150
Высшее образование в России • № 7, 2015
7. Kupova J. (2012) [Loan Translations from English into Russian]. VestnikMGOU. Seriya «Lingvistika »
[Bulletin MGOU. Series “Linguistics”]. No. 2, pp. 74-79. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Rosenberg M. (2001) E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. 344 p.
9. Solovov A.V. (2007) [Organizational Aspects of Distance Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii
[Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 89-94. (In Russ.)
10. Shchennikov S. (2010) [Modern e-Learning Didactics]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 83-90. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Andreev A.A. (2011) [Pedagogy in Information Society]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 113-117. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Mylova I.B. (2012) [Psycho-educational and Social Foundation of e-Learning]. Chelovek i obrazovanie. [Man and Education]. No. 3 (32), pp. 51-55. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Alieva N.Z. (2008) Postneklassicheskoeestestvennonauchnoeobrazovanie: problemy stanovleniya. [Postnonclassical Science Education: Problems of Formation]. Shakhty: South-Russian State Institute of Economics and Service Publ.
14. Gosudarev I.B. (2015) [Stigmergy in Education on the Platform of the Web and Telecommunications Technologies]. Sovremennoe obrazovanie: traditsii i innovatsii [Modern Education: Traditions and Innovations]. No. 2, pp. 69-75. (In Russ.)
15. Ivanchenko D.A. (2014) [Mobile Technologies Management in the Information Space of Modern Institute of Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 93-100. (In Russ., abstract in Eng.)
16. Golitsyna I.N., Polovnikova N.L. (2011) [Mobile Learning as a New Technology in Education]. Obrazovatel’nye tekhnologii i obshchestvo [Educational Technology & Society]. Vol. 14, no. 1, pp. 241-252. (In Russ.)
17. Badrul H. Khan (ed.) (1997) Web-based Instruction. New Jersey, Educational Technology Publications; Badrul H. Khan (ed.) (2001) Web-based Training. New Jersey, Educational Technology Publications.
18. Alexander S. (1995) Teaching and Learning on the World Wide Web. In: R. Debreceny & A. Ellis (eds.), Ausweb95: Innovation and Diversity, Ballina, New South Wales: Norsearch Limited, pp. 93-99. Available at: http:// ausweb.scu.edu.au/ aw95/education2/ alexander/
19. Simonson M. (1999) Equivalency Theory and Distance Education. Tech Trends. Vol. 43 (5), pp. 5-8. Available at: http:// search.proquest.com/ docview/609961547?accountid=14872
The paperwas submitted 13.04.15.
E-LEARNING: НОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
ЗАГВОЗДКИНА Марина Владимировна - канд. ист. наук, доцент, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). E-mail: MZagvozdkina@gmail.com
СТЫМКОВСКИЙ Владимир Иванович - канд. пед. наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. E-mail: lawyer.bmstu@mail.ru.
Аннотацияя. В статье рассматривается актуальная проблема обновления содержания деятельности преподавателя в высшей школе в условиях образовательной среды электронной педагогики. Авторы показывают, как электронная дидактика изменяет статус и функции преподавателя высшей школы, стимулируя его развитие в направлении повышения качества образования и проектирования новых моделей и технологий обучения. В статье раскрываются подходы к совершенствованию педагогической деятельности в новых условиях образовательной среды, подчеркивается важность комплексного подхода к работе с открытыми образовательными ресурсами.
Education Online
151
Ключевые слова: e-Learning, информационные компьютерные технологии, открытые образовательные ресурсы, электронная педагогика, локомоционная функция преподавателя
Повышение качества и эффективности учебного процесса сегодня в значительной мере обеспечивается инновационной технологической основой электронной дидактики, синтезирующей педагогические, образовательные и воспитательные цели образования. Достижения и проблемы, связанные со становлением образовательной парадигмы электронного обучения, выступают объектом повышенного внимания со стороны экспертов и ученых, в публикациях которых обосновывается необходимость «сформировать принципы педагогики, адекватные жизни в постиндустриальном обществе», и показано, что научно-педагогическая общественность ощущает явную потребность в новой педагогике [1, с. 114].
Условия открытого образовательного пространства обусловливают становление студента как личности с выраженной индивидуальностью, как активного субъекта образовательной деятельности. За первое десятилетие нового века охват электронным обучением увеличился на 900%. По прогнозам, к 2019 г.половина всех аудиторных занятий будет осуществляться в онлайн-режиме. Динамику развития интерактивного обучения Дж. Хеннесси, президент Стэнфордского университета, образно сравнил с «цунами » для высшего образования. Стремительно развивающееся информационное пространство накладывает на преподавателя вуза особые обязательства. Информационные технологии являются мощным инструментом совершенствования профессионального образования, но при этом они должны быть грамотно встроены в учебный процесс и сопровождаться новыми моделями обучения.
В качестве теоретической платформы синергии педагогических, образовательных и инженерных технологий можно рассматривать разработки Института информационных технологий в образовании (ИИТО) ЮНЕСКО и материалы международных
конференций, организованных в рамках разных направлений его деятельности [2]. Одним из продуктов деятельности данного исследовательского учреждения являются рамочные рекомендации по структуре компетентности педагогов, работающих с открытыми образовательными ресурсами (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, UNESCO ICT cFt), ядром которых является матрица навыков и компетенций, связывающая профессиональную, педагогическую, социальную и ИКТ-компе-тентность [3]. В 2014 г. ИИТО ЮНЕСКО открыл курс «ИКТ в образовании » для массового повышения квалификации педагогов в пределах русскоязычного пространства.
Педагогическое сообщество высшей школы осознает, что наступает новое время Smart education, или умного обучения. Это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе, предъявляет особые требования к деятельности преподавателя, к разработке новых педагогических инструментов в формате электронной дидактики. Ключ к пониманию Smart-education - широкая доступность знаний. Следовательно, цель умного обучения, а значит, и педагога заключается в том, чтобы сделать образовательный процесс наиболее эффективным за счет его переноса в электронную среду [4]. Преподавателям разного профиля подготовки предлагаются широкие возможности совершенствования педагогических компетенций на основе ИКТ, включая разработку инновационных моделей интеграции ИКТ в педагогику, совместные образовательные программы с использованием различных форм и методов обучения, формирование открытых информационно-образовательных ресурсов и др.
Понятие «открытые образовательные ресурсы » (ООР) вошло в научный и методический оборот после Парижского Форума
152
Высшее образование в России • № 7, 2015
ЮНЕСКО в 2002 г. «Влияние открытых программно-методических комплексов на развитие высшего образования в развивающихся странах». В итоговых документах ООР определялись как образовательные ресурсы, созданные с использованием информационных и коммуникационных технологий и предоставляемые сообществу пользователей для ознакомления, использования и адаптации бесплатно. Позднее понятие было дополнено правовым контекстом, порядком лицензирования и понятием интеллектуальной собственности. Таким образом, современный преподаватель имеет в своем распоряжении образовательные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе либо обеспеченные лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, предоставляющие доступ к знаниям. Объемы ООР растут, ведущие университеты создают инновационные проекты по разработке учебных платформ для создания массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в образовании. Уникальные возможности информационной среды ставят преподавателя вуза перед серьезной проблемой обновления методики и дидактики высшей школы. Специалисты подчеркивают, что необходимы фундаментальные и прикладные научные исследования этого феномена в разных его аспектах: и не только в техническом, социальном, философском, но и в педагогическом [5].
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) под руководством преподавателя с воодушевлением принимаются студентами. Например, на основе платформы Cour-sera студенты могут выбрать любой профиль расширения своих компетенций в определенной области знания: и коммуникации, и менеджмент, и финансы, и экономику, и бизнес, и многое другое. Однако организация учебной деятельности в струк-
туре МООК ставит и студента, и преподавателя в сложные условия методической и дидактической неопределенности. Если ранее наиболее сложным барьером для студентов был уровень билингвальной подготовки, сегодня уже можно говорить о том, что он успешно преодолен с помощью тех же информационных технологий. В настоящее время наиболее существенная проблема - организация целенаправленной образовательной деятельности в рамках МООК, если этот продукт действительно интегрируется в учебный процесс. Но в учебной нагрузке и студента, и преподавателя это не предусмотрено, так что пока эта работа строится на энтузиазме преподавателей и студентов.
Среди широкого разнообразия предложений массовых открытых образовательных курсов для совершенствования педагогического мастерства, с нашей точки зрения, стоит отметить предложения MOOC-Ed, проекта Института образовательных инноваций Педагогического Колледжа Государственного Университета Северной Каролины (The Friday Institute for Educational Innovation of UNC). В миссии проекта акцент сделан на педагогических инновациях, а информация о направлениях высокотехнологичной научно-исследовательской и информационно-просветительской практики подтверждает, что внимание к предложениям FiNCSU не случайно и ориентирует преподавателя на продвижение образования, педагогического опыта на основе инноваций в области преподавания, обучения и руководства. Разнообразные направления деятельности Института представлены на веб-сайте fi.ncsu.edu. Построенные на основе моделей эффективных профессиональных учебных сообществ и практики интернет-сообществ MOOC-Ed курсы сосредоточивают внимание на аутентичном практико-ориентированном обучении, сотрудничестве и экспертной поддержке технологий обучения. Программа каждого курса позволяет работать в собственном темпе, удовлетворяя цели и по-
Education Online
153
требности преподавателя. Выбор предлагаемых курсов также достаточно разнообразен, например: Learning Differences (Учебные Различия), Disciplinary Literacy for Deeper Learning (Дисциплинарная грамотность для углубленного обучения), Coaching Digital Learning (Коучинг цифрового обучения), Teaching Statistics through Data Investigations (Педагогическая статистика и исследование данных).
Важным направлением педагогической деятельности преподавателя выступает транспредметная интеграция, когда в комплексе синтезируется содержание учебного плана, содержание образования, получаемого студентом в системе дополнительного образования, и содержание самообразовательной деятельности студента. Таким образом, не только реформирование системы высшего образования в России, но и новые условия образовательного процесса, задачи его совершенствования меняют требования к личности педагога высшей школы, к его становлению и развитию в современных условиях.
Организация педагогической деятельности преподавателя вуза в современных условиях сопряжена с развитием профессионально-педагогических и личностно значимых качеств, комплексно направленных на решение организационно-педагогических задач, освоение и накопление опыта педагогической деятельности. Для преподавателя педагогически важным становится умение отбирать и использовать для конкретных ситуаций соответствующие формы, методы и методики обучения. Более того, современный преподаватель должен уметь творчески обогащать педагогический процесс, владеть средствами и способами рефлексии по отношению к профессиональной деятельности и получать соответствующую подготовку в рамках требований совершенствования своей деятельности. Условия образовательного пространства открытых образовательных ресурсов качественно изменяют функции преподавателя: транслятор информации уступает мес-
то координатору, осуществляющему согласование действий участников образовательной деятельности в поле познавательной задачи (локомоция образования), сопровождение и направление исследовательского поиска студента. Профессор
В.П. Тихомиров образно обозначил новую функцию преподавателя как «путеводителя». Однако подобные изменения решительно не означают снижение роли преподавателя в ИКТ-среде. Напротив, с течением времени ввиду многообразия ООР становится все более очевидным, что задачи педагога при этом только усложняются [6]. Это и мотивация, и организация, и планирование, и координация, и многое другое, что способствует активизации деятельности студента в определенной предметной области. Простого призыва расширить компетенции, например, благодаря участию в МООК, со стороны педагога недостаточно. Интересный ракурс анализа проблемы регламентации деятельности студента и преподавателя в электронной среде предложен в статье М.А. Лукашенко. В соответствии с идеями А.П. Пригожина упорядочение работы преподавателя рассматривается в контексте корпоративной культуры электронных коммуникаций [7].
Время показывает, что высокая степень информатизации, расширение и быстрая смена научных знаний побуждают преподавателей к формированию новых педагогических компетенций. В современных условиях электронная педагогика нацеливает на совершенствование педагогической подготовки преподавателя и его педагогического мастерства для качественного обновления организации учебного процесса в вузе. Новая социокультурная ситуация, характерная для XXI века, создает предпосылки для новых стратегий развития образования, ориентированного на глобализацию и кросскультурное взаимодействие. Эти тенденции подкрепляют запросы на инновационные изменения методологической и методической подготовки преподавателя высшей школы в современных условиях.
154
Высшее образование в России • № 7, 2015
Обновление отраслевой структуры экономики страны, динамика развития рынка труда закономерно выявили проблему совершенствования профессиональной подготовки преподавателей вуза. Острота кадровых вопросов в высшей школе и совершенствование педагогических технологий повлияли на признание методов психолого-педагогических дисциплин и дидактических инструментов важным фактором решения задач модернизации образования в новых условиях массовой информатизации. В учебные планы и программы повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы должны входить дисциплины, содержание которых включает прикладные аспекты электронной педагогики и электронной дидактики, чтобы преподаватель вуза умело строил образовательный процесс в одной модальности со своими студентами.
Литература
1. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педаго-
гика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-117.
2. Хорошилов А.В. Профессиональное раз-
витие педагогического работника и ИКТ-компетентность // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 119-27.
3. UNESCO ICT Competency Framework for
Teachers, UNESCO ICT-CFT. URL: http:// www.iite.unesco.org.
4. Тихомиров В.П. Smart eLearning - новая
парадигма развития образования и обеспечения устойчивой конкурентоспособности страны // ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества образования: Тезисы докладов ИИТО конференции 13-14 ноября 2012 г. М.: ИИТО, 2012. С. 17-20.
5. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистан-
ционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-155.
6. Андреев А.А. Роль и проблемы преподава-
теля в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 41-45.
7. Лукашенко М.А. E-Learning: формирова-
ние корпоративной культуры преподавателя // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 116-121.
Статья поступила в редакцию 22.04.15.
E-LEARNING: NEW TASKS FOR THE UNIVERSITY TEACHER
ZAGVOZDKINA Marina V. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Moscow State University of Economics, Statistics & Informatics. E-mail: MZagvozdkina@gmail.com STYMKOVSKY Vladimir I. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Bauman Moscow State Technical University. E-mail: lawyer.bmstu@mail.ru
Abstract. The article deals with the topical problem of updating the content of the University teaching under the new conditions of the educational environment of e-Pedagogy. The authors show how e-didactics changes the status and functions of a higher school teacher stimulating his (her) development towards improving the quality of education and the design of new models and learning technologies. The article describes the approaches to improve teaching activities in the new conditions of the educational environment, emphasizes the importance of an integrated approach in working with open educational resources. The core of the synergistic effect of forming a new generation of teachers the authors see in the matrix of skills and competences linking occupational, educational, social & ICT competences.
Keywords: e-Learning, information & computer technology, Open Educational Resources, e-Pedagogy, teacher’s locomotion function
References
1. Andreev A.A. (2011) [Pedagogy in the Information Society or e-Pedagogy]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 113-117. (In Russ., abstract in Eng.)
Education Online
155
2. Khoroshilov A.V. (2014) [Professional Development of a Pedagogue and ICT-Competency for
Teachers]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 119-127. (In Russ., abstract in Eng.)
3. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, UNESCO ICT-CFT. Available at: http://
www.iite.unesco.org (accessed 2011)
4. Tikhomirov V.P. (2012) [Smart e-Learning - a New Paradigm of Education and Sustainable Competitiveness]. IKT v obrazovanii: pedagogika, obrazovatel’nye resursy i obespechenie kachestva obrazovaniya: Tezisy dokladov IITO konferentsii. [ICT in Education: Teaching, Educational Resources & Quality Assurance. Abstracts IITE Conf. Nov 13-14, 2014]. Moscow: IITE Publ., pp. 17-20. (In Russ.)
5. Bugaychuk K.L. (2013) [Massive Open Distance Learning Courses: History, Typology, Perspectives].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp.148-155. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Andreev A.A. (2010) [The Role of a Teacher and the Problems in the Environment of e-Learning].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8/9, pp. 41-45. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Lukashenko M.A. (2010) [E-Learning: Building a Corporate Culture of a Teacher]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 116-121. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 24.04.15.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АБРАМОВА Олеся Михайловна - канд. пед. наук, ст. преподаватель, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. E-mail: olesia144@mail.ru
Аннотацияя. В статье рассматриваются вопросы выбора и использования инновационных технологий для контроля учебной деятельности будущих экономистов на основе облачных приложений, содержится методический обзор возможностей облачных технологий, функционально наиболее подходящих для организации контроля учебной деятельности в современной образовательной среде. Приводится перечень наиболее распространенных на данный момент облачных сервисов для реализации новых форм и методов обучения студентов, с указанием их достоинств и недостатков.
Ключевые слова: облачные приложения, обучение, контроль учебной деятельности, информатизация образования, инновационные технологии
Стремительное развитие средств информационных технологий влечёт за собой глобальные перемены как в жизни общества, так и в жизни каждого человека в отдельности [1]- Не остаётся в стороне и процесс обучения студентов в высшей школе: изменяются технологии подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий, формы контроля знаний, способы общения студента и преподавателя. Появляются возможности использовать специфические дидактические свойства электронных обра-
зовательных ресурсов, которые позволяют выйти за пределы лекционной системы и организовать такие формы обучения, как научно-исследовательская работа, дистанционная олимпиада, видеолекция, вебинар, дистанционная консультация и др. [2-4].
Контроль знаний и умений студентов, представляющий собой единую методическую и дидактическую систему проверочной деятельности, является одним из главных компонентов учебного процесса. Именно контроль позволяет оценить реальный уро-