УДК 33
Экономические науки
Хам Юлия Юрьевна, студентка Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Россия, г. Москва
ЕАЭС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация: ЕАЭС — организация региональной экономической интеграции, включающая пять государств: Республику Армению, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Руспублику и Российскую Федерацию. Договор о создании союза вступил в силу 1 января 2015 года. На данный момент ЕАЭС с населением более 182 млн. человек является лидером по добыче нефти и природного газа и самым большим по территории интеграционным объединением. В данной статье рассмотрены основные проблемы и перспективы развития союза.
Ключевые слова: ЕАЭС, экономический союз, экономическая интеграция, проблемы ЕАЭС, перспективы развития ЕАЭС.
Abstract: EAEU is an organization of regional economic integration, which includes five countries: Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia. The treaty on the creation of the union entered into force on January 1, 2015. At the moment, the EAEU with a population of more than 182 million people is the leader in oil and natural gas production and the largest integration association in the territory. This article examines the main problems and prospects for the development of the union.
Key words: EAEU, economic union, economic integration, problems of EAEU, prospects for the development of EAEU.
Евразийский экономический союз был образован на базе Таможенного союза ЕврАзЭС в 2014 году [14]. Изначально в него вошли Российская
Федерация, Беларусь и Казахстан. В 2015 к сообществу присоединились Армения и Киргизия. Россия наряду с Казахстаном обладают существенными запасами природных ресурсов и вместе с Белоруссией, а также Киргизией и Арменией образуют мощный промышленный комплекс с развитой энергетикой, тяжелым машиностроением и необходимым технологическим потенциалом [3].
Основными целями ЕАЭС согласно договору являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов; повышение уровня жизни населения; создание единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в пределах Союза; всеобщая модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц в условиях современной экономики [4].
ЕАЭС состоит из Высшего евразийского экономического совета, членами которого являются главы государств, Евразийского межправительственного экономического совета, постоянно действующих Экономической комиссии и Суда союза [7].
Россия, безусловно, занимает ведущую позицию в союзе. Так по данным за январь-сентябрь 2016 года на долю нашей страны приходится 86,6 % совокупного ВВП. Казахстан производит 9%, Беларусь 3.2%, Армения и Киргизия 0.7% и 0.4% соответственно (Рис. 1).
Совокупный ВВП государств-членов ЕАЭС (по данным за январь-сентябрь 2016 года)
0,7%
0,4%
I Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан I Россия
Рис. 1 -Совокупный ВВП государств-членов ЕАЭС (по данным за январь-сентябрь 2016 года). Источник: Евразийская экономическая комиссия. URL: https:// www.eurasiancommission.org > report/ [5].
Также ведущим экспортером является Россия, на долю которой приходится 62.4 % совокупного экспорта в 2016 году. Значительны вклады Беларуси (26.5%) и Казахстана (9,2%). Невелики доли Армении (0,9%) и Киргизии (1%) (Рис. 2).
Большая часть импорта приходится на Беларусь (36.6%) и Россию (34.1%). Казахстан приобретает на рынке ЕАЭС 23%, Кыргызстан — 3.7%, Армения — 2.6% (Рис. 2).
Совокупный экпорт государств-членов ЕАЭС (по данным за январь-сентябрь 2016 года)
0,9%
1%
Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан I Россия
Совокупный импорт государств-членов ЕАЭС (по данным за январь-сентябрь
2016 года)
2,6°% '
Ж
Г 34,1% 36,6%
А
Армения
Беларусь
Казахстан
Кыргызстан
Россия
Рис. 2 — Совокупный экспорт и и совокупный импорт государств-членов ЕАЭС (по данным за январь-сентябрь 2016 года). Источник: Евразийская экономическая комиссия. URL: https:// www.eurasiancommission.org > report/ [8].
Можно выделить четыре основные проблемы ЕАЭС. Во-первых, существует явная и зависимость от экспорта энергоресурсов, а спад цен на рынке мгновенно отражается на состоянии экономик стран-участниц, и отрицательно воздействует на дальнейший экономический рост [1]. Так в 2016 году в товарной структуре экспорта в торговле со странами вне союза преобладают минеральные продукты, а значительную долю импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства (43,3%), продукция химической промышленности (18,5%) и продукция сельского хозяйства (13,2%) [5] (Табл. 1).
Показатель Доля в общей структуре экспорта, % Доля в общей структуре импорта, %
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 5,5 13,2
Минеральные продукты 60,6 1,3
Продукция химической 6,7 18,5
промышленности
Металлы и изделия из них 10,5 6,4
Машины, оборудование и 4,2 43,3
транспортные средства
Другие товары 12,5 17,3
Таблица 1. Товарная структура экспорта и импорта ЕАЭС в торговле с третьими странами. Источник: Евразийская экономическая комиссия. URL: https:// www.eurasiancommission.org > report/ [5].
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в товарной структуре экспорта союза преобладают товары с низкой добавленной стоимостью.
Однако главный экономист Евразийского Банка Я. Лисоволик отметил, что на данный момент показатели диверсификации улучшаются [12]. Доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ опустилась ниже 40%. Увеличились поступления от промышленности, в частности обрабатывающей, транспортного сектора и сектора финансовых услуг.
Во-вторых, рост взаимной торговли не приносит ожидаемого экономического эффекта. Основной причиной является тот факт, что участники союза ориентируются во многом на получение собственных выгод, не учитывая интересов партнеров, и следуют собственному пути развития. Так, для наиболее ориентированной на рынок Беларуси, основным приоритетом является расширение рынка сбыта собственной продукции в рамках союза, для Казахстана укрепление позиций в Центрально-Азиатском регионе.
Также существуют проблемы, заключающиеся в неравномерном уровне экономического развития, а также в различных масштабах экономик. Сальдо
взаимной торговли со государствами-партнерами для всех государств кроме России является отрицательным и имеет тенденцию к сокращению.
Немало важными проблемами, затормозившими развитие союза стали введение экономических санкций по отношению к России и падение мировых цен на нефть. Данные обстоятельства послужили одними из факторов снижения экспорта в рамках союза в 2015 году по сравнению с 2014 на 22%, а в 2016 на 5,8% и в целом ухудшению экономической ситуации в странах союза (Рис. 8).
Динамика внутреннего экспорта ЕАЭС, млн. долл. США (по данным за период с 2010 года по 2016 год )
80000 60000 40000 20000 0
внутренним экспорт союза, млн. долл. США
2008 2010 2012 2014 2016
2018
Рис. 3 — Динамика показателя совокупного экспорта государств-членов ЕАЭС. Источник: Евразийская экономическая комиссия. URL: https://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default. as.
Основными итогами за трехлетний период работы стали: расширение ассортимента товаров и услуг, в частности на рынке продовольственных товаров; формирование единого рынка труда, которое поспособствовало улучшению условий труда работников, получивших дополнительные социальные гарантии, например, возможность получения полиса об обязательном медицинском страховании непосредственно в стране, в которой они осуществляют трудовую деятельность. С 2016 года наблюдается рост стоимостных характеристик во взаимной торговле и улучшение ценовых условий для ее осуществления [5].В 2017 году наметилась положительная тенденция в росте основных показателей. Общий рост взаимной торговли составил 27%, рост совокупного ВВП — 1.8%, в частности сельского хозяйства — 2,7%, промышленности — 2,5%. Необходимо отметить, что повышение курса
валют начиная с 2014 года способствовало повышению цен на товары, импортируемые из третьих стран, и соответственно по повышению конкурентоспособности производителей из стран союза.
В заключение хотелось бы представить мероприятия, планируемые в ближайшее время. В 2018 году планируется образование единого рынка лекарств и медицинских изделий, а также вступят в силу нормы нового Таможенного кодекса, который значительно улучшит положение участников рынка. Теперь, таможенные технологии будут оцифровываться, операции будут совершаться с помощью электронной подписи [13] и у участников ВЭД появится возможность не представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация и возможность воспользоваться отсрочками по уплате таможенных платежей. В некоторых случаях решения о регистрации декларации на товары, непосредственно сама регистрация, решение о выпуске товаров будут приниматься информационными системами автоматически [10].
В 2025 году планируется создание Финансового регулятора Евразийского экономического союза, который будет располагаться в г. Алматы (Республика Казахстан), а также формирование общего финансового рынка в банковской и страховой сферах, на рынке ценных бумаг. Также разработан проект «дорожной карты», касающийся единого биржевого пространства ЕАЭС. Получили одобрение разделы по рынку ценных бумаг, страховому и банковскому секторам Плана гармонизации законодательства государств ЕАЭС в финансовой сфере. Вместе с этим рассмотрен проект Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза и проект Соглашения о взаимодействии по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй
[9].
Работа выполнена под руководством научного руководителя д.э.н., профессора Финуниверситета Николайчук Ольги Алексеевны.
Библиографические список:
1. Алексеев Д. С. Евразийская интеграция в условиях кризиса: ключевые вызовы для ЕАЭС.//2016. Современные евразийские исследования. № 1. С. 2631.
2. А. Толстухина. Перспективы развития ЕАЭС в условиях глобальных трендов и вызовов. [Электронный ресурс]. URL: http://eurasian-studies.org/archives/2093 (дата обращения 31.01.18).
3. Горда А. С., Сухаренко А. П. Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕСЭС.// Экономика и бизнес: Теория и практика. 2016. № 10. С. 25-28.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017).URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения 29.01.18).
5. Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами -членами Евразийского экономического союза в 2015 - 2016 годах». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analyti cs/Documents/report/Report_2015-2016.pdf. (дата обращения 29.01.18).
6. Евразийский коммуникационный центр. URL: http://eurasiancenter.ru/news /20180109/ 10044 59864.html. (дата обращения 29.01.18).
7. Евразийский экономический союз. URL: http://kremlin.ru/catalog/glossary/89. (дата обращения 29.01.18).
8. ЕЭК подвела итоги трехлетия ЕЕАЭС URL: http ://www.eurasiancommission.org/ru/nae /news /Pages/ 25-12-2017-1.aspx. (дата обращения 29.01.18).
9. Евразийская экономическая комиссия. Концептуальные документы по формированию общего финансового рынка ЕАЭС одобрены на профильном Комитете ЕЭК. Электронный ресурс URL: http:// www.e urasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14-09-2017.aspx (дата обращения 31.01.18).
10. Евразийская экономическая комиссия. Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2018 года. URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14_11_17.aspx. (дата обращения 31.01.18).
11. Зубенко В. В., Аварский С. А. Взаимодополнение экономик стран ЕАЭС: между прошлым и будущим.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 11 (344). С. 127-142.
12. Лисоволик: диверсификация экономики России работает. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/92865 (дата обращения 31.01.18).
13. Николайчук О. А. Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов //Journal of Economic Regulation. 2017. Т. 8. № 1. С. 142-154.
14. Шагирова Г. К., Нурмуханбетова Л. К., Избасарова Л. Б. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — как высшая форма экономической интеграции.// Экономика и эффективность организации производства. 2016. №24. С. 51-54.