Научная статья на тему 'Джамахирия как средство от всех болезней. Неудачный опыт прямой демократии в Ливии'

Джамахирия как средство от всех болезней. Неудачный опыт прямой демократии в Ливии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1616
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ЛИВИЯ / LIBYA / ДЖАМАХИРИЯ / JAMAHIRIYA / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / POLITICAL DEVELOPMENT / ПРАВЯЩИЙ КЛАСС / RULING CLASS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Демиденко Сергей Владимирович, Файншмидт Роман Иосифович

Исследуются теоретические основы политической и идеологической концепции М. Каддафи, а также причины кризиса ливийской государственности в период между 2008 и 2011 гг. В период между 1976 и 1979 гг. основатель ливийского джамахирийского государства М. Каддафи опубликовал так называемую «Зеленую книгу». Данный труд должен был стать политической и идеологической основной нового, прогрессивного, арабского общества, а также его главным законом. Акцентированно внимание на строительство и управление Джамахирии. Доказано, что по мысли ее создателя, должна была стать самой гармоничной и в наибольшей степени, соответствующей арабской («бедуинской») ментальности формой государственного устройства. Акцентировано внимание на тот факт, что Каддафи намеревался создать на ливийской почве некий новый государственный концепт. Основные принципы джамахирийского правления изложены в «Зеленой книге». Рассмотрены основополагающие составляющие политического устройства. Особо уделено внимание, на «справедливый» порядка, так называемого Закона общества или «естественного закона». Рассмотрены экономические основы будущей Джамахирии. Обоснована позиция Каддафи, который опирается на принцип «кто производит, тот и потребляет». С точки зрения его лидера, эксплуатацией является сам факт назначения за труд заработной платы, поскольку она в любом случае не будет эквивалентна затратам работника (физическим, профессиональным, психологическим) на производство продукта. Получила дальнейшее развитие идеи Каддафи с учетом изменений в мировом политическом процессе, в контексте интересов правящего политического класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jamahiriya as all diseases medicine. Unsuccessful experience of direct democracy in Libya

Theoretical bases of the political and ideological concept of M. Gaddafi and also the reason of crisis of the Libyan statehood during the period between 2008 and 2011 are investigated. During the period between 1976 and 1979 the founder of the Libyan dzhamakhiriysky state M. Gaddafi has published the so-called "Green book". This work had to become political and ideological the main of new, progressive, Arab society and also his main law. The attention to construction and management of Jamahiriya is focused. It is proved that according to her creator, I had to become the most harmonious and most, the corresponding Arab ("Bedouin") mentality form of government. The attention to that fact that Gaddafi intended to create a certain new state concept on the Libyan soil is focused. The basic principles of dzhamakhiriysky board are stated in "The green book". Fundamental components of political system are considered. Attention, on "fair" an order, the so-called Law of society or "the natural law" is especially paid. Economic basics of future Jamahiriya are covered. The position of Gaddafi who relies on the principle is proved "who makes, that also consumes". I have gained further development of the idea of Gaddafi taking into account changes in world political process, in the context of the interests of a ruling political class. The vector of development of Libya taking into account dynamics of changes in political system of the country and activization of political elite in permission of own interests is designated.

Текст научной работы на тему «Джамахирия как средство от всех болезней. Неудачный опыт прямой демократии в Ливии»

С.В. Демиденко, Р.И. Файншмидт

ДЖАМАХИРИЯ КАК СРЕДСТВО ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ. НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЛИВИИ

Аннотация

Исследуются теоретические основы политической и идеологической концепции М. Каддафи, а также причины кризиса ливийской государственности в период между 2008 и 2011 гг.

В период между 1976 и 1979 гг. основатель ливийского джамахирийского государства М. Каддафи опубликовал так называемую «Зеленую книгу». Данный труд должен был стать политической и идеологической основной нового, прогрессивного, арабского общества, а также его главным законом. Акцентированно внимание на строительство и управление Джамахирии. Доказано, что по мысли ее создателя, должна была стать самой гармоничной и в наибольшей степени, соответствующей арабской («бедуинской») ментальности формой государственного устройства. Акцентировано внимание на тот факт, что Каддафи намеревался создать на ливийской почве некий новый государственный концепт. Основные принципы джамахирийского правления изложены в «Зеленой книге». Рассмотрены основополагающие составляющие политического устройства. Особо уделено внимание, на «справедливый» порядка, так называемого Закона общества или «естественного закона». Рассмотрены экономические основы будущей Джамахирии. Обоснована позиция Каддафи, который опирается на принцип -«кто производит, тот и потребляет». С точки зрения его лидера, эксплуатацией является сам факт назначения за труд заработной платы, поскольку она в любом случае не будет эквивалентна затратам работника (физическим, профессиональным, психологическим) на производство продукта. Получила дальнейшее развитие идеи Каддафи с учетом изменений в мировом политическом

S. Demidenko, R. Fainshmidt

JAMAHIRIYA AS ALL DISEASES MEDICINE. UNSUCCESSFUL EXPERIENCE OF DIRECT DEMOCRACY IN LIBYA

Abstract

Theoretical bases of the political and ideological concept of M. Gaddafi and also the reason of crisis of the Libyan statehood during the period between 2008 and 2011 are investigated. During the period between 1976 and 1979 the founder of the Libyan dzhamakhiriysky state M. Gaddafi has published the so-called "Green book". This work had to become political and ideological the main of new, progressive, Arab society and also his main law. The attention to construction and management of Jamahiriya is focused. It is proved that according to her creator, I had to become the most harmonious and most, the corresponding Arab ("Bedouin") mentality form of government. The attention to that fact that Gaddafi intended to create a certain new state concept on the Libyan soil is focused. The basic principles of dzhamakhiriysky board are stated in "The green book". Fundamental components of political system are considered. Attention, on "fair" an order, the so-called Law of society or "the natural law" is especially paid. Economic basics of future Jamahiriya are covered. The position of Gaddafi who relies on the principle is proved - "who makes, that also consumes". I have gained further development of the idea of Gaddafi taking into account changes in world political process, in the context of the interests of a ruling political class.

The vector of development of Libya taking into account dynamics of changes in political system of the country and ac-tivization of political elite in permission

процессе, в контексте интересов правящего политического класса.

Ключевые слова:

Ливия, Джамахирия, политический процесс, политическое развитие, правящий класс.

of own interests is designated.

Key words:

Libya, Jamahiriya, political process, political development, ruling class.

В отечественной научной литературе данная проблема не освещена еще достаточно полно. Наибольшую известность здесь имеют труды выдающегося российского востоковеда А.З. Егорина, большая часть которых посвящена изучению становления джамахирийской государственности [4; 5; 6; 7; 9]. Политическую концепцию Каддафи и идейные основы общества «нового типа» исследовали А.В. Рясов [21; 22; 25], А.Н. Козырин [13], Е.А. Захаров [10], В.П. Юр-ченко [30]. Отдельных аспектов жизни Ливии в период между 1969 и 2011 гг. касались в своих трудах Е.М. Примаков [19], А.В. Малашенко [17], М.А. Сапронова [26]. Из зарубежных исследователей внимания заслуживают труды Р. Те-кея, М. Фуада [29], М. Бианко [35], Ж. Бермана [32; 33] и М. Аюба [31]. В целом, широкая научная общественность России еще не до конца разобралась в том, что же на самом деле произошло в Северной Африке в 2011 г. и вследствие каких именно причин рухнуло государство, которые принято было считать едва ли не самым благополучным на всем пространстве Арабского Магриба.

Вот уже семь лет минуло со смерти Муаммара Каддафи - основателя Социалистической Джамахирии, политического лидера, заявившего о создании первого в мире государства, управляемого методами прямой демократии.

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1969 г. к власти в Ливии пришла группа молодых военных, назвавших себя «Свободные офицеры юнионисты-социалисты». Во главе организации стояли несколько человек - Абдель Салам Джеллуд, Абу Бакр Юнес Джабер, Мустафа Аль-Харруби, Хувейлди аль-Ахмеди, Мустафа аль-Харруби и Муаммар Каддафи. После этого события страна стала на новый, социалистический, путь развития. Несколько позже, в середине 1970-х гг., лидер переворота М. Каддафи создал новую форму государственного правления и устройства - Джамахирию, которую объявил самой новой и самой прогрессивной редакцией арабского социализма.

Однозначно трактовать данный термин сложно. Под арабским социализмом подразумевается конгломерат идей, возникших в первой половине XX века в среде молодых интеллектуалов и среднего офицерства (Г.А. Насер, «баасисты» -Мишель Афляк и Саллах Эд-Дин Битар, М. Каддафи, Х. Бумедьен и т.д.). Во внутриполитическом плане «левые» отстаивали необходимость создания сильного государства с развитой промышленностью, основанной на государственной собственности, централизованной властью и с сильной армией. При этом, в отличие

от своих европейских коллег, арабские социалисты никогда полностью не отвергали принцип частного предпринимательства. Частная инициатива ограничивалась, но не подавлялась полностью. Что касается внешнеполитических воззрений, то они зиждились на двух постулатах - на необходимости политического объединения арабов и на продолжении борьбы против империализма [15; 16].

Фактически, в международном плане, хотя и с некоторой натяжкой, но можно говорить о воплощении в идее арабского социализма концепции халифата (является составной частью, так называемого Усул Ад-Дин - основных принципов исламской догматики). Как в первом, так и во втором случае речь идет не о создании отдельных арабских государств, а об объединении всего народа в целом. Хотя арабские социалисты и не артикулировали примат теократических принципов над принципам светскими (а халифат - государство, существующее в первую очередь, на основах религиозных), в арабском (и исламском вообще) политическом контексте отрывать религию от политики нельзя. И социалисты, и коммунисты, выходцы из арабских стран, всегда подчеркивали, что их концепции коренным образом отличаются от западных идей религиозными основами [1].

С наступлением нового времени исламская догматика начала напитываться идеями прогресса и цивилизационной успешности. Интеллектуальные круги, наконец, остро поставили вопрос о причинах отставания мусульманских стран от Запада. Первым, кто предпринял попытку ответить на этот вопрос, был выдающийся исламский мыслитель Джамал Ад-Дин Аль-Афгани (полное имя - Мухаммад ибн Сафдар Джамал Ад-Дин Аль-Афгани, годы жизни - 1839 - 1897).

Тогда Аль-Афгани выдвинул идею объединения мусульман не только на религиозных основах, но и на основе экономического и технологического прогресса. Залог успешности традиционного мира этот мыслитель напрямую увязывал со степенью его приспособляемости к изменяющимся условиям глобального капиталистического уклада. Аль-Афгани подчеркивал необходимость развития светских наук, образования, активного говорил о развитии торговли и промышленности. Особое место в его концепции занимал такой важный аспект как характер будущей системы управления. С одной стороны, он отстаивал идею "спасения" исламского мира через правления праведного монарха, с другой - говорил об ограничении абсолютной власти при помощи демократических методов (парламента, конституции и т.д.) [2]. На идеях Ал-Афгани основывались многие арабские интеллектуалы, в том числе и социалисты.

Джамахирия, по мысли ее создателя, должна была стать самой гармоничной и в наибольшей степени, соответствующей арабской («бедуинской») мен-тальности формой государственного устройства. На русский язык это слово точно перевести невозможно. Пожалуй, наиболее адекватным аналогом является термин «народоправство», использовавшийся в конце XIX - начале XX вв. Данная

трактовка уже сама по себе подразумевает, что Каддафи намеревался создать на ливийской почве некий новый государственный концепт. Основные принципы джамахирийского правления изложены в «Зеленой книге», увидевшей свет в период между 1976 и 1979 гг. (первая часть была опубликована в 1976-м, две последующие в 1978 и 1979 гг.).

Основополагающие моменты политического устройства описываются в первом томе. Базовым элементом рассуждений здесь стала мысль о наличии в основе любого «справедливого» порядка так называемого Закона общества. Закон общества (иногда Каддафи использует термин «естественный закон») представляет собой набор традиционных или иных основанных на историческом опыте аспектов управления жизнью социума. Концентрацией же этих «естественных» представлений является религия. Религия появилась задолго до придуманных человеком (Каддафи убежден в данности свыше монотеистических догматов) писанных законов, на религиозных основах базировались древнейшие общества, значит - в них содержится естественное, рациональное, зерно, которое способно стать основой истинно справедливого общественного порядка. Все, что «выдумано» человеком, таковым не является.

Апеллируя к древности религиозного закона, Каддафи подвергает критике и либерализм, и марксизм. Сразу следует оговориться, что критика эта носит весьма поверхностный, в некотором смысле схоластический, характер.

Парламентская демократия не может быть синонимом демократии истинной, так как ни партии, ни представительные органы не выражают интересов народа. Все они находятся под контролем правящих, имущих, кругов. Депутат не имеет связи со своими избирателями, поскольку, попадая в парламент, становится представителем весьма абстрактной страты «народных избранников». Значит, может уже позволить себе не бороться за права выдвинувшей его группы граждан, прикрываясь интересами народа в целом.

Проблиматично идет развитие партий. Эти объединения «ненародных избранников» занимаются лишь тем, что стремятся к узурпации власти в государстве и продвижению своих узкокорпоративных интересов (данное утверждение касается как партий правящих, так и партий оппозиционных). Спаянные внутренней дисциплиной, действующие в рамках единой программы, партии становятся особой частью общества и действуют исключительно во имя себя самих. Из этого следует вывод, что и парламенты представляют собой лишь средство порабощения народных масс. Основываясь на подобных рассуждениях, Каддафи считает либеральную концепцию устаревшей, рудиментарной. Теория представительного правления, говорит он, была сформирована в «темные годы», на излете средневековья. Тогда элита помыкала людьми как скотом, и иметь своих представителей во власти было для простонародья пределом мечтаний [12]. Сегодня

мир изменился, а значит пришло время сбросить оковы либеральной узурпации и создать новую систему управления обществом.

Здесь небезынтересно обратить внимание на сравнение партии с племенем, которое делает Каддафи, пытаясь подчеркнуть узкокорпоративную сущность партийной дисциплины (забегая вперед, необходимо сказать, что понятие «племя» является одним из основополагающих для всей Третьей мировой теории). Причем сравнение это, хотя и не лишено некоей отрицательной коннотации, делается однозначно в пользу последнего. Ибо племя, полагает Каддафи, связано внутри себя кровными узами, а партия - только материальными интересами, стремящихся к власти депутатов.

Что касается марксизма, то он также недалеко ушел от критикуемых ливийским лидером буржуазных концептов. Каддафи считает глубоко порочной саму теорию классовой борьбы. В основе порочного круга насилия над народом, по мнению Каддафи (и не только его, разумеется), лежит вопрос о собственности. Желание ею обладать разрушает душу класса, который с течением времени теряет свою идентичность (например, пролетарскую), учиняя насилие по отношению к другим общественным группам (например, крестьянством, и теми, кого он сверг в ходе революции или переворота).

Совершенно очевидно, что Каддафи опирался на богатый опыт наблюдений за политической и экономической ситуацией в Советском Союзе. К моменту написания «Зеленой книги» социалистический строй уже вошел в полосу фатального кризиса, результатом которого, через двадцать пять лет, стал полный развал прокоммунистического блока. То есть, в данном случае, глава Ливии не проявил никаких глубоких аналитических способностей. Он лишь проконстатиро-вал то, что и так было понятно большинству левых мыслителей [18]. Социалистическая система, в том виде, в котором она существовала в СССР, - политический тупик. Однако в критике советского строя Каддафи весьма осторожен - все-таки СССР оказал джамахирийской Ливии огромную поддержку. В контексте изучения «Зеленой книги» становится более понятным отношение Каддафи к связям с СССР и с социалистическим лагерем вообще. Скорее всего, он видел в нашей стране вынужденного временного союзника, который являлся меньшим на тот момент из двух глобальных зол. Отношение Каддафи к СССР было настолько неоднозначным, что некоторые историки приписывают ему фразу: «Я не делаю различий между Киссинджером и Косыгиным. Для меня они оба враги» [1, с. 37].

Каддафи вслед за другими арабскими левыми мыслителями считал, что социализм не есть «изобретение» западного мира. В 1973 г. он в интервью бейрутской газете «Аль-Барак» заявлял: «Основы научного социализма заложены Кораном и сводятся к справедливости, к борьбе с угнетением и рабством. Было бы ошибкой считать, что социализм построен коммунистическим миром» [22, с. 178].

Однако не вполне верно утверждать, что критика однопартийной системы касается лишь СССР. Очевидно, что в этом месте «Зленой книги» под удар попадают также и социалистические системы арабских стран. Для большинства государств, появившихся на обломках Османской и западных колониальных империй, была характерна авторитарная модель управления, базировавшаяся на диктате одного лидера (как правило, выходца из военных кругов, и сам Каддафи здесь не исключение) и одной партии (при этом формально система могла оставаться многопартийной, но примат одной правящей политической структуры не мог оспариваться ее попутчиками). В Сирии и Ираке правила партия Арабского социалистического возрождения - «Баас», в Египте при Насере - Арабский социалистический союз (АСС), а при Саддате и Мубараке - Национально-демократическая партия, в Алжире - Фронт национального освобождения и т.д. Вдобавок, политическая практика арабского мира подразумевала избрание главы государства не путем организации конкурентных выборов с участием нескольких (пусть и формальных) кандидатов, а путем референдума.

Важно отметить, что несогласие с устоявшейся в арабском мире практикой легитимации высшей власти делало Каддафи в некотором смысле изгоем. Под огонь его критики попадали не только современники, но и классики национального социализма. Ведь даже первопроходец арабской независимости - Гамаль Абдель Насер - также утверждался на президентском посту путем референдума (и это несмотря на то, что в-первые годы своего правления Каддафи, по оценкам отечественных востоковедов, едва ли не боготворил лидера египетской революции [6, с. 17]). Однако изгоем Каддафи считали лишь региональные руководители, сам же он считал себя их вождем и наиболее прогрессивной политической фигурой [12] (подобное, если так можно выразится, несовпадение взглядов и привело к скоротечной войне между Ливией и Египтом в 1977 г.).

Все существующие на тот момент формы государственного устройства, правления и идеологии не устраивали Каддафи. Все они несовершенные и имеют своей целью порабощение людей. И только система, основанная на естественном, данном свыше, законе, может освободить их. Естественный закон - синоним власти народа. Именно здесь в содержании «Зеленой книги» имеется существенная натяжка. Каддафи не ссылается на религиозные тексты, которые бы обосновывали его точку зрения, не приводит цитат из Корана и Сунны, не прибегает к тафсирам (которые не считал авторитетным источником). Он просто констатирует, что нашел решение всех социально-политических проблем человечества, основываясь на религии и традиции. Таким решением является создание народных комитетов и народных конгрессов. Эти структуры должны стать основной джама-хирийского (читай - народного) правления.

Племя как главный элемент джамахирийской системы

Каддафи формулирует триаду «семья - племя - нация». Семья является сосредоточением и хранилищем естественных традиционных ценностей - любви, заботы, привязанности. Она - колыбель человека, его дом, его защита. Племя же, являясь, по сути, объединением семей, сохраняет и поддерживает естественное единство, но только на более высоком уровне. Нация же - объединение племен - создает консенсус в государстве, поддерживая опять же «естественный порядок». Ливия до сих пор является царством племенной раздробленности. На момент создания единого государства в 1951 г. ее территорию населяло более сотни только крупных племен. Племенной фактор был ключевым и в 1951 году, и в 1969-м, когда «Свободные офицеры» свергли монархию, и в 2011-м, когда страна пережила новый переворот. Без учета мнения племенной элиты, без умения играть на противоречиях и интересах этих объединений и союзов, нечего было и думать о поддержании в стране хотя бы минимального порядка. Главная же сложность заключалась в конфликте племен западных (Триполитания) и восточных (Киренаика). Их примирение должно было стать залогом стабильности всей страны, к нему стремились и король Идрис, и Каддафи.

В период Второй мировой войны и первые годы после ее завершения будущий монарх, а на тот момент еще глава суфийского ордена сенуситов, Мухам-мад-Идрис хотел, чтобы независимость была объявлена лишь в границах Кире-наики (там, где Идрис и его религиозная группа имели реальное влияние). Однако англичане убедили будущего монарха стать во главе так называемой Великой Ливии, включающей Триполитанию и Феццан. Переворот 1969 г. совершили выходцы именно из западных регионов страны. В результате весь период правления Каддафи основные оппозиционные группировки базировались на востоке Ливии, в районе Бенгази. С их противодействием Каддафи и стремился справиться за счет претворения в жизнь джамахирийской модели. Модели всеобщего политического равенства и социального благоденствия.

В данном контексте подход к анализу «Третьей мировой теории» следует скорректировать. Хотя концепция Каддафи и называется столь амбициозно, очевидно, что даже с его точки зрения, она не могла быть применена ко всему мировому сообществу. Западный мир уже давно пережил племенную стадию развития. Вернуться к ней, и это Каддафи не мог не понимать, невозможно. Сам же факт включения племени в качестве базового элемента в концепцию Джамахирии говорит о том, что предназначена она была исключительно для ливийских реалий и нигде кроме Ливии работать не могла.

В 2011 г. Джамахирия рухнула, а следом за ней в пучину хаоса, безвластья и глубочайшего гражданского конфликта опрокинулась и вся остальная страна.

Однако при этом нельзя не учитывать, что выстроенная на основах «народовла-стья» система с теми или иными изменениями просуществовала с 1969 года.

Оставаясь верным социалистическим принципам, Каддафи в 1977 г. начал коренную перестройку всей модели государственного управления. Отныне Ливия стала именоваться Социалистической народной ливийской арабской Джамахирией (СНЛАД). Согласно «Манифесту об учреждении народной власти», в стране упразднялись традиционные государство, правительство и парламент. Их место занимали джамахирийские структуры - народные комитеты и народные конгрессы (власть на местах), Всеобщий народный конгресс (парламент), Высший народный комитет (правительство). Армия расформировывалась. Заменялась она народной милицией, «вооруженным народом» [6, с. 176].

Почти сразу обновленная страна столкнулась с рядом сложностей, в первую очередь управленческого характера. Мало кто из новой бюрократии знал, как и чем надо управлять. Не имелось ни четкого плана проведения преобразований, ни даже самого общего видения конечной их цели.

Крайне невыверенной оказалась и экономическая стратегия. В рамках первого пятилетнего плана экономического развития (1976 - 1980 гг.) началось преобразование государственных и частных предприятий в «народные компании». В результате джамахирийская система управления была распространена на основные отрасли производства - рабочие, объединившись в народные комитеты, должны были сами выбирать руководство завода или фабрики, трудиться «на себя», формировать стратегии развития и т.д.

Из казны государства тратились огромное средства на создание новых промышленных предприятий, окупаемость которых оставалась под сомнением, на различного рода социальные проекты, включая раздачу населению части доходов от государственной торговли нефтью (в планах ливийского лидера было тратить на «подарки» до 50% национального дохода, такая расточительность привела к глубокому расколу в среде высшего ливийского руководства и конфликту Каддафи с его ближайшим сподвижником Джеллудом [6, с. 420]). Многие предприятия стали, появился недостаток в основных продуктах, снизились темпы прироста экономики [6, с. 170-190].

Упорядочить ситуацию власти пытались за счет отказа от роскоши и излишков (в 1978 г. вышел закон, согласно которому каждый гражданин страны мог иметь только один дом и один участок земли, излишки реквизировались, сдача земли в аренду запрещалась), выстраивании экономики с «опорой на собственные силы» и создании «джамахирийских кварталов» - особых районов, население которых за счет общественно полезного труда должно было перейти на самообеспечение. Но и это не помогло. Всеобщая политизированность населения привела к росту бюрократии на всех уровнях. Народовластие и обобществление

достаточно быстро обернулись своими противоположностями - засильем чиновников и тотальным огосударствлением. А они, в свою очередь - коррупцией.

Контроль над народными комитетами (читай - новыми чиновниками) Каддафи попытался установить за счет введения в джамахирийскую модель нового элемента - революционных комитетов. Эти структуры должны были стать боевым авангардом преобразований. Однако данный шаг оказался малоэффективен -члены ревкомов лишь пополнили ряды и без того немалой ливийской бюрократии (по данным ведущих отечественных арабистов, на 2009 год количество ливийских чиновников составляло примерно один миллион человек - то есть одну шестую всего тогдашнего населения страны [6, с. 377]).

Таким образом, сложилась ситуация, при которой единственной более или менее функционирующей отраслью экономики СНЛАД был незатронутый реформами нефтегазовый сектор. ТЭК стал «спонсором» всех остальных отраслей национального хозяйства, равно как и социальных и инфраструктурных проектов («Великая искусственная река»). За счет нефтяных денег строились заводы, школы, больницы и новые города. За счет них же содержался колоссальный государственный аппарат «народной власти» и создавалась ситуация «всеобщего благоденствия» (долгое время в Ливии, наряду с бесплатным образованием и медициной, значительными пенсиями и социальными пособиями, на минимальном уровне поддерживались цены на основные продукты питания, бензин и коммунальные услуги). Очень здесь помогали выгодные пропорции количества населения (весьма небольшого по африканским меркам - ок. 6 млн. человек [42) и разведанного количества нефти (ок. шести миллиардов тонн на конец 2010 г. Эта пропорция при в общем-то весьма скромных показателях запасов углеводородов давала Джамахирии весьма неплохую подушку экономической безопасности. Даже при колоссальных социальных расходах бюджет страны оставался в плюсе. Население слишком мало потребляло.

От динамики нефтегазовых расценок зависела и внутриполитическая стабильность СНЛАД. Во второй половине 1980-х гг., когда цены на углеводороды пошли вниз, Каддафи вынужден был начать либерализацию. Фактически, в этот период Каддафи, осознавая, что Джамахирийскаий проект себя исчерпал, начал поиски новых резервов для придания импульса экономическому и социальному развитию страны. Ничего иного, как вернуться к традиционным либеральным концептам не оставалось, вскоре была принята «Великая зеленая хартия прав человека» (1987 год), приоткрылись ворота для частной инициативы. Международные санкции, наложенные ООН и ведущими мировыми державами на СНЛАД вследствие террористических актов в Ла-Белль (1986 год) и в Локкерби (1988 год), стали точкой отсчета нового кризиса, и только начало 2000 гг. принесло

долгожданное облегчение. В 2004 году международное эмбарго было отменено. После этого начался расцвет.

По индексу развития человеческого потенциала в 2010 году Ливия занимала 53 место, опережая Саудовскую Аравию, Россию и Азербайджан. По валовому внутреннему продукту - 64-е (данные Всемирного банка), по объемам душевого ВВП - 63-е [20]. Что касается прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то они также росли, достигнув, согласно данным IndexMundi, в 2008 г. показателя почти в 6 млрд. долларов (с 479 миллионов в 1993 г.).

Согласно данным WikiLeaks, 2 марта 2008 года на заседании Всеобщего народного конгресса Каддафи произнес речь. В ней полковник призвал к продолжению приватизации и радикальной перестройке всей модели государственного управления на основах, существовавших до 1969 г. И вновь Каддафи якобы назвал все это возвращением к «естественному порядку». Отчасти данные WikiLeaks подтверждаются и отечественными источниками. Так, ведущий российский исследователь ливийской проблематики А. Егорин сообщал о том, что в Ливии в 2008 г. существовала даже комиссия по разработке конституционного проекта под руководством старшего сына Каддафи Сейф аль-Ислама [6, с. 372]. То есть, накануне «арабской весны» Каддафи планировал полностью забыть Джамахирию, вернувшись на путь буржуазного развития.

Справляясь после 2004 г. более или менее с поддержанием стабильности внутри страны, Каддафи, видимо уверовав после снятия санкций в свой «дипломатический гений», допустил ряд серьезнейших просчетов на международной арене. Потерпев неудачу в открытом противостоянии с Западом, полковник с 2000-х гг. стал использовать против «империалистов» нефтяное оружие. Ради углеводородных богатств Ливии европейцы готовы были терпеть и санкции в отношении Швейцарии, и бесконечные скандалы на фешенебельных европейских курортах, связанные с именами сыновей Каддафи и требование выплатить Ливии компенсацию за колониальную оккупацию [28]. Унижая европейцев, Каддафи демонстрировал населению Ливии волю к борьбе и твердость в отстаивании политических принципов. После внутренней либерализации место для джамахирий-ских принципов осталось только в политике внешней.

Однако европейцы, разрабатывая ливийские концессии, не забывали об унижениях, которым подвергал их Каддафи. Скорее всего, план свержения режима и передела местного рынка зрел в столицах Старого Света уже давно (ничем иным кроме как тщательной предварительной подготовкой не объяснить стремительность, с которой была организована и осуществлена операция НАТО против режима Каддафи «Защитник Союза»). Он представился, когда на волне «арабских революций» в Киренаике началось очередное, казалось бы, рутинное, выступление мятежников, получившее всеобъемлющую поддержку.

Саудовская Аравия с Катаром внесли свой вклад в политический процесс, у правящих домов которых был с лидером СНЛАД давний конфликт. Каддафи всегда считал, что основным препятствием для объединения арабов (под эгидой Триполи) является «антинародная» политика консервативных арабских монархий во главе с Эр-Риядом. В этой связи он интриговал на международной арене против Аль-Сауд и Аль-Тани, а также поддерживал силы, дестабилизирующие ситуацию внутри клерикальных арабских монархий (конфликт Триполи с государствами Персидского залива был настолько глубок, что в 2002 году Ливия вышла из ЛАГ, а среди экспертов широкую известность получил факт глубокой личной неприязни между Каддафи, с одной стороны, и бывшими монархами - королем Саудовской Аравии Абдаллой и эмиром Катара Хамадом аль-Тани - с другой, последнего Каддафи даже оскорблял публично, сравнивая с бочкой [14]).

Население же страны к моменту начала вторжения, избалованное подачками и отучившееся работать и воевать, просто посчитало для себя слишком хлопотным брать в руки оружие. Оно осталось безучастным к призывам лидера защитить страну, судьба которой решилась в противостоянии двух небольших вооруженных группировок по несколько десятков тысяч человек в каждой.

Фактически, Каддафи в конце его политического и жизненного пути ждало крушение надежд. Народ, который за годы социалистического правления должен был стать полностью независимым и политически активным, банально вручил свою судьбу в руки, тех, кто сильнее. Джамахирия ничему не учила людей и оказалась в основе своей мыльным пузырем. Причем пузырем как в теории, так и на практике. «Зеленая книга» была хорошим пропагандистским инструментом, и очень плохой стратегией. И не она вела вперед страну на протяжении сорока лет, а политическое чутье Каддафи, умевшего гибко подстраиваться под текущий момент, и конъюнктура нефтяного рынка. В этой связи достаточно было одной оплошности, в данном случае на внешнеполитической арене, чтобы вся архитектура «социалистического» здания ушла под воду кризиса.

Сегодня Ливия пребывает в состоянии хаоса, нет там ни демократии прямой, ни демократии представительной. Перспектива лишь одна - появление нового диктатора, которым может стать генерал Халифа Хафтар. Сумеет ли Хафтар объединить разрозненные племена Киренаики и Триполитании покажет время.

References

1. Bartenev V.I. «Liviiskaya problema» v mezhdunarodnykh otnosheniyakh (1969-2008). M.: LENAND, 2009.

2. Bogushevich O.V. Mukhammad Dzhemal' ad-Din al'-Afgani kak politicheskii deyatel'. Kratkie soobshcheniya Instituta narodov Azii AN SSSR. XLVII, M.: Izdatel'stvo vostochnoi literatury, 1961.

3. Dzhilas M. Novyi klass. URL: Rezhim dostupa: http://krotov.info/lib_sec/05_d/zhil/as_01.htm (data obrashcheniya 10.01.2018).

4. Egorin A.Z. Istoriya Livii. KhKh vek. M.: Institut vostokovedeniya RAN,1999.

5. Egorin A.Z Liviiskaya revolyutsiya. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 1989.

6. Egorin A.Z Muammar Kaddafi. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2009.

7. Egorin A.Z Neizvestnyi Kaddafi. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2011.

8. Egorin A.Z., Mironova G.V. Senusity v istorii Livii. M.: Institut vostokovedeniya RAN,

2006.

9. Egorin A.Z Fenomen Kaddafi: ot beduina do revolyutsionnogo samoderzhtsa. URL: http://za-kaddafi.org/node/1694. (data obrashcheniya 10.01.2018).

10. Zakharov E.A. Politicheskie elity Livii. Politicheskaya elita Blizhnego Vostoka. M.: GNTs RF «NIOPIK», 2000.

11. Kaddafi M. Al-Kitab Al-Akhdar. URL: https://docs.google.com/ gview?url=http://ktaab.com/d/9568638 (data obrashcheniya 10.01.2018).

12. Kaddafi M. Takhiiya daulya al'-khukara! Tarablyus, 1979.

13. Kozyrin A.N. Dzhamakhiriiskaya politicheskaya kontseptsiya i gosudarstvennyi mek-hanizm Livii. M.: Moskovskii gosudarstvennyi institut mezhdunarodnykh otnoshenii, 1992.

14. L'vov P.P. Katar - karlik s ambitsiyami giganta ili mirazh v pustyne? URL: http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/65956/ (data obrashcheniya 10.01.2018).

15. Naser G.A. Fal'safat as-saura. Al'-Kakhira, 1976.

16. Naser G.A. Khutub va tasrikhat. Al'-kakhira, 1955.

17. Malashenko A.V. V poiskakh al'ternativy. Arabskie kontseptsii putei razvitiya. M.: Nauka, 1991.

18. Markuze G. Odnomernyi chelovek. M. REFL-book, 1994.

19. Primakov E.M. Konfidentsial'no: Blizhnii Vostok na stsene i za kulisami. M.: Aspekt Press, 2012.

20. RIA «Novosti». RIA «Analitika» URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/r_gdp_imf.pdf (data obrashcheniya 10.01.2018).

21. Ryasov A.V. «Levye» na Arabskom Vostoke: liviiskii opyt. M.: Institut Blizhnego Vostoka, 2005.

22. Ryasov A.V. Politicheskaya kontseptsiya Kaddafi v spektre «levykh vzglyadov». M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2008.

23. Ryasov A.V. Sovremennaya Liviya: geograficheskii i istoricheskii ocherki. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2001.

24. Ryasov A.V. Vliyanie idei russkikh radikal-revolyutsionerov na formirovanie mi-rovozzreniya M. Kaddafi. Blizhnii Vostok i sovremennost'. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 1999.

25. Ryasov A.V. Kaddafi: gosudarstvo i obshchestvo. Aziya i Afrika segodnya. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2001.

26. Sapronova M.A. Arabskii Vostok: Vlast' i konstitutsii. M.: ROSSPEN, 2001.

27. Smirnova G.I. Opyt liviiskoi revolyutsii. Preobrazovanie sotsial'no-ekonomicheskikh i politicheskikh struktur. M.: Nauka, 1992.

28. Syn Kaddafi izbil zhenu-supermodel' v Londone: politsiya i vlasti ignoriruyut skandal. Newsru.Co.Il. URL: http://newsru.co.il/world/31dec2009/aline706.html (data obrashcheniya 10.01.2018).

29. Fuad M. As-saura as-saniya fi Libiya. Beirut: Tarablyus, 1972.

30. Yurchenko V.P. Rol' armii v politicheskoi sisteme Livii (istoriya i sovremennost'). Blizhnii Vostok i sovremennost'. M.: Institut izucheniya Izrailya i Blizhnego Vostoka, 2002.

31. Shumilov A. Kontsept globalizatsii: novyi obshchestvenno-politicheskii fenomen. Sotsiologiya Drugogo modernu: problema pereviznachennya ponyat' suspil'stvoznavchogo diskur-su : zb. nauk. pr. / nauk. red. I.F. Kononov. Lugans' : Vid-vo DZ «LNU imeni Tarasa Shevchen-ka», 2009.

32. Ayoub M.M. Islam and Third Universal Theory: the Religious Thought of Mu'ammar Al-Qathafi. L.,1987.

33. Bearman J. Qadhafi's Libya. L.,1986.

34. Bearman J. The Formation and Character of Contemporary Libyan State. Exeter,

1987.

35. Bianco M. Gaddafi: Voice from Desert. L., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.