Научная статья на тему 'ЕАЭС как фактор повышения конкурентоспособности стран-участниц часть 1'

ЕАЭС как фактор повышения конкурентоспособности стран-участниц часть 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КАЗАХСТАН / БЕЛОРУСИЯ / СНГ / ЕАЭС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / RUSSIA / KAZAKHSTAN / BELARUS / CIS / EAEC / ECONOMIC INTEGRATION AND COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович

Отношения со странами СНГ, в соответствии с Концепцией Внешней политики РФ, является приоритетным направлением. Россия, как и другие государства Центральной Азии, участвует в различных многосторонних структурах. Из различных организаций, в которых принимают участие страны Центральной Азии, в силу известных причин выделяется ЕАЭС, которая по сути является торгово-экономическим инструментом взаимодействия постсоветских стран членов организации, прежде всего, с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAEC as a factor in improving the competitiveness of the participating countries. Part 1

Relations with the CIS countries, in accordance with the Concept of Foreign Policy, is a priority. Russia, like other Central Asian countries, participates in various multilateral structures. Of the various organizations which1 involve the Central Asian countries, well-known reasons highlighted EAEC, which is essentially a trade and economic cooperation tool for post-Soviet countries members of the organization, especially with Russia.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС как фактор повышения конкурентоспособности стран-участниц часть 1»

УДК 339.92 ББК 65

ЕАЭС КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЧАСТЬ 1

ВЛАДИМИР БАДЬМИНОВИЧ МАНТУСОВ,

начальник Российской Таможенной Академии, доктор экономических наук, профессор Научная специальность 08.00.14 — мировая экономика

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Отношения со странами СНГ, в соответствии с Концепцией Внешней политики РФ, является приоритетным направлением. Россия, как и другие государства Центральной Азии, участвует в различных многосторонних структурах. Из различных организаций, в которых принимают участие страны Центральной Азии, в силу известных причин выделяется ЕАЭС, которая по сути является торгово-экономическим инструментом взаимодействия постсоветских стран — членов организации, прежде всего, с Россией.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, Белорусия, СНГ, ЕАЭС, экономическая интеграция, повышение конкурентоспособности.

Annotation. Relations with the CIS countries, in accordance with the Concept of Foreign Policy, is a priority. Russia, like other Central Asian countries, participates in various multilateral structures. Of the various organizations which1 involve the Central Asian countries, well-known reasons highlighted EAEC, which is essentially a trade and economic cooperation tool for post-Soviet countries — members of the organization, especially with Russia.

Keywords: Russia, Kazakhstan, Belarus, CIS, EAEC, economic integration and competitiveness.

Одной из основных причин отставания промышленности государств-членов ЕАЭС в производительности труда по валовой добавленной стоимости (ВДС) от уровня экономически развитых стран, является несовершенная технологическая структура промышленного комплекса. Так одним из мировых вызовов развитию промышленного производства в настоящее время является нарастающая сложность производственных процессов, усложнение самой продукции, процессов ее конструирования, проектирования, управления производством.

Технологическая структура промышленности государств — членов ЕАЭС с удельным весом высокотехнологичного сектора, составляющего 2—4%, почти в три раза отстает от уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)2, где высокотехнологичный сектор состав-

ляет от 7% до 14% промышленного производства. Высокотехнологичные промышленные виды деятельности являются источником конкурентоспособности для менее технологичных, а низкотехнологичные — источником сырья и материалов для остальных. Такое отставание в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) объясняет низкую конкурентоспособности их промышленности в целом.

Для определения основных компонентов общей и научно-технологической конкурентоспособности экономик ЕАЭС (согласно «ромбу конкурентоспособности» Портера)3 необходимо отталкиваться от наличия ресурсных, операционных, программно-стратегических конкурентных преимуществ.

К ресурсным преимуществам стран ЕАЭС можно отнести высокую обеспеченность природными ископаемыми, производственные фонды, трудо-

вые ресурсы, фундаментальные научные заделы и прикладные научные разработки в различных отраслях4. Вместе с тем, необходимо отметить, что за последние 20 лет произошла значительная деградация ресурсных преимуществ в странах ЕАЭС. Это выражается в высоких ценах и тарифах на сырье, электроэнергию, услуги монополий, износе производственных фондов, падении квалификации работников, эмиграции ученых, что является следствием проводившихся реформ. Однако сохранившиеся ресурсные преимущества, при условии принятия соответствующих государственных мер, позволяют говорить о способности государств ЕАЭС претендовать на свою роль в новом технологическом укладе.

Рассматривая операционные преимущества, к которым относят технологии производства и управления, позволяющие наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы5, следует отметить, что здесь ситуация вызывает меньший оптимизм, чем ситуация с ресурсными преимуществами. Странам ЕАЭС скорее присущи не операционные преимущества, а недостатки. Отсутствие стратегии развития и промышленной политики, обоснованного ценообразования в монопольных секторах, дезинтеграция единых систем жизнеобеспечения, в частности электроэнергетики, опережающий рост издержек и общее снижение эффективности являются следствиями принятых ошибочных решений.

Переходя к третьему, наиболее важному, типу конкурентных преимуществ — программно-стратегическому подразумевающему наличие конкурентной стратегии, необходимо отметить, что такого преимущества на сегодня у ЕАЭС фактически нет. У ряда компаний разработаны стратегии развития в условиях смены лидирующего технологического уклада. Существующие же на сегодня отраслевые стратегии развития в странах ЕАЭС не согласованы.

В этой связи 8 сентября 2015 года Евразийский межправительственный совет своим решением № 9 утвердил Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС6 (далее — Основные направления или ОНПС). Основной целью промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС определена реализация потенциала эффективно-

го взаимодействия государств-членов для ускорения и устойчивости промышленного развития, повышения конкурентоспособности и инновационной активности промышленности государств — членов.

В числе важнейших направлений промышленного сотрудничества согласно решению определены:

1. Развитие кооперации в целях производства конкурентоспособной промышленной продукции для насыщения Общего рынка Союза и экспорта в третьи страны (импортозамещение).

2. Инновационное развитие промышленности ЕАЭС.

3. Привлечение инвестиций и повышение доступности финансовых ресурсов для предприятий промышленности.

4. Устранение барьеров на пути движения промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС.

Реализация Основных направлений предусматривает применение ряда инструментов и механизмов для достижения интеграционного эффекта в промышленности. В частности, для углубления кооперации будет осуществляться:

1) разработка и реализация совместных импортозамещающих проектов в приоритетных видах экономической деятельности7;

2) повышения локализации действующих сборочных производств;

3) вовлечение малых и средних предприятий в кооперационные цепочки.

С целью создания новых инновационных секторов промышленности и модернизации (технического перевооружения) действующих в ЕАЭС производств в соответствии с ОНПС предусмотрено:

1) формирование евразийских технологических платформ (далее — ЕТП) и инновационных кластеров;

2) разработка и реализация межгосударственных инновационных программ;

3) создание сети трансфера технологий;

4) совместное проведение научно-исследовательских работ;

5) создание Евразийского инжинирингового центра.

Реализация этого направления позволит сконцентрировать усилия на наиболее перспектив-

ных направлениях инновационного развития, осваивать перспективные технологии, включая цифровые.

В частности, ЕТП формируются путем создания условий для сотрудничества между ведущими организациями бизнеса, науки, государства и общественными организациями государств-членов ЕАЭС для кооперации в научно- технической, инновационной и производственной сферах. Задачей ЕТП является аккумулирование передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития, мобилизация научного потенциала государств-членов для решения прикладных задач по разработке инновационных продуктов и технологий и их внедрению в промышленное производство8.

Привлечение инвестиций и повышение доступности финансовых ресурсов для промышленности будет обеспечиваться путем развития финансовых инструментов. При этом ведущая роль в финансировании проектов с кооперационным эффектом в рамках ЕАЭС отводится Евразийскому банку развития (далее — ЕАБР)9. Предполагается, что доля таких проектов должна постоянно увеличиваться.

Кроме того, для увеличения финансирования совместных проектов и программ в промышленности возможно создание (при необходимости) общих фондов, а также развитие венчурного инвестирования в инновационную сферу10.

Данные меры позволят увеличить приток взаимных инвестиций в создание и развитие объектов промышленной и инновационной инфраструктуры.

На сегодня доля промышленной продукции, произведенной в странах ЕАЭС на внутреннем рынке очень низка (порядка 5%). В этой связи устранение барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС обладает существенным потенциалом с точки зрения увеличения взаимной торговли промышленными товарами и стимулирования, тем самым, роста производства.

С этой целью Комиссией будет проводиться постоянный мониторинг состояния рынка промышленной продукции и барьеров на пути движения промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС и на рынках третьих стран. Результаты мониторинга будут отражаться в ежегодном докладе Комиссии

с предложениями по дальнейшему устранению барьеров.

Для построения кооперационных связей между предприятиями промышленности государств-членов ЕАЭС, в соответствии с ОНПС, предполагается создание Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации, основными задачами которой будут оптимизация производственных процессов путем размещения промышленными предприятиями заказов на разработку, производство и сервисное обслуживание промышленной продукции, а также выполнение технологических процессов на других промышленных предприятиях стран ЕАЭС. Такая система, как видится, позволит выстроить более эффективную организационную структуру производства, оптимально загрузить производственные мощности и вовлечь малый и средний бизнес в производственные цепочки.

Для формирования Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации необходимо создание общей информационной системы для поиска и организации заказов в промышленности (базы данных о предприятиях промышленности и выпускаемой продукции, производственные мощности и имеющиеся ресурсы), а также создание площадки для поиска партнеров, проведения переговоров и заключения договоров (проведение бирж субконтрактации)11.

Таким образом, применительно к повышению КСП ЕАЭС научная и технологическая кооперации предприятий и секторов будет выражаться в реализации совместных программ развития путем создания совместных компаний.

Анализ потоков взаимных инвестиций стран ЕАЭС12 свидетельствуют о том, что на сегодня корпоративная интеграция стран ЕАЭС сконцентрирована в основном в области недропользования и нефтехимии, в то время как сотрудничество в области обрабатывающей промышленности незначительно.

При этом следует отметить, что даже в условиях девальвации национальных валют взаимные прямые иностранные инвестиции (далее — ПИИ) в регионе ЕАЭС в течение 2014 года увеличились с 24,8 млрд долл. до 25,1 млрд долларов США.

Таблица 1

Взаимные прямые инвестиции России, Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана в конце 2014 года

(данные МВИ СНГ)13

Страна-реципиент Накопление ПИИ стран-инвесторов, млн долл.

Россия Казахстан Беларусь Армения Кыргызстан Пять стран всего

Россия X 2 858 379 3 0 3 240

Казахстан 9067 X 54 1 0 9 122

Беларусь 8279 25 X 11 3 8 318

Армения 3045 9 3 X 0 3 057

Кыргызстан 655 672 2 0 X 1 329

Пять стран всего 21 046 3 564 438 15 3 25 066

Основными участниками взаимных инвестиционных связей в регионе ЕАЭС выступают Россия и Казахстан. В конце 2014 года на Россию пришлось 84% экспортированного объема накопленных ПИИ и 13% импортированных ПИИ. Аналогичные показатели для Казахстана составили соответственно 14% и 36%. При этом удельный вес взаимных инвестиционных связей России и Казахстана достиг 47,6%. Другую важную инвестиционную пару с развитыми встречными потоками капитала составляли Россия и Беларусь (34,5%). Выделялись также инвестиции России в Армении и Кыргызстане, а также Казахстана в Армении.

Ведущие сектора взаимных ПИИ в регионе ЕАЭС — топливный комплекс и цветная металлургия. Их удельный вес существенно выше, чем во взаимных инвестициях стран СНГ и Грузии: в конце 2014 года соответственно по топливному комплексу — 39,7% против 33,9%, по цветной металлургии — 15,8% против 9,3%. Напротив, значение взаимных ПИИ в связь и информационные технологии, финансовый сектор и инфраструктурные сети в регионе ЕАЭС ниже, чем в целом по постсоветскому пространству (соответственно 9,6% против 12,1%, 6% против 7,8% и 3,8% против 7,1%).

Углубление евразийской интеграции открывает новые перспективы для корпоративного взаимодействия, представляющие весьма широкий спектр отраслей инвесторам «второго эшелона» для более активного выстраивания трансграничных цепочек создания добавленной стоимости14.

С этой точки зрения трансграничные компании и холдинги, имеющие переплетенные активы в ряде стран Евразийского союза могут стать важнейшим

фактором устойчивости и повышения конкурентоспособности объединения.

Транснациональные компании или холдинги должны создаваться в тех областях, где у государств-участников есть реальный потенциал стать мировыми лидерами, а объединение потенциала нескольких стран должно этому поспособствовать. При создании ТНК, как правило, речь идет о технологически продвинутых секторах15.

Создавать взаимные ТНК имеет смысл там, где уже есть сравнительные и/или конкурентные преимущества или серьезный потенциал таковых. Таких отраслей или секторов вне нефтегазового сектора — по сути, прорывных точек — на всем постсоветском пространстве порядка 10—12. В их число входят черная и цветная металлургия, атомная промышленность, коксохимия, удобрения, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение, станкостроение, тяжелое автомобилестроение, авиастроение, вертолетостроение, космическая отрасль, АПК (особенно зерновые культуры)16. В особенности создание «евразийских лидеров» требует поддержки в тех прорывных отраслях, где структура глобального рынка не допускает формирования таких лидеров без участия государства.

Не исключено, что такие проекты могут быть весьма проблематичными17, так как могут предполагать создание ТНК за счет слияний и поглощений, но они позволят сформировать скелет долгосрочной экономической интеграции и конкурентоспособности объединения с консолидированным выходом производителей ЕАЭС на мировой рынок. При этом ресурсной предпосылкой экономического ро-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ста является не приобщение к новым технологиям как таковое, а технологическое лидерство, хотя бы в некоторых важных направлениях. Если страна не нашла таких технологических ниш, она вынуждена идти в арьергарде овладения новыми технологиями и довольствоваться меньшим объемом добавленной стоимости.

В странах ЕАЭС имеется задел для кооперации между предприятиями по ряду отраслей. Следует отметить, что с целью продвижения совместно произведенной продукции в рамках ОНПС предусматривается создание механизма совместного выхода на рынки третьих стран, в том числе, путем:

• создания совместных дилерских и сервисных сетей;

• центров сертификации машинно-технической продукции и технической поддержки, специальных объединенных сбытовых компаний и консорциумов;

• использования прогрессивных финансовых продуктов по сопровождению экспорта (лизинга, предэкспортного и экспортного финансирования совместно произведенной продукции);

• приоритетного использования международных и региональных технических стандартов, внедрения систем менеджмента качества.

Углубление кооперации на постсоветском пространстве расширит связи между предприятиями промышленных комплексов государств-членов ЕАЭС, вовлечет в процесс интеграции большое количество малых и средних предприятий сторон, создаст новые производственные цепочки, обеспечит возможность проведения общей взаимовыгодной сбытовой стратегии на рынках третьих стран (вместо необоснованной конкуренции), что. В конечном итоге, приведет к укреплению межгосударственных связей и расширению интеграционных процессов на евразийском пространстве.

1 Часть 2// Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 2.

2 http://www.oecdru.org/

3 Портер М.Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина

Бизнес Букс, 2005. 454 с.

4 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Мантусов В.Б., Рыбал-кин В.Е., Логинов Б.Б., Харланое А.С., Руднева А.О., Гриба-нич В.М., Мустафин Т.А., Толмачев П.И. // Учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по специальностям «Мировая экономика», «Международные отношения» / Москва, 2015.

5 Шангараев Р.Н. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 44. С. 99—101.

6 Решение Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9 «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС» https://docs.eaeunion. org/sites/storage 1 /Lists/Documents/f6846419-1410-418с-а257-9f163ec5b14b/3adfa8ee-91d9-4393-a31b-98bc7ae92b7a_%D0%A 0%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %Е2%84%96%209^

7 Приоритетные виды экономической деятельности государств-членов ЕАЭС определены в соответствии решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9, Приложение 1.

8 См. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Рыбалкин В.Е., Логинов Б.Б., Харланов А.С., Руднева А.О., Грибанич В.М., Мустафин Т.А., Толмачев П.И.Учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по специальностям «Мировая экономика», «Международные отношения» / Дипломатическая академия МИД Российской ФедерацииФ. Москва, 2015.

9 Евразийский банк развития является международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве путем осуществления инвестиционной деятельности.

10 Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН СНГ: ЭТАПЫ, УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Москва, 2012.

11 ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Рассолов И.М., Бочаров С.Н., Мантусов В.Б., Галузо В.Н., Олимпиев А.Ю., Аминов И.И., Вахру-шев В.Ю., Канафин Н.А. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / Москва, 2015. (6-е издание, переработанное и дополненное).

12 Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ. Доклад ЦИИ ЕАБР № 32, 2015 г. http://www.eabr.org/general/ upload/CП</o20-</o20izdaшa/MoшtormgVzaimшkЫnvesticii/2015/ MVI_2015_Ezhegodnyy_Doklad_rus.pdf

13 Там же.

14 Шангараев Р.Н. КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 43. С. 96—98.

15 Е. Винокуров Прагматическое евразийство // http://www. globalaffairs.ru/number/Pragmaticheskoe-evraziistvo-15950

16 Согласно Докладу ЦИИ ЕАБР «Технологическая кооперация и повышение конкурентоспособности в ЕЭП», 2013 г.

http://www.eabr.org/general//upload/CП%20-%20izdania/ Proekti%20i%20dokladi/TekhnoKonkurencia/doklad_10.pdf

17 Примером могут служить периодические франко-немецкие склоки в EADS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.