Научная статья на тему '«ДЗЕН-АНАРХИЗМ» В РОК-ПОЭЗИИ ВАДИМА КУРЫЛЁВА'

«ДЗЕН-АНАРХИЗМ» В РОК-ПОЭЗИИ ВАДИМА КУРЫЛЁВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЕН-АНАРХИЗМЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ / РУССКИЙ РОК / РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-ТЕКСТЫ / РОК-ПОЭТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЗЕН-БУДДИЗМ / МИСТИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Любарский Руслан Васильевич, Семёнов Александр Александрович

В статье рассматривается индивидуально-авторская концепция «дзен-анархизма» Вадима Курылёва в песнях альбома «Дзен-Анархия» группы «Электрические партизаны». В статье показана специфика изображения «дзен-анархизма» в произведениях В. Курылёва. Исследована сущность «дзен-анархизма» как концепции, вбирающей в себя основные аспекты вероучения дзен, философии анархизма и «мистического анархизма». Рассмотрено художественное моделирование данной концепции в песнях Курылёва. Исследован альбом «Дзен-Анархия» в контексте классической музыкальной формы и средств выразительности рок-музыки. Сделан вывод о том, что в творчестве Курылёва «дзен-анархизм» нашел отражение в виде включения в альбом собственно анархистских песен, а также произведений, совмещающих элементы дзен-буддизма и философии «мистического анархизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ZEN ANARCHISM” IN VADIM KURYLEV’S ROCK POETRY

The article examines the individual author’s concept of “zen anarchism” by Vadim Kurylev in the songs of the album “Zen Anarchy” by the group “Electric Partisans”. The article shows the specifics of the image of “zen anarchism” in the works of V. Kurylev. The essence of “zen anarchism” as a concept incorporating the main aspects of the Zen doctrine, the philosophy of anarchism and «mystical anarchism» is investigated. The artistic modeling of this concept in Kurylev’s songs is considered. The album “Zen-Anarchy” is studied in the context of classical musical form and means of expression of rock music. It is concluded that in Kurylev’s work “zen anarchism” was reflected by the inclusion of anarchic songs proper in the album, as well as works combining elements of Zen Buddhism and the philosophy of “mystical anarchism”.

Текст научной работы на тему ««ДЗЕН-АНАРХИЗМ» В РОК-ПОЭЗИИ ВАДИМА КУРЫЛЁВА»

УДК 821.161.1-192(Курылев В.) ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445 Код ВАК 5.9.3 ГРНТИ 17.07.25

Р. В. ЛЮБАРСКИЙ, А. А. СЕМЁНОВ

Брянск

«ДЗЕН-АНАРХИЗМ» В РОК-ПОЭЗИИ ВАДИМА КУРЫЛЁВА

Аннотация. В статье рассматривается индивидуально-авторская концепция «дзен-анархизма» Вадима Курылёва в песнях альбома «Дзен-Анархия» группы «Электрические партизаны». В статье показана специфика изображения «дзен-анархизма» в произведениях В. Курылёва. Исследована сущность «дзен-анархизма» как концепции, вбирающей в себя основные аспекты вероучения дзен, философии анархизма и «мистического анархизма». Рассмотрено художественное моделирование данной концепции в песнях Курылёва. Исследован альбом «Дзен-Анархия» в контексте классической музыкальной формы и средств выразительности рок-музыки. Сделан вывод о том, что в творчестве Курылёва «дзен-анархизм» нашел отражение в виде включения в альбом собственно анархистских песен, а также произведений, совмещающих элементы дзен-буддизма и философии «мистического анархизма».

Ключевые слова: дзен-анархизмы; музыкальные альбомы; русский рок; рок-поэзия; рок-тексты; рок-поэты; поэтическое творчество; дзен-буддизм; мистический анархизм

Сведения об авторах: Любарский Руслан Васильевич, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 57 города Брянска Семёнов Александр Александрович, лауреат международных конкурсов, артист Брянского Губернаторского симфонического оркестра.

Контакты: 241029, г. Брянск, пр. Московский, 3; ludmila12a@rambler.ru; 241050, г. Брянск, ул. Калинина, 52; alnatsem@gmail.com

R. V. LYUBARSKY, A. A. SEMENOV

Bryansk

"ZEN ANARCHISM" IN VADIM KURYLEV'S ROCK POETRY

Abstract. The article examines the individual author's concept of "zen anarchism" by Vadim Kurylev in the songs of the album "Zen Anarchy" by the group "Electric Partisans". The article shows the specifics of the image of "zen anarchism" in the works of V. Kurylev. The essence of "zen anarchism" as a concept incorporating the main aspects of the Zen doctrine, the philosophy of anarchism and «mystical anarchism» is investigated. The artistic modeling of this concept in Kurylev's songs is considered. The album "Zen-Anarchy" is studied in the context of classical musical form and means of expression of rock music. It is concluded that in Kurylev's work "zen anarchism" was reflected by the inclusion of anarchic songs proper in the album, as well as works combining elements of Zen Buddhism and the philosophy of "mystical anarchism".

Keywords: Zen anarchisms; music albums; Russian rock; rock poetry; rock lyrics; rock poets; poetic creativity; Zen Buddhism; mystical anarchism

'© Любарский Р. В., Cемёнов А. А., 2022

About the authors: Lyubarsky Ruslan Vasilievich, Candidate of Philology, Teacher of Russian Language and Literature, Secondary School No. 57 of the Bryansk;

Semenov Alexander Alexandrovich, Laureate of International Competitions, Artist of the Bryansk Governor's Symphony Orchestra.

Понятие о дзен-буддизме и анархизме. Одним из значимых мировых вероучений, основанных на мистицизме, является дзен-буддизм. Н. В. Кузнецова считает дзен «антифилософским, антидискурсивным и антирассудочным учением, подчёркивающим важность собственного опыта. Логика, согласно учению, не способна помочь людям увидеть реальность в целом» [6, с. 83].

Иррациональность дзен-буддизма способствует формированию особого понимания окружающего мира и находящегося в нём человека с точки зрения данной философии. Одним из методов постижения реальности является медитация. Как свидетельствует Н. В. Кузнецова, «медитируя, человек должен освободить свой ум от привязанности к земному и не думать ни о плохом, ни о хорошем. Важно сконцентрироваться на одной мысли и исчерпать полностью её» [6, с. 81].

Дзен-буддизм призывает отгородиться от окружающего мира и сосредоточить собственное мышление на том, что находится вне его. Любая связь с внешним миром, в том числе и сенситивная, в вероучении дзен нежелательна. Следовательно, «для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему, ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является высшей целью его существования. Именно эти черты дзен-буддизма обусловили его популярность в современном капиталистическом мире, его распространение в западных странах» [6, с. 82]. Последователь дзен-буддийской идеологии, замыкаясь на собственной индивидуальности, стремится к свободе. При этом дзен-буддийская свобода заключается в уходе от повседневной действительности и воссоединении с абсолютной сущностью. Поэтому для дзена характерна отстранённость от предметов и явлений, порождённых внешним миром. Следует отметить, что дзен-буддийское единение с божественным созданием происходит вне окружающей человека реальности, а, значит, в инобытийном мире.

На основании этого возникает важная концепция дзена, именуемая как «несуществование». С точки зрения вероучения, человека, а также элементов повседневной реальности, не существует. Однако сутью всех вещей является постигаемая мистическим образом пустота. А. А. Медова в связи с этим, подчёркивает иллюзорность понятий человеческого «я» и души: «Аналогично рассматривается и то, что называется душой человека или "Я": нет как таковой сущности человека, нет постоянной души, которая имела бы ценность, есть лишь поток случайных состояний его психики, каждое из которых несубстанционально и обусловлено предшествующим состоянием» [8, с. 17]. Мнимость человека как производного окру-

жающего мира исследователь воспроизводит посредством классического дзен-диалога: «Так в диалоге, приводимом Тайтаро Судзуки, император У спрашивает двадцать восьмого дзенского патриарха Бодхидхарму (в Китае он считается первым): "- Каков же основной принцип твоей священной доктрины?" "- Беспредельная пустота и ничего такого, что могло бы быть названо священным, Ваше Величество". "- Кто же, в таком случае, стоит сейчас передо мною?" "- Я не знаю, Ваше Величество"» [8, с. 17]. Пустота как первооснова человека способствует отрицанию индивидом своей сущности, связанной с окружающим миром.

Дзен-буддийский уход от внешнего мира, который, как правило, выражается в мистическом перерождении, а также отрицание человека как проявления обывательского мира находит отражение в русской рок-поэзии, к примеру, в творчестве Бориса Гребенщикова. В песне «Не судьба» лирический герой становится штормом, который должен уничтожить человеческую реальность: «А я говорю: / Мир, ты не понял, / Да, надвигается шторм, / Шторм - это я» [1]. А в песне «Пыль» наблюдается отрицание сопряжённой с действительностью сущности понятия «человек»: «Мне нечего сказать тебе. / Я никто - / Моё имя Пыль» [2]. Отчасти концепции дзена следует и лирический герой Егора Летова, который летает «снаружи всех измерений» (песня «Снаружи всех измерений») [10]. Таким образом, основными элементами дзена являются «несуществование», освобождение от реального мира и слияние с Абсолютом, некоторые из которых воплощаются в русской рок-поэзии.

Не менее важным понятием является анархизм. Данная система взглядов нашла отражение в таких рок-поэтических текстах, как «Мама-Анархия» (Виктор Цой), «Анархия» (Егор Летов), «Мёртвый Анархист» (группа «Король и Шут») и др. Д. С. Михайловская осмысляет анархизм как политическую философию, основой которой «является освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма - отрицание всякой государственной власти и ничем не ограниченная свобода каждой отдельно взятой личности» [9, с. 233]. При этом анархизм включает: «1) полное отрицание существующего общественного строя, основанного на политической власти; 2) представление об идеальном общественном устройстве, исключающем принуждение; 3) определённый (преимущественно революционный) способ перехода от первого состояния ко второму» [9, с. 234]. Анархизм подразумевает радикальное освобождение от системы, где присутствует любая форма власти, и создание утопичной модели общества без неё.

Наиболее близка к вероучению дзен философия «мистического анархизма». Сторонники «мистического анархизма» придерживаются концепции угнетения человека со стороны внешнего мира. При этом внешний мир представлял собой систему государственных, общественных и моральных норм, против которой должен быть направлен «анархичный» бунт. В связи с этим, В. П. Кошарный отмечает, что «осознание невозмож-

ности полной социальной изоляции в эпоху общественных потрясений побуждало к подмене реального мира мистическим. Абсолютная свобода, к которой стремились "мистические анархисты", представлялась достижимой исключительно на путях "мистического опыта"» [5, с. 52]. Осознанная замена неугодной «мистическим анархистам» реальности основывалась на специфическом понимании свободы, связанной с мистицизмом. Однако ирреальное осмысление освобождения от оков бытия коррелирует с дзен-буддийской свободой. Следовательно, «"мистический опыт" представлялся сторонниками "мистического анархизма" такой творческой деятельностью в сфере литературы, искусства, политики, которая обосновывает прорыв человека к сущности вещей и процессов, возможность его единения с Абсолютной сущностью» [5, с. 52].

Таким образом, «мистический анархизм» имеет точки соприкосновения с дзен-буддизмом на основе слияния с высшей инобытийной сущностью и замещения повседневного мира на ирреальный.

«Дзен-анархизм» В. Курылёва. Песня «Либерталия». На основе тождественности дзен-буддизма и «мистического анархизма», а также интеграции определённых элементов философии анархизма Вадим Курылёв, солист и автор текстов группы «Электрические партизаны» («Электропартизаны»), создаёт нашедшую отражение в русской рок-поэзии индивидуально-авторскую концепцию, которая именуется «дзен-анархизм».

«Электрические партизаны» выпустили такие альбомы, как «Ингер-манландия» (2005, Никитин), «Контакт» (2007, «Бомба-Питер»/ «Manchester Files»), «Дзен-Анархия» (2009, «Выргород»), «Век Неспокойного Солнца» (2010, «Выргород» совместно с «Электрическими партизанами»), Р.В.И. (2011, «Электрические партизаны»), «Чёрный Протуберанец или Нам нужна Анархия!» (2012, «Электрические партизаны»), «Минные поля свободы» (2016, Отделение «Выход»), «Небо над Чевенгуром» (2019, «Капкан Records»), «Сквозь время» (2021, «Капкан Records»). «Дзен-анархизм» успешно реализовался в альбоме Курылёва «Дзен-Анархия» (2009). «Дзен-анархизм» Курылёва представляет собой художественную модель внутренней и внешней концепции свободы человека, связанной с анархичным отрицанием присутствия власти в общественном строе в корреляции с замещением обыденной действительности на инобытие, переход в которое осуществляется с помощью мистической метаморфозы. При этом, как правило, в пределах конкретного произведения дзен-буддийская составляющая взаимодействует с концепцией угнетения индивида со стороны повседневной реальности, в которой действуют невыносимые для человека принципы существования (философия «мистического анархизма). С одной стороны, анархизм подразумевает независимость по отношению к угнетающей общественно-политической системе, с другой - дзен «освобождает» человека от земной действительности. Именно на стыке этих двух «свобод» и определяется «дзен-анархизм» Курылёва.

Альбом открывает песня «Либерталия», содержащая в себе преимущественно анархистские воззрения. Лирический герой отвергает мир, наполненный несвободой. Следовательно, он отказывается признавать подавляющие его независимость социальные роли, тем самым идя против общественных норм, а значит, против имеющих власть людей, которые их создали. Неслучайно адъектив «социальные» герой заменяет на «пошлые»:

седовласый северный ветер помоги мне туда доплыть не легко жить на белом свете если любишь свободно жить в этом мире пошлые роли больше я играть не могу ведь Миссон и Караччиолли ждут меня на том берегу [11].

Однако уход от чуждой лирическому герою реальности сопряжён с путешествием на остров Мадагаскар, где находится «Либерталия». «Ли-берталия» отождествляется с местом, где отсутствуют какие-либо ограничения. Курылёв называет этот край раем для анархистов, а эпитет «свободный» превращает в контекстный синоним слову «анархистский»:

не Америка и не Италия, не Япония и не Перу а свободный край Либерталия будет на горизонте к утру анархистский рай Либерталия будет на горизонте к утру [11].

Курылёв сознательно сближает свободу и анархизм, наполняя своё произведение аспектами данной философии. Помимо этого, песня «Либер-талия» основана на предании, которое свидетельствует о том, что «Либер-талия - предположительно вымышленное утопическое государство пиратов, описанное в 4-м расширенном издании (1726) книги "Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами"...» [7]. Упоминание в произведении Миссона и Караччиоли тоже неслучайно: «В 1694 году около сотни пиратов во главе с капитаном, провансальским дворянином Оливье Миссоном и доминиканским священником Каррачиолли высадились в заливе (называемом ныне Французским) на острове Мадагаскар и основали пиратскую коммуну» [7]. Пираты Курылё-ва являются олицетворением анархистских взглядов, которые присутствуют в произведении. Именно частью пиратского общества мечтает стать лирический герой, так как чувствует свою близость к анархистским идеям свободы. Он не желает плыть в Америку, Италию, Японию, Перу и т. д., так как любая власть, имеющая место быть в данных странах, будет навязывать свои закономерности жизни, тем самым подавлять независимость анархистски настроенного человека.

Таким образом, песня Курылёва отражает неприятие диктующего свои правила мира. Единственный выход - побег в край «Либерталия», где человек полностью независим от них. Тем самым произведение Курылёва является художественной моделью элементов философии анархизма, так

как содержит отрицание текущего миропорядка, основанного на власти, утопичное представление об идеальном месте для жизни (край «Либерта-лия») и способ достижения обозначенного ранее идеала.

Песня «Дзен-анархия». В песне «Дзен-Анархия» возникает рок-поэтическая модель курылёвского «дзен-анархизма». Лирический герой находится в мире, в котором невозможно жить. Эта реальность не только ограничивает жизнедеятельность индивида - «свободного художника», но и порождает в его сознании мрачные образы. Данный принцип является неотделимой частью «мистического анархизма», которая является катализатором к поиску идеала в мистической плоскости. Следовательно, окружающая среда ассоциируется у лирического героя с понятиями «тьма», «смерть», «тюрьма»:

вчера всё помнил - теперь забыл: любил я или не любил

в бреду сомнений бреду во тьме,

свободный художник в бескрайней тюрьме

смотрю в ладонь, разжав кулак: нет, в жизни было всё не так

если не проснусь - не звони 03,

снаружи смерть, свобода внутри [11].

Данные слова контекстуально сближаются Курылёвым с понятием «реальность», что является следствием её негативной характеристики. Помимо этого, курылёвский мир довлеет над лирическим героем настолько сильно, что становится причиной его забывчивости по отношению к любви. Неприятие данной действительности порождает у героя желание скрыться от неё. Для этого он использует элементы дзен-буддийской философии. Лирический герой сосредотачивается на собственной индивидуальности и пытается постичь дзен-освобождение от ненавистного ему мира внутри себя. Для этого он использует практику сновидения, сходную со сновидческой концепцией Карлоса Кастанеды:

вчера был ветер сегодня штиль, пути земные скрыла звёздная пыль я продолжаюсь там, где мой исток, окно на запад, дверь на восток

я левитирую мёртвой петлёй - всё как всегда, только над землёй

сквозь зеркала, не касаясь стен, уходит день - наступает дзен

взялся этот сон откуда хрупкой бабочкой в руке

среди звёзд лечу, как будто от земного вдалеке

и влекут через туманность псевдобытия

любви жестокая спонтанность, ночь и дзен-анархия [11].

Карлос Кастанеда замечает, что «в сновидении мы действительно можем воспринимать другие миры, которые мы способны достаточно точно описать. Но мы не сумеем описать то, что позволяет нам их воспринимать,

хотя можем почувствовать, как сновидение открывает для нас иные реальности. Я бы сказал, что сновидение - это восприятие, процесс в теле и осознание в уме» [4, с. 9]. Персонажи Кастанеды перемещаются в реальности, используя сновидческую технику, в ходе которой маг осознаёт, что находится в сновидении, а точнее, в новом мире.

Лирический герой Курылёва осваивает во сне новую действительность, располагающуюся над земной, которая, исходя из упоминания «звёздной пыли», «звёзд», напоминает открытый космос. Внедрение в куплет понятия «дзен» свидетельствует об интеграции данной философии в сновидческую практику. Дзен-философия реализуется в данной песне не только в исчезновении из «бескрайней тюрьмы», но и в концепции «несуществования». Словоформа «псевдобытие» свидетельствует о ненастоящей природе реальности. Дзен-действительность в данном произведении имеет иллюзорный характер, следовательно, не существует в принципе. Однако подмена нелюбимой лирическим героем действительности на мистическую является основой не только дзен-буддизма, но и учения «мистического анархизма».

Таким образом, в песне «Дзен-Анархия» возникает рок-поэтический образ курылёвского «дзен-анархизма», сочетающего в себе отрицательное влияние довлеющего над индивидом внешнего мира («мистический анархизм»), концепцию «несуществования» бытия (дзен), постижение внутренней свободы (дзен), замещение повседневного мира инобытийным («мистический анархизм», дзен). Однако процесс замены происходит посредством сновидения, имеющего точки соприкосновения с модернизированным шаманским вероучением Карлоса Кастанеды.

Песня «Малиновка летит на Север». Песня «Малиновка летит на Север» связана с христианской мифологией, согласно которой «малиновка пыталась облегчить страдания Иисуса, выдернув шип из тернового венца, и была обагрена его кровью. В европейской традиции малиновка является символом смерти и перерождения. Эта птица совершает перелёт в тёплые края и обратно домой на север только по ночам, ориентируясь по звёздам» [3].

Действительность в данной песне изображена как место, лишённое смысла. Именно поэтому курылёвские образы, связанные с основополагающими понятиями мира - жизнью и смертью, не ведают о собственном предназначении. Курылёв поясняет:

рисующий смерть забыл, во что ему верить рискующий жить не знал, зачем вошёл в эти двери [11].

Впоследствии автор сосредотачивается на современном мире более подробно:

теперь только эхо со всех окраин виртуальный шум смыл весь этот джаз бродячий камень ползёт к вершине горы крещёный бес в троянской программе несёт дары но когда придёт любовь, должно быть, рухнет сервер

малиновка летит на север [11].

Мир Курылёва представляет собой виртуальную реальность, в которой христианские мифологемы сочетаются с компьютерной терминологией. Это взаимодействие имеет негативный характер: осмысляемый в качестве злого начала в христианстве бес появляется в облике вредоносной программы, предлагающей свои дары под видом легитимного программного обеспечения. При этом отрицательный аспект данной реальности заключается также в признании беса «верным» с точки зрения христианства посредством крещения. Помимо этого, звучание виртуальной действительности заглушило подлинную музыку настоящего мира (джаз). Однако в этом «компьютерном» мире не осталось места для любви. Следовательно, при её возникновении она окажется лишним звеном, которое разрушит цепь зловредных составляющих виртуальной реальности, а значит, и сам «сервер». В песне Курылёва символом любви является летящая на Север малиновка. Отметим, что «в песне она стала символом вечной перерождающейся любви, не меняющей своего курса посреди мира, гибнущего в поисках собственного смысла» [3].

В каждом из куплетов песни содержится негативная сторона мира: бес в троянской программе, неведение образов, сопряжённых с жизнью и смертью, и т. д. После каждого из них малиновка, во что бы то ни стало, не отклоняется от своего предназначения. В последнем куплете Курылёв привносит элемент «мистического анархизма», который воспроизводится в качестве виртуального мира, заставляющего человека жить по своим законам. Автор поясняет:

а мы вжаты в реальность заклинившей кнопкой «play»

и надо играть всё громче и веселей отражаясь в тишине, как бесконечный ревер малиновка летит на север [11].

Виртуальный мир с помощью тяготеющей над человеком кнопки способствует тому, что человек становится частью «сервера» и выполняет требуемые «виртуальные» функции. При этом преодоление «вжатия в реальность» осмысляется Курылёвым посредством любви. Данное чувство постоянно перерождается, избегая «компьютерных» закономерностей существования. Сначала любовь представляет собой малиновку, а затем она «перелётная песня бескрайней любви» [3], обладающая функциональными

особенностями этой птицы. Таким образом, в произведении «Малиновка летит на Север» показан неблагоприятно отражающийся на человеке виртуальный мир («мистический анархизм»), а также мистическое перерождение любви, уклоняющейся от текущего миропорядка (дзен).

Песни «Молекула ветра», «Гуляй-поле», «Электрические дзен». Не менее интересно произведение «Молекула ветра». Вместо того чтобы погибнуть и уйти в землю «горсткой пепла», лирический герой песни предпочитает стать молекулой ветра:

я - молекула ветра я - твой забытый товарищ пьяный запах новых пожарищ световой год без одного километра [11].

Лирический герой Курылёва мистически перерождается в составную часть ветра. Таким образом, герой постигает дзен-свободу: он уходит от текущего миропорядка и находится вне его. В свою очередь, ветер приобретает черты мистической сущности, с которой, согласно дзен-буддизму, должен воссоединиться индивид. Следовательно, в песне «Молекула ветра» присутствует принцип единения с Абсолютом, являющийся неотъемлемым элементом дзена. В песне «Гуляй-поле» Курылёв возвращается к идеологии анархизма и описывает республику Гуляйполе, существовавшую во время Гражданской войны. Данное место - анархистский идеал автора, где присутствует свобода, любовь, достигнутая с помощью труда и боя. Свобода и любовь противопоставлена неволе, связанной, скорее всего, с навязыванием «белыми» и «красными» своих порядков на тех или иных территориях. На этой почве возникает призыв к защите «мамы-анархии»:

над нами любовь чёрным стягом свободы

защитим анархию-мать эй гуляй-поле! эй гуляй-поле! лучше смерть, чем жить в неволе и нам не надо иной доли эй, гуляй-поле! [11].

Курылёв также делает акцент на независимости Гуляйполя от любой формы контроля, в частности, от сверхъестественной:

но неподвластны ни богу ни чёрту степные ветры родной стороны [11].

Таким образом, песня «Гуляй-поле», как и «Либерталия», описывает идеальное анархистское место, где отсутствует какая-либо власть, а значит, отсутствуют связанные с ней ограничения. В произведении «Рожде-

ство» дзен-буддийский уход от текущей реальности связан с высокими чувствами лирического героя к близкому ему человеку:

о! танцуем во тьме под океаном гаснущих звёзд под уходящими вспышками лет в этой сказке нетленной

мы в процессе любви, мы внутри Рождества мы снаружи Вселенной [11].

В произведении «Электрический дзен» повседневный мир, выступающий в лице шоу-бизнеса, который опротивел автору, стремительно разрушается посредством музыки. «Космические» струны гитары лирического героя олицетворяют дзен-освобождение от обывательской реальности, которое сопряжено с находящимся вне её космосом. Однако чтобы постигнуть мистическую реальность и воссоединиться с Абсолютом, известный рок-поэт Джим Моррисон медитирует в лесу:

джим моррисон не умер, он уехал медитировать в лес

где никаких дверей и не доходят ничьи смс

на гитаре струны - космические проволоки

когда беру аккорд, рушатся потолки

мне не нужно успеха прокрустово ложе

презираю шоу-бизнес - он меня тоже [11].

Музыкальная архитектоника альбома «Дзен-Анархия». «Дзен-анархизм» Вадима Курылёва проявляется и в средствах музыкальной выразительности песен, и в общей музыкальной композиции альбома «Дзен-Анархия». В совокупности использования средств музыкальной драматургии альбом построен на принципах развития сонатно-симфонического цикла. Данный альбом представляет собой подобие развёрнутой симфонической поэмы с кульминацией в точке золотого сечения (песня «Электрический дзен»). В драматургии цикла можно выделить элементы форм сонатного аллегро и сложной трёхчастной формы с зеркальной репризой. Границами трёхчастного цикла в этом случае являются поэтические «интермеццо» «исчезну ль там...» и «я в бой бросался». Таким образом, песни «Либерта-лия», «Дзен-Анархия», «Малиновка летит на Север», «Молекула ветра» и «Гуляй-поле» образуют сферу экспозиции. Песни «Автономный источник», «Камень», «Рождество» и «Электрический дзен» - сферу разработки, а песни «Свобода в кисете», «Тусклое солнце», «Белла, чао», «Музыка ХА-БА» -сферу репризы с зеркальным отображением лейт-темы «Либерталии» в треке «Final». В таком случае музыкальный тематизм песен «Дзен-Анархия», «Малиновка летит на Север», «Молекула ветра», «Тусклое солнце» и «Музыка ХА-БА» представляет собой аналогию главной партии, а тематизм песен «Гуляй-поле» и «Свобода в кисете» - аналогию побочной партии. Лейтмотив «Либерталии» аналогичен теме вступления.

Таким образом, в «главной партии» автор излагает идеи мистического анархизма, а в «побочной партии» - идеи историко-политического анархизма. В разработке (песни «Автономный источник», «Камень», «Рождество» и «Электрический дзен») тематика мистического и историко-политического анархизма сплетается, излагаясь сквозь призму любовной лирики. Тем самым, музыкальный тематизм разработки напоминает традиционное лирически-контрастное трио средних частей трёхчастной формы. Любовная лирика у Курылёва выступает своеобразным философским «цементом», соединяя воедино мистические и историко-политические идеи анархизма. Таким образом, строя архитектонику музыкального цикла, Курылёв использует элементы формы сонатного аллегро (сопоставление главной и побочной партии) и сложной трёхчастной формы (наличие лирической середины). Новаторство Курылёва заключается в том, что лирическая середина является также разработкой сонатного аллегро, что особенно усиливается использованием традиционных для рока средств музыкальной выразительности.

«Дзен-анархизм» Вадима Курылёва ярко выражен с помощью музыкальных средств. Автор использует как традиционные для рока средства музыкальной выразительности (агрессивный тембр электрогитар, «качающий» рок-бас, выразительные барабанные ритмы), так и авангардные (медитативная «intro mantra», поэтические «интермеццо» между разделами и медитативно-агрессивная кульминация в песне «Электрический дзен»). В поэтических «интермеццо» автор умело сочетает медитативный музыкальный фон с цитированием стихов анархиста Нестора Махно. Таким образом, музыкальными средствами Курылёв подчёркивает общность понятий «дзен» и «анархия», выводя на первый план свою собственную музыкально-философскую категорию «Дзен-Анархия», в русле которой и продолжит творить ближайшее десятилетие.

Таким образом, в альбоме группы «Электрические партизаны» «Дзен-Анархия» раскрывается индивидуально-авторская концепция «дзен-анархизма». Это достигается с помощью включения в альбом собственно анархистских песен, содержащих неприятие власти и создание утопичного места, где царствует свобода («Либерталия», «Гуляй-поле»).

Помимо этого, осмысление «дзен-анархизма» осуществляется посредством взаимодействия в песнях свойственной «мистическому анархизму» концепции неблагоприятного влияния повседневного мира на индивида с элементами вероучения дзен («Дзен-Анархия», «Малиновка летит на Север», «Молекула ветра», «Электрический дзен»). В музыкальном плане «дзен-анархизм» Курылёва выражается в сочетании элементов формы сонатного аллегро и элементов трёхчастной формы с зеркальной репризой. При этом данная концепция проявляется при помощи музыкальных приемов традиционного рока и рок-авангарда.

Литература

1. Аквариум. Не Судьба // Репродуктор. - URL: https://reproduktor.net/ gruppa-akvarium/ne-sudba/ (дата обращения: 31.10.2021).

2. Аквариум. Пыль // Репродуктор. - URL: https://reproduktor.net/ gruppa-akvarium/pyl/ (дата обращения: 31.10.2021).

3. Дзен-Анархия // Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дзен-Анархия (дата обращения: 31.10.2021).

4. Кастанеда К. Искусство Сновидения / К. Кастанеда. - М.: София, 2013. - 288 с.

5. Кошарный В. П. «Мистический анархизм» в России начала XX в. / В. П. Кошарный //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки - 2008. - № 2 (6). - С. 50-56.

6. Кузнецова Н. В. Буддизм и дзен-буддизм - трансформация идей буддизма в течении дзен-буддизма / Н. В. Кузнецова // Культура. Духовность. Общество - 2013. - № 4. - С. 80-84.

7. Либерталия // Материал из Википедии - свободной энциклопедии. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Либерталия (дата обращения: 31.10.2021).

8. Медова А. А. Модальная природа сознания: на примере концепций дзен и чань буддизма / А. А. Медова // Вестник Оренбургского государственного университета - 2010. - № 1 (107). - С. 16-22.

9. Михайловская Д. С. Анархизм как политически - философское учение / Д. С. Михайловская // Новая наука: Стратегии и векторы развития -2016. - № 118-3. - С. 233-235.

10. Снаружи всех измерений // Гражданская оборона - официальный сайт группы. - URL: https://www.gr-oborona.ru/texts/1183488554.html (дата обращения: 31.10.2021).

11. Электропартизаны. Тексты песен Электропартизан // Официальный сайт группы Электропартизаны. - URL: https://electropartisan.com/ teksty (дата обращения: 31.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.