Научная статья на тему 'Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета'

Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3448
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИММУНИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перегудова Н.В.

В статье исследуется влияние использования дыхательной гимнастики на занятиях физической культуры на выносливость и иммунитет обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.

С.230-232.

4. Панюков Д.И., Хрипунов Н.В. Компьютерные технологии в науке и производстве: практикум/ Д.И. Панюков, Н.В. Хрипунов. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 106 с.

© Е.В. Панюкова, Д.И. Панюков, 2015

УДК378.17

Н.В. Перегудова

старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет Г. Новокузнецк, Российская Федерация

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ И

ИММУНИТЕТА

Аннотация

В статье исследуется влияние использования дыхательной гимнастики на занятиях физической культуры на выносливость и иммунитет обучающихся.

Ключевые слова

Дыхательная гимнастика, выносливость, физическая культура, иммунитет.

В современном обществе XXI века приоритетную позицию занимает забота о здоровье ребёнка и взрослого человека. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Проблема укрепления здоровья рассматривается в исследованиях многих учёных классиков и современных педагогов. В самом деле, еще совсем недавно большой объем работы человеку приходилось выполнять “своими руками” и поэтому физическая нагрузка была весьма значимой. Сейчас механизация и автоматизация шагнула далеко вперед, физическая нагрузка резко уменьшилась, что является причиной низкой выносливости и работоспособности, приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов дыхания.

В нашей статье большое внимание уделено развитию дыхательной системы, так как дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как именно мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях ухудшает их состояние, замедляются внутренние процессы и наш организм утрачивает силы, быстрее утомляется, стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям, которые поражают его гораздо чаще, чем здоровый. Именно дыхательная гимнастика поможет наладить работу организма и задействовать его в полную силу.

Для того чтобы подтвердить наши предположения о том, что дыхательная гимнастика благоприятно влияет на развитие выносливости и является средством профилактики иммунитета проводился эксперимент.

Гипотеза исследования: Использование дыхательной гимнастики на занятиях физической культуры повышает выносливость и иммунитет обучающихся.

Объект исследования: Учебный процесс студентов физико-математического факультета Центра педагогического образования Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.

152

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Предмет исследования: Дыхательная гимнастика как средство повышения выносливости и иммунитета.

Цель исследования: Изучить влияние дыхательной гимнастики на повышение выносливости и иммунитета.

Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, изучение медицинской литературы.

Организация исследования: Исследование проводилось в двух группах ФМФ: контрольная группа - МИ-12-01 численностью 12 человек и экспериментальная группа - МИ-13-01 численностью 15 человек. Длительность эксперимента: первый этап- учебный год 2013-2014г. обучения, второй- I семестр 2014-2015г. обучения.

На результат исследования будут влиять такие составляющие как:

- высокий результат при выполнении упражнений на выносливость (общая выносливость бег 6 минут и кросс 30 минут 2000 м, прыжки со скакалкой);

- подверженность иммунитета учащихся к заболеваниям, в том числе ОРЗ.

До начала эксперимента в обеих группах как экспериментальной, так и контрольной был проведен мониторинг общей выносливости. Критерием является количество студентов, успешно выполнившие нормативы (на хорошо и отлично) и процентное соотношение к количеству студентов в каждой группе. Результаты говорят об относительно равных способностях студентов двух

групп (рис.1). Для выявления уровня иммунитета студентов был предложен следующий критерийосвобождения от занятий физической культуры по причине болезни.

Рисунок 1 - Результаты оценки общей выносливости и иммунитета до начала эксперимента.

В экспериментальной группе в начале каждого занятия физической культуры (2 раза в неделю), 20 минут уделялось упражнениям дыхательной гимнастики, которые сочетают в себе методику дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и методику дыхательной гимнастики йоги по С.В. Кукалеву. а в контрольной группе занятия проводились в стандартной форме.

В течение первого этапа эксперимента у студентов экспериментальной группы появился интерес к занятиям дыхательной гимнастикой, выработался навык правильного выполнения вдохов-движений, повысилось ответственное отношение к занятиям дыхательной гимнастикой.

Результаты первого этапа эксперимента отображены на рис.2. От занятий физкультурой по причине болезни было освобождено в экспериментальной группе - 5 человек (что составило - 33% от общей численности группы), а в контрольной - 6 человек (что составило - 50% от общей численности группы).

153

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Рисунок 2 - Результаты оценки общей выносливости и иммунитета после первого этапа эксперимента.

Результаты второго этапа эксперимента отображены на рис.3. От занятий физкультурой по причине болезни было освобождено в экспериментальной группе - 3 человек (что составило - 20% от общей численности группы), а в контрольной - 5 человек (что составило - 41% от общей численности группы).

100 80 60 40 20 0

Бег 6 минут Кросс 30 Бег на 2000 Прыжки со Здоровый минут м скакалкой иммунитет

Рисунок 3 - Результаты оценки общей выносливости и иммунитета после второго этапа эксперимента.

Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе студенты лучше справляются с выполнением упражнений на выносливость, иммунитет стал более устойчивым.

Таким образом, благоприятное воздействие дыхательной гимнастики очевидно, студенты с успехом выполняют упражнений на общую выносливость, а иммунитет участников эксперимента значительно окреп за счет развитие дыхательной системы, так как:

-короткие шумные вдохи, лежащие в основе дыхательной гимнастики, существенно улучшают носовое дыхание и тренируют всю дыхательную мускулатуру, укрепляя её, тем самым увеличивая выносливость человека;

-количество кислорода в артериальной крови резко увеличивается, кора головного мозга насыщается кислородом, вследствие чего улучшается работа всех центров, происходит саморегуляция обменных процессов;

-при выполнении дыхательной гимнастики активно работает диафрагма и происходит диафрагменный массаж всех органов брюшной полости;

-улучшается работа лимфатической системы, а значит, укрепляется иммунитет.

Вывод: наше предложение о том, что использование упражнений дыхательной гимнастики на занятиях физической культуры повышает выносливость и благоприятно влияет на иммунитет обучаемых, подтверждается экспериментом.

154

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Богданова, Т.Л. Биология, справочник для студ. высш. учебн. заведений / Т.Л. Богданова. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.

2. Кукалев, С.В. Йога: учебник для начинающих / С.В. Кукалев. - Ростов: Феникс, 2011.

3. Ошевенский Л.В. Изучение состояния здоровья человека по функциональным показателям организма / Л.В. Ошевенский, Е.В. Крылова, Е.А. Уланова. - Нижний Новгород: Медицина, 2007.

4. Щетинин, М.Н. Стрельниковская. Дыхательная гимнастика для детей / М.Н. Щетинин. - М.: Сфера,

2007.

© Н.В.Перегудова, 2015

УДК378

Н.В.Перегудова

старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет

М.В.Рудов

студент 2 курса физико-математического факультета Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет Г. Новокузнецк, Российская Федерация

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос использования средств массовой информации ВУЗа для пропаганды физической культуры и спорта среди студентов.

Ключевые слова

физическая культура в вузе, пропаганда физической культуры, студенческие СМИ

1. Актуальность проблемы популяризации здорового образа жизни среди студентов

Здоровье молодого поколения является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. На настоящий момент здоровье населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и психологического развития, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Тревогу вызывают проблемы, связанные с социальной дезориентацией молодых людей. Это пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и другое.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний) и включает в себя различные составляющие, одна из них - физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей, чем и являются занятия физической культурой в НФИ КемГУ.

Важной особенностью коллективов физической культуры высших учебных заведений является вовлечение возможно большого числа молодых людей на регулярные занятия физической культурой, привлечение их к активному участию в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях, утверждение в обществе здорового образа жизни. Примерами таких мероприятий в НФИ

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.