Научная статья на тему 'ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (COVID 19)'

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (COVID 19) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / COVID-19 / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фаррухшина Танзиля Радиковна, Покровская Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрены особенности занятий дыхательными упражнениями во время пандемии COVID-19. Раскрыта важность профилактики дыхательной системы, необходимость физической активности во время реабилитации и после перенесенной пневмонии. Предложены упражнения, способствующие восстановлению дыхательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фаррухшина Танзиля Радиковна, Покровская Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPIRATORY EXERCISES AS THE MAIN WAY TO PREVENT VIRAL DISEASES (COVID 19)

The article discusses the features of physical education during the COVID-19 pandemic. The important prevention of the respiratory system, the need for training during rehabilitation and after pneumonia, have been disclosed. Exercises to help restore the respiratory system have been suggested.

Текст научной работы на тему «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (COVID 19)»

УДК 796.011.1

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИРУСНЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ (COVID 19)

студентка Фаррухшина Танзиля Радиковна Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань); кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань)

Постановка проблемы. В современном мире в условиях пандемиологической обстановки люди достаточно много внимания уделяют средствам индивидуальной защиты органов дыхания. Однако многие забывают, что здоровье органов дыхания в первую очередь зависит от их физического состояния. Общеизвестно, что и до наступления такого вируса, как СОУГО-19 большинство населения нашей страны не заботилось должным образом о здоровье своей дыхательной системы. Сейчас в сложившихся условиях и росте заболеваемости, как отмечает Роспотребнадзор, важно уделять особое внимание занятиям физической направленности для укрепления и реабилитации органов дыхания.

Целью исследования является выявление наиболее действенных методов дыхательных упражнений для предупреждения СОУГО-19.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть наиболее популярные виды упражнений для укрепления органов дыхания.

2. Изучить их недостатки и преимущества.

3. Определить наиболее действенные упражнения для улучшения дыхательных процессов.

Методы исследования: анализ научных источников, социологический опрос населения.

Изложение основного материала исследования. Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма. Работоспособность человека определяется количеством кислорода, усвоенного из воздуха и перешедшего в кровь легочных капилляров. Отсюда следует, что наиболее эффективные упражнения для органов дыхания должны способствовать лучшему усвоению кислорода из воздуха [2].

Рассмотрим факторы, предупреждающие вирусные заболевания, в том числе COVID-19:

1. Регулярное выполнение физических упражнений;

2. Закаливание организма с использованием различных водных процедур;

3. Проветривание помещений, ежедневная уборка с использованием дезинфицирующих средств;

4. Тщательное мытье рук, использование своих предметов личной гигиены.

Итак, физические упражнения являются одним из основных путей предупреждения вирусных заболеваний. Особое место среди них имеют занятия, направленные на укрепление органов дыхания. Выделяют следующие группы дыхательных упражнений:

1. Общие дыхательные упражнения.

Общие дыхательные упражнения направлены на улучшение вентиляции легких и укрепление дыхательных мышц. Они применяются как при заболеваниях органов дыхания, так и при других соматических заболеваниях.

2. Статические дыхательные упражнения.

К статическим дыхательным упражнениям относят:

- упражнения, изменяющие тип дыхания:

• полное дыхание;

• грудное дыхание;

• диафрагмальное дыхание;

- упражнения с дозированным сопротивлением:

• диафрагмальное дыхание с сопротивлением: руки тренера расположены в области края реберной дуги -для лучшей вентиляции нижних частей легких;

• диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадранта живота мешочка с песком - для лучшей вентиляции нижних частей легких;

• верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляют инструктор или сам пациент, надавливая руками в подключичной области - для лучшей вентиляции верхних частей легких;

• локализованное правостороннее дыхание с сопротивлением: руки инструктора следует расположить в верхней части грудной клетки - для лучшей вентиляции средних частей легких;

• нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением: руки инструктора или пациента на области нижних ребер - для лучшей вентиляции нижних частей легких.

3. Динамические дыхательные упражнения.

Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему расширению грудной клетки в ее нижней части и осуществлению полноценного вдоха. При наклонах туловища в стороны с одновременным поднятием вверх противоположной наклону руки усиление дыхания наиболее выражено в нижней части грудной клетки со стороны поднятой руки.

4. Специальные дыхательные упражнения.

Специальные дыхательные упражнения позволяют получить конкретный терапевтический эффект в различных случаях нарушения функции дыхательного аппарата. Например, при затруднении выдоха у больных эмфиземой легких - упражнение с надавливанием на грудную клетку руками при выдохе; для профилактики развития спаечного процесса у больных экссудативным плевритом - глубокое дыхание при наклоне туловища в сторону. Также, к специальным дыхательным упражнениям можно отнести и локализованное дыхание - это дыхание с сокращением некоторых мышц грудной клетки, которое способствует активизации дыхательных движений на ограниченном участке грудной клетки [1].

В целях анализа данных проведен социологический опрос среди лиц в возрасте от 18 до 45 лет. В опросе участвовало 150 человек, из разных социальных слоев. Анкетирование предполагало вопросы следующего характера:

1. Занимаетесь ли вы дыхательными упражнениями в свободное от учебы/работы время?

2. Сколько времени Вы отводите на эти занятия?

3. Какими именно упражнениями вы занимаетесь (Рис. 1)?

В результате опроса было выявлено, показал, что студенты занимаются дыхательными упражнениями реже, 50% из всех опрошенных занимается йогой. В среднем люди уделяют дыхательным упражнениям не больше 3-4 часов в неделю.

60 50 40 30 20 10 о

Рисунок 1 Процентное соотношение людей, занимающихся дыхательными упражнениями

Рассмотрев различные виды дыхательных упражнений, как наиболее эффективное средство для предотвращения вирусных заболеваний можно смело отметить такое направление, как йога. В нем содержатся многие из вышеперечисленных типов упражнений. Оно помогает создать баланс между телом и разумом, развивает концентрацию внимания. Также, это направление не требует специальной подготовки или экипировки. Занятия способствуют внутреннему спокойствию, уравновешенности и повышают функциональный тонус организма. Среди самых эффективных тренировок по йоге выделяют отдельное направление - калланетику. Это система гимнастических упражнений, направленная на сокращение и растяжение глубоко расположенных мышечных групп. В этом направлении есть 29 статических упражнений, которые представляют собой йоговские асаны, направленные на улучшение дыхания. Как и в других медленных направлений фитнеса, калланетика не требует специального оборудования, а травматичность сведена к минимуму. Но надо отметить, что начинать заниматься калланетикой людям с сердечнососудистыми заболеваниями, астматикам и при некоторых заболеваниях позвоночника, необходимо только после консультации врача [3]. Развитие дыхательный системы достаточно простая задача для любого человека, независимо от уровня физической подготовки. Таким образом, здоровье человека зависит только от самого человека.

Выводы. Исследование показало, что студенческая молодежь более легкомысленно относится к своему здоровью, нежели взрослая категория населения в профилактике и борьбе с вирусными заболеваниями, в том числе COVID-19. Причинами этого являются нездоровый образ жизни, лень, нехватка времени и отсутствие физической активности в повседневной жизни. В заключении можно сказать, что большинство проблем возможно будет решить, если люди будут более серьезно относится к своему здоровью, а именно больше уделять внимание здоровому образу жизни и вовремя прививаться.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности занятий дыхательными упражнениями во время пандемии COVID-19. Раскрыта важность профилактики дыхательной системы, необходимость физической активности во время реабилитации и после перенесенной пневмонии. Предложены упражнения, способствующие восстановлению дыхательной системы.

Ключевые слова: физическая культура, COVID-19, дыхательные упражнения, профилактика.

Annotation. The article discusses the features of physical education during the COVID-19 pandemic. The important prevention of the respiratory system, the need for training during rehabilitation and after pneumonia, have been disclosed. Exercises to help restore the respiratory system have been suggested.

Keywords: physical education, COVID-19, breathing exercises, prevention.

Литература:

1. Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Учебное пособие. - М.: Триада-Х, 2011. - С. 21-22.

2. Григус И.М. Физическая реабилитация в пульмонологии. Изд. второе, испр. - Гродно, 2018. - 258 с.

3. Мужичук В.А., Дугина Л.В., Безъязычный А.В. Физическая терапия при внебольничной пневмонии // Физическая реабилитация и рекреационно-оздоровительные технологии. - № 5 (2). - 2020. - С. 72-75.

УДК 378.14

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ В

СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

аспирант Хомякова Виктория Евгеньевна Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)

Постановка проблемы. Современная социокультурная ситуация обусловливает высокие требования к профессиональной культуре молодого специалиста и сформированную деловую коммуникативную культуру как условие успешности профессиональной деятельности.

Однако анализ эмпирического опыта деятельности системы высшего образования показывает, что развитию деловой коммуникативной культуры уделяется мало внимания; наблюдается ситуативное взаимодействие структурных подразделений высшей школы и представителей работодателей. Осложняет эти обстоятельства тот факт, что молодые люди не осознают значимость деловой коммуникативной культуры, формально воспринимают деловую коммуникацию, ее значение в обеспечении успешности в профессиональной деловой деятельности. Кроме того, современные студенты часто не соблюдают социально-культурные нормы и правила делового общения, не умеют владеть собой в процессе общения, не учитывают требования делового дресс-кода, а также слабо владеют навыками публичного выступления.

Изложение основного материала исследования. Современные студенты, обучающиеся в вузе, как правило, это молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет. В этом возрасте в силу особенностей становления и развития человека вырабатывается оптимальный баланс работоспособности и способности обрабатывать поступающую информацию. Именно в этом возрасте начинается поиск работы, которой планирует заняться молодой человек. Очень часто это осложняется тем, что «идеальный образ» молодого человека отличается от его реального образа, реальных способностей и возможностей. Этот процесс иногда еще называют «кризисной деятельностью». Обычно это происходит во время окончания учебной деятельности молодого человека в вузе. Но постепенно в процессе трудоустройства по специальности или в процессе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре, этот кризис преодолевается студентом при условии сформированной у него деловой коммуникативной культуры.

Можно выделить факторы, которые характеризуют точечный морально-психологический портрет отдельного студента (портрет человека, который находится здесь и сейчас, со всеми его особенностями). Эти факторы можно разделить на две группы. В первую группу входят те факторы, которые воздействовали на студента при поступлении в вуз. Вторая группа состоит из тех факторов, за счет воздействия которых мы включаем студента в процесс обучения. На эту группу факторов можно успешно воздействовать, чтобы сориентировать его в необходимости формирования деловой коммуникативной культуры.

Факторами первой группы являются: уровень подготовки личности, полученный им за время обучения в школе, система нравственного отношения к себе и окружающим, отношение к получению высшего образования, осведомленность о повседневной деятельности и принципах жизнедеятельности.

Факторы первой группы определяются условиями жизни студента в современном обществе, влиянием социальной среды, а также экономическими условиями страны. Влияние этих факторов может быть только косвенным, но их можно констатировать в качестве отправной точки для дальнейшего воздействия на формирование деловой коммуникативной культуры. Решение этой задачи особенно актуально на этапе адаптации к условиям обучения студентов в высшей школе. На этом этапе может быть трудно привыкнуть к разному стилю обучения в зависимости от требований преподавателей, большого количества новых людей, их привычек и индивидуальных особенностей. Именно на этом этапе в студенческих группах начинаются конфликты людей с противоположными взглядами на деловую коммуникацию, отличающуюся друг от друга системы ценностей. В этих условиях обучающийся должен быстро найти и освоить приемы и способы деловой коммуникации в новых условиях. Одновременно начинается выработка системы ценностей по отношению к преподавателям и обучению, принятие системы правил делового общения на факультете и в учебной группе.

Ко второй группе факторов относятся: организация учебного процесса, уровень преподавания, взаимоотношения между студентом и преподавателем, а также постановка перед обучающимися цели деятельности и умения более или менее планировать свою учебно-исследовательскую деятельность, а также организация самодеятельности [2]. Эта группа факторов сильно влияет на психологические и профессиональные характеристики будущего специалиста. В этой связи представляет интерес изучение влияния этих факторов на отношение и мотивацию студентов к учебной, профессиональной, исследовательской деятельности и деловой коммуникации. В связи с этим всех нынешних студентов можно четко разделить на несколько групп:

1. В первую группу вошли студенты, ориентированные на обучение и дальнейшую деятельность. В этой группе студенты ориентированы на будущую профессию и деловую коммуникацию. Для этих студентов также важно продолжить и улучшить свои знания в магистратуре и аспирантуре. Эти студенты характеризуются энтузиазмом к своей работе. Они часто занимаются научной деятельностью, организуют различные студенческие сообщества, связанные с реализацией проекта, исследованиями, часто пишут электронные поисковые статьи, участвуют в конкурсах, выставках, в различных местных, региональных и международных проектах и планах.

2. Во вторую группу чаще всего попадают студенты из материально-обеспеченных семей. Что касается образования, эти студенты часто детерминированы практическим интересом, влиянием семейного окружения, семейным бизнесом, удачным примером реализованного бизнес-плана. Эти студенты обладают навыками деловой коммуникации. Для этих студентов высшее образование является инструментом, своеобразной площадкой для возможного будущего создания собственного бизнеса: бизнеса, торговли и т.д. Отношение к исследованию их характеризует меньший интерес, чем в первой группе.

3. Третья группа - это студенты, жизненная и профессиональная позиция которых пока не определена, студенты с различными финансовыми и личными проблемами, попавшие в институт «случайно», а также это студенты, которые «привязаны» к родителям или родственникам. Для этих студентов на первый план выходит решение личных и материальных проблем в первом случае, а также взаимоотношений личной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.