1. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ 1.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ
Л. А. Головей
Е. ф. рыбалко — жизненный и творческий путь ученого-
ПСИхОЛОГА (к 85-летию со дня рождения)
В этом году исполняется 85 лет со дня рождения Елены Федоровны Рыбалко, доктора психологических наук, почетного профессора Санкт-Петербургского государственного университета. Елена Федоровна относилась к славной когорте ученых, чьими трудами создавалась психологическая школа Ленинградского, а впоследствии Санкт-Петербургского, университета. Более пятидесяти лет жизни она отдала служению психологической науке и университету. Е. Ф. Родилась 16 марта 1923 г. в Ленинграде, на рабочей окраине. Год окончания школы совпал с началом Великой Отечественной войны, что не могло не сказаться на ее дальнейшей судьбе, как и на судьбах многих выпускников 1941 г. Еще обучаясь в школе, она страстно мечтала стать химиком и летом 1941 г. поступила в Технологический институт. Однако тяготы войны и начавшейся блокады заставили ее оставить учебу в институте. Семья Елены Федоровны (младший брат Леонид, мама — учительница) тяжело переживала гибель отца на фронте. В тяжелых блокадных условиях Елена Федоровна старалась помочь сохранить семью. Она посвящает себя заботе о детях, работает в детском саду. И, может быть, именно в это время она впервые начинает интересоваться психологией детства. В 1944 г. Ленинград начинает возрождаться после тяжелейших испытаний. В Центральном лектории города с циклом лекций о психологии выступает профессор Б. Г. Ананьев. Ряд слушателей этого цикла впоследствии поступил в Санкт-Петербургский университет для обучения психологии. Профессор Л. М. Веккер вспоминает: «Зал лектория переполненный. Люди в шинелях, в телогрейках, толпа в проходах... В первый раз за всю войну с нами говорили о мощных личностных механизмах. Ананьев опирался на военный материал, на собственный опыт общения и лечения тяжелораненых. И потом, Вы заметили, есть особый шарм в его выступлениях: он не воспроизводим в объективации печатного текста. Это не обаяние личности — это музыка ума. Это живая плоть науки, в высшей степени привлекательная. Ничего подобного с тех пор я не слышал и не переживал»1. Точно неизвестно, была ли в числе тех слушателей юная Е. Ф. Рыбалко. Возможно, именно пережитые трудности, работа с детьми и эти лекции повлияли на дальнейший выбор Елены Федоровны.
Санкт-Петербургский университет в 1944 г. объявляет прием студентов на отделение психологии философского факультета. Здесь открывается кафедра психологии, которая станет основой для создания отделения, а затем и факультета психологии. Е. Ф. Рыбалко оказывается в числе первых студентов-психологов. Среди ее сокурсников — крупнейшие впоследствии специалисты-психологи: академик А. А. Бодалев, профессора Е. И. и А. А. Степановы,
© Л. А. Головей, 2008
профессор Л. М. Веккер. Тогда еще молодой профессор Б. Г. Ананьев возглавил кафедру и отделение психологии по приглашению ректора ЛГУ А. А. Вознесенского. Вместе с Б. Г. Ананьевым студентов обучали такие выдающиеся ученые, как В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, Г. С. Рогинский, А. А. Самарин, Н. А. Тих и др. Обучение у таких учителей, безусловно, способствовало формированию таланта Елены Федоровны как психолога-исследователя и теоретика. По окончании университета Елена Федоровна поступила в аспирантуру и в 1952 г. защитила кандидатскую диссертацию, посвященную психологии школьников и называвшуюся «Об усвоении и применении понятий о нервной системе и ее деятельности в процессе обучения анатомии и физиологии человека в средней школе». После аспирантуры молодой ученый начинает преподавательскую деятельность, сочетая ее с научными исследованиями. В то время одним из направлений работы кафедры было изучение ощущений, восприятий и представлений, сенсорной организации человека и сенсорного развития как генетической основы развития личности. Е. Ф. Рыбалко включилась в эти исследования, изучая особенности развития зрительных функций у детей. Научным руководителем всего цикла работ был Б. Г. Ананьев. Он поставил задачу изучения становления сенсорноперцептивных функций на протяжении всего жизненного цикла человека. Е. Ф. Рыбалко в течение многих лет исследовала возрастные преобразования зрительных функций у детей и подростков, а затем и у людей старших возрастов2. Фактически эти исследования сформировали модель, в которой был реализован сравнительно-генетический подход к изучению всего жизненного цикла человека. На примере развития зрительных функций впервые было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза: гетерохронности и неравномерности. Е. Ф. Рыбалко показала, что даже в рамках одной функциональной системы наблюдается разновременное созревание остроты и поля зрения. Выявленные феномены развития остроты зрения в дошкольный период свидетельствуют о том, что к моменту начала обучения параметры развития этой функции выступают в числе факторов, формирующих готовность к обучению. В то же время созревание полей зрения продолжается вплоть до подросткового возраста. В этих исследованиях также была показана неравномерность развития зрительных функций на протяжении онтогенеза, что проявляется в феноменах ускорения развития в период от 5 до 14 лет, замедления — в периоды взрослости и регресса — после 60-69 лет. Эти исследования позволили ученому сформулировать положения об основных онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций: межфункциональной и внутрифункциональной гетерохронности, неравномерности, стадиальности развития психических функций, их структурности. Результатом проведенных исследований стало определение сенситивных периодов, наиболее эффективных для педагогического воздействия. Было показано, что недостаточная сформированность пространственного различения проявляется в виде типичных ошибок при выполнении учебных заданий по чтению, письму, математике, в трудностях рисования и гимнастики у учащихся младших классов. В 1970 г. Е. Ф. Рыбалко защищает докторскую диссертацию «Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций», в которой оценивается динамика зрительнопространственных функций на протяжении всего жизненного цикла человека — от младенчества до старости. Данная работа стала важным поворотным пунктом в научном творчестве Елены Федоровны, соединив направления исследований, которыми она занималась в начальный период научной деятельности, с работами последующих лет. Применение структурногенетического подхода к изучению психических функций, использованное в диссертационном труде, позволило в дальнейших работах связать воедино проблемы онтогенеза сенсомоторных и перцептивных функций, мнемических и интеллектуальных способностей,
интересов и потребностей личности. Фактически Е. Ф. Рыбалко заложила основы нового подхода к изучению онтогенеза человека, сущностью которого стало целостное изучение развития человека на разных уровнях его структурной организации. Неслучайно, формулируя впоследствии представления об объекте возрастной психологии, профессор утверждала, что этим объектом являются не сами психические явления, многообразие которых затрудняет их системное описание, а их развитие, которое может быть рассмотрено в динамическом, структурном, онтологическом и каузальном аспектах3. Рассматривая содержание онтологического аспекта проблемы развития, Елена Федоровна выделяет естественные и социализированные формы психического развития и показывает, что в процессе социализации происходит преобразование естественных форм и создание новых психических структур. При этом следует отметить, что чем сложнее психическая функция, тем большее влияние на нее оказывает социогенез. Рассмотрение влияния социализации на различные уровни психического функционирования: перцептивный, мыслительный, мнемический — позволяет выделить основные критерии социализированности естественных форм психического: вербальность, осмысленность, произвольность и опосредованность. При этом профессор показывает, что естественные формы психического, обладающие свойствами непроизвольности, непосредственности и невербальности, в ходе социогенеза приобретают подчиненный характер. Необходимо отметить коренное отличие развиваемого Е. Ф. Рыбалко подхода к проблеме социализации психического от большинства точек зрения, понимающих социализацию только как социализацию личности, т. е. усвоение личностью социальных норм, правил поведения, готовность к исполнению определенных социальных ролей и функций. Подход, реализуемый Е. Ф. Рыбалко, позволяет лучше понять механизмы социализации. Возможно, именно вербальность, осмысленность, произвольность и опосредованность являются основными и наиболее общими механизмами, используя которые можно влиять на ход социализации не только отдельных психических функций, но и личности в целом. С 1973 г. Е. Ф. Рыбалко становится профессором факультета психологии на кафедре Общей психологии. С этого времени (после кончины своего учителя академика Б. Г. Ананьева) и до 2001 г., она возглавляла специализацию подготовки студентов по направлению «Психология развития и дифференциальная психология». Эта специализация, созданная Борисом Герасимовичем в 1968 г., до сих пор является уникальной не только в нашей стране, но и за рубежом, т. к. она воплощает в себе идею целостного изучения человека на всех этапах онтогенеза и жизненного пути с учетом индивидуально-психологических особенностей. Являясь ученицей академика Б. Г. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко в своем научном творчестве последовательно развивает идеи учителя. Так, начиная с ранних работ 1961-1963 гг.4 и кончая последними работами, относящимися к 2001-2003 гг.5, Елена Федоровна разрабатывает проблему билатерального регулирования. Она последовательно рассматривает явления функциональной асимметрии в разные периоды жизни, на примере различных психофизиологических функций и в разных видах деятельности. Это позволяет ей выявить различные типы межполушарных отношений и экспериментально показать, что степень специализации полушарий различна на разных стадиях онтогенеза. Так было установлено, что еще в 9-летнем возрасте нет значимых различий между полушариями при опознании вербальных и невербальных стимулов, они начинают появляться лишь в возрасте 12 лет, достигая максимума своего развития во взрослом возрасте. Онтогенез механизма билатерального регулирования осложняется нарастанием индивидуальнотипических различий при переходе к периоду взрослости, при котором, наряду с увеличением специализации полушарий, отмечается и рост числа испытуемых с т. н. «адекватным» типом асимметрии. Эти данные свидетельствуют о высокой пластичности механизма билатерального
регулирования. Развитие механизма билатерального регулирования в онтогенезе, как показали исследования Е. Ф. Рыбалко, осуществляется при решении разного рода задач в многообразных условиях жизнедеятельности индивида и опосредовано характером деятельности, который сложным образом влияет как на возрастную динамику, так и на индивидуальную специализацию полушарий. Степень зрелости и качественные особенности механизмов межполушарного взаимодействия оказывают регулирующее влияние как на уровневые показатели психического развития, так и на его качественные особенности. Ученый справедливо полагает, что отнесенность к тому или иному типу асимметрии и степень выраженности динамических характеристик билатерального регулирования имеют значение для диагностики возможностей психофизиологического и умственного развития человека в целом. Необходимо отметить, что продуктивность этих идей нашла свое отражение в последующих работах в области психофизиологии, и в 1980-1990-е гг. на их основе были проведены масштабные исследования влияния асимметрий на учебную деятельность и адаптивность мальчиков и девочек к социальной среде6, а также разработаны рекомендации, учитывающие индивидуальный профиль латеральности. Е. Ф. Рыбалко последовательно развивает учение Б. Г. Ананьева об онтопсихологии как синтетической науке, представляющей собой интеграцию многих научных дисциплин, прежде всего, возрастной и дифференциальной психологии. Она полагает, что первостепенную важность имеют изучение возрастных феноменов психики, связанных с индивидной организацией человека, а также данные дифференциальной психологии об индивидуальных различиях человека на разных уровнях его организации. Для построения онтопсихологии необходимы те научные факты, в которых раскрывается становление человека как личности в процессе жизненного пути. Методологическое значение сведения знаний о развитии человека как индивида и как личности в единый научный цикл Елена Федоровна видела в том, что «...таким образом реализуется и конкретизируется идея о единстве социального и биологического»7. При таком подходе наиболее полно раскрывается сложное, многогранное и противоречивое становление человека как биосоциального существа. Важную роль в этом процессе играет деятельность индивида. Цикл работ Е. Ф. Рыбалко посвящен вопросам становления человека как субъекта деятельности. Начало этим исследованиям было положено еще в 1950-е гг., когда молодой ученый исследовала развитие познавательных способностей в игровой, учебной, а также коммуникативной деятельности дошкольников и школьников8. В дальнейшем она и ее ученики последовательно рассматривали основные характеристики и закономерности становления человека как субъекта общения, учебно-познавательной, музыкально-исполнительской, а также литературной деятельности. В своих работах разных лет профессор развивала учение об основных законах онтогенетической эволюции. Закономерности развития, рассмотренные Е. Ф. Рыбалко на примере зрительно-пространственных функций, подвергаются затем тщательному изучению на материале различных функций и свойств личности. Профессор показывает в своих работах, что гетерохронность, проявляющаяся в несовпадении времени созревания индивидных характеристик и личностного формирования человека, играет огромную роль для оптимизации его потенциалов. Это влияние наиболее заметно в ранние и поздние периоды развития9. Особое значение Е. Ф. Рыбалко придавала исследованию структурности общей природы развития, полагая, что изучение сложных, противоречивых связей и зависимостей одних функций от других помогает понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Перестройка связей является объективным показателем развития, а возрастные особенности характеризуются не только динамикой уровневых показателей той или иной функции, но и изменением всей
структуры интра- и межфункциональных связей. Межфункциональные связи представляют собой способ внутренней организации системы, а в их перестройках проявляется смещение акцентов развития с одной психофизиологической функции на другую. В своих работах Елена Федоровна показала, что интенсивность процессов структурообразования зависит как от возраста, так и от многих других факторов: пола, уровня зрелости функций, характера и успешности деятельности. Профессор выявила, в частности, факт связи структурообразования с учебной успешностью, проявляющийся в том, что в группах высокоуспешных учащихся функциональные структуры являются более мощными по количеству и тесноте связей и более зрелыми по типу структурообразования10. Рассматривая значение законов структурообразования для практики обучения и развития, ученый ставит вопрос о возможности управления процессом психического формирования через систему многообразных гомогенных и гетерогенных связей между воспитанием и развитием, между учением и созреванием, между отдельными сторонами развития: умственной, физической, нравственной и т. п., полагая, что, воздействуя на один компонент развития, можно изменять другие его стороны. Елена Федоровна никогда не была кабинетным ученым. Она живо откликалась на запросы и проблемы практики. Так, в 1970-80-е гг. под ее руководством развернулись исследования на производстве (в частности, на Липецком Металлургическом комбинате), в ходе которых поднимались вопросы надежности функционирования сенсорно-перцептивного комплекса операторов, рассматривались коммуникативные и личностные аспекты работы операторов, изучались проблемы утомления, производственных факторов формирования личности в трудовом коллективе. Специальный цикл работ был посвящен исследованию психологических факторов снижения травматизма на производстве. Во всех этих исследованиях был использован комплексный подход с изучением разноуровневых показателей в системе связей индивид-личность. Это позволило показать, что социальные свойства личности, включая отношения человека к разным сторонам производственной и непроизводственной сфер, опосредуют все другие уровни психического реагирования. Структурный анализ выявил, что у рабочих, подверженных производственному травматизму, успешность и оценка своей способности справиться с производственным заданием зависят от эмоционального состояния, а неудовлетворенность работой и стремление не продолжать ее на прежнем месте имеют негативные последствия и связаны с неблагоприятным эмоциональным комплексом: страхом получения травмы, нейротизмом, утомлением. В то же время у рабочих, не склонных к производственному травматизму, удовлетворенность работой образует единый блок не с эмоциональностью, а с адаптивностью в различных жизненных сферах. Эти исследования (одни из первых в отечественной психологии) показали влияние личностных факторов на производственный травматизм11. Результаты этих работ привлекли внимание Елены Федоровны к проблемам личностных потенциалов развития и трудоспособности человека. Е. Ф. Рыбалко и Л. Н. Кулешова (ее ученица и сотрудница кафедры) совместно провели серию индивидуально-монографических исследований жизненного пути лиц в возрасте 61-75 лет. Они показали, что в данный период жизни сохранность одной из важнейших характеристик человека как субъекта деятельности — его трудоспособности — обеспечивается за счет развития рефлексивных свойств личности, тесно связанных с целями жизни и деятельности, с ценностными ориентациями и установками. Именно эти качества выполняют функции саморегулирования и самоконтроля развития личности и сохранности трудоспособности12. Внимание Елены Федоровны привлекают также проблемы творческой продуктивности личности в поздние периоды жизни. В этих работах она убедительно показывает, что особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции
человека, имеет его творческая деятельность. В этот период усиливается роль личности, ее социального статуса, включенности в систему общественных связей. Анализируя динамику творческого процесса различных деятелей науки и искусства, она показывает, что чем выше уровень творческой активности, тем в меньшей степени творческая продуктивность связана с фактором возраста. Творческая самореализация зависит от мотивационной сферы личности, ее самостоятельности, активности, широты интересов, их динамичности, полифункциональности. Таким образом, сформированная зрелая личность сама становится фактором собственного развития13. Эти закономерности, выявленные в ходе анализа многочисленных данных, подтверждены примером жизни и научной деятельности самой Елены Федоровны. До последних дней жизни она не прерывала связей с факультетом и своими учениками, продолжала напряженно работать, превозмогая недуги, читала лекции на специализации, руководила работами аспирантов и докторантов, разрабатывала новые направления исследований. Елена Федоровна была чрезвычайно одаренным ученым и педагогом. Под ее руководством выполнено огромное количество дипломных и диссертационных работ, посвященных самым разнообразным проблемам психологии развития: это и микровозрастной анализ развития внимания, памяти, мышления в детском и подростковом возрастах, психология удовлетворенности учебной деятельностью, психология музыкальной одаренности, механизмы психологической защиты у подростков, становление системы ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрастах, анализ адаптации воспитанников и выпускников детских домов, изучение творчества и креативности взрослых, и множество других проблем, большинство из которых в отечественной психологии исследовались впервые. Исследования Елены Федоровны и ее учеников охватывают все возрастные периоды жизненного цикла человека. Она претворяла на практике идеи своего учителя академика Б. Г. Ананьева, касающиеся создания синтетической науки, изучающей индивидуальное развитие человека на протяжении всего онтогенеза и жизненного пути. Б. Г. Ананьев назвал эту науку онтопсихологией, и Елена Федоровна попыталась обобщить все результаты исследований, проводившихся на факультете в этом направлении, в учебном пособии под таким названием, которое вышло в печати, к сожалению, уже после ее ухода из жизни. В 2001 г. Елене Федоровне Рыбалко было присвоено звание почетного профессора Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящее время на факультете психологии, во многих других учебных заведениях и психологических центрах, в различных городах России, в ближнем и дальнем зарубежье работают ученики Елены Федоровны. На кафедре психологии развития и дифференциальной психологии продолжаются исследования, начало которым было положено ее трудами.
1 Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев — выдающийся ученый в истории отечественной психологии. Алматы, 1999. С. 20.
2 Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л., 1969.
3 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
4РыбалкоЕ. Ф. К вопросу о функциональной асимметрии полей зрения // Проблемы восприятия пространства и времени. Второе научное совещание по проблемам восприятия пространства и времени / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. Л.,1961. С. 55-57; Рыбалко Е. Ф. К вопросу о функциональной асимметрии зрения // Проблемы общей и индивидуальной психологии. Сб. статей / Отв. ред. Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов. Л., 1963.
5 Рыбалко Е. Ф. Билатеральное регулирование онтогенетической эволюции человека // Онтопсихология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2003. С. 100-111.
6 Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира: Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, шк. психологам. СПб., 2000.
7 Рыбалко Е. Ф. Теоретические и прикладные вопросы онтопсихологии // Онтопсихология / Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2003. С. 11.
8 Рыбалко Е. Ф. Игра и потребности ребенка // Ученые записки ЛГУ 1957. № 224; Рыбалко Е. Ф. О потребностях в знании и практической деятельности у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ. 1960.
№ 287.
9 Рыбалко Е. Ф. Взаимосвязь индивидных и личностных свойств в индивидуальном развитии человека // Онтопсихология / Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2003. С. 152-189.
10 Рыбалко Е. Ф. Возрастные изменения внутрифункциональных отношений в связи с фактором учебной успешности // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1976. Вып. 7.
Рыбалко Е. Ф., Максимова Р. А., Волкова Н. А. Коммуникативные и личностные аспекты надежности работы оператора // Проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1979. Вып. 3; Рыбалко Е. Ф., Максимова Р. А., Резвицкая Ж. И. О психологическом факторе снижения травматизма на производстве // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1987. Вып. 12.
Рыбалко Е. Ф., Кулешова Л. Н. Психологические проблемы трудоспособности // Вестник ЛГУ. 1983. № 5. Вып. 1.
13 Рыбалко Е. Ф., Рудкевич Л. А. Творческая продуктивность индивидуальности на различных этапах ее жизненного пути // Онтопсихология / Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2003.