Актуальные страницы современной политики
О.Г. ЛЕОНОВА доктор политических наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*
Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения
Большое количество работ, вышедших во всем мире в последние несколько лет и посвященных «мягкой силе», было обусловлено предположением о значительном росте её влияния в качестве важнейшего инструмента внешней политики в XXI в.
По мере ускорения динамики процессов глобализации становилось все более очевидным, что прежние показатели мощи государства, такие как экономический и военный потенциалы, постепенно теряют свою былую значимость, а более эффективными методами достижения внешнеполитических целей являются ресурсы и методы «мягкой силы».
Уже в своих ранних книгах «Power and Interdependence» (написана в соавторстве с Р. Кохейном) и «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power» Дж. Най сформулировал идею комплексной взаимозависимости стран, что выражается во взаимопроникновении их экономик в процессе международной торговли, и начал разрабатывать концепцию влияния, основанного на нематериальных источниках силы, таких как культура, общая система ценностей и публичная дипломатия.
В трудах Дж. Ная особенно ценно то, что он не только является теоретиком, но и занимался практической политикой, что позволило ему соединить теорию и практику, а это придает особую убедительность его идеям и взглядам.
В 2004 г. выходит новая книга Дж. Ная «Soft Power: The Means to Success in World Politics», в которой он более
* Леонова Ольга Георгиевна, e-mail: politolga@gmail.com
подробно развил идею мягкого влияния страны в процессе глобальной политики, описал её сущность и содержание, обосновал её роль и значение в эпоху информационного общества. Именно Дж. Най ввел в употребление термин «soft power» («мягкая сила»), превратив идею политического и культурного влияния страны в концепцию. Впоследствии этот термин привлек общественное внимание и быстро вошел в политический дискурс, стал широко использоваться мировыми лидерами, правящей элитой западных стран, учеными, экспертами и журналистами.
Поскольку оригинал книги Дж. Ная является малодоступным для широкого круга читателей, а перевод может не всегда точно отражать суть его мыслей, считаем нужным обратиться к первоисточнику и постараться еще раз уточнить первоначальный смысл базовых его положений.
В книге «Soft Power: The Means to Success in World Po-litics» Дж. Най описывает сущность «мягкой силы». Так, в предисловии он цитирует Н. Джингрича, который сказал: «Главное не то, сколько я убил врагов. Главное - сколько я приобрел друзей»2.
Дж. Най пытается пояснить, что есть «мягкая сила», сетуя на то, что не все политические лидеры это понимают. Он не дает четких определений, его формулировки достаточно размыты, тем не менее сущность этого феномена автор описал достаточно точно. Так, он пишет, что «иногда Вы можете получить нужный результат без применения угроз или подкупа».
Страна может получить необходимые ей результаты в мировой политике уже только потому, что другие страны, восхищаясь ее ценностями, подражая ее примеру, стремясь к ее уровню процветания и открытости, желают следовать её примеру.
Дж. Най еще раз пытается уточнить смысл рассматриваемого понятия. «Мягкая сила», - пишет он, - это умение делать так, чтобы другие захотели тех же результатов, что и вы хотите, умение вовлекать и объединять людей, а не принуждать их. «Мягкая сила» - это «способность форми-
1 Nye J.S.,Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004.-192 p.
2 Ibid., p. IX.
ровать симпатии, предпочтения других», это «таинственная химия притяжения, привлекательности» .
«Мягкая сила» - это способность формировать предпочтения других, которые, как правило, связаны с нематериальными активами, такими как привлекательная личность, культура, политические ценности и институты, а также политика, которая рассматривается другими как легитимная и имеющая моральный авторитет . Кроме того «мягкая сила» - это способность привлекать к себе сердца и чувства и способность формировать желания и потребности других3.
В своей книге Дж. Най раскрывает механизм действия «мягкой силы». Этот механизм он описывает в ряде высказываний. «Мягкая сила» - это способность сделать свою политику настолько дружелюбной и привлекательной, что сообщество захочет помочь вам в достижении общих целей»4. «Если я могу сделать так, чтобы вы хотели того же, чего хочу и я, тогда мне не нужно будет использовать ни пряник, ни палку». Представлять такие ценности, которым и другие захотят следовать, также входит в механизм действия «мягкой силы».
Далее Дж. Най пишет: «Мягкая сила» - это не просто искусство убеждать или менять поведение людей в силу приведенных неоспоримых аргументов. Ресурсы «мягкой силы» - это такие активы, которые производят эффект прияжения . Это объединяющее воздействие «общих ценностей и целей». Это убеждение, что надо идти вместе и совместно добиваться ваших целей, когда поведение обусловлено явной, но неуловимой, непостижимой и необъяснимой симпатией.
Поощрению сотрудничества помогают симпатия к разделяемым общим ценностям, чувство долга и понимание необходимости достижения этих ценностей. Идеи и идеалы, формирование которых обусловлено воздействием «мягкой силы», могут повлиять на весь спектр поведения - от принуждения до притяжения6.
Некоторые страны таким образом формулируют свои национальные интересы, что включают столь привлекатель-
1 Ibid., p. 5.
2 Ibid., p. 6.
3 Ibid., p. 7.
4 Ibid., p. 5-6.
5 Ibid., p.6.
6 Ibid., p. 7.
ные для других цели, как экономическая помощь и миротворчество.
Механизм «мягкой силы» предполагает умение продвигать свои ценности путем создания структуры международных правил и институтов1. В результате, если культура данной страны и её идеология привлекательны для других стран, те охотно следуют ее примеру.
Если страна способна формировать международные законы и правила, которые отражают её интересы, цели и ценности, тогда её действия в мировой политике становятся легитимными в глазах других стран и привлекают к ней партнеров. Этот же механизм работает, когда страна использует институты и следует правилам, которые стимулируют другие страны следовать им же 2.
Таким образом, механизм «мягкой силы» - это механизм формирования симпатии и притяжения, желания следовать данному примеру в политике и в стратегии своего развития. Разумеется, трудно ожидать, что Дж. Най, не будучи профессиональным психологом, подробно опишет такой механизм. Тем не менее, если суммировать все его высказывания на эту тему, можно констатировать, что данный механизм мягкого влияния включает в себя следующие активы: дружелюбную и привлекательную политику; привлекательную культуру, политические ценности и институты; наличие таких ценностей, которым захотят следовать другие страны; наличие привлекательной для других стран культуры и идеологии; наличие таких активов, которые могли бы производить эффект притяжения; таким образом сформулированные национальные интересы своей страны, что они включают также привлекательные для других стран цели.
В результате все это позволяет эффективно убеждать потенциальных партнеров и приводить неоспоримые аргументы; формулировать общие для мирового сообщества ценности, идеалы и цели; убеждать, что выгодно и полезно идти вместе и совместно добиваться общих целей; апеллировать к чувству долга и формировать чувство понимания необходимости достижения этих целей; создавать свои структуры международных институтов; формулировать международную повестку дня и брать на себя ответственность за её
1 p. 9.
2 p. 10.
претворение в жизнь; формировать международные законы и правила, которые соответствуют интересам, целям и ценностям данной страны и выглядят в глазах других стран легитимными и необходимыми; использовать институты мировой политики и поддерживать в них свой высокий авторитет.
Перечисленные активы в совокупности вызывают у других стран действия, обусловленные их симпатией и притяжением, и стимулируют их следовать за страной-лидером, страной - субъектом «мягкой силы». В целом это таинственный механизм «неуловимой, непостижимой и необъяснимой симпатии», который имеет своим результатом «хо -теть того же, чего хочу и я».
Дж. Най называет три основных ресурса (resources) «мягкой силы». Это: культура (в тех странах, где она привлекательна для других), политические ценности (когда государство действует согласно им у себя дома и за рубежом) и внешняя политика (когда она рассматривается как легитимная и имеющая моральный авторитет)2. Именно данные ресурсы позволяют государству воздействовать на других акторов с целью убеждения и привлечения их на свою сторону.
Более подробно Дж. Най рассматривает первый источник «мягкой силы» - культуру, особый акцент делая на поп-культуре. Он подчеркивает, что именно благодаря массовой поп-культуре (популярные фильмы, музыка, книги) Америка достигла таких впечатляющих успехов.
Однако «мягкая сила» формируется на базе привлекательности не только общей культуры данной страны, но и ее политических идеалов и традиций. Следовательно, здесь имеется в виду культура политическая. Действительно, когда политический курс данной страны находит положительный отклик среди партнеров, - потенциал «мягкой силы» возрастает. Следовательно, к ресурсам «мягкой силы» можно отнести политические институты, политические доктрины и концепции, выраженные в деятельности страны как на внутриполитическом уровне, так и на международной арене.
К сожалению, исследователи не всегда замечают и другие высказывания автора, в которых он уточняет ресурсы «мягкой силы». Например, инициирование и предложение
1 В других вариантах перевода используется слово «источники», что, на наш взгляд, не совсем корректно. - О.Л.
2 Nye J.S.,Jr. Soft Power. The Means to Success in World Politics, p. 11.
мировому сообществу такой международной повестки дня1, которая даже при отсутствии военной угрозы или
экономических санкций могла бы стимулировать другие
2
страны участвовать в её реализации .
Общие, разделяемые другими странами ценности могут формировать потребность к их достижению, поскольку данный процесс рассматривается участниками мировой политики как их собственный нравственный и моральный долг3.
Сильная и эффективная экономика также может быть причиной привлекательности той или иной страны как не-
4
коего эталона, а значит и ресурсом «мягкой силы» .
Ресурсы «мягкой силы» имеют свой источник в системе ценностей данной страны, которую она стремится отражать в своей международной политической практике, что оказывает сильное позитивное влияние на выстраивание отношений с другими странами5.
Созданные по инициативе данной страны международные институты, которые работают и находятся под её влиянием и контролем, также могут считаться ресурсом «мягкой силы» страны.
Важными ресурсами «мягкой силы» являются культура и идеология, которые в силу своей универсальности и привлекательности побуждают другие страны добровольно копировать их и следовать им в своем развитии.
Международные правила игры, если их устанавливает данная страна и они воспринимаются другими странами как вполне легитимные, тоже служат ресурсом «мягкой силы 6.
Таким образом, помимо известной триады, о которой упоминают все исследователи феномена «мягкой силы», Дж. Най еще упоминает: общие, универсальные (разделенные другими участниками мирового политического процесса) ценности; предложенную международному сообществу повестку дня; сильную и эффективную экономику; международные институты (созданные по инициативе и работающие под эгидой данной страны); международные правила
1 Ibid., p. 9.
2 Ibid., p. 5.
3 Ibidem.
4 Ibid., p. 7.
5 Ibid, p. 8.
6 Ibid., p. 10.
игры, установленные данной страной. Все они также являются ресурсами «мягкой силы» страны.
Вскоре после выхода книги Дж. Ная в журнале «Свободная мысль-ХХ1» была опубликована его статья «Мягкая сила» и американо-европейские отношения». В ней он еще раз уточняет понятие «мягкая сила». Дж. Най пишет, что «мягкая» сила - это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек». Автор считает, что «соблазн всегда эффективнее принуждения, а такие ценности, как демократия, права человека и индивидуальные возможности, глубоко соблазнительны»1.
В своей статье автор касается и проблемы ресурсов «мягкой силы». Дж. Най четко указывает, что одни ресурсы «мягкой силы» «связаны с культурой, другие - с внутренней политикой и национальными ценностями, третьи - с содержанием, тактикой и стилем внешней политики. Все эти три компонента важны, но содержание внешней политики и ее
стиль наиболее подвижны и наиболее подвержены
2
контролю правительства» .
Таким образом, эффективность «мягкой силы», особенно что касается её главного, третьего по счету ресурса, определяется субъективным фактором и тесно связана с личностью политического лидера страны. Однако поведение и стиль руководства нескольких последних президентов США, начиная с Дж. Буша-младшего, вызывали острую критику не только за рубежом, но и внутри страны, что подтверждали рекордно низкие рейтинги их популярности. Неудачи внутренней политики, которые приводили к обострению экономического кризиса, падению производства, сложностям с реализацией проекта массовой добычи сланцевой нефти, росту безработицы в стране, показывают, что и второй компонент «мягкой силы» США претерпел девальвацию. Что касается американской культуры, то во многих даже западных странах, не говоря о странах мусульманского Востока или Азии, заметны симптомы пресыщения ею и стремление защитить свои национальные культурные традиции и ценности при помощи регулятивной культурной
1 Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХ1, 2004, № 10. 11Р1_: http://smartpowerjournal.ru/soft-power.
2 Там же.
политики или же возведения культурных фильтров и барьеров проникновению чужого культурного влияния.
Дж. Най опять затрагивает тему, раскрывающую механизм действия «мягкой силы». Он так описывает данный механизм: «Мягкое» могущество проявляется в привлечении других к сотрудничеству без угроз и поощрений; следовательно, отчасти оно зависит от того, как мы формулируем наши цели. Политику, основанную на всеобъемлющих и перспективных целях, легче сделать привлекательной для других, чем имеющую узкий и близорукий характер». «Политика с большей вероятностью будет привлекательной, если она базируется на ценностях, разделяемых другими»1.
Но какие цели американской политики сегодня разделяют другие страны? Попытки США доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые привели к фактическому разрушению весьма перспективного проекта Транстихоокеанское партнерство (ТТП), или Трансатлантический проект, который вызывает волну протеста в странах Европы, или непрекращающиеся попытки расколоть Латиноамериканский континент даже после провала проекта АЛКА (проект Боливарианская инициатива)? Наверное, единственная цель американской внешней политики, которую поддерживают другие страны - это борьба с международным терроризмом. Но она, к сожалению, пока не увенчалась успехом, а отдельные её акции (например, методы борьбы с ИГИЛ в Ираке) вызывают осуждение во всем мире.
Существует ли сегодня «совпадение американских и европейских ценностей», о котором пишет Дж. Най в своей статье, упоминая далекий от нас по времени план Маршалла? Анализ экономической и политической ситуации в Европе позволяет с большой долей уверенности утверждать, что национальные интересы США и стран Европейского союза сегодня явно не совпадают.
Будучи реалистом, Дж. Най вынужден констатировать, что «если в той или иной стране восхищаются американскими
ценностями, это не означает, что ее народ должен имити-
2
ровать пути, какими американцы воплощают их в жизнь» .
1 Там же.
2 Там же.
В 2014 г. в России выходит перевод очередной книги Дж. Ная «Будущее власти» (The Future of Power)1.
Озабоченный «неверным толкованием концепции как синонима чего-то иного, кроме военной силы», Дж. Най в этой книге еще раз уточняет понятие «мягкой силы». Он пишет: «Мягкая сила»... это просто вид силы, способ достижения желаемых результатов»2. При этом он честно предупреждает, что «мягкая сила» (кстати, сам Дж. Най слова «мягкая сила» употребляет без кавычек. - О.Л.) - это скорее образное обобщение, чем нормативно выраженная концепция»3. Данное уточнение очень ценно, так как дает нам простор для широкого толкования «мягкой силы» и соотнесения этого понятия с актуальными задачами внешней политики той или иной страны.
В своей новой книге Дж. Най к перечню ресурсов «мягкой силы» добавляет еще два. Это: «законность», которую он рассматривает как «одну из реалий силы», и «легитимность», которая влияет на «процесс увеличения или лишения мягкой силы у игрока» и вокруг которой разворачивается конкурентная борьба4.
Далее автор четко излагает факторы, от которых зависит успех политики «мягкой силы». Среди них он называет, во-первых, характер объекта воздействия этой силы, во-вторых, достаточно длительное время для достижения результатов, в-третьих, степень контроля правительством инструментария «мягкой силы», и, наконец, в-четвертых, степень доверия объектов её применения. При этом, по мнению Дж. Ная, правительство способно контролировать лишь политику, а другие важные ресурсы «мягкой силы» - культура и ценности - «коренятся в гражданском обществе» и, следовательно, не всегда подконтрольны официальной власти. В результате автор делает вывод, что «мягкую силу» «трудно применять, легко потерять и дорого восстанавливать»5.
После выхода первой книги Дж. Ная, посвященной «мягкой силе», прошло достаточно времени для определения жизнеспособности данной идеи. Интересно наблюдать, как
1 НайДж.С. (младший). Будущее власти. М.: АСТ, 2014. -.444 с.
2 Там же, с. 150.
3 Там же, с. 148.
4 Там же, с. 150.
5 Там же, с. 151.
эволюционируют взгляды автора на выдвинутую им когда-то теорию, утверждавшую наступление принципиально нового этапа в мировой политике.
В статье «Мягкая сила» и американо-европейские отношения» Дж. Най указывает одну из причин актуализации концепта «мягкой силы» - это крах американской политики унилатерализма, который стал развиваться после 11 сентября 2001 г. Данная политика характеризовалась «активным преследованием американских интересов и распространением американских ценностей», утверждением, что «американские устремления повсеместно несут добро, американская гегемония - это благо», и верой в то, что «Америка являет собой развитую демократию, что само по себе якобы достаточно для легитимизации ее целей»1.
Но политика унилатерализма была негативно воспринята в Европе, о чем свидетельствовали социологические опросы среди населения континента. Дж. Най делает вывод, что в результате такой политики, а именно «попытки поднять унилатерализм от эпизодической тактики до полномасштабной стратегии» «привлекательность Америки в глазах европейцев потускнела», а значит, её «мягкая сила» вскоре потеряла свою эффективность. Дж. Най пишет о том, что фактически «мягкое» американское влияние на внешний мир» оказалось сильно подорванным2.
Видимо, уже в момент написания этой статьи в 2004 г. Дж. Най разочаровался в концепте «мягкой силы», право безусловного обладания которой он приписывал в основном США. Следует ли это понимать так, что эпоха политики «мягкой силы», расцвет которой пришелся на 90-е гг. ХХ в., закончилась?
Уже в середине первого десятилетия XXI в. геополитический пейзаж глобального мира значительно меняется, с пугающей периодичностью происходят экономические и финансовые кризисы, а политическая турбулентность усиливается. Набирают силу негативные тенденции, о которых мы писали ранее3.
1 Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХ1, 2004, № 10. 11Р1_: http://smartpowerjournal.ru/soft-ро\^ег
2 Там же.
3 См./ Ильин И.В., Леонова О.Г. Тенденции развития глобализационных политических процессов // Век глобализации, 2015, № 1, с. 21-35.
Дж. Най вынужден признать, что «в системе отношений, связывающих индустриализирующиеся и доиндустриаль-ные общества, принцип баланса сил и роль военной мощи по-прежнему актуальны... А борьба с международным терроризмом - это четвертая сфера, где «жесткая» сила - 1
остается решающей» .
В условиях ужесточения конкурентной борьбы за место в глобальной иерархии государств, реализацию своих национальных интересов и доступ к дефицитным ресурсам внешняя привлекательность страны теряет былую силу воздействия не только на потенциальных конкурентов, но и на своих партнеров. Более важную роль в решении внешнеполитических задач государства начинают играть глобальные политические технологии, прежде всего такие, как «стратегия управляемого хаоса», информационные и сетецентричные войны, войны за идентичность и войны исторических реконструкций, методы социокультурной инженерии и другие элементы гибридной войны, применяемые выборочно, в зависимости от поставленной задачи, которую надо оперативно решать.
В эпоху информационных войн политика большинства стран не обходится без манипуляций или фейковых новостей, что, по мнению Ная, фактически убивает «мягкую силу». Когда-то, пишет Дж. Най, «мягкая сила очень часто оказывала подлинное воздействие на ход истории, включая движение армий», но сегодня он вынужден признать, что «мягкая сила» имеет свои значительные ограничения. «. Важно не преувеличивать воздействие мягкой...силы, -подчеркивает он. - Возникают некоторые ситуации, в которых мягкая сила дает очень небольшие рычаги воздействия». Спектр действия «мягкой силы» фактически ограничен такими «целями общих ценностей, как продвижение демократии, права человека и свобода» , а это не такой уж большой диапазон в современном мире, где большинство стран Азии, Африки и ряд государств Латинской Америки еще не готовы к их восприятию или имплементации в свою внутреннюю политику.
1 Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХ1, 2004, № 10, URL: http://smartpowerjournal.ru/soft-power
2 НайДж.С. (младший). Будущее власти, с. 149, 152.
Встает вопрос, насколько вообще эффективны ресурсы «мягкой силы» в XXI в.? Напомним, что, по определению Дж. Ная, «мягкая сила» страны основана на трех источниках: культуре, политических ценностях и её внешней политике. Однако если взять в качестве эталона «мягкой силы» США или их европейских партнеров, то возникает ряд обстоятельств, которые нивелируют эффективность воздействия данных факторов «мягкой силы» на страны глобального мира. Так, англосаксонская культура в XXI в. вызывает уже не столь бурный восторг на периферии глобальной ойкумены, наоборот, наблюдается болезненный процесс отстаивания собственной идентичности и сопровождающий его рост актуализации собственных национальных традиций, ценностей и ритуалов. Да, американские и европейские фильмы, музыка и мода по-прежнему популярны у молодежи всех континентов, но это далеко не весь арсенал культурного фактора «мягкой силы».
Политические ценности становятся ресурсом «мягкой силы» только в том случае, когда данная страна «сама живет согласно этим ценностям и руководствуется ими в отношениях с другими странами»1. Но являются ли сегодня свобода слова, права человека и демократия (как власть большинства) атрибутами ценностного поля США или стран-членов Евросоюза? Учитывая события последнего времени, этот вопрос можно считать весьма дискуссионным.
Наконец, внешняя политика является ресурсом «мягкой силы», когда «другие считают её законной и имеющей моральное право»2. Имеют ли моральное право США на пытки в Ираке или применение фосфорных бомб в Сирии? Не теряет ли внешняя политика США свою легитимность, когда её госсекретарь прилюдно радуется жестокому убийству ливийского лидера, американские власти официально признаются, что в Ираке не было никакого химического оружия и навязывают свой сжиженный газ Европе по ценам в полтора раза выше российского? Но вопрос морального оправдания внешней политики касается не только США или стран ЕС, которые её поддерживают. В мире вообще господствует критическое отношение к любой внешней политике как своих ближайших соседей, так и весьма удаленных в геог-
1 Там же, с. 152-153.
2 Там же, с. 153.
рафическом отношении стран. Глобальный геополитический пейзаж в середине второго десятилетия XXI в. характеризуется недоверием, недружелюбием и обострением отношений всех со всеми: США и России; США и Китая; США, Китая, Японии; Республики Корея и КНДР; Евросоюза и России; Евросоюза и Турции, Китая и Индии; США, ЕС, Саудовской Аравии и Ирана и т.д.
В результате суммирования всех трех ресурсов «мягкой силы» сумма их потенциального воздействия получается нулевой. Данные ресурсы сегодня больше не работают, они уже не эффективны. Сам Дж. Най признает, что не всегда «ресурсы, обладающие потенциальной мягкой силой»,
могут быть трансформированы «в поведение с целью
1
привлечения на свою сторону» .
Хотя в наше время принято цитировать слова канцлера ФРГ А. Меркель о том, что в современной политике ценности превалируют над интересами, однако комментаторы забывают добавить, что для идущих в фарватере политики США европейских стран именно американские ценности доминируют над национальными интересами европейцев. Поэтому в настоящее время идея Дж. Ная о том, что «мягкое могущество возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами»2, выглядит идеализмом, несовместимым с жесткими реалиями глобального мира середины второго десятилетия XXI в.
Можно здесь обратиться к примеру Китая. Трезво оценивая ситуацию в глобальной политике, в Поднебесной очень прагматично решают проблему баланса «мягкой» и «жесткой» силы. Там полагают, что эффективный результат политики определяется не суммой ресурсов «мягкой» и «жесткой» силы, а их произведением. Из этого следует, что если не использовать ресурс одного из множителей, то результат при умножении на «ноль» будет, как известно, равен нулю. Поэтому одна «мягкая сила», без подкрепления её классическими инструментами и методами жесткой политики, аннигилируется, как и должно быть при умножении даже самой значительной величины на ноль.
1 Там же.
2 Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХ1, 2004, № 10, URL: http://smartpowerjournal.ru/soft-power
Сегодня «мягкая сила» является важной, но лишь составной частью политики «умной силы». Её нельзя игнорировать, но её значение нельзя и преувеличивать. Без наличия достаточно жесткого компонента во внешней политике одна лишь «мягкая сила» не поможет достичь поставленных целей и защитить национальные интересы страны.
Вполне очевидно, что эпоха «мягкой силы», такой, какой её видел Дж. Най, прошла, а наступила эра глобальных политических технологий, которые позднее назовут политикой «умной силы» (smart power).
Леонова О.Г. Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения. В статье на основе подробного анализа трудов Джозефа Ная как первоисточников уточняются понятие «мягкая сила», механизм её действия и ресурсы её влияния. Автор подвергает сомнению степень эффективности «мягкой силы» как инструмента внешней политики в эпоху глобальной нестабильности и турбулентности.
Ключевые слова: Джозеф Най, «мягкая сила», механизм действия «мягкой силы», ресурсы влияния «мягкой силы», инструмент внешней политики.
Leonova O.G. Josef Nye and «soft power»: an attempt to read it again. On the base of thorough analysis of the works of Josef Nye, the article reveals the essence of the definition «soft power», its mechanism and the resources of its influence. The author is doubtful about the level of effectiveness of «soft power» as an instrument of foreign policy in the epoch of global instability and turbulence.
Keywords: Josef Nye, «soft power», mechanism of «soft power», the resources of influence of «soft power», instrument of foreign policy.