Научная статья на тему 'Джихад, бессмысленный и беспощадный'

Джихад, бессмысленный и беспощадный Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трифонов Евгений

«Новое время», М., 2004 г., № 37, с. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джихад, бессмысленный и беспощадный»

ДЖИХАД, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ

Серия терактов, прокатившаяся по России в последнее время, заставляет задуматься: какова цель террористов? Чего они хотят добиться, взрывая самолеты и захватывая в заложники детей? Когда Басаев в Буденновске и Радуев в Кизляре захватывали больницы, у них была понятная стратегия и четкая цель: заставить Россию прекратить войну в Чечне. Тогда мировая общественность да и часть российских граждан если не оправдывали действия террористов, то пытались найти им объяснение: мол, боевики пытаются такими зверскими методами добиться прекращения бомбежек и обстрелов родных селений. Теперь ситуация другая: чеченские селения давно не бомбят, и захват «Норд-Оста» нигде ни малейшего сочувствия не вызвал - наоборот, Запад, продолжая критиковать Москву за творимый в Чечне беспредел, заговорил о связях боевиков с международным исламским экстремизмом. Нынешние теракты, конечно, еще сильней уменьшат количество сочувствующих делу чеченской независимости в мире. Значит, рассчитывать на сочувствие мировой общественности тем, кто стоит за августовско-сентябрьскими взрывами и захватами 2004 г. не следует. И надеяться на достижение каких-либо целей внутри России они также не могут: требования вывести войска из Чечни и освободить арестованных по подозрению в нападении на Ингушетию - а эти требования выдвигали боевики, захватившие школу в Беслане, - заведомо невыполнимы. Кажется, что никакой логики в действиях боевиков нет.

Но на самом деле логика есть. Она просто другая, лежащая по ту сторону здравого смысла и рациональности. Эта логика сродни той, которой пользовались массовые убийцы, врезавшиеся на самолетах в башни-близнецы в Нью-Йорке. Все произошедшее в конце августа - начале сентября свидетельствует о том, что война в России стала другой. Она уже не вполне чеченская и даже не совсем кавказская. Война чеченцев за независимость превратилась в один из многочисленных фронтов мирового джихада - тотальной войны исламистов с «неверными».

Это для европейских политкорректных интеллектуалов есть вопрос - имеет ли место конфликт цивилизаций или же его выдумали дремучие реакционеры с легкой руки Хантингтона. А вот для наследников аятоллы Хомейни, для палестинцев, посылающих своих детей под израильские танки, для британского египтянина Аль-Хамзы, для филиппинских боевиков из «Ас-Сайяфа» и таиландских взрывников из Объединенной организации освобождения Паттани такого вопроса нет: они ведут

джихад уже много лет. И им невдомек, что «прогрессивная общественность» спорит о том, существуют ли они или только привиделись. Теракты 11 сентября 2001 г. не были бессмысленными: они разбудили в исламском мире иррациональные, но очень мощные антихристианские и антиевропейские настроения. Эйфория, охватившая мусульманский мир, обернулась десятками и сотнями экстремистских группировок, мечтающих о лаврах «героев», взорвавших ВТЦ. А вот вторжение американских войск в Ирак создало дополнительную мотивацию ненависти мусульман к США и странам Европы: автономные ячейки, объявляющие себя частью «Аль-Каиды», распро-странились по всему миру.

Чеченская война стала частью джихада: годы войны и разрухи раздробили чеченские тейпы, подорвали авторитет старейшин и прочих традиционных лидеров, породив тысячи выбитых из жизни одиночек, потерявших всякие жизненные ориентиры. Из них между первой и второй войнами создавались так называемые джамааты, превратившиеся в автономные центры власти. «Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» (Коран, 9:5) - одной этой суры из священной книги ислама вполне достаточно для чеченских неофитов. А суры, призывавшие к терпимости к иноверцам, надо думать, популярностью у них не пользуются. Как, впрочем, не любил о них вспоминать и покойный Хомейни. Трудно надеяться, что мусульман-ская «улица» испытывает к погибшим «неверным» что-либо, кроме злорадства. Сказано ведь в самой главной книге ислама: «Для иудеев, и для христиан, и для многобожников, для них - геенна огненная на веки вечные, ибо они - омерзительнейшие из созданий» (98:51). Как ни агрессивен исламский экстремизм, как он ни слеп в выборе жертв, детонатором превращения России в «Дар-эль-Гарб» (территорию войны ислама с «неверными») стала война в Чечне. Все, что нужно, уже сказано об ошибках в кавказской политике. Важнее понять, что мы получили в Чечне, формально ставшей обычной российской автономией.

Вторая чеченская война ознаменовалась новой стратегией «замирения» Чечни - посредством создания органов власти и вооруженных сил из бывших «непримиримых». Во главе республики был поставлен бывший дудаевский полевой командир Ахмад Кадыров. Пророссийские чеченцы «первой волны» оказались оттесненными с политической арены: непримиримый враг Дудаева Б.Гантамиров, которого многие прочили в чеченские президенты, оказался не у дел. Чеченский ОМОН, как и сформированный из боевиков бывшей антидудаевской оппозиции батальон

«Запад» во главе с Саид-Магомедом Какиевым, всю первую чеченскую войну сражавшийся на стороне российских войск, превратились во второстепенные силовые структуры, так как вооруженной рукой нового режима стали охранные структуры Кадырова, милиция, набранная в значительной степени из вчерашних боевиков, и батальон «Восток», сформированный братьями Ямадаевыми - тоже бывшими дудаевскими полевыми командирами.

Стратегия привлечения на сторону властей бывших противников стара как мир и при определенных условиях может быть вполне эффективной. Нет сомнений в том, что покойный Ахмад-хаджи был человеком очень смелым и ни на какие компромиссы с Масхадовым и Басаевым он бы не пошел. В храбрости не откажешь ни его сыну Рамзану, ни братьям Ямадаевым, ни бойцам кадыровских отрядов и чеченским милиционерам. Между ними и боевиками сепаратистского подполья легло море крови: боевики Кадырова стали «эскадронами смерти», уничтожающими всех подозреваемых в сотрудничестве с сепаратистами. Те, в свою очередь, убивают сотрудничающих с новой чеченской властью. Кадыровцы так и не смогли одолеть масхадовцев и ваххабитские джамааты - а ведь расчет делался именно на победу Кадырова в развязанной гражданской войне между чеченцами. Не получилось. Армия, части МВД, чекисты, кадыров-ские охранники, ямадаевские бойцы, местная и командированная милиция ведут собственную войну, не желая, а нередко и опасаясь сотрудничать друг с другом. Под знамена Кадырова перешла не столь уж большая часть сепаратистов, и среди перешедших нет сколько-нибудь известных полевых командиров, кроме тех же Ямадаевых. Ядро непримиримых так и осталось в горах. Стратегия победы в войне руками союзных чеченцев провалилась. А впрочем, нужно ли кадыровцам с ямадаев-цами приближать конец войны? Покойный Ахмад Кадыров небезуспешно перехватывал у федеральных структур все больше полномо-чий - от контроля над финансовыми потоками до попыток подчинить себе группировку российских войск. Взрыв на грозненском стадионе убил его тогда, когда он находился буквально в двух шагах от полновластия в мятежной республике. А вот Масхадова с Басаевым тысячи подчиненных ему бойцов так и не поймали. Ведь если бы поймали, полномочия Кадырова были бы урезаны до уровня нормального президента автономии.

Гибель Ахмада Кадырова и выборы президентом Чечни Алу Алха-нова свидетельствуют о провале стратегии привлечения боевиков на сторону федерального центра и победы над сепаратизмом руками самих чеченцев. Алханов воевал на стороне федеральных сил всю первую войну,

и, скорее всего, попытается перераспределить власть, опираясь на остатки гантамировцев, ОМОН и батальон «Запад». Значит, в республике грядет новое обострение, причем с участием уже нескольких противостоящих друг другу сторон - федералов, боевиков-сепаратистов, кадыровцев и алхановцев. Если кадыровцы начнут терять власть, кто знает, как поведут себя тысячи бойцов службы охраны президента Чечни, милиционеры и ямадаевские отряды?

Реализуя стратегию подавления сепаратистов руками их бывших соратников, Москва зашла слишком далеко, демонстрируя им свою благожелательность. Право на бесконтрольное расходование денег на восстановление городов и сел, право на создание преторианской гвардии, фактическая неподсудность - слишком большая цена за лояльность. По сути, Кадыров и его «партия» сделали для фактической независимости Чечни гораздо больше, чем генерал Дудаев. В случае успеха кадыровцы получили бы де-факто независимое государство, к тому же финансируемое из российского бюджета. Если бы нечто подобное предложили в свое время Джохару Дудаеву, он согласился бы без колебаний.

Современная Чечня представляет собой пространство, в котором безраздельно властвуют полевые командиры - как сепаратистские, так и формально пророссийские. Даже прекращение вооруженного сопротивления и вывод российских войск ситуацию не изменит: трудно представить себе, скажем, Рамзана Кадырова, решающего какие-либо проблемы в суде присяжных. Чечня - уже не Россия. Чтобы не обижать своих ставленников, Москва сделала вид, что при Дудаеве не было зверской этнической чистки, которая выбросила из республики сотни тысяч нечеченцев. Чечня сегодня - этнически чистая, точнее, «зачищенная» республика. Может ли в составе России находиться субъект Федерации, из которого изгнаны русские, украинцы, армяне, евреи? Да если хоть все боевики устроятся в чеченскую милицию или, скажем, пойдут учить детишек в школы (а из кого еще, спрашивается, будут набираться учителя?), Чечня останется отдельным государством, живущим по своим законам, не имеющим ничего общего с российскими.

В условиях разрушения чеченского общества, при всевластии «человека с ружьем» чеченцы уходят в новые общины, дающие им возможность выжить, собираются вокруг людей, у которых есть деньги и идеология. Такие сообщества в Чечне есть - исламские джамааты, пережившие вторую войну и вовлекающие в свои ряды все новых членов. Джа-мааты, получающие помощь из-за рубежа и от российских «братьев», которых делается все больше в Поволжье, на Урале, в Сибири, снабжают

своих людей не только деньгами, мукой и одеждой, но и оружием и взрывчаткой, инструкциями и идеями. В итоге Чечня остается резервуаром для формирования экстремистских отрядов, готовых даже на такие невероятные по своему зверству преступления, как в бесланской школе.

Если Чечня - субъект Российской Федерации, она не может жить по законам, отличным от тех, что действуют в остальных частях страны. Не может быть ни «президентской гвардии», ни отдельных батальонов. Не может быть признан «нулевой вариант», при котором преступления дудаевского времени, в первую очередь этнические чистки, не расследуются. Те, кто изгонял «инородцев», кто совершал налеты на приграничные с Чечней села, кто захватывал имущество изгнанных, кто держал рабов - все они должны быть наказаны в соответствии с российскими законами, тут никакого срока давности быть не может. Сепаратисты и исламисты воюют только потому, что они уверены: русские все равно уйдут. Уйдут потому, что позволили изгнать своих соотечественников, что позволяют жить в захваченных домах и квартирах. Потому, что никто не осужден за рабовладение и работорговлю. Пока в Чечне не началось настоящее наведение порядка - не формального, при котором вчерашний боевик надевает милицейскую форму и идет грабить и мстить личным врагам, а реального, когда незаконные вооруженные формирования распускаются, преступления расследуются, преступники наказываются, а население вынуждено работать, так как грабить и торговать людьми слишком опасно. Пока этого не будет, Чечня остается базой для всемирного джихада - бессмысленного и беспощадного.

«Новое время», М., 2004 г., № 37, с. 12-14.

Светлана Метелева,

журналист

КАК ГОТОВЯТ СМЕРТНИЦ В ЧЕЧНЕ

И тогда ты произнесешь: «Нет Бога, кроме Аллаха», - и сложишь руки на груди. Потому что так соединяются клеммы. Механизм срабатывает, и раздастся взрыв. Потому что ты призвана остановить неверных. Твое тело разорвет на куски, а душа устремится в рай. Потому что ты -невеста Аллаха. Там ты встретишь своих родных и будешь с ними вечно. Потому что это - награда шахиду. И тогда ты поймешь, что вернулась домой. Потому что в раю говорят по-чеченски...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.