РЕЦЕНЗИИ
ДЖОН ЛЕННОН КАК УЧАСТНИК «МОЛОДЕЖНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
Рецензия на монографию В.В. Бокарева «Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодежной революции» на Западе» (1966—1973 гг.) —
М.: Роликс, 2008. — 248 с. — 16,5 п.л.
Изучение истории молодежного движения в странах Западной Европы и Америки представляет значительный интерес для специалистов — историков, политологов, культурологов и для широкой читательской аудитории. Среди изданных в последнее время работ привлекает внимание монография кандидата исторических наук Владимира Валентиновича Бокарева, посвященная социальным взглядам, общественно-политической и творческой деятельности всемирно известного английского рок-музыканта Джона Леннона в период «молодежной революции» на Западе в 1966—
1973 гг. Актуальность проведенного автором исследования состоит в анализе влияния творчества и общественно-политической деятельности Дж. Леннона на западное молодежное движение и на современное массовое общественное сознание.
Деятельность Дж. Леннона представлена автором с точки зрения основных принципов исторической науки — историзма, объективности, системного подхода. Автор привлекает шесть групп источников (1), среди которых наибольший интерес вызывают рассекреченное ФБР «Дело Дж. Леннона», рассекреченная переписка Э. Пресли и президента США Р. Никсона, малоизвестные научной общественности политические интервью музыканта, интервью и работы лидеров «молодежной революции» (Т. Али, Дж. Рубин, Б. Сил, Х. Ньютон, Т. Хейден), с которыми Леннон активно сотрудничал в начале 70-х гг. XX в., а также интервью, взятые автором монографии у известных музыкантов и импрессарио (Т. Левин, Э. Купер, Ш. Леннон, К. Готт, А. Уильямс, Ж.-М. Маркюбель).
Строгая логика изложения материала позволила автору, более двадцати лет занимающемуся данной проблематикой, осуществить комплексный исторический анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе, раскрыть эволюцию мировоззрения Дж. Леннона, этапы его творческой и общественной деятельности, их взаимосвязь с политической жизнью Запада в период 60—70-х гг. XX в., показать новаторство творчества и форм общественно-политической деятельности музыканта.
В главе «Мировоззренческие основы творческой и общественно-политической деятельности Дж. Леннона» (2) автор показывает, что сознание Дж. Леннона эволюционировало от критики христианской церкви и христианского учения к идеологии воинствующего секуляризма и атеизма; ленноновская альтернативная система ценностей — нонконформизм, пацифизм, эскапизм, гедонизм, свобода сексуальных отношений, «религия ЛСД» — получила широкое распространение в идеологии и практике движения хиппи (вторая половина 60-х гг. XX в.) (3). Обстоятельно исследуется проблема наркомистицизма в творчестве Дж. Леннона (4), отмечается, что позицию музыканта в отношении наркотиков в начале 70-х гг. XX. в. отличали противоречивость и непоследовательность (5).
В главе «Проблема ненасилия во взглядах, творчестве и общественно-политической деятельности Дж. Леннона» (6) раскрывается эволюция пацифистских воззрений музыканта, его позиция в отношении агрессии США во Вьетнаме. В международной антивоенной деятельности Дж. Леннон использовал новые формы борьбы за мир (синтез хэппенинга, эпатажа, политики, рок-музыки и масс-ме-дийного инструментария) и традиционные (марши протеста, антивоенные концерты) как фактор активизации движения против войны во Вьетнаме (7).
В главе «Левый радикализм в мировоззрении, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона» (8) автор показывает эволюцию взглядов музыканта в отношении проблемы политического насилия, марксизма, троцкизма, маоизма, опыта строительства социализма в СССР и Китае, движения хиппи, подробно раскрывается вопрос формы сотрудничества Дж. Леннона с «новыми левыми», влияние его политических взглядов и творчества на участников леворадикального молодежного движения (9).
Основными направлениями общественно-политической деятельности Дж. Леннона являлись антивоенное, леворадикальное, антирасистское, антиклерикальное, феминисткое, правозащитное (поддержка движения за гражданские права в Северной Ирландии, включая Ирландскую республиканскую армию) движения (10), а также участие в кампаниях за освобождение американских политических заключенных — левых радикалов Х. Ньютона, Дж. Синклера, А. Дэвис. В.В. Бокарев делает вывод о том, что в начале 70-х гг. XX в. Дж. Леннон самореализовался как политический художник и общественный деятель леворадикального толка (11), показано, что деятельность Леннона способствовала политизации рок-музыки и активизации политического сознания западной молодежи, песни «Дайте миру шанс», «Герой рабочего класса» «Власть народу!», «Представь», «Хочу правды», «Женщина — ниггер этого мира», «Счастье ирландца» превратились в музыкально-политические манифесты движения протеста (12).
Оценка автором «леннонизма» как разновидности леворадикальной идеологии и политической практики начала 70-х гг. XX в. опровергает антиисторические попытки замалчивания и отрицания «революционного» периода в деятельности Дж. Леннона (13).
Авторская периодизация и характеристика этапов общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе: хиппистский (1966—1970 гг.) и леворадикальный (1971—1973 гг.) (14) представляется научно обоснованной.
В монографии реализован принцип наглядности: фотографии, рисунки, составленные автором схемы и диаграммы удачно иллюстрируют авторский текст, создают визуальную картину эпохи молодежных бунтов и контркультуры.
Имеющиеся в монографии некоторые недостатки: отдельные фактологические повторы и порой излишне резкая критика ошибочных оценок деятельности Дж. Леннона в историографии не носят принципиального характера и не снижают высокий научный уровень исследования.
В отечественной историографии монография В.В. Бокарева — первое исследование о Ленноне как активном участнике «молодежной революции», позволяющее оценить роль конкретной личности в истории данного явления и содействующее восстановлению исторической правды о его деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Бокарев В.В. Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодежной революции» на Западе (1966—1973 гг.). — М.: Роликс, 2008. — С. 7—9.
2) Там же. — С. 15—78.
3) Там же. — С. 78.
4) Там же. — С. 57—78.
5) Там же. — С. 78
б) Там же. — С. 79—152.
7) Там же. — С. 152
8) Там же. — С. 153—225.
9) Там же. — С. 153, 155, 160, 173—187, 190—204.
( o) Там же. — С. 207—225.
( l) Там же. — С. 206.
( 2) Там же. — С. 233.
( 3) Там же. — С. 229—230.
( 4) Там же. — С. 226—234.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РУДН А.Н. Комаров
REVIEW: V.V. BOKAREV. JOHN LENNON. SOCIAL VIEWS, PUBLIC, POLITICAL AND CREATIVE ACTIVITY DURING THE PERIOD OF THE YOUTH REVOLUTION IN THE WEST.
(Moscow. Ed. Roliks, 2008. — 248 p.)
A.N. Komarov