Научная статья на тему 'Е. Н. Меньшикова, М. Ю. Семенов. Конструирование репрезентативного образа женщины "нового типа" конца ХIХ - начала ХХ века'

Е. Н. Меньшикова, М. Ю. Семенов. Конструирование репрезентативного образа женщины "нового типа" конца ХIХ - начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. Н. Меньшикова, М. Ю. Семенов. Конструирование репрезентативного образа женщины "нового типа" конца ХIХ - начала ХХ века»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Е.Н. Меньшикова, М.Ю. Семенов

КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ «НОВОГО ТИПА» КОНЦА Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКА*

Конец XIX - начало ХХ в. - период, характеризующийся интенсивным раскрепощением сознания, стиля жизни и поведения. Наиболее очевидными были изменения в городской среде, которые выражались в становлении урбанизирующейся культуры, массовой инновации, ломки традиционного образа жизни. Все это создавало наиболее благоприятные условия для формирования женщины «нового типа».

Женского населения русской деревни эмансипация в то время еще не коснулась. В то же время в условиях урбанизирующейся культуры женщины преодолевали устойчивые стереотипы поведения, испытывая ролевой конфликт. В процессе гендерной идентичности горожанки приобретали такие психологические и поведенческие характеристики, которые позволяли им во многом исключить себя из жестко отведенных традиций роли жены, матери, домохозяйки и включиться в иные сферы жизни. Как следствие - медленное размывание гендерных ролей в городской семье, зон ответственности мужчин и женщин, появление возможностей творческой самореализации в непривычных для женщин ранее сегментах жизни.

* Меньшикова Е.Н., Семенов М.Ю. Конструирование репрезентативного образа женщины «нового типа» конца XIX - начала XX века // Историческая психология и социология истории. - М., 2014. - № 2. - С. 117-131.

Демократизация русской культуры, проникновение научных знаний в широкие слои населения привели к ослаблению религиозного влияния на картину мира общества, способствовали постепенному раскрепощению сознания и появлению нехарактерных (не вписывающихся в традиционные, отведенные церковью, рамки) поведенческих практик, главным образом досуговых.

Кроме того, это время характеризуется ускорением темпа жизни горожан, ее диверсификацией, появлением разнообразных, быстро сменяющих друг друга событий культурно-развлекательной жизни, возникновением и умножением разнородных предложений способов времяпрепровождения.

Не менее значимым обстоятельством, способствовавшим трансформации гендерной идентичности, стало развитие городских инфраструктур. Так, благодаря введению в 1868 г. в эксплуатацию Московско-Курской железной дороги женщины получили возможность знакомства со столичными образцами нового типа поведения, нового стиля жизни.

На формирование нового типа мышления женщин повлияло также распространение в городской среде научной и научно-популярной литературы взамен лубочной - сонников, статей в календарях, песенников, сборников анекдотов и т.п. Новая литература становилась доступной благодаря деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. Чтение способствовало расширению кругозора, формированию более соответствовавшего времени представления о мире.

Появление «альтернативных», либерально направленных периодических изданий формировало позитивное отношение к новым, непривычным для широких слоев населения формам культурной жизни.

Одним из косвенных условий, ставших следствием развития периодической печати, можно считать широкое распространение рекламы, ориентированной прежде всего на женщин. Реклама косметических средств - кремов, бальзамов, туалетных принадлежностей и др., получившая широкое распространение, культивировала образ самостоятельной, следящей за собой, привлекательной женщины, которая может и должна тратить время на себя.

Все эти предпосылки создали почву для изменения традиционного у женщин-горожанок понимания окружающей действительности и своего места в ней, принесли новшества в их стиль жизни и поведе-

Е.Н. Меньшикова, М.Ю. Семенов

ния. Таким образом, родилась «женщина нового типа», к которой можно отнести представительниц различных сословий русских городов того времени. Их стиль жизни и поведения характеризовался не только разрывом с традиционными ценностями и преодолением проявлений гендерных стереотипов, но часто и с потерей связей со своей средой.

Городская жизнь, став по сути инновационной средой, позволила женщине путем включения в новые, прежде недоступные и недопустимые виды деятельности приобретать качества, типичные для мужского «мира» - свободу в выборе профессий, возможность саморепрезентации в сетях общественного влияния.

Можно выделить новые, нетрадиционные виды профессиональной деятельности женщин, такие как театральный менеджмент (женщины-антрепренеры), редакционно-издательское дело, цирковое искусство. В то же время более традиционные сферы профессиональной реализации женщин в культурной жизни в рассматриваемый период стали наиболее «видимыми», общественно значимыми, массовыми. Это певческое искусство, драматическое искусство, профессиональное занятие музыкой, поэтическим творчеством, балетом (не только в качестве танцовщиц, но и балетмейстеров), библиотечное дело, организация танцевальных и музыкальных классов для детей, детских до-суговых и праздничных мероприятий, профессиональная педагогика в сфере начального, общего и специального образования, лекционная деятельность в рамках народных чтений, музейное дело.

Женщины, в первую очередь представительницы интеллигенции, сделались не только потребителем «культурного продукта», но и генератором, транслятором культурных ценностей. На смену традиционной практике церковного благотворения, деятельности по социальной поддержке бедных, стариков, детей и др. появилось новое приложение деловой, главным образом финансовой, активности женщин-горожанок. Увлечение искусством побуждало наиболее состоятельные слои городского населения - дворянство и купечество, зарождавшуюся буржуазию - широко финансировать культурные проекты, что становилось престижным и социально одобряемым делом.

Одним из последствий профессионализации женщин (главным образом в нехарактерных для женщин видах деятельности) становится эпатаж как модель поведения, изменение внешнего облика женщи-

ны (сфера деятельности диктовала свою «униформу»), распространение среди женщин вредных привычек (например, курения).

Для горожанок «нового типа» было характерным установление прямых связей с внешним миром, что проявлялось как в создании деловых контактов в культурной сфере, так и при организации путешествий зарубежных и по стране с культурно-просветительными целями (раньше распространенными были поездки в основном с оздоровительными целями).

У горожанки формировалась эгоцентричная модель поведения и самоощущения: она готова к творческой самореализации, самостоятельности в действиях, частичному отказу от семейных патриархальных уз, самостоятельному выбору способа времяпрепровождения, стремится тратить время на себя. Для женщины «нового типа» было характерно не только и не столько «растворение» в семье, но и конструирование собственного «я» через возможности, предоставлявшиеся в том числе городской культурной жизнью.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.