Научная статья на тему 'Двигательная активность школьников и оптимальная физическая нагрузка как здоровьеукрепляющие факторы'

Двигательная активность школьников и оптимальная физическая нагрузка как здоровьеукрепляющие факторы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
856
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОПТИМАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ГИПОДИНАМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скляров Денис Александрович, Скляров Александр Владимирович, Мунчаев Камиль Магомедович

В статье рассматривается проблема оздоровления школьников средствами физической культуры, анализируются факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье детей, определены оптимально-дозированные физические нагрузки для повышения физической подготовленности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скляров Денис Александрович, Скляров Александр Владимирович, Мунчаев Камиль Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность школьников и оптимальная физическая нагрузка как здоровьеукрепляющие факторы»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА КАК ЗДОРОВЬЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ

®2011 Скляров Д.А., Скляров А.В., Мунчаев К.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проблема оздоровления школьников средствами физической культуры, анализируются факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье детей, определены оптимально-дозированные физические нагрузки для повышения физической подготовленности учащихся.

The authors of the article consider the problem of schoolchildren’s health improvement by means the physical training, analyze the factors adversely influencing upon the children’s health, determine the optimum-dosed physical activities for increasing the schoolchildren’s physical readiness.

Ключевые слова: мониторинг, индивидуальный подход, оптимальная физическая нагрузка, гиподинамия.

Keywords: monitoring, individual approach, optimum physical activity,

hypodynamia.

Формирование здоровых и разносторонне развитых детей средствами физической культуры является приоритетной задачей общеобразовательной школы, чему свидетельством исследования [1, 6, 10], где представлены результаты мониторинга, проведенного в

различных регионах страны (2002-2005) государственным комитетом Российской Федерации по

физической культуре и спорту, Всероссийским научно-иссле-

довательским институтом физической культуры и спорта.

Согласно данным мониторинга,

физическая подготовленность и состояние здоровья выпускников

школ находится на низком уровне и значительно уступает аналогичным показателям выпускников прошлых лет, не соответствует требованиям, что вызывает обоснованную тревогу у государственных структур [2].

Отмечается физическая

деградация или отрицательная динамика в физической

подготовленности учащихся 9-11

классов, то есть той части молодежи, которая в дальнейшем будет определять будущее, благополучие и безопасность страны.

Среди причин, сформировавших такую сложную ситуацию, следует выделить: недостаточное

государственное финансирование школьной спортивно-массовой

работы; отсутствие спортивных залов и площадок во многих школах; слабое материально-техническое оснащение; низкое качество преподавания предмета «Физическая культура», включая профессиональную

некомпетентность учителей

физической культуры; низкая методическая подготовка,

неэффективное применение или отсутствие индивидуального подхода при решении задач физического воспитания школьников.

Следует отметить, что физическая перегрузка, двигательная

пассивность имеют границы, выход за пределы которых приводит к патологическим изменениям в организме, дисгармонии в

физическом развитии, недостаточной тренированности или

перенапряжению сердечно-

сосудистой системы, дискоординации мышечной деятельности и вегетативных функций, что даже незначительно отличающиеся друг от друга по объему интенсивности и характеру воздействия физические упражнения вызывают различные реакции физиологических (сердечнососудистой, дыхательной и нервной) систем организма, неодинаковые у лиц разного пола, возраста и тренированности, что указывает на узость границ оптимальных нагрузок. Наиболее благоприятное воздействие на организм занимающихся оказывает лишь оптимальная физическая нагрузка, при которой сдвиги вегетатики соответствуют энергетическим требованиям

организма [3-5, 7].

Дифференциация же

физкультурного образования,

индивидуализация физических

нагрузок на уроках физической культуры с учетом возрастно-половых различий и функциональных возможностей учащихся не только оптимизирует учебный процесс, но и делает его здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим. В то же время необоснованное применение физических нагрузок, превышающих функциональные возможности

организма занимающихся, снижает эффективность учебного процесса, наносит невосполнимый ущерб здоровью, что противоречит цели физического воспитания.

Результаты научных исследований по решению вопроса оптимальных физических нагрузок в упражнениях различного характера, несомненно, послужат методическим материалом для уроков физической культуры в части развития двигательных качеств школьников, не занимающихся спортом. При этом дозировка физических упражнений скоростносилового, скоростного и

координационного характера для развития двигательных качеств у школьников, по данным [8, 9],

предполагает в прыжках в длину с места у мальчиков и девочек 6 лет количество прыжков в одной серии, равное 3, интервал отдыха между одиночными прыжками - 7-8 с., сериями - 30 с, количество серий в одном занятии - 2;

- в возрасте 7 лет количество прыжков в одной серии у девочек и мальчиков составляет 4-5, интервал отдыха между одиночными прыжками

- 5-6 с, сериями - 30 с, количество серий в одном занятии у мальчиков 45, у девочек - 3;

- в возрасте 8 лет у мальчиков количество прыжков в одной серии 45, у девочек - 4, интервал отдыха между прыжками - 7 с, между сериями - 30 с, количество серий в одном занятии у мальчиков - 4, у девочек - 3;

- в возрасте 9 лет количество прыжков в одной серии у мальчиков -

3, у девочек - 2, интервал отдыха между прыжками у мальчиков - 3-5 с, у девочек - 5-7 с, между сериями - 30 с, количество серий в одном занятии равно 4 и 5.

В беге на месте в течение 5 с оптимальное количество повторений серий в одном занятии должно быть:

- в возрасте 6 лет у мальчиков - 5 раз с интервалом отдыха между сериями 1 мин. 15 с, у девочек - 4 раза с интервалом 30 и 60 с;

- в возрасте 7 лет у мальчиков 3 раза с интервалом 1 мин, у девочек -3-4 раза с интервалом 30 и 45 с;

- в возрасте 8 лет у мальчиков - 4-5 раз с интервалом соответственно 60 и 45 с, у девочек - 4 раза с интервалом 45 и 60 с.

В челночном беге 3x5, 3x7, 3x10 м

- в возрасте 6 лет количество

серий челночного бега 3x5 м должно быть у мальчиков 5, у девочек - 3-4, интервал отдыха между

повторениями - 60 и 45 с;

- в возрасте 7 лет количество повторений челночного бега 3x7 м должно быть у мальчиков 3, у девочек

- 5 раз, интервал отдыха между сериями - 60 с;

- в возрасте 8 лет количество серий челночного бега 3x7 м должно

быть у мальчиков - 5, у девочек - 3 раза, интервал между повторениями серий - 60 и 45 с соответственно;

- в возрасте 9 лет количество серий челночного бега 3x7 м у мальчиков должно быть 3, у девочек -

4, интервал между повторениями - 1 мин;

- число повторений серий челночного бега 3x10 м в возрасте 8 лет должно быть у мальчиков 4 раза с интервалом 1 мин, у девочек - 3 раза с интервалом 1 мин 15 с, в возрасте 9 лет у девочек 4, у мальчиков - 5 раз с интервалом отдыха между сериями соответственно 1 мин и 1 мин 15 с.

Выполнение физических нагрузок различного рода в таких дозировках, по данным физиологической кривой, адекватно функциональным

возможностям организма

занимающихся, не вызывает отрицательных изменений в их здоровье, сопровождается

улучшением функций сердечнососудистой и дыхательной систем и повышением уровня физической подготовленности. При этом среди факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье школьников, следует выделить нарушение санитарногигиенического режима в школах, значительную перегрузку учебными занятиями, недооценку физического воспитания.

В старших классах учебная нагрузка в большинстве случаев составляет 10-11 часов, то есть значительно больше, чем у взрослых людей, занятых умственным или физическим трудом, что неизбежно нарушает режим отдыха и сна школьника и не может не отразиться на состоянии их здоровья. Так, по данным [9] повышенное артериальное давление обнаружено у 30% старшеклассников в начале, у 46% - в конце учебного года, и эта тенденция приобретает стойкий характер, поскольку отмечается рост удельного веса гипертонической болезни.

Неблагоприятно влияет на здоровье детей школьного возраста и гиподинамия, предполагающая

недостаточную двигательную

активность и резкое ограничение мышечной деятельности.

Подсчитано, что в сидячем положении школьник теперь проводит около 90% времени, а нередко 6 и более часов он сидит за книгой, тетрадями в школе. Дома он обречен на неподвижное состояние в течение 2-3 часов, когда выполняет домашние задания. Почти все школьники смотрят телепередачи, сидит за компьютером, как известно, затормаживает физическую

активность. В результате они недосыпают, редко бывают на чистом воздухе, мало двигаются, что прежде всего отражается на их нервной системе.

Физический и моральный вред приносит детям постоянный

недостаток свежего воздуха, активных движений в течение целых 11 лет учебы. Известно, что активные мышечные движения усиливают деятельность нервной системы, в том числе и тех ее отделов, которые регулируют функции

кровообращения, дыхания, обмена веществ, внутренней секреции.

Занятия физической культурой способствуют усилению физического развития, а ограничение

двигательной активности тормозит его, причем малоподвижные дети отстают в физическом развитии, у них очень слабые мышцы, которые не в состоянии поддерживать скелет в правильном положении. При длительном сидении позвоночник выгибается дугой, образуется сутулость, развивается плохая осанка. Функции сердечнососудистой, дыхательной,

пищеварительной и других систем ослабляются, наступает быстрая утомляемость, снижается

успеваемость в учебе.

Наблюдаются и другие нарушения и отклонения в состоянии здоровья детей, для чего надо покончить с гиподинамией, активизировать

двигательный режим детей, где решающую роль принадлежит

физической культуре, спорту, труду,

удельный вес которых постепенно

падает в семье, школе и даже в детских учреждениях.

Неблагоприятно на здоровье влияют вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), которые все больше и больше врываются в быт и жизнь, вследствие чего проблема оздоровления школьников

Примечания

и всего населения страны является актуальной и приобретает с каждым годом все большую значимость, что связано с многочисленными статистическими данными об ухудшении состояния здоровья как подрастающего поколения, так и взрослых.

1. Бальсевич В. К , Лубникова Д. А. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С 2-7. 2. Изаак С. И. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2002-2005 гг.). Подпрограмма: Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи Российской Федерации (2002-2005 гг.): Сборник научных трудов. М. : Госкомитет РФ по физкультуре и спорту. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, 2002. 3. Коробков А. В. Основные этапы и направления формирования двигательных функций в детском и юношеском возрасте. Вторая всесоюзная н.-м. конф. по юношескому спорту: Тезисы докладов. М.: Фис, 1962. С. 37-41. 4. Мотыленская Р. Е. Возраст и физическая культура в свете данных врачебных исследований: Автореф. дисс ... д-ра пед. наук. Л., 1963. 5. Могендович М. Р. Моторно-висцеральные и познавательные рефлексы. Пермь, 1965. 6. Мейксон Г. Б , Любомирский Л. Е. Методика физического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. 7. Прокудин Б. Ф. к вопросу о дифференцировании нагрузок в физическом воспитании школьников // Физическое воспитание и школьная гигиена: Тезисы 1-й Всесоюзной конференции. Махачкала, 1978. 8. Скляров Д. А. развитие двигательных качеств у младших школьников посредством индивидуально-дозированных физических нагрузок: Автореф. дисс.... канд пед. наук. Майкоп, 2006. 9. Скляров Д. А. Развитие двигательных качеств у школьников на уроках физической культуры. Методическое пособие для учителей. Махачкала, 2006.10. Тучалаев С. Т Особенности организации обучения шестилетних детей Дагестана. Махачкала : Дагучпедгиз, 1987.

Статья поступила в редакцию 11.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.