Л.И. Халилова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ20
Институт Международных образовательных программ Санкт-Петербурский политехнический университет, Россия, irekovnal@mail.ru
О роли двигательной активности, и ее влиянии на развитие человека написано немало. Термин «двигательная активность» объединяет разнообразные двигательные действия, выполняемые в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. По мнению ряда ученых [1,2], высокая двигательная активность является одним из показателей физической подготовленности человека и оказывает положительное влияние на выполнение им профессиональных приемов и действий.
Также исследования зарубежных авторов показывают, что совершенствование двигательной активности, прогрессивный рост спортивных результатов возможны только при высоком уровне её развития.
Двигательная активность - биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Трудно переоценить значение двигательной активности для молодёжи. В укреплении здоровья, увеличении продолжительности жизни и повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды важная роль принадлежит систематической мышечной деятельности человека.
Дозированная мышечная нагрузка способствует разрядке отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение и усталость, повышает жизненный тонус и работоспособность. Сегодня нормальный день студента - 6-8 ч. аудиторных занятий плюс в среднем 1,5 - 2 ч. дома на самоподготовку, три - четыре часа интернет и просмотр телевизора.
Медицинские обследования, которые систематически проводятся в ИМОП и МВШУ, свидетельствуют о том, что ежегодно все большее число студентов освобождается от занятий физической культурой по состоянию здоровья либо посещают эти занятия на специальном медицинском отделении.
20
L.I. Khalilova. Motor activity and its impact Health students. Institute of International Educational Programs St. Peterburskogo Polytechnic University, Russia.
374
Предметом исследования явилось изучение физической активности студентов СПбПУ Актуальность проблемы подчеркивает проведенный социологический опрос студентов второго курса факультета МВШУ Анкета включала в себя вопросы по двум аспектам: удовлетворенность студентов содержанием учебного процесса и его спортивным инвентарём и оборудованием и т.п., заинтересованность студентов в занятиях физической культурой и спортом.
Цель дисциплины физическая культура в вузе - укрепление здоровья, повышение уровня физической и функциональной подготовленности студентов, формирование основных двигательных умений и навыков, подготовка к будущей профессиональной деятельности, соблюдение норм здорового образа жизни, в присвоение самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
В обследовании приняли участие 60 студентов. Анализ полученных результатов проводился путем подсчета процентного соотношения полученных ответов на отдельные вопросы анкеты.
На вопрос : «Какая, по вашему мнению, должна быть периодичность занятий физкультурой в недельном цикле?» большинство респондентов ответили: «2 раза в неделю» — это примерно 58 %. Около 36 % опрошенных выбрали вариант «1 раз в две недели и реже», и только 6 % — готовы заниматься физкультурой «3 раза в неделю и более».
Рис.1. Периодичность занятий ФК в недельном цикле
375
Следующий вопрос позволил выявить, какой процент студентов принимает активное участие в спортивных мероприятиях, проводимых в вузе: 48 % респондентов ответили что не принимают участия в спортивных мероприятиях, 28 % выявили желание принять участие в соревнованиях, 24 % опрошенных ответили утвердительно.
Рис.2. Активность участия в спортивных мероприятиях
На вопрос «Как часто вы занимаетесь физкультурой самостоятельно? вне университета были получены ответы, которые дали возможность оценить, насколько студенты способны заботиться о собственном здоровье и соответствовать идеалу здорового человека. Так, 26 % опрошенных занимаются физкультурой реже 1—2 раз в неделю, 52 % ответили, что «1—2 раза в неделю», 16 % студентов занимаются физической подготовкой 3—4 дня в неделю, и только 6 % как удовлетворительно. Оценивают свою физическую подготовку 72 % студентов удовлетворительно, 14 % -неудовлетворительно.
Рис.3. Периодично сть самостоятельных занятий ФК
На вопрос: «Считаете ли вы правильным, что дисциплина физическая культура является обязательным предметом в вузе?». Большинство опрошенных ответили «да». Это свидетельствует о том, что студенты осознают важность хорошей физической подготовки для ритма современной жизни. Большинство опрошенных на вопрос: где они занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, помимо вуза, ответили: по месту жительства или в спортивных организациях.
Исследования, проводимые за последние годы на нашей кафедре, показали, что систематические физические нагрузки (1-2 раза в неделю по 4560 мин) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние. Активизация двигательного режима различными физическими упражнениями совершенствует функции систем, регулирующих кровообращение, улучшает сократительную способность миокарда и кровообращение, снижает гипоксию, то есть предупреждает и устраняет проявления большинства факторов риска основных болезней сердечно-сосудистой системы [3,4]. Физическая тренировка развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность занимающихся.
Таким образом, содержание физического воспитания в ИМОПе и МВШу направлено на формирование у студентов, комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на
развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма.
Литература
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура студента: учеб. Пособие / Ю.И. Евсеев.-Ростов-на-Д.: Феникс, 2012. 44 с.
2. Физическая культура и здоровье: учебник/под ред. В.В. Пономарёвой. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2006. 35 с.
3. Васина А.Ю., Дидур М.Д., Иыги А.А., Утехин В.И., Чурилов Л.П. Мышечная ткань как эндокринный регулятор и проблема гиподинамии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. 2014. № 2. С. 5-15.
4. Пискун О. Е., Петрова Н. Н., Венгерова Н. Н., Варзин С. А., Чистяков В. А. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер.11. 2011. Вып.1. С.81-91.
Шарок В.В.
ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО ЗДОРОВЬЕМ21
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, Россия, ver0nica@mail.ru
Актуальность исследования рискованного поведения обусловлена его высокой распространенностью, особенно среди молодежи [6]. Употребление наркотиков и алкоголя, беспорядочные сексуальные связи приводят к негативным социальным последствиям и способствуют распространению ВИЧ-инфекции. В связи с тенденцией распространения рискованного поведения при разработке эффективной профилактики необходимо учитывать как факторы, способствующие такому поведению, так и факторы, препятствующие его возникновению.
На данный момент не существует единого общепринятого понимания рискованного поведения. В данной работе понималось, что рискованное
21
Sharok V.V. Factors Impeding The Propensity For Risky Behavior Related To Health. National University of mineral resource "Mountain", Saint Petersburg, Russia.
378