Б.И. Шевченко
ЕАЭС: противоречия интеграционного взаимодействия
Статья посвящена процессу Евразийской экономической интеграции в условиях экономической турбулентности в глобальной экономике. Рассматриваются положительные тенденции и ограничения интеграции стран-участниц, а также перспективы долгосрочного взаимодействия. Акцентируется внимание на необходимости оптимизации системы управления и разработки механизмов согласования хозяйственных процессов при бюрократических процедурах принятия решений. Оценивается экономический эффект от интеграционного взаимодействия.
Ключевые слова: ЕАЭС, экономическая интеграция, экономическое развитие, Евразийская экономическая комиссия, механизм принятия решений.
Процесс интеграции ЕАЭС в своем развитии достиг определенного положительного уровня межгосударственного взаимодействия при наличии имеющихся противоречий в модели формирования Евразийского экономического союза: 1) реализация принципа свободной торговли; 2) формирование Таможенного союза (2010); 3) создание единого экономического пространства (2012); 4) формирование Экономического союза (2015). Единое экономическое пространство государств: России, Казахстана и Беларуси реализует экономические интересы заинтересованных стран на основе 17 базовых соглашений и 52 нормативных правовых актов, вступивших в силу 1 января 2012 г. Принятые документы способствуют:
- реализации «четырех свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
- гармонизации и унификации норм хозяйственного регулирования в ключевых сферах (в области конкуренции, субсидирования, госзакупок, технического регулирования деятельности субъектов естественных монополий, защиты интеллектуальной собственности и др.);
© Шевченко Б.И., 2017
- проведению согласованной макроэкономической и валютной политики;
- формированию интегрированных отраслевых рынков.
Присоединение к ЕАЭС Армении и Кыргыстана в 2015 г. потребовало внесения уточнений в компетенции наднациональных органов Союза, связанных с процессами антимонопольного регулирования, налогообложения, защиты прав потребителей, интеллектуальной собственности и др. При этом обе страны пока испытывают серьезные трудности во взаимодействии с интеграционным объединением, обусловленные недоработками как самого Бишкека и Еревана, так и действиями других стран - участниц союза, которые стремятся защитить свои рынки.
Единым наднациональным органом ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия, постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза, созданны в 2011 г. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.
В настоящее время ЕЭК выработала соглашения о требованиях, направленных на упорядочивание торговли услугами и инвестициями, создание условий для обеспечения свободного движения капитала, а также предусмотрены направления, порядок и сроки гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. Основными целями ЕЭК являются: формирование единого финансового рынка; взаимное признание лицензий; обеспечение недискриминационного доступа на финансовые рынки; совершенствование контроля и надзора на финансовом рынке. Завершение процесса гармонизации к 1 января 2025 г.
При всех очевидных положительных результатах работы ЕЭК, механизм принятия решений утяжеляет систему управления и усложняет бюрократические процедуры принятия решений, а это, в свою очередь, требует регулярного мониторинга норм управляемости и ревизии стандартов и процедур. Причем процесс формирования ЕЭК, до сих пор, не в полной мере учитывает национальные интересы всех участвующих сторон, так, например, есть определенное доминирование российской стороны в наднациональных органах управления. Кроме того, механизм формирования Коллегии Комиссии недостаточно прозрачен и усугубляется недостаточной проработкой остальных факторов: несовершенством институциональной инфраструктуры, огромным количеством выработанных различных урегулирований (проблема бюрократизации), неоправданным увеличением количественного состава Комиссии, отсутс-
твием юридически закрепленной ответственности должностных лиц за принятие неэффективных решений и др. ЕЭК за период своей работы, с одной стороны, обеспечила высокий уровень интеграционного взаимодействия, а с другой - не преодолела тех указанных ограничений для выработки эффективных механизмов обеспечения баланса национальных и наднациональных интересов.
Согласование механизмов регулирования интеграционными процессами в ЕАЭС и, прежде всего, пересмотра институциональных механизмов Союза, касающихся ключевых факторов улучшения эффективности ЕЭК, при максимальной открытости и прозрачности всех процессов, имеет все основания на получение положительного результата.
В этой связи, экономический эффект от интеграционного взаимодействия, на наш взгляд, характеризуется следующими положительными тенденциями:
- широким использованием потенциала внешней торговли, реализуемого при устойчивых взаимовыгодных контактах между странами Союза;
- процессом диверсификации внешней торговли, в частности в направлении Греции и Вьетнама;
- сокращением административных расходов, связанных с осуществлением торговых операций, и улучшением условий торговли с третьими странами;
- углублением международного разделением труда, открывающего новые возможности для промышленной кооперации и специализации производства;
- концентрацией и централизацией производства и капитала, характеризуемого реализацией эффекта масштаба и экономией издержек производства;
- мобильностью факторов производства в условиях общего рынка, что ведет к росту национальных экономик внутри интеграционного объединения;
- расширением взаимного доступа к технологиям и ресурсам, увеличением инвестиций в перспективные отрасли, определяющих научно-технический прогресс и научные исследования и разработки;
- увеличением притока иностранных инвестиций;
- усилением конкуренции, что стимулирует внедрение новых технологий, повышением качества продукции, разработкой новых ее видов, снижением издержек производства и цен;
- развитием инфраструктуры (транспорт, телекоммуникации, поставки энергии и др.);
- снижением рисков предпринимательской деятельности;
- расширением возможностей совместного решения социально-экономических проблем и др.
Основными проблемами и ограничениями ЕАЭС на современном этапе экономического развития являются следующие:
- опережающий экономический рост в сопредельной стране, обусловленный доминирующим положением партнера по интеграции;
- приобретение более затратных товаров у партнера по интеграции в силу изменения таможенной политики у традиционного внешнего торгового партнера;
- усиление экономического неравенства стран-участниц, вследствие привилегированного положения одного из партнеров и неравномерного распределения выгод и издержек экономической интеграции;
- увеличение зависимости воспроизводственного цикла страны-участницы интеграционного процесса, уменьшение свободы принятия хозяйственных решений и присвоения их результатов;
- рост издержек, связанных с гармонизацией и унификацией экономической политики;
- неравные условия конкуренции по определенным категориям товаров, в частности, товаров пищевой промышленности России, Казахстана и Кыргызстана;
- системные и структурные противоречия в ЕАЭС, в частности разное концептуальное видение цели объединения привели к активизации альтернативных направлений: повороту Казахстана на юг и восток, Беларуси - на запад;
- влияние конфликтов геоэкономического и протекционистского характера на ведение «торговых» и «валютных» войн между партнерами по интеграции и др.
О степени эффективности и успешности ЕАЭС можно судить по макроэкономическим показателям интеграционных процессов.
Так, начиная с 2013 г., взаимная торговля между государствами - членами ЕАЭС демонстрировала отрицательную динамику. Наиболее сложная ситуация была отмечена по итогам 2015 г. Объем взаимной торговли в стоимостном выражении по сравнению с 2014 г. сократился на 25,5 %. В 2016 г. падение объемов взаимных поставок существенно замедлилось и по итогам 2016 г. сокращение составило 6,7 %1.
В 2017 г. взаимная и внешняя торговля Евразийского экономического союза демонстрирует рост на протяжении первой половины года. По сравнению с первым полугодием 2016 г. торговля внутри и снаружи ЕАЭС выросла на 27,8 %. В денежном отношении рост торговли составил 63,5 млрд долларов. В ЕЭК отмечают,
что такая тенденция говорит об устойчивом экономическом росте в странах объединения. Торговый оборот государств ЕАЭС с третьими странами в первом полугодии 2017 г. достиг 292,2 млрд долл., в том числе экспорт - 182 млрд долл., импорт - 110,2 млрд долл. Объем взаимной торговли Евразийского экономического союза за январь - июнь 2017 г. составил 25,1 млрд долларов2.
Как показывает практика интеграционного взаимодействия стран-участниц ЕАЭС, имеющиеся сложности в развитии Союза, во-первых, обусловлены особенностями внутреннего развития государств-членов, несовпадением их экономических интересов, стремлением защитить внутренний рынок и отечественных производителей. Аналогичные сложности можно наблюдать и в условиях интеграционного ЕС. Во-вторых, они связаны с особенностями экономической турбулентности в глобальной экономике, большой волатильностью финансовых и энергетических рынков, сложной внешнеполитической конъюнктуры, что в условиях высокой взаимозависимости особенно болезненно отражается на развивающихся экономиках3.
Ожидается, что наряду с достижением главной цели интеграции ЕАЭС - создание условий для развития собственных экономик и повышение их конкурентоспособности в мировой и региональной экономической системе, - участие государств-членов в интеграционных процессах в долгосрочном периоде будет также осуществляться в целях либерализации доступа их продукции на мировые рынки, а также улучшения предпринимательского климата для привлечения инвестиций. В 2015 г. Высшим Евразийским экономическим советом были определены основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г., среди которых были обозначены следующие4:
1. Обеспечение макроэкономической устойчивости.
2. Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности, что необходимо в связи с дальнейшим усилением международной конкуренции и ограничением доступа на рынки.
3. Инновационное развитие и модернизация экономики должны достигаться повышением уровня научно-технического потенциала и развитием наукоемких отраслей, увеличением доли высокотехнологичного экспорта.
4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза.
5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала критичны для успешного функционирования единого рынка и обеспечения четырех свобод.
6. Развитие кадрового потенциала вызвано необходимостью перехода к инновационной экономике, развитию высокотехнологичных секторов в условиях дефицита высококвалифицированных трудовых ресурсов.
7. Сотрудничество в целях ресурсосбережения и повышения энергоэффективности связано с повышением требований к качеству выпускаемой продукции и необходимостью конкурентного доступа на внутренний рынок и рынки третьих стран, а также задачей снижения нагрузки на окружающую среду.
8. Региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество).
9. Реализация внешнеторгового потенциала диктуется необходимостью диверсификации торговых потоков в условиях нарастающей конкуренции, необходимости сокращения транзакци-онных издержек и минимизации влияния внешнеполитической конъюнктуры на экономическое развитие стран.
По оценкам экспертов в перспективе до 2025 г. в рамках ЕАЭС запланировано создание нескольких общих рынков и пространств:
- создание общих рынков энергоресурсов, в частности общего рынка газа, общего рынка нефти и нефтепродуктов, а также формирование общего электроэнергетического рынка Союза5;
- единого транспортного пространства6;
- скоординированной агропромышленной политики7;
- устранение имеющихся преград в движении товаров и рабочей силы;
- формирование единого финансового рынка ЕАЭС8.
Таким образом, достижение долгосрочных положительных эффектов интеграционного взаимодействия в ЕАЭС определяется возможностью формирования и реализации потенциала полноценного общего рынка, стабильность которого позволит обеспечить положительную экономическую динамику в долгосрочном периоде на основе увеличения масштабов производства, модернизации структуры хозяйства, развитием экономической деятельности, посредством перспективных и глубоких форм производственной кооперации.
Примечания
1 Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2015-2016 гг.» // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ mtegr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/Report_2015-2016.pdf (дата обращения: 11.11.2017).
2 Статистика внешней и взаимной торговли товарами. Департамент статистики ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ tradestat/Pages/default.aspx (дата обращения: 11.11.2017).
3 Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 г. (РСМД). М., 2017.
4 Решение высшего Евразийского экономического совета № 28 «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г.» от 16 октября 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15vr0028/ (дата обращения: 11.11.2017).
5 Мансуров Т. Создание общих рынков энергоресурсов Евразийского экономического союза. Общий электроэнергетический рынок союза] // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Documents/Статья%20Т%20А%20Мансурова%20в%20Энер-горынок.pdf (дата обращения: 11.11.2017).
6 Транспортный потенциал Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/Транспорт.pdf (дата обращения: 11.11.2017).
7 Согласованная агропромышленная политика в Евразийском экономическом союзе // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/ agroprom/Pages/default.aspx (дата обращения: 11.12.2017).
8 К середине 2017 г. ЕЭК подготовит Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://news.21.by/economics/2016/10/29/1256718.html (дата обращения: 11.11.2017).