вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии
Иаучный журнал № 1(4) 2020
Священник Павел Кадосов
Дьячек иван Азимов как типичный представитель петербургских церковнослужителей XVIII в. (из истории Санкт-Петербургской епархии)
DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10002
Аннотация: В статье на основании архивных материалов изложена биография Ивана Савича Азимова (ок. 1715-1755), дьячка церкви св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне близ Санкт-Петербурга (современный Сампсони-евский собор). Иван Азимов является типичным представителем петербургских церковнослужителей середины XVIII в. В его судьбе нашли отражение многие процессы, характерные для «эпохи перемен» — периода формирования синодальной системы. Это усиление бюрократического контроля над служителями Церкви, необходимость духовного образования для получения места на приходе и, одновременно, официальная возможность получения такого места по наследству. На примере дьячка Ивана Азимова можно видеть некоторые стороны жизни петербургской духовной школы на заре ее существования, а также семейные связи петербургского духовенства, которое в ту эпоху еще не выделилось в полностью замкнутое сословие. Иван Азимов был сыном одного из первых петербургских «церковников» — пономаря Саввы Герасимова, а среди его собственных потомков были как священно-, так и церковнослужители. В частности, сын и внук дьячка Ивана стали священниками и на протяжении 75-ти лет возглавляли приход храма св. пророка Божия Илии на Пороховых.
Ключевые слова: дьячек Иван Азимов, епископ Никодим (Скребницкий), священник Василий Иванов, пономарь Савва Герасимов, пономарь Макар Савин, пономарь Петр Азимов, купец Исидор Семенович Пожарский, Санкт-Петербургская епархия, Сампсониевский собор, церковь св. пророка Божия Илии на Пороховых.
Об авторе: Священник Павел викторович кадосов
Магистр богословия, клирик храма Преображения Господня в Лесном в Санкт-Петербурге.
E-mail: pavel-kadosov@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9633-4800
Ссылка на статью: Кадосов П., свящ. Дьячек Иван Азимов как типичный представитель петербургских церковнослужителей XVIII в. (из истории Санкт-Петербургской епархии) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 27-34.
* Фотографии предоставлены автором. История Санкт-Петербургской епархии
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal No. 1 (4) 2020
Priest Pavel Kadosov
Reader Ivan Asimov as a Typical Representative of the St. Petersburg Clergy of the 18th Century (From the History of the St. Petersburg Diocese)
DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10002
Abstract: The article presents the biography of Ivan Savich Asimov (circa 1715-1755), the reader of the Church of St. Sampson the Xenodox on the Vyborg side near St. Petersburg (modern Sampson Cathedral). Ivan Asimov is a typical representative of the St. Petersburg clergy of the middle of the 18th century. Many processes characteristic of the "era of change" — the period of formation of the Synodal system — were reflected in his fate. This includes increasing bureaucratic control over Church servants, the need for spiritual education to obtain a place in the parish, and, at the same time, the official possibility of obtaining such a place by inheritance. On the example of the reader Ivan Asimov, you can see some aspects of the life of the St. Petersburg Theological School at the dawn of its existence, as well as the family ties of the St. Petersburg clergy, which at that time had not yet become a completely closed class. Ivan Asimov was the son of one of the first St. Petersburg "churchmen" — sexton Savva Gerasimov, and among his own descendants were both clergymen and ecclesiastics. In particular, the Ivan's son and grandson became priests and for 75 years led the parish of the Church of St. Elijah the prophet of God on the Porokhovyh.
Keywords: reader Ivan Asimov, Bishop Nikodim (Skrebnitsky), priest Vasily Ivanov, sexton Savva Gerasimov, sexton Makar Savin, sexton Peter Asimov, merchant Isidor Semyonovich Pozharsky, St. Petersburg diocese, Sampson Cathedral, Church of St. Elijah the prophet of God on the Porokhovyh.
About the author: Priest Pavel Viktorovich Kadosov
Master of Theology, Cleric of the Church of the Transfiguration of the Lord in Lesnoye in St. Petersburg.
E-mail: pavel-kadosov@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9633-4800
Article link: Kadosov P., priest. Reader Ivan Asimov as a Typical Representative of the St. Petersburg
Clergy of the 18th Century (From the History of the St. Petersburg Diocese). Herald of the Historical
Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 27-34.
В новопостроенном Санкт-Петербурге, который на протяжении большей части XVIII века был российской столицей, наиболее ярко проявились процессы перехода к новым порядкам в церковной жизни, формирование иных принципов отношений между рядовыми клириками и их начальством1.
Представляется уместным проиллюстрировать жизнь низшего духовенства в «переходный период» на конкретном примере, рассмотрев биографию дьячка Ивана Савича Азимова, который служил в Сампсониевской церкви на Выборгской стороне близ Санкт-Петербурга (ныне Санкт-Петербургский Сампсониевский собор).
В 1722 г. церковнослужители были официально причислены к духовному сословию, с вытекающими из этого правами и льготами2, поэтому священноначалие уделяло им не меньше внимания, чем священникам и диаконам. Различные стороны жизни церковнослужителей, прежде всего их назначения на приходы, жестко контролировались «духовным начальством». Бюрократический контроль над церковной жизнью, который стал своеобразным знамением наступившего синодального периода, сформировал богатый комплекс источников по рассматриваемой эпохе.
Иван Азимов родился около 1715 г.3 Скорее всего, местом рождения будущего дьячка был Петербург, т. к. под тем же годом его отец, Савва Герасимов, упоминается в качестве служителя Сампсониевской церкви на Выборгской стороне4. Судя по «титулу» своей вдовы, «церковник» Савва имел чин пономаря5. Таким образом, Иван Савич происходил из духовного сословия, был петербуржцем во втором поколении, а его отец относился к числу первых петербургских церковнослужителей.
Скорее всего, Савва Герасимов умер в 1720-е гг., поскольку в 1729 г. его старший сын Макар упоминается как пономарь6, а он наследовал место отца (об этом факте герой статьи впоследствии упоминал в прошении Петербургскому епископу Никоди-му7). В результате, Иван Савич «остался в малолетстве при матери вдове Анастасии Михайловне» и был «взят в семинарию в 1735 г.»8. Можно представить, насколько разнородной была среда, в которой пришлось учиться герою рассказа. На момент поступления в семинарию ему было примерно 20 лет, в то время как принимали туда с семилетнего возраста (!). Помимо этого, в описываемую эпоху в петербургской духовной школе учились не только представители духовного сословия, но и дети разночинцев, порой самого низкого происхождения9.
Интересно, что в Александро-Невской семинарии герой статьи провел целых восемь лет и за это время окончил только три класса10. Очевидно, ученик Азимов оставался в семинарии, ожидая подходящего места на приходе, и опасаясь выбыть из духовного сословия. Ранее, в конце 1720-х — начале 1730-х гг. в семинарии уже существовала практика оставления при ней учеников, которые занимались «канцелярскими
1 См.: Кадосов П., свящ. К вопросу о происхождении Петербургского духовенства первой половины XVIII века // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 53-59.
2 Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань, 1873. С.31.
3 В записи о смерти Ивана Азимова, которая последовала в 1755 г., говорится, что ему было 40 лет (ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 39-2. Л. 192).
4 Причт Сампсониевского собора на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге // Сайт А. А. Бов-кало. URL: http:/www.petergen.com/bovkalo/kl/spburgsampson.html (дата обращения: 15.11.2019).
5 Исповедная ведомость церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1739 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 22. Л. 1 об.
6 Причт Сампсониевского собора на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге // Сайт А. А. Бов-кало. URL: http:/www.petergen.com/bovkalo/kl/spburgsampson.html (дата обращения: 15.11.2019).
7 Об определении ученика Александро-Невской семинарии Ивана Азимова в Сампсониев-скую церковь дьячком // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2362. Л. 1.
8 Там же.
9 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 19, 45.
10 Об определении ученика Александро-Невской семинарии Ивана Азимова в Сампсониевскую церковь дьячком // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2362. Л. 1.
и другими... делами» в Александро-Невском монастыре11. Возможно, аналогичная ситуация сложилась и в случае с Иваном Азимовым. При этом непонятно, почему
ему так долго пришлось ждать места — выпускники духовной школы
Старший брат Ивана Азимова, Макар Савин, умер в августе 1740 г. в возрасте 27-ми лет13. Причину столь ранней смерти установить невозможно, т. к. в описываемую эпоху подобные сведения в метрические книги еще не вносились. Пономарское место в Сампсониевской церкви оставалось «праздным» почти три года, и только после этого Иван Савич предъявил на него претензию. Очевидно, он все-таки ожидал более выгодного назначения, но, обманувшись в своих ожиданиях и будучи «уволенным» из семинарии, решил наследовать брату.
В мае 1743 г. претендент обратился с прошением к недавно назначенному Петербургскому епископу Никодиму (Скребницкому). Прошение имело довольно любопытную форму: «Доносит епископу Петербургскому и Шлиссельбургскому Никодиму Александро-Невской семинарии бывший семинарист 3-го класса Иван Савин сын Азимов, а о чем, тому следуют пункты»14. В «пунктах» он сообщал, что его отец и брат по очереди «служили в должности церковников» при Сампсониевской церкви, оба умерли, а мать «не имеет призрения и претерпевает нужду»15. Назначение последовало практически сразу, причем Иван Савич стал не пономарем, а дьячком (т. е. чтецом)16.
Обращает на себя внимание факт, что в материалах о назначении будущий дьячек фигурирует под собственной фамилией, что является редкостью для документов описываемой эпохи. Неясно, была ли его фамилия родовой, или же он получил ее в семинарии. Но под такой же фамилией впоследствии упоминался его сын Василий Иванович17, в 1783 г. ставший настоятелем (т. е. главой прихода — в XVIII в. термин «настоятель» применительно к белому духовенству практически не употреблялся) Ильинского храма на Пороховых18. Интересно, что в качестве церковнослужителя он фигурирует в источниках с родовой фамилией, а в качестве главы прихода во всех документах упоминается только с «полуотчеством» Иванов.
Вернемся к биографии Ивана Савича Азимова. Получив место дьячка, он в скором времени вступил в брак. В соответствии с повсеместной практикой венчание состоялось в 1744 г. в его родной Сампсониевской церкви. При этом избранницей Азимова оказалась представительница купеческого, а не духовного сословия. «Девица Марфа» была дочерью петербургского купца Исидора Семеновича Пожарского19.
На примере Ивана Азимова и его тестя хорошо видно, что отсутствие в источниках фамилий у незнатных людей зачастую объясняется бюрократической неразберихой,
11 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. С. 16.
12 Там же. С. 49.
13 Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1740 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 10. Л. 317 об. Кадр 313.
14 Об определении ученика Александро-Невской семинарии Ивана Азимова в Сампсониев-скую церковь дьячком // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2362. Л. 1.
15 Там же.
16 Там же. Л. 2.
17 О посвящении в стихарь церковника Успенской церкви на Сенной Василия Азимова (1768 г.) // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 6983. Л. 1.
18 Клировая ведомость храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1806 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 141. Л. 18 об.-19.
19 Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1744 г. // ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.111. Д. 17. Л. 226. Кадр 230.
имели преимущество при назначении на церковные должности12. Тем не менее, Иван Савин стал лишь пономарем, и то только после смерти своего брата, которому наследовал место.
Автограф Ивана Савина. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 21. Л. 242.
t\H fattii/f t tjf^
О ипл.^а^ 'ftAc мф^еш^
i n*>ar\cf<< • 6'fh-^fi- ^
^VAtfJJpC 'L- tc Ji! .
ÜWifbiüuciJb n{Ь^кгаысгпЁтяяJti otHçjq^ MtfÀtf, Îbc-tKucuUr ibqâçj^LHif КсдшЬиг пееосцш*: НЙ.Ш.СЛОГ Jùt-PÙl-llf QExiU'I НСиОПГ <¿11411 m'ntmtV H К qpj(i4icif^iH rmr cinoi
toOmOUOPHOt. fltoiliCmfL ,
3?
1
ETsTU-ИСкИОС nifOlLOUOHCV
JXtfH-QK П PCП QJjG G M.C1 to Œl^KCOKû UTIfaHMOnPK Mujii^ nmo KaêuEoi'LdiQK атгаРсжгъ OmÊ спяшХм ко ;
^ nm^i'ttAÄ о hhçk-
fU^'tnui ЫШтыкоЬ , %шеч ci^coKooü.ok litfu-uu nfU^Kot пака.^аРаШ ^гъатю на цо-_ к^ата кЭоСтаи^ № m б Достой J
п^нозна^гчок Наш« лфшлм быдш«» iöjl -inciHC аУи^а «m» tio пСтея oWo«.
> -.{Г Ëet ПОКОРНО nPoCW-AtC ГТО fcUaiÛi
О iiomoPD^fe „ ^ -, о ,
&C1LLLO.G №tœua nPCOOiitMcrrmci onfçirv:
c>&
тою № nPtocm^KomûQ ^^тк^
" ' с îclP^'ncicmSÉÎÀ ёсепопоРмо пРоск.иЬ uocSt СП^н<м; Hamoi ш^кслскоч aîÇum 140 nil^anq ^«mo
CclKKO'LO - ivcmo^è^KHk^G Спою QPWmü*
oiï ^ . "
* . -v:^ / г
ja4a ' ' i L"' / /9- C'
motot Kcild
le
Л75'
<h T"
Jfli.yOJf.ro
Фрагмент прошения прихожан Сампсониевской церкви о назначении к ним пономарем сына Ивана Азимова. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1 Д. 7469. Л. 1.
а не реальным отсутствием родовых прозваний. Так, все найденные упоминания дьячка Ивана в метрических книгах не содержат фамилии «Азимов», но только полуотчество «Савин». Купец Пожарский в записи о браке своей дочери тоже упоминается без фамилии, но она всплывает в другой метрической книге20.
Брак дьячка с купеческой дочерью иллюстрирует неполную замкнутость духовного сословия в XVIII в. Довольно часто происходили браки поповичей или причетников с представительницами других общественных групп. Автору данной статьи приходилось встречать сведения о браках представителей духовного сословия с дочерьми крестьян, купцов и даже офицеров. Такая ситуация, крайне редкая уже в конце XVIII в., объяснялась тем, что формирование сословной монархии было еще не завершено, права и обязанности различных общественных групп, жестко отделявшие их друг от друга, не были окончательно регламентированы.
Иван Азимов служил в Сампсониевской церкви чуть более десяти лет и умер 13 апреля 1755 г., будучи «исповедан и причащен иереем Иоанном того же апреля 10 дня при церковнике Иоанне». Причина смерти сорокалетнего дьячка неизвестна, а похоронен он был на уничтоженном ныне Сампсониевском приходском кладбище21.
У почившего дьячка Азимова осталось трое сыновей. О среднем, Василии Ивановиче (1748-1807)22, уже говорилось. В 1763 г. он, единственный из своих братьев, окончил семинарию, служил пономарем, дьячком, а затем священником в различных храмах, в 1783 г. возглавил приход Охтинского порохового завода23.
Его старшего брата, родившегося в 1746 г., также звали Василием24. У крестьян наречение детей одинаковыми именами сохранялось еще в XIX в., но среди духовенства уже в XVIII в. было редкостью. Василий Иванович Старший продолжил династию сампсониевских церковнослужителей. В 1759 г. он был избран и утвержден пономарем25, а в 1766 г. посвящен в стихарь в качестве дьячка26. В 1770-е гг. он оставался дьячком Сампсониевской церкви. При нем жила мать, Марфа Исидорова, служившая при той же церкви просфорней27.
Вызывают интерес жизненные перипетии младшего брата, Петра, родившегося в 1750 г.28 В 1764 г. он был уволен из духовного звания для обучения живописи29. Судя по всему, карьера художника у него не сложилась, и пять лет спустя он вернулся в духовное сословие, получив место пономаря в своем родном Сампсониев-ском храме30.
20 Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1750 г. // ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.111. Д. 29. Л. 258. Кадр 265.
21 Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1755 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 39-2. Л. 192. Кадр 23.
22 Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1748 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 25. Л. 271. Кадр 280; Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии на Пороховых за 1807 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 239. Л. 382 об. Кадр 397.
23 Клировая ведомость храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1805 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 111. Л. 213 об.-214.
24 Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1746 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 21. Л. 223 об. Кадр 230.
25 Об определении сына дьячка Сампсониевской церкви Ивана Савина Василия пономарем в ту же церковь // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4629. Л. 1-7.
26 О посвящении в стихарь церковника Сампсониевской церкви Василия Иванова // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 6396. Л. 1-4.
27 Исповедная ведомость церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1778 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 271. Л. 1082.
28 Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1750 г. // ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.111. Д. 29. Л. 258. Кадр 265.
29 Об увольнении сына дьячка Сампсониевской церкви Ивана Азимова Петра из духовного звания для обучения живописи // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 5759. Л. 3-4.
30 Об определении сына дьячка Сампсониевской церкви Ивана Азимова — Петра пономарем той же церкви // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 7469. Л. 1-2.
Итак, на примере биографии Ивана Азимова мы видим смешение разных тенденций, характерных для описываемой эпохи. Это и получение места по наследству, и неполная замкнутость духовного сословия (род занятий наследовался по мужской линии, а браки могли заключаться и с представительницами других сословий), и складывание практики обучения в духовных школах церковнических детей.
Налицо уже формирующееся противоречие: с одной стороны, необходимость духовного образования для получения места на приходе, с другой — ограниченность таких мест и потребность иметь родственников, от которых можно было бы наследовать ту или иную должность. Любопытны и временные проблемы, существовавшие на ранних этапах формирования русской духовной школы — в частности, совместное обучение практически взрослых мужчин с маленькими детьми.
источники и литература
источники
1. Исповедная ведомость церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1739 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 22.
2. Исповедная ведомость церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1778 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 271.
3. Клировая ведомость храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1806 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 141.
4. Клировая ведомость храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1805 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д.111.
5. Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии на Пороховых за 1807 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 239.
6. Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1740 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 10.
7. Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1744 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 17.
8. Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1750 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 29.
9. Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1755 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 39-2.
10. Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1746 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 21.
11. Метрическая книга церкви Св. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне за 1748 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 25.
12. О посвящении в стихарь церковника Сампсониевской церкви Василия Иванова // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 6396.
13. О посвящении в стихарь церковника Успенской церкви на Сенной Василия Азимова // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 6983.
14. Об определении сына дьячка Сампсониевской церкви Ивана Азимова — Петра пономарем той же церкви // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 7469.
15. Об определении сына дьячка Сампсониевской церкви Ивана Савина Василия пономарем в ту же церковь // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4629.
16. Об определении ученика Александро-Невской семинарии Ивана Азимова в Сампсо-ниевскую церковь дьячком // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2362.
17. Об увольнении сына дьячка Сампсониевской церкви Ивана Азимова Петра из духовного звания для обучения живописи // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 5759.
Литература
18. БовкалоА.А. Причт Сампсониевского собора на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге // Сайт А. А. Бовкало. URL: http:/www.petergen.com/bovkalo/kl/spburgsampson. html (дата обращения: 15.11.2019).
19. ЗнаменскийП.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань, 1873. [4], 851 с.
20. Кадосов П., свящ. К вопросу о происхождении Петербургского духовенства первой половины XVIII века // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 53-59.
21. ЧистовичИ.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. [8], 458, IV с.