Научная статья на тему 'ДВОРЦОВО-ХРАМОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ СТОЛИЧНЫХ РАЙОНОВ ЦИЧЖОУ И ФЭН-ХАО ЭПОХИ ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ (1027-771 ГГ. ДО Н. Э.) ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ'

ДВОРЦОВО-ХРАМОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ СТОЛИЧНЫХ РАЙОНОВ ЦИЧЖОУ И ФЭН-ХАО ЭПОХИ ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ (1027-771 ГГ. ДО Н. Э.) ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаги/Steps
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ / ШАН / ЧЖОУ / САКРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СТОЛИЦА / АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефименко Мария Владимировна

В статье разобран археологический материал памятников столичных центров Цичжоу и Фэн-Хао государства Западное Чжоу (1027-771 гг. до н. э.) и эпохи до основания данного государства (ок. 1095-1027 гг. до н. э.). Возникновение и упадок сакрально-культовых комплексов в рамках столичных регионов отражает ход политической борьбы при дворе правителя, результатом которой становятся снижение статуса и роли ранней столицы государства в Цичжоу и их увеличение у второй столицы государства в Фэн-Хао. Строительство нового сакрально-политического центра в Фэн-Хао стало следствием расширения территории пахотных земель государства, что привело к необходимости взаимодействия с народом шан и к заимствованию определенных особенностей архитектуры сакрально-культовых комплексов. Данные заимствования из культуры народа шан в сочетании с оригинальной культурой ранних чжоусцев образуют новое культурное пространство в чжоуском царском домене и за его пределами в уделах, принадлежащих представителям царского рода Цзи в период государства Западное Чжоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALACE AND TEMPLE COMPLEXES OF THE QIZHOU AND FENG HAO METROPOLITAN AREAS OF THE WESTERN ZHOU PERIOD (1027-771 BC) ACCORDING TO ARCHAEOLOGICAL DATA

The article analyzes the archaeological material of monuments in the capital centers of Qizhou and Feng-Hao of the state of Western Zhou (1027-771 BC) and of the era before the foundation of this state (ca. 1095-1027 BC). The emergence and decline of sacred cult complexes within the metropolitan regions reflects the course of the political struggle at the court of the ruler, the result of which was the decline in the status and role of the early capital of the state in Qizhou and their increase in the second capital of the state in Feng-Hao within the framework of domestic policy. The construction of a new sacred-political center in Feng-Hao was an attempt to expand the territory of the arable lands of the state, which led to the need to interact with the Shang people and to borrow certain features of the architecture of the sacred-cult complex. These borrowings, combined with the culture of the early Zhous, form a single cultural space in the Zhou royal domain and beyond in the appanages belonging to representatives of the Ji royal family. The monumental construction of a new large palace and temple complexes in Feng-Hao confirms the creation of a new center and the increasing role of its rulers at the court in the then largest state of Shang-Yin. Qizhou continued to exist as the old residence of the ruler and as a sacred center, but the political center was located in the new capital - in Feng-Hao.

Текст научной работы на тему «ДВОРЦОВО-ХРАМОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ СТОЛИЧНЫХ РАЙОНОВ ЦИЧЖОУ И ФЭН-ХАО ЭПОХИ ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ (1027-771 ГГ. ДО Н. Э.) ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ»

Шаги / Steps. Т. 8. № 4. 2022 Статьи

М. В. Ефименко

ORCID: 0000-0002-4168-0183 и efimenko.masha2012@yandex.ru a Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, Москва)

b Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, Москва)

дворцово-храмовые комплексы столичных районов Дичжоу и Фэн-Хао эпохи Западное Чжоу (1027-771 гг. до н. э.) по данным археологии

Аннотация. В статье разобран археологический материал памятников столичных центров Цичжоу и Фэн-Хао государства Западное Чжоу (1027—771 гг. до н. э.) и эпохи до основания данного государства (ок. 1095—1027 гг. до н. э.). Возникновение и упадок сакрально-культовых комплексов в рамках столичных регионов отражает ход политической борьбы при дворе правителя, результатом которой становятся снижение статуса и роли ранней столицы государства в Цичжоу и их увеличение у второй столицы государства в Фэн-Хао. Строительство нового сакрально-политического центра в Фэн-Хао стало следствием расширения территории пахотных земель государства, что привело к необходимости взаимодействия с народом шан и к заимствованию определенных особенностей архитектуры сакрально-культовых комплексов. Данные заимствования из культуры народа шан в сочетании с оригинальной культурой ранних чжоусцев образуют новое культурное пространство в чжоуском царском домене и за его пределами в уделах, принадлежащих представителям царского рода Цзи в период государства Западное Чжоу.

Ключевые слова: Западное Чжоу, шан, чжоу, сакрально-политический центр, столица, археология

Для цитирования: Ефименко М. В. Дворцово-храмовые комплексы столичных районов Цичжоу и Фэн-Хао эпохи Западное Чжоу (1027—771 гг. до н. э.) по данным археологии // Шаги/Steps. Т. 8. № 4. 2022. С. 32-46. о^/10.22394/2412-9410-2022-8-4-32-46.

Статья поступила в редакцию 3 мая 2022 г. Принято к печати 15 июля 2022 г.

© М. В. ЕФИМЕНКО

Shagi / Steps. Vol. 8. No. 4. 2022 Articles

M. V. Efimenko

ORCID: 0000-0002-4168-0183 ® efimenko.masha2012@yandex.ru a National Research University Higher School of Economics (Russia, Moscow)

b The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Moscow)

palace and temple complexes of the Qizhou and Feng Hao metropolitan areas of the Western Zhou period (1027-771 BC) according to archaeological data

Abstract. The article analyzes the archaeological material of monuments in the capital centers of Qizhou and Feng-Hao of the state of Western Zhou (1027-771 BC) and of the era before the foundation of this state (ca. 1095-1027 BC). The emergence and decline of sacred cult complexes within the metropolitan regions reflects the course of the political struggle at the court of the ruler, the result of which was the decline in the status and role of the early capital of the state in Qizhou and their increase in the second capital of the state in Feng-Hao within the framework of domestic policy. The construction of a new sacred-political center in Feng-Hao was an attempt to expand the territory of the arable lands of the state, which led to the need to interact with the Shang people and to borrow certain features of the architecture of the sacred-cult complex. These borrowings, combined with the culture of the early Zhous, form a single cultural space in the Zhou royal domain and beyond in the appanages belonging to representatives of the Ji royal family. The monumental construction of a new large palace and temple complexes in Feng-Hao confirms the creation of a new center and the increasing role of its rulers at the court in the then largest state of Shang-Yin. Qizhou continued to exist as the old residence of the ruler and as a sacred center, but the political center was located in the new capital — in Feng-Hao.

Keywords: Western Zhou, Shang, Zhou, sacred political center, capital, archeology

© M. V. EFIMENKO

To cite this article: Efimenko, M. V. (2022). Palace and temple complexes of the Qizhou and Feng Hao metropolitan areas of the Western Zhou Period (1027—771 BC) according to archaeological data. Shagi /Steps, 5(4), 32—46. (In Russian). https://doi. org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-32-46.

Received May 3, 2022 Accepted July 15, 2022

Данная статья посвящена дворцово-храмовым комплексам столичных центров народа чжоу Цичжоу и Фэн-Хао до основания государства («раннее Чжоу», ок. 1095-1027 гг. до н. э.) и после основания государства Западное Чжоу (1027-771 гг. до н. э.)1 на основе археологических источников. В наши задачи входят выявление территории данных дворцово-храмовых комплексов на материале отчетов о раскопках на китайском языке, исследование особенностей их планировки и расположения в столичном центре, а также сопоставление дворцово-храмовых комплексов двух центров друг с другом.

В раннем сакрально-политическом центре Цичжоу расположены

три разновременных дворцовых и храмовых комплекса: дворец памятника Фэнчу (М^) «раннего Чжоу» — раннего периода государства Западное Чжоу (ок. 1027-966 гг. до н. э.), храм предков памятника Шаочэнь существо-

вавший на протяжении всего Западного Чжоу, и дворцово-храмовый комплекс памятника Юньтан Строительство храмового комплекса в Юньтане

началось в среднем Западном Чжоу (965-857 гг. до н. э.). Это самый поздний дворцово-храмовый комплекс центра Цичжоу, функционировавший синхронно с дворцово-храмовыми комплексами центра Фэн-Хао. Во всех этих комплексах отсутствуют следы широко распространенного в государстве Шан-Инь (ок. 1300-1027 гг. до н. э.) ритуала, в ходе которого на дне фундамента и по его углам закладывались сосуды с жертвенной пищей и обустраивались захоронения принесенных в жертву людей (см.: [Тихвинский 2016: 554-557]). Поэтому мы можем отнести данные дворцово-храмовые комплексы к чжоу-ской традиции строительства.

Сакрально-политический центр Фэн-Хао разделяется рекой Фэнхэ (^М) на два района: Фэн на левом берегу реки и Хао на правом. Здесь выделяются два дворцово-храмовых комплекса, по одному в каждом районе. Комплекс, расположенный на территории района Фэн в Кэшэнчжуане, представляет собой 14 трамбованных фундаментов, датированных всей эпохой Западное Чжоу и составляющих три отдельных небольших группы сооружений. Вероятно, эти три группы, состоящие из нескольких строений, образовывали различные храмовые комплексы, принадлежавшие отдельным родам или посвященные конкретным духам предков. Мы предполагаем, что крупнейший фундамент являлся дворцом вана (монарха), остальные остались от храмов и храмовых сооружений. Под фундаментами 3, 4, 12 и 14 и в заполнении фундаментов 3, 4 обнаружены жерт-

1 Историю государства Западное Чжоу принято делить на три периода: раннее Западное Чжоу (1027-966 гг. до н. э.), среднее Западное Чжоу (965-857 гг. до н. э.) и позднее Западное Чжоу (857-771 гг. до н. э.). Период до основания государства Западное Чжоу называется «ранним Чжоу» и датируется 1096-1027 гг. до н. э.

венные ямы с фрагментами ритуальной керамики. Ритуал закладки фундамента с принесением жертв пищей нехарактерен для Западного Чжоу, но он был широко распространен в государстве Шан-Инь. Исходя из сообщений письменных источников и данных археологии, можно предположить, что в строительстве указанных сооружений принимали участие шанцы, применявшие известные им техники и ритуальные практики при закладке фундамента.

Другой дворцово-храмовый комплекс расположен в Хао. Здесь обнаружено 10 трамбованных фундаментов различного размера. Подробной информации о них китайские археологи не приводят.

Отдельные дворцово-храмовые комплексы памятников в центрах Фэн-Хао и Цичжоу

Памятник Юньтан

Памятник Юньтан расположен к юго-востоку от памятников Цянц-

зя и Люцзя и северо-западу от памятников Дунцзя и Хэцзя. Он известен с 1976 г., когда здесь были обнаружены остатки косторезных мастерских по производству орудий для крестьян, датированные средним — поздним периодами Западного Чжоу (965-771 гг. до н. э.).

ft

i FS 1

Ил. 1. Схема дворцово-храмового комплекса в Юньтане [Shevchenko 2009: 380] Fig. 1. Layout of the palace and temple complex in Yuntang [Shevchenko 2009: 380]

В 1999-2000 гг. на территории деревень Юньтан и Цичжэн прово-

дились полномасштабные раскопки; были обнаружены крупный дворцово-хра-мовый комплекс среднего — позднего периодов Западного Чжоу [Лю 2007]. Комплекс состоит из четырех сооружений ^1, F2, F3 и F8), обнесенных стеной и расположенных друг напротив друга попарно (Б1 — F8 и F2 — F3) в форме креста. Постройки F2, F3 и F8 примерно одного размера, постройка F1 значительно превышает по размерам все остальные [Там же: 39-42] (см. ил. 1).

Входы в сооружение F1 расположены как с торца здания с южной стороны (две группы лестниц по две ступени в каждой), так и с западной, восточной, северной сторон (по одной лестнице в две ступени с каждой стороны) в центре каждой из стен (см. ил. 2). На стилобате также выделяется ступенчатый подъем. Ко входу с торца ведет каменная дорога из небольших по размеру камней размером 10 х 7 см. Территория вокруг сооружения выложена камнями; кладка отстоит от стен на 60 см. Фактически она играет роль дренажа. Обратим внимание на трубопровод, проведенный через северную стену в центре. Вероятно, он использовался для отвода излишков воды.

Ил. 2. Вариант реконструкции каркасно-столбовой конструкции дворцово-храмового комплекса в Юньтане [Shevchenko 2009: 385]

Fig. 2. Version of the reconstruction of the frame-pillar structure of the palace and temple complex in Yuntang [Shevchenko 2009: 385]

Сооружения F2 и F3 находятся по бокам строения F1 с его восточной и западной сторон у двух южных углов. Сооружение F3 сохранилось хуже, но одинаковые размеры и зеркальное размещение строений позволяет утверждать, что их конструкция одинакова [Лю 2007: 40]. К западу от сооружения F2, в 3,24 м от стены комплекса, расположено строение F5 [Там же]. Сооружение F8 — это ворота храмового комплекса. От ворот к главному строению F1 (к его двум лестницам с торца) ведет каменная дорога, выполненная в форме латинской буквы и, длиной около 12 м. Дорога такой же формы была обнаружена на территории памятника Шаочэнь.

Примечательна жертвенная яма у северной стены строения F1, обложенная камнями, с заполнением останками животных, при этом на костях животных отсутствуют следы сожжения.

В 50 м к востоку от этой группы сооружений, на территории памятника Цичжэн, обнаружены еще четыре фундамента: F4, F6, F7, F9, также ранее составлявшие храмовый комплекс [Сюй 2002]. Постройки подверглись значительным разрушениям, но их планировка повторяет планировку первого комплекса. Вопрос о взаимосвязи этих двух комплексов все еще не решен. Лю Жуй предполагает, что второй комплекс является храмом предков [Лю 2007: 50-52]. Он ссылается на тексты письменных источников этого периода, согласно которым у представителей одного рода высшей знати могло быть несколько храмов предков, а разные церемонии проводились в разных храмах.

Особенностью данного комплекса является то, что здесь отсутствуют следы ритуальной закладки фундамента. Однако на территории южного участка группы сооружений F1, F2, F3 и F8 и в среднем дворе группы сооружений F4, F6, F7, F9 найдены фрагменты каменных орудий, бронзовых сосудов, каменные заготовки орудий и нефритовые рукоятки. Вероятно, эти предметы не имели сакральной значимости, поскольку они были разбросаны хаотично. Кроме того, вокруг основных сооружений комплексов отсутствует черепица или ее фрагменты, они были обнаружены к югу и к востоку от фундамента F5, расположенного к юго-западу от стены первого комплекса. Вероятно, крыши данных комплексов были выполнены из другого материала. Материал хозяйственных ям памятника между двумя комплексами достаточно разнообразен: фрагменты керамических сосудов, черепица, каменные орудия труда, бронзовый нож и др.

Памятник Фэнчу

Памятник Фэнчу (М№) расположен в 500 м к востоку от памятника Цян-цзя и в 150 м к северу от памятника Дунцзя. В 1976 г. здесь нашли фундамент крупного дворцового комплекса, датированный эпохой «раннего Чжоу». Важнейшими частями этого памятника являются наружный каменный экран, переднее (первое) строение и длинный коридор-стена, вдоль которой расположены маленькие комнаты для просмотра коридора (флигели) (см. ил. 3) [Ван 1981]. Примечательно, что такой тип сооружений был обнаружен на территории КНР впервые. В западных флигелях Н11 и Н13 найдено свыше 10 тыс. гадательных костей. Условно данное строение назвали «Первым дворцом». Рассмотрим каждую часть дворца по отдельности.

Каменный экран (традиционный элемент застройки, применяющийся в Китае на протяжении нескольких тысяч лет) расположен в южной части комплекса напротив входа. Южная и северная стороны экрана заштукатурены смесью извести, лесса и мелкого песка. На восточной стороне обнаружен горизонтальный ряд из камней, на западной стенке сохранились остатки деревянной конструкции. Вероятно, над экраном располагалась деревянная крыша, которая крепилась к экрану [Ван 1981: 76].

Ил. 3. Реконструкция дворцово-храмового комплекса Фэнчу [Ван 1981] Fig. 3. Reconstruction of the Fengchu palace and temple complex [Wang 1981]

Переднее строение состоит из входа, восточных и западных флигелей и задней стены. Вход расположен посередине передней стены. Стены и пол покрыты такой же штукатуркой, что и экран, отполированы и заглажены. К востоку и западу от прохода имеются ямы для столбов, по четыре с каждой стороны, на дне ям обнаружен цокольный камень. В юго-восточном углу — яма с остатками пепла от древесины на глубине 0,5 м. Датировка пепла по С14 показала, что он относится к периоду 1095 ± 90 гг. до н. э. [Ван 1981: 77].

Восточные и западные флигели находятся с двух сторон строения, соответственно у восточной и западной стен. Они разделены на комнаты разного размера, всего по девять с каждой стороны. Все они отделены друг от друга стенами толщиной 0,58 м. Перед комнатами расположен коридор. В нем обнаружены столбовые ямы, по девять ям с каждой стороны, расстояние между ними примерно 2,5 м. Во второй комнате в западном флигеле найдена яма с

гадательными костями, содержащими надписи. Они датируются в границах 1036-984 гг. до н. э., а именно временем правления от У-вана (1037-1025 гг. до н. э.) до Кан-вана (1004-984 гг. до н. э.).

Главный двор в самом центре дворца представляет собой незастроенную площадку длиной 18,5 м и шириной 12 м, ниже поверхности застройки на 0,61 м. Самая глубокая точка двора расположена в его середине, ее глубина составляет 1 м. Со двора в боковые флигели ведут по две симметрично расположенные лестницы, а в следующий центральный зал — три лестницы [Ван 1981: 78].

Центральный зал общей площадью около 105 м2 является самым высоким сооружением в комплексе, он выше окружающих сооружений в среднем на 0,3-0,4 м. Напротив лестниц, ведущих в зал со двора, располагалось по три сквозных прохода через дальнюю стену зала во дворики. В западной части зала обнаружены четыре ямы (по всей видимости, жертвенные) с остатками костей курицы и свиньи, фрагментами керамики [Ван 1981: 78].

К северу от центрального зала находятся западный и восточный малые дворики, между которыми проходит длинный коридор без комнат в северную часть сооружения. В дворики с северной стороны ведут две лестницы. Дворики прямоугольной формы расположены симметрично, имеют примерно одинаковые размеры. Коридор между ними расположен на стилобате. По сторонам коридора обнаружены по три ямы для столбов, расстояние между столбами в среднем составляет 3,8 м. В западном дворике найдены две ямы с останками животных [Ван 1981: 78].

Задние комнаты (всего пять) расположены в северной части сооружения в ряд. Вход в комнаты осуществлялся из коридора. В коридоре по двум сторонам находятся восемь ям для столбов. В западной части коридора обнаружена хозяйственная яма. Отметим, что только три комнаты в центре имели стены, у двух других, расположенных по бокам от них, не было стен, отделяющих их от коридора. В двух крайних комнатах находятся выходы из комплекса. Размеры комнат различаются [Ван 1981: 79].

«Первый дворец» в Фэнчу датируется ранним Западным Чжоу (1027984 гг. до н. э.). Он значительно отличается по планировке от храма предков на территории памятника Юньтан. Во дворце обнаружен большой схрон панцирей черепах с надписями (около 10 000 штук), однако лишь несколько панцирей содержат целые надписи, остальные или содержат по одному знаку, или разрушены. Другой инвентарь представлен скудно. Это несколько керамических сосудов высокого качества, бронзовые пластины и наконечники стрел, нефритовые и каменные орнаментированные пластины, нефритовые птички и др. Дворец использовался менее ста лет. Причины его запустения неясны; вероятно, жители дворца переселились в новую столицу, новый политический центр — в Фэн или же в дворцово-храмовые комплексы Юньтан либо Шао-чэнь того же сакрально-политического центра Цичжоу.

Памятник Шаочэнь

Памятник Шаочэнь расположен в 400 м к северу и северо-восто-

ку от памятника Чжуанбай. В 1976 г. здесь обнаружили дворцово-храмовый комплекс (15 фундаментов, F1 — F15) площадью 6375 м2 [Бай, Ло 2011]. Три-

надцать фундаментов находятся в верхнем слое, два фундамента — в нижнем слое под ними. Условно археологи разделили эту территорию на сектора, в первом секторе 10 строений, во втором пять (см. ил. 4).

Ил. 4. План фундаментов памятника Шаочэнь [Бай, Ло 2011: 34] Fig. 4. Plan of the foundations of the Shaochen monument [Bai, Luo 2011: 34]

Достаточно хорошо сохранился фундамент сооружения F3. Он датируется Западным Чжоу. Это фундамент из трамбованной земли общей площадью около 360 м2, выполненный в форме буквы Н. С южной стороны в центральной части стилобата находилась лестница с расширяющимися к низу ступенями. Сохранился фрагмент ступени шириной 0,5 м, высотой 0,1 м. Сооружение F3 расположено под углом 45° к сооружениям F2, F4 и F5, перед каждой из построек обнаружена каменная кладка мощения. На фундаменте F3 сверху была система водостока. Археологи предполагают, что это храм предков. В пользу этого выдвинуты следующие аргументы:

1) площадь сооружения большая, это одно из крупнейших древних строений на территории равнины Чжоуюань;

2) жилое помещение было бы разделено на комнаты, здесь же выделен лишь центральный зал, причем внешние стены зала отсутствуют;

3) постройка расположена на удалении от других сооружений комплекса, в то время как расстояние между остальными сооружениями значительно меньше [Бай, Ло 2011: 37].

В 5 м к северу от сооружения F3 обнаружена хозяйственная яма с фрагментами керамики, на одном из которых содержится надпись с текстом:

«Чжоуский ван (Кан-ван. — М. Е.) изготовил этот сосуд, чтобы записать о произошедшем жертвоприношении в честь Чэнь-вана и вспомнить о принесении жертв У-вану» [Бай, Ло 2011: 40]. Это ритуальный сосуд, который мог храниться в храме.

Вокруг построек и на их территории обнаружены нефритовые диски и украшения, керамические и бронзовые сосуды, бронзовые фигурки людей, сосуды и статуэтки из протофарфора, а также статуэтки (антропоморфные головы) из раковины. Все это — престижные предметы культа. Кроме того, здесь были обнаружены сосуды из гладкого фарфора — вероятно, особые парадные изделия.

Все фундаменты примерно одинакового размера. Строение F3 археологи характеризуют как зал для жертвоприношений предкам императора (мин тан, ВД^) [Бай, Ло 2011]. Остальные строения не атрибутированы. Две платформы относятся к раннему Западному Чжоу (1027-966 гг. до н. э.), остальные к среднему Западному Чжоу (965-857 гг. до н. э.) и использовались до конца эпохи.

Памятник Кэшэнчжуан

Кэшэнчжуан расположен в 20 км к юго-западу от г. Сиань, на

Средней Вэйхэ, на западном берегу среднего течения реки Фэн. Это достаточно крупный памятник. Наиболее активно он раскапывался после 1949 г. В 1951-1953 гг. здесь проводилась археологическая разведка. Полномасштабные раскопки Кэшэнчжуана начались лишь в 1955 г. Были исследованы два участка — северный и западный. В основном раскопки проводились в восточной части д. Чжанцзяпо. Западночжоуский материал памятника датирован ранним (1027-966 гг. до н. э.) и поздним (857-771 гг. до н. э.) Западным Чжоу. В 1955-1957 гг. здесь было раскопано 51 погребение [1955 нянь 1963].

Ил. 5. Схема расположения фундаментов памятника Кэшэнчжуан [Лу 1987: 699]

Fig. 5. Layout of the foundations of the Keshengzhuang monument [Lu 1987: 699]

В 1977-1978 гг. к юго-западу от д. Кэшэнчжуан были найдены три трамбованных фундамента (см. ил. 5). В 1981 г. команда археологов Института археологии Китайской академии общественных наук при раскопках третьего фундамента из трамбованной земли обнаружила профиль еще одного фундамента, которому впоследствии был присвоен номер 4 [Лу 1987]. В 1982 г. было расчищено пространство вокруг фундамента, а осенью 1983 — летом 1984 г. проведены полномасштабные раскопки. Было найдено еще 10 фундаментов (фундаменты N° 11-14 к югу от д. Кэшэнчжуан и к востоку от д. Маван). Всего здесь было обнаружено 14 фундаментов. Фундаменты № 1-4 образуют комплекс построек одного времени — около 980-840 гг. до н. э. [Там же: 698-699].

Фундамент № 4 — самый крупный по размерам. Его западная часть сравнительно широкая, а восточная немного выступает на юг. Общая площадь фундамента составляет 1826,98 м2. В верхней его половине не было обнаружено ни следов свайных конструкций, ни цокольных камней, ни оснований стен. Толщина трамбовки внешней стены сооружения небольшая (0,2-0,3 м), трамбовка в центральной части сооружения достаточно толстая (в среднем 2-4 м) [Лу 1987].

Сверху на фундаменте обнаружены следы разрушения хозяйственными ямами более позднего времени того же исторического периода. Под фундаментом расположены хозяйственные ямы круглой формы, диаметром от 1,4 до 6,3 м. В них найдено незначительное количество битой керамики. Неподалеку от фундамента № 4 расположена система дренажа. Многочисленные фрагменты керамических сосудов залегали и на поверхности фундамента, и в заполнении фундамента. Вероятно, это фрагменты сосудов с жертвенной пищей, использующейся при закладке фундамента (следы аналогичного ритуала найдены при раскопках фундамента № 3). Кроме того, в заполнении расположены разнообразные предметы: керамический безмен, керамическое ядрышко, бронзовые наконечники стрел, каменные наконечники стрел, гадательная кость2.

2 Фундамент № 5 расположен в 100 м к востоку от фундамента № 4 на глубине 2,6 м от поверхности земли. Длина — 30 м, ширина — 8-10 м, толщина — от 50 см до 2,5 м.

Фундамент № 6 расположен в 30 м к югу от фундамента № 5 на глубине 2,4 м от поверхности земли. Длина — 13 м, ширина — 10 м, толщина — около 2,5 м.

Фундамент № 7 расположен в 50 м к югу от фундамента № 1 и в 100 м к юго-западу от

фундамента № 4 на глубине 90 см. Длина — 12 м, ширина — 8 м, толщина трамбовки — 2 м.

Фундамент № 8 расположен в 35 м к юго-западу от фундамента № 7 на глубине 1,5-

1,8 м. Его западная стенка разрушена, длина сохранившегося участка — 5 м, ширина —

8 м, толщина трамбовки — 2 м.

Фундамент № 9 расположен в 50 м к востоку от фундамента № 8 на глубине 1,5 м. Длина сохранившейся части фундамента — 8 м, ширина — 7 м, толщина трамбовки — 2 м.

Фундамент № 10 расположен в 20 м к северо-востоку от фундамента № 9 на глубине 0,5 м. Длина сохранившейся части фундамента — 8 м, ширина — 7 м, толщина трамбовки 2-3 м.

Фундамент № 11 расположен в 150 м к северу от фундамента № 4 на глубине 0,7 м. Длина — 12 м, ширина — 5 м, толщина — 1,5 м.

Фундамент № 12 расположен к юго-востоку от фундамента № 11 на глубине 1 м. Длина сохранившейся части фундамента — 8 м, ширина — 7 м. Под фундаментом обнаружена хозяйственная яма, датируемая ранним Западным Чжоу.

Фундамент № 13 расположен в 25 м к югу от фундамента № 12 на глубине 1 м. Длина — 18 м, ширина — 14 м, толщина — 1,2-1,7 м. С южной стороны стилобата можно рассмотреть профиль фундамента.

Фундаменты N° 11-14 образуют еще один единый комплекс строений. Они расположены на удалении от остальных сооружений.

В 1984-1986 гг. была обследована территория к северо-востоку от поселка Доумэн. Обнаружено более 10 трамбованных фундаментов сооружений периода Западное Чжоу [Чжэн, Му 1992]. Все 10 фундаментов образуют дворцово-храмовый комплекс. При дальнейших раскопках крупнейший фундамент был назван «Пятым дворцом» (см. ил. 6).

Стенки фундамента «Пятого дворца» высокие, закругленные, слои трамбовки сплошные и плотные, от 3 до 4 см толщиной. Толщина трамбовки в центре достигает 5 м, на краях — 1,2-1,5 м. Конструкция фундамента выполнена в форме буквы Н. Главное сооружение располагалось посередине, по краям — второстепенные. Длина центрального сооружения — 59 м, ширина — 23 м. Длина боковых сооружений — 59 м, ширина — 13 м [Чжэн, Му 1992].

Ил. 6. План «Пятого дворца» памятника Кэшэнчжуан [Чжэн, Му 1992: 78] Fig. 6. Plan of the "Fifth Palace" of the Keshengzhuang monument [Zheng, Mu 1992: 78]

Фундамент № 14 расположен в 50 м к северо-востоку от фундамента № 11 на глубине 0,7 м. Длина — 7 м, ширина — 5 м, толщина стилобата — около 2,5 м. Под фундаментом расположены хозяйственные ямы, датируемые ранним Западным Чжоу [Лу 1987].

Кроме того, было обнаружено некое подвальное помещение в юго-восточной части квадрата Т7. Оно имеет прямоугольную форму, ориентировано на запад, сохранившаяся глубина — 3,6 м, размеры — 3,3 х 1,3 м. В центре ширина сужается до 1,1 м. Конструкция деревянно-земляная, утрамбованная. Внутри расположены 13 небольших камер, разделенные 11 рядами деревянных столбов. Дно утрамбовано, под ним найдены остатки битой керамики, черепицы разной формы, глины. Рядом на дне камеры были обнаружены полированный каменный топор и бронзовый нож.

Чжэн и Му датируют постройку периодом У-вана перед захватом Шан или сразу после него (1030-1024 гг. до н. э.). По их мнению, дворец был заброшен в правление Сюань-вана (827-782 гг. до н. э.) [Чжэн, Му 1992].

Сопоставление дворцово-храмовых комплексов центров Цичжоу и Фэн-Хао

Сопоставление конструкций и планировок описанных выше дворцово-храмовых комплексов позволило определить особенности сакрально значимых сооружений Западного Чжоу и «раннего Чжоу» в политических центрах Фэн-Хао и Цичжоу:

1) дворцово-храмовый комплекс состоит примерно из 10 строений с крупным строением в центре (комплекс Кэшэнчжуан, храм в Шаочэнь);

2) наличие одиночного сложного строения, которое выступает как единственный дворцово-храмовый комплекс на протяжении сравнительно длительного периода времени (до ста лет) — дворец Фэнчу в Цичжоу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) наличие храмового комплекса, состоящего из четырех сооружений в системе с крупным главным сооружением — дворцово-храмовый комплекс Юньтан в Цичжоу.

Далее сопоставим дворцово-храмовые комплексы сакрально-политических центров Фэн-Хао и Цичжоу. Оба комплекса центра Фэн-Хао на территории памятника Кэшэнчжуан имеют крупные размеры, они больше, чем двор-цово-храмовые комплексы в Цичжоу. Вероятно, увеличение размеров дворцо-во-храмовых комплексов в Фэн-Хао свидетельствует о большей роли именно этого центра в жизни государства в новый исторический период и о переносе в Фэн-Хао религиозной жизни государства.

Напомним, что Цичжоу и Фэн-Хао функционировали синхронно. Перенос же центра политической власти из Цичжоу в Фэн-Хао являлся необходимым, даже вынужденным шагом в возвышении правителей народа чжоу. Монументальное строительство новых крупных дворцово-храмовых комплексов в Фэн-Хао подтверждает создание нового центра и повышение роли его правителей при дворе в крупнейшем тогда государстве Шан-Инь. Цичжоу продолжал существовать как старая резиденция правителя и как сакральный центр, где могли отправлять важнейшие церемонии культа предков правителя, но политический центр располагался в новой столице — в Фэн-Хао.

Однако перемещение политического центра с окраины района предгорий, из Цичжоу, на плодородные земли Средней Вэйхэ, в Фэн-Хао, было продиктовано еще и экономическими причинами. Прежде всего это нехватка пахотных земель небольшой площади на западе, где чжоусцы были ограничены с трех

сторон: с юга и севера — горами, а с запада — сначала горами, а затем засушливыми степями. Единственным направлением расширения государства в этом случае стали восточные плодородные земли, расположенные по Средней Вэйхэ и по притокам Хуанхэ.

Литература

1995 нянь 1963 — 1955-1957 нянь Шэньси Чан'аньсянь Фэнсисян каогу фачжань цзыляо. Пекин: Чжунгокэсюэюань каогуяньцзюсобянь, 1963. (Каогусюэ чжуанькань; Т. 12). (На кит. яз.).

Бай, Ло 2011 — Бай Сяоинь, ЛоХунся. Фуфэн Шаочэнь саньхао цзяньчжи вэй Сичжоу минтанкао // Вэньбо. 2011. № 5. С. 34-38. (На кит. яз.).

Ван 1981 — Ван Энтянь. Цишань Фэнчуцунь Сичжоу цзяньчжуцюнь цзичудэ югуань-вэньти // Вэньу. 1981. № 1. С. 75-80. (На кит. яз.).

Лу 1987 — Лу Ляньчэн. Шэньси Чан'ань Фэнси Кэшэнчжуан чжоутаньту цзичжи фачжань цзяньбао // Каогу. 1987. № 8. С. 692-700. (На кит. яз.).

Лю 2007 — Лю Жуй. Шэньси Фуфэн Юньтан, Цичжэн фасяньдэ цзяньчжу цзичжи янь-цзю // Каогу юй вэньу. 2007. № 3. С. 39-53. (На кит. яз.).

Сюй 2002 — Сюй Лянгао. Шэньси Фуфэнсянь Юньтан, Цичжэн Сичжоу цзяньчжу цзичу 1999-2000 няньду фачжанцзяньбао // Каогу. 2002. № 9. С. 27-35. (На кит. яз.).

Тихвинский 2016 — История Китая с древнейших времен до начала XXI века: В 10 т. Т. 1: Древнейшая и древняя история (по археологическим данным): От палеолита до V в. до н. э. / Гл. ред. С. Л. Тихвинский; Отв. ред. А. П. Деревянко. М.: Наука — Вост. лит., 2016.

Чжэн, Му 1992 — Чжэн Хунчунь, Му Хайнин. Хаоцзин Сичжоу ухао дасин цзичжи фачжань цзяньбао // Вэньбо. 1992. № 4. С. 76-80, 83. (На кит. яз.).

Shevchenko 2009 — Shevchenko М. Шэньси Фуфэн Юньтан Сичжоу цзяньчжуцюнь фу-юань яньцзю // Чжунго цзяньчжусюэхуэй цзяньчжушисюэ фэньхуэй. 2009. № 10. C. 377-386. (На кит. яз.).

References

1955-1957 man Shaanxi Chang'anxian Fengxixiang kaogu fazhan ziliao (1963) [A report on excavations of Fengxi region]. Zhongguokexueyuan kaoguyanjiusuobian. (In Chinese).

Bai, Xiaoyin, & Luo, Hongxia (2011). Fufeng Shaochen sanhao jianzhu jizhi wei Xizhou ming-tangkao [Study of Fufeng, Zhaochen buildings as Western Zhou Temple]. Wenbo, 2011(5), 34-38. (In Chinese).

Liu, Rui (2007). Shaanxi Fufeng Yuntang, Qizhen faxiande zhoudai jianzhu jizhi yanjiu [Research on the base of Zhou Dynasty architecture found in Qizhen town, Fufeng, Yuntang, Shaanxi]. Kaoguyu wenwu, 2007(3), 39-53. (In Chinese).

Lu, Liancheng (1987). Shaanxi Chang'an Fengxi Keshengzhuang zhoutantu jizhi fazhan jianbao [A short report on excavations of Zhou era fundaments from Shaanxi, Chang'an, Fengxi region, Keshengzhuang site]. Kaogu, 1987(8), 692-700. (In Chinese).

Shevchenko, M. (2009). Shaanxi Fufeng Yuntang Xizhou jianzhuqun fuyuan yanjiu [Research on the restoration of Western Zhou era building group in Fufeng, Yuntang, Shaanxi]. Zhong-guo jianzhuxuehui jianzhushixue fenhui, 2009(10), 377-386. (In Chinese).

Tikhvinskii, S. L., & Derevianko, A. P. (Eds.). (2016). Istoriia Kitaia s drevneishikh vremen do nachala XXI veka [History of China from ancient times to the beginning of the 21th century] (10 Vols.). Vol. 1 Drevneishaia i drevniaia istoriia (po arkheologicheskim dan-nym): Otpaleolita do Vv. do n. e. [The most ancient and ancient history (according to ar-

chaeological data: From the Paleolitic to 5th century BC]. Nauka — Vostochnaia literatura. (In Russian).

Wang, Entian (1981). Qishan Fengchucun Xizhou jianzhuqun jichude youguanwenti [To the question of the Western Zhou fundaments from Qishan county, Fengchu village]. Wenwu, 1981(1), 75-80. (In Chinese).

Xu, Lianggao (2002). Shaanxi Fufengxian Yuntang, Qizhen Xizhou jianzhu jichu 1999-2000 niandu fazhanjianbao [A short report on 1999-2000 excavation at Shaanxi, Fufeng County, Yuntang and Qizhen Western Zhou Building Base Site]. Kaogu, 2002(9), 27-35. (In Chinese).

Zheng, Hongchun, & Mu, Haining (2002). Haojing Xizhou wuhao daxing gongshi jianzhu jizhi fazhanjianbao [Briefing on the excavation of the Western Zhou era fundament of the large palace building at Hao capital]. Wennbo, 2002(4), 76-80, 83. (In Chinese).

* * *

Информация об авторе Information about the author

Мария Владимировна Ефименко

преподаватель, Школа востоковедения, факультет мировой экономики и мировой политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Тел.: +7 (495) 771-32-42 *22252 младший научный сотрудник, Лаборатория востоковедения и компаративистики, Школа актуальных гуманитарных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82 Тел.: +7 (495) 937-95-26 н efimenko.masha2012@yandex.ru

Maria V. Efimenko

Junior Researcher, Center for Oriental Studies, School for Advanced Studies in the Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russia, 119571, Moscow, Prospekt

Vernadskogo, 82

Tel.: +7 (495) 937-95-26

Lecturer, School of Oriental Studies, Faculty

of World Economy and International Affairs,

National Research University Higher School

of Economics

Russia, 101000, Moscow, Myasnitskaya Str., 20

Tel.: +7 (495) 771-32-42 *22252 s efimenko.masha2012@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.