

6 Транспортный потенциал Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/Транспорт.pdf (дата обращения: 11.11.2017).

7 Согласованная агропромышленная политика в Евразийском экономическом союзе // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/ agroprom/Pages/default.aspx (дата обращения: 11.12.2017).

8 К середине 2017 г. ЕЭК подготовит Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://news.21.by/economics/2016/10/29/1256718.html (дата обращения: 11.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.