Научная статья на тему 'Джон Адамс о народном представительстве: аспекты проблемы'

Джон Адамс о народном представительстве: аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
432
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАМС / ADAMS / США / USA / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / REPRESENTATION / НАРОД / PEOPLE / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / БОЛЬШИНСТВО / MAJORITY / ВЛАСТЬ / POWER / ПРАВИТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головко Юлия Марковна

Один из отцов-основателей США, выдающийся просветитель Джон Адамс определил ряд ключевых аспектов в построении демократической республики, первым из которых стал принцип народного представительства. На нём базировалась легитимность вновь созданных революционных правительств. Представительство Адамс основывал на доктрине народного суверенитета, который мог реализоваться на обширных просторах североамериканского континента только в рамках данного политического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

John Adams on the people's representation: issue's problems

One of the US founding fathers, prominent enlightener John Adams defined some key aspects of the democratic republic formation, the first of which is the principle of representation of the people. It was the basis of the newly created revolutionary governments' legitimacy. The representation was based on the people's sovereignty doctrine, which could be realised on the vast territories of the North American continent only through this political institution.

Текст научной работы на тему «Джон Адамс о народном представительстве: аспекты проблемы»

ЗАРУБЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА Ю.М. Головко

ДЖОН АДАМС О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Один из отцов-основателей североамериканского государства, выдающийся просветитель Джон Адамс (1735 г.-1826 г.) известен глубоким интересом к изучению теории политической власти: ничего «более захватывающего в области научных изысканий» по мнению второго президента США просто не было. «Священная наука политики», - любил повторять он, - «это наука общественного счастья, целиком зависящего от конституционного устройства, которое учреждается однажды, чтобы послужить многим поколениям»1. Но каковы принципы построения хорошо организованного государства?

Им выводились три ключевых аспекта: народное представительство, разделение властей, смешение и баланс в законодательной ветви - монархических, аристократических и демократических элементов. Он рассматривал их как единственные усовершенствования в политической науке «со времён законов Ликурга» . В данной статье мы остановимся на первом из них.

Политическая легитимность основывалась на принципе представительства, или согласия. Согласие коренилось на суверенитете, и тот, в свою очередь, на признании естественных прав. Неоспоримым фактом было моральное равенство всех людей: ни один человек от природы не поставлен рабом или господином над другим. Составляя в 1780 г. проект конституции Массачусетса, Адамс утверждал, что «все люди рождены свободными и независимыми, и имеют оп-

1 John Adams to Alexander Jardine, 1 June 1790// Adams J. The Works of John Adams, Second president of the United States: With a Life of the Author, Notes and Illustrations by his Grandson Charles Francis Adams. 10 Vols. Boston, 1850-1856. Vol.9. P. 567-568.

2 Adams J. The Works ... Vol.4. P. 284.

ределённые естественные и неотчуждаемые права, среди которых выделяются право на жизнь, свободу и защиту от посягательств на них, право на приобретение, обладание и охрану собственности, право на стремление к счастью и безопасности».

Каким образом личность придёт к осознанию необходимости существования над собой гражданских властей? Посредством чего свобода абсолютная трансформируется в свободу упорядоченную? Концепция естественных прав в политической мысли Адамса служила связующим звеном между доцивилизованным и цивилизованным человеком. Поскольку правоспособность людей одинакова, требовалось одобрение всех членов общества на установление той или иной формы правления. Идея согласия -центральный организующий принцип, вокруг которого формировалось «тело политики» .

Из того, что согласие граждан является необходимым условием, на котором держится законное правительство, следовало, что «первоисточник и родоначальник всякой справедливой власти заключен в народе». Суверенитет, «принадлежащий ему, является неотчуждаемым и неразделённым». В годы Войны за независимость «тринадцать правительств были разрушены до основания, и новые избраны народом, выступившим в качестве архитектора, уничтожившего старое строение и возведшего новое» .

3 Adams J. "The Report of a Constitution or Form of Government for the Commonwealth of Massachusetts"// Adams J. Papers of John Adams. 14 Vols. to date, ed. by R.J. Taylor et al. Cambridge (MA), 1977-, Vol. 8, P. 238, 237.

4 Adams J. The Works ... Vol. 6. P. 116. Vol.4. P. 308309. Vol. 6. P. 116. Vol. 4. P. 359.

Доктрина народного суверенитета для Адамса - первый принцип политической архитектуры. Его взгляды на представительство не изменились за годы, прошедшие между написанием двух важнейших трудов по конституционному проектированию «Мыслей о правительстве» (1776 г.) и «Защиты конституций США» (1786 г.). Напротив, теоретик в очередной раз повторил, написанное в «Мыслях», что «родоначальник и первоисточник всей справедливой власти и законного правительства - на-род»1.

Американские конституции, в защиту которых выступил Дж. Адамс, и особенно его личное детище - основной закон штата Массачусетс - полностью основывались на неразделённом народном суверенитете2. Его целостность - важный момент, так как при британском колониальном режиме он сосуществовал с королевским или собственническим в тех провинциях, которые принадлежали не короне, а частным лицам. Таким образом, в новом демократическом устройстве штата народ становился единственным сувереном - он наделялся правом конструировать любую форму правления, которую считает наилучшей и сбросить любое правительство, проявившее деспотизм.

В Массачусетской конституции, в отличие от гораздо более аристократического виргинского проекта, составленного Т. Джефферсоном, Адамс сделал легислатуру, сенат и губернатора ежегодно избираемыми напрямую народом. В «Защите конституций США» просветитель повторно вложил суверенитет в руки людей: «народ -источник и родоначальник исполнительной, судебной и законодательной властей». Временно передавая свои прерогативы правительству, избранному на определённый срок, граждане не теряют право возвратить отданное назад. Через свободные ежегодные выборы суверенитет возвращается к

1 Ibid. Vol. 6. P. 116. Vol. 7. P. 117, 118.

2 John Adams to Samuel Adams, 18 October 1790//

Ibid. Vol.6. P. 415.

народу, пресекая любые замыслы узурпации власти.

Если же такие преступные планы реализуются, нация имеет право прибегнуть к революционным принципам: «убить тирана в случае необходимости», утверждал Адамс в «Защите конституций США», и «сомнений тут может быть не больше, чем повесить разбойника или прихлопнуть моль». Независимо от формы, в которую облечена власть, люди не утрачивают возможность «снять плохую, по их мнению, администрацию, и назначить новую». Просветитель твёрдо стоял на мысли, что «исходя из природы вещей, существование законного правительства, не могло продолжаться дольше периода доброго правления, судьёй в котором служит нация в целом». Перспективы созыва нового конституционного конвента, и даже право на восстание являются неотъемлемым в адамсовской доктрине согласия и народного суверенитета»3.

В такой обширной и населённой стране как США ожидать, что «все должны собираться и сообща принимать законы» абсурдно. Прямая демократия античного типа в силу размеров территории и численности граждан здесь была невозможна. Выходом служил институт представительства, который делал существование больших республик, не в пример греческому полису или итальянской средневековой республике, реальным. Требовалось делегировать полномочия и суверенитет «самым мудрым и достойным» .

В адамсовском варианте все ветви власти прямо или косвенно исходили от народа, так как последний не мог управлять напрямую. Он воспринял представительство как усовершенствование, внесённое новым временем в принципы политической науки. «Палата представителей», - указал Адамс в «Мыслях о правительстве», - «должна быть в миниатюре точным портретом народа в целом. Ей следует думать, чувствовать и действовать как он. Демократическая ле-

3 Adams J. The Works ... Vol. 6. P. 118, 171-172, 130131, 116-117.

4 "Thoughts on Government"// Adams J. Papers .Vol.4. P. 87-88.

гислатура - нечто большее, чем просто зеркало мнений и страстей. Принципиальная задача ассамблеи - всегда действовать в интересах строгой справедливости»1.

Адамс знал, что частой проблемой является социальное соперничество между различными элементами общества. Но как именно могло быть гарантировано соблюдение справедливости, и подразумевал ли республиканский принцип непременное представительство всего народа? В 1776 г. политик Дж. Салливан писал ему, что разработчики американских конституций, должны установить голосование всех белых мужчин. Так как требование подчиняться законам не знает исключений, то каждый должен отдавать голос в поддержку акта или против него.

Ответ просветителя вновь погружал в теорию представительства и политической легитимности. Он обозначил основную проблему следующим образом: «Из доктрины следует со всей определённостью, что единственным нравственным основанием правительства является согласие народа. Но до какого предела распространяется действие данного принципа? Будем ли мы утверждать, что каждый член общества: старый и юный, мужчина и женщина, богатый и бедный без промедления сроднится с каждым указом, вышедшим из-под пера законодателей? Нет, скажите Вы. Другой вопрос: откуда у большинства появляется право руководить меньшинством против его воли? Когда у мужчин возникает право управлять женщинами без их согласия? А право старцев осуществлять тоже в отношении молодёжи без одобрения последних?» Джон Адамс поставил ребром вопросы, которые многие демократы не решались задать вплоть до XX в. Его взгляды на представительство весьма прогрессивны, например, в отличие от большинства современников, он признавал за женщинами и молодёжью моральное (если не интеллектуальное) право требовать себе голоса. Проект конституции Массачусетса - один

1 John Adams to Joseph Hawley, 25 August 1776// Ibid. Vol. 4. P. 496-497; "Thoughts on Government"// Ibid. Vol. 4. P. 87-88.

из самых демократичных в революционную эру, но это не означало готовность его автора наделить избирательным правом каждого. Теоретику не изменяла убеждённость, что наличие цензов необходимо, а их отсутствие ведёт к тирании большинства.

Его требования к потенциальному избирателю весьма лояльны. Например, минимальный возраст - 21 год, но если человек достиг 20 лет, 11 месяцев и 29 дней, он имел право избирать. Стратеги, разрабатывавшие конституционные проекты, «должны зафиксировать в них определённый возрастной барьер, когда соблюдён интеллектуальный и волевой моменты, чтобы общество могло полагаться на выбор, сделанный таким лицом». Нельзя забывать и о требованиях к собственности. Адамс хотел дисквалифицировать людей ею не обладающих, как недостаточно знакомых с публичными делами и лишенных собственного мнения.

Принцип согласия для мыслителя означал просвещённое согласие. Избиратели должны соответствовать определённым, пусть и минимальным квалифицирующим характеристикам: прежде всего это люди независимые, руководствующиеся личным суждением. Таким образом, всеобщее избирательное право с одной стороны «сводило все общественные сословия до единого уровня», а с другой «способствовало выдвижению тех обладателей земельных наделов, которые сумели приложить знания и способности к своему интересу»2. Давая право голоса людям, обеспеченным собственностью, народ гарантировано получал честолюбивых и эффективных управленцев.

Второго президента беспокоило, что поголовное избирательное право развратит электоральную систему, и в итоге, коррумпирует конституционную систему в целом. Сознавая, что такими рассуждениями он навлекает критику оппонентов, правовед не смирился с необходимостью принятия заведомо популистских решений. Чтобы

2 John Adams to James Sullivan, 26 May 1776// Ibid. Vol. 4. P. 208-212.

обеспечить полноценное народное голосование, Адамс настаивал на широчайшей представленности земельной собственности. В этом он следовал принципу «Океании» Гаррингтона: «Последний утверждал, что власть всегда следует собственности. Я убеждён, что это должно быть такой же неотъемлемой максимой в политике, как то, что всякому действию, есть равное ему противодействие в механике. Уверен, мы можем продвинуться на шаг вперёд и стоять на том, что баланс власти в обществе сопутствует балансу обладания землёй. Единственный реальный путь сохранения баланса власти при равной для всех свободе и общественной добродетели, это сделать приобретение земли лёгким для каждого члена общества: осуществить разделение земли на маленькие порции, так чтобы множество могло обладать земельными владениями. Если большинство станет причастным к распределению поместий, то будет не чуждо и сбалансированному распределению власти, а, следовательно, и заинтересовано в том, чтобы все действия правительства направлялись на поддержание добродетели народа и соблюдение его законных интересов».

Патриот гордился тем, что в родном штате Массачусетс со времени основания, установилась мудрая политика представленности общественных земель настолько широко, насколько возможно. Несмотря на формальный имущественный ценз, Массачусетс и другие провинции Новой Англии имели самое либеральное избирательное право в тогдашнем мире. Он не видел нужды изменять это и его проект конституции «следовал данной традиции»1.

Адамс хотел, чтобы созданная система власти была «открыта практически для всех», так как история знает немало случаев, когда «самые выдающиеся гении, наиболее активные и полезные общественные позиции и безупречнейшая храбрость происходили из средних и низших классов». Второй президент полагал, что существующее от природы моральное равенство

1 Ibid.

наделило естественную аристократию -«ума и таланта» - «несомненным правом иметь все дороги для продвижения в жизни и во власти открытыми». То есть простые, но способные люди должны получить возможность занять подобающее их таланту положение наравне с остальными. За человеком, обладающим собственностью, признавалось «в должной мере наличие собственного суждения и воли», а, следовательно, и «право участия в публичных делах». Просветитель верил, что йомены, ремесленники и купцы именно таких изберут в политику, «где они, проявив себя, получат почести и должности, подвизаясь на гражданском, либо военном поприще»2.

Философы Просвещения и политические реформаторы в годы Войны за независимость признали и утвердили народное представительство - логическое следствие естественно-правовой теории - в качестве одного из основополагающих принципов организации республики. Дж. Адамс, как и наиболее прогрессивные современники, не сомневался в необходимости передачи государственного суверенитета целиком и полностью в руки народа. Его участие в отправлении власти облекалось в форму представительной демократии, так как реализовать прямую на большой и густонаселённой территории штатов было невозможно. Мыслитель признавал существование традиционного возрастного и минимального имущественного цензов, с целью защиты конституционной системы от неблагонадёжных элементов и крайностей демократии, чреватых установлением тирании большинства. Как истинный поборник справедливости, Адамс указывал на тот факт, что увлекаясь доктриной равенства и ничем не ограниченным избирательным правом можно легко подставить под удар меньшинство, чьи права и законные интересы также нуждаются в охране. Поэтому он внес соответствующие механизмы защиты в конституционные проекты, к созданию которых прямо или косвенно оказался при-частен.

2 Adams J. The Works ... Vol. 5. P. 456-457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.