Джон Леонард
НИКТО НЕ ОЖИДАЕТ ИНКВИЗИЦИЮ*
Обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс бук ревю» Джон Леонард предваряет рецензию на пятую книгу Джоан К.Роулинг о мальчике-волшебнике («Гарри Поттер и Орден Феникса») сообщением о том, что в этой книге Министерство Магии посылает своего агента наблюдать за жизнью волшебной школы Хогвартс.
«Гарри Поттер и Орден Феникса», — пишет ДжЛеонард, это сердитая книга, исполненная жалоб и рассуждений о смерти. Это «Песнь о Роланде» и «Эпос о Гильгамеше» с обычным для писательницы хором волшебных существ и набором великолепных яств. Выдержав судебное разбирательство в связи с применением им магии, которая Министерством Магии была категорически запрещена несовершеннолетним, Гарри Поттер возвращается в школу Хогвартс, где его ждут новые неприятности и приключения. В довершение ко всему Верховный инквизитор школы Хогвартс, присланная Министерством Магии учительница Долорес Ам-бридж, запрещает Гарри Поттеру играть в его любимую игру — поло на летающих метлах, хотя он является лучшим игроком и чемпионом школы по Квиддитчу (ОиШйсИ).
Впрочем, все детские и подростковые неприятности и каверзы бледнеют в сравнении с ужасающей коррупцией взрослых и их ненасытной алчностью. Что касается Верховного инквизитора, то задача Долорес Амбридж — избавиться от директора школы Дамблдора,
* Leonard J. Nobody expects the Inquisition // The New York Times book review. -N.Y., 2003. - July 13. - P.13-14.
именно с этой целью ее и прислало в Хогвартс Министерство Магии. Эта школа, пишет Дж.Леонард, ничем не лучше вашей местной школы, хотя дети там играют с волшебными палочками и летающими метлами. Ведь злоба, садизм, иерархия и издевательство плюс нечестные учителя и невозможные экзамены царят и там, и там.
Джоан К.Роулинг — сама истинная волшебница. Книга «Гарри Поттер и Орден Феникса» отличается от предыдущих книг этой серии тем, что события в ней вначале разворачиваются медленно, затем набирают скорость и мчатся, совершая скачки и кульбиты, к неожиданному концу. По мере того, как Гарри Поттер взрослеет, стиль Роулинг улучшается, считает Дж. Леонард. Кроме того, как и прежде, писательница «бродит по полкам», где стоят книги, посвященные литературе, мифологии, волшебным сказкам, фольклору, антропологии, религиозной компаративистике и поп-культуре. Именно оттуда приходят в книгу мультиэтнические и мульти-культурные персонажи, ее населяющие: русалки, тролли, вампиры, волшебники, гномы, трехголовые псы, крылатые кони-гиппогрифы, сирены и пр., и пр. Но в книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» бытуют и собственные доморощенные магические персонажи, выдуманные самой писательницей. Это почтовые совы, портреты предков, которые покидают свои рамы и посещают соседствующие картины, волшебные палочки, сделанные из волосков единорога или перьев феникса, лестницы, меняющие свое направление в разные дни недели, и др.
Как и в романе «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсии Маркеса, в книге Роулинг реальная жизнь показана в виде сатирической фантасмагории, причем этот вполне языческий текст редко напоминает нам о христианстве. Впрочем, любая книга, воспевающая храбрость, дружбу, доверие, великодушие и другие положительные качества, может принести только пользу.
«Гарри Поттер и Орден Феникса», — заключает рецензент газеты «Нью-Йорк Таймс бук ревю», является книгой удовлетворительной едва ли не во всех аспектах. Ведь после Хиросимы магия и волшебство исчезли из нашей культуры, уступив место радиоактивным мутантам типа Годзил -лы и научной фантастике времен «холодной войны». «Мы стремимся, как Гарри, общаться с Дамблдором. Нам нужна дружба с Гермионой и Роном. Но нам придется становиться взрослыми в одиночестве» (с.14).
И.Л. Галинская