Научная статья на тему 'ДВИЖЕНИЕ ТЕРАСЕМ КАК РЕЛИГИОЗНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ТРАНСГУМАНИЗМА'

ДВИЖЕНИЕ ТЕРАСЕМ КАК РЕЛИГИОЗНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ТРАНСГУМАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСРЕЛИГИЯ / ТРАНСГУМАНИЗМ / ДВИЖЕНИЕ ТЕРАСЕМ / М. РОТБЛАТТ / NEW AGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хвастунова Юлия Викторовна

На примере идей движения Терасема, созданного Мартиной Ротблатт представители киберкультуры и в дальнейшем киберсообщества формируют новый тип религии и религиозности в виде цифровой трансрелигии, в основе которой по большей части лежат практики и идеи New Age, трансгендеризма и философия бессмертия (иммортализм, athanophy). В качестве технологической реализации достижения идеалов всех религий предлагается «Human Enhancement» как обязательное внедрение новейших технологий НБИК (технооптимизм). Цифровая религия «Терасем» включает несколько организационных уровней (фонды, движение, община), расширенную культовую ритуальную практику и вероучение. Научная новизна заключается в критическом анализе философско-религиозных построений (тезисов) Терасем, а шире, тех положений, которые популяризируются через дигитальную теорию сознания и киберсознания. В результате четко вырисовываются онтологические и религиозные приоритеты трансгуманистов в контексте которых расширяется/ подменяется/ трансформируется понятие «человек» до понятия «самосознающие сущности» в том числе через цифровые и биотехнологии (регенеративная медицина). Трансрелигия для таких существ предполагает новые базовые принципы, не имеющие аналогов или сходного прочтения в теистических религиозных системах в виде технически обусловленного создаваемого божества и «сверхсуществ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERASEM MOVEMENT AS A RELIGIOUS ALTERNATIVE TO TRANSHUMANIS

On the example of the ideas of the Terasema movement, created by Martina Rothblatt, representatives of cyber culture and in the future cyber communities form a new type of religion and religiosity in the form of digital trans-religion, which is based for the most part on the practices and ideas of New Age, transgenderism and the philosophy of immortality (immortalism, athanophy). As a technological implementation of achieving the ideals of all religions, “Human Enhancement” is proposed as a mandatory introduction of the latest NBIK technologies (techno-optimism). The digital religion “Terasem” includes several organizational levels (foundations, movement, community), extended cult ritual practice and creed. Scientific novelty lies in a critical analysis of the philosophical and religious constructions (theses) of Terasem, and more broadly, those provisions that are popularized through the digital theory of consciousness and cyber consciousness. As a result, the ontological and religious priorities of transhumanists emerge in the context of which the concept of “man” is expanded / replaced / transformed into the concept of “self-conscious entities”, including through digital and biotechnology (regenerative medicine). Transreligion for such creatures presupposes new basic principles that have no analogues or a similar reading in theistic religious systems in the form of a technically conditioned created deity and “super beings”

Текст научной работы на тему «ДВИЖЕНИЕ ТЕРАСЕМ КАК РЕЛИГИОЗНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ТРАНСГУМАНИЗМА»

Движение Терасем как религиозная альтернатива трансгуманизма

Хвастунова Юлия Викторовна,

к. филос.н., доцент, кафедра права, философии и социологии, Горно-Алтайский государственный университет

E-mail: hvastunovoy@mail.ru

На примере идей движения Терасема, созданного Мартиной Ротблатт представители киберкультуры и в дальнейшем киберсооб-щества формируют новый тип религии и религиозности в виде цифровой трансрелигии, в основе которой по большей части лежат практики и идеи New Age, трансгендеризма и философия бессмертия (иммортализм, athanophy). В качестве технологической реализации достижения идеалов всех религий предлагается «Human Enhancement» как обязательное внедрение новейших технологий НБИК (технооптимизм). Цифровая религия «Терасем» включает несколько организационных уровней (фонды, движение, община), расширенную культовую ритуальную практику и вероучение. Научная новизна заключается в критическом анализе философско-религиозных построений (тезисов) Терасем, а шире, тех положений, которые популяризируются через дигитальную теорию сознания и киберсознания. В результате четко вырисовываются онтологические и религиозные приоритеты трансгуманистов в контексте которых расширяется/ подменяется/ трансформируется понятие «человек» до понятия «самосознающие сущности» в том числе через цифровые и биотехнологии (регенеративная медицина). Трансрелигия для таких существ предполагает новые базовые принципы, не имеющие аналогов или сходного прочтения в теистических религиозных системах в виде технически обусловленного создаваемого божества и «сверхсуществ».

Ключевые слова: трансрелигия, трансгуманизм, движение Терасем, М. Ротблатт, New Age.

В силу популяризации и роста политического влияния трансгуманизма необходимо более детально рассматривать и понимать ряд его нововведений. Не смотря на позиционирование себя как исключительно научную парадигму, трансгуманизм имеет конкретные религиозно-философские основания, которые предполагается распространить на всю культуру и общество будущего. Одним из первых, религиозно активных лидеров трансгуманизма, по праву необходимо считать Мартину Ротблатт (Martine Rothblatt), которая организовала движение Терасем (The Terasem Movement, США). Данное движение основано в 2002, как благотворительная организация (Мельбурн-Бич, Флорида), миссия которой нести трансгуманистические идеи и ценности с поправкой на истины Терасем (геоэтические нанотехнологии, по словам М. Роттблат, означают предмет «геоэтики - это изучение управления технологическими рисками/выгодами в разных географических пространствах», загрузку сознания или личное кибер-сознание с возможным будущим обретением тела), проводят семинары и коллоквиумы [6]. Загружать сознание предлагается посредством загрузки и хранения файлов в рамках проекта CyBeRev - дословно «Возрождение кибернетического Бытия» - это и социальная сеть и одновременно «эксперимент по проверке сопоставимости человеческого сознания одного человека с цифровым представлением того же человека, созданным программным обеспечением personality, которое использует базу данных оцифрованных взаимодействий исходного человека» [6]. CyBeRev.org - веб-сайт, где людям предлагается публиковать фотографии, видео, блоги, воспоминания, результаты психологических тестов .. .для создания вашего цифрового «файла памяти»...превратится в программное

259

обеспечение, которое можно будет поместить в роботизированное, гологра-фическое или даже клеточное тело» [6].

Terasem Movement Foundation, Inc (TMF), основан в 2004, как образовательный просветительский фонд (Линкольн, Вермонт), миссия которого заключается в содействии геоэтическому использованию нано- и кибернетических технологий для продления жизни человека. TMF реализует в т.ч. проект Lifenaut и разработки в области кри-оники, биотехнологий и киберсозна-ния. Lifenaut - предлагает бесплатное онлайн-хранилище (долговременные архивы) индивидуальных цифровых отражений / биографической информации (Mindfiles) и место для крионическо-го хранения образцов ДНК (Mindware и Mindclones) для долгосрочного сохранения и последующей реанимации по мере развития технологий. Это дублирующий центр (для подстраховки), Lifenaut.com (https://www.lifenaut.com/) насчитывает около 7500 пользователей [6].

Движение Terasem Transreligion, Inc. (TMT), основанное в 2004 г., (2 филиала: Мельбурн-Бич, Флорида и Бристоль, Вирджиния). Данная некоммерческая религиозная организация задалась целью создать коллективное сознание или, коллективную имитацию киберсознаний, загрузив все сознания (технологическое бессмертие через геоэтические нанотехнологии). Здесь подробно раскрываются принципы Терасем, предлагается стать активно верующим через ежедневные ритуалы. TMT поддерживает «Остров Терасем» в сети, в Second Life, состоящий из двух симуляторов (построены компанией E-Spaces). На сайте трансрелигии можно по ссылке официально «присоединиться» к Terasem, следуя инструкциям» [7]. Основатель движения (М. Ротблатт), по мнению автора, иллюстрирует вектор развития западной цивилизации с трансгуманизмом во главе. В биографии М. Ротблатт есть несколько любопытных особенностей. Она обозначена как философ, писатель и предприниматель, увлекающийся

астрономией, геополитикой, психоделическим роком (гр. Santana)» [6]. До сорокалетнего возраста она была мужчиной затем стала трансгендером, с именем Мартина Алиана (в 1994 г. сделала операцию по смене пола). М. Ротблатт является одной из богатейших транс-гендеров предпринимателей, профессиональных юристов, также имеющий степень по философии (защита 2001 г. диссертации о конфликте частных и общественных интересов в ксенотран-сплантации). Она участвовала в правовом обосновании первого частного космического проекта (ПанАмСат, 1984), коммерческого спутникового не геостационарного радио SiriusXM (еще в студенчестве, в 1974 г. у нее было прозрение, что объединить мир можно через спутниковую связь, отсюда в культе, первое требование - ежедневное слушание радио Терасем). Является основателем и председателем правления United Therapeutics (UT), с 1996 г. В сентябре 2016 г. продемонстрировала первый в мире полноразмерный вертолет с электрическим приводом (для перевозки органов). В 2018 г. объявлена как самый высокооплачиваемый гендиректор биофармацевтической сфере. Она также была генеральным директором GeoStar (новаторское отслеживание геолокации самолетов через свою спутниковую систему Geostar). Из всего перечисленного очевидно, что М. Рот-блатт является успешным бизнесменом, сосредоточенным на росте своих доходов, а также доходов богатых частных инвесторов. Названия ее проектов, фирм, трансрелигии имеют глубоко оккультное и «современное западное» гендерное прочтение. Например, спутниковое радио «Сириус» или название «Терасем» и его эмблема, читаемые в нумерологическом смысле как восьмерки. М. Ротблатт увлекается астрономией, кабалой, оккультными учениями, исследованиями в области биотехнологий. Фигурирование 8-ки как эмблемы движения Терасем (символ бесконечности), читается как знак соединения, раз в восемь лет Сириуса и Венеры, происходящее во время знака Близнецов. Ее

260

компания представила робота, названного в честь жены Бины Аспен Ротблатт «BINA48 - роботизированный торс с программным разумом...В^А48 станет человеком - протезом - программной душой» [5, с. 286] Число в имени -это «48 эксафлопс - скорость, с которой человеческий мозг предположительно вычисляет. «Терасем» - это соединение двух слов: «семя» и «земля» в смысле продолжения / размножения и обретения бессмертия. Цитата «Те-расем показывает путь: Создайте файл памяти о себе и своих близких с помощью инструментов Терасем; Отправь эти файлы разума в космос из Терасем-ских Центров Радостного Бессмертия; Работа по колонизации космоса с помощью самовоспроизводящихся нано-технологий, воплощающих наши файлы разума» [7], в свое время М. Ротблатт пригласила гуру Д. Месси в движение трансгуманизма как «профессионала» в области теории и практики свободной любви, ценностей ЛГБТ и Нового века. В 2019 году М. Ротблатт была признана одним из самых влиятельных представителей ЛГБТ. Название «Терасем» берет начало из другой вымышленной религии Октавии Батлер, которая позже присоединилась к Терасем. Большинство техно - и трансрелигий, цифровых религий создали те, кто называют себя атеистами (активными атеистами, либертарианцами) и противниками религий. На самом деле они не столько противники религии, сколько именно теизма, но, чтобы явно не обнаружить свою конкретную пристрастность (отсутствие толерантности), демонстративно публично высказывались против религии в целом. Также они исповедуют веру и проявляют фанатичность, только направляют все это в безграничное полагание на технику. Медицинская компания М. Ротблатт CEO United Therapeutics сосредоточена на развитии нескольких регенеративных технологиях и их разновидностях: 1. Применение стволовых клеток, биопечать или 3D-печать органов (например легких), ксенотрансплантация (пересаживать ксенолегкие из генномодифицирован-

ных свиней человеку) и парабиоз - это переливание крови молодежи стареющим людям и таким образом предположительно возможно существенно замедлить процессы старения «...компания из Сан-Франциско под названием Ambrosia, .переливание плазмы крови от доноров в возрасте до 25 лет, а ученые проводят мониторинг их крови в течение следующих двух лет, пытаясь определить молекулярные показатели здоровья и старения. Основатель Ambrosia Джесси Кармазин ... компания Elevian. .разрабатывает ряд терапевтических средств, которые регулируют добавку GDF11». [2]. М. Ротблатт, как сторонница ЛГБТ ценностей активно продвигает идеи трансгенде-ризма на всех уровнях и в частности в интернете, в игровом пространстве (встречи в Silvermoon, принадлежащего фракции Орды (онлайн-игре World of WarcraftJ, где участники представлены аватарками Орды и собрания в виртуальном здании Terasem в неигровом Second Life).

Трансрелигия Терасем - это трансгуманистическая разновидность учения Нового века или религии просветления, «спиритуали». В ней присутствуют такие признаки: восточная философия и элементы восточных практик в европейском приложении (это не буддизм или индуизм, а ближе к Трансцендентальной медитации (ТМ), синтезу «всего понемногу»: элементы йоги, оккультных практик, харизматических движений, каббалы в авторской интерпретации с обязательным условием постоянного повторения тезисов, идей, цикличных ритуалов, собраний и главное - как можно подробнее и чаще загружать свои данные (отсюда файло-хранилища, соцсети), постоянно слушать радио Терасем «.для единения сознаний; каждый год - устраивать праздники и повышать новичков Те-расема на новый уровень» [1]. М. Рот-блатт, человек западной цивилизации с доминированием в сознании базовых элементов монотеистических религий, отсюда ее понятия: кибер-рай для хороших личностей, а не для плохих, жела-

261

ние вечной загробной жизни, а не нирваны, достижение совершенства, а не растворения и т.п. Ньюэджевские положения религии Терасем разбавлены научными и околонаучными (квазинаучными) установками: теория эволюции «по принципу экспоненциального роста по Р. Курцвейлу» и ее принципы развития вселенной в ускоренном режиме. Так заявляется «До 2100 г... полная кибергизации земной жизни.вито-логическая жизнь появится к 2020 г. Эволюция рода приведет к гибридизации homo sapiens с vitus sapiens к 2050 г» [6]. Нанотехнологии, генная инженерия, цифровые технологии, загрузка сознания в файлохранилища (создание его резервных копий) в особой авторской технологии должны привести к достижению бессмертия. В итоге будет создан технобог, который понимается как совокупность киберсознаний, как некая «элитная выжимка» кибер-сознаний в будущем. Природа человека должна измениться согласно принципам трансгендеризма (сексуальные практики, многовариативность идентичности). До реализации сверхтехнологий ожидающие бессмертия должны предпочесть криозаморозку тела/ мозгов. Все вышеперечисленное реализуется исключительно в капиталистической рыночной западной модели (коммерческие продукты, сборы пожертвований). Истины Терасем (The Truths of Terasem) включают 4 постулата, описанные через шесть подробных блоков, что обеспечивают закрепление терминов, изменение сознания и мотивируют на покупку тех технологий, которые реализуют компании М. Ротблатт [см. 7].

Алгоритм для неофита: 1. присоединение к сообществу Терасем через отправку сообщения по ссылке на сайте (см. ссылку на видео с YouTube, в которой вы представитесь и расскажете о пяти вещах, упомянутых здесь.» [7]. 2. постоянная загрузка своего контента на сайты Терасем, 3. ежедневное прослушивание радио Терасем, 4. чтение и реализация истин Терасем (принятие философии Athanophy - (термин ввел М. Перри, 1991). Принятие раз-

личных групп бессмертных «научных» технологий, воплощающих Афанофию в жизнь). 5. верность руководству, коллективные одновременные практики (оккультно магического плана, восточные практики, медитация, сексуальные практики) [см. 7].

Этика Терасем. М. Ротблатт заявляет, что воскрешены будут только добрые сущности, в новой киберреально-сти, где никакого зла и боли не предусматривается. Цитата «Вечная жизнь, реализованная с помощью цифровой эмуляции в радостном кибер-раю.воскре-сение обещано всем хорошим жизням, которые будут скопированы как вечно радостные эмуляции данных. Геоэтика запрещает воскрешение ночных кошмаров». [см. 7] Но возникает вопрос -кто установит критерии «доброты» и как они гарантируют объективность? Уже сейчас, в начале проекта, приветствуется/дублируется вся информация от тех, кто признается в верности и причастности к Терасем, то уже изначально копии не контролируются по этическим основаниям. Ротблатт указывает следующее: «Воскресшие кибержизни будут на небесах, потому что неприятные реальности не будут закодированы, но близкие будут» [см. 7]. Но по мнению автора очевидно, что одновременно загружены будут миллионные копии персональных страхов, страстей и комплексов. Далее «Порочные люди не будут кибер-воскрешены, потому что биокибернетика запрещает причинять боль при эмуляции данных реальности» [см. 7]. Но свободные отношения, связанные с разнообразными способами получения удовольствия, ЛГБТ ценности как норма загрузятся. Все это определяет необходимость определения границ морали согласно данной религии. Относительно отсутствия боли, сама М. Ротблатт пишет, что «переход в ки-берсознание может быть крайне неприятный» [см. 7].

Терасем включает 4 основных постулата (истины):

I. «Жизнь полна смысла (целенаправленна). Цель жизни - создавать разнообразие, единство и радостное

262

бессмертие повсюду» [7]. Единство можно трактовать как то, что все обязаны загрузиться в файло-хранилище. Разнообразие означает включение помимо человека иных сущностей в систему, а бессмертие - это невозможность умереть загруженным существам.

II. Смерть необязательна (опциональна). Никто не умирает до тех пор, пока сохраняется достаточно информации о них. Они просто находятся в состоянии «кибернетического биостаза». Будущие технологии mindware позволят им при желании вернуться к здоровой и независимой жизни [7].

III. Бог технологичен. Мы создаем Бога, внедряя технологию, которая становится все более всезнающей, вездесущей, всемогущей и благотворной. Геоэтическая нанотехнология в конечном счете соединит все сознание и будет управлять космосом. «До тех пор, пока Терасем не достигнет Множественной вездесущности, Бог неполноценен, и зло может существовать. Религиозное воскрешение в теле Божьем - это будущее кибер-воскрешение всех добрых душ Терасем...Терасем транс-цендентен (исключение всякой боли!), трансгендерен, трансцендентен (всеведущий), транзитивен, транспотентен и транспрезентантен. .Ожидайте Бога в будущем, созидая Божественность сегодня. .Частичная Божественность теперь существует в той мере, в какой теперь преобладает коллективное сознание Терасема.Есть только один Бог, но этот Бог должен быть завершен нами в будущем» [7]. IV. Любовь необходима. Любовь должна соединять всех, чтобы достичь цели жизни и сделать Бога совершенным [7].

«Трансрелигия Терасем - паттерны сознания будут увековечены в файлах разума с помощью технологий и этического выбора» [7]. М. Ротблатт говорит и об этическом выборе, но возникает вопрос - кто его будет делать и по каким критериям? Она заявляет об особом праве «Основателей» движения и тогда мы снова скатываемся в субъективизм и предпочтение элиты

и ее желание контролировать массы. «Сеть от организации Терасем до тех пор, пока все сознание не будет подключено и весь космос не будет контролироваться» [7]. «.Нанотехноло-гии и геоэтика являются инструментами для расширения Терасем во вселенское всеведение, всемогущество и всемогущество.. .Физические места. включают землю, небесные тела и колонии в космосе. Искусственные ме-ста.включают компьютерные системы и . рожденные в киберпространстве новые жизни. сущности. потому что они могут думать самостоятельно и сопереживать другим существам, таким как люди. Создание собственного экземпляра в форме программного обеспечения. .Никогда не бойтесь нескольких версий себя - все они будут обновлять друг друга точно так же, как это делает семья. .Воскресшие кибержиз-ни будут на небесах, потому что неприятные реальности не будут закодированы, но близкие будут» [7]. Относительно «отсутствия неприятных реальностей» довольно спорный тезис, поскольку всякое сознание продублируется как можно полнее, то будут миллионные копии фобий, комплексов и страстей (персонального ада). «.для безопасного хранения душ должно существовать несколько сильных мест. Сильные места требуют независимого питания, запасных частей, технического обслуживания, воды, продовольствия, обороны и связи .Примите нанотехнологии, которые не представляют явной и реальной опасности.Многое может пойти не так, и вы сильно пострадаете.Бес-смертие приходит к столярам Терасем, потому что файлы разума длятся вечно» [7]. Вопрос о безопасности еще далеко не до конца даже осознаваемых технологий крайне важен. И «вечность» цифровых и прочих носителей, которые изнашиваются, устаревают порой в несколько раз быстрее нежели биологические системы и человек тоже спорна. «При активации с помощью программы для разума будущего ваше сознание восстанавливается из вашего файла разума» [7].

263

Ритуалы Терасем. «Ритуалы Тера-сем важны для поддержания нашего Движения до тех пор, пока все сознание не будет подключено и весь космос не будет под контролем. У нас есть 1. ежедневные, 2. еженедельные, 3. ежемесячные, 4. ежеквартальные, 5. ежегодные и 6. четырехгодичные ритуалы. Ежедневный: Соединения Терасем либо в 0600 (Амброзия) и т.п. (частоты указываются) .Слушайте радио Тера-сем (www.terasemradio.com) в это время, чтобы услышать, как установить соединение с Терасем. Еженедельный: Каждые 7 дней выделяйте день для чтения, физических упражнений, Чувственности и Трансцендентальной медитации. Ежемесячный: 10 числа каждого месяца, в 10 утра и/или 10 вечера, проводите Собрание Терасем. .Собрание Терасем состоит из Музыкального джема, Обмена произведениями искусства, Чтения 30 последовательных (с начала года) Истин Терасема.Еже-квартальный: 10 числа каждого 3-го месяца мы отмечаем праздник Терасем. Это Седер Свободы 10 марта, Седер Природы 10 июня, День обязательств 10 сентября и Радость Трансцендентности 10 декабря. Ежегодный: Каждый год, в 10-й день 10-го месяца, мы отмечаем выпуск участников Терасем на более высокие уровни Образа жизни Терасем. Раз в четыре года: в високосный год мы созываем Собрание всех Участников Терасем с 29 февраля по 4 марта, чтобы обсудить и согласовать важные вопросы Терасем, и согласовать новые Центры Критического Сознания»

[7].

Итак, принципиальный философский вопрос, какая теория лежит в основе понимания феномена сознания, его работы и отсюда каких-либо манипуляций с ним? Все цифровые религии и Терасем, в частности, здесь является первопроходцем, основывающийся как на доказанном и очевидном факте -нейробиологической теории сознания/ разума. В последней, сознание мыслится как некое эмерджентное свойство мозга, возникающее в сложных нейрохимических взаимодействиях мозга

(отсюда карта участков мозга и их соотнесение с эмоциями, реакциями и т.п.). Вышеперечисленное интерпретируется исключительно в рамках дигитальной философии. Отсюда озвученные мысли, эмоциональные реакции, описание воспоминаний - все что проявляется вовне обозначается как равное объему подлинного сознания, т.е. полностью идентично личности. Однако такое понимание очень спорное. Какой бы полный портрет мы не воссоздавали, он остается имитацией того, кого изображает. И это в лучшем случае. Отсюда из разделяемой видимо М. Ротблатт моделирующей теории сознания следующая цитата «Бесконечное создание, переработка и рост - это теология создания Терасем» [см. 7]. Парадокс в том, что такая цифровая активность приравнивается к мышлению, но цифровое сознание, как и программа возможно в принципе не мыслит (вычисление не равно мышлению). Сущность человека, его «я» сводится у М. Ротблатт к следующему определению: ««Я» - это совокупность манер личности, воспоминаний, чувств, убеждений, взглядов и ценностей человека. ... Каждое измерение Я может служить шаблоном для кибер-воскрешения Меня из Я...Ин-формация, закодированная в ДНК, делает биологическую жизнь по своей сути кибернетической, поскольку она является экстраполяцией кода. Обучение с помощью программного обеспечения делает кибернетическую жизнь по своей сути биологической, потому что это экстраполяция телесного опыта. ...Эндогамное потомство, такое как кибер-сообщества, будет расти внутри Тера-сема до тех пор, пока вселенная не станет эндогенной для Терасема.Иметь несколько перенесенных личностей для одной души так же радостно, как иметь много детей. Души будут реанимированы с помощью mindware и файлов разума, потому что это выполнимо.» [7].

Во-вторых, полагаясь как на аксиому на моделирующую модель вселенной и сознания М. Ротблатт далее интерпретирует идентичность и безопасность метода загрузки сознания

264

(«uploading consciousness»), оцифровки сознания. Отсюда теории киберсоз-нания как возможные/ идентичные или превосходящие человеческое сознание. В-третьих, теория Терасем строится на консеквенциализме, который оправдывает все радикальные технические эксперименты (технооптимизм) и либертарианство. В-четвертых, среди религиозных систем, чаще всего опирается на оккультные, восточные спиритуалистические и синтетические, которые обозначены как Новый век.

М. Ротблатт дискутирует и приводит собственную аргументацию реальности и «обыденности» возможности киберсознания. Для чего вводится термин «техноиммортальность». По ее мнению, если монотеистические религии предлагают бессмертие в духовном загробном мире, после смерти тела, то трансгуманизм предлагает бессмертие здесь и сейчас в киберпро-странстве путем загрузки «сознания». В понимании Ротблатт, традиционное религиозное бессмертие не реально (не настоящее), а жизнь в сети и техно-бессмертие реально, т.к. гарантирует сохранность сознания (?) [см. 5, с. 283]. Реальный мир, однако, подменяется здесь виртуальным, еще более ограниченным нежели реальность и основывается на «вере» пользователей в возможность жизни в сети. «Клоны разума - это ключ к техноиммортальности. .Идентичность существует везде, где существуют ее когнитивные и эмоциональные паттерны, которые могут находиться более чем в одном месте, как во плоти, так и в программном обеспечении, и в разной степени полноты. ... Выживший клон разума будет думать, чувствовать и действовать так же, как умерший оригинал. У клона разума будут воспоминания умершего оригинала (в виде файлов разума)...Техноиммор-тальность означает жить так долго, что смерть (кроме самоубийства) не рассматривается как определяющий фактор в жизни человека» [5, с. 284-285]. Далее М. Ротблатт уверяет, что темпы развития регенеративной медицины приведут к замене тел, выращенных

искусственно. Максимально генетически подобранные выращенные тела будут совместимы с клонами разума. [см. 5, с. 287] «Техноиммортальность вызывает философское затруднение в отношении идентичности.люди говорят: "Вы не можете быть мертвым и живым в то же самое время»» [см. 5, с. 286-287]. Ротблатт считает, что критика возникает лишь потому, что у нас нет опыта такого бессмертия (загруженного сознания) и мы привыкли что разум равен понятию «мозг», но все изменится и расширится. Однако на самом деле, есть различные концепции относительно понимания природы разума и даже относительно понимания его сопряжения с мозгом. М. Ротблатт также отстаивает постмодернистскую концепцию множественности истин или копий (якобы из-за сложности), но это больше напоминает «софистический прием», с помощью которого простая истина затушевывается и подменяется сложными объяснениями и туманными терминами. Нечеткие понятия и термины часто говорят о полной ложности, абсурдности и сиюминутности тех теорий, которые они продвигают. В некотором смысле аналогично выстраивается система аргументации для понятия «идентичность» в трансгуманизме [см. 5, с. 287]. От тезиса о сложности истины Ротблатт проводит идею сложности идентичности, ради этого, собственно, все и затевалось. Разрушив одно основание, легко разрушить остальные. Стоит свести всего человека к некому набору элементов (воспоминания, проявления эмоций, зафиксированных на видео), далее объявить этот набор «схватываемым» средствами фиксации в сети и заключить о тождестве полученного результата, предварительно его назвав, например «клон разума» с самим человеком или его личностью. И отсюда тезис об идентичности жизни разума в компьютере «.у нас нет возможности испытать реальность "я" вне моего тела. .мысленный клон "я" - это гораздо больше, чем интерактивная копия, потому что он воспроизводит сознательные состояния, ко-

265

торые являются самим определением "я"» [5, с. 286]. Далее М. Ротблатт утверждает, что «постоянство идентичности не требует точности сознания. ... Когда вы начнете узнавать себя внутри программной системы как клон разума, эксперты объяснят, что это происходит потому, что идентичность следует своим составляющим - манерам, личности, воспоминаниям, чувствам, убеждениям, установкам и ценностям -где бы эти компоненты ни находились» [5, с. 288]. Но вышеозначенная схема существенно редуцирует сознание, акцентируя внимание на второстепенных составляющих идентичности человека. Необходимо обратиться, например к теориям русских религиозных философов, которые говорили о некой тайне внутри человека, его сознание заключает момент трансцендентного. Самые разные типы опыта показывают, что и мыслительная деятельность может останавливаться и эмоции прекращаться, однако человек не перестает быть человеком. По М. Ротблатт благодаря копированию клонов разума, «я или личность сможет находиться в двух местах одновременно» [5, с. 288]. Но такое раздвоение или растроение и т.п. породит проблемы определения ответственности или создаст что-то вроде шизофренической вселенной. Копии, понимаемые как равные оригиналу, вытеснят или сделают бесправным исходного человека. Даже появление клона разума, как точно указывает Ротблатт «.может быть настолько опасным для нашего чувства идентичности, что поначалу люди будут избегать этого опыта» [5, с. 289]. И в итоге может уже ничего не остаться или замениться чем-то иным, другой сущностью. Аргументация Ротблатт сомнительна, т.к. опирается на «основной» идентификатор личности - воспоминания и внешние фиксируемые технически проявления, а они не единственные, а лишь часть системы идентичности. И как итог, М. Рот-блатт заключает «.должным образом подготовленные психологи подтвердят непрерывность идентичности ...Облачная личность индивидуума теперь соз-

дается как в мозге, так и в клоне разума» [5, с. 290-291].

Итак, возвращаясь к характеристикам Терасем необходимо подчеркнуть, что при всей внешней исключительно ньюэджевской культовой начинке и ориентированности на лишь возможные сверхтехнологии в будущем, Те-расем нельзя недооценивать, поскольку он тесно связан со всем движением трансгуманизма, с трансгуманистическими партиями, с рядом медицинских компанией и крупным международным бизнесом. Сообщество, загрузивших свои данные в систему Терасем и исповедующие четыре истины, будет практически абсолютно подконтрольно «основателям» и обусловлено параметрами «программы бытийствования и воскрешения». На настоящий момент все элементы религии (вера, культ, поведение, отношения) присутствуют в трансрелигии Терасем, однако их дальнейшая модернизация может привести к необратимым последствиям для членов движения.

Литература

1. Ценцура, К. Блокчейн-проповед-ники и гики-буддисты. Пять самых популярных цифровых религий. URL: https://techno.nv.ua/it-industry/ pjat-samykh-populjarnykh-tsifrovykh-relihij-2475250.html. Дата обращения: 10 июня 2018.

2. Хель, И. Приблизились к бессмертию? Hi-news.ru on 02.06.2019 URL: https://yagazeta.com/stil-zhizni/ priblizilis-k-bessmertiyu/

3. Сайт церкви Тьюринга. URL: https:// turingchurch.net/ 4 август 2021.

4. Rothblatt, Martine From Transgender to Transhuman, 2011.

5. Rothblatt, Martine, Kurzweil Ray. Virtually Human: The Promise-and the Peril-of Digital Immortality. New York: St. Martin's Press, 2014 xiv, 350 p.

6. Terasem Movement website URL: https://terasemcentral.org/

7. The Truths of Terasem. URL: https:// terasemfaith.net Дата обращения: 12.10.2021.

THE TERASEM MOVEMENT AS A RELIGIOUS ALTERNATIVE TO TRANSHUMANIS

Khvastunova Ju.V.

Gorno-Altai State University

On the example of the ideas of the Terasema movement, created by Martina Rothblatt, representatives of cyber culture and in the future cyber communities form a new type of religion and religiosity in the form of digital trans-religion, which is based for the most part on the practices and ideas of New Age, transgenderism and the philosophy of immortality (immortalism, ath-anophy). As a technological implementation of achieving the ideals of all religions, "Human Enhancement" is proposed as a mandatory introduction of the latest NBIK technologies (techno-optimism). The digital religion "Terasem" includes several organizational levels (foundations, movement, community), extended cult ritual practice and creed. Scientific novelty lies in a critical analysis of the philosophical and religious constructions (theses) of Terasem, and more broadly, those provisions that are popularized through the digital theory of consciousness and cyber consciousness. As a result, the onto-logical and religious priorities of transhumanists emerge in the context of which the concept of "man" is expanded / replaced / transformed into the concept of "self-conscious entities", includ-

ing through digital and biotechnology (regenerative medicine). Transreligion for such creatures presupposes new basic principles that have no analogues or a similar reading in theistic religious systems in the form of a technically conditioned created deity and "super beings"

Keywords: trans-religion, transhumanism, Terasem movement, M. Rotblatt, New Age.

References

1. Centsura, K. Blockchain Preachers and Buddhist Geeks. The five most popular digital religions. URL: https://techno.nv.ua/it-in-dustry/pjat-samykh-populjarnykh-tsifrovykh-relihij-2475250.html. Date of treatment: June 10, 2018.

2. Khel, I. Approached immortality? Hi-news.ru on 02.06.2019 URL: https://yagazeta.com/ stil-zhizni/priblizilis-k-bessmertiyu/

3. Turing Church website. URL: https://turing-church.net/ 4 Aug 2021.

4. Rothblatt, Martine From Transgender to Transhuman, 2011.

5. Rothblatt, Martine, Kurzweil Ray. Virtually Human: The Promise-and the Peril-of Digital Immortality. New York: St. Martin's Press, 2014 xiv, 350 p.

6. Terasem Movement website URL: https:// terasemcentral.org/

7. The Truths of Terasem. URL: https://terase-mfaith.net Date of access: 12.10.2021.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.