Научная статья на тему 'Э. П. Цытович основатель скаутского движения в России'

Э. П. Цытович основатель скаутского движения в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СКАУТИЗМ / СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИДЕАЛЫ СКАУТИЗМА / EDUCATION / PEDAGOGIC WORK / SCOUTING / IDEALS OF SCOUTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дудникова Ольга Геннадьевна

Рассматривается деятельность учителя физики великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны Романовых Э.П. Цытовича, стоящего у истоков российского скаутского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is regarded the work of the teacher of physics of the great princesses Olga Nikolaevna and Tatiana Nikolaevna Romanova E.P.Tsytovich, who stood at the origins of the Russian Scout association.

Текст научной работы на тему «Э. П. Цытович основатель скаутского движения в России»

менцева. Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002.

3. Доклады комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного образования // Саратовское XXIX очередное губернское земское собрание 1895 г. Саратов, 1895. С. 44, 65.

4. Мельникова В.В. Народное образование края в 10-м - начале 20-го в. Волгоград, 2001.

5. Саратовская земская неделя. 1903. № 9.

6. Труды Девятого губернского съезда земских врачей и председателей земских управ Саратовской губернии. Саратов, 1908.

Organization of institutions for preschool children in the Russian province (end of the XIX - beginning of the XX century)

There is analyzed the process of organization of institutions for children in the Russian province in the end of the XIX - beginning of the XX century, revealed the main tendencies of its upkeep and organization.

Key words: nursery school, summer nursery asylums, Tsaritsyn province, district, province.

О.Г. ДУДНИКОВА (Смоленск)

Э.п. цытович - ОСНОВАТЕЛЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Рассматривается деятельность учителя физики великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны Романовых Э.П. Цытовича, стоящего у истоков российского скаутского движения.

Ключевые слова: воспитание, педагогическая деятельность, скаутизм, скаутское движение, идеалы скаутизма.

Начало ХХ в. отмечено не только историческими потрясениями, последствия которых существенно изменили ход мировой цивилизации в целом и России в частности, но и не менее масштабными явлениями в культуре. Значение последних на первый взгляд не столь очевидно, однако они оказали существенное влияние на развитие гуманитарного сознания

народов. Это прежде всего Серебряный век русской культуры. Российские музыканты, танцовщики, художники, литераторы на многие десятилетия определили вектор развития искусства, не имеющего национальных границ и определяющего будущее народов. Взаимопроникновение и взаимовлияние культур стали как никогда прежде мощными и системными. Не могла находиться на обочине этого движения и педагогическая мысль, т.к. образование и воспитание - значительная часть культуры и влияние педагогических идей и достижений на общую культуру, может быть, не столь заметны, но существенны и ощутимы.

Одним из таких явлений в начале ХХ в. стало движение скаутизма, начавшееся с книги английского лорда Р. Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», написанной в 1908 г. [1]. В 1910 г. с ней познакомился Николай II. Книга вызвала у российского императора живой интерес - она оказалась созвучной его размышлениям о необходимости изменений в подготовке молодежи, особенно сельской, к службе в армии. По приказанию императора книга была переведена на русский язык и издана в типографии Генерального штаба [2]. В 1909 г.

О.И. Пантюхов организовал первый скаутский патруль «Бобр», с которого началась история скаутского движения в России. Следует особо отметить интерес, который проявил к скаутизму император Николай II: зимой 1910-1911 гг. он пригласил в Россию Баден-Пауэлла, неоднократно встречался с ним и познакомил английского гостя со страстным последователем его идей - русским офицером о.И. Пантюхо-вым. В 1914 г. О.И. Пантюхов издал свою книгу «Бой-скауты» [5]. Внимание Николая II к идеям нового молодежного движения проявилось и в том, что в качестве учителя своих дочерей Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны он пригласил одного из видных деятелей скаутизма Э.П. Цытовича.

Имя Э.П. Цытовича находится на периферии внимания исследователей российского скаутизма. Говоря о наиболее видных деятелях русского скаутизма, как правило, называют имена О.И. Пантюхова, Г.А. Захарченко, скульптора И.Н. Жукова, писателя В. Яна, адмирала И.Ф. Бострема, генерала И.И. Чайковского, главного редактора журнала «Вокруг света» В.А. Попова. Называются и наиболее известные фигуры среди скаутов: царевич-наследник Алексей, сын С.Т. Морозова Савва, внук В.М. Васнецова Виктор, поэт и драма-

© Дудникова О.Г., 2012

тург Николай Адуев, автор «Гимна Разведчиков», полярник Э.Т. Кренкель [4]. Имя Эраста Платоновича Цытовича (1872 - 1920) в этих перечнях встречается редко. Вместе с тем это был замечательный педагог, непревзойденный в работе с детьми, видный деятель русского скаутского движения, директор Реального училища императора Николая II в Царском Селе (1907 - 1917), наставник-педагог наследника Алексея Николаевича. Деятельность Э.П. Цытовича была насыщенной и многогранной, о чем свидетельствует его послужной список: директор царскосельского реального училища, член Русского физического общества, начальник лазарета Петроградского Дворянства, располагавшегося в помещении училища, председатель царскосельского военноспортивного комплекса, начальник царскосельского отряда скаутов, член комитета «Русский Скаут», член Георгиевского комитета, член царскосельского отделения Татьянинско-го комитета помощи беженцам, председатель царскосельской педагогической комиссии по оказанию учебной помощи детям участников войны и беженцев, член постоянной испытательной комиссии для производства испытаний на звание вольноопределяющегося 2-го разряда, член педагогической комиссии при управлении Петроградского учебного округа, член учебного бюро по делам средней и низшей школы при Министерстве народного просвещения. В должности директора реального императорского училища Э.П. Цытович большое внимание уделял преподаванию естественных наук и физическому воспитанию учащихся. В 1910-1911 гг. он преподавал физику дочерям Николая II - великим княжнам Ольге и Татьяне, которые приезжали для занятий в училище из Александровского дворца.

Особо следует выделить роль Э.П. Цы-товича в организации скаутского движения в России, начало которому было положено штабс-капитаном лейб-гвардии 1-го стрелкового полка, расквартированного в Царском Селе, О.И. Пантюховым. После ухода Пан-тюхова на фронт царскосельское объединение скаутов возглавил Э.П. Цытович. Штаб-квартира скаутов помещалась в реальном училище. Членом дружины был князь Геогрий Константинович, в ряды скаутов был записан наследник цесаревич Алексей.

Э.П. Цытович принял самое активное участие в организации и проведении первого Всероссийского съезда скаутов, прошедшего в Петербурге в декабре 1915 г. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов

по идеям, целям, методам и формам работы скаутского движения [7; 9].

В докладе «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» Э.П. Цытович сформулировал несколько важнейших тезисов, не потерявших своего принципиального значения и в наши дни. Он говорил о том, что семья, школа и организация скаутов преследуют одну и ту же цель - дать подрастающему поколению нормальное воспитание и образование [7]. Реализация этой цели, по мнению докладчика, достижима при условии сближения между собой педагогов и родителей. Это возможно вследствие того, что «скаутизм всемерно стремится способствовать правильному развитию начал семьи, поддерживая в молодежи религиозность, воспитывая ее морально; он старается на каждом шагу внушать скаутам необходимость стать ближе к семье, вносить в нее теплое, радостное и спокойное настроение, помогать сочленам семьи, чем только и когда только возможно» (Там же).

В то же время к скаутскому движению, по мнению Э.П. Цытовича, следует активно привлекать членов семьи и добиваться того, чтобы в составе местных групп «Русский Скаут» были родственники детей - участников скаутских отрядов. «Помимо участия родителей в составе общества, - подчеркивал докладчик, - было бы желательно, чтобы штабы отрядов или дружин устраивали собрания родителей скаутов, на которых освещали бы для них жизнь отряда и его деятельности. Такого рода общение представителей руководителей скаутизма с родителями скаутов способствовало бы единству действий и успеху развития скаутских организаций в связи с улучшением семейного быта» [7]. Трудно переоценить значение данного тезиса в наши дни, когда резко ослабевают духовные и интеллектуальные связи между детьми и родителями, а на смену им, если и приходят, то связи прагматические, меркантильные.

Наконец, следующее положение доклада поднимало вопрос об активном участии в скаутском движении педагогов. Педагоги, вступая в скаутские отряды, лично участвуя в работе штабов отрядов или дружин, могли бы выступать перед участниками движения с лекциями и чтениями докладов, совместно с учащимися составлять статьи по вопросам скаутизма и публиковать их в общепедагогических, общественных изданиях, журналах. Мысль о совместном участии в делах, одинаково близких учащимся и педагогам, нашедшая применение и давшая великолепные результаты в педаго-

гической деятельности педагога-воспитателя С.Е. Раича в начале ХК в. [4], находит в докладе Э.П. Цытовича дальнейшее развитие.

Продуктивным был тезис о том, что скаутизм действует в интересах школы, установив, с одной стороны, «железный закон», а с другой - «День Матери». «Железный закон» был призван контролировать деятельность скаутов в интересах школы; «День Матери» должен был побуждать скаута серьезно подумать о «важнейших сыновних обязанностях в отношении к самому близкому, самому любимому и дорогому человеку, давшему ему жизнь и основы типического и нравственного воспитания» [7]. Эта идея триединства воспитательных задач школы легла впоследствии в практику Павлышской школы В.А. Сухомлинско-го, утверждавшего, что только в той школе воспитание развивается в правильном направлении, где взаимодействуют три «культа» -Матери, Родины и Слова.

Не менее продуктивными были тезисы, сформулированные Э.П. Цытовичем на Первом съезде русских скаутов в докладе «Этические основы скаутизма» [9]. Основной вопрос, который рассматривается в докладе, - отличие этики «скаута» от этики «не скаута». Идеал скаута, по утверждению Цытовича, - это «бодрый, физически развитый юноша, отличающийся большой выносливостью и выдержкой ... всегда жизнерадостный, “всегда готовый” служить окружающим людям, ясно различающий “добро” и “зло”, проникнутый горячим желанием быть защитником и помощником молодых и старых, больных и нуждающихся в постороннем содействии, он рвется проявить себя, найти выход своим силам, делая то или другое доброе дело, находит нравственное удовлетворение в этом последнем, “не требуя наград за подвиг благородный”» (Там же). Идея основного движущего для человека мотива - мотива добрых дел - должна была бы стать ведущей в системе мотивов современного ученика в современной школе, но, к сожалению, она подменена доминантой балловой шкалы, идеей формального контроля за уровнем знаний, особенно негативно проявляющегося в ЕГЭ.

В формировании характера скаутов, их нравственных представлений лежит, по утверждению Э.П. Цытовича, мысль о гармоничном единстве скаута с природой: скаут «друг не только человека, но и животных, он распространяет вокруг себя свет и тепло» (Там же). В докладе сформулированы задачи по воспитанию членов скаутского движения:

- «оздоровить» молодежь физически и нравственно;

- приблизить ее к природе;

- способствовать умению жить «общественной жизнью»;

- закалять волю и характер, приспосабливать его к трудностям жизни и приучая скаутов к находчивости;

- зарождать в скаутах связь с Отечеством, чувство патриотизма, желание посвятить себя служению интересам Родины.

Э.П. Цытович справедливо полагал, что для того, чтобы эти принципы, цели, задачи были приняты молодыми людьми, стали основой их миропонимания, необходимо «много поработать над идеями скаутизма, надо углубиться в них и их “ПЕРЕЖИТЬ”» [9]. Положения, выдвинутые Э.П. Цытовичем в цикле его докладов на Первом съезде русских скаутов в Петрограде, носили не абстрактный характер. Э.П. Цытович последовательно реализовывал их в своей работе с молодежью, проводя скаутские сборы, организуя скаутские лагеря и т.п. Так, при его непосредственном участии с 8 июня по 20 июля 1916 г. на станции Вырица Балтийской железной дороги и на берегу реки Оредежи в Княжьем Бору был проведен шестинедельный летний скаутский лагерь царскосельской дружины.

После октябрьского (1917 г.) переворота Э.П. Цытович был министром народного просвещения правительства Кубани и возглавлял скаутское движение кубанской организации. Здесь Э.П. Цытович обращал особое внимание на укрепление казачьего духа, организовывал практическую помощь городских скаутских отрядов станичным. Отряды скаутов создавались в станицах Невинномысской, Проч-ноокопской, Вознесенской, Белореченской, Кавказской (на хуторе Романовский), Усть-Лабинской, Пашковской, Ейске и др. Для поддержания казачьих традиций всей кубанской организации было дано старинное казачье название «громада» («Громада Кубанских скаутов»), соответствующее английскому званию «королевский скаут».

Э.П. Цытович являлся редактором книги «Русский Скаут». В мае 1919 г. в Армавире под его руководством был проведен слет Кубанской Громады, в котором приняли участие не только отдельные представители скаутских объединений из Туапсе, Ставрополя, Новороссийска, Минеральных Вод, но и прибывшие в вагонах-теплушках целые отряды скаутов из станиц лабинской, Белореченской, Невинно-мысской, Кавказской и Пашковской.

В 1920 г. Э.П. Цытович был убит большевиками.

Идеи и практический опыт тех, кто стоял у истоков российского скаутизма (О.И. Пан-тюхова, Э.П. Цытовича и их единомышленников), начали возрождаться в конце ХХ - начале ХХ! в. Не только за рубежом, но и в России выходят популярные и научные работы по истории скаутского движения и его практике на современном этапе, в высшей школе студенты пишут по данной проблеме квалификационные выпускные работы (в 2006 г. в Егорьевском филиале Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова была защищена выпускная квалификационная работа по педагогике «Роль скаутского движения в социализации личности»). В 2004 г. в Москве А.В. Ярмоль-чук защитил кандидатскую диссертацию по данной проблематике [10]. У скаутов есть свой сайт - Центральный сайт скаутов-разведчиков России [6].

Литература

1. Баден-Пауэлл Р. Юный разведчик. Спб., 1908.

2. История скаутинга. URL : http://www. egorscout.ru/mdex.php?newsid=18.

3. Краткая история российского скаутского движения. ЦЯЪ : http://www.nightskate.tk/skauty.htm.

4. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе. Смоленск : СГПИ, 1995.

5. Пантюхов О.И. Бой-скауты. Спб., 1914.

6. Скауты России. URL : http://www.scouts.ru/ modules/news.

7. Цытович Э.П. Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов // Труды Первого съезда по скаутизму. Петроград : О-во «Русский Скаут», 1916. URL : http://www.kfinkelshteyn.mrod. ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Dokl_Tsitovich.htm.

8. Цытович Э.П. Русский скаут. Екатерино-дар - Армавир, 1916.

9. Цытович Э.П. Этические основы скаутизма // Труды Первого съезда по скаутизму. Петроград : О-во «Русский Скаут», 1916. URL : http://www.kfin-kelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Dokl_ Tsitovich.htm.

10. Ярмольчук А.В. Скаутское общественное движение в России в ХХ веке: история и современность : дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.

Teachers and tutors at the Emperor court: E.P.Tsytovich

There is regarded the work of the teacher of physics of the great princesses Olga Nikolaevna and Tatiana Nikolaevna Romanova E.P.Tsytovich, who stood at the origins of the Russian Scout association.

Key words: education, pedagogic work, Scouting, ideals of Scouting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.