Научная статья на тему 'Двухсетевой импульсный тяговый электропривод для железнодорожного транспорта'

Двухсетевой импульсный тяговый электропривод для железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
210
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Резников Станислав, Соколов Александр

В статье рассмотрены два варианта структур и схем универсального двухсетевого импульсного тягового электропривода для железнодорожного транспорта с питающими сетями постоянного тока (3 кВ) и переменного тока (25 кВ, 50 Гц) на базе современных IGCT-тиристоров и IGВT-транзисторов. В схемах исключены низкочастотные трансформаторы и силовые реакторы, имеющие большие массы и габариты вкупе с низкой ремонтопригодностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Резников Станислав, Соколов Александр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двухсетевой импульсный тяговый электропривод для железнодорожного транспорта»

Двухсетевой импульсный тяговый электропривод

для железнодорожного транспорта

Станислав РЕЗНИКОВ, д. т. н.

rezn@formatek.ru Сергей КОНЯХИН, к. т. н.

Александр СОКОЛОВ

В статье рассмотрены два варианта структур и схем универсального двухсетевого импульсного тягового электропривода для железнодорожного транспорта с питающими сетями постоянного тока (3 кВ) и переменного тока (25 кВ, 50 Гц) на базе современных Ю^-тиристоров и ЮВ^транзи-сторов. В схемах исключены низкочастотные трансформаторы и силовые реакторы, имеющие большие массы и габариты вкупе с низкой ремонтопригодностью.

Электрифицированные российские железные дороги имеют питающие сети двух видов: однофазного переменного напряжения ~25±5 кВ, 50 Гц, либо постоянного напряжения 3±‘ кВ. В соответствии с этим используются разные электровозы и электропоезда с высоковольтным тяговым приводом. В первом случае привод содержит громоздкий низкочастотный понижающий трансформаторно-выпрямительный блок со сглаживающим реактором.

В последнее десятилетие остро назрела необходимость создания универсальных двухсетевых электровозов и электропоездов с возможностью переключения схемы тягового привода на нужную сеть. Попытки прямого суммирования на борту двух видов электрооборудования приводят к неоправданному росту массо-габаритных и стоимостных показателей.

Бурное развитие силовой полупроводниковой техники, в частности, широкое распространение транзисторов ЮВТ и запираемых тиристоров ЮСТ, позволило найти принципиально новое схемотехническое решение для двухсетевого тягового привода с минимальными массо-габаритными показателями. Что касается стоимости, то она, в основном, будет определяться стоимостью силовых полупроводниковых ключей, которая имеет явную тенденцию к снижению.

Рассмотрим возможность исключения низкочастотного понижающего трансформатора, масса которого при мощности 1 МВт составляет 3,5 т.

В качестве одного из возможных вариантов рассмотрим схему универсального двухсетевого тягового электропривода электропоезда на базе последовательно-модульных трехкаскадных преобразователей, подключенных к двум обратимым делителям постоянного напряжения (ОДПН на рис. 1) [1].

В таблице 1 приведены наименования узлов и элементов схемы.

К основным из них относятся: обратимый управляемый выпрямитель — инвертор тока (ОУВ-ИТ) с высоковольтным вакуумным реверсором (ВР), обратимые нерегулируемые инверторы тока — выпрямители (ОНИТ-В,-12), трансформаторы (Тр1-12), работающие на повышенной частоте (4-8 кГц), обратимые выпрямители — нерегулируемые инверторы тока (ОВ-НИТ12), обратимые прямоходовые конверторы (ОПК1-4) и блок защиты от коротких замыканий (БЗк3).

Аналогичная структура может быть использована и для питания бесколлекторных двигателей.

При работе в режиме тяги от сети постоянного тока 3±1 кВ ОДПН1 отключен, а питание ОДПН2 осуществляется через токоприемник ТП, ключ Кл1, активный быстродействующий выключатель АБВ, ключ Кл2, силовой реактор СР, замкнутые ключ Кл3 и линейный контактор ЛК, выпрямитель, реверсор возбуждения РВ, диод защиты от короткого замыкания УБ3 и устройство заземления УЗ. При этом каждый из четырех электродвигателей М1-4 получает ШИМ-регулируемое питание от соответствующего повышающе-понижающе-го обратимого прямоходового конвертора ОПК1-4, включенного по входу последовательно с остальными. В этом режиме в ОПК работают два диагонально-противорасположен-ных ЮВТ-транзистора: левый верхний и правый нижний, причем один из них включен постоянно, а другой — в режиме ШИМ, меняясь режимами в зависимости от необходимости понижения или повышения напряжения. Ослабление тока обмоток возбуждения ОВ1-4 регулируется с помощью резисторов Яш12 и транзисторного ключа УТш шунта. Роль силового реактора СР (массой 0,8-1 т при мощности 1 МВт) в этом режиме сводит-

ся к защите транзисторов ОПК и изоляции якорных обмоток электродвигателей от коммутационных импульсных перенапряжений в сети (Уимп^ 13,5 кВ), возникающих при аварийных отключениях АБВ соседних секций электропоезда или находящихся неподалеку электровозов и электропоездов. Для исключения колебательной зарядки емкостного делителя С1-4 может быть применен шунтирующий диодный или диодно-тиристорный столб УЭст. Помимо этого в блоке защиты от коротких замыканий Б3к3 предусмотрена защитная цепь с нелинейным (варисторным) ограничителем напряжения НОН и тиристором защиты У8з, компенсирующая инерционность АБВ.

При работе с той же сетью в режиме рекуперативного торможения включается тиристор рекуперативного торможения У8р1 и меняются функциями диагональные пары транзисторов ОПК. При этом форсировка возбуждения электродвигателей осуществляется от нижнего звена С"4 ОДПН через транзисторный ШИМ-регулятор независимого возбуждения УТрнв.

Режим динамического (резистивного) торможения отличается от предыдущего тем, что линейный контактор ЛК выключен, а тормозной переключатель ПКт в цепи тормозного резистора Ит включен.

При работе в режиме тяги от однофазной сети переменного тока ~25±5 кВ ключи Кл12 3 разомкнуты, а питание ОДПН1 осуществляется через высоковольтный (вакуумный) быстродействующий выключатель ВБВ, обратимый управляемый выпрямитель — инвертор тока ОУВ-ИТ, высоковольтный (вакуумный) реверсор ВР, силовой реактор СР и ключ Кл4.

Каждое из двенадцати звеньев последовательно включенных по входу ОНИТ-В содержит входной емкостный делитель, полу-мостовой инвертор тока, силовой обратный

-ЦЯД.'ЇЧ .'"V :лн“-І1>Я

н* \ / Нкш

Рис. 1. Универсальный четырехканальный импульсный тяговый электропривод ~/=(25/3 кВ)

на базе последовательно-модульных 3-каскадных преобразователей (вариант с ОВ-НИТ на базе 3Т — 2 кВ, 240 А или ЮВТ — 1700 В, 300 А

выпрямитель и уравнительный выпрямитель, подключенный для самовыравнивания напряжений ко входному емкостному делителю последующего звена (зажимы а, Ь, с последнего уравнительного выпрямителя подключены ко входному делителю первого звена). Выход каждого ОНИТ-В через соответствующий развязывающий трансформатор ТР1-6 подключен ко входу одного их четырех обратимых мостовых выпрямителей — нерегулируемых инверторов тока ОВ-НИТ, выход каждого из которых соединен со входом соответствующего ОПК. Роль силового реактора СР при этом сводится к повышению коэффициента мощности в питающей сети и к снижению низкочастотных пульсаций в цепи питания двигателей (/ = 100 Гц). При этом осуществляется независимое возбуждение электродвигателей от С"4.

При работе с той же сетью в режиме рекуперативного торможения высоковольтный реверсор ВР переключает ОУВ-ИТ в режим мостового инвертора тока, ведомого сетью. Роль силового реактора СР при этом сводится к обеспечению запирания однооперационных тиристоров У81-12 сетевым напряжением, а также к повышению коэффициента мощности сети в процессе рекуперации энер-

гии. В этом режиме также осуществляется независимое возбуждение двигателей.

Основным достоинством рассмотренного варианта является исключение громоздкого и тяжелого низкочастотного понижающего трансформатора. Ко второму существенному достоинству можно отнести замену реостатного (при сети 3 кВ) и отпаечного (при сети ~25 кВ) дискретных способов регулирования на плавное импульсное управление. К остальным (менее значимым) преимуществам относятся: отсутствие специального источника независимого возбуждения (для форсировки при рекуперативном и резистивном торможении) с требуемой пиковой мощностью 60-100 кВт; простота исключения бок-сований и юзов благодаря индивидуальным регуляторам (ОПК).

К недостаткам варианта можно отнести сохранение громоздкого и тяжелого силового реактора, а также непосредственной гальванической связи обмоток электродвигателя с сетью постоянного тока. Кроме того, несколько усложнены схемы ОПК и отсутствуют вспомогательные защитно-дем-пфирующие цепочки для исключения перенапряжений и «сквозных сверхтоков» в полупроводниковых ключах.

Таблица 1. Перечень основных узлов на рис. 1

ОУВ-ИТ №-12, У^і-8) обратимый управляемый выпрямитель — инвертор тока

ВР высоковольтный (вакуумный) реверсор

СР силовой реактор

онит-В обратимый нерегулируемый инвертор тока — выпрямитель

ТР1-4 трансформатор

ОВ-НИТ обратимый выпрямитель — нерегулируемый инвертор тока

ОДПН обратимый делитель напряжения

ОПК обратимый прямоходовой конвертор

В выпрямитель

ЗТ'1,2 запираемые ЮСТ-тиристоры инвертора тока

УТрнв транзисторный регулятор независимого возбуждения

УТш транзисторный ключ шунта

«6 балластный резистор

тормозной резистор

ПР1 тормозной переключатель

Ск компенсирующий конденсатор

С% С''2-24 конденсаторы емкостного делителя

С"'1-4 конденсаторы активного делителя напряжения

^р уравнительная обмотка

АБВ активный быстродействующий выключатель

ВБВ высоковольтный (вакуумный) быстродействующий выключатель

РВ(ВП,НЗ) реверс возбуждения (вперед-назад)

ТП токоприемник

ЗУ,С3,УБК схема запирания тиристора с зарядным устройством

УЗ устройство заземления

УБш защитный шунтирующий тиристор

УЭрт тиристор рекуперативного торможения

УОз диод защиты от КЗ

УРст диодный столб

Рис. 2. Двухсетевой импульсный тяговый электропривод ~/=(25/3 кВ) с рекуперативным и динамическим торможением (на базе модульных этажерочно-каскадных преобразователей с гальванической развязкой и коррекцией мощности)

Таблица 2. Перечень основных узлов на рис. 2

В/В ОУВ-ИТ высоковольтный обратимый управляемый выпрямитель — инвертор тока

В/В Р высоковольтный реверсор (вакуумный)

онит-В обратимый нерегулируемый инвертор тока — выпрямитель

ОВ-НИТ обратимый выпрямитель — нерегулируемый инвертор тока

РКМ реверсивный ШИМ-корректор мощности (повышающе-понижающий)

КВ ШИМ-конвертор возбуждения

ВВ выпрямитель возбуждения

Вур уравнительный выпрямитель

РВ реверсор возбуждения

Кт контактор торможения

Кр контактор рекупераций

тормозной резистор

ТП токоприемник

АБВ активный быстродействующий выключатель

ВБВ вакуумный высоковольтный быстродействующий выключатель

■& & о фильтровые конденсатор и дроссель

УБ запираемый тиристор ЮСТ

УТ ЮБТ-транзистор

ЗДЦ защитно-демпфирующая цепочка

УР-УБ диодно-тиристорная защитная цепь

На рис. 2 приведена схема двухсетевого импульсного тягового электропривода —/=(25/3 кВ) на базе модульных этажерочно-каскадных преобразователей с гальванической развязкой и коррекцией мощности. В таблице 2 дан перечень ее основных узлов.

Данная схема также обеспечивает все виды торможения, однако выигрывает перед рассмотренной выше по массе силового реактора, надежности, стоимости и ремонтопригодности.

При работе в режиме тяги от сети постоянного тока 3±‘ кВ питание шестнадцати ОНИТ-В1-16, соединенных с помощью ключей в параллель по входу, подается по цепи ТП-АБВ-Ьф-УБ-УЗ. Каждый парный модуль ОНИТ-В состоит из двух последовательно соединенных по входу полумостовых инверторов тока. Выходы двух парных модулей подключены к соответствующим первичным обмоткам N каждого из четырех трансформаторов Тр1-4. Напряжение вторичной основной обмотки каждого трансформатора выпрямляется по цепи ОВ-НИТ и через реверсивный повышающе-понижающий ШИМ-корректор мощности РКМ подается на якорную обмотку электродвигателя. Обмотка возбуждения этого двигателя получает независимое питание от вторичной вспомогательной обмотки трансформатора ^В через выпрямитель возбуждения ВВ и регулируемый конвертор возбуждения КВ.

В режиме рекуперативного торможения при питании от той же сети переключаются

контакты мостового реверсора РКМ и выключается контактор рекуперации Кр, а поток энергии имеет обратное направление — от М к ТП. В режиме резистивного (динамического) торможения энергия от М подается через РКМ в тормозной резистор Ит, рассеиваясь в нем.

При работе в режиме тяги от однофазной сети переменного тока с помощью ключей все НИТ-В соединяются по входам последовательно, а питание на них подается через ВБВ, ОУВ-ИТ, вход-выход Р и Ьф с глубокими 100-герцовыми пульсациями, повторяемыми после модуляции в ОНИТ-В и демодуляции в ОВ-НИТ. Здесь РКМ работает в режиме ШИМ-корректора мощности, при котором форма тока синхронно повторяет форму напряжения, чем обеспечивается высокое значение коэффициента мощности в сети.

В режиме рекуперативного торможения при том же питании переключаются контакты мостового реверса РКМ и включается контактор рекуперации Кр, а поток энергии имеет обратное направление. Резистивное торможение аналогично вышеописанному.

Следует заметить, что закольцованная цепь самовыравнивания напряжений на входном

емкостном делителе обеспечивается за счет дополнительных уравнительных обмоток трансформаторов Тр и уравнительных вы-

прямителей Вур.

Заключение

Рассмотренный в статье второй вариант двухсетевого тягового электропривода для железнодорожного транспорта имеет следующие достоинства:

• обеспечивает эффективное рекуперативное резистивное торможение при питании от обеих сетей и в широком скоростном диапазоне;

• исключает низкочастотные трансформатор и силовой реактор, имеющие большую массу (4 т при 1 МВт), большие габариты и низкую ремонтопригодность;

• обеспечивает высокий коэффициент мощности в сети переменного тока (более 0,9) благодаря ШИМ-коррекции мощности в режимах тяги и рекуперативного торможения;

• не содержит специального источника независимого возбуждения с пиковой мощностью 60-100 кВт;

• исключает боксования и юзы благодаря индивидуальным регуляторам якорных токов двигателей;

• обеспечивает эффективную защиту полупроводниковых ключей

от перенапряжений и сверхтоков благодаря защитно-демпфиру-ющим цепочкам. ■

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Резников С. Б. Новая концепция железнодорожных импульсных тяговых электропоездов на базе реверсивных активных делителей постоянного напряжения и многорежимных обратимых конверторов. // Практическая силовая электроника. 2003. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.