Научная статья на тему 'ДЖАДИДЗМ ВОЗНИКШИЙ, КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ'

ДЖАДИДЗМ ВОЗНИКШИЙ, КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
612
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАДИДЗМ / ИСТОРИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ГАЗЕТА / ЖУРНАЛ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / НОВОМЕТОДНОЙ ШКОЛОЙ ("УСУЛИ ЖАДИД")

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Намозова К.Х.

Джадидизм, возникший, как просветительское движение на рубеже ХIХ-ХХ веков и ушедший в глубь истории в конце 20-х годов минувшего столетия, когда советская власть начала искоренять «старую» интеллигенцию, и уничтожила всех, кто был причастен к идеям джадидизма, до сих пор вызывает большой интерес не только в Средней Азии, но и далеко за ее пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЖАДИДЗМ ВОЗНИКШИЙ, КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Ф И Л О С О Ф С К И Е

НАУКИ

УДК 71-3.07

К.Х. Номазова

ДЖАДИДЗМ, ВОЗНИКШИЙ, КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Джадидизм, возникший, как просветительское движение на рубеже Х1Х-ХХ веков и ушедший в глубь истории в конце 20-х годов минувшего столетия, когда советская власть начала искоренять «старую» интеллигенцию, и уничтожила всех, кто был причастен к идеям джадидизма, до сих пор вызывает большой интерес не только в Средней Азии, но и далеко за ее пределами.

Ключевая слова: джадидзм, история, движение, интеллигенция, газета, журнал, просвещение, новометодной школой («усули жадид»).

Возникновение джадидизма связано именно с этой новометодной школой («усули жадид»), основателем которой был Исмаил Гаспринский. Арабским словом джадид (буквально новый), впервые были названы те, кто под влиянием педагогических идей Исмаила Гаспринского (1851-1914), выдающегося крымско-татарского просветителя, открывал новометодные школы, где преподавались не только религиозные, но и светские науки [1].

Еще в годы своей учебы в Сорбонне он, ознакомившись с новым аналитико -звуковым методом преподавания азбуки, мечтал на основе этого метода реформировать мусульманскую устаревшую систему образования. Вернувшись к родину в 1884 года он открывает школу «усули жадид», где за 40 дней обучает 12 учащихся чтению и грамоте. «Результат превзошел все мои ожидания, - писал он впоследствии, - после чего этот метод был внедрен еще в нескольких школах. Приезжие из областей ознакомились с этими школами и так же приняли новый метод в более чем 200 школах» [2].

Гаспринский пропагандировал свои идеи со страниц издаваемой им газеты «Таржимон» («Переводчик»), которая благодаря тому, что открыла для своих читателей новый мир, мир передовых идей, устремленных в будущее. Среди первых подписчиков изданной в 1883 г. газеты были и наши соотечественники из Маргелана, Ташкента, Бухары, Самарканда. Слава основателя нового метода и газеты, всколыхнувшей весь тюркский мир, дошла и до Средней Азии. Даже эмир Бухарский Саид Абдулла Ахад Баходир, в 1892-1893 гг. путешествовавший по центральным городам России, в феврале 1893 г. специально приехал в Бахчисарай и встретился с Гаспринским. Эмир щедро наградил семью редактора и его

© Намозова К.Х., 2015

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том 1

сотрудников. Самого Гаспринского он сделал кавалером «Золотого ордена Восходящей Звезды» III степени.

По приглашению эмира Гаспринский в мае того же года впервые приезжает в Ташкент, посещает Самарканд и Бухару, встречается с эмиром и с его высочайшего позволения в 1883 г. в Бухаре открывает первую в Туркестане новометодную школу. Самаркандские сторонники педагогических идей Гаспринского, радушно встретив его в древней столице Амира Тимура, с его помощью так же открывают в Самарканде новометодную школу. К сожалению, слух об этой школе, открытой без официального разрешения, дошел до начальника управления просвещения края и она была вскоре закрыта. И бухарская школа существовала недолго [4].

Узбекское государство продолжало существовать как три ханства - Кокандское с центром в Ташкенте, Бухарское и Хивинское. Во главе джадидского движения стояли: в Ташкенте - Мунаввар кары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Убайдулла Ходжаев, в Самарканде - Махмудходжа Бехбуди, Абду-кадыр Шакури, Саидахмад Сиддики-Аджзи, в Бухаре - Фитрат, Файзулла Ходжаев, Садриддин Айни, в Ферганской долине - Хамза, Ибрат, Чулпан, а в Хиве - Палваннияз Ходжи Юнусов и Баба Ахун Сали-мов. Они были пионерами во всех джадидских начинаний. Не ограничиваясь открытием новометодных школ в Туркестане, но и инициируя отправления молодежь учиться и получать высшее образование в России, Турции, Египте и Западной Европе. Ведь обученные в лучших восточных и европейских университетах или медресе молодые люди, овладев как светскими, так и религиозными науками, могли верно служить народу и родине в качестве врачей, инженеров, юристов, агрономов, религиозных и государственных деятелей [5].

Среди отправленных в Турцию молодых людей были и Фитрат, будущий идеолог и крупный представитель джадидизма, получивший образование в старометодной школе и медресе. После того, как он проявил себя как талантливый и прогрессивно настроенный юноша, впитавший идеи джадидизма, джадидская общественность отправила его учиться в Турцию. С 1908 г. по 1913 г. находившийся на учебе Фитрат наблюдает первые шаги турецкой революции, ее победу над феодальным строем. Под впечатлением увиденного и прочитанного, критически осмысливая события, происходившие в Бухаре, он убеждается, что главным злом на пути к прогрессу является фанатизм религиозно настроенных масс. Он приходит к мысли, что для изменения и улучшения жизни трудового народа надо бороться в первую очередь против невежества и темноты ее «вождей», нужно их скомпрометировать, сорвав с них ханжеские маски [6].

Написанные и изданные в Турции им книги «Спор» и «Индийский путешественник», беспощадно разоблачающие реакционное духовенство и государственные устои эмирата, тайно привезенные в Бухару, потрясли молодежь.

«Вот она, священная Бухара, - говорит Индийский путешественник, - воспитавшая 400 тысяч ученых людей и разославшая их во все концы мира. Раньше она была владычицей таких могучих научных сил... Теперь, увы! К великому несчастью, я сознаюсь, что это небо светил образованности, этот рай мира человечества, этот благоустроенный дом наук мира. при наличии всех путей для прогресса стала страной, окруженной горами глубости и закованной в цепи презрения! Наши отцы прекрасно поняли смысл великого изречения: «Разве равны между собою знающие и незнающие?» - и, вполне оценив степень важности изучения наук, устроили двести медресе, в каждом из которых от 10 до 150 комнат.., учредили 11 библиотек, собрав в них все существовавшие в то время книги. Нет никакого сомнения, что все это наши предки сделали для нас. А мы?.. Мы, дорогие их дети, при наличии всех этих полезных учреждений, несчастны, необразованны, дики и бедны!.. [6]»

Таким образом, программа джадидов, главных носителей просветительских идей в конце ХХХ-начале ХХ веков в Туркестане, заключалась в следующем: во-первых, провести реформу мусульманского народного образования и подготовить высококвалифицированных специалистов по жизненно важным отраслям культуры, науки и техники; во-вторых, с их помощью развивать экономику, промышленность и сельское хозяйство Туркестана, превратить его в один из высокоразвитых в культурном, научном и техническом отношении краев России; в третьих, поднимать жизненный уровень народа, улучшить его благосостояние; в-четвертых, образовать национальный капитал, способствовать увеличению числа богатых и состоятельных людей, и, наконец, в-пятых, с помощью квалифицированных местных кадров изменить инфраструктуру общества, т.е. провести коренизацию государственного аппарата, что было бы большим и важным шагом в образовании в Туркестане независимого узбекского государства.

Такая программа джадидов не могла устроить ни царскую, ни советскую власть. Для них джадиды были кровными врагами, и они все делали для того, чтобы им мешать, запрещать их деятельность и физически уничтожать. Советская власть, прежде чем уничтожить их до единого, с помощью верных им писателей и журналистов объявляла на страницах печати джадидов националистами, идеологами буржуазии и «разоблачали» их деяния.

Были придуманы термины-ярлыки «пантуркист» и «панисламист». Так, например, в преддверии 37-года один из критиков джадидизма писал: «В джадидской литературе нашли отражение прежде всего вопросы о крайней технической отсталости в области торговли, промышленности, ремесел, о подчиненном положении местного капитала по отношению к пришлому. Джадиды не могли не видеть, что на среднеазиатском рынке господствует торгово-промышленная буржуазия вкупе с европейскими, армянскими купцами и начавшими за последнее время проникать сюда представителями западноевропейского капитала... Джадиды выражали надежду видеть находившуюся на подъеме буржуазию в роли полновластного хозяина местного рынка» [7].

Автор этих строк, решивший любыми средствами очернить джадидов, не мог не знать, что от того, что местная, а не российская или европейская «буржуазия» будет господствовать на среднеазиатском рынке, зависит прежде всего экономика края, материальный и культурный уровень народа. А джадиды были не только выразителями интересов этой «буржуазии», но требовали от нее, чтобы она заботилась прежде всего о качестве своего товара, его конкурентоспособности не только на среднеазиатском, но и на мировом рынке, ратовали за необходимость закупок современной технику и технологии из высокоразвитых европейских стран.

Библиографический список

1. Ганкевич В. На службе правде и просвещению. Краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского. -Симферополь: Доля, 2000. - С. 238-260.

2. Там же. - С. 240.

3. Исмаил Гаспринский и Туркестан. Сборник статей. - Ташкент: Шарк, 2005. - С. 230.

4. Там же. - С.232-233.

5. Фитрат А. Рассказы индийского путешественника. - Звезда Востока, 1990, № 7. - С. 134.

6. Цитируется по книге: Хамид Алимджан. Мукаммал асарлар туплами (Полное собрание сочинений) - Ташкент: Фан, 1984. С. 141.

7. Шарипов Р. Туркистонда жадидчилик харакати тарихидан (Из истории джадидского движения, - Тошкент: Укитувчи, 2002.

НОМАЗОВА Камбуви Xaйдаровна - старший преподаватель кафедры «Теория и практика построения демкратического общества в Узбекистане», Ташкентский государствиный педогогический унверситет имени Низами (Узбекистан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.