Научная статья на тему 'Джон леннон как участник «Молодежной революции»'

Джон леннон как участник «Молодежной революции» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комаров А. Н.

Рецензия на монографию В.В. Бокарева «Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодежной революции» на Западе» (1966-1973 гг.) М.: Роликс, 2008. 248 с. 16,5 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

John Lennon as the Participant of the «Youth revolution»

REVIEW: V.V. BOKAREV. John Lennon. Social Views, Public, Political and Creative Activity During the Period of the Youth Revolution in the West. (Moscow. Ed. Roliks, 2008. 248 p.)

Текст научной работы на тему «Джон леннон как участник «Молодежной революции»»

РЕЦЕНЗИИ

ДЖОН ЛЕННОН КАК УЧАСТНИК «МОЛОДЕЖНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Рецензия на монографию В.В. Бокарева «Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодежной революции» на Западе» (1966—1973 гг.) —

М.: Роликс, 2008. — 248 с. — 16,5 п.л.

Изучение истории молодежного движения в странах Западной Европы и Америки представляет значительный интерес для специалистов — историков, политологов, культурологов и для широкой читательской аудитории. Среди изданных в последнее время работ привлекает внимание монография кандидата исторических наук Владимира Валентиновича Бокарева, посвященная социальным взглядам, общественно-политической и творческой деятельности всемирно известного английского рок-музыканта Джона Леннона в период «молодежной революции» на Западе в 1966—

1973 гг. Актуальность проведенного автором исследования состоит в анализе влияния творчества и общественно-политической деятельности Дж. Леннона на западное молодежное движение и на современное массовое общественное сознание.

Деятельность Дж. Леннона представлена автором с точки зрения основных принципов исторической науки — историзма, объективности, системного подхода. Автор привлекает шесть групп источников (1), среди которых наибольший интерес вызывают рассекреченное ФБР «Дело Дж. Леннона», рассекреченная переписка Э. Пресли и президента США Р. Никсона, малоизвестные научной общественности политические интервью музыканта, интервью и работы лидеров «молодежной революции» (Т. Али, Дж. Рубин, Б. Сил, Х. Ньютон, Т. Хейден), с которыми Леннон активно сотрудничал в начале 70-х гг. XX в., а также интервью, взятые автором монографии у известных музыкантов и импрессарио (Т. Левин, Э. Купер, Ш. Леннон, К. Готт, А. Уильямс, Ж.-М. Маркюбель).

Строгая логика изложения материала позволила автору, более двадцати лет занимающемуся данной проблематикой, осуществить комплексный исторический анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе, раскрыть эволюцию мировоззрения Дж. Леннона, этапы его творческой и общественной деятельности, их взаимосвязь с политической жизнью Запада в период 60—70-х гг. XX в., показать новаторство творчества и форм общественно-политической деятельности музыканта.

В главе «Мировоззренческие основы творческой и общественно-политической деятельности Дж. Леннона» (2) автор показывает, что сознание Дж. Леннона эволюционировало от критики христианской церкви и христианского учения к идеологии воинствующего секуляризма и атеизма; ленноновская альтернативная система ценностей — нонконформизм, пацифизм, эскапизм, гедонизм, свобода сексуальных отношений, «религия ЛСД» — получила широкое распространение в идеологии и практике движения хиппи (вторая половина 60-х гг. XX в.) (3). Обстоятельно исследуется проблема наркомистицизма в творчестве Дж. Леннона (4), отмечается, что позицию музыканта в отношении наркотиков в начале 70-х гг. XX. в. отличали противоречивость и непоследовательность (5).

В главе «Проблема ненасилия во взглядах, творчестве и общественно-политической деятельности Дж. Леннона» (6) раскрывается эволюция пацифистских воззрений музыканта, его позиция в отношении агрессии США во Вьетнаме. В международной антивоенной деятельности Дж. Леннон использовал новые формы борьбы за мир (синтез хэппенинга, эпатажа, политики, рок-музыки и масс-ме-дийного инструментария) и традиционные (марши протеста, антивоенные концерты) как фактор активизации движения против войны во Вьетнаме (7).

В главе «Левый радикализм в мировоззрении, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона» (8) автор показывает эволюцию взглядов музыканта в отношении проблемы политического насилия, марксизма, троцкизма, маоизма, опыта строительства социализма в СССР и Китае, движения хиппи, подробно раскрывается вопрос формы сотрудничества Дж. Леннона с «новыми левыми», влияние его политических взглядов и творчества на участников леворадикального молодежного движения (9).

Основными направлениями общественно-политической деятельности Дж. Леннона являлись антивоенное, леворадикальное, антирасистское, антиклерикальное, феминисткое, правозащитное (поддержка движения за гражданские права в Северной Ирландии, включая Ирландскую республиканскую армию) движения (10), а также участие в кампаниях за освобождение американских политических заключенных — левых радикалов Х. Ньютона, Дж. Синклера, А. Дэвис. В.В. Бокарев делает вывод о том, что в начале 70-х гг. XX в. Дж. Леннон самореализовался как политический художник и общественный деятель леворадикального толка (11), показано, что деятельность Леннона способствовала политизации рок-музыки и активизации политического сознания западной молодежи, песни «Дайте миру шанс», «Герой рабочего класса» «Власть народу!», «Представь», «Хочу правды», «Женщина — ниггер этого мира», «Счастье ирландца» превратились в музыкально-политические манифесты движения протеста (12).

Оценка автором «леннонизма» как разновидности леворадикальной идеологии и политической практики начала 70-х гг. XX в. опровергает антиисторические попытки замалчивания и отрицания «революционного» периода в деятельности Дж. Леннона (13).

Авторская периодизация и характеристика этапов общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе: хиппистский (1966—1970 гг.) и леворадикальный (1971—1973 гг.) (14) представляется научно обоснованной.

В монографии реализован принцип наглядности: фотографии, рисунки, составленные автором схемы и диаграммы удачно иллюстрируют авторский текст, создают визуальную картину эпохи молодежных бунтов и контркультуры.

Имеющиеся в монографии некоторые недостатки: отдельные фактологические повторы и порой излишне резкая критика ошибочных оценок деятельности Дж. Леннона в историографии не носят принципиального характера и не снижают высокий научный уровень исследования.

В отечественной историографии монография В.В. Бокарева — первое исследование о Ленноне как активном участнике «молодежной революции», позволяющее оценить роль конкретной личности в истории данного явления и содействующее восстановлению исторической правды о его деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Бокарев В.В. Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодежной революции» на Западе (1966—1973 гг.). — М.: Роликс, 2008. — С. 7—9.

2) Там же. — С. 15—78.

3) Там же. — С. 78.

4) Там же. — С. 57—78.

5) Там же. — С. 78

б) Там же. — С. 79—152.

7) Там же. — С. 152

8) Там же. — С. 153—225.

9) Там же. — С. 153, 155, 160, 173—187, 190—204.

( o) Там же. — С. 207—225.

( l) Там же. — С. 206.

( 2) Там же. — С. 233.

( 3) Там же. — С. 229—230.

( 4) Там же. — С. 226—234.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РУДН А.Н. Комаров

REVIEW: V.V. BOKAREV. JOHN LENNON. SOCIAL VIEWS, PUBLIC, POLITICAL AND CREATIVE ACTIVITY DURING THE PERIOD OF THE YOUTH REVOLUTION IN THE WEST.

(Moscow. Ed. Roliks, 2008. — 248 p.)

A.N. Komarov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.