УДК 336.71
ДВУХСТАВОЧНЫЙ ТАРИФ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ: ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Р.В. Ключевская, Е.В. Камешкова
Филиал «Ивэнерго» ОАО «МРСКЦентра и Приволжья»
В статье рассматриваются особенности формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и проблема создания эффективной системы тарифообразования.
Ни для кого не секрет, что существующая система тарифообразования на тепловую энергию в коммунальной отрасли устарела и не отвечает сегодня задачам реформирования ЖилищноКоммунального Комплекса. Двухставоч-ный тариф на услуги по теплоснабжению позволяет сделать ценообразование в данной сфере более прозрачным и понятным.
В настоящее время, практически на всей территории Российской Федерации, за небольшим исключением, при расчетах с потребителями за тепловую энергию применяются одноставочные тарифы. Одноставочный тариф состоит из стоимостной составляющей тепловой энергии, формирующейся за счет суммирования всех затрат теплоснабжающей организации на всех этапах производства, транспортировки и распределения тепловой энергии. Таким образом, стоимостная составляющая, в конечном счете, определяет цену единицы энергии, поставляемой потребителю. Такая система тарифообразования позволяет решить текущие задачи систем централизованного теплоснабжения. Но у нее есть ряд серьезных недостатков, которые в конечном итоге приводят к дополнительным издержкам и не позволяют системам теплоснабжения регионов эффективно функционировать и развиваться.
Основной объем платежей осуществляется в холодное время года. Однако
наибольшая потребность в средствах у теплоснабжающих организаций возникает летом - в период ремонтных кампаний. Вследствие этого возникает необходимость покрывать кассовые разрывы, привлекать дополнительные средства.
Другим недостатком является зависимость теплоснабжающих предприятий от температуры наружного воздуха. Издержки на поддержание должного уровня надежности и качества теплоснабжения (в том числе на проведение ремонта) мало зависят от внешних факторов. В то же время теплая зима ведет к недофинансированию ремонтных работ, что ставит под угрозу надежность теплоснабжения потребителей.
Теплоснабжающие организации недостаточно мотивированы к тому, чтобы проводить экономическую и технологическую оптимизацию производства тепловой энергии и поддерживать оборудование в исправном состоянии. Они заинтересованы в максимальном объеме сбыта тепловой энергии, а не в том, чтобы экономить ее и повышать эффективность потребления. При одноставочном тарифе применение энергосберегающих технологий означает сокращение доходности теплоснабжающих предприятий. Потери воды и тепла оплачивает потребитель, который при этом не заинтересован в сокращении потребления.
Двухставочные тарифы во многом снимают эти вопросы и способствуют
повышению финансовой устойчивости и экономической эффективности коммунальных предприятий путем устранения риска потерь, вызванных сезонными и климатическими факторами в потреблении коммунальных услуг. Введение двухставочных тарифов - это одно из направлений совершенствования тарифного регулирования.
Суть двухставочного тарифа в разделении на частные составляющие: условно-постоянные и условнопеременные. Условно-постоянные затраты - это затраты, которые теплоснабжающая организация несет независимо от того, поставляется тепловая энергия
потребителям или нет. Затраты, связанные с производством тепловой энергии, являются условно-переменными. Эти затраты зависят от количества отпущенной тепловой энергии.
Двухставочный тариф можно представить в виде формулы:
т0= т!+ т.,
где Т0 — Двухставочный тариф;
I — У словно - постоянные затраты;
]. : — Условно - переменные затраты;
Условно - переменные затраты можно представить следующим образом:
т\ =
*пр + Е1 + Аи + Рт + Рф + Р.-Ф + Пі):
где — Заработная плата производственных рабочих, занятых поддержанием основных средств в рабочем состоянии;
Л] — Отчисления в социальные внебюджетные фонды (единый социальный налог) на заработную плату указанной группы производственных рабочих;
А — Сумма амортизационных отчислений основных средств производственного назначения, рассчитанная в соответствии с учетной политикой предприятия;
11. Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание;
_ Сумма отчислений на ремонт основных средств (ремонтный фонд), определяемая по нормативам отчислений, утверждаемым самой организацией;
^ — Прочие (общецеховые, общехозяйственные) затраты в части поддержания основных средств в рабочем состоянии);
П ■ Прибыль, относимая на поддержание мощностей в работоспособном состоянии;
. — Производственная мощность
предприятия в течении периода действия тарифа.
Условно - переменные затраты можно представить следующим образом:
■ ■■ _ + + ■■■ О,
где Зм — Затраты на материалы, топливо и энергию;
— Затраты на оплату труда основных производственных рабочих;
л — Отчисления в социальные внебюджетные фонды на оплату труда основных производственных рабочих;
— Прочие затраты, включающие цеховые, общехозяйственные расходы, затраты на покупную воду (тепло) и т.д.;
..) - — Прибыль, относимая на производство и предоставление услуг;
■ : — Плановый объем предоставляемой услуги на период действия тарифа.
Двухставочные тарифы, как и одноставочные тарифы, имеют свои преимущества и недостатки. Основное преимущество двухставочного тарифа в том,
что он позволяет стимулировать внедрение энергосберегающих технологий. Возникает следующая пропорция: сколько сэкономит тепловой энергии потребитель, столько топлива сэкономит производитель. Данная ситуация выгодна как потребителю, так и производителю.
Именно недостатком одноставочного тарифа объясняется особенность отопления при высокой температуре наружного воздуха (весной). Теплоснабжающей организации необходимо отпустить максимальное количество тепловой энергии потребителям. К этому подталкивает экономика, заложенная в одноставочном тарифе. В результате возникает дисбаланс интересов потребителей, которые стремятся к экономии издержек на отопление, и теплоснабжающих организаций, которые заинтересованы в получении прибыли (или уходе от убытков). При двухставочном тарифе никому не будет выгодна данная ситуация, так как при низкой температуре наружного воздуха необходимо будет оплачивать условно-постоянные и условно-переменные затраты, а при высокой температуре наружного воздуха только условнопостоянные затраты. От этого будут выигрывать и местные органы власти. Ведь при перерасходе тепловой энергии они выделяют субсидии и, соответственно несут убытки.
Открытость и понятность двухста-вочных тарифов - это еще одно преимущество. Если тарифы будут расти, то будет видно, из-за чего происходит подорожание. Если растут условнопеременные затраты, то происходит увеличение цены на топливо. Если растут условно-постоянные затраты, например на 10 - 12%, значит на этом уровне находится инфляция.
При двухставочных тарифах особенно острой становится проблема массового использования приборов учета для коммерческих расчетов за поставленные ресурсы. В этой ситуации все сложнее
становится точно спрогнозировать объем продаж. Следовательно, повышаются и риски ресурсоснабжающих предприятий, особенно с учетом того, что установка приборов учета формирует мотивы к рациональному ресурсоиспользованию у потребителей.
В качестве необходимости введения двухставочных тарифов на тепловую энергию, был проведен анализ по 100 жилым домам (Таблица 1), общей площадью 927 168 кв. м в Москве и Московской области (Таблица 2, 3, 4, рис 1).
1. Одноставочный тариф на тепловую энергию по Москве и Московской области:
- для населения (с учетом НДС и субсидий) - 620,0 руб./Гкал;
- для прочих потребителей (без НДС) - 786,0 руб./Гкал.
2. Двухставочный тариф на тепловую энергию (мощность) для Москвы и Московской области:
- для населения (с учетом НДС):
• ставка за энергию (с учетом субсидий) - 120,28 руб./Гкал;
• ставка за мощность - 96,394
руб./Гкал/час в месяц (доля ставки в общем тарифе - 80,6%);
- для прочих потребителей (без НДС):
• ставка за энергию - 321,00
руб./Гкал;
• ставка за мощность - 96,394
руб./Гкал/час в месяц (доля ставки в общем тарифе - 59,2%).
- Результаты проведенного анализа показывают, что при применении двух-ставочных тарифов на тепловую энергию, используемую как на отопление, так и для ГВС, размер платежей граждан снизится на 1,92% по сравнению с одноставочным тарифом;
- При раздельном применении двух-ставочных тарифов на тепловую энергию, платежи граждан за отопление увеличатся на 16,81% и за ГВС (подогрев) снизятся на 27,78% по сравнению с одноставочным тарифом;
Таблица 1
Основные характеристики объекта анализа
№ п/п Тип дома Количество домов Площадь, кв. м Кол-во жителей
1 Блочный 20 136 329 5 524
2 Кирпичный 32 167 220 6 752
3 Панельный 31 375 023 16 380
4 Сталинский 14 214 393 6 841
5 Монолитный 3 34 203 1 476
Всего 100 927 168 36 973
Таблица 2
Г одовой размер платежа граждан за отопление и горячее водоснабжение, тыс. руб.
№ п/п Тип дома Потребленная тепловая энергия Одноставочный тариф Двухставочный тариф Отклон.
Абс. Отн.
1 Блочный 41 113 25 490 23 083 -2407 -9,4
2 Кирпичный 48 967 30 360 30 577 216 0,71
3 Панельный 111 397 69 066 64 864 -4201 -6,08
4 Сталинский 53 584 33 222 36 703 3481 10,48
5 Монолитный 10 095 6 259 6 055 -253 -4,04
Всего 256 159 164 398 161 234 -3164 -1,92
Таблица 3
Годовой размер платежа граждан за отопление, тыс. руб.
№ п/п Тип дома Потребленная тепловая энергия Одноставочный тариф Двухставочный тариф Отклон.
Абс. Отн.
1 Блочный 16 195 14 276 15 319 1042 7,3
2 Кирпичный 19 865 17 768 21 536 3768 21,2
3 Панельный 44 552 38 739 43 446 4706 12,1
4 Сталинский 25 469 20 980 27 072 6092 29,04
5 Монолитный 4 063 3 548 3 964 415 11,7
Всего 110 147 95 313 111 338 16024 16,8
Таблица 4
Годовой размер платежей граждан за горячее водоснабжение, тыс. руб.
№ п/п Т ип дома Потребленная тепловая энергия Одноставочный тариф Двухставочный тариф Отклон.
Абс. Отн.
1 Блочный 18 086 11 213 7 764 -3449 -30,7
2 Кирпичный 20 309 12 593 9 040 -3551 -28,2
3 Панельный 48 914 30 326 21 418 -8908 -29,3
4 Сталинский 19 744 12 241 9 631 -2610 -21,3
5 Монолитный 4 371 2 740 2 041 -668 -24,6
Всего 111 429 69 084 49 895 -19188 -27,7
180 о о о
160 000
140 000
120 000
100 000
80 000
60 000
40 000
20 000
0
164
Отопление Отопление и ГВС
ГВС
По одноставочному тарифу
По двухставочному тарифу
Рис. 1 Сравнительная диаграмма, тыс. руб.
- Основной причиной различных последствий применения двухставочных тарифов на тепловую энергию, используемую для отопления и ГВС, является различие в способах определения тепловых нагрузок, указываемых в договорах энергоснабжения, заключаемых между теплоснабжающими организациями и потребителями: в случае отопления используется максимальная тепловая нагрузка, а в случае ГВС - среднечасовая, определяемая путем деления максимально - часовой нагрузки на коэффициент неравномерности (величина, обратно пропорциональная количеству жителей, средней показатель для города Москва - 2,2).
Подводя итог, следует отметить, что двухставочные тарифы не решают всех проблем оптимизации отношений между потребителями и теплоснабжающими организациями, но одноставочные тарифы уже устарели и тормозят развитие коммунального комплекса и увеличивают риски инвестиций в коммуналь-
ный сектор, поэтому переход на двухставочные тарифы - это не эксперимент, а жизненно необходимая мера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басова Т.Ф., Кожевников Н.Н., Леонова Э.Г. и др. Экономика и управление в энергетике: Учебное пособие / Под.ред. Н.Н. Кожевникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
2. Белкина Т.Д. Жилищная реформа в России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики, № 4 - апрель 1999 г.
3. Ким А. А. Методические рекомендации по расчету двухставочного тарифа на тепловую энергию // Новости теплоснабжения, № 3 - март 2003 г.
4. Семенов В.Г. Двухставочные тарифы в теплоснабжении // Новости теплоснабжения, № 2 -март 2007 г.
5. Шейфель М.Н. Эффективная тарифная политика в секторе теплоснабжения. Доклад на семинаре
- совещании ФСТ России «Предварительные итоги тарифного регулирования в 2007 году и задачи органов государственного регулирования на 2008
- 2009 года» // Новости теплоснабжения, № 10 -октябрь 2007 г.
TWO-RATE TARIFF FOR THERMAL ENERGY: AN ECONOMIC STABILITY PLANNING PROBLEM
R. Klyuchevskaya, E. Kameshkova
The article considers the peculiarities of two-rate tariff for thermal energy forming and a problem of an effective system of the tariff formation creation.