Научная статья на тему 'Е. О. Графова. Театральное искусство конца XIX - начала XX века в контексте культурологических процессов ар-нуво в России'

Е. О. Графова. Театральное искусство конца XIX - начала XX века в контексте культурологических процессов ар-нуво в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. О. Графова. Театральное искусство конца XIX - начала XX века в контексте культурологических процессов ар-нуво в России»

Е. О. Графова

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX -НАЧАЛА XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ АР-НУВО В РОССИИ*

E.O. Grafova

Theatrical art of the late XIX - early XX century in the context of cultural processes «art nouveau» in Russia

В конце XIX в. в российском обществе наблюдается стремительный поиск новых форм воплощения идей свободной, гармоничной жизни, не скованной догматикой и стереотипами восприятия жизни предшествующего исторического периода. Эти процессы затрагивают культуру российского общества конца XIX - начала XX в.: искусство, музыку, художественную литературу, и конечно, театр, в котором поиск новых форм идет от драматургии до оформления сцены. Режиссура театральных постановок, художественное оформление спектаклей и афиш, сохранившихся до настоящего времени, дают наглядное представление о развитии стиля ар-нуво в тот период.

Стилистику ар-нуво определяют две основные черты - обращение к национальному характеру и семантическим образам растений, как знаковое воплощение гармонии народной жизни и ее доми-

* Графова Е.О. Театральное искусство конца XIX - начала XX века в контексте культурологических процессов ар нуво в России. - Режим доступа: Ьйр8://суЬег1епгпка.ги/аг11с1е/п/1еа1га1пое-18ки881уо-коп18а-х1х-пасЬа1а-хх-уека-у-коп1ек81е-киИшо^1сЬе8к1Ь-рго18е88оу-аг-пиуо-у-го88п

Е.О. Графова

нанты в культурных и художественных образах эпохи. Желание публики жить подобно героям театральных постановок, интерес к воспроизведению исторических форм национального характера в архитектуре российского общества конца XIX - начала XX в. сформировано также театральной эстетикой и стало предпосылками развития стиля ар-нуво в российской архитектуре. Архитектор Ф.О. Шехтель интерпретирует в своих работах готическую репрезентацию образов стиля ар-нуво: усадьба А.А. Локалова, (1888-1890), особняк А.И. Дерожинской (1901-1904), особняк С.П. Рябушинского (1903). Архитектор А.В. Щусев совместно с художником М.В. Нестеровым обращаются к русской исторической ретроспективе культурного наследия образов архитектуры и искусства, выраженных в знаменитой и любимой царской семьей и народом Марфо-Мариинской обители. Таким образом, социально-культурные процессы влияния эпохи ар-нуво наблюдаются и в религиозном осмыслении запросов российского общества.

Впервые прообразы стиля ар-нуво в архитектуре России появляются в декорациях театральных эскизов Императорского театра под управлением И.А. Всеволожского. Если обратиться к декорациям театральных постановок Императорских театров, можно заметить, что на эскизах художественные формы русского ар-нуво появляются значительно раньше или во время создания архитектурных построек в этом стиле. Примером служит балет Сен-Леона «Конёк-Горбунок» (1895), балет Л. Пашковой и М. Петипа «Раймонда» (1897), опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Волшебный замок Наины» (декорация профессора М.А. Шишкова) (1892).

Обращение к историческому наследию в России и в Европе предоставляет художникам театра возможность вариативности в творчестве при исполнении театральных декораций, но мотивы будущего стиля ар-нуво прослеживаются в работах М.И. Бочарова, М.А. Врубеля, И.Я. Билибина, Ф.О. Шехтеля. Таким образом, идеи стиля ар-нуво транслируются через театральное искусство декораций в оформление жилого пространства в архитектуре, определяя культурную среду жизни российского общества того периода.

Определенное влияние на восприятие российским обществом стиля модерн оказала актриса Элеонора Дузе. Женский образ эпохи ар-нуво находит свое отражение в театральной игре, гастролирующей 74

в Санкт-Петербурге и Москве в 1891-1892 гг. итальянской актрисы. Это влияние формирует восприятие новых преобразований в драматургии, в создании новых театральных образов. Речь идет о формировании новых художественных образов на сцене Московского художественного театра в Камергерском переулке. Архитектурное воплощение здания МХТ было также подчеркнуто архитектурой ар-нуво - как символа нового осмысления и восприятия жизни в контексте идей, захвативших русское общество. В стиле ар-нуво символ женского образа представлялся как нимфа, менада, танцующая, летящая в танце жизни и любви, и символизирующая свободу выбора, что наблюдалось в актерской игре Элеоноры Дузе. В ее театральных образах видели нечто вдохновляющее в стремлении к жизни естественной и прекрасной очень многие деятели культуры и искусства эпохи ар-нуво -М.В. Нестеров, А.П. Чехов, Л.О. Пастернак, князь С.М. Волконский и другие.

Имя Элеоноры Дузе связано с теоретиком ар-нуво в Италии -писателем Габриэле д'Аннуцио. Русская публика воспринимает идеи д'Аннуцио через игру Элеоноры Дузе в постановке спектакля «Джоконда». И с трепетом, в нервном, повышенном настроении ожидалась «Джоконда», вторая гастроль великой итальянки, в символической, вдохновенной поэме д'Аннуцио, которую поэт посвятил ее прекрасным рукам. «Вся суть пьесы д'Аннуцио в борьбе двух символов Джоконды, олицетворяющей собой ту форму, которая и есть сущность искусства, и Сильвии, олицетворяющей содержание, долг».

В культурологическом аспекте влияние стиля ар-нуво на российское общество способствовало осмыслению и интеграции российской и европейской культуры. Человек и мир природы оказались вписаны в контекст особого времени, где общество искало красоту в художественных образах женщин-цветов и других удивительных созданиях природы, выраженных в семантических интерпретациях эпохи ар-нуво. Мир растений - хрупкий, гибкий, утонченно-изысканный, плавный и стремительный, как знаменитая «волна Хокусая», погружает в мир грез, сказки, мечты, где время останавливается в волнующем мгновении.

Идея антропоцентризма, где человек создает гармоничное пространство вокруг себя, обращаясь к культурному и историческому наследию, и находит свое отражение в театрально-декорационном ис-

кусстве конца XIX - начала XX в. На русское театральное осмысление идей ар-нуво оказывает влияние синтез культурных процессов, происходящих в европейском мире искусства, прежде всего - Франции и Италии.

Мариус Петипа, чьи либретто и постановки стали примером выдающего мастерства и завоевали признание и любовь всего мира, обращается к зарождающемуся в Европе в это время стилю ар-нуво. В 1865 г. выходит «Голубая георгина» - фантастический балет в двух действиях, либретто М. Петипа, музыка И. Пуни, где идеи ар-нуво транслируются в российское общество. «В эту минуту кустарник распахивается и из него является женщина в одежде цвета георгины. Таинственное существо улыбается ему, танцуя, перепархивает с цветка на цветок. <...> Георгина призывает к себе подруг, венчики цветов раскрываются: из них выходят фантастические существа в виде молодых, прекрасных женщин, каждая в одежде, соответствующей краскам цветка».

В 1865 г. Адольф Шарлемань создает образы женщин-цветов к неосуществленному спектаклю «Королева льдов». Образы женщин-цветов уникальны с точки зрения зарождения стиля ар-нуво. Контекст их прочтения позволяет говорить о том, что в российском обществе идеи зарождения стиля ар-нуво идут параллельно с возникновением этого стиля в Европе (например, образы фей в балете П.И. Чайковского (либретто М. Петипа и И.А. Всеволожского) «Спящая красавица», вышедшем в 1890 г.).

Еще один балет, в котором прослеживаются идеи зарождающегося стиля модерн, - спектакль «Ночь и день», либретто Мариуса Петипа, музыка Л. Минкуса (декорации Михаила Бочарова и Карла Вальца, костюмы Адольфа Шарлеманя), вышедший в 1883 г. «Светозарная царица Дня и ее Божественные спутницы поклоняются Светилу. Все в природе воскресает, растительность пробуждается, листья трепещут под влиянием живительных лучей, опущенные головки цветов выпрямляются на своих стеблях и роскошно распускаются. Птицы и бабочки плавают и искрятся в позолоченной солнцем атмосфере, оглашая воздух звуками гармонии и любви. Из улья вылетает рой пчел, садящихся на цветники. Вдруг раздаются песни: это жители России спешат на праздник Света. Все народности Русского Царства, в разнообразных праздничных нарядах соединяются для приветствия восходящего Светила Дня, которое своим ярким светом обещает сча-76

стье и изобилие. Все сливается в общем ликовании, и каждая народность, выражая радость своими национальными танцами, вступает в один общий хоровод».

В начале XX в. в европейской литературе эти идеи найдут отражение в произведениях Мориса Метерлинка «Разум цветов» и «Жизнь пчел». Для ар-нуво характерно обращение к мотивам растений, бабочек, пчел, стрекоз, морских раковин и других растительных орнаментальных сюжетов.

Мотивы стиля ар-нуво прослеживаются и в работе Ф. Шехтеля в рисунках к аллегорическому шествию во время народного праздника 21 мая 1883 г. на Ходынском поле в постановке М. Лентовского по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств. Эскизы к постановке театрализованного действия, участники которого -лягушки, пчелы, муравьи, бабочки и майский жук - соседствуют с Царь-Девицей, Добрыней Никитичем и другими сказочными персонажами. Здесь синтез идей, обращенных к мифологическому национальному сюжету сказок и миру природы, выразительно отражает стиль ар-нуво.

Ведущие балетмейстеры, художники и даже директор Императорского театра И.А. Всеволожский стремятся соответствовать тенденциям культуры и искусства своего времени. И.А. Всеволожский создает эскизы к коронационному спектаклю, балету М. Петипа «Прелестная жемчужина» (музыка Дриго, декорации П.Б. Ламбина по рисункам М. Бочарова, 17 мая 1896 г.) и к спектаклям на музыку П.И. Чайковского.

«Со вступлением на престол Александра III открылась для нашего театра новая эра. И.А. (Всеволожский) вступил в должность директора и принялся за преобразования. <...> Нашими театрами стали интересоваться в Европе. Наши постановки считаются теперь образцовыми». Всеволожский оказал помощь, например, Чайковскому. Достаточно указать на такие произведения, как «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Раймонда». И в области русского драматического театра заслуги его немаловажны; он обратил внимание на режиссерскую часть, на обстановку и репертуар, исторические пьесы стали монтироваться с небывалой роскошью и исторической правдой в костюмах и в мельчайших деталях постановки.

И.А. Всеволожский создает эскизы (совместно с Карлом Валь-цем) к коронационному балету «Прелестная Жемчужина». В оформлении программы к спектаклю принимала участие Е. П. Самокиш-Судковская, чьи работы служат визитной карточкой русского ар-нуво в искусстве оформления книжной иллюстрации и открытки. Коронационный балет «Прелестная Жемчужина» - это отражение мировоззрения и доминантного направления искусства модерна в российском обществе.

«Будет ли искомый театр "театром юности и красоты", который обещает нам Бальмонт, или воспроизведением возможности человеческого счастья без слез, по недавнему требованию Метерлинка-теоретика, "театром настоящего и будущего" в смысле проповеди Антона Крайнего, или театром "Тайны", "Святыней" "Ночи" мировых вопросов и заоблачных парений, - ни одна из этих программ не дает средства расколдовать чары театральной рампы», - пишет В. Иванов в июне 1906 г. на страницах журнала «Золотое Руно», в котором отразились символические идеи модерна в культурологических процессах в России.

Национальные мотивы в сочетании с декоративными элементами в оформлении спектаклей передают картину художественной и эстетической жизни российского общества, поиска национальной идеи и путей развития отечественного искусства. Интерпретация контекстов стиля ар-нуво в театральном искусстве конца XIX - начала XX в. позволяет воссоздать атмосферу мировосприятия процессов культуры, оказавших глубокое влияние на российское общество эпохи модерна.

С. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.