Т. 1. С. 260-397.
32. Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности [Электронный ресурс]. URL: http://www.knigafund.ru/books/24932 (16 мая 2013).
33. Чупров А. Некоторые данные по нравственной статистике России // Юридический вестник. 1884. Год XVI. № 8.
С. 631-641.
34. Шашков С.С. Исторические судьбы женщины: детоубийство и проституция. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1872. 590 с.
35. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб.: Издание И.М. Сибирякова, 1892. 720 с.
УДК 796.012:572
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ВУЗА С УЧЕТОМ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ МЫШЕЧНОГО КОМПОНЕНТА
л
© М.М.Колокольцев1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведено исследование компонентного состава тела студентов-юношей 17-20 лет, родившихся в Восточной Сибири, с использованием методики Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина. Двигательные качества юношей оценивались по тестам, разработанным ВНИИ физической культуры РФ. Установлена достоверная зависимость абсолютного содержания мышечной массы в теле юношей от частоты занятий физической культурой в вузе: с уменьшением содержания мышечной массы увеличивается жировая ткань. Также более высокие значения показателей во всех двигательных испытаниях отмечены в группе студентов с высоким уровнем выраженности мышечной ткани. Недостаток двигательной активности на старших курсах обучения рекомендовано компенсировать самостоятельными управляемыми двигательными занятиями, рекреационно-туристическими формами активного отдыха, а также участием в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Ключевые слова: студенты; мышечная масса; физическая подготовленность; физическая культура.
UNIVERSITY STUDENTS MOTOR QUALITIES CONSIDERING QUANTITATIVE CHARACTERISTIC OF THEIR MUSCLE COMPONENT M.M. Kolokoltsev
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Body component composition of 17-20 year male students born in Eastern Siberia has been researched with the use of R.N. Dorokhov, V.G. Petrukhin methodology. Motor qualities of youth were evaluated according to the tests developed by the All-Russia Scientific Research Institute of Physical Education of the Russian Federation. The reliable dependence of the absolute content of muscle mass in the youths' bodies on the frequency of physical education lessons at the univers i-ty is established: as the content of muscle mass decreases it is substituted by adipose tissue. Moreover, the higher values of indices in all motor tests are registered in the group of students with highly developed muscle tissue. The lack of motor activity in the senior years of training is recommended to compensate with controlled independent motor activities, forms of active rest including tourism and hiking, as well as participation in mass fitness and health recreation events. Keywords: students; muscle mass; physical fitness; physical education.
Известно, что компонентный состав тела человека характеризует уровень и степень гармоничности его физического развития. В то же он время является критерием состояния здоровья и двигательной активности [2, 5]. Из факторов внешней среды, участвующих в формировании компонентного состава тела человека, большое значение имеют занятия физической культурой и спортом. Поэтому изучение компонентного состава тела с учетом характеристик двигательных качеств в комплексном исследовании организма является научно обоснованным и востребованным временем [8].
Поиск путей индивидуализации физической нагрузки ведется давно, но преимущественно на основе персонификации методик подготовки, имеющих
целью достижение среднестатистических половозрастных нормативов двигательной активности. Однако такой подход снижает индивидуальные особенности человека, требуя их единообразия [10]. По мнению В.В. Зайцевой [4], значительно увеличить эффективность занятий и повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом можно при использовании методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально-типологической принадлежности. При этом уровень показателей состава тела и их динамика в полной мере зависит от структуры занятий, объема и интенсивности физических нагрузок [5, 13]. Таким образом, современные представления, теории и методики физического воспитания, медицины сводятся к
1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]
необходимости учета индивидуальных особенностей развития и состояния человека [1, 11, 14].
В последние годы в Иркутской области проводились исследования по оценке и анализу лишь сомато-типологической характеристики юношей в возрасте от 17 до 20 лет [6]. В этой связи весьма актуально провести дополнительные исследования по выявлению содержания и характера взаимосвязи между значениями показателей, характеризующих двигательные качества, и количеством мышечного компонента в теле студентов.
Цель исследования - дать количественную характеристику содержания мышечного компонента в теле студентов, обучающихся в техническом вузе Восточной Сибири, с учетом их двигательных качеств для оптимизации занятий по дисциплине «Физическая культура».
Методы и организация исследования. Обследовано 1302 студента Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. Возраст юношей в среднем составил 18,45 лет и колебался от 17 до 20 лет. В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бу-нака (1941) с учетом требований НИИ антропологии МГУ (1982), с использованием стандартного набора инструментов. Измерения проводились в помещении кабинета врачебного контроля вуза с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ. Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинской декларации (2008). Все обследуемые были проинформированы о характере, цели исследования, дали письменное согласие на участие в нем.
Из имеющихся в настоящее время методик определения компонентного состава тела человека использовали методику, предложенную Р.Н. Дороховым и В.Г. Петрухиным (1989) [3], которая прошла апробацию в клинической и педагогической практике. Эта схема высокоинформативна, имеет существенные преимущества перед субъективными схемами диагностики компонентного состава тела, а также наиболее удобна для использования при оценке морфологических особенностей человека. Компонентный уровень варьирования признаков (КУВ) определяли по содержанию в теле жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс. Оценка ММ производилась путем суммирования четырех обхватов конечностей (плеча и бедра верхних и нижних частей) и вычитания из суммы величины жировой массы (ЖМ), умноженной на коэффициент 3,14. Формула для определения мышечной массы, по данным авторов, представлена в следующем виде:
ММ = (ОПВ + ОПН + ОБВ + ОБН) - ЖМ х 3,14, где ОПВ - обхват плеча верхний; ОПН - обхват плеча нижний; ОБВ - обхват бедра верхний; ОБН - охват бедра нижний; ЖМ - жировая масса, 3,14 - коэффициент.
Содержание мышечного компонента тела (в %) делилось на пять сигма-классов. М±0,67s - среднее значение показателей для выборки. Если оно нахо-
дится в интервале от ±0,67s до ±1,34s, содержание мышечной массы оценивалось как выше или ниже среднего соответственно. Если оно находится в интервале от ±0,67s до ±1,34s, содержание было охарактеризовано как выше среднего или ниже среднего [7]. Если данные выходили за пределы ±1,34s, мышечный компонент оценивался как высокий или низкий.
Студенты учебных групп первого и второго курсов обучения посещали учебные занятия по физической культуре два раза в неделю, а студенты третьего и четвертого курсов - один раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляла 90 мин, они проводились согласно требованиям государственных образовательных стандартов второго поколения (примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», М., 2000) преимущественно с использованием общефизической подготовки, направленной на воспитание всех основных двигательных способностей.
Двигательные качества юношей оценивались по тестам, разработанным ВНИИ физической культуры РФ. Для оценки быстроты использовался бег на 100 м с хода (с); скоростной выносливости и ловкости - челночный бег 10 раз по 5 м (с); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса - подтягивание (раз); скоростно-силовой выносливости мышц -сгибателей туловища - подъем туловища (раз); гибкости - наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места (см); выносливости - бег 1000 м (мин/с).
Рассчитывали: среднее арифметическое значение показателей, М; среднеквадратичное отклонение, в; стандартную ошибку, т. В соответствии с рекомендациями О.Ю. Ребровой [9] в работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью ¿-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимыми. Расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0. Для оптимизации и автоматизации анализа первичного цифрового материала был использован авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (государственная регистрация программы для ЭВМ № 2010612275 от 26.03.2010 г.).
Результаты исследования
Установлено, что ММ у юношей 17-20 лет в среднем была равна 28,49±0,12 кг, что составило 41,5±0,14% от массы тела (с колебаниями от 15,2 до 73,8%), а выраженность ММ - 1,3±0,01 (с колебаниями от 0,3 до 8,6). Разброс абсолютного значения показателя ММ у юношей составил от 14,0 кг (минимальная величина) до 50,77 кг (максимальная величина).
Изучение количественного содержания ММ в компонентном составе тела юношей на протяжении четырех лет обучения на кафедре физической культуры
НИ ИрГТУ свидетельствует о следующем. Содержание мышечной ткани в группе студентов на первых двух годах обучения по дисциплине «Физическая культура», когда занятия проводятся два раза в неделю, достоверно (Р<0,05) выше, чем на третьем - четвертом курсах.
Так, абсолютное содержание ММ в теле юношей на первом-втором курсах обучения в среднем составило 29,8±0,1 кг (43,4%). При переходе на одноразовые занятия в неделю (третий - четвертый курсы обучения в вузе) отмечается уменьшение характеристик показателя содержания ММ в теле юношей на 2,2 кг -до 27,6±0,2 кг (40,2%) и значительное (Р<0,05) увеличение на этом фоне содержания жировой массы на 1,5 кг (на 10,9%) с 12,2±0,2 (первый - второй курс) до 13,8±0,1 кг (третий - четвертый курс). Представленная динамика компонентного состава тела молодых людей свидетельствует о его прямой зависимости от физической активности юношей. Увеличение содержания жировой массы в теле юношей может оказывать негативное влияние на состояния их соматического и физического здоровья.
Представляет интерес изучение взаимосвязи результатов в двигательных тестах от количественного содержания ММ в теле юношей (таблица).
факт, что по значениям показателей длины и массы тела молодые люди с высоким содержанием мышечной массы имеют самые низкие антропометрические характеристики. Длина тела у них составляет 176,1±0,7 см, а масса - 64,5±1,0 кг. Однако у них регистрируется наибольшая окружность грудной клетки (ОГК) - 106,0±0,3 см, что может косвенно подтверждать у них высокие функциональные показатели организма.
По тесту на общую выносливость (бег на 1000 м) лучший результат отмечен у юношей с высоким и выше среднего уровнем содержания мышечной массы в теле. При этом студенты с высоким содержанием ММ пробежали дистанцию 1000 м за 3:50,1±0:02,3 м/с, а с низким уровнем ММ - за 3:57,7±0:02,9 м/с, что хуже на 7,6 с (Р<0,05).
В силовых тестах (подтягивание и подъем туловища) лучшая характеристика показателей также регистрируется у юношей с высоким уровнем выраженности ММ.
Подобная динамика зависимости отмечена при обследовании спортсменов и не спортсменов в Латвии [5], а также лиц, занимающихся атлетизмом при включении его в программу занятий студентов вуза физической культурой [12].
Динамика значений показателей в двигательных тестах от уровня выраженности мышечной ткани тела и антропометрических параметров юношей 17-20 лет
Антропометрические показатели и двигательные тесты Содержание мышечной массы, % от массы тела
Низкое (более -1,34Б) Ниже среднего (от -0,67s до -1,34s) Среднее М±0,67Б Выше среднего (от +0,67s до +1,34s) Высокое (более +1,34Б)
Значение показателя и теста
Длина тела,см 177,5±0,6 178,4±0,5 178,0±0,2 177,3±0,4 176,1 ±0,7
Масса тела, кг 70,2±1,0 69,6±0,6 68,1 ±0,3 65,5±0,6 64,5±1,0
ОГК, см 81,8±0,6 88,3±0,08 94,4±0,08 100,1 ±0,08 106,0±0,3
Челночный бег 10x5 м, с 16,3±0,1 16,1 ±0,08 16,0±0,05 15,3±0,09 15,2±0,1
Бег на 100 м, с 14,3±0,04 14,1 ±0,09 13,9±0,03 13,8±0,07 13,4 ±0,09
Бег на 1000 м, мин/с 3:57,7±0:02,9 3:53,9±0:02,7 3:52,2±0:00,8 3:51,8±0:01,7 3:50,1±0:02,3
Подтягивание, раз 8,8±0,4 9,1 ±0,3 11,1 ±0,1 11,5±0,3 11, 8±0,4
Подъем туловища за 30 с, раз 28,5±0,5 28,6±0,4 29,1 ±0,2 30,1 ±0,4 30,7±0,6
Наклон туловища, см 12,4±0,6 16,0±0,5 16,9±0,3 17,0±0,5 17,6±0,7
Прыжок в длину с места, см 231,0±0,6 235,0±1,2 238,3±0,5 239,4±1,2 242,8±1,7
Как видим из представленных в таблице данных, в тесте на скоростную выносливость и ловкость (челночный бег 10 раз по 5 м) лучшее время - 15,2±0,1 с показали юноши с высоким уровнем содержания мышечной массы, а также в градации выше среднего -15,3±0,09 с (Р<0,05). В других уровнях содержания ММ зависимости не установлено.
В двигательном испытании на быстроту (бег на 100 м) зарегистрирована та же закономерность динамики показателя. Лучший результат (13,4±0,091 с) показали юноши с высоким содержанием ММ в теле, а самый низкий результат (14,3±0,04 с) установлен у испытуемых с градацией выраженности ММ «ниже среднего» (Р<0,05). Обращает на себя внимание тот
Анализ характеристики такого двигательного качества, как гибкость, свидетельствует о том, что в группе юношей с высоким уровнем содержания ММ значение показателя в тесте «наклон туловища» на 41,9% выше, чем у студентов с низкой градацией развития мышечной массы (17,6±0,7 и 12,4±0,6 см, соответственно Р<0,05).
В тесте, характеризующем динамическую силу мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) в группе студентов с высоким уровнем ММ значение показателя на 4,8% выше, чем в группе юношей с низким уровнем ММ.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Количество мышечной массы в компонентном составе тела юношей (29,8±0,1 кг) достоверно больше на первом и втором курсах обучения по дисциплине «Физическая культура», когда занятия на кафедре проводятся два раза в неделю. При переходе на одноразовые занятия (третий и четвертый курсы обучения в вузе) отмечается снижение характеристик показателя содержания ММ в теле юношей на 7,97% (до 27,6±0,2 кг) и увеличение на этом фоне содержания жировой массы на 10,9% (Р<0,05).
2. В группе юношей с высоким уровнем содержания мышечной массы во всех двигательных испытаниях результаты тестов оказались достоверно выше, чем в градации ММ «низкая» и «ниже среднего».
3. В группе студентов с высоким содержанием ММ
в компонентном составе тела отмечаются самые низкие характеристики показателей длины и массы тела на фоне наиболее развитой окружности грудной клетки.
Недостаток двигательной активности студентов, обусловленный занятиями физической культурой в вузе один раз в неделю, рекомендовано компенсировать путем использования управляемых самостоятельных занятий, рекреационно-туристическими формами активного отдыха, а также привлечением студентов к массовым физкультурно-оздоровительным мероприятиям (например, участие в спартакиаде факультетов вуза, в соревнованиях «Кросс нации», лыжных гонках «Лыжня России» и др.).
Статья поступила 09.02.2015 г.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьника // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ междунар. семинара. М., 1993. С. 42-50.
2. Буйкова О.М., Тристан В.Г. Влияние занятий различными видами аэробики на компонентный состав тела студенток // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2010. Вып. 19 (195). С. 131-134.
3. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г. Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов. Смоленск: Изд-во СГИФК, 1989. С. 4-14.
4. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра педагог. наук. М., 1995. 48 с.
5. Зуозене И.Ю. Особенности физической подготовленности и телосложения студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Физическое воспитание студентов. 2013. № 6. С. 15-19.
6. Колокольцев М.М., Лумпова О.М. Конституциональная типология организма студентов Прибайкалья // Вестник ИрГТУ. 2013. № 7 (78). С. 267-273.
7. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека: учеб.-метод. пособие / В.Г. Николаев [и др.]. Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2005. 111 с.
8. Николаев В.Г., Синдеева Л.В. Опыт изучения формирования морфофункционального статуса населения Восточной Сибири // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т. 6. № 2. С. 238-241.
9. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.
10. Ходаковски-Мальцевич Л. Зависимость спортивного результата от развития физических качеств и морфологических показателей юношей на этапах предварительной подготовки к бегу: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. М., 1992. 18 с.
11. Христовая Т.Е. Влияние физических нагрузок на обмен веществ и гормональный статус людей с разным соматоти-пом //Физическое воспитание студентов. 2011. № 6. С. 131-135.
12. Чернозуб А.А. Характер изменений показателей состава тела у студентов в процессе занятий физической культурой с использованием комплексов атлетизма // Физическое воспитание студентов. 2011. № 3. С. 99-102.
13. Typ rozktadu podsc^ tluszczowej u dzieci i mtodziezy z Gorzowa Wielkopolskiego / M. Kuchnio, J. Forjasz, J.Trzeciak // Aktywnosc ruchowa ludzi w raznym wieku / pod red. D. Umi-astowskiej. 2008. V. 9. P. 563-569.
14. Stukas R., Dobrovolskij V. Visuomenes sveikatos studentq mitybos ypatumai // Svekatos mokslai. 2009. V. 1. Р. 2147-2153.
УДК 316.4.06
ЗНАЧЕНИЕ ИНГРУППЫ В СТРАТЕГИЯХ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Л
© К.В. Конышева1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведен анализ роли ингруппы в стратегиях поведения трудовых мигрантов. Данные для анализа были получены в процессе социологического исследования в гг. Иркутске и Ангарске. Основополагающим фактором при принятии решения о переезде, выборе профессии, выборе рабочего места и стратегий поведения на рынке труда являются социальные связи с друзьями, родственниками и знакомыми, которые также являются мигрантами или соотечественниками мигранта, находящиеся на постоянном месте жительства в стране прибытия мигранта. Абсолютизация роли ингруппы для мигранта может служить причиной самоизоляции, отказа от полноценного взаи-
1 Конышева Ксения Вячеславовна, соискатель, тел.: 8964357500 3, e-mail: [email protected] Konysheva Ksenia, Competitor for a scientific degree, tel.: 89643575003, е-mail: [email protected]