Научная статья на тему 'Движение ПЕГИДА как отражение Европейского миграционного кризиса'

Движение ПЕГИДА как отражение Европейского миграционного кризиса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
524
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЙНЕ ПРАВЫЕ СИЛЫ / ПЕГИДА / ФРГ / МИГРАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА / ЛУТЦ БАХМАН / EXTREME RIGHT FORCES / PEGIDA / FRG / MIGRATION PROBLEM / LUTZ BACHMAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свечникова С. В.

В статье исследуются характерные черты и особенности деятельности представителя немецких крайне правых сил движения ПЕГИДА (Патриотические европейцы против исламизации Запада), возникшего как ответ на обострение в Западной Европе и мире в целом миграционной проблемы и на развитие современного миграционного кризиса. Особое внимание уделяется изучению антимиграционных идей движения, причин его возникновения и популярности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEGIDA MOVEMENT AS A REFLECTION OF THE CRISIS OF THE EUROPEAN MIGRATION

The article examines the typical features and characteristics of the activity of the representative of the German extreme right forces the PEGIDA movement (Patriotic Europeans against the Islamization of the West), which arose as a response to the aggravation of the migration problem in Western Europe and the whole world and to the development of the current migration crisis. Particular attention is paid to the study of anti-immigration ideas of the movement, the reasons for its emergence and popularity.

Текст научной работы на тему «Движение ПЕГИДА как отражение Европейского миграционного кризиса»

УДК94(430).087»20»:329.17:325.1

UDC 94(430).087»20»:329.17:325.1

СВЕЧНИКОВА С.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected]

SVECHNIKOVA S.V.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of General History and Area Studies, Orel State

University E-mail: [email protected]

ДВИЖЕНИЕ ПЕГИДА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА PEGIDA MOVEMENT AS A REFLECTION OF THE CRISIS OF THE EUROPEAN MIGRATION

В статье исследуются характерные черты и особенности деятельности представителя немецких крайне правых сил - движения ПЕГИДА (Патриотические европейцы против исламизации Запада), возникшего как ответ на обострение в Западной Европе и мире в целом миграционной проблемы и на развитие современного миграционного кризиса. Особое внимание уделяется изучению антимиграционных идей движения, причин его возникновения и популярности.

Ключевые слова: крайне правые силы, ПЕГИДА, ФРГ, миграционная проблема, Лутц Бахман.

The article examines the typical features and characteristics of the activity of the representative of the German extreme right forces - the PEGIDA movement (Patriotic Europeans against the Islamization of the West), which arose as a response to the aggravation of the migration problem in Western Europe and the whole world and to the development of the current migration crisis. Particular attention is paid to the study of anti-immigration ideas of the movement, the reasons for its emergence and popularity.

Keywords: extreme right forces, PEGIDA, FRG, migration problem, Lutz Bachman.

С конца ХХ в. страны Западной Европы переживали параллельное проявление двух новых комплексных факторов: превращение миграционной политики в миграционную проблему в связи с проявлением негативных последствий глобализации и выход на политическую арену новых крайне правых сил, возрождавших европейскую националистическую идею после периода ее дискредитации в поствоенную эпоху. Проблема заключалась в том, что кроме прибылей и роста влияния стран Запада во всем мире глобализация принесла с собой серьезные кризисные явления: от структурной безработицы, во многом вызванной переносом производства в страны третьего мира, до осложнения внутренней политики, связанного с наплывом мигрантов. За довольно короткое время последние стали ассоциироваться не с полезными рабочими руками, нужными для экономического роста, а с конкуренцией за рабочие места и, что еще хуже - социальные пособия; с изменением духовного поля и внешнего облика западной цивилизации под натиском ислама; с ростом угроз внутренней безопасности, начиная от увеличения числа преступлений, беспорядков и заканчивая терроризмом.

Традиционные политические силы (ни крупные партии - консерваторы и социалисты, ни малые - зеленые, либералы и т.д.) не смогли предложить хоть сколько-нибудь успешных вариантов решения проблемы, так что политическим итогом проявления новых кризисных явлений стало появление новых националистических сил, прежде всего первые успехи в середине 80-х Австрийской партии свободы и французского Национального фронта. Однако большая часть общества негативно отреагировала на их появление, заявив об опасности возрождения фашизма и

нацизма и необходимости бороться с этой угрозой. Однако, усугубление проблем не позволило превратить крайне правых в изгоев политического поля. Они продолжали усиливаться параллельно с ростом напряженности, и взрыв их популярности пришелся на период с 2014 г - начало текущего европейского миграционного кризиса. Причем его характерной чертой стало не только усиление старых крайне правых сил, но и создание новых. Ярким примером тому стала Германия, где возрождение национализма в любой форме ранее воспринималось крайне болезненно. Но кризис вынудил и немцев обратиться к ставшей для них после Второй мировой войны табу национальной идее. Одним из политических крайне правых феноменов стала партия Альтернатива для Германии, а другим, совершенно новым политическим явлением движение ПЕГИДА -Патриотические европейцы против исламизации Запада.

Это движение возникло в Саксонии, но быстро вышло на федеральный уровень и даже получило популярность в Европе в целом своей борьбой за сохранение христианской культуры и против религиозного фанатизма (имея в виду исламский фундаментализм) и демонстрацией новой формы непартийной организации. Первоначально движение возникло как закрытая группа в фейсбуке и название было выбрано «Мирные европейцы против исламизации Западной Европы» [6, с. 20]. В принципе, данная акция не представляла из себя ничего особенного, так как с конца ХХ в. антиисламистские PRO движения регионального уровня были распространены в различных федеральных землях Германии [5]. Но ПЕГИДА сумела выйти за традиционные рамки.

Первая же демонстрация в столице Саксонии

© Свечникова С. В. © Svechnikova S.V.

Дрездене, на которую в конце октября 2014 г вышла пара сотен активистов привлекла к движению внимание [4]. А ведь из крупных городов Германии именно Дрезден обладает наименьшим количеством мусульман (0,1%) [16], видимо именно поэтому протест традиционалистов зародился именно здесь. Причем зародился протест по вполне конкретной причине - программе властей Дрездена по размещению новых мигрантов [6, с. 20]. В дальнейшем традиционные демонстрации движения по понедельникам стали набирать популярность (очевидно выбор понедельничного формата для зародившегося в Восточной Германии движения, равно как и популярный лозунг «Мы - народ» напоминает о мирном протесте против ГДР). Говорить об идейном наполнении движения можно было по надписям на плакатах: «Остановить мультикульти», «Моя родина останется немецкой», «Мы скучаем по нашей стране» [15, 18].

Лидерами движения практически сразу было выделено 19 довольно размытых идейных пунктов, которые говорили, что движение не выступает против беженцев и считает их прием своим долгом, но борется за сохранение традиционных духовных ценностей. Лидер ПЕГИДА Лутц Брахман оформил свою мысль в интервью так: «Германия - это земля не для иммиграции. Интеграция означает не просто жить рядом друг с другом, а жить вместе на основе наших христианско-иудейских ценностей, нашей конституции и нашей немецкой культуры с её христианско-иудейскими корнями, которые определяют христианство, гуманизм и просвещение» [9]. Поэтому это небольшое движение фактически предлагало крайне правую альтернативу современной миграционной политике, признавая необходимость легальной экономической миграции, поддерживая необходимость приема бегущих от войны беженцев, но настаивая на обязательной ассимиляции и приеме только тех, кто готов уважать и разделить немецкие духовные ценности. Причем выдвижение на первый план не только христианских, но и иудейских ценностей должно было продемонстрировать отсутствие у движения идейных параллелей с неонацистами и антисемитами.

В январе 2015 г. 19 пунктов трансформировались в уточненные 6, но в принципе основы движения не поменялись: качественная миграция вместо количественной, прямая демократия и сотрудничество с Россией - вот ключевые идеи того периода [6, с. 21]. Реально отражающими суть движения были два утверждения: первый пункт «создание иммиграционного закона, который упорядочил бы бесспорно необходимую иммиграцию квалифицированных специалистов и остановил происходящий неконтролируемый приток неквалифицированных масс» и второй «Закрепление в Основном Законе не только права, но и обязанности интегрироваться» [8].

Таким образом, движение высказывается за предварительный отбор мигрантов, используя опыт миграционной политики Швейцарии, Канады, Австралии, и прием только полезных мигрантов (при этом критерии полезности не раскрываются). Также движение выступает против криминализации, которую несут с собой неинтегрированные мигранты (хотя сам его основатель имеет несколько судимостей, в том числе за кражу).

На дальнейшую эволюцию идейного содержания движения ПЕГИДА явно повлияли контакты с другими крайне правыми силами, в том числе с АдГ. Сейчас программа

партии на официальном сайте состоит из 10 пунктов. Причем показателен заголовок, который по-прежнему особо подчеркивает, что ПЕГИДА политическое, но не идеологическое движение, которое нацелено на решение политических и социальных проблем. Причем сразу же в заголовке упоминается о бедственном положении среднего класса и рабочего класса, что указывает нам прямо на массовую базу движения, вполне традиционную для крайне правых. Среди пунктов движения сохраняются вышеперечисленные идеи, хотя несколько меняется их порядок, так на первом месте «защита, сохранение и уважительное отношение к нашей культуре и языку» и требование борьбы с радикализмом, политическим и религиозным фанатизмом, исламизацией и т.д. [3] Среди идей движения важное место занимает идея поддержки немецких семей: «у нас есть 90 миллиардов евро на беженцев, то полагаю, что мы можем десятую часть, 9 миллиардов, ежегодно направлять на поддержку семей. И через 10 лет мы что-то сможем поменять» [13]. Таким образом, фактически набор антимиграционных идей уходит от чистой критики мигрантов к новым социальным идеям для немецкого общества.

Как мы видим в официальных заявлениях движения ничего праворадикального нет, и хотя отдельные лозунги, что называется, балансируют «на грани», но реально чего-либо угрожающего германскому политическому полю или прямо выходящего за демократические нормы не наблюдается. Наоборот, ПЕГИДА как и все современные крайне правые сознательно дистанцируется от любого радикализма и еще более жестко, чем остальные партии объявляет его своим идейным противником. Так символика и многие плакаты ПЕГИДА демонстрирует популярный вариант схематичного изображения человечка, выбрасывающего в урну символику фашизма/нацизма, а также коммунизма, леворадикалов-антифа и черное знамя ислама - символ исламских фундаменталистов-джихадистов [15].

Однако политические противники сразу же объявили движение чуть ли не неонацистским. Проблема, видимо, заключается в том, что идеи ПЕГИДА поддерживают и многие праворадикалы, в том числе представители товариществ неонацистов, которые посещают митинги движения со своей символикой и плакатами, итогом чего становятся разнообразные казусы и провокации, вроде присутствия человека с символической виселицей для А. Меркель на одной из демонстраций движения [7]. В этом плане отсутствие жесткой организационной формы является не только сильной стороной движения, позволяющей участвовать в его акциях людям, далеким от политической активности, но и его главной слабостью.

Видимо, именно с этим, с притоком новых людей и идей, связана и некоторая радикализация движения в течение 2015 г., которую отмечал один из немецких политологов Хайо Функе. Он писал, что «в течение первых трех месяцев существования Pegida количество нападений на приюты для беженцев удвоилось. А после того как от движения откололось его более умеренное крыло, оно стало еще радикальнее. Об этом свидетельствуют не только макеты виселиц Ангелы Меркель и Зигмара Габриеля на демонстрациях, но и то, что движением руководит откровенный расист (Луц Бахман), сравнивший беженцев с мелким скотом. Хуже быть уже не может - он занимается разжиганием межнациональной розни» [11].

Отчасти стоит согласиться с немецким политологом в том, что раскол и уход умеренных - это показатель праворадикальной трансформации, только стоит согласиться с мнением российского исследователя Антонова, что проводится она не в интересах ПЕГИДА, а скорее в интересах праворадикалов [6, с. 20]. Не случайно на движение сразу же обратили внимание активисты пришедшей в упадок НДПГ и футбольные фанаты. Причем лидеры движения это понимали и заявляли, что проблема в копировании идей и методов движения: «есть и плохие копии, правоэк-стремистские, с которыми у нас нет ничего общего» [13]. С другой стороны, одновременно движение сразу же в 2014 г поддержала гораздо более демократическая Альтернатива для Германии. Кроме того, нельзя не признать, что данный пассаж немецкого политолога является типичным примером псевдонаучного рассмотрения крайне правого политического поля, свойственного многим противникам движения, когда эмоции, политические клише (расист, например) и недоказанные совпадения заменяют научный анализ. К сожалению, такой подход у немецких экспертов встречается достаточно часто.

А в плане обвинений в неонацизме показательны слова одного из типичных участников движения 46-летнего

шофера Томаса Третца: «Мы не нацисты..... Мы просто

мирные граждане, выступающие против исламизации Германии. Мы не против иностранцев, которые приезжают сюда за работой» [2].

Несмотря на подобные слова, как уже упоминалось, все немецкие политики дружно осудили движение ПЕГИДА и попытались заявить, что под официально приличными целями скрывается идеи, которые Ангела Меркель озвучила так: «Вам здесь не место - у вас другой цвет кожи, другая религия». Осуждая ПЕГИДА бывший президент Германии К. Вульф и федеральный канцлер дружно заявили, что «Мусульманство - часть Германии» [18]. Хотя часть немецких политиков все же признали, что власти должны внимательно рассмотреть идеи движения как пример страхов коренного населения Германии. Этой же точки зрения придерживается профессор Вернер Шиффауэр, председатель немецкого совета по миграции, который считает, что ПЕГИДА «это признак наличия раскола в обществе по вопросу об иммиграции в страну, который намечался уже давно, имеет предысторию и отнюдь не является спонтанным» [10].

В этом плане показательно, что движение зародилось не просто на Востоке ФРГ, а именно в Саксонии с ее социально-экономическими проблемами. Не менее показательно, что согласно статистическим исследованиям многие немцы действительно сомневаются во многих аспектах приема мигрантов. Так согласно данным института по исследованию конфликтов и насилия университета Билефельда 42 % немцев считают, что большинство политических беженцев вовсе не подвергались репрессиям на родине, при этом 38 % убеждены, что цыгане криминальны по своей сути. 15 % считают, что прием мигрантов-мусульман следует ограничить, а 14 % уверены, что «исламская культура имеет опасное влияние на немецкую молодежь». 18 процентов уверены, что в Германии вообще слишком много опасных иностранцев, 9 % лично сталкивались с угрозой. Стоит отметить, что последняя цифра, вроде бы небольшая, на самом деле слишком велика для

стабильного демократического государства. Хотя при этом 55 % опрошенных «рады, если мигранты чувствуют себя в Германии как дома», а 61 % считает, что ислам должен иметь равные права с христианством [10].

Хотя надо сказать, что после начала нападок и некоторого ухода вправо в фразеологии движения появились типичные термины нацистской уличной пропаганды вроде «лгущая пресса», хотя это стоит считать скорее сигналом разочарования в политике традиционных властей. Причем именно последний фактор может считаться определяющим, о чем и говорил профессор Шиффауэр. Значительная часть немецкого общества разочарована отсутствием действий со стороны властей и игнорированием забот «простого немца». Один из «сочувствующих» ПЕГИДА выразил эту идею так: «политико-медиальная элита перекладывает проблемы со своей больной головы на здоровые головы пегидистов» [8].

Тем не менее, попытки представить ПЕГИДА неонацистами не прекращаются, но движение по-прежнему утверждает, что оно не против ислама, а просто против любого радикализма, в том числе исламского.

Хотя надо отметить, что ряд спорных моментов в отдельных заявлениях движения присутствует. Например, подразделение ПЕГИДА есть и в России, оно называется Ругида и активно действует в социальных сетях. Его краткая аннотация на страничке «Вк» гласит: «Движение за власть народа и уважение национальных ценностей коренных народов России! За уважение традиций, за здоровую семью!!! За Истинную демократию! За Единство во всех вопросах, во взаимоотношениях между коренными гражданами! За разделение в уголовном кодексе: наказание для коренного/наказание для иммигранта/для нелегалов!!! За восстановление Русского кино, Русской музыки!!! За социальное равноправие всех коренных граждан!!! За укрепление социальной стабильности в новом или переформированном государстве!!!» [14]. Националистический компонент воззвания очевиден, а вот радикальных или экстремистских элементов в официальных идеях не найти, на грани призыв к разделению видов наказания по уголовному кодексу, но в тоже время детально идея не расшифровывается и придраться к ней тяжело. Аватар движения представляет из себя картинку с богатырем, держащим на руках красну девицу, рядом поверженный мужчина восточного типажа в богатых одеждах (явная отсылка к славянским мифам и былинам), при этом в левом нижнем углу расположен уже упомянутый символ выкидывающего в мусорную корзину радикализм человека, справа внизу немецкоязычный лозунг «Россия, пробудись» («Russland erwache»), вверху в центре флаги ЕС и РФ.

В тоже время на странице движения, прежде всего на «стене», есть явно радикальные призывы и символы, включая фотографии с нацистским приветствием и т.д. Так что и в этом случае опять же однозначно решить, движение ли разделяет неонацистские идеи, или радикальные, в том числе неонацистские группы, активно пытаются стать частью движения и использовать его в своих целях невозможно [14].

Говорить о масштабах движения довольно сложно, но почтить память жертв террора в «Charlie Hebdo» под лозунгами движения вышло не менее 30 тыс. человек (по другим данным 25 тыс.). Хотя вскоре на акцию протеста

против деятельности ПЕГИДА вышло 35 тыс. человек [9]. И это тоже показатель - если Дрезден собирал тысячи человек на марши за немецкую христианско-иудейскую культуру, то более крупные Берлин и Кельн более толерантны и мультикультурны и противников движения здесь больше, чем сторонников [18].

Однако очевидно, что ПЕГИДА встречает некоторое понимание у немцев именно формой мирного протеста и своей озабоченностью духовной судьбой Германии. Вместе с тем, несмотря на панические статьи в демократической прессе и высказывания политиков, ПЕГИДА так и не оформилась как мощная организация. Хотя, в общем-то это и не планировалось, в конце 2016 г. Бахманн вновь подчеркивал: «Мы не партия, а крупнейшее гражданское движение Европы и единственная непарламентская оппозиция, которую мы имеем в Германии». После чего он добавлял: «Мы точно не будем заседать в парламенте, мы наблюдатели и являемся костью в горле у политиков. Мы -катализатор изменений» [13].

В 2017 г накануне выборов, когда внимание привлекли именно политические партии, интерес к ПЕГИДА снизился. Кроме того, за 2017 г. состоялось только 80 мероприятий против 200 аналогичных в 2016 г [12]. Есть версия, что это связано не с падением интереса к движению, а с введением федеральными властями цензуры в фейсбуке,

а именно через социальные сети крайне правые активно обращаются к своим избирателям и информируют их об акциях [17]. Также в некотором ослаблении движения свою роль сыграли политические факторы: постепенное преодоление миграционного кризиса в Германии, антимиграционные призывы и политические успехи партий АдГ и ХСС. Но движение в любом случае продолжает свою деятельность, на сайте регулярно появляются приглашения на «ежевечерние прогулки» по Дрездену и более крупные акции в других городах, например Мюнхене, Лондоне и т.д.

В любом случае даже краткосрочный взлет движения ПЕГИДА четко демонстрирует наличие серьезной системной проблемы и ее влияние на политическое поле Германии, прежде всего в виде роста национальных и националистических настроений. И в этом отношении стоит согласиться с А. фон Луке [1], что ПЕГИДА - это именно показатель текущего кризиса Запада, недоверия жителей к политике властей, по защите интересов простых граждан, к сообщениям СМИ и опасениям быть объектом их манипулирования. Миграционный кризис же стал тем катализатором, который накалил ситуацию до предела и заставил многих европейцев, которые не доверяют крупным партиям, но и не имеют больше сил молчать, искать новые формы протеста.

Библиографический список:

1. Luche A. von Terror und Pegida: Gebt uns ein Feindbild!//Blaetter fuer deutsche und internationale Politik. 2015. № 2. URL: https://www. blaetter.de/archiv/jahrgaenge/2015/februar/terror-und-pegida-gebt-uns-ein-feindbild (дата обращения 30.05.201S)

2. Patriotic Europeans Against the Islamisation of the West quickly gathering support in Germany//The Sydney Morning Herald. 1 б. 12.2014. URL: https://www.smh.com.au/world/patriotic-europeans-against-the-islamisation-of-the-west-quickly-gathering-support-in-germany-20141216-128105.html (дата обращения 29.05.201S)

3. Programm. Dresdner Thesen. URL: https://www.pegida.de/ (дата обращения 2S.05.201S)

4. Volker Weiss. Sind sie das Volk? Pegida - Die Patriotischen Europaeer gegen die Islamisierung des Abendlandes//Bundeszentrale fuer politische Bildung. 2015. URL: http://m.bpb.de/politik/extremismus/rechtsextremismus/199153/sind-sie-das-volk-pegida-die-patriotischen-europaeer-gegen-die-islamisierung-des-abendlandes (дата обращения 29.05.201S)

5. Антонов А., Корнева Л. Правононулистские региональные движения в ФРГ//Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4. С. 5-10.

6. Антонов А.Е. «ПЕГИДА» как движение граждан против исламизации//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 201б. № 11-1. С. 19-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ pegida-kak-dvizhenie-grazhdan-protiv-islamizatsii (дата обращения 29.05.201S)

7. Гончаренко Р. Движение Pegida: с российскими флагами против ислама и Меркель/ZDeutsche Welle. 20.11.2015. URL: http://p. dw.com/p/1H9Nb (дата обращения 2S.05.201S)

S. ДаубГ. Тихо сам с собою я веду беседу... URL: http://schutz-brett.org/3x/ru/khnrn/2S-russische-beitraege/czatbn/9S3-konflikt-mezhdu-narodom-i-elitoj-uglublyaetsya.html (дата обращения 30.05.201S)

9. Движение ПЕГИДА - кошмар для немецкого правительства. URL: https://topwar.ru/667S9-dvizhenie-pegida-koshmar-dlya-nemeckogo-pravitelstva.html (дата обращения 29.05.201S)

10. ЖолкверН. Движение Pegida стало объектом внимания ученых ФРГ/ZDeutsche Welle. 05.01.2015. URL: http://p.dw.com/p/1EFFH (дата обращения 29.05.201S)

11. Капустина О. Немецкий политолог: Pegida становится все радикальнее/ZDeutsche Welle. 20.10.2015. URL: http://p.dw.com/ p/1Gqxa (дата обращения 2S.05.201S)

12. Коваль И. В Германии на две трети уменьшилось число неонацистских демонстраций/ZDeutsche Welle. 24.02.201S. URL: http://p. dw.com/p/2tGJn (дата обращения 2S.05.201S)

13. Лутц Бахманн: сотни тысяч немцев покинули ФРГ из-за мигрантов и Меркель//РИА НОВОСТИ. 27.12.201б. URL: https://ria.ru/ interview/20161227/1484695141.html (дата обращения 29.05.201S)

14. Официальная грунна движения Ругида в «Вк». URL: https://vk.com/rugida (дата обращения 2S.05.201S)

15. Официальный сайт движения ПЕГИДА. URL: https://www.pegida.de/ (дата обращения 2S.05.201S)

16. ПЕГИДА. URL: http://uchansichan.com/pegida (дата обращения 29.05.201S)

17. После введения цензуры в фейсбуке в Германии на две трети уменьшилось число участников националистических акций. URL: http://rusparty.org/hermaniia/762-B9.html (дата обращения 2S.05.201S)

1S. ТогановаН.В. О движении ПЕГИДА и проблемах миграционной политики в ФРГ. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_ id=502&id=146S (дата обращения 2S.05.201S)

References

1. Luche A. von Terror und Pegida: Gebt uns ein Feindbild!//Blaetter fuer deutsche und internationale Politik. 2015. № 2. URL: https://www. blaetter.de/archiv/jahrgaenge/2015/februar/terror-und-pegida-gebt-uns-ein-feindbild (date of the application 30.05.201S)

2. Patriotic Europeans Against the Islamisation of the West quickly gathering support in Germany// The Sydney Morning Herald.

16.12.2014. URL: https://www.smh.com.au/world/patriotic-europeans-against-the-islamisation-of-the-west-quickly-gathering-support-in-germany-20141216-128105.html (date of the application 29.05.2018)

3. Programm. Dresdner Thesen. URL: https://www.pegida.de/ (date of the application 28.05.2018)

4. Volker Weiss. Sind sie das Volk? Pegida - Die Patriotischen Europaeer gegen die Islamisierung des Abendlandes//Bundeszentrale fuer politische Bildung. 2015. URL: http://m.bpb.de/politik/extremismus/rechtsextremismus/199153/sind-sie-das-volk-pegida-die-patriotischen-europaeer-gegen-die-islamisierung-des-abendlandes (date of the application 29.05.2018)

5. Antonov A., Korneva L. Pravopupulist regional movements in the Federal Republic of Germany//Bulletin of the Kemerovo State University.2017. № 4. С. 5-10.

6. AntonovAE "PEGIDA" as a movement of citizens against Islamization/|Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice. 2016. № 11-1. С. 19-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pegida-kak-dvizhenie-grazhdan-protiv-islamizatsii (date of the application 29.05.2018)

7. Goncharenko R. Movement Pegida: with Russian flags against Islam and Merkel //Deutsche Welle. 20.11.2015. URL: http://p.dw.com/ p/1H9Nb (date of the application 28.05.2018)

8. Daub G. Quietly by myself, I conduct a conversation with myself ... URL: http://schutz-brett.org/3x/ru/khnrn/28-russische-beitraege/ czatbn/983-konflikt-mezhdu-narodom-i-elitoj-uglublyaetsya.html (date of the application 30.05.2018)

9. The PEGAID movement is a nightmare for the German government. URL: https://topwar.ru/66789-dvizhenie-pegida-koshmar-dlya-nemeckogo-pravitelstva.html (date of the application 29.05.2018)

10. Jolkver N. Pegida movement became the object of attention of scientists of Germany//Deutsche Welle. 05.01.2015. URL: http://p. dw.com/p/1EFFH (date of the application 29.05.2018)

11. Kapustina O. German political scientist: Pegida is becoming more radical //Deutsche Welle. 20.10.2015. URL: http://p.dw.com/p/1Gqxa (date of the application 28.05.2018)

12. Koval I. In Germany, the number of neo-Nazi demonstrations decreased by two-thirds//Deutsche Welle. 24.02.2018. URL: http://p. dw.com/p/2tGJn (date of the application 28.05.2018)

13. Lutz Bachmann: hundreds of thousands of Germans left the FRG because of migrants and Merkel//RIA Novosti. 12/27/2016. URL: https://ria.ru/interview/20161227/1484695141.html (дата обращения 29.05.2018)

14. Official group of the Rugida movement in the "Vk". URL: https://vk.com/rugida date of the application 28.05.2018)

15. Official website of the PEGIDA movement. URL: https://www.pegida.de/ (date of the application 28.05.2018)

16. PEGIDA. URL: http://uchansichan.com/pegida (date of the application 29.05.2018)

17. After censorship in facebook in Germany, the number of participants in nationalist actions decreased by two-thirds. URL: http://rusparty. org/hermaniia/762-B9.html (date of the application 28.05.2018)

18. Toganova N.V. About the movement of Pegis and the problems of migration policy in Germany. URL: https://www.imemo.ru/index. php?page_id=502&id=1468 (date of the application 28.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.