Дж.Д. Нил
ВОРДСВОРТ, МИЛЬТОН И ВОПРОС ЖАНРА*
Американский литературовед Дж. Дуглас Нил определяет жанр двух поэм - У. Вордсворта и Дж. Мильтона - в своей статье.
Поэма Уильяма Вордсворта (1770-1850) «Тиктернское аббатство» была опубликована в сборнике «Лирические баллады», созданном совместно Вордсвортом и Сэмюэлом Тейлором Кол-риджем (1772-1834). Поэма Вордсворта имеет длинное название: «Строки, сочиненные в нескольких милях от Тиктернского аббатства после нового посещения берегов реки Уай во время поездки. 13 июля 1798» («Lines composed a few miles above Tinteren Abbey, on revisiting the banks of Wye during a tour»). В литературной критике это произведение английского поэта именуется кратко -«Тинтернское аббатство». Поэма Джона Мильтона (1608-1674) «Лисидас» имеет подзаголовок: «Жалобная песнь о друге, утонувшем во время его поездки из Честера в Ирландском море. 1637» («A lament for a friend drowned in his passage from Chester on the Irish Seas»).
Вордсворт считал, что его поэма отвечает жанру оды, «но не рискнул ее правильно назвать» (с. 197). Мильтон именовал свою поэму элегией. Как известно, ода - это жанр лирической поэзии, написанный строфами, в каждой из которых от двух до 16 стихов. Элегия (от греч. elegos, жалобная песнь) - это также
* Kneale J.D. Wordswort, Milton, and a question of genre // Modern philology. - Chicago, 2011. - Vol. 109, N 2. - P. 197-220.
Дж.Д. Нил
лирический жанр, стихотворение медитативного или печального содержания. Элегия возникла в Греции в VII в. до н.э.
Современные исследователи расходятся во мнениях при определении жанра «Тинтернского аббатства». Одни полагают, что это ода, написанная в духе пеанов древнегреческого поэта-лирика Пиндара. Другие уверены, что поэма Вордсворта соответствует эподам римского поэта Горация. Третьи пишут, что «Тин-тернское аббатство» вообще нельзя назвать одой. Автор реферируемой статьи предлагает сравнение «Тинтернского аббатства» с поэмой «Лисидас». Обе написаны 28-летними поэтами, обе о поэтическом призвании и о трагедии потери.
Вордсворт интересовался творчеством Мильтона еще в ранней молодости и экспериментировал в жанре пасторальной элегии. Исследователи считают, что раннее стихотворение поэта «Собака. Идиллия» имитирует мильтоновскую «Лисидас». В «Тинтернском аббатстве» Вордсворт рассказывает о том, что прошло пять лет с тех пор, как он побывал у берегов реки Уай, а это напоминает начало элегии «Лисидас», т.е. обе поэмы принадлежат к жанру «return poem», т.е. «стихи о возвращении» (с. 203). Вордсворт говорит, что он изменился «с тех пор, как впервые побывал среди этих холмов» (с. 206). Он пишет о своей потере, т.е. о смерти сестры, о которой он скорбел в стихотворении «Она жила среди нехоженых путей» («She dwelt among the untrodden ways»). Словом, как считает американская исследовательница Л. Ньюлин, «потеря - это настоящий сюжет поэмы» (с. 206). Понятно, почему поэт не назвал «Тинтернское аббатство» одой, комментирует мнение Л. Ньюлин автор реферируемой статьи, ведь в оде он должен был бы петь о победе, а не о потере.
Рассматривая форму и содержание поэм Вордсворта и Мильтона, Дж. Д. Нил приходит к выводу, что влияние последнего несомненно. Ведь Мильтон постоянно пользуется приемом «риторического обращения», а этот прием (англ. apostrophy) позволяет Вордсворту обратиться не только к сестре, но и к текущей в лесу реке. Если поэма Мильтона предлагает «традиционный пример потери, рыдания и утешения, то Вордсворт, напротив, признает потерю, но отрицает рыдание» (с. 201). Риторическое обращение Вордсворта к сестре, по мнению автора реферируемой статьи,
Вордсворт, Мильтон и вопрос жанра
также является «возможным эхом» тридцатого сонета Шекспира, где говорится: «Веду я счет потерянному мной / И ужасаюсь вновь потере каждой» (перевод С. Маршака).
«Вордсворт, по-видимому, знал, что он создал поэму-гибрид типа сложного жанра "лирической баллады". Точно так же поэма Мильтона - это ода и пасторальная элегия, превращенные в погребальную песнь», - заключает автор реферируемой статьи (с. 220).
И. Л. Галинская