ЗАРУБЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА Ю.М. Головко
ДЖОН АДАМС О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Один из отцов-основателей североамериканского государства, выдающийся просветитель Джон Адамс (1735 г.-1826 г.) известен глубоким интересом к изучению теории политической власти: ничего «более захватывающего в области научных изысканий» по мнению второго президента США просто не было. «Священная наука политики», - любил повторять он, - «это наука общественного счастья, целиком зависящего от конституционного устройства, которое учреждается однажды, чтобы послужить многим поколениям»1. Но каковы принципы построения хорошо организованного государства?
Им выводились три ключевых аспекта: народное представительство, разделение властей, смешение и баланс в законодательной ветви - монархических, аристократических и демократических элементов. Он рассматривал их как единственные усовершенствования в политической науке «со времён законов Ликурга» . В данной статье мы остановимся на первом из них.
Политическая легитимность основывалась на принципе представительства, или согласия. Согласие коренилось на суверенитете, и тот, в свою очередь, на признании естественных прав. Неоспоримым фактом было моральное равенство всех людей: ни один человек от природы не поставлен рабом или господином над другим. Составляя в 1780 г. проект конституции Массачусетса, Адамс утверждал, что «все люди рождены свободными и независимыми, и имеют оп-
1 John Adams to Alexander Jardine, 1 June 1790// Adams J. The Works of John Adams, Second president of the United States: With a Life of the Author, Notes and Illustrations by his Grandson Charles Francis Adams. 10 Vols. Boston, 1850-1856. Vol.9. P. 567-568.
2 Adams J. The Works ... Vol.4. P. 284.
ределённые естественные и неотчуждаемые права, среди которых выделяются право на жизнь, свободу и защиту от посягательств на них, право на приобретение, обладание и охрану собственности, право на стремление к счастью и безопасности».
Каким образом личность придёт к осознанию необходимости существования над собой гражданских властей? Посредством чего свобода абсолютная трансформируется в свободу упорядоченную? Концепция естественных прав в политической мысли Адамса служила связующим звеном между доцивилизованным и цивилизованным человеком. Поскольку правоспособность людей одинакова, требовалось одобрение всех членов общества на установление той или иной формы правления. Идея согласия -центральный организующий принцип, вокруг которого формировалось «тело политики» .
Из того, что согласие граждан является необходимым условием, на котором держится законное правительство, следовало, что «первоисточник и родоначальник всякой справедливой власти заключен в народе». Суверенитет, «принадлежащий ему, является неотчуждаемым и неразделённым». В годы Войны за независимость «тринадцать правительств были разрушены до основания, и новые избраны народом, выступившим в качестве архитектора, уничтожившего старое строение и возведшего новое» .
3 Adams J. "The Report of a Constitution or Form of Government for the Commonwealth of Massachusetts"// Adams J. Papers of John Adams. 14 Vols. to date, ed. by R.J. Taylor et al. Cambridge (MA), 1977-, Vol. 8, P. 238, 237.
4 Adams J. The Works ... Vol. 6. P. 116. Vol.4. P. 308309. Vol. 6. P. 116. Vol. 4. P. 359.
Доктрина народного суверенитета для Адамса - первый принцип политической архитектуры. Его взгляды на представительство не изменились за годы, прошедшие между написанием двух важнейших трудов по конституционному проектированию «Мыслей о правительстве» (1776 г.) и «Защиты конституций США» (1786 г.). Напротив, теоретик в очередной раз повторил, написанное в «Мыслях», что «родоначальник и первоисточник всей справедливой власти и законного правительства - на-род»1.
Американские конституции, в защиту которых выступил Дж. Адамс, и особенно его личное детище - основной закон штата Массачусетс - полностью основывались на неразделённом народном суверенитете2. Его целостность - важный момент, так как при британском колониальном режиме он сосуществовал с королевским или собственническим в тех провинциях, которые принадлежали не короне, а частным лицам. Таким образом, в новом демократическом устройстве штата народ становился единственным сувереном - он наделялся правом конструировать любую форму правления, которую считает наилучшей и сбросить любое правительство, проявившее деспотизм.
В Массачусетской конституции, в отличие от гораздо более аристократического виргинского проекта, составленного Т. Джефферсоном, Адамс сделал легислатуру, сенат и губернатора ежегодно избираемыми напрямую народом. В «Защите конституций США» просветитель повторно вложил суверенитет в руки людей: «народ -источник и родоначальник исполнительной, судебной и законодательной властей». Временно передавая свои прерогативы правительству, избранному на определённый срок, граждане не теряют право возвратить отданное назад. Через свободные ежегодные выборы суверенитет возвращается к
1 Ibid. Vol. 6. P. 116. Vol. 7. P. 117, 118.
2 John Adams to Samuel Adams, 18 October 1790//
Ibid. Vol.6. P. 415.
народу, пресекая любые замыслы узурпации власти.
Если же такие преступные планы реализуются, нация имеет право прибегнуть к революционным принципам: «убить тирана в случае необходимости», утверждал Адамс в «Защите конституций США», и «сомнений тут может быть не больше, чем повесить разбойника или прихлопнуть моль». Независимо от формы, в которую облечена власть, люди не утрачивают возможность «снять плохую, по их мнению, администрацию, и назначить новую». Просветитель твёрдо стоял на мысли, что «исходя из природы вещей, существование законного правительства, не могло продолжаться дольше периода доброго правления, судьёй в котором служит нация в целом». Перспективы созыва нового конституционного конвента, и даже право на восстание являются неотъемлемым в адамсовской доктрине согласия и народного суверенитета»3.
В такой обширной и населённой стране как США ожидать, что «все должны собираться и сообща принимать законы» абсурдно. Прямая демократия античного типа в силу размеров территории и численности граждан здесь была невозможна. Выходом служил институт представительства, который делал существование больших республик, не в пример греческому полису или итальянской средневековой республике, реальным. Требовалось делегировать полномочия и суверенитет «самым мудрым и достойным» .
В адамсовском варианте все ветви власти прямо или косвенно исходили от народа, так как последний не мог управлять напрямую. Он воспринял представительство как усовершенствование, внесённое новым временем в принципы политической науки. «Палата представителей», - указал Адамс в «Мыслях о правительстве», - «должна быть в миниатюре точным портретом народа в целом. Ей следует думать, чувствовать и действовать как он. Демократическая ле-
3 Adams J. The Works ... Vol. 6. P. 118, 171-172, 130131, 116-117.
4 "Thoughts on Government"// Adams J. Papers .Vol.4. P. 87-88.
гислатура - нечто большее, чем просто зеркало мнений и страстей. Принципиальная задача ассамблеи - всегда действовать в интересах строгой справедливости»1.
Адамс знал, что частой проблемой является социальное соперничество между различными элементами общества. Но как именно могло быть гарантировано соблюдение справедливости, и подразумевал ли республиканский принцип непременное представительство всего народа? В 1776 г. политик Дж. Салливан писал ему, что разработчики американских конституций, должны установить голосование всех белых мужчин. Так как требование подчиняться законам не знает исключений, то каждый должен отдавать голос в поддержку акта или против него.
Ответ просветителя вновь погружал в теорию представительства и политической легитимности. Он обозначил основную проблему следующим образом: «Из доктрины следует со всей определённостью, что единственным нравственным основанием правительства является согласие народа. Но до какого предела распространяется действие данного принципа? Будем ли мы утверждать, что каждый член общества: старый и юный, мужчина и женщина, богатый и бедный без промедления сроднится с каждым указом, вышедшим из-под пера законодателей? Нет, скажите Вы. Другой вопрос: откуда у большинства появляется право руководить меньшинством против его воли? Когда у мужчин возникает право управлять женщинами без их согласия? А право старцев осуществлять тоже в отношении молодёжи без одобрения последних?» Джон Адамс поставил ребром вопросы, которые многие демократы не решались задать вплоть до XX в. Его взгляды на представительство весьма прогрессивны, например, в отличие от большинства современников, он признавал за женщинами и молодёжью моральное (если не интеллектуальное) право требовать себе голоса. Проект конституции Массачусетса - один
1 John Adams to Joseph Hawley, 25 August 1776// Ibid. Vol. 4. P. 496-497; "Thoughts on Government"// Ibid. Vol. 4. P. 87-88.
из самых демократичных в революционную эру, но это не означало готовность его автора наделить избирательным правом каждого. Теоретику не изменяла убеждённость, что наличие цензов необходимо, а их отсутствие ведёт к тирании большинства.
Его требования к потенциальному избирателю весьма лояльны. Например, минимальный возраст - 21 год, но если человек достиг 20 лет, 11 месяцев и 29 дней, он имел право избирать. Стратеги, разрабатывавшие конституционные проекты, «должны зафиксировать в них определённый возрастной барьер, когда соблюдён интеллектуальный и волевой моменты, чтобы общество могло полагаться на выбор, сделанный таким лицом». Нельзя забывать и о требованиях к собственности. Адамс хотел дисквалифицировать людей ею не обладающих, как недостаточно знакомых с публичными делами и лишенных собственного мнения.
Принцип согласия для мыслителя означал просвещённое согласие. Избиратели должны соответствовать определённым, пусть и минимальным квалифицирующим характеристикам: прежде всего это люди независимые, руководствующиеся личным суждением. Таким образом, всеобщее избирательное право с одной стороны «сводило все общественные сословия до единого уровня», а с другой «способствовало выдвижению тех обладателей земельных наделов, которые сумели приложить знания и способности к своему интересу»2. Давая право голоса людям, обеспеченным собственностью, народ гарантировано получал честолюбивых и эффективных управленцев.
Второго президента беспокоило, что поголовное избирательное право развратит электоральную систему, и в итоге, коррумпирует конституционную систему в целом. Сознавая, что такими рассуждениями он навлекает критику оппонентов, правовед не смирился с необходимостью принятия заведомо популистских решений. Чтобы
2 John Adams to James Sullivan, 26 May 1776// Ibid. Vol. 4. P. 208-212.
обеспечить полноценное народное голосование, Адамс настаивал на широчайшей представленности земельной собственности. В этом он следовал принципу «Океании» Гаррингтона: «Последний утверждал, что власть всегда следует собственности. Я убеждён, что это должно быть такой же неотъемлемой максимой в политике, как то, что всякому действию, есть равное ему противодействие в механике. Уверен, мы можем продвинуться на шаг вперёд и стоять на том, что баланс власти в обществе сопутствует балансу обладания землёй. Единственный реальный путь сохранения баланса власти при равной для всех свободе и общественной добродетели, это сделать приобретение земли лёгким для каждого члена общества: осуществить разделение земли на маленькие порции, так чтобы множество могло обладать земельными владениями. Если большинство станет причастным к распределению поместий, то будет не чуждо и сбалансированному распределению власти, а, следовательно, и заинтересовано в том, чтобы все действия правительства направлялись на поддержание добродетели народа и соблюдение его законных интересов».
Патриот гордился тем, что в родном штате Массачусетс со времени основания, установилась мудрая политика представленности общественных земель настолько широко, насколько возможно. Несмотря на формальный имущественный ценз, Массачусетс и другие провинции Новой Англии имели самое либеральное избирательное право в тогдашнем мире. Он не видел нужды изменять это и его проект конституции «следовал данной традиции»1.
Адамс хотел, чтобы созданная система власти была «открыта практически для всех», так как история знает немало случаев, когда «самые выдающиеся гении, наиболее активные и полезные общественные позиции и безупречнейшая храбрость происходили из средних и низших классов». Второй президент полагал, что существующее от природы моральное равенство
1 Ibid.
наделило естественную аристократию -«ума и таланта» - «несомненным правом иметь все дороги для продвижения в жизни и во власти открытыми». То есть простые, но способные люди должны получить возможность занять подобающее их таланту положение наравне с остальными. За человеком, обладающим собственностью, признавалось «в должной мере наличие собственного суждения и воли», а, следовательно, и «право участия в публичных делах». Просветитель верил, что йомены, ремесленники и купцы именно таких изберут в политику, «где они, проявив себя, получат почести и должности, подвизаясь на гражданском, либо военном поприще»2.
Философы Просвещения и политические реформаторы в годы Войны за независимость признали и утвердили народное представительство - логическое следствие естественно-правовой теории - в качестве одного из основополагающих принципов организации республики. Дж. Адамс, как и наиболее прогрессивные современники, не сомневался в необходимости передачи государственного суверенитета целиком и полностью в руки народа. Его участие в отправлении власти облекалось в форму представительной демократии, так как реализовать прямую на большой и густонаселённой территории штатов было невозможно. Мыслитель признавал существование традиционного возрастного и минимального имущественного цензов, с целью защиты конституционной системы от неблагонадёжных элементов и крайностей демократии, чреватых установлением тирании большинства. Как истинный поборник справедливости, Адамс указывал на тот факт, что увлекаясь доктриной равенства и ничем не ограниченным избирательным правом можно легко подставить под удар меньшинство, чьи права и законные интересы также нуждаются в охране. Поэтому он внес соответствующие механизмы защиты в конституционные проекты, к созданию которых прямо или косвенно оказался при-частен.
2 Adams J. The Works ... Vol. 5. P. 456-457.