Научная статья на тему 'Двойное и множественное гражданство в Российской Федерации: перспективы развития правового регулирования'

Двойное и множественное гражданство в Российской Федерации: перспективы развития правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданство / двойное гражданство / множественное гражданство / лица с множественным гражданством / международные договоры / избирательные права / муниципальные выборы / выход из гражданства / citizenship / dual citizenship / multiple citizenship / persons with multiple citizenship / international treaties / voting rights / municipal elections / renunciation of citizenship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пронякина Светлана Юрьевна

Введение. После законодательного разграничения понятий «двойное гражданство» и «множественное гражданство» актуальность приобретают прогнозирование перспектив развития правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере двойного и множественного гражданства, а также разработка практических предложений по закреплению правового статуса лиц с множественным гражданством в Российской Федерации. Теоретический анализ. Исследовано законодательство РФ, регулирующее правовой статус лиц с двойным и множественным гражданством, в частности, проанализированы действующие законодательные ограничения и запреты, установленные для указанной категории лиц. Эмпирический анализ. Исследована проблема реализации избирательных прав гражданами России с множественным гражданством, в том числе проблема прекращения гражданства иностранного государства. Результаты. Предложена концепция Федерального закона «О правовом статусе лиц с множественным гражданством в Российской Федерации», включающая понятие «лицо с множественным гражданством», формулирование целей ограничений прав лиц с множественным гражданством, установление дополнительных запретов для лиц с множественным гражданством, в частности, запрет права быть избранным на муниципальных выборах, запрет права избирать для лиц с множественным гражданством, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual and multiple citizenship in the Russian Federation: Prospects for the development of legal regulation

Introduction. After the legislative distinction between the concepts of "dual citizenship" and "multiple citizenship", predicting the prospects for the development of legal regulation of social relations emerging in the field of dual and multiple citizenship, as well as development of practical proposals to consolidate the legal status of persons with multiple citizenship in the Russian Federation, becomes relevant. Theoretical analysis. The author examined the legislation of the Russian Federation regulating the legal status of persons with dual and multiple citizenship, in particular, analyzed the current legislative restrictions and prohibitions established for this category of persons. Empirical analysis. The author studied the problem of exercising electoral rights by citizens of the Russian Federation with multiple citizenship, including the problem of renouncing the citizenship of a foreign state, and analyzed judicial practice on challenging decisions of election commissions of municipalities on the annulment of registration/refusal to register candidates for deputies. Results. The author proposes the concept of the Federal Law "On the legal status of persons with multiple citizenship in the Russian Federation": legislative consolidation of the concept of "person with multiple citizenship", formulation of the goals of establishing prohibitions for persons with multiple citizenship, establishment of additional prohibitions for persons with multiple citizenship in the sphere of the use of electoral rights, in particular, the ban on passive suffrage (the right to be elected) in municipal elections, the ban on active suffrage (the right to vote) for persons with multiple citizenship permanently residing outside the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Двойное и множественное гражданство в Российской Федерации: перспективы развития правового регулирования»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 203-210 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 203-210

https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-203-210, EDN: FRWJXC

Научная статья УДК 342.71

Двойное и множественное гражданство в Российской Федерации: перспективы развития правового регулирования

С. Ю. Пронякина

Воронежский государственный университет, Россия, 394018, г. Воронеж, Университетская площадь, д. 1

Пронякина Светлана Юрьевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, svpronyakina@yandex.ru, AuthorID: 1084642

Аннотация. Введение. После законодательного разграничения понятий «двойное гражданство» и «множественное гражданство» актуальность приобретают прогнозирование перспектив развития правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере двойного и множественного гражданства, а также разработка практических предложений по закреплению правового статуса лиц с множественным гражданством в Российской Федерации. Теоретический анализ. Исследовано законодательство РФ, регулирующее правовой статус лиц с двойным и множественным гражданством, в частности, проанализированы действующие законодательные ограничения и запреты, установленные для указанной категории лиц. Эмпирический анализ. Исследована проблема реализации избирательных прав гражданами России с множественным гражданством, в том числе проблема прекращения гражданства иностранного государства. Результаты. Предложена концепция Федерального закона «О правовом статусе лиц с множественным гражданством в Российской Федерации», включающая понятие «лицо с множественным гражданством», формулирование целей ограничений прав лиц с множественным гражданством, установление дополнительных запретов для лиц с множественным гражданством, в частности, запрет права быть избранным на муниципальных выборах, запрет права избирать для лиц с множественным гражданством, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, множественное гражданство, лица с множественным гражданством, международные договоры, избирательные права, муниципальные выборы, выход из гражданства

Для цитирования: Пронякина С. Ю. Двойное и множественное гражданство в Российской Федерации: перспективы развития правового регулирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 203-210. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-203-210, EDN: FRWJXC Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Dual and multiple citizenship in the Russian Federation: Prospects for the development of legal regulation S. Yu. Pronyakina

Voronezh State University, 1 Universitetskaya pl., Voronezh 394018, Russia Svetlana Yu. Pronyakina, svpronyakina@yandex.ru, AuthorID: 1084642

Abstract. Introduction. After the legislative distinction between the concepts of "dual citizenship" and "multiple citizenship", predicting the prospects for the development of legal regulation of social relations emerging in the field of dual and multiple citizenship, as well as development of practical proposals to consolidate the legal status of persons with multiple citizenship in the Russian Federation, becomes relevant. Theoretical analysis. The author examined the legislation of the Russian Federation regulating the legal status of persons with dual and multiple citizenship, in particular, analyzed the current legislative restrictions and prohibitions established for this category of persons. Empirical analysis. The author studied the problem of exercising electoral rights by citizens of the Russian Federation with multiple citizenship, including the problem of renouncing the citizenship of a foreign state, and analyzed judicial practice on challenging decisions of election commissions of municipalities on the annulment of registration/refusal to register candidates for deputies. Results. The author proposes the concept of the Federal Law "On the legal status of persons with multiple citizenship in the Russian Federation": legislative consolidation of the concept of "person with multiple citizenship", formulation of the goals of establishing prohibitions for persons with multiple citizenship, establishment of additional prohibitions for persons with multiple citizenship in the sphere of the use of electoral rights, in particular, the ban on passive suffrage (the right to be elected) in municipal elections, the ban on active suffrage (the right to vote) for persons with multiple citizenship permanently residing outside the Russian Federation.

Keywords: citizenship, dual citizenship, multiple citizenship, persons with multiple citizenship, international treaties, voting rights, municipal elections, renunciation of citizenship

For citation: Pronyakina S. Yu. Dual and multiple citizenship in the Russian Federation: Prospects for the development of legal regulation. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 203-210 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-203-210, EDN: FRWJXC

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Право граждан Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации закреплено в ст. 62 Конституции Российской Федерации [1]. Таким образом, конституционные положения содержат понятия «двойное гражданство» и «гражданство иностранного государства», категория «множественное гражданство» не употребляется. М. В. Мархгейм справедливо отмечает, что в конституционной формулировке «гражданство иностранного государства» и «двойное гражданство» воспринимаются как синонимы [2]. Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» № 138-Ф3 от 28.04.2023 «двойное гражданство» и «множественное гражданство» впервые были разграничены, сформулированы законодательные определения указанных понятий. Вместе с тем правовое регулирование правового статуса лиц с двойным гражданством и лиц с множественным гражданством остается неизменным. Обе категории по-прежнему рассматриваются в России, прежде всего, как граждане Российской Федерации. В связи с изложенным актуальным представляется прогнозирование перспектив развития правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере двойного и множественного гражданства.

Теоретический анализ

Содержание понятия «двойное гражданство», его правовая природа традиционно составляют предмет исследования ученых-государство-ведов. Научная дискуссия обусловлена прежде всего тем, что законодательное определение указанного понятия ранее отсутствовало. Исследователями были сформулированы различные определения двойного гражданства, в которых отражался подход автора к пониманию сущности двойного гражданства и его соотношении с иными понятиями: «множественное гражданство» и «второе гражданство», «спящее гражданство». С. А. Авакьян под двойным гражданством понимал «наличие у физического лица одновременно гражданства (подданства) двух государств» [3, с. 241]. А. С. Автономов определял двойное

гражданство иным образом - как принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам [4, с. 96-97].

В последние годы исследователи все чаще стали говорить о необходимости введения в законодательство Российской Федерации термина «множественное гражданство». С. А. Хлебуно-ва обозначала проблему определения термина «множественное гражданство», полагая, что «отсутствие правового выражения и нормативно-правовых актов, регулирующих положение граждан, обладающих таким статусом, со временем только усложнит межгосударственные отношения» [5, с. 26]. Д. Д. Аджба указывала на недопустимость отождествления понятий «двойное» и «множественное гражданство» или их различение по количественному признаку (наличие двух гражданств - двойное гражданство; более двух - множественное) [6].

Научная дискуссия относительно правового феномена «двойное гражданство» была воспринята российским законодателем, результатом чего стало принятие Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 138-Ф3 от 28.04.2023 (далее - Закон о гражданстве), в котором впервые были сформулированы определения понятий «двойное» и «множественное» гражданство. Согласно ст. 4 данного 3акона, двойное гражданство возникает у гражданина РФ, если Российской Федерацией заключен международный договор о двойном гражданстве, множественное гражданство - если указанный договор отсутствует [7].

До принятия 3акона о гражданстве 2023 г. в исследованиях причины возникновения «двойного» и «множественного» гражданства не разделялись, чаще всего в научной литературе употреблялся термин «двойное гражданство». В настоящее время можно говорить только о причинах возникновения множественного гражданства, так как двойное гражданство возникает у лица исключительно при заключении Российской Федерацией международного договора с другим государством. Полагаем, что все причины возникновения множественного гражданства могут быть сгруппированы в две категории:

- связанные с волеизъявлением лица (лицо активно участвует в получении второго гражданства путем подачи в компетентные органы заявления о приеме в гражданство);

- не связанные с волеизъявлением лица (лицо получает второе гражданство автоматически по не зависящим от него обстоятельствам, например при рождении).

В связи с изменением правового регулирования актуально использование в научном обороте термина «бипатрид» в отношении лиц, обладающих двойным гражданством, а термина «полипатрид» - в отношении лиц, обладающих множественным гражданством.

Представляется, что, исходя из различия в правовой природе двойного и множественного гражданства, в настоящее время двойное гражданство следует рассматривать как признанное иностранное гражданство, а множественное гражданство как непризнанное иностранное гражданство. Так, профессор Р. М. Дзидзоев указывает, что фактор иностранного гражданства для Российского государства приобретает юридическое значение только в рамках двойного гражданства, признаваемого Россией в соответствии с федеральным законом или международным договором [8].

B. Н. Самсонов и Н. В. Муленко еще до принятия Закона о гражданстве 2023 г. предлагали разграничить правовой статус лиц с двойным и лиц со вторым гражданством (понимая под вторым гражданством - гражданство государства, с которым у Российской Федерации не заключен международный договор о двойном гражданстве) [9].

C. С. Горохова и М. А. Хватова подчеркивают: «...привязка двойного гражданства к заключенному между государствами договору, а множественного - к отсутствию такового, выглядит не имеющей продолжения в правовом регулировании» [10, с. 18].

Полагаем, что правовое регулирование правового статуса лиц с множественным и двойным гражданством должно принципиально отличаться. Правовой статус лиц, обладающих гражданствами государств-участников международного договора, т.е. лиц с двойным гражданством, должен определяться нормами заключаемого международного договора. Как справедливо отмечает Е. С. Смирнова, договоры между государствами о двойном гражданстве обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан гражданства другой стороны и не требовать от них выполнения гражданских обязанностей, если они ранее были выполнены в другом государстве [11].

Однако практика заключения Российской Федерацией таких международных договоров не является распространенной, более того, с учетом

международной обстановки такая тенденция, на наш взгляд, будет сохраняться. Действующими международными договорами, заключенными Российской Федерацией по вопросам двойного гражданства, являются Договор с Республикой Таджикистан 1995 г. [12], Соглашение с Республикой Южная Осетия 2021 г. [13], Соглашение с Республикой Абхазия 2022 г. [14]. Соглашения с Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия были ратифицированы, а после обмена ратификационными грамотами вступят в силу.

Таким образом, в настоящий момент в Российской Федерации большинство граждан России, имеющих иностранное гражданство, -это лица с множественным гражданством, а не с двойным гражданством. Права и обязанности данной категории лиц на территории Российской Федерации регламентируются отдельными правовыми нормами в различных федеральных законах и подзаконных актах.

Согласно ст. 10 Закона о гражданстве, «федеральным законом могут быть предусмотрены ограничения в отношении гражданина Российской Федерации, имеющего двойное гражданство или множественное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание такого гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства» [7].

В настоящее время в Российской Федерации в некоторых нормативно-правовых актах упоминаются только лица с двойным гражданством, а лица с множественным гражданством никак не обозначены. Например, согласно ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 [15], допуск лиц, имеющих двойное гражданство, к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1003 [16], также содержит указание только на лиц с двойным гражданством. Отсутствие в указанных нормативно-правовых актах упоминания о лицах с множественным гражданством свидетельствует о неопределенности в вопросе распространения на них правовых норм, содержащихся в данных документах.

Ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, содержит более широкое понятие -

«гражданство (подданство) иностранного государства», что подразумевает, распространение правового регулирования и на лиц с двойным, и на лиц с множественным гражданством. В качестве примера можно привести следующие федеральные законы: «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ст. 3) [17], «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ста. 16) [18], «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ст. 7) [19]. Указанные нормативно-правовые акты запрещают государственным и муниципальным служащим иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.

В правовых нормах вышеуказанных законов можно выявить тенденцию к распространению запретов, предусмотренных для граждан РФ с двойным или множественным гражданством, на граждан РФ, не имеющих полноценной устойчивой правовой связи с иностранным государством в виде гражданства, но имеющих компоненты такой связи: наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право постоянного проживания на территории иностранного государства. Полагаем, что данные действия законодателя связаны с особым значением, которое предает законодатель наличию связи лица с иностранным государством, даже не такой устойчивой, как гражданство.

3начение наличия у лица иностранного гражданства не может оставаться неизменным на протяжении истории развития государства; факторы, влияющие на роль двойного гражданства, -это политический строй, международная обстановка, миграционные процессы, демографическая ситуация в стране и др. Основные позитивные свойства двойного и множественного гражданства, на наш взгляд, заключаются в возможности выбора государства, которое предоставит защиту и покровительство. Однако, по нашему мнению, основополагающий признак гражданства - устойчивость политико-правовой связи с конкретным государством - может сохраняться только при осуществлении прав и обязанностей в одном и том же государстве, что способствует дальнейшему укреплению этой связи.

Конституционным Судом РФ сформулирована правовая позиция, согласно которой гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в

политико-правовой связи одновременно с двумя государствами, перед которыми он несет конституционные и иные обязанности, вытекающие из законов. При этом значение для него российского гражданства как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается [20].

В Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809, неоднократно подчеркивается важность сохранения для граждан Российской Федерации общероссийской гражданской идентичности [21].

Однако гражданин РФ с множественным гражданством, решивший оставить только российское гражданство, в том числе с целью реализации прав и свобод, не совместимых с наличием иностранного гражданства (например, права на участие в управлении делами государства), может столкнуться с проблемой прекращения гражданства иностранного государства (выхода из гражданства). С целью исключения возможных препятствий для реализации прав гражданина РФ на территории Российской Федерации необходимо законодательно закрепить, что с момента подачи в уполномоченный орган заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства считается, что гражданин имеет только одно гражданство - гражданство Российской Федерации. Такие положения позволят зафиксировать волеизъявление лица, которое не желает состоять в гражданстве иностранного государства и объективно не имеет возможности выйти из него и предоставить доказательства выхода.

Эмпирический анализ

Правовой основой института правового статуса лиц с множественным гражданством, на наш взгляд, должен стать федеральный закон, устанавливающий права, обязанности, ограничения, запреты для лиц с множественным гражданством в Российской Федерации. Принятие вышеуказанного закона позволит закрепить правовое положение лиц с множественным гражданством в Российской Федерации, а также регламентировать правоотношения между лицами с множественным гражданством и единой системой публичной власти, возникающие при реализации гражданских прав и свобод лицами с множественным гражданством на территории Российской Федерации. В основу Федерального закона «О правовом статусе лиц с множествен-

ным гражданством в Российской Федерации» должны быть положены действующие механизмы законодательного регулирования правового статуса указанной категории граждан РФ, в частности, должны быть сохранены запреты и ограничения для лиц с множественным гражданством в Российской Федерации.

Полагаем, что наряду с сохранением действующих запретов для лиц с множественным гражданством нормами предлагаемого Федерального закона «О правовом статусе лиц с множественным гражданством в Российской Федерации» необходимо установить дополнительные запреты в отношении избирательных прав лиц с множественным гражданством.

В настоящий момент правовое регулирование предусматривает отсутствие гражданства иностранного государства в качестве необходимого условия для реализации пассивного избирательного права гражданами РФ. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ закреплено: «. не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства)» [22].

Участие в муниципальных выборах допускается, если Российской Федерацией заключен международный договор с государством, гражданство которого имеет кандидат. Такое право предусмотрено ст. 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ: «...граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, могут быть избраны депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации» [23].

В качестве примера можно привести Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации 1995 г. [24]. Правовые

нормы указанного Договора позволяют постоянным жителям (гражданам одного государства, постоянно проживающим на территории другого государства) быть избранными в органы местного самоуправления. О. В. Кузнецова обращает также внимание на то, что нет законодательного закрепления процессуального порядка реализации избирательных прав иностранными гражданами [25].

Анализ судебной практики по спорам об оспаривании решений избирательных комиссий муниципальных образований об аннулировании регистрации/отказе в регистрации кандидатов в депутаты, имеющих гражданство иностранного государства, показывает, что в настоящее время в отсутствие международных договоров реализация права быть избранным на муниципальных выборах у лица с множественным гражданством затруднительна, поскольку часто возникают сложности с тем, чтобы подтвердить отсутствие гражданства иностранного государства [26, 27].

На наш взгляд, лица с множественным гражданством не должны обладать пассивным избирательным правом на выборах любого уровня, в том числе муниципального, для этого необходимо исключить из законодательства РФ правовые нормы об участии иностранных граждан в муниципальных выборах, тем более что на практике указанные правовые нормы и так не применяются, поскольку международные договоры по данному вопросу не заключаются.

Особого внимания законодателя, на наш взгляд, требует также правовой статус граждан РФ с множественным гражданством, постоянно проживающих за рубежом в силу следующих причин. Фактическая связь с государством, гражданами которого они являются, утрачена, остается только юридическая связь - наличие гражданства Российской Федерации. Вместе с тем при отсутствии проживания в стране предо -ставление вышеуказанной категории граждан активного избирательного права нецелесообразно, поскольку их центр жизненных интересов находится в другой стране. Более того, волеизъявление таких лиц посредством реализации права голосовать может быть обусловлено не только интересами Российской Федерации, но и интересами иностранного государства.

Результаты

Подводя итог, предлагаем концепцию проекта Федерального закона «О правовом статусе лиц с множественным гражданством в Российской Федерации», содержащую следующие положения:

- понятие «лицо с множественным гражданством» - физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о двойном гражданстве;

- цели ограничения прав лиц с множественным гражданством на территории Российской Федерации: обеспечение безопасности государства, защита государственного суверенитета и национальных интересов;

- права и обязанности лиц с множественным гражданством;

- запреты для лиц с множественным гражданством, включая запрет права быть избранным на муниципальных выборах, а также запрет права избирать для лиц с множественным гражданством, постоянно проживающих за рубежом;

- порядок миграционного учета лиц с множественным гражданством и федерального государственного контроля за проживанием и временным пребыванием в Российской Федерации лиц с множественным гражданством;

- особенности трудовой деятельности лиц с множественным гражданством, в частности, запрет доступа к государственной тайне, ограничение процента работников с множественным гражданством на предприятиях, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации;

- единый порядок выхода из иностранного гражданства для лиц с множественным гражданством посредством подачи гражданином Российской Федерации соответствующего заявления в компетентные органы.

Принятие Федерального закона «О правовом статусе лиц с множественным гражданством в Российской Федерации» позволит систематизировать все действующие правовые механизмы, регулирующие правовой статус лиц с множественным гражданством в Российской Федерации, устранить дублирование правовых норм, сделать правоприменение более удобным, а также установить дополнительные ограничения для указанной категории граждан Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.

2. Мархгейм М. В. Гражданство: конституционно-правовая рецепция нюансов государственного строительства // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47, № 1. С. 98-109. https:// doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-1-98-109

3. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М. : Юстицинформ, 2015. 640 с.

4. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М. : Велби, Проспект, 2005. 560 с.

5. Хлебунова С. А. Проблемы двойного и множественного гражданства в России // Проблемы права. 2021. № 3 (82). С. 24-28. https://doi.org/10.14529/pro-prava210304

6. Аджба Д. Д. Би- и полипатризм в международном праве // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17, № 7 (140). С. 150-157. https:// doi.org/10.17803/1994-1471.2022.140.7.150-157, EDN: RIVPUZ

7. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 28.04.2023 № 138-Ф3 (ред. от 24.07.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 18, ст. 3215.

8. Дзидзоев Р. М. Конституционный статус Президента Российской Федерации в свете конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 33-36. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2020-10-33-36, EDN: EXMZDR

9. Самсонов В. Н., Муленко Н. В. Актуальные проблемы двойного гражданства в Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. 2023. № 1. С. 11-16. EDN: ZWQFCE

10. Горохова С. С., Хватова М. А. О некоторых аспектах трансформации общих положений законодательства Российской Федерации в сфере российского гражданства // Юридические исследования. 2023. № 10. С. 14-26. https://doi.org/10.25136/2409-7136.2023.10.68741, EDN: UKRYOY. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=68741 (дата обращения: 10.01.2024).

11. Смирнова Е. С. Проблема определения прав лиц с множественным гражданством: движение от конституционного права к праву международному // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 35-41. EDN: ATMWQB

12. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 51, ст. 5683.

13. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства (Цхинвал, 20.09.2021). URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_ contracts/international_contracts/2_contract/60315/ (дата обращения: 20.01.2024).

14. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного

гражданства (Москва, 27.01.2024). URL: https:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/ international_contracts/2_contract/60949/ (дата обращения: 20.01.2024).

15. О государственной тайне : закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // Собр. законодательства Рос. Федера-ции.1997. № 41. С. 8220-8235.

16. Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне : постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

17. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.

18. О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 10, ст. 1152.

19. О службе в таможенных органах Российской Федерации : федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3586.

20. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации : заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З // Российская газета. 2020. 17 марта.

21. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Собр. законодательства Рос Федерации. 2022. № 46, ст. 7977.

22. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253.

23. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федер. закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 49, ст. 5497.

24. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Бюллетень международных договоров. 1997. № 11.

25. Кузнецова О. В. Принцип всеобщности и разумность ограничения пассивного избирательного права //

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 346-353. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-346-353

26. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.10.2019 № 33а-24802/2019 по гражданскому делу № 2а-6773/2019. URL: https://sankt-peterburgsky--spb.sudrf.ru/modules. php?name = sud_delo&srv_num = 1& name_ op=doc&number=39248515&delo_id=42&new=0&text_ number=1 (дата обращения: 09.12.2023).

27. Кассационное определение от 9 сентября 2022 г. по делу № 88а-21932/2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 (amended by Federal Constitutional Law 6-FKZ of December 30, 2008, Federal Constitutional Law 7-FKZ of December 30, 2008, Federal Constitutional Law 2-FKZ of February 5, 2014, Federal Constitutional Law 11-FKZ of July 21, 2014, Federal Constitutional Law 1-FKZ of March 14, 2020. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 2020, no. 11, art. 1416 (in Russian).

2. Markhgeym M. V. Citizenship: Constitutional and legal reception nuances of state Construction. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 2022, vol. 47, no. 1, pp. 98-109 (in Russian). https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-1-98-109

3. Avakyan S. A. Konstitutsionnyy leksikon: gosudarstven-no-pravovoy terminologicheskiy slovar' [Constitutional lexicon: State-legal terminological dictionary]. Moscow, Justitsinform, 2015. 640 p. (in Russian).

4. Avtonomov A. S. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran [Constitutional (state) law of foreign countries]. Moscow, Velby, Prospekt, 2005. 560 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Khlebunova S. A. Problems of dual and multiple citizenship in Russia. Problemy prava [Issues of Law], 2021, 3 (82), pp. 24-28. https://doi.org/10.14529/pro-prava210304 (in Russian).

6. Adzhba D. D. Bi- and polypatrism in international law. Actual Problems of Russian Law, 2020, vol. 17, no. 7 (140), pp. 150-157 (in Russian). https:// doi.org/10.17803/1994-1471.2022.140.7.150-157, EDN: RIVPUZ

7. On citizenship of the Russian Federation. Federal Law 138-FZ of April 28, 2023 (an edition of July 24, 2023). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 2023, no. 18, art. 3215 (in Russian).

8. Dzidzoev R. M. The constitutional status of the President of the Russian Federation in view of the constitutional reform in Russia. Konstitustionnoe i munistipal'noe pravo [Constitutional and Municipal law], 2020, no. 10, рр. 33-36 (in Russian). https://doi.org/10.18572/1812-3767-2020-10-33-36, EDN: EXMZDR

9. Samsonov V. N., Mulenko N. V. Actual problems of dual citizenship in the Russian Federation. Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, 2023, no. 1, pp. 11-16 (in Russian). EDN: ZWQFCE

10. Gorokhova S. S., Khvatova M. A. On some aspects of the transformation of the general provisions of the legislation of the Russian Federation in the sphere of Russian citizenship. Yuridicheskie issledovaniya [Legal Studies], 2023, 10, pp. 14-26 (in Russian). https:// doi.org/10.25136/2409-7136.2023.10.68741, EDN: UKRYOY. Available at: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=68741 (accessed January 10, 2024).

11. Smirnova E. S. The issue of determination of rights of persons with multiple nationality: The movement from the constitutional law to the international law. Konsti-tustionnoe i munistipal'noe pravo [Constitutional and Municipal law], 2019, no. 4, pp. 35-41 (in Russian). EDN: ATMWQB

12. Agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan on the settlement of issues of dual citizenship. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 1996, no. 51, art. 5683 (in Russian).

13. Agreement between the Russian Federation and the Republic of South Ossetia on the settlement of issues of dual citizenship (Tskhinvali, September 20, 2021). Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ international_contracts/international_contracts/2_ contract/60315/ (accessed January 20, 2024) (in Russian).

14. Agreement between the Russian Federation and the Republic of Abkhazia on the settlement of issues of dual citizenship (Moscow, September 27, 2022). Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/internation-al_contracts/international_contracts/2_contract/60949/ (accessed January 20, 2024) (in Russian).

15. On state secrets. Law of the Russian Federation 5485-1 of July 21, 1993. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 1997, no. 41, pp. 8220-8235 (in Russian).

16. On approval of the Regulations on the procedure for admitting persons with dual citizenship, stateless persons, as well as persons from among foreign citizens, emigrants and re-emigrants to state secrets. Decree of the Government of the Russian Federation no. 1003 of August 22, 1998. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

17. On the state civil service of the Russian Federation. Federal Law 79-FZ of July 27, 2004. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 2004, no. 31, art. 3215 (in Russian).

18. On municipal service in the Russian Federation. Federal Law 25-FZ of March 2, 2007. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 2007, no. 10, art. 1152 (in Russian).

19. On service in the customs authorities of the Russian Federation. Federal Law 114-FZ of July 21, 1997. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 1997, no. 30, art. 3586 (in Russian).

20. On the compliance with the provisions of Chapters 1, 2 and 9 of the Constitution of the Russian Federation of the provisions of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power", as well as on the compliance of the procedure for entry into force with the Constitution of the Russian Federation by virtue of Article 1 of this Law in connection with the request of the President of the Russian Federation. Conclusion of the Constitution Court of the Russian Federation 1-Z of March 16, 2020. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], March 17, 2020 (in Russian).

21. On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values. Decree of the President of the Russian Federation no. 809 of November 9, 2022. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 2022, no. 46, art. 7977 (in Russian).

22. On the basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation. Federal Law 67-FZ of June 12, 2002. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 2002, no. 24, art. 2253 (in Russian).

23. On ensuring the constitutional rights of citizens of the Russian Federation to elect and be elected to local government bodies. Federal Law 138-FZ of November 26, 1996. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of Russian Federation], 1996, no. 49, art. 5497 (in Russian).

24. Agreement between the Russian Federation and Turkmenistan on the legal status of citizens of the Russian Federation permanently residing in the territory of Turkmenistan, and citizens of Turkmenistan permanently residing in the territory of the Russian Federation. Bulletin of International Treaties, 1997, no. 11 (in Russian).

25. Kuznetsova O. V. The principle of universality and the reasonableness of limiting passive suffrage. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2020, vol. 20, iss. 3, pp. 346-353 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-346-353

26. Appeal ruling of the St. Petersburg City Court no. 33a-24802/2019 of October 30, 2019 in civil case No. 2a-6773/2019. Available at: https://sankt-peterburg-sky--spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=39248515&delo_ id=42&new=0&text_number=1 (accessed September 12, 2023) (in Russian).

27. Cassation ruling of September 9, 2022 in case No. 88a-21932/2022. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

Поступила в редакцию 09.02.2024; одобрена после рецензирования 15.02.2024; принята к публикации 21.02.2024 The article was submitted 09.02.2024; approved after reviewing 15.02.2024; accepted for publication 21.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.