Ипатьевский вестник. 2023. №2 (22). С. 141-151 Ipatievsky vestnik. 2023. №. 2 (22). Р. 141-151
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 261:246
Э01: 10.24412/2309-5164-2023-2-141-151
Двуглавый орел: христианское
понимание содержания герба
Российской Федерации
Монах Варфоломей (Чернышев)
Костромская духовная семинария, Кострома, Россия 9581148@list.ru ОИСГО: 0009-0008-4383-7288
Аннотация. Герб РФ двуглавый орел утверждает преемственность РФ от России прошлых веков. Тело орла символизирует Отечество — многонациональный народ с его культурой, его территорией с сооружениями и природными богатствами, с его государственным устройством и вооруженными силами. Две главы означают гражданскую и духовную власть. Властность их подчеркнута коронами. Символами власти являются так же скипетр и держава, увенчанные крестами, что показывает неразрывный союз гражданской власти и отделенной от неё духовной власти Московской Патриархии и центров других традиционных религиозных объединений. Третья корона показывает, что над президентом и духовными руководителями возвышается власть народа, реализуемая в референдумах, выборах президента, импичменте, выборах патриарха. Христиане считают Иисуса Христа, Царя царей и Главу Церкви носителем третьей короны, что не противоречит сказанному о верховной власти народа, по пословице «Vox populi vox Dei».
Ключевые слова: герб Российской Федерации, история, Отечество, светская власть, духовная власть, Русская Православная Церковь
Для цитирования: Монах Варфоломей (Чернышев). Двуглавый орел: христианское понимание содержания герба Российской Федерации // Ипатьевский вестник. 2023. № 2. С. 141-151 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-2-141-151
© Монах Варфоломей (Чернышев), 2023.
Монах Варфоломей (Чернышев Сергей Николаевич), доктор геолого-минералогических наук, профессор, почетный работник высшей школы, почетный работник науки и техники, доцент кафедры Церковной истории и церковно-практи-ческих дисциплин Костромской духовной семинарии /
Monk Bartholomew (Cher-nyshev Sergey Nikolaevich), Doctor of geological and min-eralogical sciences, professor, honorary worker of higher school and honorary worker of sciences and technology, Associate Professor of Kostroma Theological Seminary
CHURCH-HISTORICAL STUDIES
Scientific article
Double-headed eagle: christian
understanding of the content of the coat of arms of the Russian Federation
Monk Bartholomew (Chernyshev) Kostroma Theological Seminary, Kostroma, Russia 9581148@list.ru ORCID: 0009-0008-4383-7288
Abstract. The coat of arms of the Russian Federation, the double-headed eagle, asserts the continuity of the Russian Federation from Russia of the past centuries. The eagle's body symbolizes the Fatherland — a multinational nation with its culture, its territory with structures and natural resources, with its state structure and armed forces. Two heads mean civil and spiritual authority. Their authority is emphasized by crowns. The symbols of power are also the scepter and the power crowned with crosses, which shows the indissoluble union of civil power and the spiritual power of the Moscow Patriarchate and the centers of other traditional religious associations separated from it. The third crown shows that the power of the people rises above the president and spiritual leaders, implemented in referendums, presidential elections, impeachment, elections of the patriarch. Christians consider Jesus Christ, the King of Kings and the Head of the Church to be the bearer of the third crown, which does not contradict with what has been said about the supreme power of the people, according to the proverb "Vox pópuli vox Déi".
Keywords: coat of arms of the Russian Federation, history, Fatherland, secular power, spiritual power, Russian Orthodox Church
For citation: Monk Bartholomew (Chernyshev). Double-headed eagle: christian understanding of the content of the coat of arms of the Russian Federation // Ipatievsky vestnik. 2023. № 2. Р. 141-151 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-2-141-151
ГЕРБ императорской России двуглавый орел вновь стал гербом нашего Отечества (рис. 1). Этим подчеркнута преемственность современной России от многовекового русского государства. Сегодня, по мнению руководства Геральдического совета при президенте РФ, каждый гражданин вправе по-своему понимать значение герба1. В связи с этим автор излагает свою точку зрения на символику герба, точку зрения данную ему его домашними православными воспитателями, людьми рождения преимущественно 1870-х и 1880-х годов, которые долго жили в Российской империи и сформировали свои взгляды в культурной элитной среде Серебряного века. Эти мои воспитатели: А. С. Мамонтова, выросшая в атмосфере известного Мамонтовского художественного кружка, особенно близкая В. М. Васнецову; Д. В. Поленов — сын художника,
1 Хлусова К., Закваскин А. Орел оброс легендами: в чем истинный смысл герба российского государства [Электронный ресурс]. — URL: https://russian.rt.com/russia/article/377570-gerb-rossiya-geraldika-dvuglavyy-oryol-smysl (Дата обращения 03.09.2022).
выпускник Московского университета, доброволец Великой войны 1914-18 годов, георгиевский кавалер и директор музея своего отца; С. Н. Дурылин1 профессор, доктор филологических наук, ученый секретарь Религиозно-философского общества в Москве с 1912 по 1918 год, затем священник, служивший под началом старца святого праведного Алексия Мечёва и тайный священник в конце жизни; моя мать Е. А. Самарина-Чернышева2, хранившая в себе культуру древней славянофильской семьи Самариных.
Цель статьи — донести до современного читателя понимание герба Двуглавый орел православной интеллигенцией начала ХХ века. По прошествии многих Рис 1 ГеРбРоссийской Федерщии десятилетий могу сообщить их позицию
только в своей интерпретации и со своими добавлениями для полноты картины. Надеюсь, что это актуально, поскольку «глава Геральдического совета при президенте РФ Георгий Вилинбахов отметил в беседе с ЯТ, что современная Россия во многом продолжает геральдические традиции Российской империи»3, а его заместитель Александр Цветков там же указал, что «официальной версии, которая объясняла бы значение российского герба никогда не было, не существует её и сегодня. Всё, что можно встретить в информационном пространстве, — лишь интерпретации, попытки насытить каким-то идейным содержанием этот символ». По мнению А. Цветкова: «Нельзя, правда, сказать, что это плохо. В какой-то мере это объясняет живучесть и объединяющую роль нашего
орла. Каждый гражданин вкладывает в герб своё семантическое значение»4.
* * *
Из истории герба коснемся следующего. Двуглавый орел не изобретен ромеями, создателями православной Византийской империи, от которых он заимствован в Священную Римскую империю и на Русь. Он, например, найден при раскопках археологических памятников Хеттского государства5 существо-
1 Торопова В. Н. Сергей Дурылин: самостояние. ЖЗЛ-малая серия // М.: Молодая гвардия. 2014.-349[3]c.: ил. (Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер.биогр.; вып. 73).
2 О ней см.: Чернышев С. Н. Род Самариных. «Подвигом добрым подвизался...» материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Димитрий Сазонов. Кострома. Издательство Костромской митрополии, 2017. -312 с.
3 Хлусова К., Закваскин А. Орел оброс легендами: в чем истинный смысл герба российского государства [Электронный ресурс]. — URL: https://russian.rt.com/russia/article/377570-gerb-rossiya-geraldika-dvuglavyy-oryol-smysl (Дата обращения 03.09.2022).
4 Там же.
5 Перунова Н. В. Имперская символика двуглавого орла хеттов [Электронный ресурс]. — URL: http://samlib.ru/j/jartarow_j_i/hetti.shtml. (Дата обращения 19.09.2022).
вавшего во II тысячелетии до Р.Х. на территории Малой Азии. Но церковное понимание двуглавого орла, о чем статья, не могло родиться ранее реформ Равноапостольного императора Константина Великого. На Первом Вселенском Соборе Церкви в 325 году император Константин Великий перед всемирным епископатом поставил себе задачу обеспечить деятельность Собора, а затем и Церкви всем необходимым, не вмешиваясь в духовные и внутренние административные дела Её. На себя он взял управление всеми гражданскими и военными делами государства, оставив решение всех вероучительных и церковно-организационных вопросов на рассмотрение епископата. Но он не сдержал обещания и скоро стал влиять на решение этих вопросов, властно вмешиваясь во внутренние дела Церкви. Ещё более грешили этим его преемники. Но это практика. Нас же интересует теория. А в теории светская и духовная власть были разделены. С IV века империя ромеев управлялась на местах (в диоцезах) двумя вершителями власти—чиновником, поставленным императором и митрополитом (термин появился позже), избранным Церковью. При этом теоретически губернатор, а так же и император были подконтрольны митрополиту, как сыны Церкви. Духовную власть над императорами не раз осуществлял святитель Амвросий Медиоланский. Митрополитам от императоров было вменено в обязанность следить за судопроизводством, исполнением наказаний и другими действиями региональной власти. Это двоевластие и изображают две главы орла. Асимметрия в Византийской империи заключалась в том, что император управлял целым государством1, а митрополит только в пределах своей митрополии. Потому одна глава была персонифицирована личностью императора. Вторая была многоликой, сборной из патриархов Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, а так же митрополитов. Папы римские на протяжении ^-Х века боролись за право единолично управлять всей Церковью, но это не состоялось. А. Л. Дворкин пишет об империи после Константина Великого: «Церковь и государство были теперь не отдельными единицами, озабоченными определением их взаимоотношений, но единым телом, управляемым двумя иерархиями: экклезиастической и политической, последняя из которых возглавлялась императорами»2, а первая — митрополитами и патриархами, имевшими компетенции в пределах своих территорий. Юридически союз государства и Церкви оформлен окончательно в законодательстве императора св. Юстиниана I.
Итак, святой равноапостольный Константин Великий в самом начале 2-го периода истории Церкви, в первой четверти IV века закладывает основы союза или симфонии (мирного соработничества) Церкви и государства. В VI веке император святой Юстиниан завершает теорию симфонии и оформляет её законодательно в юридическом кодексе Юстиниана. Отметим, что Юстиниан I был компетентным богословом и компетентным юристом.
1 Часто управлял половиной империи, восточной или западной.
2 Дворкин А. Л. Очерки по истории вселенской православной церкви. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: курс лекций / Александр Дворкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. С. 177.
Идея симфонии и значение Церкви в жизни государства выражены в гербе Двуглавый орел.
В русском государстве двуглавый орел появился в 1497 году на печати Великого князя Иоанна III, скрепившей жалованные грамоты князей Феодора и Иоанна Борисовичей1. Широко принятая точка зрения, что он заимствован от рухнувшей Византийской империи преемственно в связи с браком великого князя и Зои Палеолог из семьи последней византийской династии. Однако Д. С. Лихачев высказал сомнение в этом, так как от женитьбы до 1497 года прошло 25 лет. Высказывались мнения, что двуглавый орел заимствован от Священной Римской империи, в которой был такой герб. Но позволим себе высказать мысль, что заимствование из центральной Европы не исключает мысли о заимствовании от греков, так как священная Римская империя, созданная в 962 году, сама приняла этот герб в подобие Константинополю, утверждая свое равенство с древним восточным государством ромеев. Русское государство в период создания теории «Москва — третий Рим» естественно приняло герб 2-го Рима — Константинополя. В Москве при Рюриковичах двуглавый орел был увенчан двумя коронами.
При царе Михаиле Федоровиче Романове появилась третья корона над двумя коронами, венчающими главы орла. При сыне его Алексее в лапы орла поместили два символа царской власти: скипетр и державу. Они несут на себе кресты, чем показана неразрывная связь царской власти с властью церковной.
В имперский период герб был сильно усложнен и потерял ясность выражаемых им идей о принципиальных особенностях Российской империи. Современный герб России освобожден от этих излишеств и ясно выражает древний смысл герба.
Какой же символический смысл имел двуглавый орел в Российской империи? — Русский солдат шел воевать со словами: «За Веру, Царя и Отечество». Они были сформулированы только в XIX веке. Начало положено в период Отечественной войны 1812 года. Этот девиз из трех слов соответствует трем главным составляющим древнего российского герба. Три главные части герба это тело птицы с крыльями, левая и правая главы. Без этих частей герб не может существовать. Тело птицы обозначает Отечество, а именно народ с его культурой и Верой, установленной народом формой государственного устройства и вооруженными силами, а так же территорию, включая её природные богатства и материальное рукотворное наполнение. Слово Вера означало в Царской России Православную веру в Триединого Бога и воплощение веры в Русскую Православную Церковь. В Царской России XVI-XVII веков одна из глав означала патриарха, управлявшего Церковью. Другая обозначала Великого князя. После венчания на царство Иоанна IV она обозначала царя и, позже, императора. Царь и император обеспечивали юридически обусловленный порядок на территории, народное образование, развитие хозяйства и культуры, защиту Отечества от внешних и внутренних врагов и права Церкви на принятие ею пожертвований от князей, бояр и всего населения страны. Эти права Церкви
1 Скобелева Н.А., Черных А. П. Государственный герб // Большая российская энциклопедия. Т. 7.
М.: Научн. издат. «Большая российская энциклопедия». Т. 7. М. 2007. С. 530-533.
были сильно урезаны императрицей Екатериной II, но полностью не были ликвидированы даже советской властью, которая допускала сбор пожертвований.
В императорской России ХУШ-ХХ веков патриарха заменил Святейший Синод. В синодальный период в России значение второй главы приблизилось к пониманию её в Византийской империи, где также не было единоглавия в Церкви, как отмечено в данной статье ранее.
Мысль о значении второй главы находит подтверждение в орлеце Ч На нем — птица над городом, символизирующем страну при патриаршем служении или епархию при служении главы епархии. У птицы одна глава. Эта глава — епископ. В Церкви не управляет император, потому и нет второй главы на орлеце.
Симметрично с двумя главами расположены два крыла. Можно предположить, что одно из них служит духовной опорой народа и страны в целом, а другое является гражданской опорой, включающей сельскохозяйственное и промышленное производство, разведку и добычу полезных ископаемых, культурно-образовательную деятельность и, конечно, вооруженные силы для борьбы с внешними и внутренними врагами. Страна не может жить ни без того, ни без другого крыла. Ярко была явлена опора на два крыла в ходе Великой Отечественной Войны. Начало войны было временем, когда государство поставило и осуществляло задачу полной ликвидации Церкви, окончательно отказалось от опоры на одно из крыльев. Как следствие, поражения на фронте следовали одно за другим. Особенно тяжелым было поражение в битве под Харьковом в мае 1942 года2, за которым последовало наступление немцев до Волги и Кавказа. Фашистов остановили под Сталинградом и погнали на запад после послабления гонения на Церковь и обращения к памяти св. кн. Александра Невского и других святых воинств, тогда еще не прославленных на земле. 29 июля 1942 года среди старых боевых орденов появились новые, «полководческие», в том числе — ордена Александра Невского, А. В. Суворова, позже — ордена Димитрия Донского, Федора Ушакова, Богдана Хмельницкого.
Почему в древности был выбран орел? — По той же причине, по которой он принят символом евангелиста Иоанна Богослова: эта громадная птица парит высоко. Она поднимается в небо и, расправив крылья, медленно опускается, в спокойном царственном положении глядя на землю как верховный правитель. Птица независимая и сильная, способная утвердить свою власть. Автору не известно, чтобы орлы были приспособлены для охоты, как приручены были соколы, хотя охота с орлом была бы гораздо эффективней, чем с соколом. Приведу пример из своей геологической практики. Однажды мы вошли в жизнь орлиной семьи. При изысканиях места для города Эрденет в Монголии в пустынной степи на выбранной для города территории мы обнаружили гнездо орлов. Оно лежало на гранитной глыбе на высоте менее метра над землей. В нем были белые пушистые, еще не оперившиеся птенцы. Мы бездумно брали их в руки. После этого родители перестали посещать гнездо. Птенцы погибли: гордые орлы не допускают вмешательства в их жизнь.
1 Коврик круглый с изображением орла, парящего над городом.
2 Великанов Н. Т. Василевский. М.: Молодая гвардия, 2014. С. 232-242.
Итак, тело орла символизировало Отечество, две главы — верховных правителей м1ра и Церкви. Главы направлены в разные стороны: одна на духовное, другая на м1рское. Обе они согласно управляют одним телом, одним Отечеством. Распространенная версия, что положение двух глав символизирует взгляд России на восток и на запад несостоятельна, так как императорская Россия смотрела не менее внимательно в сторону Святой земли, на юг. В императорское время Россия много делала для Иерусалимской Церкви. Глядя на юг, она спасла от геноцида христианский армянский народ, а раньше защитила православную Грузию, включив её в состав Российской империи по настоятельной просьбе грузинских царей, повторявшейся более столетия.
Иконное изображение великомученика Георгия Победоносца на красном щите на теле орла в центре герба — это древний герб Москвы. Находясь в центре всего герба, это изображение показывало, что Москва всегда оставалась культурным и духовным центром России. Всадник, поражающий черного зверя, символизировал торжество России над темными силами зла в победах князя Святослава над Хазарским каганатом, воинских и дипломатических победах св. благоверного великого князя Александра Невского, в победе святого благоверного великого князя Димитрия Донского над Мамаем и императора Александра I над Наполеоном. В ХХ веке русский народ выстрадал победу над безбожниками фашистами и сейчас проливает кровь, чтобы добить остатки фашизма, свившие гнездо на западе традиционной территории Московского Патриархата.
Как же сочетается это имперское представление о сущности герба с современным государственным устройством России? — Хорошо сочетается. Тело орла, как и прежде, представляет многонациональный народ и в целом Отечество. Президент юридически и фактически обладает всей полнотой власти в м1рских хозяйственных, дипломатических и воинских делах. Его обязанности и деятельность вполне соответствуют тому, что символизирует царская глава двуглавого орла. Но в отличие от царя-императора он всенародно избирается на ограниченный срок и подотчетен Государственной Думе, как народному представительству, которая обладает правом импичмента. Но это не противоречит содержанию герба, о чем будет сказано ниже.
Сложнее со второй главой применительно к современной ситуации в РФ. Однако и здесь мы не видим неразрешимого противоречия. Обратимся в начале к прошлому. Духовное руководство Византийской империи до последнего времени её существования и осуществляли патриархи. В царской России также духовную власть между Соборами осуществляли патриархи. В императорской России патриарха заменил Святейший Синод — коллективный орган. В современной России есть так же патриарх Русской Православной Церкви. Около 70 процентов населения разных национальностей крещеные и считают себя членами Русской Православной Церкви. Среди них — русские, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, евреи, армяне, грузины, осетины, якуты и люди многих других национальностей, в частности, вепсы, из которых происходят великий святой нашей Церкви преподобный Александр Свирский и его родители, преподобные Сергий и Варвара, а так же православные немцы, которых представляет широко чтимый ныне покойный патриарх Алексий II (Ридигер).
Потому следует признать, что вторую главу орла в РФ олицетворяет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Но некоторая часть граждан РФ принадлежит другим традиционным христианским конфессиям. Отдельные нации нашей федерации традиционно исповедуют другие религии. У каждой из этих неправославных групп верующих есть свой верховный руководитель, который находится в добрых отношениях с патриархом. Вместе они охраняют в стране межнациональный и межконфессиональный мир и поддерживают президента в его начинаниях на пользу народов. Потому вторую главу орла можно видеть коллективным органом. Такое соборное представительство в деле духовного руководства было характерно и для прошлых эпох в Византийской и в Русской империи. В императорской России это был Священный Синод. В византийской империи первого тысячелетия это был Собор митрополитов и епископов. Таким образом, то, что много глав, собранных под одной короной второй главы орла, не ново. Потому оно может быть принято сейчас в РФ как традиционное.
Особого рассуждения требует третья корона, венчающая весь герб и возвышающаяся над двумя коронами, венчающими главы. Третья корона была в гербе Священной Римской империи, где император был выборный. В нашем гербе она появилась при первом царе династии Романовых, который был выбран на всенародном Земском Соборе 1613 года. Преемственность духовных руководителей так же осуществляется через выборы. Церковь имеет высшим управляющим органом Собор. Прекрасным примером является Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, который состоял из делегатов от всех сословий, избранных на местах путем поэтапного голосования с выборщиками1. Собор в 1917 году выбрал патриарха святителя Тихона (Бе-лавина). После смерти его большевики воспрепятствовали созыву Собора. Без патриарха власть в Церкви была ослаблена, потому отпала Зарубежная Церковь, в стране возникло несколько церковных направлений. Только с выбором патриарха во время Великой Отечественной Войны Церковь стала объединяться. Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, сразу после выбора патриарха Алексия I призвал свою «непоминающую» паству идти под омофор патриарха. Начала таять Обновленческая церковь. Она прекратила свое существование в послевоенные годы. Наконец, и Зарубежная Церковь воссоединилась с нами под омофором Московского Патриарха.
Выборность Патриарха и периодическая смена царя по воле народа показывают, что над властью духовной и царской возвышается власть соборная, народная. Применительно к мирской власти в прошлом можно вспомнить о Великом Новгороде, где не было наследственной княжеской власти, а князя выбирало и приглашало вече. Так же киевское вече пригласило варягов во главе с Рюриком. Можно вспомнить и слова из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина: «Народ безмолствует», которые показывают, что для принятия власти Борисом требовалось народное избрание. Народ же, по А. С. Пушкину, не хотел этого царя. Безмолствовал в большинстве народ и в 1917 году, когда клятвопреступники генералы, отказавшись от присяги Царю, свели с престола страстотерпца им-
1 Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. На закате империи: Сборник статей. Кострома. Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2021. — 224 с.
ператора Николая II. Рабочие в Петрограде выступали против царя. Руководили заговором народные избранники из Государственной думы. Это воспоминание о трагических событиях недавней истории, которые тяжким бременем лежат на нас в течение более 100 лет и последствия которых еще не изжиты сейчас, нам нужны, чтобы показать, что не только над церковной властью, но и над наследственной царской властью всегда стоит власть народа. В современной России она выражена правами импичмента, референдума и всенародными выборами президента. Народная власть проявляется и показана в гербе третьей короной в соответствии с законом диалектики о возвращении к предыдущему на новом уровне. Народ изображен в гербе телом орла и вторично под третьей короной. Не случайно третья корона появилась в гербе при выбранном народом царе Михаиле Федоровиче Романове и существовала в европейской империи, где были узаконены выборы императора. Сегодня в гербе РФ она выражает народовластие в соответствии с конституционными ограничениями власти президента и выражает выборность патриарха и руководителей других традиционных вероучительных объединений.
Но почти все православные, кого я знакомил с изложенным взглядом на сущность третьей короны, не были согласны со мной, возражали и говорили: «Это Бог».
Два взгляда на сущность третьей короны (1. верховная власть принадлежит народу, 2. верховная власть принадлежит Богу) примиряет между собой древнеримская мудрость, которую народы сохранили не на полках древлехранилищь, а в своей живой памяти, как пословицу: Vox populi vox Dei. В русском переводе: «Глас народа — глас Божий». В письменном историческом источнике на латыни это выражение имеется в послании известного учёного VIII века Алкуина к будущему императору Карлу Великому. Письмо датируется 798 годом. Аналогичное высказывание содержится в древнекитайском трактате «Мэн-цзы» (ок. III в. до Р.Х.), который цитирует текст из «Шан шу»: «Небо смотрит [глазами] моего народа, небо слушает [слухом] моего народа». Мэн-цзы уточняет, что небо не разговаривает, а только указывает свою волю действиями1.
Надо согласиться, что третья корона принадлежит Иисусу Христу — «Владыке царей земных» (Откр. 1:5) и одновременно Главе Церкви (Еф. 1:22, 5:23), который незримо осуществляет духовную и другую власть над царями и патриархами, нередко выражая Свою Волю через народные массы или собор их представителей. Праведный Иоанн Кронштадский, согласно записи в дневнике за 11 октября 1894 года, видел в Иисусе Христе «Царя царей, от которого все цари получают свою державу и власть над народом»2.
Сохранение в центре герба РФ иконного изображения Георгия Победоносца, древнего герба Москвы, свидетельствует, что древняя великорусская столица — Москва есть государственная и Церковная столица РФ, и что самый многочисленный в стране русский народ — создатель государства и хранитель языков и культур многих наций является государство образующим.
1 Vox populi vox Dei [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Vox_populi_vox _Dei (Дата обращения 21.10.2022).
2 Мясников А. Л. Александр III. М.: Молодая гвардия, 2016. С. 493.
Итак, имперский герб двуглавый орел вполне соответствует нашему современному конституционному государству.
Заметим в заключение, что Византийское государство было не менее многонациональным, чем наше. В нем, как и в нашем, к верховной власти приходили представители разных национальностей из центра, с востока и с запада империи. Это не затрагивало состава и смысла государственного герба. У нас также многонациональность, многоконфессиональность, многопартийность не должны затрагивать состава и содержания герба. Он прост и потому торжественен. В нем нет того, что было в гербе Российской империи ХХ века и гербе СССР, а именно: наименований отдельных «царств» и союзных республик. И это хорошо. Отсутствие их укрепляет союз, т.к. в противном случае возникают вопросы: почему то или иное образование отражено в гербе, а другое отсутствует.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Великанов Н. Т. Василевский. М.: Молодая гвардия, 2014. — 461с.
2. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Очерки по истории Вселенской православной церкви: курс лекций / Александр Дворкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. — 924 с.
3. Мясников А. Л. Александр III. М.: Молодая гвардия, 2016. — 566 с.
4. Скобелева Н.А., Черных А. П. Государственный герб // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М.: Научн. издат. «Большая российская энциклопедия». т. 7. М. 2007. С. 530-533.
5. Торопова В. Н. Сергей Дурылин: самостояние // ЖЗЛ-малая серия М.: Молодая гвардия. 2014. — 349c. (Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. биогр.; вып. 73).
6. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. На закате империи: Сборник статей. Кострома. Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2021. — 224 с.
7. Чернышев С. Н. Род Самариных. «Подвигом добрым подвизался...» материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Димитрий Сазонов. Кострома. Издательство Костромской митрополии, 2017. — 312 с.
8. Хлусова К., Закваскин А. Орел оброс легендами: в чем истинный смысл герба российского государства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/377570-gerb-rossiya-geraldika-dvuglavyy-oryol-smysl (Дата обращения 03.09.2022).
9. Vox populi vox Dei [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Vox_populi_vox _Dei (Дата обращения 21.10.2022).
REFERENCES
1. Velikanov N. T. Vasilevskiy. M.: Molodaya gvardiya, 2014. — 461s.
2. Dvorkin A. L. Ocherki po istorii vselenskoy pravoslavnoy tserkvi. Izdaniye 2-oye, ispravlennoye i dopolnennoye. Ocherki po istorii Vselenskoy pravoslavnoy
tserkvi: kurs lektsiy / Aleksandr Dvorkin. — 2-ye izd., ispr. i dop. — N. Novgorod: Izd-vo Bratstva vo imya sv. knyazya Aleksandra Nevskogo, 2005. — 924 s.
3. Myasnikov A. L. Aleksandr III. M.: Molodaya gvardiya, 2016. — 566 s.
4. Skobeleva N.A., Chernykh A. P. Gosudarstvennyy gerb // Bol'shaya rossiys-kaya entsiklopediya. T.7. M.: Nauchn. izdat. «Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya». t.7. M. 2007. S. 530-533.
5. Toropova V. N. Sergey Durylin: samostoyaniye // ZHZL-malaya seriya M.: Molodaya gvardiya. 2014. — 349c. (Zhizn' zamechatel'nykh lyudey: Malaya seriya: ser.biogr.; vyp. 73).
6. Ferapont (Kashin), mitropolit Kostromskoy i Neyekhtskiy. Na zakate imperii: Sbornik statey. Kostroma. Kostromskaya yeparkhiya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2021. — 224 s.
7. Chernyshev S. N. Rod Samarinykh. «Podvigom dobrym podvizalsya...» mate-rialy k zhizneopisaniyu Aleksandra Dmitriyevicha Samarina (1868-1932) / Avtory-sostaviteli S. N. Chernyshev i prot.Dimitriy Sazonov. Kostroma. Izdatel'stvo Kostromskoy mitropolii, 2017. — 312 s.
8. Khlusova K., Zakvaskin A. Orel obros legendami: v chem istinnyy smysl gerba rossiyskogo gosudarstva [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://russian. rt.com/russia/article/377570-gerb-rossiya-geraldika-dvuglavyy-oryol-smysl (Data obrashcheniya 03.09.2022).
9. Vox populi vox Dei [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Vox_populi_vox _Dei (Data obrashcheniya 21.10.2022).
Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования: 13.10.2022; принята к публикации 27.10.2022.
The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing: 13.10.2022; accepted for publication 27.10.2022.