Научная статья на тему 'Движение вожатских отрядов школьников "стриж"'

Движение вожатских отрядов школьников "стриж" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЖАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ЕДИНАЯ ГОРОДСКАЯ СИСТЕМА / ВАРИАНТ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ / LEADER ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / UNITED MUNICIPAL SYSTEM / VARIANT OF TEENAGER SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

Популярность вожатского движения школьников. Возрождение и активное совершенствование вожатской деятельности подростков. Основные функции помощников вожатых/воспитателей. Ассоциация вожатских отрядов Новосибирска «Стриж». Направления деятельности. Проект профессионального самоопределения школьников «Я вожатый».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движение вожатских отрядов школьников "стриж"»

ДВИ ЖЕНИЕ ВОЖАТСКИХ ОТРЯДОВ школьников «СТРИЖ»1

Елена Владимировна Богданова,

доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, председатель правления городского молодёжного, детского общественного движения «СТРИЖ», кандидат педагогических наук

Движение вожатских отрядов школьников г. Новосибирска «СТРИЖ» возникло в поиске привлекательных социально значимых предложений и форм организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС, а также с учётом сложившейся практики деятельности образовательных учреждений, связанных с организацией каникулярного отдыха детей.

• вожатская деятельность школьников • единая городская система

• вариант подростковой субкультуры

Внедрение ФГОС ориентировано не только на получение учебных, предметных результатов, но и на достижение личностных результатов в трёх основных сферах. Во-первых, приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Во-вторых, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. В-третьих, наработка

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00305 «Волонтёрская деятельность как ресурс социального воспитания молодёжи».

2 См.: Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

школьниками опыта самостоятельного общественного действия2.

Образовательной формой, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой — обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов, выступает вожатская деятельность школьников. В образовательных организациях г. Новосибирска в каникулярное время возрождается и развивается вожатская деятельность подростков, учащихся 7—10-х классов. Так, летом 2013 года в городе действовало 52 вожатских отряда школьников, основная деятельность которых заключалась в том, что они работали в качестве помощников вожатых или воспитателей в лагерях с дневным пребыванием детей или детских оздоровительных лагерях. В основные функции помощников вожатых/воспитателей входит помощь

Е.В. Богданова. Движение вожатских отрядов школьников «СТРИЖ»

в организации и проведении досуговых мероприятий и режимных моментов. Между тем в реальной практике функционал помощников вожатых гораздо шире: это участие в разработке программ воспитательной деятельности лагеря и разработка собственных авторских мероприятий, проведение и участие в социальных акциях и др.

Популярность вожатского движения школьников способствовала тому, чтобы объединить усилия отдельных образовательных организаций в единую городскую систему. Была создана Ассоциации вожатских отрядов школьников Новосибирска «СТРИЖ», действующая на базе муниципального казённого учреждения г. Новосибирска «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО».

Почему «СТРИЖ»? Потому что, как известно, «вожатый — профессия-птица». Для во-жатских отрядов школьников города Новосибирска такой птицей стал стриж. Подобно тому, как стриж — чемпион среди птиц по скорости полёта, так и вожатый — чемпион по скорости придумывания идей. Как стриж летает стремительно и по прямой, так и вожатый ставит цель и выбирает пути её достижения. Стриж в полёте никогда не складывает крыльев, и вожатый никогда не опускает руки. Как стрижи в полёте много и громко кричат, так и вожатый всегда готов ответить на детские вопросы. Стрижа никогда не встретишь сидящим на земле, и вожатый никогда не сидит на месте, он всегда в движении, в центре активной жизни своего отряда.

Городское молодёжное, детское общественное движение «СТРИЖ» включает 62 вожат-ских отряда школьников Новосибирска, из них 54 — вожатские отряды лагерей с дневным пребыванием детей, действующие на базе общеобразовательных учреждений города Новосибирска и восемь вожатских отрядов детских оздоровительных лагерей.

Каждый вожатский отряд имеет свою символику, традиции, игры и праздники, кото-

рые представлены в портфолио вожат-ских отрядов. В названиях этих отрядов отражено содержание их деятельности: «Чудетство», «Фишки», «Слово», «Вжик», «Родничок», «Тимуровец», «Персей», «Выше неба». Городское движение «СТРИЖ» работает по нескольким направлениям.

Поддержка и объединение школьников-вожатых

Это направление включает:

• организацию «круглых столов», семинаров для руководителей вожатских отрядов;

• содействие обмену опытом и расширению партнёрских отношений между организациями, на базах которых работают вожатские отряды школьников;

• разработку методических материалов, обобщение и распространение интересного опыта деятельности подобных объединений;

• включение школьников Новосибирска во всероссийские проекты, цели и задачи которых близки целям движения.

Обучение школьников и содействие их профессиональному самоопределению в сфере «человек — человек»

В течение года в городе реализуется проект профессионального самоопределения школьников «Я — вожатый», направленный на самопознание и самоосознание школьниками себя как организаторов взаимодействия с младшими школьниками, сверстниками и взрослыми. Кроме того, проект направлен на раскрытие творческого потенциала и лидерских качеств участников проекта, выработку умения работать в коллективе, выстраивать конструктивное общение в игровой, досуговой, интеллектуальной и творческой деятельности, а также на овладение участниками современными методами организации коллективной творческой деятельности детей в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены.

ПРОДУКТИВНОЕ ЛЕТО

Проект реализуется в трёх формах: очная, дистанционная и очно-заочная. Очная форма предусматривает еженедельные встречи участников на семинарах, мастерских, практикумах, тренингах и тематических гостиных. Дистанционная форма предполагает самостоятельное освоение участниками содержания проекта с использованием мультимедийных материалов и электронной библиотеки МКУ городской комплексный центр «СОЛО» на сайте (^^.ВСЕКАНИКУЛЫ.РФ). Школьник подтверждает своё дистанционное участие в проекте, своевременно выполняя задания по тематическим блокам и отправляя их в установленные сроки куратору проекта. Очно-заочная форма предполагает участие в проекте в течение одной недели, включающее в себя: выполнение предварительного дистанционного задания и участие в однодневной выездной тематической встрече участников проекта, организованной на базе одного из образовательных учреждений в каждом районе города Новосибирска.

Содержание проекта направлено на освоение школьниками знаний, умений и навыков во-жатского мастерства посредством теоретических занятий и включения школьников в практическую деятельность. В теоретическом блоке изучаются следующие темы: «Азбука организации», «Портрет коллектива», «Правила хорошей работы», «От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу», «Мастерская настроений» и др. Практический блок представлен следующими разделами: «Игра — дело серьёзное», «День отшумел», «Оформительский практикум», «Сценарное мастерство», «Культура речи», «Актёрское мастерство». Участники получают задания, связанные с организацией и апробацией авторских мероприятий в образовательных учреждениях Новосибирска, что позволяет расширять социальный опыт участников проекта благодаря практической деятельности в качестве помощников вожатых и воспитателей в лагерях с дневным пребыванием детей и детских загородных оздоровительных лагерях.

Одна из форм реализации проекта — проведение вожатских мастерских с опытными вожатыми города Новосибирска и Новосибирской области, имеющими соответствующие награды и знаки отличия в своей профессии.

Деятельность вожатских отрядов в течение года

Наиболее значимые дела:

• слёт вожатских отрядов школьников Новосибирска, направленный на поддержку и стимулирование деятельности вожатских отрядов старшеклассников, работающих в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием детей

и детских оздоровительных лагерях. Проект реализуется в течение года и включает четыре тематические встречи. Майская встреча вожатских отрядов школьников Новосибирска направлена на знакомство с участниками и задачами слёта и включает в себя проведения сбора-старта «К лету готовы!». Июньская встреча связана с презентацией деятельности вожатских отрядов школьников, оформлением портфолио вожатских отрядов. Августовская встреча — выездной этап, проходящий в форме профильной смены вожатских отрядов школьников Новосибирска, направленной на представление результатов деятельности вожатских отрядов школьников, проведение конкурсов на выявление лучших вожатых и вожатских отрядов. Сентябрьская встреча включает в себя проектирование и проведение социально значимой акции «Вожатские отряды школьников — Новосибирску» и итоговый сбор вожатских отрядов школьников города. Такой акцией в 2012 году стала посадка рябин и открытие аллеи вожатых в городе, в 2013 году — установка верстового столба с указателями всех вожатских отрядов, участвующих в слёте;

• городская профильная смена вожат-ских отрядов школьников Новосибирска «Твоё время», состоящая из четырёх ключевых содержательных блоков: > обучающий блок: проведение тематических мастер-классов, раскрывающих специфику вожатской деятельности. В течение трёх дней участникам предлагаются мастер-классы, связанные с разнымие видами деятельности — творческие,

E.B. Богданова. Движение вожатских отрядов школьников «СТРИЖ»

игровые, треннинговые, профессиональные, ориентационные;

> творческий блок: проведение традиционных форм вожатской деятельности, таких как КТД «Лагерь мечты», «Золотой микрофон» и «Золотой батман»; «Стрижевые игры» — творческие соревнования в различных сферах вожатской деятельности; квест «Стрижи

в стране чудес»; интеллектуальное казино «Стриж-вегас» и др.;

> интерактивный блок, направленный на общение и взаимодействие участников слёта, знакомство участников смены друг с другом и презентация деятельности вожатских отрядов. «Большой слёт стрижей» — ежедневное подведения итогов прошедшего дня и определение «Персоны слёта». «Напарники» — умение работать в вожатских парах, созданных путём жеребьёвки из представителей разных вожатских отрядов. «Испытание дня» — деловая игра, позволяющая актуализировать ценности вожатства.;

> проектировочный блок, направленный на разработку и презентацию инновационных проектов вожатских отрядов, объединёных

в «Авторский клуб 23». Лучшими авторскими проектами смены 2013 года стали: игра «Орден Стрижа» от вожатского отряда «НашЭ» (ДОЛ «Электрон»), ночная игра с элементами верёвочного курса «Лес» от вожатского отряда «Родничок» (СОЛКД «Тимуровец») и проект «День Нептуна или невероятные забавы с водой» от вожатского отряда «Чудетство» (СОШ № 167).

Стимулирование и поощрение вожатской деятельности школьников

Это происходит посредством таких конкурсов, как «Вожатый слёта», «Лучший вожатский отряд школьников», «Пятёрка лучших» во-жатских отрядов школьников города Новосибирска. Для поддержки и признания значимости деятельности подростков-вожатых учреждён нагрудный знак вожатского мастерства школьников «Золотой СТРИЖ», представляющий собой золотого цвета значок круглой формы с изображением летящей птицы (стрижа) на небесно-голубом фоне. Знак носится на левой стороне форменной одежды вожат-

ского отряда и вручается вожатому-школьнику за эффективную, творческую, методически грамотную деятельность в качестве помощника воспитателя в лагерях с дневным пребыванием детей и детских оздоровительных лагерях города Новосибирска по представлению вожатского отряда.

Значимый момент в поддержке вожатско-го движения школьников Новосибирска — создание информационного пространства общения, взаимодействия и совместной деятельности членов ГДМОД «СТРИЖ» на сайте МКУ ГКЦ «СОЛО» (www.ВСЕКАНИКУЛЫ.РФ).

Какова главная идея «СТРИЖей»?

Поддержать и стимулировать желание школьников созидать на благо своей школы и своего города и связывать своё будущее с будущим Новосибирска3. Средством такой поддержки для нас является вожатская деятельность, поскольку именно она позволяет путём вовлечения школьников в сферу отдыха и оздоровления в качестве помощников вожатых, организаторов досуга, аниматоров, шефов учащихся начальной школы кристаллизовать такие её характеристики как движение «от зависимости к независимости»; «от безответственности к ответственности».

Жизнедеятельность школьного вожатского сообщества города Новосибирска можно рассматривать как вариант подростковой субкультуры неофициального типа с позитивными социокультурными установками, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства творческого самовыражения. НО

3 Богданова Е.В., Разумная Л.С. Вожатская деятельность как средство развития опыта самостоятельного общественного действия подростков / Детский лагерь как пространство воспитания, развития и социализации детей: современный взгляд на развитие педагогики каникул: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Сочи, 6—16 сентября 2013 года), НГПУ, Новосибирск, 2013. С. 96-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.