Научная статья на тему 'Е. Д. Максимов как первый исследователь культурного народничества'

Е. Д. Максимов как первый исследователь культурного народничества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.Д. МАКСИМОВ / СЛОБОЖАНИН / КУЛЬТУРНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО / ЛЕГАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Г. Н.

Статья посвящена некоторым аспектам творчества Е.Д. Максимова экономиста, публициста и общественного деятеля России второй половины XIX начала XX века. Часть своего творчества Максимов представитель легально-народнического направления посвятил изучению истории так называемого «культурного народничества». На основе анализа трудов Максимова (Слобожанина), его писем делается вывод о том, что культурное народничество» возникло в 1860-х годах одновременно с революционным направлением, его идеологом можно считать П.Л. Лаврова. В начале XX века Максимов сам становится во главе данного направления, однако на сегодняшний день имя ученого незаслуженно забыто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. Д. Максимов как первый исследователь культурного народничества»

УДК 430/1(470)

Е.Д. МАКСИМОВ КАК ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАРОДНИЧЕСТВА

Г.Н. Мокшин

Д-р ист. наук, Воронежский государственный университет, [email protected]

Статья посвящена некоторым аспектам творчества Е.Д. Максимова -экономиста, публициста и общественного деятеля России второй половины XIX -начала XX века. Часть своего творчества Максимов - представитель легально-народнического направления - посвятил изучению истории так называемого «культурного народничества». На основе анализа трудов Максимова (Слобожанина), его писем делается вывод о том, что культурное народничество» возникло в 1860-х годах одновременно с революционным направлением, его идеологом можно считать П.Л. Лаврова. В начале XX века Максимов сам становится во главе данного направления, однако на сегодняшний день имя ученого незаслуженно забыто.

Ключевые слова: Е.Д. Максимов, Слобожанин, культурное народничество, легальное народничество.

E.D. MAXIMOV AS THE FIRST RESEARCHER OF CULTURAL

POPULISM

G.N. Mokshin

Doctor of Historical Sciences, Voronezh State University, [email protected]

The article is devoted to some aspects of the legacy of E.D. Maximov - an economist, publicist and public figure of Russia in the second half of XIX - the beginning of XX century. Part of his work Maximov - a representative of the legal-populist direction - dedicated to the study of the history of the so-called "cultural populism." Based on the analysis of the works by Maximov (Slobozhanin), his letters, it is concluded that "cultural populism" emerged in the 1860s, together with the revolutionary direction, and P.L. Lavrov can be considered to be its ideologue. At the beginning of the XX century Maksimov became the head of this direction, but today his name is undeservedly forgotten.

Keywords: E.D. Maksimov, Slobozhanin, cultural populism, legal populism.

Евгений Дмитриевич Максимов (1858-1927) - экономист, статистик, публицист и общественный деятель легально-народнического направления. Больше всего он известен как один из идеологов и организаторов кооперативного

движения начала ХХ в. и видный русский ученый [2, с 17]. В данной публикации мы постараемся

п р иоткрыть еще одну страницу его творческой биографии, связанную с изучением истории так называемого «культурного народничества».

Максимов - человек с не совсем обычной для народника судьбой. Он происходил из дворян Курской губернии. В 1870-е гг. учился в Полтавской гимназии и Московском техническом училище. Тогда же

сближается с народниками. В 18791883 гг. Максимов работает сельским учителем в родном Суджанском уезде, затем становится гласным местного земства.

В конце 1880-х гг. он уезжает во Владикавказ, где в качестве секретаря Терского областного статистического комитета изучает экономический быт народов Северного Кавказа. С 1892 г. Максимов живет в Петербурге. Служит начальником

благотворительного отделения

Хозяйственного департамента МВД, управляющим делами Комитета попечительства о домах трудолюбия и работных домах и на др. ответственных постах. В 1905 г. он выходит в отставку, дослужившись до действительного статского советника. Со второй половины 1900-х гг. Максимов - один из лидеров кооперативного движения. После февраля 1917 г. - на преподавательской работе в Петроградском кооперативном

институте, позднее - в ЛГУ [18, с. 453454].

Литературная деятельность

Максимова начинается в 1881 г. со статей по проблемам сельского кредита. В начале 1890-х гг. он сближается с народниками-культурниками С.Н. Кривенко и В.П. Воронцовым. Сотрудничает в издаваемых ими «Русском богатстве», «Новом слове», «Сыне отечества», публикуя статьи по проблемам земского самоуправления, народного образования и кооперации [18, с. 453]. Особенно тесные отношения сложились у Максимова с Кривенко, который воплощал лучшие, с его точки зрения, качества борца за народное дело: это бескорыстная преданность

интересам народа, отзывчивость на всякое горе и личное, и общественное и, наконец, деятельное участие в реализации народнических идеалов. Не случайно именно Максимов стал первым биографом этого главного теоретика культурного народничества 1890-х гг.

Сразу после смерти товарища в июне 1906 г. Максимов почтил его память небольшой заметкой, характеризующей Кривенко как одного из «последних могикан народничества». Максимов выражал надежду, что история литературы не забудет имени этого «замечательного журнального работника» и «кристально чистого человека» и оценит его вклад в дело осуществления вековых чаяний русского народа [10]. Однако появление статьи С.Н. Южакова и ряда других некрологов, по мнению Максимова, грубо искажающих содержание и смысл деятельности Кривенко как представителя «культурного» народничества [19], заставило его обратиться к более подробному изучению жизненного пути почившего литератора. Общий замысел данной работы изложен в письме к А.Н. Куропаткину в октябре 1906 г.: «Из С.Н. Кривенко не выработалось крупного писателя, но он и не был мелкой сошкой в литературе, а русская журналистика обязана ему кое-чем весьма серьезно. Главное же в высоких душевных качествах его, в его жизни и деятельности ярко и определенно отразилось одно из тех направлений русской литературы и мысли вообще, которые составляют в истории важную и почетную страницу. В этих

именно видах я и пишу его биографию» [15, д. 27, л. 2].

В поисках необходимых сведений Максимов обращается к личному архиву Кривенко, изучает его статьи, переписку с Г.И. Успенским, Н.К. Михайловским, Н.В. Шелгуновым, собирает воспоминания

родственников (его второй жены С.Е. Усовой, братьев Александра и Ивана Кривенковых) и ближайших сподвижников по литературной и общественной деятельности. Широко используются и собственные впечатления о Кривенко, с которым он часто общался последние 12 лет . В 1908 и 1910 г. Максимов публикует два больших очерка. В первом рассматриваются детские и юношеские годы будущего публициста, начало его практической культурнической деятельности в борисоглебском кружке народников и кавказской земледельческой колонии 70-х гг. XIX в. На фоне господствующих в обществе идей и настроений исследуется формирование взглядов Кривенко и отличительные черты усвоенной и разрабатываемой им в дальнейшем народнической

доктрины. Второй очерк был посвящен сотрудничеству Кривенко в «Отечественных записках» и, в частности, вопросу о его взаимоотношениях с Г.З. Елисеевым и М.Е. Салтыковым-Щедриным [5]. Смысл обеих работ выражался их названием. Это попытка установить связь деятельности Кривенко с прогрессивными идейными течениями 1860-1870-х годов, доказать, что разрабатываемые им программа и

1 Большая часть собранных Е.Д. Максимовым материалов хранится в его личном фонде в РО РНБ (Ф. 1029. 121 ед. хр.)

тактика не имеют ничего общего ни с толстовством, ни с теорией «малых дел» Я.В. Абрамова, как это утверждали бывшие оппоненты Кривенко из редакции «Русского богатства».

По убеждению Максимова, Кривенко являлся выразителем так называемого «созидательного» (или морально-экономического) направления в народничестве. Его сторонники не отрицали

необходимости для России радикальных социально-политических и экономических преобразований. В то же время подчеркивалось, что для их успеха требуются соответствующие материальные предпосылки в виде определенного уровня

благосостояния населения и бытовых учреждений, основанных на новых экономических принципах, а главное - люди, подготовленные (насколько это возможно при существующих условиях) к восприятию иной, более высокой культуры человеческого общежития. Вот почему деятельность Кривенко «обнимала всю жизнь, использовала все силы страны» (с правительством и интеллигенцией во главе) и рассчитывалась на целую эпоху до тех пор, пока народ не будет готов сам из своей среды произвести коренное общественное

переустройство [11, с. 283, 293, 294].

В конечном счете, это была «творческая переработка всего практически значимого в

народничестве», включая

«ортодоксальное» народничество В.П. Воронцова, «критическое» Н.К. Михайловского и

«государственное» И.И. Каблица, с целью выявления конкретных путей к осуществлению народных идеалов

(или, по крайней мере, их части) в условиях русской действительности того времени. Недаром так много внимания уделено в очерках работам Кривенко о физическом труде, народных артелях, о развитии в стране кооперативного движения и их роли в воспитании нового человека и постепенном (эволюционном)

устранении негативных сторон существующего порядка.

Максимов внес самый большой вклад в изучение Кривенко как писателя и человека. Вместе с тем созданный им образ деятеля народнического движения не во всем может быть признан историческим. Кривенко у него, скорее, напоминает «икону, сорвавшуюся со стены» (как когда-то в шутку называл его Михайловский), а не реального человека со своими слабостями, ошибками и заблуждениями. Впрочем, Максимов и не собирался сознательно делать из него героя или праведника. Все объясняется тем, что, представляя Кривенко в качестве одного из творцов пути к общечеловеческому счастью,

Максимов, по сути дела, использует его народническое прошлое для пропаганды собственной

культурнической программы. Это быстро заметила критика: «Скучный очерк Слобожанина (литературный псевдоним Е.Д. Максимова. - Г.М.) о сотруднике... "Отечественных

записок" С.Н. Кривенко, -

пишет А.С. Изгоев, - кажется еще скучнее. Две-три характерные черточки из жизни интеллигентного и мелкопоместного "кающегося

дворянина" 70-х годов тонут в море философско-социалистической воды,

на которую не поскупился г.

Слобожанин» [1].

И все же приходится только сожалеть, что работа Максимова над биографией Кривенко ограничилась рубежом 80-90-х гг. XIX в. Закончить задуманную им книгу помешала литературная душеприказчица

писателя С.Е. Усова. Не согласная с тем, как свободно трактовалось положение ее мужа в литературе, она изъяла у Максимова

предоставленные ему ранее материалы, намекнув, что

опровергать инсинуации против Кривенко и изгладить дурное впечатление о нем можно только человеку с талантом, а иначе не стоит и браться за это дело. Максимову оставалось лишь сетовать на недостаточную чуткость к нему -«единственному писателю, взявшему на себя выяснить литературное и общественное значение забытого деятеля, сыгравшего, по его мнению (тоже пока единственному), историческую роль» [16, д. 30, л. 3.]. В конце 1909 г. Максимов опубликовал в первом номере своего нового журнала «Жизнь для всех» статью «К вопросу о культурной работе в ее историческом развитии». И хотя большая часть очерка была посвящена тому же Кривенко, изложенная в нем история «культурного» народничества

позволяет говорить о Максимове как о его первом исследователе.

Попытаемся реконструировать основные положения его концепции возникновения и эволюции культурно-народнического направления. Начнем с термина «культурное

народничество». Впервые он встречается в 1906 г. в некрологах С.Н.

Кривенко. Интересно, что первым его употребил не Максимов, а И. Корсаков, причем в негативном смысле, как синоним того «микроскопического социального прожектерства», которое

характеризовало «ненавистные» 1880-е гг. [3]. Сам термин «культурное народничество» (производное от «культурной работы», к которой призвали интеллигенцию его представители), впоследствии будет подхвачен историками как лучше всего отражающий суть данного

направления [12]. Но в начале ХХ в. Максимов, по понятной причине, использует его только один раз [9] и в своих статьях о Кривенко будет говорить не о «культурном», а о «созидательном» народничестве.

Зарождение движения в пользу развития и распространения «культурной работы» Е.Д. Максимов относит к 1860-м гг., связывая его с началом эпохи Великих реформ Александра II. Иными словами, революционное и мирное, эволюционное течения в

народничестве возникли

одновременно и развивались параллельно друг другу. Более того, по мнению исследователя, у истоков культурничества стоял сам Н.Г. Чернышевский. В своем знаменитом романе «Что делать?» он «чуть ли не впервые указал на новые виды культурной работы» и на «новое ее содержание» (воспитание «новых» людей). Становление культурно-народнического течения Максимов связывал со временем подготовки первого массового «хождения в народ» (конец 1860-х - начало 1870-х гг.).

Главным идеологом данного течения он называет П.Л. Лаврова как автора идеи подготовки будущего общественного строя параллельно с разрушением старого. Необходимо было сохранять и развивать трудовое начало и «традицию солидарности» в общине и артели, дать крестьянину образование и помочь организоваться в собственную политическую партию и т.п. В теории, пишет Максимов, все это должно было служить средством для социалистической пропаганды, быть «маской революционной

организации». На практике же конечные цели движения

отодвигались далеко вперед, а на первый план выходили упомянутые выше задачи «строительной, творческой, органической культурной работы» [6, стб. 41-43].

Среди народников 1870-х гг. -сторонников культурной работы «высшего порядка» - Максимов называет таких «властителей умов» тогдашней интеллигенции, как Н.Н. Златовратский, Н.К. Михайловский, Г.И. Успенский. Но наиболее определенный и последовательный представитель культурнического

движения - это, конечно же, С.Н. Кривенко. Именно он разрабатывал конкретные пути (тактику) сближения интеллигенции с народом, основанную на идее совместного занятия физическим трудом. В этом ключе рассматривается участие народника в борисоглебском кружке на рубеже 1860/70-х гг. и в кавказской земледельческой колонии-общине 1870-х гг., а также пропаганда им на страницах «Отечественных записок» идеи приобщения к физическому труду учащейся молодежи. Середину 1880-х - начало 1890-х гг. Максимов в

G.N. Mokshin

духе сложившейся традиции характеризует как период

«безвременья» для идей

общественного переустройства России. Развивать идею органической культурной работы стало

затруднительно, и ее мало-помалу при содействии газеты «Неделя» совсем престали отличать от проповедуемых Я.В. Абрамовым «малых дел». А различие, по Максимову, заключалось в том, что сторонники «малых дел» отказывались от «широких задач» в пользу общекультурных мероприятий, в то время как «органическая культурная работа»,

пропагандируемая С.Н. Кривенко и его единомышленниками, была нацелена на подготовку и осуществление коренного общественного

переустройства «в пределах действительной возможности» [6, стб. 45-46, 49-51].

Историю культурнического

движения 1890-х гг. и начала ХХ в. Максимову, как уже отмечалось, осветить не удалось. Но, судя по материалам его архивного фонда, развитие этого движения связывалось с деятельностью народнической фракции В.П. Воронцова и С.Н. Кривенко. Пытаясь примирить между собой сторонников «малых» и «больших» дел, они выдвинули идею консолидации интеллигенции, власти и народа на почве решения общей для всех культурно-исторической задачи: преодоление раскола между народом и привилегированным обществом. Попытка эта закончилась расколом «Русского богатства» середины 1890-х гг., которое оказалось в руках сторонников Н.К. Михайловского [4, д. 11, л. 27, 28, 33, 41 об.]. Но история культурно-созидательного

народничества на этом не завершается. После революции 19051907 гг. активным пропагандистом идеи органической культурной работы становится сам Е.Д. Максимов [7, 8]. В 1909 г., подводя итог развитию «культурной работы» за последние тридцать лет, Максимов напишет, что земская школа, медицина и статистика, распространение в деревне агрономических знаний, насаждение артелей и кооперации «составляет едва ли не самое ценное, самое богатое прогрессивными последствиями достояние,

приобретенное русским народом» [6, стб. 52].

Современные российские

исследователи легально-

реформаторского народничества, за исключением автора данной статьи [13, 14], на исторические работы Е.Д. Максимова не ссылаются. А между тем, некоторые его разработки до сих пор не утратили своей актуальности, как, например, его трактовка понятий «малые дела» и «органическая культурная работа» (второе шире первого), как основа оригинальной концепции эволюции культурно-народнической мысли, вполне обоснованной и имеющей право на существование.

Список литературы

1. Изгоев А.С. Литературно-общественный дневник. Люди 70-х годов // Речь. - 1908. - № 29. 3 февраля.

2. Кабанов В.В. Кооператоры России: штрихи к портретам // Кооперация. Страницы истории.- М., 1994. Вып. 4. - C. 102-127.

3. Корсаков И. Заметки социалиста о текущем // Голос. - 1906. - № 14. 7 (20) июня.

4. Максимов Е.Д. Выписки, заметки, копии документов и другие материалы к работе о С.Н. Кривенко [1906-1907] // РО РНБ. Ф. 1029. Оп. 1.

5. Максимов Е.Д. Слобожанин М. Из истории созидательного народничества (Черты из журнальной деятельности С.Н. Кривенко) // Жизнь для всех. - 1910. - № 7, 8-9, 11.

6. Максимов Е.Д. Слобожанин М. К вопросу о культурной работе в ее историческом развитии // Жизнь для всех. 1909. - Декабрь. - Стб. 41-56.

7. Максимов Е.Д. Слобожанин М. Культурная работа // Слово. - 1908. - № 665; 1909. № 696, 746, 773, 802.

8. Максимов Е.Д. Слобожанин М. На культурной работе. Очерки и воспоминания. - СПб., 1907.

9. Максимов Е.Д. Слобожанин М. Памяти человека и писателя (письмо в редакцию // Сегодня. -1906. - № 21. 14 сентября.

10. Максимов Е.Д. Слобожанин М. С.Н. Кривенко // Наша жизнь. - 1906. - № 465. 7 июня.

11. Максимов Е.Д. Слобожанин М. Черты из жизни и деятельности С.Н. Кривенко. - № 5-6.

12. Мокшин Г.Н. «Культурное» или «культурническое» народничество? (о значении понятий в истории отечественного народниковедения) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. - 2016. - № 1. - С. 65-74.

13. Мокшин Г.Н. Народники-культурники в трудах дореволюционных и советских исследователей // В.Ф. Антонов. Памяти учителя: воспоминания и статьи. - М., 2015.

14. Мокшин Г.Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX - начале XX в. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 298 с.

15. Письмо Е.Д. Максимова к А.Н. Куропаткину. 16 октября 1906 г. // РО РНБ. Ф. 1029. Оп. 1. Д. 27. Л. 2.

16. Письмо Е.Д. Максимова к С.Е. Усовой. Сентябрь 1910 г. // РО РНБ. Ф. 1029. Оп. 1. Д. 30. Л. 3.

17. Прокопенко З.Т. Е.Д. Максимов-Слобожанин и В.Е. Евгеньев-Максимов: Из истории российской науки. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 268 с.

18. Телицын В.Л., Геронин А.Э., Леонтьев Я.В. Максимов Евгений Дмитриевич // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 3. - М., 2000. - С. 453454.

19. Южаков С.Н. Памяти С.Н. Кривенко // Русское богатство. - 1906. - № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The list of references

1. Izgoev A.S. Literaturno-obshchestvennyj dnevnik. Lyudi 70-h godov // Rech'. - 1908. - № 29. 3 fevralya.

2. Kabanov V.V. Kooperatory Rossii: shtrihi k portretam // Kooperaciya. Stranicy istorii. Vyp. 4. - M., 1994. - C. 102-127.

3. Korsakov I. Zametki socialista o tekushchem // Golos. - 1906. - № 14. 7 (20) iyunya.

4. Maksimov E.D. Vypiski, zametki, kopii dokumentov i drugie materialy k rabote o S.N. Krivenko [19061907] // RO RNB. F. 1029. Op. 1.

5. Maksimov E.D. Slobozhanin M. Iz istorii sozidatel'nogo narodnichestva (CHerty iz zhurnal'noj deyatel'nosti S.N. Krivenko) // ZHizn' dlya vsekh. - 1910. - № 7, 8-9, 11.

6. Maksimov E.D. Slobozhanin M.K voprosu o kul'turnoj rabote v ee istoricheskom razvitii // ZHizn' dlya vsekh. 1909. - Dekabr'. - Stb. 41-56.

7. Maksimov E.D. Slobozhanin M. Kul'turnaya rabota // Slovo. - 1908. - № 665; 1909. № 696, 746, 773, 802.

8. Maksimov E.D. Slobozhanin M. Na kul'turnoj rabote. Ocherki i vospominaniya. - SPb., 1907.

9. Maksimov E.D. Slobozhanin M. Pamyati cheloveka i pisatelya (pis'mo v redakciyu // Segodnya. -1906. - № 21. 14 sentyabrya.

10. Maksimov E.D. Slobozhanin M. S.N. Krivenko // Nasha zhizn'. - 1906. - № 465. 7 iyunya.

11. Maksimov E.D. Slobozhanin M. CHerty iz zhizni i deyatel'nosti S.N. Krivenko. - № 5-6.

12. Mokshin G.N. «Kul'turnoe» ili «kul'turnicheskoe» narodnichestvo? (o znachenii ponyatij v istorii otechestvennogo narodnikovedeniya) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. Istoriya. - 2016. - № 1. - S. 65-74.

13. Mokshin G.N. Narodniki-kul'turniki v trudah dorevolyucionnyh i sovetskih issledovatelej // V.F. Antonov. Pamyati uchitelya: vospominaniya i stat'i. - M., 2015.

14. Mokshin G.N. EHvolyuciya ideologii legal'nogo narodnichestva v poslednej treti HIH - nachale HKH vv. - Voronezh: Nauchnaya kniga, 2010. - 298 s.

15. Pis'mo E.D. Maksimova k A.N. Kuropatkinu. 16 oktyabrya 1906 g. // RO RNB. F. 1029. Op. 1. D. 27. L. 2.

16. Pis'mo E.D. Maksimova k S.E. Usovoj. Sentyabr' 1910 g. // RO RNB. F. 1029. Op. 1. D. 30. L. 3.

17. Prokopenko Z.T. E.D. Maksimov-Slobozhanin i V.E. Evgen'ev-Maksimov: Iz istorii rossijskoj nauki. -Belgorod: Izd-vo BelGU, 2002. - 268 s.

18. Telicyn V.L., Geronin A.EH., Leont'ev YA.V. Maksimov Evgenij Dmitrievich // Otechestvennaya istoriya. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen do 1917 g. EHnciklopediya. T. 3. - M., 2000. - S. 453-454.

19. Yuzhakov S.N. Pamyati S.N. Krivenko // Russkoe bogatstvo. - 1906. - № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.