Научная статья на тему 'ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОССТАНИЯ 1836-1838 ГГ. ВО ВНУТРЕННЕЙ БУКЕЕВСКОЙ ОРДЕ'

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОССТАНИЯ 1836-1838 ГГ. ВО ВНУТРЕННЕЙ БУКЕЕВСКОЙ ОРДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКЕЕВСКАЯ ОРДА / ВНУТРЕННЯЯ ОРДА / ХАН / ВОССТАНИЕ И.ТАЙМАНОВА И М.УТЕМИСОВА / СУЛТАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Билецкая С.В.

Статья освещает основные движущие силы восстаний во Внутренней Букеевской Орде и восстания 1836-1838 гг. в частности. Взаимоотношение Исатая Тайманова и Мухамета Утемисова с Джангир-ханом и султанами.The article highlights the main drivers of the uprisings in Inner Bukeyev Horde and rebellion 1836-1838 gg. in particular. The relationship Isatai Taimanov and Mukhamet Utemisov with Jahangir Khan and sultans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОССТАНИЯ 1836-1838 ГГ. ВО ВНУТРЕННЕЙ БУКЕЕВСКОЙ ОРДЕ»

Билецкая С.В. магистрант

кафедра «Документоведение и Всеобщей истории»

Гуманитарный факультет Нижневартовский государственный университет

Россия, г. Нижневартовск ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОССТАНИЯ 1836-1838 ГГ. ВО ВНУТРЕННЕЙ

БУКЕЕВСКОЙ ОРДЕ Аннотация. Статья освещает основные движущие силы восстаний во Внутренней Букеевской Орде и восстания 1836-1838 гг. в частности. Взаимоотношение Исатая Тайманова и Мухамета Утемисова с Джангир-ханом и султанами.

Ключевые слова: Букеевская Орда, Внутренняя Орда, хан, шаруа, восстание И.Тайманова и М.Утемисова, султаны

Annotation. The article highlights the main drivers of the uprisings in Inner Bukeyev Horde and rebellion 1836-1838 gg. in particular. The relationship Isatai Taimanov and Mukhamet Utemisov with Jahangir Khan and sultans.

Keywords: bukey horde, Inner Horde, Khan, ball, M. Utemisov and I.Taymanova uprising, sultans

В 30-годах XIX века казахи были по преимуществу кочевым народом, почти совершенно не знавшим оседлости и земледелия; главным занятием их было скотоводство. Наиболее целесообразной формой общественного строя на этой стадии развития народного хозяйства является родовой строй, как это наблюдается почти у всех кочевых народов.

Между тем Джангер хан производил в орде ломку этого строя, наслаждая феодально-поместную систему, совершенно несоответствующую формам кочевого общежития. Замена патриархально-родовых отношений отношениями феодального строя могла произойти только в условиях оседлого быта, в прикрепление казаков к земле: но как раз этого было невозможно сделать по причине бесплодности степей и пустынь, непригодных к земледелию при той техники сельского хозяйства. Боязнь лишиться свободы перекочевок, которые были так необходимы для жизни скота, боязнь прикреплений к определенной территории местности и обращения в крепостное состояние, боязнь обязательной военной службы, что вытекало одно на другое - все это делало казахов чрезвычайно чуткими и подозрительными ко всем мероприятиям, направленным к изменению их быта. Перекочевки с места на место совершались привычным и даже приятным способом, не влекущим за собой ломки повседневной жизни.

До Исатай батыра восставший народ по обыкновению не входил ни в какие переговоры, и события в орде развертывались совершенно неожиданно. Так было в 1818, 1827 и 1829 гг4. Народная волна внезапно

4 Бекмаханов Е. Казахстан 20-40 годы XIX века : 20-40 годы XIX века / Под ред. Жиенгалиев Н. Б..- Алма-Ата, 1992.- с.157_

поднималась, стихийно двигалась на Уральскую линию и также внезапно падала. На народных восстаниях спекулировали многие действительно «посторонние» люди. Во-первых, спекулировали уральские линейные начальники, которые контрабандой переправляли беженцев в зауральную степь, за хорошую плату. Затем наживались некоторые люди султана Чингалия Урманова, который переманивал из Нарын-Песков богатых ордынцев в свои цепкие когти.

Можно сказать, что бескорыстно служил делу народа султан Каип Галий, заслуживший в орде огромную популярность, но, в конце концов, все же и он стремился к достижению ханской власти, со всеми вытекающими из нее личными выгодами. Правда надо признать, что султан ставил себе великую цель национального объединения казахского народа хотя бы и под протекторатом мусульманской Хивы. Однако, султан Каип Галий не нашел в себе силы вступить в открытый бой с врагами народа и силой прорваться за Урал, несмотря на то, что внезапность его движения давала ему полную гарантию на успех.

Только спустя 10 лет, когда во главе народного недовольства встали люди, вышедшие из среды «черного народа», вспыхнуло новое восстание, которое и обнаружило все язвы административного аппарата Джангер хана, все злоупотребления и насилия правящей партии. Это были люди не султанской породы, не «белая кость»5: это были батыры, вожди простого народа. Вдохновленные этими вождями букеевские казахи не дрогнули перед тем, чтоб скрестить свое заржавленное оружие с хорошо вооруженными русскими войсками, и смело вступили с ними в бой, имея иногда в руках лишь только сайгаки со стрелами ...

Восстание это было поднято людьми не султанского, а простого происхождения, почему и не походило на междоусобную борьбу претендентов на ханскую власть, из которых одни были выдвигаемы народной партией, а другие являлись ставленниками русского правительства.

Известно, что в прежних восстаниях начиная с восстания Сырыма батыря, участвовал не только простой народ, но и представители «белой кости» - султаныб. Это наблюдалось в восстаниях султана Каратая, Каип Галия, Кенисары и др. Никогда простой народ не был так противопоставлен султанам, как это было во время восстания Исатай батыря, на стороне которого не было ни одного представителя «белой кости» и все острие которого, пока он находился в Букеевской орде, было направленно именно против султанов, ходжей и Джангер хана.

Главными руководителями этого военного восстания, начавшегося в 1836г., были Исатай Тайманов и Мухамед Утемисов, как они значатся по

5 Вотякин М. Очерки по истории Казахской ССР с древнейших времен по 1870г. Т.1. - Огиз: Госполитиздат, 1941. - с.214

6 Букеевской Орде 200 лет. Книга 3. - Алматы: издательство «8лке», 2001. - с.216_

русским бумагам. Оба батыря происходили из Бершева рода, Джаикова отделения и считались старшинами.

Исатай батырь рано выдвинулся своими способностями из числа однородцев и, будучи совсем молодым человеком, уже в 1812г. Букей ханом был назначен на должность старшины Джаикова отделения. Это назначение впоследствии было утверждено Оренбургской Пограничной Комиссией, которая 25-го ноября 1814г. выдала Исатаю именной указ на звание старшины в печать.

Как старшина Бершева рода, Исатай участвовал на известном съезде представителей орды в 1828г., на урочище Уяла в присутствии Джангер хана и председателя Пограничной Комиссии полковника Генса. Здесь Исатай вместе с другими старшинами дал клятвенную запись на повиновение Джангер хану на которой имеется его печать. Когда уже началось дело о восстании Исатая, то Джангер хан в письме от 13-го 1837г. писал Оренбургскому военному губернатору генералу Перовскому, что Исатай Тайманов никогда не отличался «хорошей нравственностью» 7.

Подобно Исатаю Тайманову Мухамед происходил из Бершева рода Джаиково отделения и по бумагам Джангер хана также числился старшиной. В своем показании от 8го ноября 1836г. данном русском следовании, Мухамед говорит, что он был назначен Джангер ханом, старшиной, в том у него имеется открытое предписание хана от 9-го июня 1834г. за № 572, Пограничной Комиссией в звании старшины утвержден не был 8.

Мухамед Утемисов был грамотен по-татарски и по-русски, что в то время составляло для простого казаха большую редкость и это обстоятельство сильно возвышало его в глазах современников. Он славился по орде, как искусный акын (певец) и оратор, почему везде и всему был излюбленным гостем. Мухамед был душою восстания. Он разъезжал по аулам, агитировал, поднимал народ против Джангира и первый подтолкнул Исатая на путь решительной вооруженной борьбы.

Исатай очень долго переоценивал значение личность Джангир хана, надеясь найти у него правосудие и защиту для обиженных казахов; он пытался обратить внимание Оренбургского губернатора на внутреннее неустройство Бекоевой орды и взывал к чувству справедливости, пока совершенно не разочаровался в них и не пришел к сознанию, что добиться правды и справедливости возможно только путем силы, путем вооруженной борьбы.

Использованные источники:

1. Бекмаханов Е. Казахстан 20-40 годы XIX века : 20-40 годы XIX века / Под ред. Жиенгалиев Н. Б..- Алма-Ата, 1992.- 400 с.

2. Букеевской Орде 200 лет. Книга 3. - Алматы: издательство «Элке», 2001. -

7 Хан Жангир. - Орал: Полигарфсервис, 2001. - с.16

8 Крафт И.И. Сборник узаконений о киргизах степных областей / И.И. Крафт - М.: Книга по Требованию, 2011. - с.548

341 с.

3. Вотякин М. Очерки по истории Казахской ССР с древнейших времен по 1870г. Т.1. - Огиз: Госполитиздат, 1941. - 351 с.

4. Крафт И.И. Сборник узаконений о киргизах степных областей / И.И. Крафт - М.: Книга по Требованию, 2011. - 871 с.

5. Хан Жангир. - Орал: Полигарфсервис, 2001. - 130 с.

Билецкая С.В. магистрант

кафедра «Документоведение и Всеобщей истории»

Гуманитарный факультет Нижневартовский государственный университет

Россия, г. Нижневартовск ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ И.ТАЙМАНОВА И М.УТЕМИСОВА В 18361838 ГГ. ПО ОТЧЕТАМ Г.Ф. ГЕНСА

Аннотация. Статья посвящена вопросу причин восстания 18361838гг. во Внутренней Букеевской Орде по материалам отчетов председателя Оренбургской Частной органичной Комиссии Г.Ф. Генса. Стремление казахского народа освободиться от патроната русской администрации.

Ключевые слова: Букеевская Орда, Внутренняя Орда, хан, зякет, шаруа., восстание И.Тайманова и М. Утемисова

Annotation. The article focuses on the causes of the uprising 1836-1838 Inner Bukeyev Horde reports by the Chairman of the Orenburg Private organic materials the Commission G.F. Gens. The aspiration of the kazakh people free from patronage of the Russian administration.

Keywords: bukey horde, Inner Horde, Khan zyaket, ball, M. Utemisov and I.Taymanov uprising.

Все народные волнения, имевшие место в Букеевской орде за первые 25 лет ее существования с 1803 по 1829г., возникали на почве стремления народа возвратиться из Нарын-Песков за Урал, на соединение со своими соплеменниками, кочующими на необъятных пространствах зауральских степей.

Это стремление народа, оторвавшегося от общей племенной массы зауральской орды и замкнутого со всех сторон русскими поселениями, военными крепостями и кордонами, цепь которых тянулась по берегам Урала, Каспийского моря и Волги, возникало потому, что зауральские казаки пользовались большой национальной свободой и им не угрожало закрепощение со стороны русского правительства и поставленных им властей в орде. Особенно ярко вспыхивало это стремление уйти в зауральские степи в годы хозяйственных кризисов, когда повальные болезни на скот, джут и другие стихийные бедствия сопровождаемые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.