Научная статья на тему 'Джелалэддин Коркмасов видный общественный и политический деятель Дагестана'

Джелалэддин Коркмасов видный общественный и политический деятель Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1610
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джелалэддин Коркмасов видный общественный и политический деятель Дагестана»

ДЖЕЛАЛЭДДИН КОРКМАСОВ - ВИДНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ДАГЕСТАНА

ХАРИСОВА З.Г.

В истории каждого народа имеются политики, значение которых определяется главным образом тем, в какой степени они пробуждают в данном народе самосознание. Такого крупнейшего политика как ДКоркмасов, оставившего след в истории и сознании дагестанских народов, выдвинул период истории Дагестана. Он был драматическим периодом в истории народов России, Дагестана. Первая русская революция, Февральская буржуазно-демократическая революция, Октябрьская революция, гражданская война и развернувшееся государственное социалистическое строительство пробудили к активной социально-политической деятельности миллионы людей в нашей стране.

Интерес к данному периоду нашей истории не только не ослабевает, но и возрастает на современном этапе, когда мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, как пренебрежительное отношение к прошлому, К тем или иным нациям, народностям, к их национальным политическим деятелям. Тенденциозная, ненаучная трактовка исторических событий мешает объективному изучению истории, не в должной степени раскрывает роль интеллигенции в политических процессах начала ХХ века. А ведь сегодня так актуально мнение М.И.Туган-Барановского: «Чем большую роль в общем строе нашей социальной жизни будут играть интересы народных масс, тем сильнее будет вовлекаться и интеллигенция в сферу этих интересов»!

Мировоззрение дагестанской политической интеллигенции формировалось под влиянием сложных социальноэкономических и политических условий, сложившихся в Дагестане после его присоединения к России, не могло не повлиять на формирование их взглядов проживание в таких городах как Ставрополь, Владикавказ, Петербург, Москва и др.

Мировоззрение революционеров потерпело эволюцию, оно совершенствовалось и изменялось под влиянием революционных событий и идей русской политической интеллигенции.

Джелал-эд-Дин Коркмасов родился 1 октября 1877 года в местности Кумтор-Кала2 в семье почетнейшего узденяЗ Дагестанской области (дворянин), вероисповедования магометанского (метрическое свидетельство № 5043, медицинское свидетельство № 66).

Родители: отец - Асельдер-хаджи (1843 - 27.09.1897 г.) штабс-капитан, служил в главной Императорской квартире -ставка царя, являясь командиром взвода, состоящего из рядовой знати мусульман Прикаспийского края, Лейб-Гвардии Кавказского эскадрона Собственного Конвоя свиты Его Императорского Величества Александра II. Имел ряд наград, в том числе и лично врученную Императором - золотую на Анненской ленте для ношения на шее или в петлице, за доблестную службу в Конвое Его Величества. Затем служил военным переводчиком канцелярии военного генерал-губернатора Дагестана (г. Темир-Хан-Шура), последние годы, оставив службу, проживал в своем родовом селении Кумтор-Кала, занимаясь хозяйством; Мать - Хасайбат-Бике (хаджи) (18...-1903г.). имела первоначальное арабское образование, в замужестве вела хозяйство и занималась воспитанием детей.

Дед по отцу - мулла Мустафа-хаджи, известный мюрид Шамиля, нареченный - Коркмас (Бесстрашный). Дед Коркма-сова по матери (точное имя не сохранилось), сокурсник имама Шамиля5, с которым учился в юношеские годы в Кази-Кумухе у прославленного богослова шейха Джелал-эд-Дина, преподававшего риторику, арабский, грамматику, естество-знание.6

Первоначальное образование Д. Коркмасов получил арабское, затем два класса учился в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, «являющимся первым и до 1897 года единственным средним учебным заведением в Дагестане».7 Дже-лала Коркмасова переводят на классическое отделение Ставропольской мужской гимназии. Материалы свидетельствуют, что Ставропольская гимназия оставалась главным учебным заведением для горских народов, в ней оставалось больше вакансий для дагестанцев, чем в любой другой гимназии, хотя «по национальным, религиозным и другим данным Бакинская губерния стояла ближе к Дагестану, чем Ставропольская»8.

К концу Х1Х века Ставрополь был своего рода перевалочным пунктом, пограничным центром ссыльных из России на Кавказ и с Кавказа в Россию, Сибирь. Здесь они проходили проверку у губернатора города. Некоторым ссыльным удавалось скрыться, в городе оседали и революционеры, создавшие нелегальные кружки, ведущие активную пропаганду против царя, и даже издавали листовки. Руководство гимназии запрещало учащимся выходить из здания, а впоследствии даже закрыло старшие классы. И все же некоторым удавалось выйти, связаться с подпольщиками, брать у них запрещенные книги. Коркмасов много читает, для него эта пора горячих переживаний, жгучей критики и сомнений, поиски разумного миросозерцания, что проявляется в бурных спорах гимназистов по вопросам философии, истории, права, политики. Над всем этим встает дух Михалковского9 - кумира тогдашней молодежи. Народнический кружок уже в те годы сплотил с Кор-кмасовым таких известных общественных и политических деятелей - тогда учеников более младших классов - С. Габие-ва10, М.-м. Хизроева11 и др.

По воспоминаниям С.Габиева, «уже тогда к Коркмасову было безусловное уважение как к руководителю12».

По окончании гимназии «все мысли, все чувства тянулись к науке, к желанию начать с естественных наук, изучения самой природы, их законы»13. В 1897 г. он поступает в Московский университет, однако мысль отвлекается от науки. Стремление помочь горцам-учащимся и его организационная и пропагандистская деятельность в их защиту по улучшению быта и материального положения приводит к конфликтам с администрацией. Создавшееся положение не исключало и ареста. Коркмасов решает продолжить учебу за границей, где меньше преград и больше возможностей.

В 1898 году Коркмасов едет в Париж и поступает на естественный факультет Сорбонны. На родине трех революций Джелал Коркмасов приобщается к европейской культуре. Проучившись три года, Коркмасов вынужден оставить учебу в связи с тяжелым материальным положением и болезнью матери, возвращается на родину.

В 1903-1906гг. в Дагестане, занимаясь частной адвокатской практикой в г. Темир-Хан-Шуре, Д. Коркмасов ведет активную общественно-политическую деятельность. После январских событий 1905 года политическая ситуация в регионах России обострялось с каждым днем. Особенно в больших масштабах развернулось мощное аграрное движение горцев в Дагестане. Для выработки мероприятий по борьбе с крестьянами, вышедшими из повиновения, губернатор созвал в се-

редине марта 1905 года в г. Темир-Хан-Шуре совещание представителей дворянства и чиновничества. Социал-демократическая организация Темир-Хан-Шуры, куда входил и ДКоркмасов, со своей стороны созвала совещание для обсуждения политического положения в стране. Оно проходило в джума-мечети, при большом стечении крестьян - представителей всех сельских обществ Темир-Хан-Шуринского округа и горожан. Выступавшие Д. Коркмасов и только прибывший из Петербурга студент Института путей сообщения Махач Дахадаев14, очевидец «кровавого воскресенья», горячо обсуждали вопросы революционного движения в России, предлагали крестьянам активнее выступать против царизма, прекратить уплату налогов, прием бумажных денег, игнорировать приказы начальства, захватывать помещичьи земли, для последующего их раздела между бедняками.

Аграрные вопросы, наиболее актуальные для Дагестана резко активизировали радикально настроенную интеллигенцию, в числе которой лидирующие позиции заняли Д. Коркмасов и Махач Дахадаев, М.-М. Хизроев, Н. Батырмурзаев. Все они приняли деятельное участие в работе Крестьянского центра в Темир-Хан-Шуре, организатором и руководителем которого являлся Коркмасов.

Считая Д. Коркмасова крестьянским вождем, представителем их интересов, носителем их мировоззрения, исследователи определяли, что именно «поэтому его взгляды на революцию страдали мелкобуржуазной ограниченностью, свойственной крестьянству вообще, отсталому и фанатичному крестьянству Дагестана в особенности» 16. В этом усматривался и некий анархический уклон, свойственный крестьянским лидерам в те годы. Так, крестьянским вождем называли и Нестора Махно, правда, он был изначально потенциальным анархистом, занимаясь «вместе с крестьянами вооруженными на-летами»17. В планах Д. Коркмасова тоже была «экспроприация», но не в таком размахе, а прежде всего в последовательных действиях решения аграрного вопроса, в связи с чем Крестьянский центр поддержал земскую компанию, тогда как большевики объявили бойкот выборам в I-ю Государственную Думу. Анализируя действия Крестьянского центра, исследователи определяли непоследовательную позицию руководства Крестьянского центра по отношению к крестьянскому движению. С одной стороны оно призывало к захвату помещичьей земли, отказу от уплаты всех повинностей, вооружению, а с другой - выступало за введение земств в Дагестане, что, в конечном счете, вело к ослаблению крестьянского движения18.

По мнению некоторых исследователей, Крестьянский центр «стал связующим звеном, через которую партия держала связь с трудовыми массами горского крестьянства»19. Подобные утверждения, что организаторы Крестьянского центра проводили политику большевиков, вызывают сомнения. Большевистское внимание в то время было слабым, в основном действовали кружки на предприятиях бондарей, Каспийской мануфактуры, железнодорожных ДЕПО. Меньшевиков на тот период было гораздо больше, неудивительно, что руководство Крестьянским центром было «склонны к меньшивизму»20, усматривались и анархистские уклоны.

Исключительность роли Крестьянского центра заключалось в том, что его лидеры достаточно активно взяли на себя политическую инициативу разрешения аграрного вопроса в Дагестане, хотя при этом не имели четкой программы его осуществления.

Развивающееся революционное движение в Дагестане, вместе с общероссийским в декабре 1905 года подходит к вооруженному восстанию. В эти дни Д. Коркмасов и М. Дахадаев пишут прокламацию «Точите кинжалы», имевшую огромный успех в Дагестане. В выступлениях Д.Коркмасова и М. Дахадаева перед крестьянами округов Дагестанской области говорилось «о бессилии правительства и истощении средств казны», призывалось «не платить податей и захватывать земли, отобранные в казну», «самовольно рубить растущий на них лес» 21.

От этой организации в марте 1906 года, победив на выборах правительственного кандидата Козубского и от партии кадетов Темирханова22, Коркмасов проходит выборщиком в Государственную Думу. Однако, вслед за этим открыто выступает, призывая к бойкоту Думы, и на фоне овации всего населения вызывает бешенство со стороны сравнительно уравновешенного генерал-губернатора Тихонова.

За антиправительственную деятельность Коркмасов неоднократно арестовывается, но за неимением достаточных улик освобождается. Однако 31 мая 1906 года после конференции, вылившейся в яркую демонстрацию, на партийном совещании в Городском саду в Порт-Петровске его арестовывают, а в августе 1906 году за вредную антиправительственную деятельность на 2 года ссылают под гласный надзор полиции в г. Лодейное Поле Олонецкой губернии Архангельской области. Вскоре он обращается к губернатору с просьбой заменить ссылку выдворением из России на тот же срок. Его просьба была удовлетворена, и в 1907 году Коркмасов эмигрировал в Париж.

В Париже Коркмасов посещает лекции в университете, рабочие собрания, работает в библиотеках. Он поступает на факультет социальных наук Сорбонны, совмещает учебу с участием в революционном движении. Близко знакомиться с Жаном Жоресом и Жюлем Гедом, которые к тому времени представляли французскую секцию рабочего интернационала. Партийные лидеры стали близкими друзьями Коркмасова и оказали в свое время влияние на формирование мировоззрения Коркмасова, который вошел в их социалистическую партию.

Во Франции Коркмасов знакомится с младотурками - эмигрантами и лидером Османской социалистической партии Мустафой Субхи, впоследствии создателем коммунистической партии Турции. Передовые революционные идеи младотурков настолько заинтересовали Коркмасова, что он соглашается на приглашение Субхи к сотрудничеству и переезжает в Турцию.

В Константинополе (Стамбуле) Коркмасов совместно с Субхи и другими революционерами ведет энергичную работу по пропаганде и агитации в Турецких социалистических кружках, знакомит их с передовыми идеями и революционным движением в Европе и России, очевидцем и участником которого был и сам.

Общественно-политическая деятельность Д. Коркмасова в Турции проходила переломный период, когда в стране произошла буржуазная революция, направленная против реакционного режима Абдул-Гамида. Коркмасов активно сотрудничает с турецкой партией «Единения и прогресса», организовывает «Школу политических наук», ведет большую работу в «Союзе Черноморских моряков», штаб-квартира, которая находилась в Константинополе, но имела свои филиалы во всех городах морских держав мира, куда пересылалась и социал-демократическая литература24.

Отношение Д. Коркмасова к младотурецкой революции высказывалось в издаваемой им еженедельной газете «Стамбульские новости». Это газета была единственным печатным органом на русском языке в Константинополе, с помощью которого читатели России и Европы получали подробное преставление о событиях, происходивших в Турции. Главным редактором был сам Коркмасов, а издателем - профессор университета Ахмед Джавад. Через свой еженедельник Коркма-

сов стремился выразить мнения и настроения турецкой революционной демократии и способствовать распространению в Османской империи идеалов рабочего и социалистического движения.

Большое место в газете было отведено вопросам национальных отношений, почти все важные политические статьи по национальному вопросу писались д. Коркмасовым. В них он исходил из признания того, что «в турецкой империи межнациональные отношения носили антагонистический характер»25. Коркмасов отмечал, что «Турция завоевывает страны с более развитой цивилизацией и сложившимися политическими институтами», а для того, «чтобы удержать их в колониальной зависимости, она всячески развивала военно-феодальную машину»26. Отсюда он выводит военно-феодальный характер политического режима и Государственности в Турции.

Военно-феодальный деспотизм антагонизм между нациями, непрерывные колониальные войны не могли, по его мнению, не сказаться отрицательно на экономике и культуре Турции. Коркмасов выражает уверенность в том, что младотурки используют политический рычаг, т.е. государственную власть «для полной экономической реорганизации Турции», а также для «устранения неравенства и неравноправия наций, как в политической, так и экономической жизни» 27. Оценивая, значение турецкой революции Коркмасов уверен, что «молодая Турция сделала новый шаг вперед по пути своей политической эволюции» 28.

Таким образом, наблюдая выводы Коркмасова по событиям в Турции, развивали в нем политическое мышление, который он делился с массами. Но «каковы бы ни были взгляды Коркмасова, в то время не он определял политическое направление еженедельника» 29.

После выхода 33-го номера газета «Стамбульские новости» в июле 1910 года по требованию царских властей была закрыта «за вредную направленность»30. Отметим, что деятельность Коркмасова, как политического публициста, в те годы не ограничивалось «Стамбульскими новостями». Являясь также главным редактором газеты «Товарищ-елдаш» и «Шура-Хюкмети», Д. Коркмасов сотрудничает с социал-демократической прессой, редакторами газет М. Натансона и Натадзе-Горского. На страницах их газет «Утро России», «Современник», а также в немецкой прессе в Константинополе (Стамбуле) регулярно выступает со своими публикациями31.

Политическая обстановка в стране не располагала к стабильной общественно-политической издательской деятельности, тем более к революционной. Впоследствии в слабости национальной буржуазии младотурецкой революции удалось лишь нанести удар абдулгамидовскому режиму, но она не уничтожила феодальных пережитков, не подорвала позиция империализма в Турции, не разрешила ни аграрного, ни рабочего, ни национального вопросов, которые являлись важнейшими вопросами революции. Начало младотурецкого движения было многообещающим, что и привлекло Коркмасо-ва, но он скоро расходится во взглядах с младотурками, а впоследствии происходит самая настоящая конфронтация. Когда младотурки «разогнали социалистическую партию, а Мустафу Субхи арестовали и выслали, у Коркмасова возникли серьезные конфликты с младотурецкими властями»32. В 1912 году отношения его с ними настолько обостряются, что грозят арестом, в результате преследования Коркмасов вынужден был возвратиться во Францию.

Как считают исследователи, в годы своей жизни в Турции Д. Коркмасов не был еще сформировавшимся марксиси-том33, но уже имел стаж и опыт общественно-политической работы.

В Париже Джелал-Эддин Коркмасов поступает на юридический факультет Сорбонского университета. Ведет издательскую, журналистскую работу, практикуется в адвокатской деятельности.

Встречается со старыми знакомыми Ж. Жоресом и Ж. Гедом, сходится с деятелями российской эмиграции - Лениным, Крупской, Луначарским, Ф.Махарадзе, Менжинским и многими другими. Предметом бесед довольно часто выступало обсуждение задач и целей социалистического рабочего движения, аграрных проблем российского крестьянства. Коркмасов «посещает и выступает с лекциями по аграрному вопросу в высшей русской школе в Париже (Свободный парижский университет), где также выступал Ленин, и куда для чтения приглашались видные деятели - обществоведы, историки, писатели, специалисты других отраслей знаний»34.

Началась Первая мировая война. Джелал Эддин Коркмасов вступает в ополчение, когда германские войска подошли к Парижу. Узнав о Февральской революции в России и отречении царя от престола, ДКоркмасов, преодолев большие трудности, через Англию, Швецию приезжает в Петербург, а оттуда в Москву. Изучив ситуацию, в мае 1917 года прибывает в Дагестан.35

Воспользовавшись обстановкой, сложившейся тогда в стране, в мае 1917 года «Коркмасов с Дахадаевым создают Социалистическую группу»36. Дагестанская Социалистическая группа объединяла небольшой круг людей, в нее входили Д. Коркмасов, М. Дахадаев, С. Габиев, М. Хизроев, А. Тахо-Годи37, П. Ковалев, занявшие затем все ключевые посты в Советском правительстве. Признание лидерства Д. Коркмасова и М. Дахадаева в Социалистической группе в те годы было очевидным, они «с революции 1905 года в глазах дагестанцев были олицетворением свободы и уничтожения всех проклятых устоев, вдвойне давивших дагестанцев» 39.

Тахо-Годи писал о социальном составе и политических взглядов членов Социалистической группы: «Анархист Коркмасов, бывший большевик Хизроев, бывший интернационалист Дахадаев, социал-революционер Габиев, «беспартийный» социалист Тахо-Годи и еще несколько человек - вот как будто все явные, официальные «силы» группы» 40.

Д. Коркмасов в достаточной степени испытывал влияние П.Кропоткина41, внимательно изучал его концепцию анархического коммунизма, сам «стал анархокоммунистом»42, что видно по содержанию аграрной программы Социалистической группы, главным составителем которой и был. Основные положения аграрной программы сводились конфискацию бывших царских и бекских земель для передачи народу безвозмездно. Механизм «экспроприации» выработан не был, за исключением положения, устанавливающего, что «земли, купленные некоторыми лицами у беков, передать дагестанскому народу как собственность, откупив по себестоимости»43. Коркмасов считал, что «решение земельного вопроса должно быть отложено до созыва Учредительного собрания»44.

На окружном съезде социалистов-революционеров (Владикавказ, октябрь 1917г.), в список кандидатов в члены Учредительного собрания от темир-хан-шуринской организации социал-демократов и социалистов-революционеров был включен Д. Коркмасов.

По аграрному вопросу между Социалистической группой и «Джамиатул Исламией»45 шла упорная борьба, которую поддерживали большевики, хотя и критиковали соцгруппу за ее неустойчивость. Вот, что писал А. Тахо-Годи: «...Коркмасов был наиболее левый в группе, за что его ненавидели беки и духовенство, называли «кешишем» - социалистическим попом.

Особенно обозлились на него, когда он на одном собрании...заявил: хотят или не хотят муллы, земельный и женский вопросы революция решит по-своему.. Настоянию Коркмасова было обязано ускорение практического решения земельного вопроса» 46.

Коркмасов придавал большое значение укреплению союза рабочего класса с горским крестьянством. З0 декабря 1917 года под руководством Коркмасова состоялось собрание с целью объединения рабочих и крестьян, в результате образовался Союз рабочих и земледельцев Дагестана. Почетным председателем Союза, объединившего 9 тысяч человек, был избран Дж. Коркмасов.

Позиции большевизма Коркмасов и лидеры Социалистической группы усматривают в утилитаристской формуле «благо народа», на чем сходятся и активно сотрудничают с властью Советов за революционные преобразования в Дагестане. Так, в январе 1918 года осознавая, что сил у социалистов и большевик5ов недостаточно для отражения отрядов духовного предводителя контрреволюционных сил Н.Гоцинского47, Коркмасов и Хизроев едут к Бакинским большевикам, где договариваются о совместных действиях, срывая определенные планы противника. Авторитет Д. Коркмасова в те годы подтверждается тем, что при создании в мае 1918 года Областного военно-революционного комитета избирается его председателем.

В конце июля 1918г. был созван первый областной съезд Советов для обсуждения военного положения. Съезд Советов избирает Областной исполком Советов рабочих, земледельческих, крестьянских и красноармейских депутатов, куда вошли ДКоркмасов, У. Буйнакский48, М. Дахадаев, З. Батырмурзаев49, Г. Саидов50, Г. Далгат51 и др. На съезде вырабатываются меры по формированию Красной Армии для защиты Советской власти.

С вторжением в Дагестан вооруженных сил английского ставленника Лазаря Бичерахова52 в сентябре 1918 года Советская власть в Дагестане пала. Коркмасов с составом областного ВРК проводит работу чрезвычайно сложных условиях подполья. После изгнания бичераховцев по просьбам и обращениям Горского правительства53 в Дагестан вступили турецкие войска, но в связи с поражением австро-германской коалиции в первой мировой войне, вынуждены были покинуть территорию, вскоре занятую британцами, приглашенными теми же правителями. Коркмасов разоблачает лицемерную позицию «независимых» правителей на страницах революционной прессы.

В феврале 1919 года на первой конференции большевиков Дагестана в с.Кумтор-Кала был избран Дагестанский обком РКП(б) во главе с У.Буйнакским. Обсудив вопрос о «Социалистической группе», конференция объявила ее распущенной, одновременно вынося решение о приеме отдельных ее членов в ряды партии большевиков в индивидуальном по-рядке54, Д. Коркмасов со многими другими представителями Соцгруппы вступил в большевистскую партию.

Военный совет во главе с Коркмасовым ведет борьбу с деникинцами, захватившими власть в Дагестане, для чего важно было заручиться поддержкой духовенства, которому внимал горский люд. Лидеру штаба по руководству восстанием Коркмасову удается привлечь на сторону советской власти шейха Дагестана А.-Х. Акушинского55, осознавшего необходимость объединения усилий мусульманского духовенства и революционной интеллигенции в борьбе против оккупации деникинскими войсками территории Дагестана56.

После выдворения белогвардейцев за пределы Дагестана важное значение приобрели вопросы государственного строительства. Об автономии Дагестана не было единого мнения, намечались тенденции к независимости. Наиболее активно идею независимости отстаивал Коркмасов, видя будущее республики шире пределов Автономии. Политиком поезда «Советский Кавказ» еще весной 1920 года телеграфировал в ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК: «Дагоблревком мечтает о полном отделении примеру Азербайджана»57.

На чрезвычайном съезде народов Дагестана (13 ноября 1920г.) как и в последующие годы «Коркмасов называл Дагестан в основном не автономной, а советской социалистической республикой58». Д. Коркмасов видел независимость республики в ее истинном содержании. Анатолий Коркмасов59 потому называет своего предка «ревностным адептом национальной государственностибО», что на протяжении всей своей деятельности в Дагестане Коркмасов отстаивал суверенные права республики. Это видно по его докладным запискам в центр, в частности об уходе из подчинения Югвостбю-ро ЦК и подчинении Дагестана Центру как наиболее крупной республики, игравшей ведущую роль на Северном Кавказе. В этом отношении особо важное значение имела его докладная записка от 9 июля 1924 года «Проблемы горских народов» 61. Его убеждения в том, что народы Дагестана сами завоевали у себя Советскую власть и добровольно вошли в состав России и СССР, служило, видимо, основанием для такой ориентации.

На протяжении десятков лет популяризовалось «главенствующая роль центральных государственных органов власти и партийных структур в процессе создания и развития национальных автономий»62. С центра фактически решалась и дальнейшая судьба республики. В то время Коркмасов, как впрочем, и другие политические деятели республики, не могли не знать, что сворачивание идеи независимости и суверенитета присутствует в достаточной мере в сознании некоторых кремлевских политиков. А. Коркмасов доказательно предлагает письмо Сталина Ленину от 22 сентября 1922 года, где говорится, что «поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно признавая слова независимость за чистую монету, и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республикбЗ». Подобная «игра» чужда Коркмасову, он видит республику правовую, верит в ее будущее, говорит о контроле соблюдения конституционных принципов, будучи Председателем Конституционной комиссии, выработавшей первую конституцию ДССР, принимает участие и в разработке проекта Конституции Дагестана 1925г.

12 февраля 1921г. в составе дагестанской делегации Д. Коркмасов был у В.И. Ленина, который обнял Коркмасова как старого знакомого.64 Коркмасов изложил текущие нужды дагестанцев, поделился с планами развития республики в области орошения, разведки недр края.

Коркмасов уполномочен правительством РСФСР, совместно с наркомом иностранных дел Г. Чичериным, к ведению переговоров (Московская конференция) и подписания первого равноправного договора между РСФСР и Турцией (Кремль 16 марта 1921г.).

Коркмасов неоднократно выполнял дипломатические миссии от имени правительства РСФСР и СССР. В частности, в 1923 году в условиях дипломатической блокады СССР со стороны западных стран в качестве посла по особым поручениям вел переговоры с итальянским и французским правительством о признании СССР. При этом Коркмасов затрагивает и другие делегированные ему Кремлем вопросы экономико-политического направления. Обсуждая эти вопросы в общесоюзном масштабе, он, в частности, коснется возможности обеспечения через Кавказ.

По поручению фракции ЦК ВКП(б) возглавлял комиссию по руководству Первого съезда тюркских народов СССР в Баку (1926г.), был сопредседателем этого съезда.

Член ВЦИК и ЦИК Союза ССР всех созывов, член ВЦИК РСФСР, делегат ряда съездов партии и советов, входил в состав их президиумов.

Награжден орденами Красного знамени (Боевого и Трудового) и орденом иностранного государства. Публицист, журналист, дипломат. Свободно владел и писал более чем на 10 иностранных языках, включая древнегреческий и латынь, а так же арабский, тюркский и персидский. Владел рядом дагестанских языков, в частности помимо своего родного кумыкского языка, знал даргинский и аварский.

В то время, как и многие партийные лидеры в стране, Коркмасов не избежал ошибок, допущенных им в проведении сплошной коллективизации в горах. Ставился вопрос так: или горцы должны вступить в колхоз, или же они будут переселены на плоскость. В результате подобных ошибочных действий имели место антиколхозные выступления, что дало основание для изыскания уязвимых мест в репутации Коркмасова. Так, XI Дагестанская областная партконференция резко раскритиковала председателя Совнаркома республики Д. Коркмасова за его «нечеткую» формулировку в оценке правого и «левого уклонов», за его «недооценку правой опасности»65. В декабре 1931 года Д. Коркмасов был освобожден от должности Председателя Совета Народных Комиссаров Дагестана. Формальным основанием послужило «выдача» по указанию Д. Коркмасова Xунзахской религиозной общине халата, принадлежавшего мусульманскому святому. Особая опасность такого шага, как указывалось при рассмотрении вопроса на бюро дагестанского Обкома партии и комиссии ЦК ВКП(б), усматривалась в передаче халата в момент обострения классовой борьбы, что привело повышению авторитета мусульманского духовенства. Это было расценено как политическая ошибка66. Не миновал Коркмасов и «группировщины», имевшей место в конце 20-х и начале 30-х годов между С. Габиевым с одной стороны, и Н. Самурским67, с другой. В группу Коркмасова входили: Далгат М.68, Астемиров Б.69, Булач Т.70, Тахо-Годи А., Мамедбеков К.71, П. Ковалев, Алиев И.72.

Д. Коркмасов «фактически был освобожден от должности председателя Совнаркома ДАССР»73 и переведен в Москву. С декабря 1931г.- зам секретаря Совета национальностей ЦИК Союза ССР с кураторством над всеми учеными и высшими учебными заведениями издательской деятельностью и культовыми вопросами в СССР, член Ученого Совета и бюджетной комиссии ЦИК СССР. Практически Коркмасова сорвали с места, отдалив от политической деятельности республике.

В те годы уже пустила ростки истерия доносительства. В стране начались репрессии. Прежние обвинения сыграли свою роль. 25 июня 1937 года первым из бывших и тогдашних руководителей Дагестана пострадал ДКоркмасов. Он был арестован в Москве, в своей квартире в правительственном Доме на Набережной. После пыток у Д. Коркмасова выбили «признание» о существовании контрреволюционной организации, «заставили назвать и мнимых сообщников» 74. Военная коллегия Верховного суда СССР от 27 сентября 1937 г. приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу, как врага народа. В то же день приговор был приведен в исполнение в Бутырской тюрьме. Прах Коркмасова покоится в могиле «невостребованных прахов 1937 г.» на территории Донского монастыря, расположенного в центре Москвы. В настоящее время - Мемориал жертвам политических репрессий. Жена Коркмасова - Наталья Дмитриевна Пацхверия - грузинка по национальности, отказавшаяся признать вину мужа, была сослана в Воркуту на восемь лет, где и умерла в самом конце срока пребывания в лагере. Единственный их наследник - Эраст тоже был репрессирован. Все они реабилитированы в 1956 году за отсутствием состава преступления.

Так трагически оборвалось жизнь видного общественно-политического и государственного деятеля Дагестана Джела-лутдина Коркмасова.

Всему судья - время. Долгие годы после смерти имя и деятельность Джелалутдина Коркмасова были преданы забвению. Только с начала 90-х годов XX века начался объективный анализ деятельности и политического наследия этого выдающегося государственного деятеля, яркого представителя дагестанской политической интеллигенции первой трети XX века.

Примечания к тексту статьи

7. Туган-Барановский М.И. Интеллигенция и социализм/ Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. М., 1993.-С.224.

8. Кумтор-Кала - центральное селение, входившее в Темир-)<ан-Шуринский округ, ныне Коркмаскала Кумторкалинского района Республики Дагестан.

9. Коркмасов А. Дом на Набережной / О семье Д. Коркмасова // Дагестанская правда-- Махачкала.-1994.-17декабрь.

10. Темир^а^Ш^/ра - столица Дагестанской области, ныне г. Буйнакск

11 Шамиль (1797-1871) - глава мусульманского военно-теократического государства в Дагестане, возглавлял борьбу Горцев Дагестана и Чечни против царских войск.

12. Абдуллаев М. Публицист, журналист, дипломат// Дагестанская правда--2204.-20 июля. - С.2.

13. Каймаразов Г. Из истории народного образования в Дагестане в XIX веке //Ученые записки Ин-та ИЯЛ ДФ АН СССР.- Т. XII.- Махачка-ла,1964.-С.95.

14. Зульпукарова Э. М.-Г. Роль учебных заведений России в формировании дагестанской (светской) интеллигенции (на примере Ставропольской гимназии)// Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI-начале XX в. - Махачкала. 1988.-С.115.

15. Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - социолог, публицист, идеолог народничества. Основные работы: «Письма о правде и неправде», «Что такое прогресс?» «Герои и толпа».

16. Габиев Саид Ибрагимович (1882-1963)- поэт, публицист, революционер и государственный деятель Дагестана.

17. Xизроев Магомед-мирза (1882-1922) - учился в Петербургском институте гражданских инженеров, активист революционного движения в Дагестане, готовил восстание горцев против Деникина, председатель Даг. Совета Нархоза.

18. Саид Габиев: Сб. / Сост. Г.В. Муркелинский, Д.С. Габиев, ХМ. Xасбулатов.- Махачкала: Дагкнигоиздэт.-1989.-С.16.

19. Абдуллаев МА Мыслители народов Дагестана XIX- начала XX века.- Махачкала: Дагучпедгиа-1963.-С.208

20. Дахадаев Махач (!882-1918) - выпускник Петербургского института путей сообщения, революционер, лидер Социалистической группы, военный комиссар в годы Гражданской войны в Дагестане.

21 Батырмурзаев Нухай - поэт и просветитель Дагестана. Политические мотивы содержатся в поэме «Положение Кавказа и России», просветительские идеи в произведениях.

22. Гаджиев А. Из истории общественно-политической и философской мысли в Дагестане // Уч. записки Ин-та ИЯЛ ДФ АН СССР.-ТЛ-Махачкала, 1963.-С.83.

23. Мишина А.В. Большевики и крестьянские повстанческое движение Н.И. Махно// Отечественная история.-2006.№1-С.67.

24. Магомедов Ш.М. Зарождение социал-демократических групп в Дагестане и их деятельность в период первой русской революции // труды к сорокалетию Октября. Ин-т истории партии при Дагобкоме КПСС. Т.І.- Махачкала: Дагкнигоиздат.-1957.-с21

25. ГаджиевА-Г. С. Помощь русского народа в установлении Советской власти в Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат.-1963.-с.45.

26. Бромштейн БД Крестьянское движение в Дагестане в период революции 1905-1907гп// УЧ. записки Ин-та ИЯЛ ДФ АН CCCP.-T.VII.-Махачкала, l959.-C.49.

27. Махач Дахадаев. Сб. документов, статей, воспоминаний о жизни и деятельности /Сост. Х-М. Хашаев, АД. Даниялов, М. Шигабудинов (отв. ред.), ГГ. Гамзатов.

28. Темирханов Зубаир - один из наиболее известных лидеров дагестанской национальной буржуазии, один из идеологов Союза объединенных горцев, входил контрреволюционное Горское правительство, лояльно стал относиться к Советской власти после его окончательного установления, добросовестно работал на разных объектах в Советском Дагестане.

29. ГаджиевА. Из истории общественно-политической и философской мысли... -С.83.

30. Абдуллаев М. Публицист, журналист, дипломат....-С.2

31 Абдуллаев М. Проблемы национальных отношений в деятельности Д Коркмасова // Народы Дагестана.- Махачкала .-2007.-№2.-С. 35.

32. Там же.

33. Там же.

34. Там же.

35. Желтяков АД Внутренне положение Турции в 19091910гг. при младотурках в освещении газеты «Стамбульские ведомости»// Тюркологический сборник. - М.: Наука.- Глав. ред. вост. лит-ры.-1984.-С.70.

36. Яхъяев М.-С. Вождь дагестанской бедноты// Дагестанская правда.-1997.-18 июня. - С. 3.

37. Абдуллаев М. Публицист, журналист, ....- С.2

38. Гаджиев А Из истории общественно-политической и философской мысли... - С.83.

39. Желтяков АД Указ. соч. - С.71

40. Джафаров Н. Призванный служить народу// Дагестанская правда--2002.-27 мая. -С.

41 Яхъяев М.-С. Укаасоч.

42. Гаджиев А С. Борьба трудящихся крестьян Дагестана за разрешение аграрного вопроса //// Уч. записки Ин-та ИЯЛ ДФ АН СССР.-Т.\1Н.-Махачкала, 1960.-С. 140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Тахо-Годи Алибек Алибекович (1892-1937) - выпускник юридического факультета МГУ, был зам. председателя Дагоблисполкома -органа Временного правительства и Социалистической группы, в годы Гражданской войны- зампред. Военно-революционного комитета, секретарь бюро горских фракций, член партии с 1920г., Нарком Просвещения Дагестанской республики, прокурор. В 1937г. осужден к высшей мере наказания. Посмертно реабилитирован.

44. Ковалев Петр- революционер, большевик, активный участник борьбы за Советскую власть в Дагестане.

45. Гаджиев А Из истори и общественно-политической ... -С.90.

46. Тахо-Годи А Революция и контрреволюция в Дагестане. -Махачкала, 1927,-С.

47. Кропоткин Петр Ал (1842-1921) -князь, рос. Революционер, теоретик анархизма, родкониепции анархич. Коммунизма.

48. Раджабова ПА Джелал -ЭдДин Коркмасов - видный общественный, политический деятель и публицист. Автореф. дисс.на соиск учен. степ. Кандист.наук.- Махачкала: ДУ.-2004.-С.

49. Революция и национальный вопрос.- Т.3.-М., 1939.-С.383.

50. Документы рассказывают... К истории дагестанской Социалистической группы // Советский Дагестан.- Махачкала.-1966.-№5 (7).-С.25.

51 «Джамилятул Исламиля»- контрреволюционное общество, созданное в апреле 1917г., в него вошли крупные землевладельцы, предприниматели, лидеры мусульманского дух-ва.

52. Тахо-Годи А Указ. соч.- С.64.

53. Гоцинский Нажмуддин (1859-1925) - провозглашен духовным главой всех мусульман Северного Кавказа, руководитель повстанческого движения против Советской власти, расстрелян органами НКВД в 1925 году.

54. Буйнакский Уллубий Даниялович (1890-1919) - учился на юридическом факультете Московского университета, профессиональный революционер, рук-ль подпольного Обкома партии в годы Гражданской войны, расстрелян деникинцами.

55. Батырмурзаев Зайналабид (1897-1919) - сын Н. Батырмурзаева, участник просветительноаттационного бюро Дагестана, редактор журнала «Танг Чолпан», организатор кумыкского военно-партизанского отряда. Расстрелян деникинцами.

56. Саидов Гарун (1894-1919) - учился в Московском коммерческом институте, зам. председателя просветительноаттационного бюро, редактор газеты на лакском языке «Илчи», член Военно-революционного совета, вел борьбу с деникинцами, ими же и расстрелян.

57. Далгат Гамид (1895-1938) -учился Екатеринославском горном институте, активный член просветительноаттационного бюро, Входил в состав Военно-революционного комитета Порт-Петровска (ныне Махачкала), выполнял работу по организации вооруженных сил для борьбы с отрядами н. Гоцинского и Л. Бичерахова, член Дагестанского подпольного Обкома партии, начальник Дагестанского коннопартизанского отряда. В 1924г. окончил академию Генерального штаба, занимал ответственные командные посты в Советской Армии. Подвергся репрессиям в 1937 году. Реабилитирован посмертно.

58. Бичехаров Лазарь - полковник, начальник бело-эсеровского отряда партизан в Закаспийской области. После Октябрьской революции перешел на службу к англичанам и получил от них денежные средства и военное снаряжение для формирования противобольшевист-ского отряда. После свержения Бакинской коммуны был назначен командующим войсками, произведен в генерал-майоры; с 1919г. эмигрант.

59. Горское правительство -буржуазно-национальное правительство Северного Кавказа и Дагестана, не признало власти большевиков и боролось с ними, предпринимало действия за отделение Дагестана от России.

60. Очерки истории Дагестан. Т.Н.- Махачкала, 1957.-С.70

61. Акушинский Али-Хаджи (1848-1930) -один из религиозных деятелей Дагестана в период Гражданской войны. При поддержке представителей Социалистической группы был провозглашен в противовес Гоцинскому шейхуль-исламом Дагестана. В период борьбы с Добровольческой Армией Деникина был избран почетным председателем Совета Обороны Северного Кавказа и Дагестана. Сторонник политики соглашения с большевиками. После установления Советской власти в Дагестане отказался от идеи сотрудничества с ней, был, отстранен от всехдел после его смерти вся семья шейха была выслана в Среднюю Азию.

62. Али-Хаджи Акушинский шейхуль-ислам Дагестана, патриот, миротворец/ сост. Г.И. Какагасанов, А-Г.С. Гаджиев.- Махачкала: «Юпитер-1998.-С.184.

63. Архив Российской государственной службы при Президенте РФ// ИМЛ.Ф.85.Оп. 18Д421Л.1

64. Абдуллаев М. Проблемы национальных отношений ...- С. 37.

65. Коркмасов Анатолий Эрастович - внук Д. Коркмасова, полковник в отставке, живет в г. Москва.

66. Коркмасов А. Мелиоранский или тайны биографии Джелал Коркмасова // Новое дело- Махачкала.-2004.-6/02.- С.21

67. Центральный Государственный Архив Республики Дагестан / Центрхранения партийныхдокументов. ф.ІОп. 6. ДЗ. Л. 17.

68. Хлынина Т.П. Национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 1920-1030-е годы. Проблемы современной историографии // Отечественная исгория.-2005.-№1.-С.155.

69. Цито Коркмасов А. Мелиоранский или тайны биографии Джелал Коркмасова .- С.21

70. Яхъяев М.-С. Пламенный большевик// Дагестанская правда-1988-22 мая.

71 ЦА РД/Цэнтрхранения партийныхдокументов. Ф.1Оп. 1Д5. Л&

72. Османов А.И. 30е годы в судьбах дагестанской интеллигенции // Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. Материалы республиканской научной конференции.- Махачкала: ДНЦ РАН.-1998.- с.247.

73. Самурский (Эфендиев) Нажмутдин Панахович (1892-1938) - большевик, политический руководитель частей Красной Армии в Годы Гражданской войны, занимал высокие партийные должности в Дагестане.

74. Далгат Магомед Алибекович (1893-1942) - член РКП(б), работал агитатором, председателем юридической комиссии Дагревкома, член подпольного Обкома партии, зам.председателя Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана, зам. и секретарем ДАГЦИКА. Репрессирован. Посмертно реабилитирован.

75. Астемиров Багаутдин - (1898-1967) -кумыкский поэт, участник гражданской войны, организатор комсомольских ячеек в Дагестане. Возглавлял Даг. Ассоциацию пролетарских писателей, Союз писателей республики, с 1933-1937 был народным комиссаром просвещения. Был репрессирован.

76. Булач-Тату Омаровна - первая комсомолка Дагестана, работала в партийных органах республики, поверглась репрессиям.

77. Мамедбеков Керим Гусейнович (1899-1938), член РКП(б), Нарком транспорта, военком Дагестанского конного полка, председатель военного трибунала Дагестана, нарком финансов, Председатель СНК Дагестана. Репрессирован. Посмертно реабилитирован.

78 Алиев Ибрагим Махмудович (18901937) -учился в МГУ, член РКП(б), член комиссии Дагревкома, нарком юстиции, секретарь Дагоб-кома ВКП(б), Председатель Главсуда, прокурор ДАССР. Подвергся репрессиям, покончил жизнь самоубийством. Посмертно реабилитирован.

79. Османов А.И. 30е годы....-С.2481

80. Мусаев М. Палачи и жертвы.- Кизилюрт,1999.-С.41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.