Научная статья на тему 'Двойничество в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени»'

Двойничество в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
874
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОЙНИЧЕСТВО / ДВОЙНИК / ПИСАТЕЛЬ / СВЕРХЧЕЛОВЕК / МОТИВ / АНТИПОД / DUPLICITY / DOUBLES / WRITER / SUPERMAN / MOTIF / ANTIPODES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семыкина Р. С-и

В. Маканин продолжает сложившуюся в русской литературе традицию стереоскопического изображения героя. Именно через сложную систему двойников и антиподов уточняется в романе «Андеграунд…» позиция протагониста романа как Героя времени.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Makanin continues the Russian literature tradition of a stereoscopic portrayal of a character. The position of the protagonist of the novel as the Hero of time is shown in the work «Underground» through the complicated system of doubles and antipodes.

Текст научной работы на тему «Двойничество в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени»»

Р. С-И. Семыкина1

Алтайская академия экономики и права

ДВОЙНИЧЕСТВО В РОМАНЕ В. С. МАКАНИНА «АНДЕГРАУНД, ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

В. Маканин продолжает сложившуюся в русской литературе традицию стереоскопического изображения героя. Именно через сложную систему двойников и антиподов уточняется в романе «Андеграунд...» позиция протагониста романа как Героя времени.

Ключевые слова: двойничество, двойник, писатель,

сверхчеловек, мотив, антипод.

R.S-I. Semykina

Altai Academy of Economics and law

DUPLICITY IN V.S. MAKANIN’S NOVEL “UNDERGROUND, OR A HERO OF OUR TIME”

V. Makanin continues the Russian literature tradition of a stereoscopic portrayal of a character. The position of the protagonist of the novel as the Hero of time is shown in the work «Underground» through the complicated system of doubles and antipodes.

Key words: duplicity, doubles, writer, superman, motif, antipodes.

В романе В.С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» критики не раз отмечали наличие повторяющихся мотивов, возвращение к сходным ситуациям, к однотипным явлениям. Серия данных возвращений определяет кольцевое построение романа: главная рама кольца - почетное положение Петровича в общаге - в начале романа на свадьбе дочери Курнеевых - в конце на новоселье у тех же Курнеевых (а между тем и другим было изгнание из общаги). Посещение брата Вени в психиатрической клинике дублируется пребыванием Петровича в

1 Семыкина Роза Сан-Иковна, доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул), член Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Совета «История мировой культуры» РАН.

той же клинике, но уже в качестве пациента. Встрече с успешным (перелицевавшимся) писателем Смоликовым соответствует позднее общение с преуспевающим Зыковым, первому контакту с бизнесменом Дуловым отвечает позднее другой контакт с Ловянниковым.

Кажется, что внешние параллели дают представление о циклической концепции времени, о невозможности каких-либо решающих перемен, все повторяется, все возвращается к хаосу. Но повторы служат не только и не столько мысли об остановившемся Времени. Да и не создается впечатление этой остановки: постоянные перемены совершаются в жизни общажников, озабоченных то приватизацией жилья, то возможностью торговать приватизированными «площадями». Да и отношение к Петровичу как к Писателю со временем тоже меняется.

Следует заметить, что возвращение к сходным, повторяющимся ситуациям - структурный прием, неоднократно использованный русской классикой, в том числе Ф.М. Достоевским и М.Ю. Лермонтовым. В «Преступлении и наказании» Раскольников трижды встречается с Соней и следователем Порфирием Петровичем, трижды ведет с ними диалоги-поединки. У Лермонтова в «Герое нашего времени» описана повторная встреча Печорина с Максимом Максимычем, завершающая часть романа, идущая от повествователя, и очень важная, значительная для характеристики Печорина.

У обоих русских классиков повторные встречи служат лучшему прояснению позиции персонажей, лучшему пониманию их читателем и самопознанию героев.

У Маканина также параллельные сцены и персонажи (двойники) обнажают в главном герое, который «с первого абзаца начал двоиться» [Немзер, 1998, с. 183] то, что поначалу могло показаться недосказанным, «двоящимся», «мерцающим» [Немзер, 1998, с. 183], обеспечивают стереоскопический способ характеристики героя, проникновения в его сознание и подсознание.

Двойники Петровича всегда представляют другие варианты его судьбы, несостоявшиеся возможности его биографии. Первым и главным двойником является его родной брат Веня. В отличие от Петровича у него есть имя - не простое - а имя-символ,

отсылающее к Вечному Веничке2, самой культовой фигуре русского андеграунда. Веня - гениальный художник, сломленный советским строем, распавшийся, потерявший себя в психушке. Человек не только редкой одаренности, но смелости, не побоявшийся открыто высмеять своего недалекого следователя-гебиста - и оттого оказавшийся «не столько в ловушке чьего-то доноса, сколько в ловушке своего собственного превосходства над людьми» ^аканин, 2002, с. 137], в ловушке своего «я».

Сюжет брата Вениамина возникает как контрапункт по отношению к сюжету Петровича, как другая, самостоятельная интрига, но «которая кажется откопированной на первой», обе они «создают игру двух противостоящих зеркал, посылающих друг другу одно и то же изображение» [E.M. de Vogue, 1906, с. 240-241]. Подобная взаимосвязь сюжетных линий - один из «законов композиции» Достоевского [Гроссман, 1959, с. 340-342], который «искал в этом раздвоении очень тонкий художественный прием, заимствованный у мастеров музыки: главная драма пробуждает вдали эхо; этот мелодический рисунок воспроизводит в оркестре голоса хора, раздающиеся на сцене. Это может напомнить и две нерасторжимые романические фабулы, которые создают игру двух противостоящих зеркал, посылающих другу одно и то же изображение» [E.M. de Vogue, 1906, с. 240-241].

Петрович воспринимает историю брата как возможный, нравственно пережитый им, вариант его собственной жизни.

Но и сюжет последних лет преуспевающего писателя Зыкова -тоже его возможный вариант. На первый взгляд может показаться, что их развел по разным сторонам простой случай: «Злые языки говорили, что мы с Зыковым стоим друг друга и что вся разница наших судеб в случайности признания и непризнания. В том, что однажды после совместной пьянки я опохмелился, а он нет. Случились вдруг западные корреспонденты (тогда еще, при цензуре бегали за нами), они-то из нас двоих и выбрали для фото Зыкова как более изможденного ... меня, только-только опохмелившегося и благодушного, в газетах отвергли. (Зачем-де им счастливчики

2 «Венедикт Петрович в положении своего тезки, чье путешествие в блаженные Петушки завершается московской гибелью, жизнью в пространстве смерти (словно и не выходил он из подъезда близ Савеловского вокзала)» [Немзер, 1998, с. 190]

брежневской поры)... Западные газеты на какую-то неделю запестрели фотографиями изможденного, плохо выглядевшего Зыкова, а тут как раз перестройка - совпало! - и тот час его в параллели стали издавать и там, и здесь» [Маканин, 2002, с. 437]. Разумеется, это не объясняет выбор ими разных путей в новое время, но показывает, что судьба Петровича, при известных его уступках и компромиссах, могла стать другой.

Зыков тоже относится к разряду бывших «агэшников», получивших теперь «пряник», обласканных властью. Но это серьезный двойник-антипод Петровича. Двойник потому, что он талантлив: «Злые языки говорили, что мы с Зыковым как прозаики стоим друг друга и что вся разница наших судеб в случайности признания и непризнания» [Маканин, 2002, с. 437]. Выше приводились рассуждения Петровича о том, что судьба Зыкова, успешно издающего теперь книги не только в России, но и за рубежом, могла бы стать и его судьбой. Их связывает не только память о времени андеграунда, но и все еще сохранившаяся и временами эфемерная щепетильность по поводу любой неприкосновенности к КГБ, к случайному доносу. Не случайно, глава о Зыкове, о встрече Петровича с ним носит «достоевское» наименование «Двойник». Но двойник предстает и полным антиподом. И эта игра в антиподы-двойники, контакты с антиподами, оказавшимися двойниками (Лужин, Свидригайлов) и с двойниками, оказавшимися противниками-антиподами (Соня Мармеладова) - важнейший композиционный принцип Ф.М. Достоевского, служащий в его произведениях выражением непрямой, но очевидной авторской позиции. Как антипод -писатель, порвавший с «подпольем», но испытывающий внутреннюю зависимость от андеграунда и даже ответственность перед ним, Зыков обнаруживает ту скрытую силу Петровича, которую дает ему чувство Героя-Писателя в условиях внешней самоизоляции от текущей литературы.

Эта сила - сознание своей нравственной власти (высоты) по отношению к любому искусству, творимому ради «пряника во рту». Петрович не просто выразитель общественного мнения, осуждающего всякое литературное приспособленчество. Он -Писатель, сумевший до конца сберечь свою независимость, свое самостоятельное творческое «я». А только такой писатель, при

наличии большого таланта, может стать создателем Большой Литературы. Зыков - тоже талантлив, но его сервилизм, погоня за «пряником» ведут к измельчению таланта и потере личности: «Еще было крепкое перо, но уже не было прозы. Не было текстов. Гранитная крошка нового интеллигента, говорили про него, но и это бы ладно. Лицо - вот суть, у него уже не было лица» [Маканин, 2002, с. 437].

Однако Петрович не только защитник писательской личности. Его самоутверждение выстраивается на более широком -философском - основании. Он убежден, что развитие человечества осуществляется лишь через самоутверждение человека. Русская литературная классика Х1Х века, в особенности писатели 18701890-х годов (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, В.М. Гаршин, А.П. Чехов) тоже утверждали, что нравственный уровень личности - основной двигатель истории. Но они настаивали на необходимости совершенствования, возрождения человека. Для Петровича самобытность личности ценность безусловная, говоря словами апостола индивидуализма Ницше, «мерой и средоточием для человека может быть только сам человек» [Цит. по: Хайдеггер]. А такая посылка ведет к культу сверхчеловека. Петрович, не претендуя, подобно Раскольникову, на идейную новизну, выступает, как и Раскольников, идеологом индивидуализма.

При встрече со Смоликовым - одним из перелицованных секретарей перелицованного Союза писателей определяется литературный статус Петровича: Смоликов считает его одним из самых талантливых современных писателей, удивляется, почему он не хочет печататься, и вместе с тем пытается использовать разговор с ним, чтобы потом, выступая на телевидении или радио, подзаработать «на подземных писательских тенях» [Маканин, 2002, с. 176]. Смоликов мелок и ничтожен, бездарен и продажен, карикатурен, как карикатурен у Достоевского Лебезятников, поклоняющийся модному нигилизму, и успех его мимолетен, и он втайне завидует настоящей силе агэшника.

Своеобразными двойниками Петровича являются «новые русские» - бизнесмены Дулов и Ловянников, которых он оценивает с позиции самоутверждающейся личности, сознающей свое духовное превосходство над другими. И важно не то, что Дулов и Ловянников не выполняют своих «обещаний», один пытаясь, а

другой прямо используя «порядочного» писателя в своих махинациях. Важна та «духовная разметка», которую устанавливает Петрович между ними и собой. Важно понимание своего преимущества перед новыми господами и, разумеется, «другими», теми, кто им прислуживает (по-горьковски - «Дулычев и другие» -названа одна из глав). Дулов и Ловянников интересуют Петровича как люди, сумевшие обрести свое «я», обрести настоящую власть. Власть эту обеспечили им новые социальные условия: «Купцу сделали искусственное дыхание, и вот он легко и сразу заокал, после того как семьдесят лет провалялся на дне глубокой воды» [Маканин, 2002, с. 186]. Важно, как он пользуется этой властью. Об этом говорят ситуации, в которых представлены господа бизнесмены. Дулов, как старый горьковский купчик (которому даже внешне подражает, по-волжски окая), широко пользуется благами, доставленными ему долларами и рублями. И хотя он умен и порой интеллигентен, вглядываясь в его «духовную начинку», «в его столь стремительное развитие в тип», Петрович приходит к выводу, что это «старый типаж нового кроя». С этой сильной личностью его «я» никак не состыкуется: «Наши судьбы бесшумно отъезжали друг от друга» [Маканин, 2002, с. 186]. Здесь ни о каком притяжении-двойничестве не могло быть и речи.

Другое дело Ловянников - «герой Вашего времени», столкновение с которым - демонстрация того, что в Петровиче жива та же волевая закваска, что в преуспевающих ныне бизнесменах, только время вынудило его по-другому проявить эту волю.

А. Немзер полагает, что Маканин «открывает в удачливом жулике очередного двойника героя подлинного («Даром, что ли, углядела общага в Петровиче страшного приватизатора? Даром ли именно его ввел в свою квартирную игру Ловянников?») [Немзер, 1998, с. 187]. Да, Ловянников в некотором смысле двойник Петровича (и это сознает сам «агэшник»). Но вовсе не как приватизатор, несмотря на то, что именно в этой функции он нужен Ловянникову. Ловянников обманул Петровича ложной дарственной на квартиру, но вызвал в нем в итоге не гнев и обиду, а удивление ловкостью и целеустремленностью. Более того, Петрович в удачной борьбе Ловянникова за квартиру увидел тот же стимул, которым постоянно определялись и его поступки: «Не алчность вела и не

деньги отстоял Ловянников, вот что я увидел - он отстоял самого себя <...> Я бился за свое “я” - Ловянников за свое. И стало понятным его упорство: человек бился до конца. А поражение от всех этих сусниных его оскорбляло» [Маканин, 2002, с. 422]. И Ловянников понимает, что способность отстоять свое «я» - главное в Петровиче: «Выбранная своя жизнь - чего же еще?» [Маканин, 2002, с. 410]. Петрович для Ловянникова - действительный герой уходящего времени - времени, когда тон жизни задавало поколение литературное - «солдаты литературы, армия: себя он относит уже к новому поколению - поколению политиков и бизнесменов - солдат дела и денег. Он герой нового времени. И Петрович принимает таких героев, называя их «молодые бизнесмены своих судеб» [Маканин, 2002, с. 424]. Правда, Петровича задевает то, что они идут вперед, не оглядываясь, и пытаются «жить без Слова» [Маканин, 2002, с. 408].

У Ф.М. Достоевского двойники несут более разнообразные функции: так, двойники Раскольникова - «овеществленные

проекции его души» (П. Вайль, А. Генис) - Лужин и Свидригайлов - доводят до крайности его идеи. Двойник Ивана Карамазова Смердяков - воплощение всего гадкого, низкого, что накопилось в душе мыслителя (Ивана). Двойник Голядкина - выражение «иных» стремлений его души. Впрочем, Н.Г. Михновец заметила, что Голядкин второй - это возможный не реализованный вариант его судьбы» [Михновец, 2004, с. 121].

Сопоставление Петровича с Ловянниковым - прямая манифестация о связи Времен - линейного и кругового. Да, в жизни совершаются важные перемены - новые герои времени уже не уходят в подполье, а властвуют наверху, но ведущим мотивом их деятельности все же остается самоутверждение. В последних главах романа не случайно умирают лучшие друзья, тоже двойники Петровича - Вик Викич и Михаил, их кончины - знак вымирающего поколения «агэшников». Петрович тоже оказывался на краю гибели - чах от голода и тяжелой болезни, но сумел восстановиться, буквально возродиться физически и вернуть себе прежнюю волю к жизни. Примечательна сцена, когда, ощутив прежнее здоровье, он увидел своего двойника в зеркале: «Поджарый, можно сказать, худой, худощавый господин, уверенный в движениях и уверенный в себе, лишь несколько

взлохмаченный (я как раз причесывался), - этот господин с седыми усами, с седыми висками стоял передо мной. «Вот ведь каков!» - в третьем лице отозвался я о том, кого увидел. Meня удивило лицо, столь сильно определившееся в своем желании жить, - лицо, сложившееся, сгруппировавшееся в независимые уже от меня черты житейской энергии и ярости. Я даже ахнул» ^аканин, 2002, с. 400]. Героя даже смутила эта «показная ярость» и «твердость чувств на уверенном лице, в то время как уверенности и прежней твердости (как я знал) пока что не было, ничего не было, ноль. Mимикрия. Чтобы жить. Только и всего, чтобы жить и выжить. Но господин мне понравился. Уверенный и хорошо стоящий на ногах, знающий и про время на дворе, и про свой час» ^аканин, 2002, с. 400].

Так, отношения Петровича с писателями Смоликовым и Зыковым, с одной стороны, и бизнесменами Дуловым и Ловянникоым - с другой, уточняют позицию протагониста романа как Героя времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гроссман, Л.П. Достоевский - художник / Л.П. Гроссман // Творчество Достоевского / отв. ред. Н.Л. Степанов, Д.Д. Благой и др. - M.: АН СССР, 1959. - С. 340-342.

Маканин, B.C. «Андеграунд, или Герой нашего времени» / В.С. Maкaнин. - M.: «Вагриус», 2003. - 480.

Михновец, Н.Г. «Двойник» в историко-литературной перспективе / Н.Г. Mихновeц // Достоевский и мировая культура. Альманах № 20. - СПб.: Серебряный век, 2004. С. 105-131.

Немзер, А. Когда? Где? Кто? О романе В. Maкaнинa: опыт краткого путеводителя / А. Немзер // Новый мир. - 1998. - № 10. -

С. 180-187.

Vogue, E.M. de. Le roman russe / E.M. de Vogue. - Paris, 1906. -260 р.

Хайдеггер, М. Европейский нигилизм [Электронный ресурс] / M. Хайдеггер. - Режим доступа:

http://www.nietzsche.ru/look/xxa/europa-nigilism/?curPos=1. -

Заглавие с экрана.

Вайль, П., Генис, А. Страшный суд. Достоевский [Электронный ресурс] / П. Вайль, А. Генис. - Режим доступа:

http://www.ruslibrary.ru/default.asp?trID=379. - Заглавие с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.