УДК 796.01:612
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ PHYSICAL ACTIVITY - HEALTH STUDENTS
Курганова Екатерина Николаевна старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия
Kurganova Ekaterina Nikolaevna Senior Lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I.S. Turgenev,
Orel, Russia
Панина Ирина Викторовна старший преподаватель «Прикладная физическая культура» Орловский государственны/й университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия
Panina Irina Viktorovna Senior Lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I.S. Turgenev,
Orel, Russia
i mi_jm
Аннотация. В статье представлен оздоровительны^/й и профилактический эффект применения дополнительных занятий физическими упражнениями. Необходимость привлечения студентов к двигательной активности.
Abstract. The article presents a health and profilakticheski the effect of additional physical exercises. The need to attract students to physical activity.
Ключевые слова: физические упражнения, двигательная активность, здоровье.
Keywords: exercise, physical activity and health.
Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная задача физического воспитания — с помощью его специфических средств (физических упражнений) помогать
U
организму, реализовывать в процессе собственной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности. В основе физического воспитания лежит спортивная тренировка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, единственная научно обоснованная концепция управления естественным и индивидуальным двигательным потенциалом человека. Не случайно обучение и тренировка — единый педагогический процесс [1].
Несмотря на значительное количество исследований, проблема профилактики дефицита двигательной активности студентов остается актуальной и вызывает большой интерес специалистов в этой области. Систематическое, правильно дозированное соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни. Нормой двигательной активности для студента считается 1,5 - 2 часа от 2 до 7 раз в неделю [2].
Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». Основная форма занятий физической культурой в вузах - учебные занятия, которые согласно учебной программе составляют только четыре часа в неделю.
По данным исследований, опрошенные студенты (девушки) основной медицинской группы, разделенные на подгруппы:
1 - не регулярно посещающие занятия физической культурой;
2 - занимающиеся два раза в неделю, по два часа;
3 - имеющие дополнительные занятия по избранным видам двигательной активности.
Для определения уровня здоровья использовали экспресс-оценку физического здоровья, авторами которой являются Хрущев С. В., Поляков С. Д., Иванов И. Л. Комплекс, состоящий из 5 морфологических и функциональных показателей (массо-ростовой индекс Кетле; индекс Робинсона; индекс Скибинского; индекс мощности Шаповаловой В. А.). Он имеет наивысшую степень взаимосвязи с уровнем общей выносливости и с острой заболеваемостью.
В итоговой таблице, каждому показателю определяют оценку в баллах. Затем рассчитывается общая сумма баллов, которая показывает уровень физического состояния:
2 - 7 баллов - низкий;
8 - 10 баллов - ниже среднего;
11 - 15 баллов - средний;
16 - 20 баллов - выше среднего; 21 - 25 - высокий;
Кроме средней оценки уровня физического здоровья, этот тест дает возможность определения «слабых мест» организма каждого студента. Учет выявленных данных позволяет использовать соответствующие методы
и средства, а также подбирать рациональный двигательный режим, который будет способствовать их оздоровлению.
В результате проведенных исследований выяснилось, что средняя оценка физического здоровья студентов:
- занимающихся не регулярно, составляла - 7 баллов (низкий);
- два раза в неделю - 12 баллов (средний);
- более двух раз - 17 баллов (выше среднего); табл.1 [2].
Анализ показателей подтверждает, что дополнительные занятия физическими упражнениями, их регулярность могут способствовать укреплению состояния здоровья, улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма студентов. Полноценное развитие современного общества во многом определяется уровнем здоровья студенческой молодежи, доля которой в структуре населения страны очень значительна. Она обеспечивает потребность рынка труда в трудовых ресурсах, репродуктивный и культурный потенциал нации, обороноспособность страны
[3].
Всё это возможно реализовать только в том случае, если новое, растущее поколение будет иметь хороший уровень здоровья и силы для активной творческой самореализации в современном высокотехнологичном мире. Поэтому, основные задачи физического воспитания - дать учащимся целостные знания о пользе и значимости двигательной активности, создать и привить интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом, мотивировать в них потребность к ежедневной двигательной активности. Особенно это касается студентов с ослабленным здоровьем, отнесённых к специальной медицинской группе [4].
Таблица 1
Показатели среднего значения экспресс-оценки физического здоровья студентов
Параметры физического здоровья студентов 1 группа п=13 2 группа п=11 3 группа п=10
Индекс Кетле (г/см) 429,0 ± 27,2 329,3 ± 15,3 352,0 ± 12,3
Индекс Робинсона (усл.ед) 103,6 ± 5,4 78,5 ± 5,1 66,5 ± 5,1
Индекс Скибинского (усл.ед) 767,6 ± 360,0 2250,4 ± 400 5100,4 ± 400,2
Индекс Шаповаловой (усл.ед) 221,7 ± 8,1 246,7 ± 5,3 353,4 ± 2,3
Индекс Руфье (усл.ед) 12,1 ± 3,0 11,3 ± 3,0 8,7 ± 1,1
Список литературы
1. Викулов А. Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов.- М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367с.
2. Галайда А. В., Андреев С. А. Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений : сборник статей 3-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 а пр. 2013 г. /А. В. Галайда, Андреев С. А. -ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. Екатеринбург, 2013. - 289 с.
3. Курганова Е. Н. К вопросу формирования в ВУЗах специальныэ/х медицинских групп для занятий физической культурой. «(Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы/ науки и практики.». Материалыы VII международной научно-практической конференции 27 - 30 апреля 2015 /Е. Н. Курганова. - Госуниверситет - УНПК. - С. 94 - 99.
4. Глазков а Г. Б. Проблемы>/ качества физкультурно-оздоровительной и здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений: сборник статей 3-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 а пр. 2013 г. / Г. Б. Глазкова. - ФГАОУ ВПО «<Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. - Екатеринбург, 2013. -289 с.
References
1. Viku/ovA. D. Plavanie [Swimming]. Moscow, VLADOS-PRESS Pub., 2004. 67p.
2. Ga/aydh A. V., Andreev A. S. Prob/emy kachestva fizkul'turno-ozdorovitel'noy i zdorov'e sberegayushchey deyate/'nosti obrazovate/'nykh uchrezhdeniy: sbornik statey 3-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Ekaterinburg, 26 apr. 2013 g. [The problem of quality of health and the health saving activities in educational institutions : collected articles of the 3rd International scientific-practical conference, Ekaterinburg, April 26. 2013 /FGAOU VPO "ROS. GOS. prof.-PED. Univ"; under the General editorship of N. V. Tretyakova]. Yekaterinburg, 2013. 289p. (In Russ.).
3. Kurganova E. N. [On the question of formation in the Universities of special medical groups for physical culture]. «Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm. Integratsionnye protsessy nauki i praktiki». Materialy VII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 27 - 30 aprelya 2015 [Physical culture, sports and tourism. The processes of integration of science and practice. Materials of VII international scientific-practical conference, 27 - 30April 2015]. Orel, State University - unpk. Pp. 94 - 99. (In Russ.).
4. Glazkova G. B. Problemy kachestva fizkul'turno-ozdorovitel'noy i zdorov'e sberegayushchey deyatel'nosti obrazovatel'nykh uchrezhdeniy: sbornik statey 3-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Ekaterinburg, 26 apr. 2013 g. [Quality Problems health and the health saving activities in educational institutions: collected articles of the 3rd International scientific-practical conference, Ekaterinburg, April 26. 2013]. Yekaterinburg, 2013. 289 p. (In Russ.).