Научная статья на тему 'Движение пяти звезд как феномен «Протестной партии» в Италии XXI века'

Движение пяти звезд как феномен «Протестной партии» в Италии XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2403
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ ПЯТИ ЗВЕЗД / ИТАЛИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОПУЛИЗМ / ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ / ПРОТЕСТНЫЕ ПАРТИИ / БЕППЕ ГРИЛЛО / ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ / FIVE STAR MOVEMENT / ITALY / POLITICAL SYSTEM / POPULISM / EUROSCEPTICISM / PROTEST PARTIES / BEPPE GRILLO / DIRECT DEMOCRACY / ELECTRONIC DEMOCRACY / ENVIRONMENTALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестеров Александр Геннадьевич, Джаяни Мария Сергоевна

Рассматриваются причины роста популярности и электоральной динамики молодого политического движения Италии «Движения пяти звезд». Анализируются методы и инструменты политической активности Движения, основу которых формирует политический перформанс, консолидация интересов посредством новых коммуникационных технологий и широкая реклама (пропаганда) политических целей. Подробно рассматривается политическая программа и устав Движения, роль личности Б. Грилло в формировании основных идей и политической платформы Движения. Особое внимание уделяется изучению формирования политической доктрины Движения с момента его зарождения до настоящего времени, механизмов реализации поставленных целей и задач, которые отличают Движение от «традиционных» политических партий. Подчеркивается «нейтральный» характер Движения, его позиционирование себя вне «правого» и «левого» политического секторов, что характерно для большинства современных «протестных» движений в Европе. Исследуются особенности политической платформы новой протестной партии, в основе которой лежат евроскептицизм, прямая демократия, электронная демократия, энвайронментализм. Рассматриваются стратегии и пути реформации установившейся системы политического представительства. Отмечается, что в настоящее время стоит вопрос о дальнейшем политическом развитии Движения как политической силы в Италии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Five Star Movement as Phenomenon of “Protest Party” in Italy of XXI Century

The reasons for the growing popularity and electoral dynamics of a young political movement of ItalyFive Star Movement” is considered. The methods and instruments of political activity of the Movement are analyzed, which are based on political performance, consolidation of interests through new communication technologies and broad advertising (propaganda) for political purposes. The political program and statutes of the Movement, the role of B. Grillo’s personality in the formation of the basic ideas and political platform of the Movement are examined in detail. Special attention is paid to the study of the formation of the political doctrine of the Movement since its inception to the present time, mechanisms for the implementation of the goals and objectives that distinguish the Movement from “traditional” political parties. “Neutral” character of the Movement, positioning itself outside of “right” and “left” political sectors are emphasized, which is typical to most modern “protest” movements in Europe. The characteristics of the political platform of the new protest party based on euroscepticism, direct democracy, electronic democracy, environmentalism is examined. The strategies and ways of reformation of the established system of political representation is considered.

Текст научной работы на тему «Движение пяти звезд как феномен «Протестной партии» в Италии XXI века»

Нестеров А. Г. Движение пяти звезд как феномен «протестной партии» в Италии XXI века / А. Г. Нестеров, М. С. Джаяни // Научный диалог. — 2016. — № 11 (59). — С. 290— 303.

Nesterov, A. G., Dzhayani, M. S. (2016). Five Star Movement as Phenomenon of "Protest Party" in Italy of XXI Century. Nauchnyy dialog, 11(59)'. 290-303. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 94(450).095

Движение пяти звезд

как феномен «протестной партии»

в Италии XXI века

© Нестеров Александр Геннадьевич (2016), доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), agn1154@yandex.ru.

© Джаяни Мария Сергоевна (2016), бакалавр зарубежного регионоведения, студент магистратуры, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), mdzhayani@gmail.com.

Рассматриваются причины роста популярности и электоральной динамики молодого политического движения Италии — «Движения пяти звезд». Анализируются методы и инструменты политической активности Движения, основу которых формирует политический перформанс, консолидация интересов посредством новых коммуникационных технологий и широкая реклама (пропаганда) политических целей. Подробно рассматривается политическая программа и устав Движения, роль личности Б. Грилло в формировании основных идей и политической платформы Движения. Особое внимание уделяется изучению формирования политической доктрины Движения с момента его зарождения до настоящего времени, механизмов реализации поставленных целей и задач, которые отличают Движение от «традиционных» политических партий. Подчеркивается «нейтральный» характер Движения, его позиционирование себя вне «правого» и «левого» политического секторов, что характерно для большинства современных «протестных» движений в Европе. Исследуются особенности политической платформы новой протестной партии, в основе которой лежат евроскептицизм, прямая демократия, электронная демократия, энвайронментализм. Рассматриваются стратегии и пути реформации установившейся системы политического представительства. Отмечается, что в настоящее время стоит вопрос о дальнейшем политическом развитии Движения как политической силы в Италии.

Ключевые слова: Движение пяти звезд; Италия; политическая система; популизм; евроскептицизм; протестные партии; Беппе Грилло; прямая демократия; электронная демократия; энвайронментализм.

1. Введение

В последние десятилетия в политических системах стран Европы все чаще наблюдаются явления, которые исследователи часто обозначают как «кризис представительной демократии». Несогласие народа с проводимой политикой правящих элит находит свое отражение в появлении так называемых «протестных партий». Их популярность стремительно растет, а лозунги и высказывания все больнее ударяют по доверию граждан к их правительствам. Данные партии позиционируют себя как «голос народа», выдвигая в своих программах наиболее острые проблемы, затрагивающие самые жизненно важные сферы общественной жизни. Возрастающее количество разнообразных радикальных и протестных движений, постоянно появляющихся в различных европейских странах, свидетельствует о том, что радикализация настроений части населения стран Европейского Союза является в настоящее время объективным процессом, обусловленным рядом факторов. Кроме того, постепенно уходит в прошлое водораздел между «левыми» и «правыми» организациями, движениями и партиями. Новая линия раздела проходит в иной области — между движениями, умеренными и радикальными, либеральными и антилиберальными, приемлющими или не приемлющими существующую систему общественных ценностей. При этом хочется подчеркнуть, что зачастую «альтернативные» партии и движения определяли себя как «анти-партии», не имеющие аналогов в современной партийно-политической системе (особенно часто таким образом самоопределялись различные экологические движения 1980-х — 1990-х гг.), подробнее см.: [Нестеров, 2003; 2011; 2014].

Яркими примерами «протестных партий» XXI века являются такие политические группы, как «Подемос» («Мы можем») в Испании и Движение пяти звезд в Италии. Именно Движению пяти звезд посвящена данная статья.

2. Возникновение Движения пяти звезд

Создание Движения было провозглашено 4 октября 2009 года в итальянском городе Генуя, на родине его основателя—Беппе Грилло. Буквально за 4 года никому не известное движение смогло выйти на национальный уровень, встав в один ряд с ведущими партиями страны. По результатам выборов 2013 года Движение набрало 25,56 % голосов избирателей, став тем самым третьей политической силой в стране. Именно Движение пяти

звезд является главной оппозиционной партией правящей Демократической партии, чей лидер Маттео Ренци многократно подвергался критике со стороны членов Движения. Согласно результатам муниципальных выборов 2016 года две представительницы от Движения заняли пост мэра двух крупнейших городов Италии — Рима и Турина. При этом Вирджиния Раджи стала первой представительницей женского пола, занявшей пост мэра «Вечного города». Подобные крупные победы протестных движений на выборах говорят о глубоком кризисе традиционных партийных систем, что в свою очередь требует реакции со стороны правящей элиты, причем реакции реформаторского содержания.

Примечательным является тот факт, что Движение пяти звезд с первого часа своего существования заявило о себе как о «голосе» гражданского общества. В настоящее время оно позиционирует себя в итальянском политическом ландшафте как партия народоизъявления. Используя все коммуникативные и реляционные возможности Интернета, а также принцип «обратной связи» посредством референдумов как на местном уровне, так и на национальном, Движение пяти звезд наиболее чутко реагирует на нужды и запросы населения. Движение ставит под вопрос эффективность непрямой демократии, современной партийной системы, которая исторически выполняла роль посредника между гражданами и институтами, формируя и избирая политический класс, который должен был управлять на местном и национальном уровнях. Традиционная политическая система переживает кризис во всех демократических странах, что порождает критику и падение доверия граждан. Известный итальянский левый теоретик А. Негри в совместной книге с М. Хардом «Декларация» подчеркивает устаревший характер представительной демократии: «В XVIII веке, когда принцип народного представительства вошел в либеральные конституции, тогда уже было ясно, что речь идет не об участии народа. Речь шла об "относительной демократии"; это означало, что принцип репрезентации открывает человеку доступ к власти, чтобы его сразу закрыть. Удивительно, что данный вид демократии так долго существует» [Hardt, 2013, p. 85].

3. «Анти-устав» как основной документ Движения

По определению возникшее новое движение должно значительно отличаться от традиционных партий по своим идеям, организационной форме и по типу отношений как внутри, так и вне организации. Чтобы подчеркнуть свою оригинальность, Движение пяти звезд представлено не как политическая партия, а как политическое «Не-объединение». Оно не имеет отделений на местах, а его главным партийным документом является «Ан-

ти-устав» (Non-statuto). В этом заключен постмодернистский парадокс: политика отрицает политическую деятельность, политическая программа превращается в инструкцию, политическая агитация — в просветительскую кампанию. В «Анти-уставе» подчеркивается тот факт, что Движение представляет из себя «платформу и средство для обсуждения и консультаций» [Non-statuto] и позволяет, в условиях блога, идентификацию, отбор и выбор активистов предвыборных кампаний и кандидатов на местных и национальных выборах. Также в «Анти-уставе» особенно подчеркивается, что Движение состоит из «всех пользователей сети Интернет», которые признают и хотят усилить «роль государства и роль граждан в управлении данного государства» [Non-statuto]. Именно данные пункты «Анти-устава» характеризуют не только социальную базу Движения, но и его политический и организационный профиль.

«Анти-устав» определяет фундаментальную цель, которая обосновывает образование Движения пяти звезд: во-первых, он подчеркивает необходимость возвращения граждан в центр политики, сделав их главными действующими лицами в процессе выборов и принятия решений на местном и национальном уровнях. Во-вторых, в нем особое внимание уделяется «Homo politicus» —людям, которые являются политически активными «за пределами ассоциативных и партийных связей и без посредничества с органами управления или их представителями» [Non-statuto]. Таким образом, в «Анти-уставе» называется главный противник Движения: традиционная система политических партий, которая больше не отвечает современности и требованиям граждан.

Проект внедрения прямой демократии может быть достигнут в основном с помощью возможностей Интернета: «Движение организовано и структурировано посредством сети Интернет, играет центральную роль в процессе вступления в Движение новых членов, проведения консультаций, обсуждений, принятия решений» [Non-statuto]. Использование Сети имеет двойное назначение: содействует коммуникации и политическому участию граждан в принятии решений, выдвинутых движением, а также посредством Интернета формируются списки избирателей и программы действий.

Движение Пяти звезд создавалось без специальной программы, но со временем разработало программную платформу, вмещающую в себя запросы и требования граждан, главным образом пользователей сети. Формирование правительственной программы для национальных выборов 2013 года было основано на опросе членов Движения и было необходимо для разработки общей позиции в различных сферах общественной жизни.

4. Структура Движения пяти звезд

Некоторые из принципов, выдвинутых «Анти-уставом», подверглись со временем изменениям. Идея о том, что Движение — это «Неорганизация», потерпела провал. На сайте Б. Грилло утверждается, что в настоящее время «Движение пяти звезд — это свободное объединение граждан. Оно не является политической партией и не собирается становится ею в будущем. Не является сторонником левой или правой идеологии, но является идеей» [Chi siamo]. Также понятие «все пользователи сети Интернет» как основной социальный базис Движения заменено на «все граждане». Эти изменения связаны с процессами трансформации Движения, которые произошли за последние годы. Оно все более стало превращаться в важную политическую силу Италии и должно, таким образом, нести политическую ответственность на региональном и национальном уровнях.

Движение пяти звезд принципиально отвергает традиционные формы политической организации, используемые другими партиями, тем самым подчеркивая свое радикальное отличие от них. В Движении сформирована типичная трехуровневая система участия. Первый уровень состоит из активистов, второй — из сторонников и третий — из избирателей. Процедура регистрации открыта для всех. Главное отличие в этом от традиционных партий заключается в использовании потенциала Интернета для прямого участия граждан. Последнее является самым инновационным элементом новой политической организации. Интернет позволяет преодолеть тенденцию аполитичности граждан, усилить их участие в политической жизни страны. Он также помог привлечь в Движение многих активистов, в прошлом далеких от политики. Формальная запись в Движение посредством Сети напоминает традиционное партийное членство. Для того, чтобы записаться, достаточно разделять идеи Движения, присоединиться к «Анти-уставу» и распространять программу Движения, которую можно скачать на сайте. Это позволяет принимать участие в процессе принятия решений в Движении пяти звезд и налаживать связи с другими членами, что по сути играет ту же роль, что и традиционный партбилет. Активисты записываются на «Встречи» (одно из мероприятий, проводимых движением) и принимают участие в собраниях и встречах, организованных местными группами. У Движения Беппо Грилло нет отделений на местах, но существуют «уполномоченные», которые поддерживают связь с Движением пяти звезд и организовывают инициативы на своей территории посредством Интернета.

5. Программные положения Движения пяти звезд

Б. Грилло неоднократно повторял, что «Движение Пяти звезд не является ни правым, ни левым». В формировании программы социальные, политические и экономические права граждан были противоположны дискурсу главных политических партий и крупных экономических и финансовых групп. Программа формировалась из протестных акций «снизу», начиная от потребителей, студентов и профсоюзов, заканчивая протестами против увеличения рабочего дня, изменения трудового законодательства и т. д.

В программе движения можно увидеть два основных направления. Во-первых, предложения, направленные на изменение отношений между государством и гражданами. Разрушение кастовой структуры партий, стимулирование транспарентности их деятельности стоит в центре программы. Во-вторых, огромное число мер, направленных на защиту окружающей среды. Этот приоритет можно проследить и в самом названии Движения: четыре из пяти звезд (общественная вода, окружающая среда, транспорт, развитие) связаны в большей или меньшей степени с экологией.

Для изменения отношения между гражданами и государством устанавливается три цели. Первая направлена на стимулирование участия граждан и повышение прозрачности институтов. Она предполагает введение референдума без кворума, расширение возможности активации реального «группового иска», обязательный характер парламентских дебатов по законам народных инициатив. Предлагается ряд мер, направленных на сокращение привилегий «политической касты» и морализацию их поведения: сокращение заработной платы и пенсий; запрет для депутатов на осуществление иных профессий и запрет занимать другие высокие государственные должности; запрет людям с судимостью входить в парламент; снижение срока до двух мандатов для любой государственной должности. Третье направление выступает за снижение стоимости политики путем отказа от избирательных возмещений; отмену провинций и объединение муниципалитетов с населением меньше пяти тысяч жителей.

Для защиты окружающей среды Движение сформировало энергетическую политику, основанную на сокращении потребления и производства электро- и тепловой энергии, снижении выбросов CO2. Также в ней представлен ряд мер по ограничению использования частных автомобилей, модернизации общественного транспорта, а также меры по поощрению использования велосипедов в центрах городов.

В программе также выделены дополнительные цели, идеи которых были выдвинуты группами граждан, ассоциациями и профсоюзами. Многие из них нацелены на охрану и улучшение существующей системы со-

циального обеспечения — здравоохранения, образования и общественного транспорта. Некоторые из целей направлены на противодействие приватизации и спекулятивным операциям, гарантирование всеобщего доступа к системе государственного здравоохранения, таким образом, торможение распространения частной медицины, которое приводит к урезанию ресурсов для публичного здравоохранения и делает преобладающими экономические цели, а не качество услуг для граждан.

В вопросе образования программа Движения пяти звезд предлагает отменить закон Джельмини (закон 169 / 2008 о реформе системы образования, названный по имени его автора, министра образования, университетов и научных исследований Италии в 2008—2011 годах Марии Стеллы Джельмини). Этот закон вызвал значительное недовольство в итальянском обществе, поскольку ограничил права общественных советов в системе образования. Движение требует выделять финансовые ресурсы государства только в государственные школы и увеличить инвестиции в исследования и разработки.

В экономической сфере цели Движения направлены на защиту прав и возможностей потребителей, мелких акционеров, на поддержку небольшого местного производства. Они предлагают изменить полномочия, привилегии, а также препятствовать росту злоупотреблений и недобросовестного поведения крупных промышленных и торговых компаний, а также финансовых групп.

Программные установки в сфере информации нацелены на изменение монопольной власти, которую осуществляют основные экономические и финансовые группы над главными СМИ, а также выступают за содействие возможности для всех граждан иметь доступ к бесплатному Интернету и распространять информацию с его помощью, за сокращение расходов на услуги телефонной связи и ликвидацию управления и цензуры.

6. Движение пяти звезд в итальянской политике

Как было отмечено, Движение было создано на основе программы, направленной на активизацию и усиление прямого участия граждан в политической жизни общества. Путем к такому участию Движение считает возможности сети Интернет. Движение пыталось использовать все виды прямой демократии, предусмотренные законами, стараясь при этом усилить их при помощи различных предложений: начиная от партисипативно-го бюджета муниципалитетов, заканчивая факультативными референдумами как на местном уровне, так и на национальном. Однако Движению не удалось поднять вопрос о смене представительной демократии, установ-

ленной Конституцией Италии [Costituzione]. Оно прежде всего пыталось выдвинуть на первый план предложения по исправлению и корректировке наиболее очевидных ее недостатков (например, создание платформы «Чистый Парламент»). Затем пыталось определить и испытать новые формы избрания и контроля разных типов представительств в учреждениях различного территориального уровня.

Чтобы преодолеть растущий уровень недоверия, которое окружает действующие демократические режимы по всему миру, Движение попыталось предложить и испытать в действии новые формы политического представительства. С самого основания Движения были разработаны правила назначения, выбора кандидатов на выборах и контроля над ними. В последней статье «Анти-устава» подчеркивается, что для презентаций, дискуссий и выбора кандидатов используется «интернет сайт, специально подготовленный в рамках блога; публикации являются прозрачными и являются дискуссиями, непосредственно касающимися данных кандидатов» [Non-statuto]. От кандидатов требуется следующее: не быть осужденными или участниками уголовного дела, не быть членами другой политической партии и не занимать руководящих должностей и постов более двух сроков мандатов.

Активисты движения подчеркивают новизну выбора кандидатов вне партийной системы с открытой процедурой для всех пользователей блога, не связанной с властными группировками и лоббированием, что влияет на политику на всех уровнях. Избранные должны «контролировать» власть, осуществляемую учреждениями, стремясь достичь целей, поставленных в своих программах, вне альянсов и без компромиссов с заинтересованными группами и без профессиональных политиков.

Очень сложно обеспечить эффективное участие граждан в управлении правительством. Предложенная идея заключается в том, чтобы привести в государственные учреждения «обычных, простых людей». Это мысль, высказанная членами Движения, уже избранными в управляющие структуры: «Они выбирают нас потому, что мы обычные граждане, которые находятся за пределами системы. Действительно, это кажется естественным, но в реальности это революционное явление» [Biorcio et al., 2013, p. 40]. Избранные представители Движения обязуются в основном работать в двух направлениях. Первое заключается в создании «прозрачности» учреждений с требованием публикации онлайн всех документов, принятых муниципальными советами. Второе — генерирование постоянного контакта с гражданами посредством главным образом Интернет и «платформы Встреч». На сайте Движения выбранные представители публикуют протоколы своих заседаний, выступлений, их передвижения и запросы.

Отношения между избранными и избирателями проходят практически исключительно внутри сети. Один раз в шесть месяцев проводится опрос населения с целью оценки эффективности деятельности избранных представителей Движения.

Победа на выборах и завоевание управления города Пармы сыграло решающую роль в увеличении популярности Движения на национальном уровне. Одновременно приход Движения к власти в Парме выявил существенные недостатки политической организации, в частности, неспособность к управлению городским хозяйством, находящимся в глубокой экономической депрессии. Но победа была важным символом Движения — впервые представитель Движения пяти звезд стал во главе центра итальянской провинции, имея абсолютное большинство в парламенте. Трудности состояли не только в отсутствии опыта управления, но и в прямом саботаже, враждебности отдельных политических групп, в чьих руках была сосредоточена экономическая и политическая власть в провинции. Новой администрации удалось реализовать ряд мер, таких, например, как сокращение расходов на содержание управленческого аппарата, увеличение «прозрачности» учреждений с трансляцией в Интернете сессий муниципальных советов, обсуждение в Интернете ряда административных решений. Но следствием огромного дефицита провинциального бюджета, муниципальных долгов стали жесткие ограничения на любые административные решения, например, на прекращение строительства мусоросжигательного завода, одного из ключевых пунктов программы Пиццаротти.

Прямые контакты Б. Грилло и «Центра» Движения с избранными парламентариями в местных и региональных структурах имеют ограниченный и спорадический характер. Предложения и директивы в основном проходят через центральный блог или из центральных площадок «Встреч», часто принимающих функцию посредника между членами, активистами и выборными институтами. Идея вмешательства и контроля «Центра» над «Периферией» была категорически отвергнута Дж. Казаледжо (один из основателей Движения): «Ни я, ни Беппе Грилло, мы никогда не определяли списки для муниципальных и региональных выборов. Ни я, ни Беппе Грилло никогда не писали муниципальную или региональную программу. Ни я, ни Беппе Грилло никогда не давали указаний, как голосовать за советников, никогда не отбирали людей, кто мог бы попасть в Движение пяти звезд, а кто нет» [П mistero].

Однако наиболее сложная задача для Движения заключается в решении проблем, связанных с представительством на национальном уровне.

Национальная политическая арена для Движения является более сложной, потому что Движение должно открыто противостоять основным политическим силам и средствам массовой информации, которые прямо влияют на общественное мнение, в том числе правительству. В то время как популярность Б. Грилло росла и увеличивалась численность представителей Движения в органах региональной власти, в Италии продолжало доминировать мнение, что представители Движения пяти звезд не смогут управлять страной. Главной причиной этого стало традиционное мышление итальянцев — Движение не имеет программы, нет технократов со знанием и навыками управления, нет опыта решения сложных государственных проблем. Другие итальянские политические движения в прошлом провели большую работу, но так и не смогли существенно повлиять на национальную политику и особенно на трансформацию политической системы.

Путь от движения, которое интерпретирует и поддерживает протесты и вопросы граждан, до политического субъекта с представительством в политических институтах никогда не был и не будет без трудностей и проблем. Для того чтобы перейти от простой координации местных списков с широкой автономией к формированию представительства в парламенте и управлению собственной фракцией, движение должно сделать качественный скачок с сильным ускорением его институционализации и точным определением правил, ролей и полей ответственности.

Б. Грилло настаивает на идее радикальной трансформации поведения тех, кто работает в правительственных учреждениях: «Мы всегда будем одной ногой вне парламента ... Те, кто находятся за пределами будут контролировать тех, кто внутри и те, кто находятся внутри, будут в распоряжении тех, кто вовне, граждане смогут защищать свои права и продвигать свои предложения, которые будут поставлены через парламентариев и будут обсуждаться в парламенте» Рюгсю, 2013, p. 47].

Таким образом, новый свод правил деятельности, поведения и морального облика парламентария, предложенный Движением, создает новый тип политика, который принципиально отличается своим поведением от поведения народного представителя крупных массовых партий прошлого, выражавшего интересы своей партии, а не народа.

За период 2009—2012 гг. представители Движения были избраны во многих итальянских городах, сконцентрированных, как правило, в регионе Центр-Север, среди которых Генуя, Турин, Милан, Рим, Парма, Болонья, Модена, Реджо-Эмилия [Antonucci, 2013]. Также представители Движения пяти звезд представлены в Региональных советах Пьемонта,

Эмилии Романьи и Сицилии [Antonucci, 2013]. В мае 2012 года представитель Движения Федерико Пиццаротти, победив на административных выборах, был избран мэром города Парма [Grillo]. Победа на выборах и завоевание Пармской коммуны сыграло важную роль в усилении популярности Движения пяти звезд на национальном уровне. Это показало возможность и готовность Движения приступить к управлению государством, хотя, по мнению многих наблюдателей и критиков, оно еще не готово к такой роли.

Выборы 2014—2015 гг. показали, что число сторонников Движения пяти звезд начинает сокращаться. Если на триумфальных для Движения пяти звезд парламентских выборах 2013 года в Италии его поддержали 25,56 % избирателей, то на выборах в Европейский Парламент в июне

2014 года за представителей Движения проголосовал 21,1 % избирателей, принявших участие в голосовании. На региональных выборах в июне

2015 года Движение поддержали 15,66 % избирателей. Принципиальный отказ Движения от участия в каких-либо коалициях привел, с одной стороны, к более «чистому» результату: выборы показали реальное число избирателей, поддерживающих данную политическую силу, с другой стороны, представители Движения не получили ни одного поста руководителя региона или коммуны и прочно оказались в оппозиции, как правило, на третьей позиции (в регионах и в тех коммунах, где данное движение выдвигало своих кандидатов на выборах — в основном, на Сицилии). Однако региональные выборы 2016 года стали новым триумфом Движения: именно после этих выборов Движение стало восприниматься как основной соперник правящей Демократической партии, а общая поддержка его дошла до 27,4 %.

7. Заключение

Подводя итог, можно отметить, что программные положения Движения сходны с установками левых радикальных и экологических «альтернативных» движений конца ХХ века, однако существенным отличием Движения от предшественников является прямая ориентация на использование сети Интернет для привлечения сторонников. Экология, интернет, социальные отношения — темы, принесшие успех Движению пяти звезд и превратившие его в настоящую оппозицию правящей элите в современной политической системе Италии. Однако вопрос о дальнейшем развитии Движения пяти звезд остается открытым: смерть одного из основателей движения Джанроберто Казаледжо, превращение основателя Движения Беппе Грилло в «символ», переход реального руководства Движением к Луиджи Ди

Майо поставил вопрос о способности Движения к дальнейшему политическому развитию и участию этой политической силы как системной партии в политической жизни Италии.

Источники

1. Chi siamo // Il blog di Beppe Grillo [Electronic resource], — Access mode : http:// www.beppegrillo.it/listeciviche/liste/fabriano/chi-siamo.html.

2. Costituzione della República Italiana del 27 dicembre 1947 // quirinale. it. [Electronic resource]. — Access mode : http://www.quirinale.it/qrnw/statico/ costituzione/pdf/Costituzione.pdf.

3. Non-statuto del Movimento 5 stelle. Versione del 15/02/2016. Articolo 1 — Natura e sede [Electronic resource] // Il sito ufficiale del Movimento 5 stelle. — Access mode : https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/materiali-bg/Regolamento-Movimento-5-Stelle.pdf.

4. Non-statuto del Movimento 5 stelle. Versione del 15/02/2016. Articolo 7 — Procedure di designazione dei candidati alle elezioni [Electronic resource] // Il sito ufficiale del Movimento 5 stelle. — Access mode : https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/ materiali-bg/Regolamento-Movimento-5-Stelle.pdf.

Литература

1. Нестеров А. Г. Идеи европеизма в современных радикальных движениях / А. Г. Нестеров // Россия и Европейский Союз : стратегия взаимодействия. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003. — С. 196—207.

2. Нестеров А. Г. Зеленое движение как фактор политической жизни современной Европы / А. Г. Нестеров // Новая Россия в мировом политическом процессе : материалы международной научно-практической конференции, 21—23 апреля 2011 г. — Екатеринбург : УрФУ, 2011. — С. 105—108

3. Нестеров А. Г. «Зеленые» партии и движения как фактор политической жизни современной Европы / А. Г. Нестеров // Экологический PR как инструмент устойчивого развития : материалы международной научно-практической конференции 13—15 мая 2014 г. — Санкт-Петербург : РГГМУ, 2014. — С. 202—205.

4. Antonucci E. Beppe Grillo : contraddizioni, espulsioni e... Casaleggio / E. Anto-nucci. — Milano : Feltrinelli, 2013. — 113 p.

5. Biorcio R. Politica a 5 stelle : Idee, storia e strategie del movimento di Grillo / R. Biorcio, P. Natale. — Milano : Feltrinelli, 2013. — 149 p.

6. Grillo, M5S ha preso 4 sindaci // ANSA.it. [Electronic resource]. — Access mode : http://www. ansa.it/web/notizie/rubriche/topnews/2012/05/21/Grillo-M5S-ha-preso-4-sindaci_6907249.html

7. HardtM. Declaration / M. Hardt, A. Negri. — Kindle, 2013. — 118 p.

8. Il mistero Casaleggio : chi é lo stratega di Grillo? // ilgiornale.it. [Electronic resource]. — Access mode : http://www.ilgiornale.it/news/fuorionda-che-inchioda-grillo-replica-casaleggio-non-835511.html.

Five Star Movement as Phenomenon of "Protest Party" in Italy of XXI Century

© Nesterov Aleksandr Gennadyevich (2016), Doctor of History, professor, Chairholder of Chair of Foreign Regional Studies, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, agn1154@yandex.ru. © Dzhayani Mariya Sergoyevna (2016), Bachelor of Foreign Regional Studies, Master degree student, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), mdzhayani@gmail.com.

The reasons for the growing popularity and electoral dynamics of a young political movement of Italy "Five Star Movement" is considered. The methods and instruments of political activity of the Movement are analyzed, which are based on political performance, consolidation of interests through new communication technologies and broad advertising (propaganda) for political purposes. The political program and statutes of the Movement, the role of B. Grillo's personality in the formation of the basic ideas and political platform of the Movement are examined in detail. Special attention is paid to the study of the formation of the political doctrine of the Movement since its inception to the present time, mechanisms for the implementation of the goals and objectives that distinguish the Movement from "traditional" political parties. "Neutral" character of the Movement, positioning itself outside of "right" and "left" political sectors are emphasized, which is typical to most modern "protest" movements in Europe. The characteristics of the political platform of the new protest party based on euroscepticism, direct democracy, electronic democracy, environmentalism is examined. The strategies and ways of reformation of the established system of political representation is considered.

Key words: Five Star Movement; Italy; political system; populism; euroscepticism; protest parties; Beppe Grillo; direct democracy; electronic democracy; environmentalism.

Material resources

Chi siamo. In: Il blog di Beppe Grillo. Available at: http://www.beppegrillo.it/listecivi-

che/liste/fabriano/chi-siamo.html. (In Ital.). Costituzione della Republica Italiana del 27 dicembre 1947. In: quirinale.it. Available at: http://www.quirinale.it/qrnw/statico/costituzione/pdf/Costituzione.pdf. (In Ital.).

Non-statuto del Movimento 5 stelle. Versione del 15/02/2016. Articolo 1 — Natura e sede. In: Il sito ufficiale del Movimento 5 stelle. Available at: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/materiali-bg/Regolamento-Movimento-5-Stelle. pdf. (In Ital.).

Non-statuto del Movimento 5 stelle. Versione del 15/02/2016. Articolo 7 — Procedure di designazione dei candidati alle elezioni. In: Il sito ufficiale del Movimento 5 stelle. Available at: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/materiali-bg/ Regolamento-Movimento-5-Stelle.pdf. (In Ital.).

References

Antonucci E. 2013. Beppe Grillo: contraddizioni, espulsioni e... Casaleggio. Milano: Feltrinelli. (In Ital.).

Biorcio R., Natale, P. 2013. Politica a 5 stelle : Idee, storia e strategie del movimento di Grillo. Milano: Feltrinelli. (In Ital ).

Grillo, M5S ha preso 4 sindaci. In: ANSA.it. Available at: http://www.ansa.it/web/noti-zie/rubriche/topnews/2012/05/21/Grillo-M5S-ha-preso-4-sindaci_6907249. html. (In Ital.).

Hardt M., Negri, A. 2013. Declaration. Kindle. (In Ital.).

Il mistero Casaleggio: chi è lo stratega di Grillo? In: ilgiornale.it. Available at: http:// www.ilgiornale.it/news/fuorionda-che-inchioda-grillo-replica-casaleggio-non-835511.html. (In Ital.).

Nesterov, A. G. 2003. Idei yevropeizma v sovremennykh radikalnykh dvizheniyakh. In: Rossiya i Evropeyskiy Soyuz: strategiya vzaimodeystviya. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. 196—207. (In Russ.).

Nesterov, A. G. 2011. Zelenoye dvizheniye kak faktor politicheskoy zhizni sovremen-noy Evropy. In: Novaya Rossiya v mirovom politicheskom protsesse: mate-rialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 21—23 aprelya 2011 g. Ekaterinburg: UrFU. 105—108. (In Russ.).

Nesterov, A. G. 2014. «Zelenyye» partii i dvizheniya kak faktor politicheskoy zhizni sovremennoy Yevropy. In: Ekologicheskiy PR kak instrument ustoychivogo razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 13—15 maya 2014 g. Sankt-Peterburg: RGGMU. 202—205. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.