ДВИЖУЩАЯ СИЛА МАЛОГО БИЗНЕСА
В.Б. Тореев
В статье рассматриваются факторы, определяющие приход людей в малый бизнес. В зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации эти факторы могут меняться. Дается оценка предпринимательского потенциала российского общества. Анализируются причины, по которым люди начинают заниматься предпринимательством.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательский потенциал, экономическая ситуация, характеристика предпринимателей.
Рассматривая процесс становления российского малого бизнеса, гораздо легче рассуждать о препятствиях на пути предпринимателей, чем определить, что же побуждает людей взяться за это трудное, рискованное дело. Препятствий на пути у бизнеса много, о них пишут, их пытаются так или иначе преодолеть - одним словом, они на виду. Причины, побуждающие человека бросить привычные занятия и пуститься в плаванье по бурным волнам российского предпринимательства, скрыты внутри самого человека, они в некотором роде интимны и у каждого свои.
Легко рассуждать о движущих моментах малого бизнеса на Западе - особенно в развитых странах, где существуют многовековые традиции малого предпринимательства, процветает семейный бизнес и секреты мастерства передаются от отца к сыну на протяжении многих поколений, где, наконец, эффективно функционирует система поддержки малого бизнеса, позволяющая финансировать и реализовать практически любую жизнеспо-
© Тореев В.Б., 2010 г.
собную бизнес-идею. Другое дело - малый бизнес в России. Семьдесят лет советской власти практически уничтожили традиции малого предпринимательства. Семейный бизнес сохранился только в сфере народных промыслов: жостовские росписи, ростовская финифть или вологодские кружева. Однако передача секретов ремесла из поколения в поколение и умение вести бизнес, т.е. в данном случае организовывать сбыт произведенных товаров, - это совершенно разные сферы деятельности. Переход от первого состояния ко второму представляется довольно трудным делом для людей, выросших в реалиях советской плановой экономики.
Чтобы понять, почему люди начинают заниматься предпринимательством, необходимо определить само понятие «предприниматель». Еще в XVII в. его ввел в научный оборот французский экономист Котильон (Селигмен, 1968). C тех пор многие ученые изучали этот феномен и давали ему свои определения (Селигмен, 1968; Walker, 2004; Шумпетер, 2008; Маршалл, 1993; Егорова, Малкова, Тореев, 1997). Наиболее удачное определение, отражающее суть предпринимательства, с точки зрения автора, следующее: предприниматель - это человек, который аккумулирует ресурсы и на свой страх и риск организует процесс их переработки с целью получения прибыли.
В общем случае ресурсы, которые аккумулирует предприниматель, могут быть материальными (сырье, материалы, орудия труда) и финансовыми (деньги, ценные бумаги и т.д.). Тогда предприятие - это один из возможных инструментов, с помощью которого предприниматель организует переработку ресурсов. Возможна переработка ресурсов и без организации предприятия, такой процесс Г.Б. Клей-нер называет проектным способом организации экономической системы в отличие от административного (объектного), подразумевающего создание предприятия (Клейнер, 2008). Несмотря на многообразие организационных форм, номенклатуры производимых товаров и оказываемых услуг, различных си-
стем управления, все предприятия функционируют в рамках одной институциональной системы и выполняют примерно одни и те же функции. Различия заключаются только в масштабах. Крупные предприятия обеспечивают базовые потребности национальной экономики, используя возможности массового производства, и удовлетворяют соответственно массовый спрос, средние предприятия, основываясь на серийном и крупносерийном производстве, удовлетворяют достаточно устойчивые тенденции спроса, на долю малых предприятий приходится удовлетворение локального спроса или специфических потребностей в специализированной продукции и услугах. Масштаб производства малых предприятий органичен законодательно через лимит на количество работников до 100 человек (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек) и объемы реализации продукции (О развитиии..., 2007). Установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость на 2009 г.: для микропредприятий - 60 млн р.; малых предприятий - 400 млн; средних - 1000 млн р. (О предельных значениях..., 2008).
Наиболее важным в определении предпринимательства является то, что в своей деятельности предприниматель постоянно рискует. Эта готовность к риску, т.е. готовность отвечать своим имуществом за принимаемые решения, и отличает предпринимателей от наемных работников.
Принято считать, что в любом обществе существуют люди, склонные к предпринимательству. Опросы показывают, что 10,5% работоспособных россиян считают себя способными стать предпринимателями (Предпринимательский потенциал..., 2003). Если бы все, кто считает себя потенциальным предпринимателем, организовали свое дело, в России оказалось бы, как минимум, в три раза больше малых предприятий. Однако между личным мнением, что ты легко можешь стать предпринимателем, и реальным занятием биз-
несом лежит огромная пропасть психологической перестройки. Попробуем более объективно оценить предпринимательский потенциал российского общества. При этом необходимо понимать, что предпринимательский потенциал общества - это постоянно меняющаяся величина, он может накапливаться и расти, а может теряться и уменьшаться.
По-видимому, наименьшее значение предпринимательский потенциал имел при советском строе. В Советском Союзе предпринимательство преследовалось по закону и осуждалось официальной пропагандой. Оно существовало, но по большей части носило латентный характер (Головнин, Шохин, 1990; Тореев, 2006). Кроме чисто криминальных (наркотики, проституция и др.) в СССР осуществлялся также ряд теневых, в основном производство и реализация товаров массового спроса, и вполне легальных (например, производство сельхозпродукции и ее реализация через колхозные рынки и систему потребкооперации) видов предпринимательской деятельности. В городах были широко распространены такие виды нелегальной деятельности, как репетиторство, оказание частных медицинских услуг, частное обучение музыке и иностранным языкам, частный ремонт квартир и др. На селе процветали шабашники, т.е. бригады строителей, возводившие различные здания и сооружения - от мостов и коровников до жилых домов и клубов. Все эти виды нелегальной деятельности были предопределены одним фактором - наличием платежеспособного спроса. Там, где государственные предприятия не успевали или их услуги оказывались низкого качества, появлялся неудовлетворенный платежеспособный спрос. В основном удовлетворение этого спроса осуществлялось гражданами за счет использования своих профессиональных знаний, а это уже простейшая форма предпринимательства.
В советские времена были и люди, которые полностью соответствовали вышеприведенному определению предпринимателя, но деятельность их была нелегальной. Они
рисковали не только вложенным в дело имуществом, но и свободой, потому что их деятельность подпадала под действие ряда статей уголовного кодекса1. Чтобы минимизировать риск ареста, нелегальное производство осуществлялось на государственных предприятиях, но из неучтенного сырья и материалов.
Толчок к развитию малого предпринимательства дали появившиеся в 1987 г. индивидуальная трудовая деятельность и кооперативное движение. Экономика Советского Союза находилась в глубоком застое, практически начался спад. Чтобы переломить эту отрицательную тенденцию, необходима была новая экономическая политика. Развитие индивидуальной трудовой деятельности и кооперации стало одним из элементов этой новой экономической политики, проводившейся под лозунгом «перестройки и ускорения». Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.) был первым законодательным актом, подрывавшим основы советского строя. Он создавал правовое поле для индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), фактически разрешая вести частнопредпринимательскую деятельность, т.е. свободно реализовывать товары, сделанные своими руками. Количество занимающихся ИТД увеличилось с 429 тыс. человек в 1988 г. до 723 тыс. человек в 1989 г. (на 69%) (Савченко, 1989). Очень быстро ИТД получила распространение во всех регионах и среди всех слоев населения, в том числе пенсионеров (25,8% общего числа занимающихся ИТД), домохозяек (10,3%) и инвалидов (5,4%). В основном граждане занимались кустарно-ремесленными промыслами, на долю которых приходилось 55,1% общего числа ИТД, далее
1 См., например: ст. 153 «Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество», ст. 154 «Спекуляция», ст. 156.2 «Получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения», ст. 162 «Занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности» УК РСФСР (отменен в 1997 г).
шло бытовое обслуживание населения - 33,7, социально-культурная сфера - 4,6, народно-художественные промыслы - 1%.
В 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Большие льготы для всех видов кооперативов, в том числе за счет госбюджета, экономическая стабильность, поддержка госаппарата позволяют охарактеризовать этот период как «золотой век» малого предпринимательства. В 1990 г. функционировало 192 тыс. кооперативов, в которых работало 5 млн человек. Основными сферами приложения сил кооператоров стали пищевая промышленность (производство и продажа выпечки, переработка и реализация сельхозпродукции) и кустарное производство товаров народного потребления и сувениров. Эти 192 тыс. кооператоров и были теми самыми склонными к предпринимательству гражданами Советского Союза. Несомненно, если бы кооперативное движение продолжало развиваться дальше, количество кооператоров продолжало бы расти. Теперь же можно только констатировать, что в 1990 г. количество граждан, проявивших себя как предприниматели, составляло всего десятую долю процента населения России.
Конец кооперативному движению положил Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Политическая обстановка тогда была сложной, и конфронтация между Верховными Советами СССР и РСФСР предопределила быстрое принятие этого плохо подготовленного закона. В спешке в него, по-видимому, забыли включить такую организационно-правовую форму, как кооперативы. В результате кооперативы выпали из правового поля, и их пришлось перерегистрировать в другие организационно-правовые формы, разрешенные новым законом. Самой популярной формой ведения бизнеса в этом законе было товарищество с ограниченной ответственностью. В этой уродливой организационно-правовой форме оказались смешаны два совершенно разных по содержанию понятия, «товарищество» и «общество с ограниченной ответственностью».
Принято считать (Виленский, 1996; Рыбина, 2001; Тореев, 2005), что этот закон положил начало становлению института российского малого предпринимательства. Он гарантировал гражданам право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных законодательством, приобретать необходимое имущество. Для всех субъектов предпринимательской деятельности декларировалось равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия. Закон запрещал монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений, недобросовестную конкуренцию.
Принятие этого закона, пусть и не совсем доработанного, дало толчок к регистрации малых предприятий. На рис. 1 представлена динамика регистрации малых предприятий в первые годы после ввода его в действие (Малое предпринимательство в России, 2002, 2005, 2008). Видно, что каждый год в России регистрировалось более 250 тыс. малых предприятий, что беспрецедентно для ее новой истории. Эти 865 тыс. малых предприятий, а следовательно, и предпринимателей примерно определили количество людей, склонных к ведению собственного бизнеса, составившее
1 200 000
800 000
400 000
1991
1992
1993
Рис. 1. Динамика количества МП в период 1991-1993 гг.
около 0,6% населения страны. Понятно, что эта цифра условна, что существуют разные обстоятельства и не все склонные к бизнесу люди зарегистрировали свои предприятия. С другой стороны, не все зарегистрированные малые предприятия были активны, т.е. некоторые из них не вели хозяйственную деятельность, и в таком случае их учредителей нельзя назвать предпринимателями. При всей условности приведенной оценки можно смело сказать, что Россия вступила в экономическую реформу, обладая очень небольшим количеством потенциальных предпринимателей.
Кто же эти люди, которые первыми начали заниматься бизнесом? Во-первых, это были представители партийной, комсомольской и советской номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 1980-е гг. (Стратегии бизнеса, 1998) . Во-вторых, наиболее предприимчивые «нормальные» люди, в основном высокоинтеллектуальные, образованные и инициативные. В-третьих, дельцы «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Если первый тип предпринимателей больше присутствовал в большом бизнесе, то второй и третий на этом этапе в основном занимались малым.
Одними из первых российских бизнесменов стали кооператоры, которые не могли эффективно действовать вне правового поля и поэтому были вынуждены перерегистрировать свои кооперативы в другие разрешенные организационно-правовые формы. По своему составу кооператоры того времени входили во все перечисленные группы. Среди них были и выходцы из партийной и хозяйственной элиты, и наиболее инициативные представители интеллигенции, и криминальные личности. Всех их объединяло то, что они приобрели ценный опыт ведения собственного дела, хорошо ориентировались в экономической ситуации, отслеживали спрос на товары и услуги и, наконец, обладали необходимыми средствами для ведения и расширения своего бизнеса.
В планах работы министерств и ведомств в этот период появился новый вид дея-
0
тельности - поддержка малых предприятий. То есть министерствам и ведомствам было положено в соответствии с планом пропускать часть своих финансовых средств через малые предприятия. Чтобы контролировать эти средства, чиновники через подставных лиц (друзей, родственников) регистрировали малые предприятия и начинали оказывать услуги родному министерству. Эта система действовала несколько лет и втянула в подобный «бизнес» множество чиновников, особенно из спецслужб, у которых было больше информации и соответственно больше возможностей.
Шоковый характер российской экономической реформы, по-видимому, не дал возможности подготовить и провести реформирование правоохранительной системы. И хотя многие статьи УК РСФСР, трактующие предпринимательство как уголовно наказуемую деятельность, к началу 1992 г. были отменены, правоохранительная система оказалась не готова к защите зарождающегося нового класса собственников. Этим воспользовался криминал. Наряду с предпринимательской деятельностью он стал оказывать услуги по защите прав собственности, но не только оказывать, но и навязывать, т.е. заниматься рэкетом. Впоследствии это породило новое явление в российской экономике - охранную деятельность.
Предприниматели первой волны были очень успешны в организации и ведении бизнеса. Этот успех был предопределен высоким качеством человеческого материала: предприниматели, пришедшие в бизнес из номенклатуры, имели связи, предприниматели из криминальных структур - поддержку этих самых структур, а предприниматели «из народа» -набор личных качеств, позволявший успешно вести свое дело.
В 1992 г. прошла экономическая реформа, в результате которой российская экономика была переведена из разряда плановых в разряд рыночных. Реформа положила начало парадоксальному этапу в развитии малого предпринимательства. Экономическая ситуация в стране ухудшалась (спад производства, безработица, галопирующая инфляция, при-
ведшая к обесценению сбережений населения, резкий скачок процентных ставок и дефицит денежных средств и т.д.), а количество малых предприятий росло. Основным мотивацион-ным моментом этого периода стали ожидания быстрого роста личного благосостояния, появившиеся тогда у многих граждан страны, необходимым условием которого считалась организация собственного дела, фирмы. «Для российского менталитета свойственны скорее неоправданно завышенные, иррациональные ожидания, адресуемые как самому себе, так и внешним обстоятельствам» (Клейнер, 2008). Среди причин появления таких настроений у населения можно назвать интуитивное ожидание чуда - в данном случае от рыночных реформ - и желание быть не хуже других. Успешность предпринимателей первой волны сформировала в обществе мнение, что все, кто ранее занялся бизнесом, получили очень хорошие доходы. В первую очередь это относилось к малым предприятиям, потому что они, так сказать, ближе к народу и результаты их деятельности были хорошо видны соседям, коллегам по предыдущей работе, партнерам, заказчикам. Доходы предпринимателей сравнивались с заработками госслужащих не в пользу последних. В результате получался простой вывод: стоит зарегистрировать свое предприятие, как деньги потекут рекой или хотя бы ручейком. И многие ринулись регистрировать малые предприятия, не очень представляя, чем и как они будут заниматься.
Ведение своего бизнеса почему-то не связывалось в сознании «новых русских предпринимателей» с тяжелым, упорным трудом. В обществе сложилась обстановка, стимулирующая своего рода массовый психоз вокруг получения нетрудовых прибылей. Этот психоз активно поддерживали средства массовой информации и появившаяся реклама. Одной из форм этого психоза оказалось всеобщее желание стать рантье - стремление вложить деньги и получать с них 100, 200% прибыли и даже больше, охватившее широкие массы населения. Это создало благоприятную почву для расцвета финансовых пирамид, которые
стали появляться по всей России. Наиболее известными из них были «МММ», «Российский дом "Селенга"», «Властелина».
Результатом сложившегося в обществе ожидания богатства без приложения усилий стала завышенная самооценка его граждан. В исследовании, проведенном в Иркутске Институтом социологии РАН, около половины опрошенных отнесли себя к среднему классу (Голенкова, Витюк и др., 1995). Не вдаваясь в рассуждения о том, что такое средний класс и действительно ли можно отнести всех опрошенных к этой категории (см., напр., (Авраа-мова, Григорьев и др., 2000)), отметим, что такая явно завышенная самоидентификация стала следствием веры людей в некое капиталистическое чудо. Люди считали, что раз во всем мире капитализм обеспечивает населению высокий уровень жизни, стоит только объявить его в России, и все станут жить хорошо, без усилий и напряжения. И, конечно, никому не хотелось в преддверии наступления всеобщего благоденствия относить себя к малоимущей или бедной категориям населения.
Еще одним фактором, способствующим появлению новых малых предприятий, явилось использование крупными предприятиями льгот, установленных для малых. Крупные предприятия стали организовывать дочерние малые предприятия, передавая им ряд функций по обороту товаров, в первую очередь по реализации выпускаемой продукции. Это позволяло им значительно уменьшить налогооблагаемую базу налогов на добавленную стоимость и прибыль. Около трети всех создаваемых предприятий образовывалось на базе крупных (табл. 1). Если учесть, что связь между крупными и малыми предприятиями по тем или иным причинам часто не афишировалась, то степень зависимости малых предприятий от крупных окажется даже выше.
Действительность быстро разрушила эйфорию и вернула людей к необходимости устраивать жизнь в новых условиях. Одна за другой обрушились финансовые пирамиды, а правоохранительные органы стали
отлавливать их организаторов, как мошенников. В широких народных массах произошло переосмысление мифа о безграничных финансовых возможностях самостоятельной предпринимательской деятельности. Это замедлило рост количества малых предприятий. Так, в 1994 г. было зарегистрировано только 1900 новых предприятий, а 1995 и 1996 гг. их количество сокращалось.
Большое влияние на состояние малого предпринимательства оказал рост безработицы. Начиная с 1993 г. сокращалось промышленное производство, останавливались заводы, в НИИ и КБ вследствие отсутствия государственных заказов перестали платить заработную плату. Безработица начала расти. Если в 1992 г. она составляла 5,2% от экономически активного населения, то в 1995 г. выросла почти в два раза - до 9,4% (Россия в цифрах, 2008). На самом деле, если учесть огромное количество работников, числившихся на работе, но зарплату не получавших, безработица была намного больше. Такие работники находились в бесконечном внеочередном отпуске, иногда по инициативе администрации, а иногда и по собственной.
Таблица 1
Основные способы образования МП и их зависимость от крупных предприятий
Способы образования Доля, % Наличие зависимости, %
Образовались в составе госпредприятия (с использованием его помещений, оборудования, персонала и т.д.) 12,4 32,6
Отпочковались от более крупных предприятий 8,0
Образовались после реорганизации (распада) крупного предприятия 12,2
Образовались в форме кооператива 11,7 67,4
Новое предприятие 55,7
Итого 100,0 100,0
Источник: (Алимова и др., 1994).
Безработица заставила людей искать пути выживания (Адаптационные стратегии..., 2004). В этот период стала развиваться челночная и сопутствующие ей лоточная и палаточная торговля. В стране не хватало дешевых товаров массового спроса. Это дало возможность предприимчивым людям выезжать к нашим соседям в Турцию, Китай, Польшу и т.д. и привозить оттуда ширпотреб, который затем продавался на вещевых рынках. Такой вид самозанятости породил впоследствии довольно большое количество малых предприятий, торгующих оптом и в розницу товарами массового спроса.
Экономический кризис и резкое ухудшение уровня жизни заставили людей держаться друг друга. Намного легче бороться с неблагоприятными обстоятельствами артелью, т.е. группой людей, связанных семейными или дружескими узами. Семейный или, правильней сказать, клановый бизнес стал одной из форм выживания. Можно выделить несколько моделей российских семейных (клановых) фирм:
• предприятия, организованные членами одной семьи (например, ресторан, сеть фитнес-центров, автомастерская, интернет-кафе и др.);
• предприятия, руководимые членами одной семьи (клана), на которых работает большое количество наемных работников (например, «Лаборатория Касперского» - самый успешный распространитель антивирусных программ в России, где Евгений Ка-сперский, обладатель бренда, владеет более чем половиной компании, а его экс-супруга Наталья Касперская - председатель совета директоров);
• предприятия, созданные чиновниками одного учреждения (создавались в основном в первой половине 1990-х гг. на волне кризиса государственных структур и перехода госслужащих в частные компании; это банки, созданные бывшими комсомольскими работниками, где работали комсомольские функционеры райкомовского и горкомовского масштаба, или фирмы, учрежденные отставными чиновниками какого-нибудь министерства, в
основном оказывающие услуги этому министерству по отмыванию денег, и т.д.);
• предприятия, созданные выпускниками одного вуза или сослуживцами по армии.
В кризисные времена риски резко возрастают, и при подборе персонала предпочтение нередко отдается надежности в ущерб профессионализму, поэтому на работу принимаются люди, хорошо известные работодателю, который надеется, что со временем они наберут необходимый профессионализм. Только родственники или друзья согласятся много работать, получая маленькую зарплату, а то и не получая ее вовсе.
В 1996 г. вступил в силу Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Началась перерегистрация предприятий с учетом новых организационных форм, определенных этим кодексом. Процесс перерегистрации стал одновременно санацией малого предпринимательства, так как в ходе его были ликвидированы недействующие предприятия. По данным Госкомстата РФ, анализировавшего результаты перерегистрации, более трети малых предприятий на момент начала перерегистрации либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее (Социально-экономическое положение..., 1997). По ряду регионов эта цифра превышала 50%.
На рис. 2 представлена динамика количества малых предприятий по годам в период начала действия ГК РФ (Малое предпринимательство в России, 2002, 2005, 2008). Как видно из графика, количество малых предприятий в 1996 г. сократилось не на 260 тыс., как показала статистика перерегистраций, а всего на 30 тыс. Одновременно с перерегистрацией существующих производилась и регистрация новых малых предприятий. Довольно много предпринимателей восприняло введение ГК РФ как установление постоянных правил и легализовало свой бизнес, зарегистрировав новые предприятия.
В сознании людей в этот период окончательно сформировалось убеждение, что государство не может обеспечить социальную защиту малоимущих, что вопрос физического
860 000
840 000
820 000
1 877 300
861 100
841 70С
1995
1996
1997
Рис. 2. Динамика количества МП в период 1995-1997 гг.
выживания может быть решен только за счет собственных усилий. Эйфория времен начала экономической реформы прошла, и люди стали сознательно выбирать малое предпринимательство в качестве стратегии адаптации к изменяющимся условиям. К тому же довольно большое количество людей уже получило предпринимательский опыт - многие прошли путь разорения и организации нового бизнеса. Малое предпринимательство могло бы стать в России массовым явлением, если бы не одно обстоятельство.
Этим обстоятельством было отсутствие инвестиций. Нежелание вкладывать деньги в малые предприятия было вызвано активным раскручиванием спирали государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Государство почему-то не извлекло выводов из горьких уроков работы частных финансовых пирамид и организовало свою - государственную. Высокая доходность по ГКО полностью отвратила банковскую систему от финансирования предпринимательства.
В то же время произошли изменения и в структуре самозанятости. Не выдержав конкуренции с крупными фирмами, имевшими меньшие трансакционные издержки, начала сокращаться челночная торговля. Одна часть «челноков» прекратила свою деятельность, другие объединились и организовали малые предприятия. В больших городах для инди-
видуальной торговли отвели строго определенные места и создали оптовые продовольственные и вещевые рынки. Это позволило упорядочить и в какой-то мере взять под контроль внемагазинную розничную торговлю. В сфере индивидуальной занятости большое место заняли частный извоз и сетевой маркетинг (например, распространение косметики, продажа отдыха по системе «тайм-шер», реализация лекарственных препаратов и др.).
Необходимо сказать еще об одной стороне малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателях, или, как определяет их ГК РФ, «предпринимателях без образования юридического лица» (ПБОЮЛ). На рис. 3 приведена динамика количества ПБОЮЛ с момента их возникновения до 2005 г. Начиная с 1998 г. основной количественный прирост малого предпринимательства осуществлялся за счет ПБОЮЛ. Основным занятием индивидуальных предпринимателей стала розничная и мелкооптовая торговля и оказание различных услуг населению.
Очень быстро количество индивидуальных предпринимателей превысило количество малых предпринимателей. Объясняется это очень просто - налоговые органы упустили из поля зрения эту организационную форму, так что какое-то время ПБОЮЛ работали без уплаты налогов. Понадобилось шесть лет, чтобы исправить эту промашку. Как только летом 2004 г. был принят пакет законов по борьбе со льготами и налоговый режим для ПБОЮЛ уравнялся с режимом остальных малых предприятий, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось почти вдвое.
В начале третьего тысячелетия доля российского населения, выбравшего малый бизнес в качестве основного занятия, выросла до 3,2%. По результатам социологических опросов, проведенных с 2000 по 2003 г. в девяти регионах России (всего опрошено порядка 1500 владельцев и директоров МП), можно нарисовать следующий типовой портрет владельца малого предприятия: это мужчина в возрасте от 30 до 40 лет, имеющий высшее
техническое образование, потерявший работу по основной специальности или имеющий недостаточно средств, чтобы прокормить семью (Тореев, 2007).
В основном малым бизнесом занимаются мужчины (73% опрошенных). Преимущественно «мужскими» видами малого предпринимательства являются транспортные перевозки, строительство, промышленное производство, научно-техническая и издательская деятельность. К «женским» видам малого бизнеса можно отнести бытовое обслуживание, туризм и отдых.
На рис. 4 приведено распределение руководителей малых предприятий по возрастным группам. Самые малочисленные возрастные группы «крайние»: 5,7% - «до 25 лет», 5,1% - «свыше 50 лет». Чтобы заниматься малым бизнесом, необходимо, во-первых, приобрести жизненный опыт и (или) получить образование, во-вторых, обладать энергией и запасом физических сил. Больше всего этим условиям отвечает группа «от 30 до 40 лет» -44,4%. К тому же людям старшего поколения, воспитанным и прожившим большую часть жизни при советском строе с ее плановой экономикой, трудно адаптироваться к рыночным принципам функционирования малых предприятий.
У ПБОЮЛ похожее возрастное распределение, но индивидуальным бизнесом начинают заниматься в более раннем возрасте
и продолжают до преклонных лет: в группу «свыше 60 лет» вошло 12% индивидуальных предпринимателей.
Подавляющее большинство малых предпринимателей - 69,7% - имеет высшее образование, в том числе 51,2% из них получили высшее техническое (рис. 5). Принимая во внимание, что большинство предпринимателей старше 30 лет, можно смело утверждать, что эти люди получили образование еще в Советском Союзе. В ту пору большинство инженерно-технических работников работало на предприятиях военно-промышленного комплекса, в первую очередь пострадавших в результате экономических реформ.
50
&
о 10
до 25 25 - 30 30 - 40 40 - 50 более 50 Возраст, лет
-♦-МП --♦-- ПБОЮЛ
Рис. 4. Распределение руководителей МП по возрастным группам
5000 4500 4000 3500 -3000 2500 2000 1500 1000 500 0
4496 4625 4670
3592
3864 3864
3140
2448
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Рис. 3. Динамика регистрации ПБОЮЛ, тыс. чел.
60
! 40
О 20
МП
ПБОЮЛ
Рис. 5. Распределение малых предпринимателей
по образованию
0
Пиковые значения образования у ПБОЮЛ сдвинуты от малых предприятий в сторону среднего и среднего специального образования. ПБОЮЛ - более простая форма организации бизнеса, допускающая более низкий уровень образования предпринимателей. Сферы занятости, в которых действует большинство ПБОЮЛ, - торговля и общественное питание, а также сельское хозяйство - не требуют от предпринимателей высшего образования.
Интересны ответы на вопрос: «Кем вы были до прихода в малый бизнес?» Распределение предпринимателей по специфике занятий до прихода в малый бизнес приведено в табл. 2. Большинство респондентов были инженерно-техническими работниками и служащими, т.е. работниками, составлявшими основу НИИ и КБ военно-промышленного комплекса СССР, а также инженерно-технических служб заводов и фабрик. Довольно большую группу составляли бывшие руководители, которым легче организовать свое дело, имея возможность задействовать административный ресурс и приобретенные на предыдущем месте работы связи.
Примечательно сравнительно небольшое количество безработных, пришедших в малый
Таблица 2
Распределение предпринимателей по специфике прежней работы
Социальные группы Опрошенные, %
Инженерно-технические работники 29,0
Служащие 14,3
Работники высшего руководящего звена 11,7
Рабочие 9,3
Экономисты, финансисты 7,7
Безработные 7,3
Учащиеся, студенты, аспиранты 7,0
Военнослужащие 4,0
Работники сельского хозяйства 3,3
Пенсионеры 0,3
Другое 6,0
бизнес (к этой группе кроме собственно безработных можно отнести и пенсионеров), а также профессионалов - экономистов и финансистов, решивших заняться малым бизнесом. Небольшое количество безработных объясняется тем, что в этой категории задерживаются в основном люди малоинициативные, а это не способствует занятию предпринимательством. Небольшое количество профессионалов обусловлено тем, что их профессиональная подготовка позволяет хорошо устроиться в жизни и без рисков, связанных с предпринимательством.
Наконец, рассмотрим причины, по которым люди начали заниматься предпринимательством (табл. 3). Основной причиной, по которой уходят в малый бизнес, можно назвать недостаточный для проживания доход.
Отметим две нематериальные причины творческого характера, по которым уходят в малый бизнес, - желание самореализации и нежелание работать под началом плохих руководителей. Имея за плечами некоторый жизненный опыт, образование и, самое главное, что дает высшее образование - способность к обучению, люди не хотят заниматься рутинной малооплачиваемой работой и готовы сменить профессию и связать свою карьеру с малым бизнесом. Больше половины опрошенных малых предпринимателей - 53% - оказались настолько мобильны, что совершили непростой в психологическом плане переход от наемного труда к предпринимательству не под воздействием обстоятельств, а из желания самореализоваться.
Таблица 3
Причины ухода в малый бизнес
Причина Опрошенные, %
Недостаточный уровень дохода 30,1
Желание самостоятельности 28,4
Неинтересная работа, желание самореа-
лизации 25,2
Отсутствие работы 10,8
Другое 5,5
Пришедшие в бизнес безработные и имеющие недостаточный уровень дохода составили группу «вынужденных» предпринимателей. Обстоятельства сложились так, что они не смогли найти работу по найму, позволяющую прокормить семью, так как предложение на региональном рынке труда превышало спрос и(или) специальности, которыми владели эти люди, не были востребованы. Можно предположить, что группа «вынужденных» предпринимателей на самом деле более многочисленна, поскольку люди иногда стесняются признаться, что заняться бизнесом их вынудил страх перед нищетой.
Таким образом, на разных этапах развития российской рыночной экономики у людей были совершенно разные причины для того, чтобы заниматься малым бизнесом. В бурные 90-е гг. приобщаться к предпринимательству людей зачастую побуждали неоправданные ожидания капиталистического чуда. После финансового кризиса 1998 г., когда экономика пошла на подъем, бюджет стал бездефицитным, уменьшился государственный долг, за счет государственного заказа стал оживать военно-промышленный комплекс, и в результате инженеры стали возвращаться в свои НИИ и КБ, а источник пополнения рядов малых предпринимателей за счет инженерно-технических работников иссяк.
К 2005 г. пополнение рядов предпринимателей заметно помолодело. В 90-е гг. наиболее популярной специальностью высших учебных заведений была экономика, а точнее менеджмент. Согласно исследованиям, проведенным автором в 2006 г. в трех регионах России, именно эти выпускники экономических факультетов стали кадровой базой для пополнения малого бизнеса. За последние годы в малый бизнес пришли молодые (30-летние), хорошо подготовленные (образование плюс опыт работы в различных компаниях), энергичные люди. Они сознательно выбрали путь предпринимательства и готовы напряженно трудиться, реализуя свои замыслы. Это дает основание верить, что российский малый бизнес в дальнейшем будет развиваться и станет
наконец той экономической и социальной базой, опираясь на которую экономика России сможет обеспечить достойную жизнь российским гражданам.
Литература
Авраамова Е.М., Григорьев Л.М., Космарская Т.П. и др. Средний класс в России: Количественные и качественные оценки. М.: ТЕИС, 2000.
Адаптационные стратегии населения: Коллективная монография / Под ред. Е.М. Авраамовой. М.: ИСЭПН РАН; СПб.: Компьютербург, 2004.
Алимова Т. и др. Малый бизнес в России: Адаптация к переходным условиям // Вопросы статистики. 1994. № 9.
Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики.
1996. № 7.
Голенкова З.А., Витюк В.В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социологические исследования. 1995. № 6.
Головнин С., Шохин А. Теневая экономика: За реализм оценок // Коммунист. 1990. № 1.
Егорова Н., Малкова В., Тореев В. Малый бизнес как рыночное образование // Вопросы статистики.
1997. № 5.
Индивидуальная трудовая деятельность: Справ. пособие / Под ред. П. Савченко. М.: Экономика, 1989.
Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. С. 35, 28.
Малое предпринимательство в России: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002, 2005, 2008.
Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993.
О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ № 556 от 22 июля 2008 г. (http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78660).
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный за-
кон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (http://www. rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html).
Предпринимательский потенциал российского общества: Анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес. М.: РНИСиНП, 2003 (http//:www.ecsoc.ru, http//:www.nisse.ru).
Рыбина М.Н. Основные этапы малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
Россия в цифрах: 2008: Стат. сб. М.: Росстат, 2008.
Социально-экономическое положение федеральных округов. М.: Госкомстат РФ, 1997.
Стратегии бизнеса: Аналитический справочник / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.
Тореев В.Б. Малое предпринимательство: особенности развития // Актуальные социально-экономические проблемы регионов России. Под ред. В.Л. Макарова и др. М.: ЦЭМИ РАН, 2005.
Тореев В.Б. Теневые аспекты малого бизнеса // Экономическая наука современной России. 2006. № 2.
Тореев В.Б. Социальный портрет российского малого бизнеса: Россия 2005-2006 / Под ред. В.М. Же-ребина. М.: ИСЭПН РАН, 2007.
Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (ред. 1962 г. с испр.) (http://nalog.consultant.ru/ doc8627.html).
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008.
Walker F. Double Taxation in the United States / Studies in History, Economics, and Public Law Series. Lawbook Exchange, 2004.
Рукопись поступила в редакцию 26.05.2009 г.
ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ И УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ДОРОЖНОЙ СЕТИ
С.П. Бушанский
В статье рассматриваются вопросы влияния платных дорог на финансирование и формирование потоков дорожной сети. Изложен зарубежный опыт на примере ряда стран с наибольшей протяженностью сети платных дорог. Сформулированы основные цели и критерии создания платных дорог с точки зрения общества в целом. Рассмотрены российские перспективы платных дорог в России. Ключевые слова: платные дороги, максимизация общественного дохода.
Тема платных дорог в России стала актуальной более 15 лет назад. Из-за нехватки бюджетного финансирования были попытки и «стихийного» создания платных дорог, и обоснования коммерческой эффективности, однако найти частных инвесторов, способных выделить большие суммы на долгосрочный период без государственных поддержки и гарантий, оказалось практически невозможно.
Для чего нужны платные дороги в России и как они могут быть использованы для улучшения транспортной ситуации - это вопрос остается не вполне ясным и сейчас. Обычно в качестве одной из мотиваций создания платных дорог называют экономию бюджетных затрат за счет привлечения дополнительных средств (см. (Проект введения платности... , 2004; Максимов, 2008)), которые затем могут быть реинвестированы в другие проекты.
Но такая схема может привести к неэффективным решениям, так как не предполагает
© Бушанский С.П., 2010 г.