УДК 796.072.3 ББК 75.0
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА
Бальсевич Вадим Константинович,
доктор педагогических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (г. Москва)
Аннотация. В статье изложены фундаментальные представления о закономерностях возрастного развития физического потенциала человека, включая его биомеханические, морфологические и функциональные характерис-
Ключевые слова: движение, активность, возрастное развитие, формирование.
PHYSICAL ACTIVITY AS A PHENOMENON OF HUMANS KINEZIOLOGIC POTENTIAL
Balsevich V.K., Professor, Dr. Biol. of the Russian State University of physical culture, sport, youth and tourism (Moscow)
Abstract. The article describes the fundamental idea of the patterns in the age of development of physical capabilities, including its biomechanical, morphological and functional characteristics. Key words: traffic, activity, age, formation.
Введение. Среди читателей этой статьи вряд ли найдется человек, который взял бы на себя смелость отрицать, что движения, мускульные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием нормального состояния человеческого организма. Известные афоризмы «движение - это жизнь», «движение - залог здоровья», «в здоровом теле - здоровый дух» и т.п., пожалуй, отражают общепризнанность и неоспоримость значения двигательной деятельности для развития и поддержания человеком нужных свойств и возможностей своего организма.
Кинезиология как научная, а во многих странах мира как учебная дисциплина и лечебная, профилактическая практика (аррНеё kineziology) возникла сравнительно недавно на стыке спортивной медицины, физиологии, морфологии, биомеханики, биоэргономики, теории спортивной подготовки и оздоровительной физической активности человека. Она быстро завоевывает авторитет среди специалистов прежде всего благодаря осуществлению интег-ративной функции в сфере научного знания о движениях
- 172 -РИ?-
и двигательных действиях человека, в развитии которого заинтересованы и медики, и представители биологической науки, и педагоги-воспитатели, учителя, тренеры, и социальные работники, и представители силовых структур, и все те, кому небезразлично здоровье своих детей, свое здоровье и вообще здоровье нации.
Но «движения живут и развиваются», как писал H.A. Бернштейн, впервые обративший внимание на необычайную научную плодотворность исследования возрастных преобразований систем движений человека и эволюции двигательной функции в филогенезе животных. Поэтому представляется вполне логичным продолжение этой методологической линии творческого наследия H.A. Бернштейна путем формирования новой интегративной научно-технологической области знания, изучающей фундаментальные закономерности возрастного развития двигательной деятельности человека и на этой основе разрабатывающей непротиворечивые природо- и социосообразные технологии ее совершенствования на разных этапах онтогенеза человека, в раз-
нообразных формах его физической активности. Эту область кинезиологии, на мой взгляд, правомерно назвать возрастной кинезиологией, или онтокинезиологией человека.
Жизнь показала, что даже самые выщающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека, разрушения его биологической природы. Они могут лишь замедлить его, post factum спасти то, что еще можно спасти. Актуальный тезис о необходимости охраны природы теперь представляется уместным дополнить призывом к охране природы в человеке, к сохранению и совершенствованию этой природы. В вопросе стратегии борьбы за охрану природы в человеке среди ученых всего мира наблюдается редкое единодушие. Их подавляющее большинство считают главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья человека, сохранения тончайшим образом организованного механизма регуляции его жизнедеятельности, систематической физической активности в течение всей жизни. Поэтому у нас есть все основания сказать, что социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека закономерно трансформируется в одну из форм культурных потребностей людей, определяющих их стремление к физическому совершенствованию.
Сущность двигательной активности человека
Содержание двигательной (физической) активности человека составляет его систематическая, мотивированная деятельность, направленная на развитие, поддержание и совершенствование его кинезиологического потенциала на разумно необходимом и достаточном или экстремально высоком уровне, в зависимости от текущих или долгосрочных ее целей. Главным компонентом содержания двигательной активности независимо от ее целей является СИСТЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, в основе которых лежат целенаправленные ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Движения - продукт определенным образом организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма [1, 2]. Помимо выполнения утилитарных функций, обеспечивающих нормальное существование человека в среде, реализация им бытовых, трудовых и других двигательных действий, движения служат не только источником негэнтропийных ресурсов поддержания го-меостазиса, но и основой физического и спортивного воспитания человека, базисным инструментом освоения им ценностей физической и спортивной культуры [5].
Целенаправленность движений, реализованный в физических упражнениях, определяется оперативными, текущими и долгосрочными целями физической активности.
Целью одного конкретного упражнения может быть развитие усилия в нужном направлении и заданной величины, перемещение звеньев тела, всего тела, спортивного снаряда или элемента тренажерного устройства. Целью выполнения серии или комплекса упражнений может быть приобретение или совершенствование какого-либо физического качества, способности или умения. Цель длитель-
ных занятий физическими упражнениями - достижение высокого уровня развития кинезиологического потенциала человека, его двигательных способностей, приобретение навыжов правильного выполнения движений, формирование физического здоровья, достижение высоких спортивных результатов, в том числе и элитного или профессионального уровня, воспитание упорства, трудолюбия, высокого уровня самодисциплины и других важных для личности и общества нравственных качеств и черт характера.
Биологические детерминанты двигательной активности
В самом общем виде биологическое в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения и двигательные действия человека являются результатом деятельности его организма как живой системы, основой физического и спортивного воспитания человека, базисным инструментом освоения им ценностей физической и спортивной культуры [14]. Выдающийся исследователь физиологии активности H.A. Бернштейн писал, что жизнь движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма - от клетки до коры головного мозга.
Движение, независимо от того, выполняется ли оно под контролем сознания, по приказу высших отделов коры головного мозга, или осуществляется по механизму безусловного рефлекса, так или иначе сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биохимических процессов обеспечения энергетики движения.
Сам по себе процесс индивидуального развития ки-незиологических систем «запускается» на чисто биологической основе безусловнорефлекторных реакций, проявляющихся как в антенатальном, так и в постнатальном периоде индивидуальной эволюции человека [4].
Физическая активность человека в конечном счете направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня развития физических качеств и способностей. Это не может быть достигнуто никаким другим путем кроме тренировки.
Основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого - способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности живых организмов, их выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях различных факторов внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма [10].
Благодаря реализации в процессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит накопление человеком все новых и новых физических кондиций, мобилизация и развертывание все новых и новых внутренних ресурсов организма. Тот же механизм процесса адаптации, специфические особенности ее протекания обусловливают и естественные ограничения в стабильности тренировочного эффекта, и необходимость изменения содержания физической активности в ходе индивидуальной возрастной эволюции человека.
Знание закономерностей процессов адаптации к физическим нагрузкам становится поэтому одним из са-
173
мых важных условий успешной организации физической активности человека.
Данные многочисленных исследований свидетельствуют в пользу наследственной обусловленности многих конституциональных признаков и телосложения человека, морфологических характеристик мышечных волокон и систем кровоснабжения двигательного аппарата. Имеются также указания на генетическую обусловленность ряда функциональных проявлений, в том числе имеющих прямое отношение к физической активности. Например, в исследованиях В.Б. Шварца, В.М. Зациорского, Л.П. Сер-гиенко [12] показана высокая конкордантность таких физических качеств, как быстрота, гибкость и другие, у монозиготных близнецов. Указания на высокую степень генетической детерминированности скоростно-силовых проявлений, аргументированные результаты исследований, проведенных «близнецовым методом», содержатся в работе Т. НоБЫкауа с соавт. и др. [15].
В наших исследованиях [3] получены данные о высокой степени конкордантности показателей частоты движений у монозиготных и дизиготных близнецов.
В литературе имеются и другие свидетельства того, что индивидуальные особенности моторных проявлений могут иметь под собой генетически детерминированную основу.
J. МигаБе с соавт. пришли к заключению, что биомеханический аспект беговой подготовленности генетически детерминирован в той же степени, что и физиологические и антропологические факторы. При этом наибольшее сходство в парах монозиготных близнецов обнаружено ими в параметрах перемещения центра массы тела, угловых характеристиках движений в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при постановке ноги на грунт и отталкивании, а также во времени пробегания контрольной дистанции - 40-50 м [16].
Можно, однако, думать, что генетическая детерминация различных уровней морфологии мышечной системы не обязательно является главным фактором спортивной результативности и реализация генетических предпосылок определяется многочисленными внешними обстоятельствами. Противоречивость оценок важности факторов наследственности в структуре спортивной результативности, вероятно, связана с разнохарактерными зависимостями последней от многочисленных функциональных проявлений, сконцентрированных в двигательной и особенно спортивной деятельности. Уже то обстоятельство, что результат на стайерской дистанции плавания определяется не только «чистой» выносливостью, проявления которой обеспечиваются наличием достаточно высокого процента содержания «медленных» мышечных волокон, но и необходимым потенциалом скоростных качеств пловца [13], по крайней мере свидетельствует о нежелательности крайних значений в соотношении волокон быстрого и медленного типа в мышцах пловца-стайера. Такое же суждение будет, по-видимому, справедливым и для мышц спринтера. И в этом случае высокий процент содержания «быстрых» волокон в мышце еще не гарантирует достижения высокого результата в скоростных упражнениях.
В суждениях специалистов, освещающих проблему
генетическои и средовои детерминации успешности
спортивной деятельности, как правило, основное внимание фокусируется на доказательствах или опровержениях наследственной обусловленности отдельных биомеханических, морфологических и функциональны« характеристик или, в лучшем случае, их комплексов. При этом из поля зрения большинства выпадает такой важный аспект проблемы, как степень детерминированности НАСЛЕДСТВЕННОСТЬЮ И (ИЛИ) СРЕДОЙ характера или, точнее, ритма развития физического потенциала человека в процессе его индивидуальной эволюции [3, 5, 7, 15].
Социальные детерминанты двигательной активности
Огромное влияние на становление и развитие двигательной функции человека оказывают факторы социального происхождения.
К числу таких факторов следует отнести прежде всего те обучающие воздействия, которые испытывает ребенок со стороны своих первык воспитателей. Эти воздействия могут носить характер создания нужных условий для развития моторики ребенка, его нормального физического развития, они могут включать в себя непосредственно обучающие действия родителей, в первую очередь матери, членов семьи, а также воспитателей в яслях. Затем наступает время овладения новыми, все более сложными формами физической активности, которые осваиваются ребенком в общении со сверстниками, в том числе и в коллективных играх. Стихийность или организованность этих воздействий общества, осуществляемых по каналам «культурной преемственности», не меняет их социальной сути. К числу важнейших из этих каналов следует отнести физическое воспитание детей и молодежи, а также спортивную подготовку и разные формы физкультурных занятий людей различного возраста, в том числе и пожилого.
Социальными по своей сути являются и целевые установки управляемого обществом процесса воспитания физической активности людей. Разумеется, социальная среда оказывает определяющее влияние на характер ориентации и установок, реализуемых в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и других форм физической активности.
Естественное стремление людей к укреплению своего физического здоровья, которое в странах с развитой рыночной экономикой подкрепляется еще и достаточно высокой стоимостью медицинского обслуживания, позволяет предпринимателям получать прибыль от производства и продажи спортивной одежды, обуви и инвентаря, различного рода тренажерных и диагностических устройств, компьютерной техники, туристского снаряжения, специальной литературы, содержащей методические рекомендации по физической тренировке.
Широкие общенациональные программы развития физической активности детей и молодежи в США (например, программа ААРНЕЯ) реализуются во многом благодаря усилиям военного ведомства, заинтересованного в повышении уровня физической подготовленности молодежи призывного возраста. Все это позволило заметно повысить за последние годы физическую активность и уровень физических кондиций молодежи в США, хотя их
174
абсолютный нынешний уровень не может считаться достаточным.
Объективные факторы прогресса общественного производства: внедрение новых прогрессивных технологий, автоматизация и роботизация, снижение доли ручного труда в нем - предъявляют и будут предъявлять новые, значительно более высокие требования к адаптационным способностям человека, к его физическому здоровью. Поэтому социальная установка цивилизованных общественных формаций на повышение уровня физической активности людей как важного условия укрепления их здоровья, достижение массового физического совершенства и роста на этой основе эффективности и качества труда и личного благосостояния означает новый шаг вперед в реализации идей гуманистической ориентации общественной и государственной деятельности, которая, к сожалению, во многих случаях не поднимается выше вербального, декларативного уровня [17-20].
Вместе с тем совершенствование физических кондиций человека не должно рассматриваться как узкоутилитарная цель повышения дееспособности работника непосредственно в сфере производства или каких-либо других видов деятельности. Речь идет о физическом совершенствовании как одной из составляющих гармоничного развития, одной из целей воспитания человека, повышения уровня его личностной культуры.
Не случайно теория и практика культурного строительства в нашей стране выдвинули такую новую форму организации физической активности людей, как движение «СпАрт»* и культурно-спортивный комплекс [11]. Именно в рамках этих новых форм по-новому высветился культурологический вектор физической активности, ее неразрывность с общей культурой и традициями народов Российской Федерации.
Основные противоречия процесса реализации двигательной активности человека
Нужно сказать, однако, что приведенные примеры прогрессивного развития форм физической активности и совершенствование условий для ее реализации в жизнедеятельности современного человека отнюдь не означают, что этот процесс протекает гладко и непротиворечиво. Более того, раскрытие и анализ реально существующих противоречий в процессе развития физической культуры необходимы для выявления резервов повышения эффективности физического воспитания и физической подготовки людей.
Наиболее существенными, вероятно, являются противоречия между прокламируемыми целями физического воспитания и физической подготовки и реальными возможностями их осуществления для каждого отдельного человека, между установкой на высокую спортивную результативность и необходимостью колоссальных затрат времени и сил на ее достижение, между стремлением к массовости спортивных занятий и отсутствием достаточных условий для организации физической активности различных категорий населения и т.п.
Действительно, школьное физическое воспитание провозглашает своей главной целью разностороннее развитие физических способностей учащихся и на этой осно-
ве укрепление их здоровья. Но традиционный школьный урок не в состоянии обеспечить учащимся нужного тренировочного эффекта и, в лучшем случае, может помочь в обучении отдельным видам движений. В то же время существующая в школе система внеклассного физического воспитания (спортивные секции, кружки и т.п.) настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что не в состоянии самостоятельно решить эту задачу.
Система спортивной подготовки, осуществляемой по линии детско-юношеских спортивных школ, в большей степени готова к решению этой задачи, поскольку она имеет неплохую научно-методическую основу, лучшие материально-технические и организационные возможности. Однако главной целью спортивной подготовки все-таки является достижение высокого спортивного результата, и это обстоятельство порождает новую цепь противоречий.
Во-первых, теперь уже не каждый школьник, а только тот, у кого тренер разглядит «спортивный талант», будет иметь реальную возможность заниматься в ДЮСШ, все остальные такой возможности автоматически лишаются, что ставит под угрозу реализацию массовости спортивных занятий детей. Во-вторых, предполагается, что высокий спортивный результат может быть достигнут только на базе исключительного здоровья и высокого уровня общей физической подготовленности. Но современный уровень спортивных достижений настолько высок, что решение основной задачи спортивной подготовки требует все большей специализированности адаптации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья. Таким образом, достижение юными спортсменами главной цели физического воспитания - высокого уровня физического здоровья - оказывается проблематичным.
Выход из этой ситуации пока видится только один: для юных спортсменов, занимающихся в режимах интенсивной спортивной подготовки, необходима особо эффективная медико-биологическая, педагогическая и психологическая система мониторинга реакций занимающихся на тренирующие нагрузки, а также служба контроля за их состоянием и его системная коррекция и реабилитация в случае необходимости.
Однако создание этой абсолютно необходимой медико-биологической службы связано с такими затратами и кадровыми трудностями, что круг юных спортсменов, обеспеченных современными условиями спортивной подготовки, неизбежно сужается. Преодолеть это противоречие можно, соединив организационно-методические возможности спортивной школы с продуманно расширяющимися возможностями их массового использования в системе физического воспитания в общеобразовательной школе.
Нам удалось проверить жизнеспособность этой идеи в масштабных организационно-педагогических экспериментах [4, 6, 9], но это уже другая, совсем отдельная тема для обсуждения, которой я коснусь позже.
В конечном счете суть обозначенных выше противоречий обусловлена диалектикой развития системы фи-
зического воспитания учащихся и массового спорта в на-
175
шей стране, необходимостью их выхода на качественно новый уровень, повышением «строгости» социальных требований к сфере физической активности людей, особенно детей и молодежи.
Это, разумеется, не означает, что массовость спорта уже изжила себя как типичная черта бывшего советского физкультурно-спортивного движения.
Тем не менее очевидно, что в современных условиях она приобретает новые качественные признаки, требующие принципиально новых подходов к преобразованию этой сферы российского образования, культуры и, по-видимому, вообще стиля жизни разных поколений россиян, но прежде всего детей и молодежи.
В связи с этим представляется чрезвычайно важным повышение общего уровня культуры отношения к физической активности, понимание ее общесоциальной и личностной сущности, овладение знаниями о законах физического совершенствования, путях формирования нужных для современного человека кинезиологических кондиций [5, 8].
При этом необходимо помнить, что общественное знание только тогда становится действенным, когда им овладевают многие люди, тем более когда оно становится достоянием каждого человека.
Заключение. Феноменологический анализ процесса развития кинезиологического потенциала человека позволяет, разумеется лишь в первом приближении, создать представление о движущих силах этого развития, построить логически обоснованную систему гипотез об их взаимодействиях и несовместимостях, о факторах, благоприятствующих и препятствующих гармоничному развитию кинезиологичес-ких функций и обеспечивающих их развертывание и полезную работу систем организма человека, о социальных и биологических пространствах, детерминантах, стимулах и направ-ленностях развития кинезиологического потенциала на разных этапах индивидуальной эволюции человека.
Опираясь на изложенные в этой статей соображения, можно сделать следующие выводы:
1. В силу социально-биологической сущности физической активности человека представляется вполне логичным полагать, что его кинезиологический потенциал, как материальная основа ее реализации, должен развиваться в пространствах социума и биоса.
Биологическими субпространствами являются мор-фофункциональные системы организма человека, развитие и деятельность которых обеспечивают формирование адекватного им кинезиологического потенциала. Они же для последнего выступают в роли носителей, хранителей и ретрансляторов филогенетической и генетической информации, являющейся фундаментальным и высоконадежным элементом материализованной стратегии приро-досообразного онтогенеза кинезиологических систем человека. Они же являются носителями эволюционно закрепленных механизмов приспособления этих систем к таким экзогенным константам, как гравитация, диапазон приемлемых для жизни температур, состава и состояния атмосферы и космоса, пищевых и водных ресурсов и т.п.
Социальными субпространствами являются культуры жизнедеятельности общества и личности, их валеологичес-
кая, физическая и спортивная культура, реализуемые в таких своих активно (в идеале) деятельностных формах, как семейное и спонтанно-средовое физическое воспитание, организованное физическое и (или) физкультурное воспитание или физическая подготовка в детских дошкольных и школьных учреждениях разного типа, в системе профессионально-технического и высшего образования, в вооруженных силах, но главное - это спортивная подготовка в спортивных школах разного типа, спортивных клубах, обществах, командах, в частных студиях, в структурах профессионального спорта, в олимпийском спортивном движении.
В этих субпространствах «взращиваются» индивидуальные кинезиологические потенциалы людей, создаются и отвергаются технологии их формирования, и по каналам культурной преемственности осуществляется передача ценностей физической и спортивной культуры от поколений к поколениям.
Макродетерминанты индивидуального возрастного развития человека могут быть представлены прежде всего системой предопределенных природой закономерностей процессов индивидуальной эволюции организма, роста и развития всех его систем, а также состоянием уровня и качества фундаментального знания этих закономерностей и построенных на его основе передовых, постоянно совершенствующихся технологий поддержки или стимулирования индивидуального соматического и функционального развития, не противоречащих упомянутым закономерностям онтогенеза кинезиологического потенциала человека.
Система стимулов развития кинезиологического потенциала человека представляется конгломератом структурно в разной степени упорядоченных потребностей: биологических - организма, и социальных - личности человека. Первые предопределяются естественной, природно детерминированной необходимостью физической активности человека для поддержания гомеостазиса, для нормального функционирования всего человеческого организма. Вторые формируются условиями жизнедеятельности, системой личностно и общественно значимых ценностей и парадигм мировой и национальной физической и спортивной культуры, соответственно общими культурами жизнедеятельности, их традициями и тенденциями развития, а также корпоративными и личностными социально-психологическими интересами, мотивами и установками.
Содержательной основой векторов развития кинези-ологического потенциала человека является процесс формирования целей такого развития, как на уровне глобального и национального общественного сознания, так и на корпоративном групповом и индивидуальном личностном уровне. Акмеологическая составляющая направленности стимулируемого развития кинезиологического потенциала человека в этой связи представляется одной из важнейших частных детерминант содержания, объема и интенсивности свободно выбранных человеком режимов физической активности на разных этапах его (ее) жизни.
Список использованной литературы
1. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. - М.: Медицина, 1967. - 476 с., ил.
176
2. Аршавский, И.А. Проблема периодизации онтогенеза человека / И.А. Аршавский // Сов. педагогика. - 1965. - № 11. -С.120-123.
3. Балъсевич, В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с., ил.
4. Балъсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с., ил.
5. Балъсевич, В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В.К. Бальсевич // Вопросы философии. - 1981. - № 8. - С. 78-89.
6. Балъсевич, В.К. Инновационная образовательная технология спортивно-ориентированного физического воспитания / В.К. Бальсевич, А.И. Корунец, Л.Н. Прогонюк и др. // Сургут: Дефис, 2001. - 212 с.
7. Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа / А.Г. Карпеев. - СибГАФК. - Омск, 1998. - 322 с.
8. Кузин, В.В. Очерки теории и истории интегративной антропологии / В.В. Кузин, Б.А. Никитюк. - М.: ФОН, 1995. -174 с
9. Лубышева, ЛИ. Спортивная культура в школе: монография / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 152 с.
10. Ратов, И.П. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры / И.П. Ратов, В.В. Иванов, Г.И. Попов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 5. - С. 9-13.
11. Столяров, В.И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) / В.И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 4. - С. 1024.
12. Шварц, В.Б. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека / В.Б. Шварц, В.М. За-циорский, Л.П. Сергиенко // Теория и практика физ. культуры. - 1975. - № 6. - С. 22-29.
13. Astrand P.O., Rodal K. Text book of work physiology. - N. Y., 1970. - 669 p.
14. Ekblom В. Physical training in normal boys in adolescence // Acta Paediatr. - 1970. - V. 217. - P. 60-71.
15. Hoshikawa Т., Amano Y., Kito N., Matsui Н. Kinematic analysis of walking and running in twins//Biomechanics VIII-A (Н. Matsui, K. Kobayashi-eds.). - Human Kinetics Publishers, Campaign. - 1983. - P. 498-502.
16. Murase Y., Hoshikawa Т., Amano Y. et al. Biomechanical analysis of sprint running in twins // Vll-th International Congress of Biomechanics. Warsawa: 1979. - P. 179-180.
17. Shephard R.J., C. Bouhard Associations between health behaviors and health related fitness. Brit. Journ. Sports Med., 1996; 30: 94-101.
18. Starosta W. Anniversary establishing and development of International association of Sport Kinetics. - Warsaw. - 2007. - 369 p.
19. Wilmore J.H, Costill D.L. Physiology of sport and exercise. -Champaign: Human Kinetics. - 1994 - 549 p.
20. Winter K. Zum Problem der Sensibilen Phasen in Kinder und Jugendalter. Korpererziehung, 1986. - No 8/9. - 59-93.
УДК 796.8 ББК 75.715
ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА В ВИДАХ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ, В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ
В.К. БАЛЬСЕВИЧА
Дворкин Леонид Самойлович,
доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)
Аннотация. В статье представлены особенности структуры специальной физической подготовленности единоборцев в процессе многолетней подготовки и выявлены онтокинезиологические факторы возрастного развития взрывной силы человека с 10 до 18 лет в видах спортивных единоборств, в свете концепции В.К. Бальсевича. Ключевые слова: единоборства, возрастное развитие, физическая подготовленность.
|- 177