Научная статья на тему 'Двойное гражданство и проблемы приобретения болгарского гражданства бессарабскими болгарами, проживающими на территории Украины'

Двойное гражданство и проблемы приобретения болгарского гражданства бессарабскими болгарами, проживающими на территории Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРИЯ / BULGARIA / УКРАИНА / UKRAINE / РОССИЯ / RUSSIA / МАЛОРОССИЯ / ЕВРОСОЮЗ / EUROPEAN UNION / БЕССАРАБСКИЕ БОЛГАРЫ / BESSARABIA BULGARIANS / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / STATE SOVEREIGNTY / ЗАКОН / LAW / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ГРАЖДАНСТВО / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / DUAL CITIZENSHIP / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ПОШЛИНА / DUTY / MALOROSSIYA / NATIONALITY / NATIONALITY INSTITUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кацарская Г. А.

Статья посвящена вопросу правового регулирования механизма преобретения болгарского гражданства бессарабскими болгарами,проживающими на территории Украины. Актуальность проблемы обусловило недавнее вступление Республики Болгарии в Европейский союз. В предлагаемой статье рассматриваются действующие законы о гражданстве Республики Болгарии и их соотношение с законодательством Украины, относительно положения о двойном гражданстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual citizenship and problems of acquisition of the Bulgarian nationality the Bessarabia Bulgarians living in the territory of Ukraine

In present clause are considered the questions, concerning on the issue of obtaining citizenship of R Bulgaria by the Bessarabian Bulgarians, which residing in the territory of Ukraine. The urgency of the problem is due that Bulgaria joined to the European Union. The question on in what cases is supposed purchase of the second citizenship according to conformity of the legislation of the both countries.

Текст научной работы на тему «Двойное гражданство и проблемы приобретения болгарского гражданства бессарабскими болгарами, проживающими на территории Украины»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ БОЛГАРСКОГО ГРАЖДАНСТВА БЕССАРАБСКИМИ БОЛГАРАМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ НА ТЕРРИТОРИИ

УКРАИНЫ

Г.А. Кацарская,

Республика Болгария,г.София, Софийский университет «Св.Климент Охридски», Юридический факультет,кафедра Международных отношений

E-mail: bvnesi@mail.ru

Рекомендация проф. кафедры публичного права РГГУ Белоновского В.Н.

Аннотация. Статья посвящена вопросу правового регулирования механизма преобретения болгарского гражданства бессарабскими болгарами,проживающими на территории Украины. Актуальность проблемы обусловило недавнее вступление Республики Болгарии в Европейский союз. В предлагаемой статье рассматриваются действующие законы о гражданстве Республики Болгарии и их соотношение с законодательством Украины, относительно положения о двойном гражданстве.

Ключевые слова: Болгария, Украина, Россия, Малороссия, Евросоюз, Бессарабские болгары, Конституция, государственный суверенитет, закон, гражданин, гражданство, институт гражданства, двойное гражданство, международное право, пошлина

DUAL CITIZENSHIP AND PROBLEMS OF ACQUISITION OF THE BULGARIAN NATIONALITY THE BESSARABIA BULGARIANS LIVING IN THE TERRITORY OF UKRAINE

G.A.Katsarskaya,

Republic of Bulgaria, Sofia, Sofia university "St. Kliment Okhridski", Law department, chair of the International relations

Annotation. In present clause are considered the questions, concerning on the issue of obtaining citizenship of R Bulgaria by the Bessarabian Bulgarians, which residing in the territory of Ukraine. The urgency of the problem is due that Bulgaria joined to the European Union. The question on in what cases is supposed purchase of the second citizenship according to conformity of the legislation of the both countries.

Keywords: Bulgaria, Ukraine, Russia, Malorossiya, European Union, Bessarabia Bulgarians, Constitution, state sovereignty, law, citizen, nationality, nationality institute, dual citizenship, international law, duty

Приобретение болгарского гражданства бессарабскими болгарами, проживающими на территории Украины всегда вызывало интерес и привлекало внимание исследователей, но особенно актуализировалась проблема в последние двадцать лет, что находит отражение и в соответствующей болгарской литературе1. Рассматривая данную проблему, необходимо остановиться на ряде общих моментов,

которые являются определяющими для данной работы. В этом плане, стоит отметить, что проблема гражданства в целом, исключительно важна как для юриспруденции, международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

содержится источник существования и развития гражданства.

Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, но и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека «право на гражданство является неотъемлемым правом человека»2. Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира.

Что касается института двойного гражданства или множественного3, стоит отметить, что это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. Как правило, двойное гражданство возникает при каких-то территориальных изменениях и миграции населения и регламентируется отдельным законом или договором между соответствующими странами. С юридической и политической точек зрения смысл гражданства заключается в принадлежности к государству. Однако гражданство также имеет и социальный и культурный смысл, означая принадлежность не только к государству, но и к нации. В мире, фактически, мы не найдем однонациональных государств и, есть лишь немного государств с приоритетом (иногда значительным) одной нации и мы можем говорить тогда о национальных государств в полном смысле этого слова, вполне однородных по национальному составу населения. Но большинство государств провозглашают себя национальными государствами или проводят нацеленную на построение национального государства политику основываясь на многонациональном составе государства, например, США. При этом гражданство часто осмысливается как национальность, то есть принадлежность к доминируещей в данном государстве культурной общности.

В наше время растет роль международного права в определении прав гражданина. Это относится, прежде всего, к нормам о правах человека и о юрисдикции государств. Первым шагом в этом направлении явилась еще Гаагская конвенция о законе «О гражданстве»,1930 г4. В ней говорилось, что законы о гражданстве признаются другими государствами лишь «в той мере, в какой они соответствуют международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанными прнципами права в отношении гражданства». Это положение было подтверждено Международным Судом ООН в решении по делу Ноттебома 1955г.5

Принципиально новый шаг был сделан Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.6, которая провозгласила право каждого человека на гражданство. Это вовсе не означает права требовать предоставления гражданства у конкретного государства. Главное состоит в том, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права

изменить свое гражданство7. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим принципы и нормы, относящиеся к гражданству, явилась Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы в 1997г.8 Положения Конвенции не являются самоисполнимыми, государства должны привести свое внутренее право в соответствии с ее принципами и нормами (ст.1). Конвенция подчеркивает взаимность правоотношения гражданства. «В делах, касающихся, гражданства, во внимание должны приниматься законные интересы как государства, так и индивидов». Подтверждается право на гражданство, предписывается избегать безграж-данства.

В последние годы в странах Европы наметилась тенденция к признанию двойного гражданства, что обусловлено деятельностью Советы Европы. Однако даже, принятая 6 ноября 1997г. Советом Европы Европейская конвенция о гражданстве9 оставляет решение в пользу двойного гражданства на усмотрение государства. (Украина и Болгария находятся в числе стран, принявших Конвенцию).

Вместе с тем, стоит отметить, официальные лица считают, что введение двойного гражданства может негативно повлиять на процесс формирования национального самосознания. Немаловажна и проблема безопасности и целостности государства, так как преобладание населения с двойным гражданством может вызвать некую неуверенность целостности и единства государства, особенно при наличии национальных меньшинств и близости тех стран, к которым относятся эти меньшинства, здесь уже может присутствовать угроза изменения территориальных границ. Именно поэтому многие страны не признают институт двойного гражданства. Кроме этого, как отмечается в статье российского исследователя В.Н. Белоновского, «Институт двойного гражданства необходимо отличать от наличия у гражданина иного — второго (третьего, пятого...) гражданства иностранного государства. Действие института двойного гражданства вызывает определенные правовые последствия и для гражданина и для государств, предоставивших статус двойного гражданства, которые, обязаны признать (хоть и частично) юрисдикцию другого государства над своим гражданином и, естественно, его защиту иностранным государством на территории своей страны. В тоже время само государство обязано защищать гражданина Российской Федерации имеющего двойное гражданство не только в своем государстве, но и за его пределами, а также должно иметь доступ, хотя и ограниченный в юрисдикцию иностранного государства с которым заключен договор о «двойном гражданстве», в части защиты российских граждан с двойным гражданством, проживающих на территории государства участника договора»10.

Поэтому, во многих странах, в Основные Законы, например, Конституции Украины11, вводят-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

ся нормы по которым гражданин, имеющий также гражданство другого государства, в отношении с указанными государствами рассматривается только как гражданин соответствующей республики.

Появление и развитие института двойного гражданства12 обуславливается желанием того или иного государства, с одной стороны, сохранить и, с другой, усилить влияние в своих бывших колониях или среди национальных меньшинств. К примеру после распада СССР, значительное число россиян оказалось за границей, где их права и свободы как граждан независимых государств зачастую не получали должной защиты. Так согласно Конституции РФ13 (ст.62) «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». А в ст. 3 закона о гражданстве РФ14 указывается, что «за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». И далее в статье 3 отмечается, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеются соответствующий договор» (ч.2). С принятием этих норм стало возможным приобретения российского гражданства при сохранении гражданства другого государства. Это было связано с желанием Российского законодателя создать возможность для россиян, живущих за пределами России, сохранить связь с Родиной. В следствие этого, в некоторые страны, в порядке репатриации, вернулось достаточно большое количество соотечественников из-за рубежа.

Болгарские законодатели также проводят политику репатриации по отношению к бессарабским болгарам, проживающим на территории Украины. Если посмотреть на исторический опыт, стоит отметить, что со второй половины XVII века Россия вступила в активную борьбу с Османской империей за территории на юго-востоке Европы. В 1681 г. по Бахчисарайскому мирному договору Турция признала присоединение к России Левобережной Украины. После русско-турецких войн влияние России на Балканах усиливалось. По мере продвижения русских войск в южном направлении перед Россией все чаще вставал насущный вопрос о заселении приобретенных земель и колонизации Юга страны. Миграционная политика, проводимая Россией в Северном Причерноморье и Бессарабии, в разные отрезки времени претерпевала изменения. Но главная цель оставалась: освоить необжитые пространства и включить новые территории в состав могущественной империи. Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны в начале 50-х годов еще в XVIII в., когда освоение Южной Украины (Малороссии) решалось не только за счет местного — украинского

населения и беглых крестьян из центрального региона России, но и началась реализация проекта по заселению южнороссийских земель представителями балканских народов. Череда русско-турецких войн конца XVШ-XIX вв. повлекла за собой массовый переход болгар из самой Болгарии на Юг Российской империи — в Бессарабию. Болгары, переселяющиеся в Россию, искали защиты и покровительства. Спасаясь от османского ига, они стремились на новой родине обрести социальную устойчивость и экономическую безопасность. Переселение болгар на российскую территорию спасало болгарское население от физического уничтожения и способствовало сохранению самобытности болгарского народа. Приобретенная болгарами в ходе борьбы с османами общественная активная жизненная позиция не только была сохранена в новых условиях жизни, но и, преобразовавшись, получила дальнейшее развитие и новые специфические черты.

С момента своего появления в России болгары становились составной частью населения многонационального и многоконфессионального государства. Первые поколения болгарских переселенцев объективно выполняли общественно-экономические и политические функции в создании болгарской диаспоры на российской земле. Зародившиеся российско-болгарские дружественные связи привели к новому пониманию российским обществом места болгарского населения в экономике, культуре страны. Обострение ближневосточной (балканской) проблемы, массовое переселение болгар на Юг Малороссии и их участие в русско-турецких войнах стимулировали интерес русских людей к историческому прошлому и настоящему Болгарии и оказанию всесторонней помощи в национально-освободительной борьбе болгар против османов.

Все эти исторические факты способствовали постоянному интересу болгарского народа к вопросам гражданства и приобретении двойного гражданства. Сейчас, как известно, Республика Болгария присоединилась к Европейскому союзу (1 января 2007 г.).

Являясь государством, входящим в состав ЕС, Болгария предоставляет своим гражданам все права, принятые для стран Европейского Союза, а именно: гражданство Болгарии позволяет трудоустроится в любом государстве Европейского Союза; граждане Болгарии имеют возможность проживать в любой Европейской стране; внутренняя политика государства Болгарии допускает наличие второго (двойного) гражданства, без отказа от первого, граждане Болгарии имеют право на получение образования в любой стране ЕС; наличие гражданства Болгарии делает доступным безвизовое передвижение по всем странам Европы.

На основании статьи 15 пункта 1 Закона «О гражданстве» Республики Болгарии от 20.02.1999 г.15 «Лицо, которое не является болгарским гражданином, может получить болгарское гражданство

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

путем натурализации если соответствует следующим требованием: если является лицом, имеющим болгарское происхождение. Внутренняя политика государства Болгарии применяет к гражданам, имеющим этнические болгарские корни льготную процедуру получения гражданства Болгарии, что значительно сокращает по времени весь процесс получения статуса гражданина Болгарии. Обычный путь может занять от 3 до 5, а то и 7 лет, данная льгота подразумевает получение гражданства Болгарии в течении 1 года. Под термином «Болгарские корни» следует понимать наличие хотя бы одного прямого родственника, болгарина по национальности, по восходящей линии.

Отмечая тенденции демократизации законов о гражданстве в мире, в тоже время, отметим, что в ряде государств, сохраняются значительные обременения для более демократического порядка решения вопросов о гражданстве и, в первую очередь, в отношении лиц, имеющих корни другого государства, но в силу перипетии судеб, не проживающих на исторической Родине. Это относится и, к рассматриваемой нами проблемы бессарабских болгар. Закон о гражданстве Украины16 в настоящее время исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц государства. В 2009 г. Верховной Радой Украины в первом чтении был принят даже законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для граждан Украины, приобретших гражданство иностранного государства, но он, к счастью, в силу так и не вступил. Стоит отметить и то, что в законодательстве Украины, в законе « О гражданстве» существуют несоответствия, которые провоцируют возникновения состояния в двойном гражданстве. Согласно ст.9 Закона Украины «О гражданстве» основанием для принятия в гражданство Украины является представления лицом декларации об отсутствии иностранного гражданства (для лиц без гражданства) или обязательство прекратить иностранное гражданство (для иностранцев). В последнем случае в течение двух лет необходимо предоставить документ, подтверждающий прекращение гражданства, выданный уполномоченным органом иностранного государства. Однако иностранцы вправе подать декларацию об отказе иностранного гражданства, если, имея все предусмотренные основания для получения документа о прекращении гражданства, по не зависящим причинам не могут получить его.

К таковым причинам отнесено: неполучение лицом документов в установленный срок или в течении двух лет (если такой срок не установлен, либо законодательство вообще не предусматривает процедуру выхода из гражданства); установление чрезмерно высокого размера пошлины или регистрационного сбора для прекращения гражданства. Размер подобной пошлины или сбора чрезмерен, если превышает половину установленного в Укра-

ине минимального размера оплаты труда (110$). Во многих странах СНГ пошлина, уплачиваемая при выходе из гражданства, значительно превосходит такую сумму. Данное положение обуславливает возможность получения гражданства Украины, без отказа от прежнего гражданства, что в свою очередь порождает несоответствие, когда лицо, имеющее два паспорта, будет рассматриваться Украиной исключительно как гражданин Украины.

1 См.: .«Завръщане на бесарабски българи в Бесарабия-интер-претативна рамка за изследване на процеса» Доц.д-р Ана Луле-ва.Енициклопедично издание «Културни процеси в съвременна българска нация».Съставител Л.Макавеева.т.1, С.,2001; Никола Караиванов: «Българската държава трябва да полага повече усилия в подкрепа на бесарабските българи». Бр. 118 от 29 октом-ври 2012 | Статия | Агенция -вестник «Фокус».

2 Всеобщая Декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека. — М., 1990.

3 Из Российских ученых, отдельные характеристики института двойного гражданства наиболее глубоко даны в работе Бело-новского В.Н. Гражданский ценз как фактор ущемления прав избирателей Российской Федерации // Юриспруденция. 2003. № 3. — С. 18—36.

4 Конвенция регулирующая некоторые вопросы, связанные к коллизией законов о гражданстве /Гаага, 12 апреля 1930 года. // http://www.zaki.ru/nav/12/zakon/all

5 Суд определил: государство не может рассчитывать на то ,чтобы относящиеся к приобретению гражданства нормы, которые оно установило, были признаны тем или иным государством, если только оно не действовало в соответствии с общей целью установить правовую связь с государством, которое берет защиту своих граждан против других государств».// (Ю. Reports.1955.R23).

6 Всеобщая Декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека. — М., 1990.

7Ст. 6 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 1; с послед. изм. и попр. СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

8 Богданов Н.Е.Регулирование вопросов гражданства в рамках Совета Европы-тенденции и их нормативное закрепление// МЖМП.2000.№1

9 Европейская конвенция о гражданстве. //Страсбург, 6 ноября 1997 г.

10 Белоновский В.Н. Гражданский ценз как фактор ущемления прав избирателей Российской Федерации // Юриспруденция. 2003. № 3. — С. 27-28.

11 Конституцп Укра!ни // Вщомосп Верховно! Ради Укра1ни (ВВР), 2005, N 2, ст.44

12 В России двойное гражданство введено Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991, № 1948-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 6. Ст. 243.

13 Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 1; с послед. изм. и попр. СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

14 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; с послед. изм. и доп. //СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3125.

15 Закон о гражданстве в Республике Болгария // Обнародован: Государственный Журнал, номер 136 от 18.11.1998 г., в силе от 20.02.1999 г. с , изм., номер 41 от 24.04.2001 г., номер 54 от 31.05.2002 г., в силу от 02.12.2002 г.

16 Верховна Рада Укра!ни; Закон вщ 18.01.2001 № 2235-Ш «Про громадянство Укра!ни» // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2001, N 13, ст.65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.